Повышение эффективности исполнения государственных решений при реализации политики в сфере туризма

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 3535 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 19.07.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы государственного управления в сфере туризма 4
1.1 Понятие, цели и задачи государственной политики в сфере туризма 4
1.2 Субъекты принятия и исполнения государственных решений в сфере туризма 6
1.3 Нормативно-правовая база государственных решений в сфере туризма 8
Глава 2. Анализ и оценка эффективности исполнения государственных решений при реализации подпрограммы «Туризм» государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» 12
2.1 Анализ показателей исполнения государственных решений 12
2.2 Оценка эффективности исполнения государственных решений 18
2.3 Проблемы процессов исполнения государственных решений 21
Глава 3. Разработка рекомендаций по развитию процессов принятия и исполнения государственных решений 25
3.1 Направления развития процессов принятия и исполнения государственных решений 25
3.2 Мероприятия по совершенствованию процессов принятия и исполнения государственных решений 26
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Фрагмент для ознакомления

д.), схематично степень их взаимодействия можно представить в следующем виде (рис. 1).Рисунок 1 - Взаимодействие федеральных и региональных проектовЗаключение соглашений между федеральными и региональными органами исполнительной власти в сфере развития туриндустрии должно явиться отправной точкой реализации проектов. При этом в целях повышения эффективности и достижения конечных результатов представляются целесообразными и иные формы кооперационного взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами: государственное и муниципально-частное партнерство, концессия, контракты жизненного цикла.Среди перспектив развития подпрограммы «Туриз» можно выделить модернизацию инфраструктуры городов, мотивацию специалистов для оказания более качественных туристских услуг, внедрение информационной среды в эту сферу и повышение компетентности работников туристкой сферы.3.3. Оценка мероприятий по эффективности реализации государственной программыНесмотря на значительные сложности во всех отраслях экономики, возникшие в начале 2020 года, вызванные распространением коронавирусной инфекции COVID-19, в мире, приоритеты развития туристской сферы остаются неизменны. Туристская отрасль оказалась одной из наиболее пострадавшей с данной ситуации. Всемирный совет по путешествиям заявил, что под угрозой сокращения оказались порядка 75 млн. рабочих мест, что составит 12-14% рабочих мест в туриндустрии по всему миру, а убытки туристического бизнеса превысят 2 трлн. долларов.В марте 2020 года Правительство РФ причислило туризм, гостиничный бизнес и санаторно-курортную деятельность к отраслям экономики, которые первыми получат государственную поддержку в связи с пандемией. Данным отраслям предоставлено шесть месяцев отсрочки по налоговым выплатам (кроме НДС), также продлили сроки предоставления налоговых деклараций сроком на 3 месяца, сроки направления требования об уплате налогов, сборов и страховых взносов на 6 месяцев, перенесли сроки проведения налоговых проверок. В апреле 2020 года туроператорам выделили от государства 3,5 млрд. рублей на выплаты по невозвратным билетам, входящих в стоимость турпакета, а также вывоза туристов из иностранных государств с неблагоприятной эпидобстановкой. Распоряжением Правительства Российской Федерации от18 июня 2018 г. № 1876-р о мерах поддержки российских туристов и отечественной туротрасли, было приято решение о введении программы возмещения части стоимости туристической услуги гражданам Российской Федерации. Целью данной акции является стимулирование доступных внутренних туристических поездок. Первый этап программы стартовал в августе 2020 года. Турист, отправившийся в путешествие с августа по декабрь, получил возможность возврата денежных средств в размере от 5 до 15 тысяч рублей в зависимости от стоимости тура. Одним из условий данной программы является продолжительность тура не менее четырех ночей. Правительство заложило 15 млрд. рублей в финансирование данной программы. Возврат возможен как для самостоятельных туристов, так и для организованных. Правительство Российской Федерации рассчитывает тем самым оказать содействие 2 млн. российским гражданам. Купить тур с кэшбэком можно было с 21 по 28 августа 2020 года. Второй этап программы претерпел некоторые изменения и взял старт в октябре 2020 года. Участие в программе смогли принять туроператоры, зарегистрированные в едином федеральном реестре туроператоров (ЕФРТ), гостиницы и санатории, прошедшие процедуру обязательной классификации, электронные системы агрегаторов туристских услуг. Принятые меры несомненно окажут положительное влияние на рост количества поездок внутри страны и развитие туристического сектора в регионах в целом, но это не означает, что туристская сфера не будет нуждаться в дополнительной поддержке от государства. Следует учесть, что в дополнение к существующим мерам стимулирования туристической отрасли ее эффективное функционирование в постковидный период может обеспечить реализация следующих направлений: 1. Расширение мер по субсидированию туристических поездок внутри страны для конкретных категорий граждан (детей, пенсионеров, малообеспеченных семей и т. д.). Одной из проблем российского туризма является дороговизна внутренних туристических услуг, что вкупе со снижающимися доходами населения делает отдых внутри страны недоступным для многих граждан. В связи с этим целесообразно внедрять пакетные решения, когда стоимость тура с включенным набором туруслуг оказывается дешевле, чем их приобретение туристом по отдельности, либо компенсируется часть стоимости билетов на различных видах транспорта, составляющей основную статью затрат российских туристов.2. Расширение набора мер поддержки для туристического бизнеса. В условиях повышенного внимания органов власти к развитию внутреннего туризма целесообразно значительно расширить объем мер поддержки, оказываемых организациям, занимающимся туроператорской деятельностью. В частности, возможно сократить размер уплачиваемого туроператорами налога на добавленную стоимость. В настоящее время субъекты турбизнеса, занятые в производстве внутреннего туристского продукта и предоставляющие отдельные услуги туроператорам, не являются обществами с ограниченной ответственностью, поэтому либо имеют льготы по уплате налога на добавленную стоимость(НДС), либо используют упрощенную систему налогообложения. По мнению крупнейших участников туристического рынка, при объединении этих услуг в турпакет в соответствии с российским законодательством туроператор должен заплатить с турпродукта НДС в размере 20%, в то время как выездной турпродукт этим налогом не облагается, что приводит к удорожанию внутреннего отдыха. Также необходимо на системной основе осуществлять программы субсидирования чартерных перевозок внутри страны. Запущенные в 2020 году при поддержке Ростуризма чартерные рейсы в удаленные районы России доказали их востребованность туристами. Благодаря этой мере стоимость недельного тура на Байкал уменьшилась по сравнению с 2019 годом в два раза. Это позволит расширить географию путешествий и удешевить стоимость услуг на внутренний туризм. 3. Активное внедрение цифровых технологий в сфере туризма. Одной из современных тенденций, определяющих развитие туризма в мире, является активное развитие цифровых технологий. Их внедрение в сфере туризма России актуально для планирования и покупки путешествий. В этих целях весьма перспективным становится создание туристических маркетплейсов – онлайн-площадок для продажи туров, которые объединяют различных участников рынка, предоставляющих широкий спектр туруслуг. Они могут быть интегрированы с уже существующими крупными цифровыми платформами других непрофильных компаний, имеющих широкую клиентскую базу (ПАО «Сбербанк», Яндекс и т. д.). Примером такой онлайн-площадки для туристов является проект RUSPASS, созданный в 2020 году в г. Москве. Ориентированный изначально для иностранных туристов, сервис вызвал интерес и у представителей внутреннего туризма. Так, за год его существования к нему присоединилось около 80 российских регионов. 4. Трансформация подхода к управлению и развитию туристской отрасли в регионах. Изменившийся подход к развитию туризма со стороны государства с акцентом на экономическую составляющую должен быть поддержан и на региональном уровне, для чего необходимо пересмотреть организацию регулирования отрасли в субъектах РФ. В настоящее время оно довольно специфично и отличается в каждом регионе, что отчасти объясняется социально-экономическими особенностями. Стоит отметить, что в регионах отсутствуют структуры, отвечающие конкретно за развитие туристской отрасли, вследствие чего единого подхода к ее стимулированию не наблюдается. Например, из пяти субъектов, образующих Европейский Север России, только в Карелии за развитие туризма как самостоятельного объекта управления отвечает Управление по туризму Республики Карелия.Активизация предложенных направлений развития туризма способствует росту доходности отрасли и, учитывая ее мультипликативный эффект, экономики в целом.Таким образом, проведенное исследование позволило заключить, что развитие туристической отрасли в России в постковидный период с учетом большого масштаба оказываемой ему государственной поддержки и наличия значительного объема сформировавшегося отложенного спроса россиян на туристические услуги может стать одним из драйверов развития экономики и эффективным инструментом восстановления внутреннего потребительского спроса. В то же время следует отметить, что уточнению масштабов влияния туризма на экономические параметры будет способствовать совершенствование официальной статистической информации, характеризующей отрасль. В частности, в настоящее время отсутствуют данные, отражающие структуру туристских расходов, что ограничивает исследование. Кроме того, в России до сих пор не принята официальная методика учета внутренних туристских потоков, а также весьма редко проводятся обследования, направленные на изучение социально-демографических характеристик туристов. Стоит указать, что требует расчета оценка прямого и косвенного вклада туризма в экономику на региональном уровне. Таким образом, ликвидация статистических пробелов по определению мультипликативного влияния туристской отрасли является актуальной задачей, от ее решения во многом зависят качество принимаемых управленческих мер и выбор направлений развития туризма на основе полученных прогнозов его воздействия на национальную и региональную экономики.ЗаключениеРазвитие туризма и его значимость для экономики, общества, государства определяются тем, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой. Кроме того, для каждой страны огромное экономическое, политическое и социально-культурное значение имеет, в частности, внутренний туризм, важна также роль социального туризма, что актуализирует значение деятельности государственных органов власти и управления. Особенно это важно для таких категорий населения, как дети, школьники, инвалиды, пенсионеры, молодежь и другие группы, именуемые социальными категориями населения, что в целом формирует социальный туризм.Таким образом, в результате обобщения исследований государственного регулирования туризма можно выделить главные вопросы: роль и значение государственной туристической политики как совокупность политик, связанных с туристской деятельностью, в частности природные, трудовые, транспортные и другие, что обеспечит синергетический эффект; взаимодействие государственных органов регулирования и субъектов рыночных структур осуществляется на стратегическом уровне, при этом политические инициативы в организации туристской деятельности могут проявляться как положительно, так и отрицательно; вопросы государственного регулирования туризма имеют институциональный и управленческий характер; прослеживается значимость государственного регулирования на региональном уровне, где учитываются туристские ресурсы территории, культурные и исторические факторы, характеризующие эволюцию социально-экономического развития территории и туристической деятельности.Список используемой литературыСтратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. (Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. №2129-р) Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 «Об утверждении государственной программы российской федерации "экономическое развитие и инновационная экономика"Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2020 года №909-р, (о выделении Ростуризму средств из резервного фонда) Распоряжением Правительства Российской Федерации от18 июня 2018 г. № 1876-р (о выделении 15 млрд. руб. на кэшбэк за покупку туров по России) Постановление Правительства Российской Федерации от 01.08.2019 № 998 "Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма"Балгабаева В.Т. Эффективность индустрии туризма в период кризиса // Экономика и бизнес. - 2020. - №18. - С.18-24 Баяндурян Г.Л., Джимова С.Б. Генезис основных направлений государственного регулирования туристического комплекса региона // Вестник Академии знаний. - 2019. - №6 (35). - С.57-63. Володченко В.С., Ланцова Д.С., Миронова Т.А., Сапунова Е.В., Бышок К.А. Перспективы трансформации законодательства в туристской индустрии // Вопросы науки и образования. - 2020.- №1 (85). - С.95-98. Гарина А.С. Место и роль туризма в российской экономике // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2019. - №4- 1. - С.172-175. Гудков А.А., Дедкова Е.Г., Терехова М.Г. Риски предприятий туризма и основные тенденции по их макроэкономическому регулированию // Тренды и управление. - 2019. - №1. - С.55-73. Гуревич О.Ю. Туризм в эпоху COVID-19: меры поддержки и траектории восстановления // Вестник ВГУЭС Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Территория новых возможностей. - 2020. - №2. - С. 61-727. Ишбулатов Р.Ф., Матвеева Л.Д., Шайгарданова В.Ю. Особенности государственной политики в сфере сельского туризма в странах европейского союза // Экономика и финансы (Узбекистан). - 2019. - №6. - С.13-17. Карпова Г.А., Рыбальченко И.Е., Игнатова Е.В. Эволюция развития и перспективные направления совершенствования рынка медицинского туризма // Известия СПбГЭУ. - 2020. - №5 (125). - С.102-107. Лаврова Т.А. Анализ экономического состояния индустрии туризма Российской Федерации в условиях распространения COVID-19 // Вестник национальной академии туризма. - 2020. - № 4. - С. 10–13. Леонидова Е.Г. Стратегический подход к развитию туризма в контексте моделирования структурных изменений экономики региона // Управленческое консультирование. - 2019. - № 12 (132). - С. 133–141. Леонидова Е.Г., Сидоров М.А. Структурные изменения экономики: поиск отраслевых драйверов роста // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2019. - Т. 12. № 6. - С. 166–181. Логунцова И.В. Индустрия туризма в условиях пандемии коронавируса: вызовы и перспективы // Государственное управление. - 2020. - №80. - С. 49-63. Мисихина С.Г. Комментарии о государстве и бизнесе // Высшая школа экономики. - 2020. - №284. - С. 1-8Мосалев А.И., Дементьев Д.А. Система институтов управления в сфере туризма // Проблемы теории и практики управления. - 2020.- № 4. - C. 121–131. Тимохин Д.В., Аллахвердиева Л.М., Койшинова Г.К. Развитие туриндустрии России в условиях рисков распространения COVID-19 на основе модели «экономического креста» // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - № 11. - С. 2791–2804. Туризм и экономический рост: региональный аспект / Е.А. Федорова, Л.И. Черникова, А.Э. Пастухова, Л.К. Ширяева // ЭКО. - 2020.- № 50 (9). - С. 138–155. Шарафутдинов В.Н., Онищенко Е.В., Наконечный А.И. Туристские технологические платформы как инструмент обеспечения конкурентоспособности региональных турпродуктов // Регион: экономика и социология. - 2019. - № 1. - C. 114–132.

1. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. (Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. №2129-р)
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 «Об утверждении государственной программы российской федерации "экономическое развитие и инновационная экономика"
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2020 года №909-р, (о выделении Ростуризму средств из резервного фонда)
5. Распоряжением Правительства Российской Федерации от18 июня 2018 г. № 1876-р (о выделении 15 млрд. руб. на кэшбэк за покупку туров по России)
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.08.2019 № 998 "Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма"
7. Балгабаева В.Т. Эффективность индустрии туризма в период кризиса // Экономика и бизнес. - 2020. - №18. - С.18-24
8. Баяндурян Г.Л., Джимова С.Б. Генезис основных направлений государственного регулирования туристического комплекса региона // Вестник Академии знаний. - 2019. - №6 (35). - С.57-63.
9. Володченко В.С., Ланцова Д.С., Миронова Т.А., Сапунова Е.В., Бышок К.А. Перспективы трансформации законодательства в туристской индустрии // Вопросы науки и образования. - 2020.- №1 (85). - С.95-98.
10. Гарина А.С. Место и роль туризма в российской экономике // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». - 2019. - №4- 1. - С.172-175.
11. Гудков А.А., Дедкова Е.Г., Терехова М.Г. Риски предприятий туризма и основные тенденции по их макроэкономическому регулированию // Тренды и управление. - 2019. - №1. - С.55-73.
12. Гуревич О.Ю. Туризм в эпоху COVID-19: меры поддержки и траектории восстановления // Вестник ВГУЭС Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Территория новых возможностей. - 2020. - №2. - С. 61-727.
13. Ишбулатов Р.Ф., Матвеева Л.Д., Шайгарданова В.Ю. Особенности государственной политики в сфере сельского туризма в странах европейского союза // Экономика и финансы (Узбекистан). - 2019. - №6. - С.13-17.
14. Карпова Г.А., Рыбальченко И.Е., Игнатова Е.В. Эволюция развития и перспективные направления совершенствования рынка медицинского туризма // Известия СПбГЭУ. - 2020. - №5 (125). - С.102-107.
15. Лаврова Т.А. Анализ экономического состояния индустрии туризма Российской Федерации в условиях распространения COVID-19 // Вестник национальной академии туризма. - 2020. - № 4. - С. 10–13.
16. Леонидова Е.Г. Стратегический подход к развитию туризма в контексте моделирования структурных изменений экономики региона // Управленческое консультирование. - 2019. - № 12 (132). - С. 133–141.
17. Леонидова Е.Г., Сидоров М.А. Структурные изменения экономики: поиск отраслевых драйверов роста // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2019. - Т. 12. № 6. - С. 166–181.
18. Логунцова И.В. Индустрия туризма в условиях пандемии коронавируса: вызовы и перспективы // Государственное управление. - 2020. - №80. - С. 49-63.
19. Мисихина С.Г. Комментарии о государстве и бизнесе // Высшая школа экономики. - 2020. - №284. - С. 1-8
20. Мосалев А.И., Дементьев Д.А. Система институтов управления в сфере туризма // Проблемы теории и практики управления. - 2020.- № 4. - C. 121–131.
21. Тимохин Д.В., Аллахвердиева Л.М., Койшинова Г.К. Развитие туриндустрии России в условиях рисков распространения COVID-19 на основе модели «экономического креста» // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. - № 11. - С. 2791–2804.
22. Туризм и экономический рост: региональный аспект / Е.А. Федорова, Л.И. Черникова, А.Э. Пастухова, Л.К. Ширяева // ЭКО. - 2020.- № 50 (9). - С. 138–155.
23. Шарафутдинов В.Н., Онищенко Е.В., Наконечный А.И. Туристские технологические платформы как инструмент обеспечения конкурентоспособности региональных турпродуктов // Регион: экономика и социология. - 2019. - № 1. - C. 114–132.

Вопрос-ответ:

Какие задачи ставит перед собой государственная политика в сфере туризма?

Государственная политика в сфере туризма ставит перед собой следующие задачи: развитие туристической инфраструктуры, привлечение инвестиций в туризм, создание благоприятных условий для развития туристического бизнеса, повышение качества и разнообразия туристических услуг, увеличение числа туристов и туристических поступлений, формирование имиджа страны как популярного туристического направления.

Кто является субъектами принятия и исполнения государственных решений в сфере туризма?

Субъектами принятия и исполнения государственных решений в сфере туризма могут быть различные органы государственной власти на разных уровнях - от федерального до муниципального. В зависимости от компетенции каждого органа, он может принимать и исполнять решения, связанные с развитием и реализацией политики в сфере туризма.

Какая нормативно-правовая база существует для государственных решений в сфере туризма?

Нормативно-правовая база для государственных решений в сфере туризма состоит из различных законов, постановлений и распоряжений, которые регулируют деятельность в этой сфере. К таким документам можно отнести, например, Федеральный закон "О туристической деятельности", законы о туристических зонах, правила и нормативы, устанавливающие требования к качеству и безопасности туристических услуг и т.д.

В чем заключается анализ и оценка эффективности исполнения государственных решений в сфере туризма?

Анализ и оценка эффективности исполнения государственных решений в сфере туризма включает в себя изучение результатов их реализации, а также оценку достигнутых целей и задач. В процессе анализа выявляются проблемные моменты и причины их возникновения, а также предлагаются меры по повышению эффективности и качества реализации государственных решений в сфере туризма.

Для чего нужно повышать эффективность исполнения государственных решений в сфере туризма?

Повышение эффективности исполнения государственных решений в сфере туризма необходимо для достижения главных целей государственной политики в этой сфере, таких как привлечение инвестиций, развитие туристической инфраструктуры, увеличение посещаемости, повышение уровня сервиса и укрепление позиции страны на международном туристическом рынке. Кроме того, эффективное исполнение государственных решений позволяет повысить конкурентоспособность туристического сектора, обеспечить стабильный экономический рост и создать новые рабочие места.

Какие цели и задачи стоят перед государственной политикой в сфере туризма?

Государственная политика в сфере туризма направлена на достижение следующих целей и задач: развитие туристической индустрии, создание условий для повышения привлекательности страны для туристов, стимулирование внутреннего и въездного туризма, разнообразие туристического продукта, улучшение качества туристических услуг, привлечение инвестиций в туристическую инфраструктуру, развитие туристического образования и кадрового потенциала, укрепление безопасности и защиты прав потребителей в сфере туризма, а также продвижение страны на международном туристическом рынке.

Кто принимает и исполняет государственные решения в сфере туризма?

Принятие и исполнение государственных решений в сфере туризма осуществляется различными субъектами. Для принятия решений относительно государственной политики в сфере туризма отвечает государственный орган, ответственный за туризм, такой как министерство туризма или агентство по развитию туризма. Исполнение государственных решений осуществляется муниципальными, региональными и федеральными органами исполнительной власти, а также различными организациями и предприятиями, работающими в сфере туризма.

Что такое государственная политика в сфере туризма?

Государственная политика в сфере туризма - это комплекс мер и решений, принимаемых государством для развития туристической отрасли, привлечения туристов и обеспечения их комфорта и безопасности.

Каковы цели и задачи государственной политики в сфере туризма?

Цель государственной политики в сфере туризма - развитие туристической отрасли и увеличение туристического потока. Задачи политики включают создание благоприятных условий для туристов, развитие инфраструктуры, привлечение инвестиций, поддержку местных туристических предприятий и т.д.

Кто является субъектами принятия и исполнения государственных решений в сфере туризма?

Субъектами принятия и исполнения государственных решений в сфере туризма могут быть различные органы государственной власти, например, Министерство туризма, департаменты туризма региональных и местных органов власти, туристические ассоциации и организации.

Какая нормативно-правовая база существует для государственных решений в сфере туризма?

Нормативно-правовая база государственных решений в сфере туризма включает законы, постановления, приказы, инструкции, которые регулируют различные аспекты туристической деятельности, включая лицензирование, сертификацию, охрану культурного наследия, безопасность туристов и др.