Жанна д’Арк в исторической, научно-популярной и художественной литературе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Зарубежная
  • 2525 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 10.07.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Образ Жанны д’Арк в исторической литературе 5
1. Образ Жанны д’Арк в научно-популярной литературе 9
2. Образ Жанны д’Арк в художественной литературе 11
Заключение 22
Список источников и литературы 23

Фрагмент для ознакомления

Её излюбленное обращение к собеседнику «petitcochon». Так Жанна обращается и к родному брату, который сказал отцу Жанны, будто у неё есть любовник: JEANNE, luisautejoyeusementdessus. Ah! c’esttoi qui le leur as dit, vermine? Ah! C’esttoi qui le leur as dit, petit cochon? Tiens! le voilà monsou, tête de lard! La voilà ta chique, sale 21 bête! Je t'apprendrai, moi, à rapporter!..Комментарий к следующей после этих слов драке Жанны и её брата и вовсе выводит описание героини на сниженный, если не комический уровень: Ilssebattentcommedeschiffonniers. Один из персонажей, вплоть до самого конца пьесы, не видит в ней посланницу небес. Отец Жанны и вовсе подозревает Жанну в распутном поведении и жестоко избивает её: Tu y croisencoreauxfillesquirêvent, à tonâge, granddadais? Elle attend quelqu’un, oui, pas quelque chose! Je vous dis qu’elle a unamoureux, la Jeanne. Donnez-moimatrique. Однако, именно в этой сцене в образе Жанны впервые проявляются черты, свидетельствующие о том, что она действительно избрана Богом: она прощает отца и молится за него. Эта сцена приподнимает комически-сниженный покров, окутывавший до сих пор образ Жанны, и открывает читателю её настоящую сущность. Рассматривая произведения с религиозно-философской точки зрения, можно провести параллель с библейскими событиями и крестными страданиями Христа. Большинство персонажей не испытывают к Жанне ненависти, но и не восхищаются ею. Их отношение к Жанне д’Арк можно назвать симпатией с оттенком превосходства. Так, Варвик говорит о Жанне, как если бы она была его приятелем-мужчиной: C’estunefilleavecqui, end’autrescirconstancesetsielleeûtétédemonmonde, j’auraiseuplaisir à chasserlerenard. Жанна и сама, невольно или намеренно, поддерживает у других героев пьесы подобное отношение к себе. Наиболее яркий пример тому, разговор Жанны с Роббером де Бодрикуром, которого Жанна всеми правдами и неправдами уговаривает дать ей коня и снаряжение: Cepointéclairci, figure-toiquetumel'asdéjàdonnémonhabitd'homme, etcequenousdis-cutonstouslesdeux, commedeuxbravesgarçons, avecbonsensetaveccalme [Anouilh 1953: 69]. Наивность некоторых замечаний Жанны не может не вызывать у читателя и у других персонажей пьесы снисходительную улыбку. Так отвечает Жанна на вопрос, не был ли на самом деле дьяволом явившийся ей «архангел Михаил»: JEANNE. Bien sûr. D’abord, ça ne pouvait pas être le diable, ilétaitsi beau. Еёречь – эторечьнеграмотнойкрестьянки, котораявоспринимаетпосланцевнебакакважныхгоспод: Un prud’homme avec une belle robe bienrepassée et deuxgrandesailestoutes blanches. Il ne m’a pas dit son nom ce jour-là, mais plus tardj’aiapprisquec’était Monseigneur saint Michel. Онастоскойвспоминаетпривычнуюжизньисвоиховец: J'aimaisbiengardermesmoutons. И в этом же отрывке текста раскрывается другая сторона личности Жанны: её глубокая человечность, её неравнодушие к жизням других и неспособность со спокойной совестью посылать людей на смерть, как это делают другие военачальники: Il y a desgrandscapitainesautourduroiquisontfortsetquiontl'habitude… Et puiseux, ça ne les empêche pas de dormirquandilsperdentunebataille. [...] Moi je vais y penser tout le temps, si je faistuer des hommes... Pitié, Messire!. Осознание своей божественной миссии преисполняет Жанну гордостью за себя и за порученное ей дело: Jesaisquejesuisorgueilleuse… Mais je suisunefille de Dieu. S’Il ne voulait pas que je fusseorgueilleuse, pourquoim’a-t-Il envoyé Son Archange flamboyant etSesSaintesvêtues de lumière?.«Несовершенства» главной героини на этом не заканчиваются. Её основное оружие – лукавство, хитрость и умение располагать к себе людей, что заставляет задуматься: так ли наивна Жанна, как она кажется в начале пьесы? Следующие слова красноречиво свидетельствуют о характере героини: J'iraitrouvermononcleDurand. Celui-là, j’enfaisceque je veux. Je le faistourner en bourrique. [...] ilmepaieraunbeaufichutoutneufetilmeconduira à Vaucouleurs!; В зависимости от ситуации, Жанна может притвориться слабой и робкой крестьянской девушкой, так и строго прикрикнуть на собеседника, будь то Бодрикур или сам король: JEANNE, s'approche. [...] Robert, situveuxqueje t’aide, aide-moiaussi! Chaquefoisque je te dis la vérité, conviens-en et réponds-moioui, sans ça nous n’ensortironspas.; JEANNE, sévère. Tucroisdoncquec’est ta nourriceetqu’Il(Dieu) n’aquetoi à s’occuper. С развитием действия открываются новые черты характера Жанны. Так, она открывает королю свой секрет бесстрашия и помогает ему победить страх перед своими придворными, перед самим собой и перед принятием решений: Tudis: «Bon, j'aipeur. Maisc’estmon affaire, ça ne regardepersonne. Continuons». Ettu continues. […] Tu passes, parcequecommetues le plus intelligent, quetu as plus d’imagination, toi, tu as eupeuravant. Voilàtoutlesecret. Ключом к пониманию образа Жанны д’Арк в пьесе «L’alouette» может служить и сравнение её с героинями другим драм Жана Ануя, и понимание основной идеи, которой посвящено его творчество: идеей человечности. Жанна д’Арк входит в число «героинь-бунтарок» Ануя, среди которых Медея, Антигона и др. Так Антигона готова расстаться с собственной жизнью, отстаивая право выкрикнуть «нет» миру, замешанному на компромиссе. Бунт Медеи – это бунт чистой ненависти, которая, однако, вызывает у читателя если не сочувствие, то уважение. Однако, бунт каждой из таких «бунтарок» обречён на гибель. Только бунт Жанны д’Арк увенчивается успехом: вместо костра её ждут победа и слава. Приём, которым Жан Ануй заканчивает пьесу «L’alouette», близок к тому, что в древности называли deusexmachina: On a rapidementélevéunautelaufonddelascèneaveclesmoyensdubord, à laplace, dubûcher. [...] Tout le monde s’agenouilledansl’assistance. Seule Jeanne esttoutedroite, appuyéesur son étendard, souriant au ciel, commesur les images. L’ArchevêqueposelacouronnesurlatêtedeCharles... Автор не объясняет ни то, каким образом костёр исчез, и вместо него появился алтарь, ни почему это произошло. Последние слова пьесы можно рассматривать как самоиронию автора: Lerideautombelentementsurcettebelleimagedelivredeprix. Тем не менее, такая внезапная и сумбурная развязка достигает необходимого эффекта: Lavraiefindel’histoiredeJeanne, [...] c’estl’alouetteenpleinciel, c’estJeanne à Reimsdanstoutesagloire... La vraie fin de l’histoire de Jeanne estjoyeuse. Jeanne d’Arc, c’estune histoire qui finitbien. В «L’alouette» человечно всё. Решение автора несмотря ни на то закончить повествование торжеством героини, а неё её гибелью. Поэтому большинству читателей не раз хотелось переписать трагический конец какого-либо 24 произведения на исполненный надежды «хеппи-энд», в которым герои остаются живы и счастливы. Глубоко человечна сама личность Жанны д’Арк с её противоречиями, слабостями и сильными сторонами. Поведение «антагонистов», которые будто бы случайно оказались на своих местах и не рады исполнению своего жестокого долга по отношению к Жанне: «Именно Жанне Ануй доверил свои самые сокровенные мысли о человеке: да, он грешен, но он и силён, отважен, светел». ЗаключениеВ рамках данного исследования образ Жанны д’Арк был проанализирован в исторических, научно-популярных и художественных произведениях.Анализ источников показал, что Жанна д’Арк в исторической литературе представляет собой загадку, связанную с отсутствием или противоречивостью фактов, которые содержат в себе сведения о её жизни. Всё, что мы знаем о Жанне, чаще называют «мифом» – то есть, образом данного исторического персонажа, созданном в общественном сознании и культуре. В целом в историческоц литературе Жанна д’Арк как мифологема предстаёт в разных ипостасях в зависимости от сферы, в которой фигурирует эта мифологема: политика, культура или религия.Объединяющим показателем для образа Жанны д’Арк, используемого в различных контекстах научно-популярной литературы, является то, что Орлеанская дева предстаёт в качестве идеала и, в частности, идеала человечности. Именно в качестве идеала человечности выводит главную героиню своего произведения «L’alouette» Жан Ануй (1910- 1987) – французский драматург и сценария.История Жанны д’Аркв художественной литературе – это история о торжестве человечности, о победе лучшего в человеке, о котором Жан Ануй говорит устами своей героини: LE PROMOTEUR, glapit, horsdelui. Tublasphèmes! L’hommeestimpureté, stupre, visions obscènes! [...] JEANNE. Oui, Messire. Etilpèche, ilest ignoble. Etpuissoudain, on ne sait pas pourquoi (ilaimaittant vivre et jouir, cepourceau), il se jette à la tête d’un cheval emballé, en sortantd’unemaison de débauche, pour sauver un petit enfant inconnu et les osbrisés, meurttranquille, lui qui s’étaitdonnétant de mal pour organisersanuit de plaisir.Список источников и литературыИсточникиAnouilh J. L’alouette. Paris :ÉditionsGallimard, 1973. 188 p. Voltaire. La pucelled’Orléans [Electronic resource] URL: https://www.atramenta.net/lire/la-pucelle-dorleans/957, свободный (датаобращения 28.02. 2021). Chapelain J. La Pucelleou la France délivrée [Electronic resource]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5544978m.texteImage, свободный (дата обращения 02.05.2021). Péguy Ch. Jeanne d’Arc (1897) [Electronic resource]. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k55293759, свободный (дата обращения 02.05.2021).Péguy Ch. Le mystère de la charité de Jeanne d’Arc (1910) [Electronic resource]. URL: https://fr.wikisource.org, свободный (дата обращения 02.05.2021).ЛитератураАнтюшина, П.о. Творческий путь Шарля Пегги // Филологический аспект 2018. № 3 (35). С. 252-259.Ахматова А.А. Сочинения: В 2 томах / Сост. и подг. текста М.М. Кралина. М.: Правда, 1990. Т. 1. 448 с., Т. 2. 432Виноградова, Е.А. Послания Орлеанской девы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Исторические науки. 2008. № 2 (2). С. 112-119.Гиренок, Ф.И. Семь дней в Париже // Философия хозяйства. 2011. № 5 (77). С. 263-268.Душкова, Н.А. и др. Всемирная история. Курс лекций: учебное пособие (Электронный ресурс) / Воронеж, 2015. – 288 с.Камоцкая И.Ю. Пьесы Жана Ануя 1940-го-1946-го гг. в контексте эволюции творчества // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. №2 (38). С. 71-78Королева Т.В. Суфражистское движение во Франции в конце XIX-начале XX в. // Женщина в российском обществе. 2007. №4 (45). С. 3-22. Крылов П.В. «Никакой пророк не принимается в своём отечестве…» или как Жанна д’Арк стала «девой из Лотарингии» // Проблемы социальной 59 истории и культуры средних веков и раннего нового времени. 2015. №12. С. 252-268. Крылов П.В. Образ Жанны д’Арк в сознании её современников: автореферат дис. ... канд. историч. наук: 07.00.03. Санкт-Петербург, 2001. 183 с.Некрасова И.А. Жанна д’Арк, героиня французской религиозной трагедии XVI-XVII веков // Вопросы театра. 2010. №1-2. С. 297-307. Перну Р., Клэн М.-В. Жанна д’Арк. М.: Прогресс: Прогресс-академия, 1992. – 523 сРайцес В.И. Жанна д’Арк. Факты, легенды, гипотезы. СанктПетербург: Евразия, 2003. 48 с..Тайманова Т.С., Легенькова Е.А. Жанна д’Арк: мифология и идеология // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2013. № 3. С. 100-107Тайманова, Т.С. Жанна д’Арк: мифологема и архетип // Аналитика культурологии. 2006. № 2 (6). С. 76-81.Тайманова, Т.С. Жанна д’Арк и духовные искания русского зарубежья // Русская литература. 2006. № 4. С. 188-193.Тогоева О.И. Жанна д’Арк и либеральная французская историография XIX века: рождение «народной героини» // Диалог со временем. 2016. №55. С. 20-40.Юшкова, Н.А. Женский образ: вчера, сегодня , завтра // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 12-3 (74). С. 211-214.

Список источников и литературы


Источники

1. Anouilh J. L’alouette. Paris : Éditions Gallimard, 1973. 188 p.
2. Voltaire. La pucelle d’Orléans [Electronic resource] URL: https://www.atramenta.net/lire/la-pucelle-dorleans/957, свободный (дата обращения 28.02. 2021).
3. Chapelain J. La Pucelle ou la France délivrée [Electronic resource]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5544978m.texteImage, свободный (дата обращения 02.05.2021).
4. Péguy Ch. Jeanne d’Arc (1897) [Electronic resource]. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k55293759, свободный (дата обращения 02.05.2021).
5. Péguy Ch. Le mystère de la charité de Jeanne d’Arc (1910) [Electronic resource]. URL: https://fr.wikisource.org, свободный (дата обращения 02.05.2021).

Литература

1. Антюшина, П.о. Творческий путь Шарля Пегги // Филологический аспект 2018. № 3 (35). С. 252-259.
2. Ахматова А.А. Сочинения: В 2 томах / Сост. и подг. текста М.М. Кралина. М.: Правда, 1990. Т. 1. 448 с., Т. 2. 432
3. Виноградова, Е.А. Послания Орлеанской девы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Исторические науки. 2008. № 2 (2). С. 112-119.
4. Гиренок, Ф.И. Семь дней в Париже // Философия хозяйства. 2011. № 5 (77). С. 263-268.
5. Душкова, Н.А. и др. Всемирная история. Курс лекций: учебное пособие (Электронный ресурс) / Воронеж, 2015. – 288 с.
6. Камоцкая И.Ю. Пьесы Жана Ануя 1940-го-1946-го гг. в контексте эволюции творчества // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. №2 (38). С. 71-78
7. Королева Т.В. Суфражистское движение во Франции в конце XIX-начале XX в. // Женщина в российском обществе. 2007. №4 (45). С. 3-22.
8. Крылов П.В. «Никакой пророк не принимается в своём отечестве…» или как Жанна д’Арк стала «девой из Лотарингии» // Проблемы социальной 59 истории и культуры средних веков и раннего нового времени. 2015. №12. С. 252-268.
9. Крылов П.В. Образ Жанны д’Арк в сознании её современников: автореферат дис. ... канд. историч. наук: 07.00.03. Санкт-Петербург, 2001. 183 с.
10. Некрасова И.А. Жанна д’Арк, героиня французской религиозной трагедии XVI-XVII веков // Вопросы театра. 2010. №1-2. С. 297-307.
11. Перну Р., Клэн М.-В. Жанна д’Арк. М.: Прогресс: Прогресс-академия, 1992. – 523 с
12. Райцес В.И. Жанна д’Арк. Факты, легенды, гипотезы. СанктПетербург: Евразия, 2003. 48 с..
13. Тайманова Т.С., Легенькова Е.А. Жанна д’Арк: мифология и идеология // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2013. № 3. С. 100-107
14. Тайманова, Т.С. Жанна д’Арк: мифологема и архетип // Аналитика культурологии. 2006. № 2 (6). С. 76-81.
15. Тайманова, Т.С. Жанна д’Арк и духовные искания русского зарубежья // Русская литература. 2006. № 4. С. 188-193.
16. Тогоева О.И. Жанна д’Арк и либеральная французская историография XIX века: рождение «народной героини» // Диалог со временем. 2016. №55. С. 20-40.
17. Юшкова, Н.А. Женский образ: вчера, сегодня , завтра // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 12-3 (74). С. 211-214.

Вопрос-ответ:

Какой образ Жанны д'Арк преобладает в исторической литературе?

В исторической литературе преобладает образ Жанны д'Арк как национальной героини Франции, воительницы и еретички, которая восстановила веру во Франции и помогла королю Шарлю VII вернуться на престол.

Каким образом Жанна д'Арк изображается в научно-популярной литературе?

В научно-популярной литературе Жанна д'Арк изображается как историческая личность, исследуются ее деяния и влияние на историю Франции. Также в научно-популярной литературе часто анализируются факты о ее жизни и рассказываются исторические факты о том, как она была судима и сожжена на костре.

Какое место занимает Жанна д'Арк в художественной литературе?

В художественной литературе Жанна д'Арк занимает особое место. Она является персонажем множества романов, пьес, кинофильмов и других художественных произведений. В произведениях о ней часто анализируется ее духовность, преданность и решимость. Ее образ может быть изображен как героическим и романтическим, а также может быть истолкован с разных точек зрения.

Какие источники и литература отразили образ Жанны д'Арк в исторической, научно-популярной и художественной литературе?

Источниками образа Жанны д'Арк в исторической литературе являются в основном исторические документы и хроники, а также письма и свидетельства ее современников. В научно-популярной литературе использованы исторические исследования и анализы, основанные на источниках. В художественной литературе образ Жанны д'Арк сформирован под влиянием различных литературных произведений, романов и драм.

Как Жанна д'Арк обращается к своему брату?

Жанна д'Арк обращается к своему брату с излюбленным обращением "petit cochon" ("маленькая свинья"). Такая форма обращения может быть использована для выражения нежных чувств и близости в семейных отношениях.

Какой образ Жанны д Арк имеет в исторической литературе?

В исторической литературе образ Жанны д Арк представлен как благочестивая и отважная девушка, предназначенная божьими судьбами для освобождения Франции от английской оккупации.

Какой образ Жанны д Арк имеет в научно-популярной литературе?

В научно-популярной литературе образ Жанны д Арк дополняется деталями и историческими событиями. Она изображается как харизматичная и пророчествующая личность, способная воевать и вести армию.

Какой образ Жанны д Арк изображается в художественной литературе?

В художественной литературе образ Жанны д Арк может быть разным в зависимости от автора и его интрепретации. Она может быть представлена как героиня, святая, символ сопротивления, тревожная фигура или просто живой человек.

Как Жанна обращается к своим близким родственникам?

Жанна обращается к своим близким родственникам с любовью и заботой. Она называет их petit cochon и аппелирует к ним с нежностью и заботой.

Каким образом Жанна связывается со своим братом?

Когда брат Жанны говорит отцу Жанны, что у нее есть любовник, Жанна отвечает ему, что это он сам сказал это отцу. Она делает это с улыбкой и радостью, проказливо и с искрой в глазах.