Философия и семиотика искусства

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Философия
  • 2020 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 09.07.2021
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Картина мира и структура знакообмена в искусстве Палеолита 4
2. Картина мира в мезолите и структура семиозиса в родовом коллективе 5
3. Искусство и мировоззрение в богословии Средневекового мира как основа полного знакообмена в обществе 7
4. Философия Нового времени и сообщение в изобразительном искусстве 11
5. Философия субъектности авангарда – причины формализации знака как сообщения 13
6. Классические и постмодернистские модели мировоззрения в ХХ веке: семиотический «микст» изобразительного искусства 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Фрагмент для ознакомления

Владимир Татлин (1885-1953) стал одним из основоположников русского конструктивизма в живописи. На многих выставках после революции выставлялись работы А. Родченко, который представил несколько абстрактных рисунков, выполненных посредством линейки и циркуля. Позднее А. Родченко объяснил, что им двигало желание исключить из труда художника зависевшую от воли случая точность руки мастера. Это впечатление рукотворности А. Родченко преодолел с помощью использования механических средств, полагая, что они могут обеспечить необходимую степень объективности. Таким образом, идея механической абстракции впервые утвердилась в качестве стилевой дефиниции. Затем был логический переход к заявлению о превосходстве машины над человеком. Это заявление будет сделано самим А. Родченко и его единомышленниками – «производственниками» – между 1919 и 1922 гг. Рисунки А. Родченко представляют собой оригинальный пласт искусства беспредметности. В Европе центром абстрактного искусства являлась высшая школа «Баухауз», основанная в Германии в 1919 г. В этой школе преподавали Пауль Клее и В. Кандинский. Они утверждали право художника-абстракциониста передавать свои эмоции посредством неклассических и в целом непривычных для живописи средств выражения. 6. Классические и постмодернистские модели мировоззрения в ХХ веке: семиотический «микст» изобразительного искусстваФилософия постмодерна отошла от классических установок философского знания, а глобализационные и интеграционные процессы зафиксировали новую культурную парадигму, ориентированную на случайность и хаос.Философски постмодернизм ориентирован на расширение культурного пространства, лишённого упорядоченности. Спецификой философии постмодернизма является максимизация субъективности. Постмодерн основывается на самостоятельно разработанных критериях истинности в виде субъективно обоснованных достаточных оснований. К постмодернистской философии, как правило, относят концептуальные теории постструктурализма. К феноменологической методологии, образующей базу постмодернизма, добавляется трактуемый обратно традиционному представлению структурализм в виде перехода на внеструктурный и доструктурный уровни. При этом, постмодернизм, в отличие от феноменологии, отвергает сознание в качестве источника смыслов, так же, как не принимает бытие как единое. Вместо этого провозглашается случай, множественность, нетождественность, небытие, хаос, различие. Таким образом, инновация постмодернизма состоит в отходе от ориентации на структуру сознания. Первый шаг в данном направлении был осуществлен уже в философии Э. Гуссерля, согласно концепции которого, феномен – это не самотождественная сущность, а сумма всех действительных и потенциальных смыслов, а конкретный единичный предмет – отражение только одной грани этой суммы смыслов. Постмодернизм же утверждает, что никакой суммы не существует, а существует только само различие. Всё это образует пространство «между», которое и детерминирует возможность смыслов: бытийность различия принуждает каждую вещь «явиться» на свет».Пространство «между» может быть понято в виде пустоты, как абсолютной суммы всех бывших, налично имеющихся и потенциальных возможностей. В этом контексте пустота тождественна хаосу. Поскольку всякий смысл проявляется только в пространстве дискурса, то пустота – это пространство до дискурса. Ж. Делёз и Ф. Гваттари определяют хаос как бытийную зону предельно высоких скоростей: появляющееся здесь немедленно исчезает, не успев появиться. Закономерным следствием такой онтологии становится тот факт, что постмодернизм оперирует уже концептами, а не понятиями. Понятие является единицей логического дискурса, философия оперируют концептами. Понятие фиксирует наиболее значимые и устойчивые свойства предмета, тогда как концепт отражает вариативность смыслов. Постмодернизм имеет свои истоки в романтизме. Для постмодернизма, как и для романтизма, характерны критический, оппозиционный настрой по отношению к традиционному, классическому взгляду на мир и общество. Постмодернистский дискурс требует тотальной переоценки всех идеалов и ценностей. Постмодернизм проявляет высокий интерес к массовой культуре, отраженный в принципе «отрицание отрицания». Если в рамках модернизма массовая культура просто отвергалась, то постмодернизм рассматривает ее как равную другим типам культур. Остро ощущая распад логичного мира, в основе которого лежат причинно-следственные связи, постмодернизм стремился преодолеть утрату традиционного мира, обращаясь к повседневному, уравнивая его, тем самым, с высокой культурой. Характерной чертой искусства постмодерна является пастиш (смешение) стилей и приемов, заимствованных из различных культур и разных исторических эпох, объединенных в одном произведении искусства. Авторы аллегорически применяют стилистику различных культур, создавая на этой платформе пространства нового смысла и идеалов, отражающих концепцию уже самого автора. Таким образом, в философии постмодернизма происходит отход от традиционных понятий и категорий в пользу случайности, и принципиальной открытости, и проницаемости границ всех явлений. В искусстве данные установки постмодернизма выразились в смешении стилей, отказе от строгой дифференциации жанров и форм искусства.ЗаключениеИсследование отдельного коммуникационного акта, который имеет двухчастную структуру – отношение между адресантом и адресатом, невозможно без учета признания существования некоего пространства, в котором осуществление данного акта стало возможным. Иными словами, процесс коммуникационного акта протекает в семиотическом пространстве, а все участники этого акта должны необходимым образом располагать определенным семиотическим опытом, который позволяет им ориентироваться в данном пространстве. Из этого следует, что такой опыт предшествует семиотическому акту. Семиосферу необходимо рассматривать как условие функционирования и существования языков, который предшествует им и одновременно соседствует с ними. Языков вне семиосферы не существует. Обязательными условиями работы семиотической системы выступают бинарность и асимметрия. Бинарность реализуется как принцип множественности – каждый язык подвергается дроблению на основе бинарности. И одновременно каждый язык подвержен противоположно направленному принципу унификации. Так, с одной стороны, в культуре ХХ в. наблюдается масштабное разветвление видов искусств – начинают осмысливаться как искусство, фотография, кино, ремесло и т. д. Одновременно происходит процесс очищения кодов. Единицей семиозиса необходимо признать не отдельный язык, а все семиотическое пространство, которое является и условием, и результатом развития культуры. Грамматические структуры языка формируют и отражают представления об окружающей действительности в трех областях, конструирующих общую ментальную картину мира: онтологии, гносеологии и антропологических и социологических представлениях. Таким образом, язык выполняет функцию посредника между нацией и его ментальностью, кроме того, сама организация языка, как структуры, несет на себе отпечаток культуры той или иной эпохи.Список использованной литературыАралова Е. В. К истокам искусства как части духовной культуры общества Е.В.Аралова // Власть. – 2014. - № 5. – С. 89-93.Деррида Ж. Дессиминация / Ж. Деррида. – Екатеринбург : У-Фактория, 2006. – 608 с.Длугач Т. Б. 300-летие Дени Дидро / Т.Б. Длугач // Пространство и Время. – 2013. - № 4 (14). – С. 21-26.Длугач Т. Б. Жан-Жак Руссо: философ и писатель / Т.Б. Длугач // Ценности и смыслы. – 2012. - № 4 (20). – С. 36-43.Клягин Н. В. Происхождение цивилизации (социально-философский аспект) / Н.В. Клягин – Москва : ИФ РАН, 1996. – 252 с.Королев М. Ю. Витраж как феномен художественной культуры / М.Ю. Королев // Вестник Костромского государственного университета. – 2009. - № 2. – С. 213-216.Насонова С. К. Феномен готики в системе культуры :дисс. на соиск. учен. степ. канд. культурологии (24.00.01) / С.К. Насонова. – Санкт-Петербург, 2004. – 141 с.Османкина Г. Ю. Представления первобытного человека в образах искусства / Г.Ю. Османкина // Омский научный вестник. – 2012. - № 24. – С. 258-261.Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика // Перспектива как «символическая форма» / Э. Панофский – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2004. – 336 с.Стрельченко В. И., Иванов Е. А. Начало новоевропейской науки: опыт философско-историографической рефлексии / В.И. Стрельченко, Е.А. Иванов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. – 2019. - № 2. – С. 7-19.Суворов Н. Н. Элитарное и массовое сознание в художественной культуре постмодернизма : автореферат дисс. док. философ. наук (24.00.01) / Н.Н. Суворов. – Санкт-Петербург, 2005. – 42 с.Фаритов В. Т. Основные концепты философии постмодернизма (дискурс и трансгрессия) / В.Т. Фаритов [Электронный ресурс] // Universum: Общественные науки. – 2015. - № 12(21). URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/2860 (Дата обращения: 09.06.2021).Хейзинга Х. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / Х. Хейзинга – Санкт-Петербург : Издательство Ивана Лимбаха. – 2011. – 768 с.

Список использованной литературы
1. Аралова Е. В. К истокам искусства как части духовной культуры общества Е.В. Аралова // Власть. – 2014. - № 5. – С. 89-93.
2. Деррида Ж. Дессиминация / Ж. Деррида. – Екатеринбург : У-Фактория, 2006. – 608 с.
3. Длугач Т. Б. 300-летие Дени Дидро / Т.Б. Длугач // Пространство и Время. – 2013. - № 4 (14). – С. 21-26.
4. Длугач Т. Б. Жан-Жак Руссо: философ и писатель / Т.Б. Длугач // Ценности и смыслы. – 2012. - № 4 (20). – С. 36-43.
5. Клягин Н. В. Происхождение цивилизации (социально-философский аспект) / Н.В. Клягин – Москва : ИФ РАН, 1996. – 252 с.
6. Королев М. Ю. Витраж как феномен художественной культуры / М.Ю. Королев // Вестник Костромского государственного университета. – 2009. - № 2. – С. 213-216.
7. Насонова С. К. Феномен готики в системе культуры : дисс. на соиск. учен. степ. канд. культурологии (24.00.01) / С.К. Насонова. – Санкт-Петербург, 2004. – 141 с.
8. Османкина Г. Ю. Представления первобытного человека в образах искусства / Г.Ю. Османкина // Омский научный вестник. – 2012. - № 24. – С. 258-261.
9. Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика // Перспектива как «символическая форма» / Э. Панофский – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2004. – 336 с.
10. Стрельченко В. И., Иванов Е. А. Начало новоевропейской науки: опыт философско-историографической рефлексии / В.И. Стрельченко, Е.А. Иванов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. – 2019. - № 2. – С. 7-19.
11. Суворов Н. Н. Элитарное и массовое сознание в художественной культуре постмодернизма : автореферат дисс. док. философ. наук (24.00.01) / Н.Н. Суворов. – Санкт-Петербург, 2005. – 42 с.
12. Фаритов В. Т. Основные концепты философии постмодернизма (дискурс и трансгрессия) / В.Т. Фаритов [Электронный ресурс] // Universum: Общественные науки. – 2015. - № 12(21). URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/2860 (Дата обращения: 09.06.2021).
13. Хейзинга Х. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / Х. Хейзинга – Санкт-Петербург : Издательство Ивана Лимбаха. – 2011. – 768 с.

Вопрос-ответ:

Как связаны философия и семиотика в искусстве?

Философия и семиотика в искусстве тесно связаны, поскольку обе дисциплины изучают смысл и символы. Философия помогает исследовать глубинные философские вопросы об искусстве, его сущности и цели. А семиотика анализирует знаки и символы в искусстве, их структуру и влияние на восприятие.

Как менялась картина мира в разные исторические периоды и как это отражалось в искусстве?

Картина мира менялась в разные исторические периоды в зависимости от социокультурного контекста. Например, в искусстве Палеолита отражалась переживаемая людьми гармония с природой и анимистический мироощущение. В Средневековом искусстве отражалась вера в божественное предопределение и идею сакральности. В новое время искусство стало выражать новые идеи, связанные с научными открытиями, развитием рационального мышления и индивидуалистическим мировоззрением.

Чем отличаются классические и постмодернистские модели мировоззрения в ХХ веке?

Классические модели мировоззрения в ХХ веке характеризовались стремлением к общему истинному знанию, верой в целостность и закономерность мира. Постмодернизм же отвергает претензии на всеобъемлющую истину и предлагает осознанное открытие разнообразия и неопределенности, признание множественности мировоззренческих позиций и субъективность восприятия.

Какая связь между искусством и философией в эпоху Нового времени?

В эпоху Нового времени искусство и философия стали более связанными, поскольку появились новые философские идеи и концепции, которые нашли свое отражение в изобразительном искусстве. Философы размышляли о роли искусства в жизни человека и создали новые теории, которые стали основой для развития изобразительного искусства.

Какая связь между философией и семиотикой искусства?

Философия и семиотика искусства взаимосвязаны, поскольку обе направлены на изучение природы и смысла искусства. Философия исследует фундаментальные вопросы идеологии и этики искусства, в то время как семиотика рассматривает процессы восприятия и интерпретации знаковых систем, используемых в искусстве. Оба подхода помогают понять, как искусство взаимодействует с миром и как оно влияет на наше восприятие и понимание окружающей действительности.

Какова роль картины мира и структуры знакообмена в искусстве Палеолита?

В искусстве Палеолита картина мира играла важную роль, поскольку люди выражали свои представления о мире через изображения животных, охоту и ритуальные сцены на стенах пещер. Эти изображения были не только художественными произведениями, но и символическими знаками, которые отражали представления о природе, связи человека с животным миром и ритуалах. Структура знакообмена в искусстве Палеолита была основана на символическом языке, позволявшем людям коммуницировать между собой и передавать знания и представления о мире следующим поколениям.

Какова связь между картиной мира и структурой семиозиса в родовом коллективе мезолита?

В мезолите картина мира была тесно связана со структурой семиозиса в родовом коллективе. Люди этого времени через свои рисунки и изображения передавали знания о животных, растениях, природе и совместных действиях. Это позволяло им утвердить и передать свое мировоззрение и опыт следующему поколению, а также установить межличностные связи и общие ценности внутри коллектива. Семиозис в родовом коллективе мезолита был основан на визуальных знаках и символах, что позволяло людям эффективно общаться и сотрудничать друг с другом.

Какова связь между философией и семиотикой искусства?

Философия и семиотика искусства тесно взаимосвязаны. Философия искусства исследует сущность и значение искусства, его роль в культуре и обществе, а также его взаимодействие с другими областями знания. Семиотика искусства, в свою очередь, изучает язык искусства, его символику, знаки, символы и коды, которые используются в художественном произведении. Вместе они помогают понять, как искусство передает идеи, эмоции и опыт человека через образы и символы.

Какие основные аспекты картины мира и структуры знакообмена можно найти в искусстве Палеолита?

В искусстве Палеолита можно найти отражение картины мира первобытных людей. Через изображения животных, охоты и ритуальные сцены они передавали свои представления о мире, его законах и отношениях. В структуре знакообмена в искусстве Палеолита преобладал символический подход, где каждый знак имел свое значение и позволял передавать определенные сообщения. Важным элементом было использование абстрактных и символических форм, которые могли иметь религиозное или магическое значение.