Проблема истины в философии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 2222 страницы
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 08.07.2021
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
1. Понятие истины в философии, ее критерии 3
2. Теория истины 13
3.Основные свойства истины 15
4. Классическая концепция истины и ее альтернативы 18
Заключение 21
Литература 22

Фрагмент для ознакомления

Правда в этом смысле характеризует ценность истины для субъекта.Мы можем различноформулировать содержание объективной истины, находить для нее разнообразные формулировки.В частности, закон всемирного тяготения можно проявить как в словах, так и в математической символике, можно записать его в дифференциальной и интегральной форме.Выбор форм выражения какой-нибудь истины — во власти субъекта. Однако содержание ее он не выбирает, изменить это содержание он не в силах. Как только субъект попытается это сделать, истина прекращается быть истиной.Истина всегда конкретна. Дело в том, что соотнесение знания с реальностью всегда реализовывается при назначенныхобстоятельствах. Поэтому невозможно говорить об истинности знания, взятого абстрактно, т. е. без учета данных условий.Конкретность истины значит, что истинность знания устанавливается не только соответствием реальности, но и конкретными условиями, при которых оно соотносится с данной реальностью. Всякая истина и абсолютна и относительна. Необходимость различать понятия «абсолютная истина» и «относительная истина» связана с тем, что истинное знание может соответствовать своему предмету с разной степенью полноты иточности. Под относительной истиной понимается относительно точное, не очень полное знание о предмете, под абсолютной истиной — абсолютно полное и точное знание.Из принципа конкретности истины следует, что не только установление самого факта истинности какого-либо знания, но и оценка степени его полноты и точности должны производиться с учетом контекста, в котором оно фигурирует. Возьмем для примера высказывание: «Наполеон умер 5 мая 1821 г.». Если ставится задача просто констатировать дату смерти императора в принятом в Европе летоисчислении, то оно исчерпывающим и точным образом решает данную задачу. Следовательно, в отношении данной задачи это суждение является абсолютной истиной. Но если задача заключчается в том, чтобы дать подробное описание обстоятельств смерти Наполеона, то приведенное высказывание является недостаточно полным ответом на него и не вполне точным (требуются дополнения иуточнения: отчего умер, в каком часу умер, и т. д.). Значит, в контексте данной задачи это высказывание выступает как относительная истина.Другой пример: утверждение, что Земля шарообразна, является с точки зрения современной науки весьма приблизительным описанием формы нашей планеты, т. е. относительной истиной (говоря более точно, Земля является эллипсоидом вращения, а еще точнее — геоид). Но если речь идет об изготовлении глобуса, то в его масштабах отличие Земли от шара не имеет абсолютно никакого значения. Более того, отклонение от шарообразности может вести лишь к тому, что глобус будет менее адекватно изображать Землю. Таким образом, утверждение о шарообразности Земли в отношении критериев, которым оно в этих масштабах должно удовлетворять, есть абсолютная истина.Проблема истины неразрывно связана с вопросом о причине заблуждений. Она заключена в том, что познание, человеческий разум не гарантированы от ошибок. В результате познания может быть получено как истинное знание, так и ложное. Есть ли такой способ познания, который избавит нас от ошибок, или человечество обречено на бесконечное заблуждение? Однозначного и простого ответа на этот вопрос нет. А ведь во всех областях человеческой деятельности мы всегда используем различные знания, и от точности используемых в ходе деятельности знаний зависит успех или провал нашей деятельности. Сегодняшний мир так устроен, что почти вся деятельность человека осуществляется с использованием знаний.С одной стороны, знание всегда есть результат определенной познавательной деятельности, и мы должны проверить правильность самого хода этой познавательной работы. Для этого мы должны изучить и освоить правила и нормы познавательной деятельности. Эти правила выработаны в истории познания и представляют собой множество принципов, подходов, методик и логик. Все это образует арсенал средств, которые называют методами познания. Точное и адекватное применение методов познания гарантирует нас от грубых ошибок и заблуждений, но не гарантирует нам безусловной истинности. Только в процессе практической деятельности мы можем проверить достаточность и адекватность наших знаний для решения той или иной задачи.Природа современного общества такова, что в нем постоянно вырабатываются новые знания, которые не совсем «стыкуются» с ранее полученными и освоенными знаниями. Приступив по окончании учебы к той или иной практической деятельности, человек сталкивается с тем, что освоенные им знания уже устарели или недостаточны. Кроме того, меняются условия, цели и задачи практической деятельности, которые требуют разработки новых знаний. Это значит, что для современного человека проблема истины практически оборачивается необходимостью осваивать правильные процедуры и способы получения нового знания, а также правила и способы организации практической деятельности и использования в ней знаний.Это означает, что правильно оценить знания невозможно без превращения их в форму практической деятельности человека. Без «реализационного», точнее - инновационного, момента определение истины не может считаться достоверным, да и сама истина не существует. Однако сам инновационный компонент человеческой деятельности не является одноактным, локальным. Он также является процессом, который предполагает теоретичность внедряемых в практику знаний.4. Классическая концепция истины и ее альтернативыВ нынешней философии выделяются следующие подходы к истине:1. Классическая (соответствия,традиционная,) концепция истины как соответствия знаний действительности была в первый развыражена в античной философии Аристотелем иПлатоном. Ее сторонниками в истории философии являются Б. Спиноза, Ф. Бэкон, К. А. Гельвеций, П. Д. Гольбах, Д. Дидро, и др. Согласно концепции соответствия, понятие истины относитсяк сфере человеческого сознания, а не сфере объективной реальности. В реальности факты могут иметь место или не имеют места, но они не могут быть ложными илиистинными. Истинными являются человеческие суждения, которые описывают факты соответствующие действительности иреальности.Воззрение «снег бел» истинно, если снег действительно бел; суждение «идет дождь» ложно, если дождь на самом делене идет.2. Когерентная концепция истины. Под когерентностью понимают непротиворечивость и сцепление суждений. Концепция когерентности истины не аннулирует, а обогащает концепцию Соответствия. Элементы предоставленного подхода можно обнаружить в античной философии. Например, Зенон иПарменид, придерживаясь классической концепции истины как соответствия действительности, считали, что данное соответствие может быть удостоверено не путем наблюдений, а только путем установив непротиворечивости знаний. Временами к сторонникам этой концепции относятИ. Канта. С точки зрения И. Канта, шествует взаимная согласованность, единство чувственно логического, которые и определяют содержание истины. В веке когерентная теория истины возрождается некоторыми представителями неопозитивизма, например О. Нейратом. Ценность научного знания состоит, с точки зрения неопозвизма, не в том, что знание соответствует действительности, а в том, что все знание является самосогласованной системой. Именно это свойство самосогласованностипредставляет собой референт, к которому причисляется понятие истины.3. Прагматическая концепция истины как полезности. С позиции прагматизма, человеческие знания напрямую не зависят от практической деятельности и воздействуют на последующие действия, дают им направления, указывают средства, которые ведут достижению намеченной цели. Соответственно прагматизму, полезное не является критерием истины, то есть нельзя твердить, что знания, которые обладают свойствами полезности, в то же время оказываются соответствующими реальности. Можно установить соответствие знаний действительности, а толькопрактическую полезность и результативность знаний. Именно полезность и является новой ценностью человеческих знаний, соответственно, можно полагает прагматизм, отождествить истинность и полезность.4. Марксистская концепция истины, которая появилассь в средине XIX века, не отменяет, а углубляет классическую историю истины. Для марксизма истина объективна, представляет диалектическое единство абсолютной и относительной истины социальна, исторична, должна проверяться на практике иимеет классовый характер.5. Онтологическая концепция истины была предложенная немецким философом XX века Мартином Хайдеггером. С его позиции, истина находится не в суждениях, а в самом бытии. Предшествующая философия, трактовавшая истину как принадлежащую сфере гносеологии, не смогла обнаружить подлинный смысл истины. Истина - это не загадка, не тайна, которую следует насильно вырвать из бытия. М. Хайдеггер толкует истину феноменолочески и предлагает применять вместо двусмысленного понятие «истина» греческое понятие «алетейя» - несокрытость. Бытие и сущее не скрывают свой смысл; смысл бытия человека имира, то есть истина, лежит на поверхности. Человеку нужен особый феноменологический взгляд и умение слушать, чтобы услышать и увидеть истину и смысл своего существования ибытия.6. Экзистенциальная концепция истины. Иногда этот подход называется психологической интерпретацией истины. Истина анализирует как психологическое состояние человека. Истинным является то, что значимо для человека, осознано и пережито, экзистенциально важно. Данная концепция субъективизируются представлением об истине.7. Плюралистическая концепция, сторонниками которой выступают Ф. Ницше и философия постмодернизма, считает, что абсолютной истины не существует, истина относительна. С данной точки зрения, не существует границы между ложью иистиной, они могут меняться местами в зависимости от субъективно-психологических и социально-исторических обстоятельств иусловий.постмодернизм и Ф. Ницше отрицают существование вечных истин и считают, что у каждой эпохи,у каждой культуры, и даже у каждого человека своя истина.Философско-герменевтический анализ религиозных символов истины в священных текстах индуизма, христианства и иудаизма разрешает сделать вывод о том, что многоаспектность истины, выявленная в философии способом рационального познания, присуща и религиозному постижению миpa. В разнообразных религиозных текстах можно выявить гносеологические, экзистенциально-личностные,онтологические, аспекты символов истины. Их конкретное содержание связано с тем, что именно подразумевается в той или иной религиозной системе под символом "Единого", который здесь означает абсолютную истину. Основное отличие гносеологического, аксиологического,онтологического, и других мыслимых аспектов содержания истины в религии отличается от философии тем, что содержание данных аспектов в религии обусловлено их трансцендентным основанием. Следовательно, онтологическая истина, гносеологическая истинность с точки зрения религи даны человеческому бытию, привнесены в него извне. Одновренно бытие абсолютной истины в религии по сути своей сопрягается с Ничто, а значит в мире человеческого бытия не существует адекватной формы его выражения ипознания. Таким образом, последовательная религиозная философия приходит к апофатическому способу богословия как наивысшему с точки зрения адекватности познания. По этой причине собственная теория истины имеет связь только с философским познанием.ЗаключениеПодводя итог, следует отметить, что проблемы, которые касаются истины, ее критериев, интересовали людей с глубокой древности.Философское понятие истины не имеет денотата, объективного в конкретно-эмпирическом смысле, оно интерпретативноии дескриптивно не исходит из астрономических наблюдений илифизических экспериментов. Философия изучает интегральную детерминацию и разнообразие культурных смыслов знания. Истина производна от контекста человеческого бытия. Теоретико-познавательная категория истины обладает регулятивной функцией, но не предлагаетоперациональнойосновы для конкретной – нефилософской – деятельности. Вместе с тем данная категория представляет собой конкретный идеал рефлексивной,многообразной, и всегда отнесенной к более пространному контексту познавательной деятельности. Философское понятие истины указывает на то, каким может и должен быть ее субъект с точки зрения его отнесенности к конкретной ситуации, какую социально-культурную роль и при каких условиях может выполнять формируемое им знание.ЛитератураАлексеев П.В., Пан.ин А.В. Фило.софия. Учеб.ник [Тек.ст] / М.: Просп.ект, 2017.-132сГорский Д.П. Исти.на и ее крит.ерий. – «ВФ», 2018,-456сЛарин Ю.В. Пр.облемаистинност.и теорий истин.ы // Вестн.икТюм.енскогогосударс.твенногоуниверсит.ета. 2016. № 10. Серия «Ф.илософия». С. 275Лекторский В.А. Субъект, познание, объект. М.: Наук.а, 2018.-97сФлоренский П.А. Сто.лп и утвержд.ениеис.тины //Флорен.ский П.А. Собр. С.оч. в 2 т. Т.1.2018.-97сХайдеггер М. Уче.ниеПлато.на об ис.тине //Истор.ико-философ.ский ежегод-ник-86. /.Под ред. Н.В. Мо.трошиловой. М.: Нау.ка, 2017. С.56с.Чудинов Э.М. Пр.ирода нау.чнойисти.ны. М., 2017.-234с

Литература




1. Алексеев П.В., Пан.ин А.В. Фило.софия. Учеб.ник [Тек.ст] / М.: Просп.ект, 2017.-132с
2. Горский Д.П. Исти.на и ее крит.ерий. – «ВФ», 2018,-456с
3. Ларин Ю.В. Пр.облема истинност.и теорий истин.ы // Вестн.ик Тюм.енского государс.твенного университ.ета. 2016. № 10. Серия «Ф.илософия». С. 275
4. Лекторский В.А. Субъект, познание, объект. М.: Наук.а, 2018.-97с
5. Флоренский П.А. Сто.лп и утвержд.ение ис.тины //Флорен.ский П.А. Собр. С.оч. в 2 т. Т.1.2018.-97с
6. Хайдеггер М. Уче.ние Плато.на об ис.тине //Истор.ико-философ.ский ежегод-ник-86. /.Под ред. Н.В. Мо.трошиловой. М.: Нау.ка, 2017. С.56с.
7. Чудинов Э.М. Пр.ирода нау.чной исти.ны. М., 2017.-234с

Вопрос-ответ:

Что такое истина в философии?

Истина в философии – это понятие, которое описывает соответствие между утверждением или знанием и реальностью. Это то, что является правильным, верным или достоверным. Истина может быть критерием для оценки знаний и являться основой для построения научных теорий.

Какие критерии определяют истину?

В философии существуют различные критерии истины. Некоторые из них включают соответствие утверждения фактам или реальности, логическую согласованность, эмпирическую проверяемость и консенсус между разными людьми или группами. Каждый критерий имеет свои преимущества и недостатки и может использоваться в зависимости от контекста и цели.

Какие основные свойства у истины?

Истина обладает несколькими основными свойствами. Одно из них – это объективность, то есть она не зависит от субъективных мнений и предпочтений людей. Она также обладает универсальностью, то есть применима для всех людей и ситуаций. Кроме того, истина может быть достижима и может меняться в зависимости от смены знаний и понимания реальности.

Какую концепцию истины можно найти в философии?

В философии существуют различные концепции истины, одна из них – классическая концепция, которая основана на соответствии между утверждением и реальностью. Однако существуют и альтернативные концепции, такие как конструктивизм, которые считают, что истина создается или конструируется субъектом. Также есть проблематические подходы к истине, которые считают ее не достижимой или относительной.

Как истину можно выразить и записать?

Истину можно выразить и записать различными способами. Например, можно использовать язык и формулировать ее в виде утверждений или предложений. Также можно выразить истину с помощью символов математики, логики или других формальных систем. Главное, чтобы формулировка была понятной и ясной, чтобы она точно передавала смысл истины.

Что такое истина в философии?

Истина в философии — это понятие, которое отражает соответствие мысли или суждения действительности.

Какие критерии определяют истину?

В философии существуют различные критерии истины, такие как эмпирическая проверяемость, логическая обоснованность, соответствие предсказаниям и другие.

Какие основные свойства истины выделяются в философии?

Основными свойствами истины являются объективность, независимость от субъекта, универсальность и необходимость.

Что представляет собой классическая концепция истины? Есть ли альтернативные теории истины?

Классическая концепция истины предполагает, что истинность суждений определяется соответствием действительности. Однако существуют альтернативные теории истины, такие как коерентность истинности, полезность истинности и конструктивистская теория истины.

Как можно выразить истину? Чем отличается математическая формулировка от словесной?

Истину можно выразить как в словесной форме, так и с использованием математической символики. Однако математическая формулировка обычно более точна и ясна, что позволяет избежать неоднозначностей и ошибок в интерпретации.

Какие критерии существуют для определения истины?

В философии существуют различные критерии определения истины. Некоторые из них включают согласованность, соответствие фактам, проверяемость, достоверность, внутреннюю логическую согласованность. Но нет единого и всеобъемлющего критерия определения истины.

Какие основные свойства имеет истина согласно философии?

Основные свойства истины - это объективность, эпистемическая сила и корректность. Объективность означает, что истина существует независимо от наших убеждений и ощущений. Эпистемическая сила означает, что истина обладает объяснительной силой и позволяет нам понять мир вокруг нас. Корректность означает, что истина соответствует действительности и правильно описывает то, что происходит в мире.