Катехизация с использованием сети-интернет

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 4343 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 15.07.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности использования сети Интернет в процессе просветительской деятельности 7
1.1. Интернет как среда просветительской деятельности 7
1.2. Обзор просветительских ресурсов РПЦ 11
Глава 2. Методические и практические элементы просветительской деятельности с использованием сети Интернет 25
2.1. Методическая разработка катехизической беседы 25
2.2. Разработка плана занятия с использованием интернет-ресурсов 35
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 41
Фрагмент для ознакомления

При этом необходимо учесть, что данный процесс должен сопровождать основные цели и задачи, которые ставит преподаватель.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длительный и непрерывный, а результаты его обычно отдаленные во времени. Поэтому он должен быть непрерывным в течение всего срока обучения и дальнейшей профессиональной жизни.
Важным показателем процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с относительно простого уровня и заканчивается выше.
Для достижения целей должны использоваться все усложняющие виды деятельности. Этот принцип должен реализовываться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей подростков.
Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий, поэтому нельзя забывать о постоянном внесении коррективов, направленных на его улучшение и совершенствование.
Катехизическая беседа предполагает точное воспроизведение формулировок закона или правила, запоминания ответов.
Понимание значения Священного Писания является одной из важнейших задач, поставленных в этой жизни перед верующими. Бог не говорит, что мы имеем просто читать Библию. При ее изучении нам следует вести себя с ней должным образом. Изучение Священного Писания – это тяжкий труд. Поверхностный просмотр Библии иногда может привести к неправильным выводам о том, что Бог имеет в виду. Таким образом, нам важно понимать несколько принципов того, как определять правильное значение Писания.
Исторически подготовка к принятию Таинства Крещения – катехизис (катехизация) – была долгим процессом, который в разное время занимал до трех и более лет. В результате оглашенные были приобщены к жизни согласно заповедям Христа, к христианскому учению, вниманию Слова Божьего, к делам милосердия, к молитве, поклонению, к жизни в сообществе. Само крещение стало результатом глубокого изменения, произошедшего в человеке.
Каждая эпоха накладывает свои особенности на духовно-просветительскую работу. В настоящее время, учитывая реалии, вряд ли удастся полностью применить к нему нормы и требования ранней Церкви. Поэтому сегодня мы разделяем понятие катехизиса – как правило, краткая катехизация перед Таинством Крещения для взрослых и детей старше 7 лет, родителей и реципиентов младенцев, когда невозможно полностью решить все вышеперечисленные задачи, и дальнейшая катехизация после крещения, которая компенсирует короткое объявление.
Обобщенно можно сказать, что цель катехизации заключается в том, чтобы «сделать людей учениками Христовыми». Дверью Христова ученичества является Святое Таинство Крещения. Однако, переступив порог этой двери, преодолев эту ступень, мы должны предпринимать дальнейшие шаги. Быть крещеным и быть учеником Христовым – это не одно и то же.

Методические материалы для катехизической беседы

Почему стоит изучать Библию, знакомиться с вопросами, которые она рассматривает?
Вы знакомы с Библией?
Кто является автором Библии?
В чём состоит главная тема Библии?


Рисунок 8. Зачем изучать Библию?

С целью более получения ответов можно порекомендовать просмотр видео на тему «Зачем изучать Библию?» (https://www.pinterest.com/pin/80431543322395822/, https://www.youtube.com/watch?v=BJQOOPY_XN8).
Просмотр видео можно объединить с другими методами, приёмами и технологиями работы. Если использовать, к примеру, обсуждение видео, то его можно осуществить как в индивидуальных чатах, так и на форумах
Эта уникальная книга самая распространённая в мире. Люди разных народов находят в ней утешение и надежду, а ее советы практические, могут быть использованы на каждый день. Однако для большинства Библия – это книга, о которой и которую знают очень мало.
Перед тем как взяться за чтение Библии, стоит сделать краткий обзор этой книги.
Для этого можно обратиться к блогу «Блог Христианина» (https://www.xristianin.org/blog). Данный ресурс даёт возможность посмотреть, послушать, почитать, познакомиться с информацией, которая просто и достаточно понятно рассказывает о Библии.
Библия, которую еще называют Священным Писанием, является сборником 66 книг, или частей, начиная от Бытия и до Откровения.
Написание Библии заняло немного больше, чем 1600 лет. В её составлении брали участие около 40 мужчин, но ни один из них не утверждал, что является автором Библии. Кто ее автор? Один из писателей Библии дал такое объяснение: «Все Писание вдохновлено Богом» (2 Тимофея 3:16). Еще один сказал: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его – на языке» (2 Самуила 23:2). Итак, писатели признавали, что Автором Библии является Правитель вселенной. Эти мужчины показали, что Бог хочет открыть себя людям.
Чтобы лучше понять Библию, важно знать ее главную тему – подтверждение Божьего права быть обладателем человечества. Бог докажет правомерность своего правления с помощью небесного Царства. Читая брошюру, вы увидите, как эта тема красной нитью проходит от книги Бытия до Откровения.
Поэтому стоит рассмотреть, о чем рассказывает Библия – самая популярная книга в мире.
Библию писали в течение 1610 от 1513 до н. е. до 98 года н.е. Существуют различные способы датировки. Обозначение «н.э.» в этой брошюре означает «нашей эры», а «до н.э.» – «до нашей эры». Такое сокращение используется в хронологической шкале внизу большинства страниц брошюры.
Первые 39 книг написаны в основном на еврейском языке (только некоторые части – на арамейском). Поэтому эту часть называют Еврейскими Писаниями, или «Ветхим Заветом».
Другие 27 книг написаны на греческом языке. Их называют христианскими Греческими Писаними, или «Новым Заветом».
Текст Библии поделен на разделы и стихи. Например, Матфея 6: 9, 10 означает 6-й раздел книги Матфея, стихи 9 и 10.

2.2. Разработка плана занятия с использованием интернет-ресурсов

План занятия «Чему учит Библия: кто такие ангелы?»

1. Анализ верований
- Что могут говорить люди?
- Как думаешь ты?
- Почему ты так думаешь?
2. Что говорит Библия?
Ангелы – это духовные создания, которые наделены силой, разумом и чувствами.
Прочитай Иова 38: 4-7, Псалом 103: 20 и Луки 15:10:
- https://www.bible-center.ru/ru/bibletext/synnew_ru/job/38:4-7;
- http://www.patriarchia.ru/bible/ps/103/;
- https://bible-teka.com/vs/42/15/10/.
- Как эти стихи указывают на то, что ангелы имеют силу, ум и чувства?
Прочитай Даниила 6:22 и Деяния 12:6-11:
- https://bible.by/verse/27/6/22/;
- https://bibleonline.ru/bible/rst66/act-12/.
- Как верные ангелы помогали Божьим служителям в прошлом?
Ангелы радуются, когда к Иегове возвращается даже один человек (Луки 15:10).
Не все ангелы являются верными Богу.
Прочитай Откровение 12:9: https://bible.by/verse/66/12/9/.
- Согласно этим стихотворениям, против Бога взбунтовался только один ангел – Сатана Дьявол?
Прочитай Бытие 6:2: https://bible.by/verse/1/6/2/.
- Бесы взбунтовались против Бога?
Прочти Псалом 34:7: https://www.bible-center.ru/ru/bibletext/synnew_ru/ps/34:7.
- Какие чувства вызывает у тебя тот факт, что Бог пользуется верными ангелами, чтобы защищать нас от ангелов, которые хотят нанести нам духовный вред?
3. «Кто такие ангелы? Что говорят источники?»
Текст и видео. Слово «Ангел» есть греческое, значит посланник (https://www.pravmir.ru/angely/). Посмотреть видео, которое размещено после текстовой информации, внизу этой страницы: «Православные рассказы. Н. Агафонов «Сказ о том, как ангелы упали с неба».
Видео «Кто такие Ангелы?» (https://www.youtube.com/watch?v=b8HbfiO3yEA). Ангел – святой бесплотный дух, возвещающий и исполняющий волю Божию.
Ангелы – (греч. а́нгелой – «вестники»; ед. ч. а́нгелос – «вестник»; от глагола анге́лло – «извещать», «возвещать») – созданные Богом бесплотные сверхъестественные существа, сотворенные прежде видимого мира.
Их назначение заключается в служении Богу, борьбе с Его врагами, воздавании Ему почестей и посредничестве между Богом и человеком – передаче людям божественной воли. В раннехристианской литературе «ангелами» также именуются главы Церквей (см. Апокалипсис, глл. 2–3), однако уже в этом памятнике доминирует основное значение слова.
Согласно классификации христианского неоплатоника Псевдо-Дионисия Ареопагита (V или начало VI в.), ангелы располагаются по чинам в зависимости от возможности богопознания и составляют три разряда (три триады), в каждый из которых входят «три чина». Первая триада – серафимы, херувимы, престолы; вторая – господства, силы, власти; третья – начала, архангелы и ангелы (самые близкие к человеку бесплотные существа). Согласно апокрифам, существовал еще и 10-й ангельский чин во главе с Сатаниилом, который согрешил перед Богом и был низвергнут из рая.
Ангелы описываются через сопричастность стихиям, прежде всего огня и света, и символически изображаются в идеально прекрасных человеческих образах. В системе росписи христианского храма ангелы обычно представлены в куполе, барабане купола, апсидах, на предалтарных столбах («Благовещение») и на западной стене («Страшный Суд»). Среди древнерусских иконных изображений ангелов наиболее известны «Ангел Златые власы» и «Архангел Михаил» из Звенигородского чина работы Андрея Рублева.
Видео «Завет. Кто такие ангелы и зачем им нужны крылья?» (https://www.youtube.com/watch?v=x1Tl4eCVk3M).
В своих обращениях к ученикам Спаситель неоднократно использовал притчи. Почему Христос использовал именно их и о чем они были?»
Апостол Павел говорил, что «через Ангелов возвещенное слово было твердо» (Евр. 2:2). Кто такие ангелы, какова их роль и служение?
В честь этого святого в 16 в. был назван один из российских городов – о ком идет речь – узнаете сегодня, в программе Завет – договор Бога и человека.
4. Работа с убеждениями и взглядами
- Что ты ответишь тому, кто говорит: не существует никаких ангелов? Ты мог бы ответить: многие, наверное, согласятся с таким утверждением. Но я считаю иначе, потому что ...
- Какой библейский стих ты использовал бы в этом разговоре?
- Как ты мог бы объяснить это стихотворение, принимая во внимание мнение человека?
- Что ты ответишь тому, кто говорит: я никогда не видел ангелов, поэтому они никак не влияют на мою жизнь.
Ти мог бы ответить: это правда, что теперь ангелы не являются людям так, как в библейские времена. Но я считаю, что они влияют на нашу жизнь, потому что ...
- Какой библейский стих ты использовал бы в этом разговоре?
- Как ты мог бы объяснить это стихотворение, принимая во внимание мнение человека?
Заключение

Исходя из выше изложенного, можно сделать определённые выводы. В частности, в процессе исследования, нами были решены следующие задачи:
- изучены и описаны особенности Интернета как среды просветительской деятельности;
- совершён обзор и кратко описаны характерные элементы просветительских ресурсов РПЦ;
- охарактеризованы особенности методической разработки катехизической беседы;
- разработан плана занятия с использованием интернет-ресурсов, а также материалы к занятию.
Работа в просветительских плоскостях характеризуется многовекторностью и многоаспектностью, в первую очередь, среди маргинальных слоёв общества.
Стоит сказать, что требуют развития такие направления работы, благодаря которым христианские духовно-моральные ценности распространялись бы в сфере образования, экономики, государственного управления, политики и права и тому подобное.
Задачи просветительской деятельности, процесса катехизации на современном этапе – это необходимость помочь слушателю, пользователю получить необходимые знания, ориентироваться в богатом информационном пространстве, то есть научить его работать творчески в вопросах церковной жизни, а не репродуктивно. При этом следует использовать такие методы и формы ведения учебного процесса, в результате которых слушатель, пользователь мог бы не только получить необходимые знания, но и одновременно с накоплением знаний развивать свое мышление, увеличивать творческую составляющую не только умственного потенциала.
В этом отношении Интернет имеет особое значение. На основе организации деятельности слушателей с использованием ресурсов сети Интернет возможно развитие следующих видов навыков:
- отбирать необходимую информацию из разных источников знаний;
- анализировать полученную информацию;
- сравнивать факты, явления;
- систематизировать и обобщить полученные данные в соответствии с поставленной познавательной задачей;
- делать выводы, доказательства;
- выявлять проблемы в различных областях знаний;
- выдвигать гипотезы решения проблем;
- мысленно экспериментируйте.
Для формирования этих навыков наиболее предпочтительны виды деятельности с использованием исследовательских и поисковых методов.
Интернет предлагает множество возможностей для повышения качества преподавания и создания стимулов для обучения.
Однако, в процессе разработки ресурсов для организации процесса катехизации, стоит быть предельно осторожным, внимательным: бесцельное блуждание по огромным ресурсам сети Интернет не будет иметь образовательной ценности. Необходимо подчеркнуть, что это касается не только вопросов церковной жизни, православного мировоззрения, но и образования в целом. Без четкого сценария, плана деятельности серфинг в Интернете не может быть полезным и эффективным.
Список использованных источников и литературы

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 01.09 2013)
Библия (Синодальный перевод) / Электронный вариант. – М.: Российское Библейское Общество, 2005. – Режим доступа: https://manuscript-bible.ru/RSV/ (дата обращения: 02.06.2021).
Боровский, Я. Е. Мифологический мир древних киевлян / Я. Е. Боровский. – К. : Наукова думка, 1982. – 104 с.
Веспетал, Т. Слово о Боге: Евангельское богословие для восточных христиан. – Т.4. Вера. – Пер с англ. – М.: МТИ, Н. Новгород: Агапе, 2017. – 800 с.
Гладкова, О. В. Повесть от жития Петра и Февронии Муромских // История древнерусской литературы. Аналитическое пособие. – М., 2008. – С. 372-396.
Ермолай-Еразм. Повесть о Петре и Февронии Муромских. / пер., вступ. и закл. ст. А. Н. Ужанкова. – М.: Схолия, 2009.
Крутова, М. С. Жития святых как источник изучения древнерусской письменности / М. С. Крутова // Жития святых в древнерусской письменности: Текст. Исследования. Материалы / [oтв. ред., сост., вступ. ст. М. С. Крутовой]. – М. : Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2002. – С. 3-12.
Кьюэрт, Билл. Просветительская миссия Церкви [Текст]: [учебное пособие: перевод с английского] / Билл Кьюэрт; [иллюстратор: Дэвид Кэхилл]. – 2-е изд. – Москва: Московский теологический ин-т, cop. 2018. – 199 с.
Лосев, А. Ф. Xудожественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики / А. Ф. Лосев. – М. : Искусство, 1964. – Вып. 6. – С. 351-399.
Национальная доктрина Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. – № 751.
Организация просветительской деятельности на приходах Московской епархии. Методические указания под ред. прот.Михаила Егорова, Председателя Миссионерского отдела Московской епархии (http://infomissia.ru/2012/03/28/l-r-22/).
Организация просветительской деятельности на приходах Московской епархии (методические указания). Издание 2-е, исправленное и дополненное. – Московская епархия, 2013. – 63 с.
Просветительская миссия Церкви / Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: МТИ, Н. Новгород: «Агапе», 2018.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Романова, Е. Г. Правовые и социально-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания и просвещения школьников [Текст] / Е. Г. Романова // Воспитание школьников. – 2010. – № 6. – С.21-28.
Семыкина, Е. Н. Гражданско-нравственное становление школьников в процессе воспитания [Текст] /Е. Н. Семыкина // Воспитание школьников. – 2011. – № 5. – С. 21-25.
Церковь и государство [текст]: сб. статей по материалам ежегодных Митрофановских церковно-исторических чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» (7 декабря 2017 г.). – Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2018. – 310 c.
Эсалнек, А. Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985. – 184 с.
Якунина, И. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. – № 1. С. 19-21.
Янушкявичене, О. Базовые основания личности человека – фактор духовно-нравственного воспитания [Текст] / О. Янушкявичене // Воспитательная работа в школе. – 2011. – № 2. – С. 11-18.
Янушкявичене, О. Методические приемы духовно-нравственного воспитания подростков [Текст] / О. Янушкявичене // Народное образование. – 2009. – № 1. – С. 221-226.

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 01.09 2013)
2. Библия (Синодальный перевод) / Электронный вариант. – М.: Российское Библейское Общество, 2005. – Режим доступа: https://manuscript-bible.ru/RSV/ (дата обращения: 02.06.2021).
3. Боровский, Я. Е. Мифологический мир древних киевлян / Я. Е. Боровский. – К. : Наукова думка, 1982. – 104 с.
4. Веспетал, Т. Слово о Боге: Евангельское богословие для восточных христиан. – Т.4. Вера. – Пер с англ. – М.: МТИ, Н. Новгород: Агапе, 2017. – 800 с.
5. Гладкова, О. В. Повесть от жития Петра и Февронии Муромских // История древнерусской литературы. Аналитическое пособие. – М., 2008. – С. 372-396.
6. Ермолай-Еразм. Повесть о Петре и Февронии Муромских. / пер., вступ. и закл. ст. А. Н. Ужанкова. – М.: Схолия, 2009.
7. Крутова, М. С. Жития святых как источник изучения древнерусской письменности / М. С. Крутова // Жития святых в древнерусской письменности: Текст. Исследования. Материалы / [oтв. ред., сост., вступ. ст. М. С. Крутовой]. – М. : Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2002. – С. 3-12.
8. Кьюэрт, Билл. Просветительская миссия Церкви [Текст]: [учебное пособие: перевод с английского] / Билл Кьюэрт; [иллюстратор: Дэвид Кэхилл]. – 2-е изд. – Москва: Московский теологический ин-т, cop. 2018. – 199 с.
9. Лосев, А. Ф. Xудожественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики / А. Ф. Лосев. – М. : Искусство, 1964. – Вып. 6. – С. 351-399.
10. Национальная доктрина Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. – № 751.
11. Организация просветительской деятельности на приходах Московской епархии. Методические указания под ред. прот.Михаила Егорова, Председателя Миссионерского отдела Московской епархии (http://infomissia.ru/2012/03/28/l-r-22/).
12. Организация просветительской деятельности на приходах Московской епархии (методические указания). Издание 2-е, исправленное и дополненное. – Московская епархия, 2013. – 63 с.
13. Просветительская миссия Церкви / Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: МТИ, Н. Новгород: «Агапе», 2018.
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
15. Романова, Е. Г. Правовые и социально-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания и просвещения школьников [Текст] / Е. Г. Романова // Воспитание школьников. – 2010. – № 6. – С.21-28.
16. Семыкина, Е. Н. Гражданско-нравственное становление школьников в процессе воспитания [Текст] /Е. Н. Семыкина // Воспитание школьников. – 2011. – № 5. – С. 21-25.
17. Церковь и государство [текст]: сб. статей по материалам ежегодных Митрофановских церковно-исторических чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» (7 декабря 2017 г.). – Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2018. – 310 c.
18. Эсалнек, А. Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985. – 184 с.
19. Якунина, И. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. – № 1. С. 19-21.
20. Янушкявичене, О. Базовые основания личности человека – фактор духовно-нравственного воспитания [Текст] / О. Янушкявичене // Воспитательная работа в школе. – 2011. – № 2. – С. 11-18.
21. Янушкявичене, О. Методические приемы духовно-нравственного воспитания подростков [Текст] / О. Янушкявичене // Народное образование. – 2009. – № 1. – С. 221-226.

Вопрос-ответ:

Как можно использовать интернет в просветительской деятельности?

Интернет может быть использован для проведения просветительских бесед, организации онлайн-курсов, публикации информационных материалов и других активностей, направленных на просвещение.

Какие просветительские ресурсы предоставляет РПЦ?

Русская православная церковь предлагает разнообразные просветительские ресурсы, такие как официальные сайты, приложения, электронные библиотеки, интернет-радиостанции и т.д.

Как разработать методическую разработку катехизической беседы с использованием интернета?

Для разработки методической разработки катехизической беседы с использованием интернета необходимо определить цели и задачи занятия, подобрать соответствующие материалы из интернета, разработать вопросы для обсуждения и технику проведения беседы.

Как составить план занятия с использованием интернет ресурсов?

Составление плана занятия с использованием интернет ресурсов включает определение темы занятия, выбор материалов из интернета, определение порядка и методов работы с ресурсами, разработку контрольных заданий и т.д.

Где можно найти список просветительских ресурсов РПЦ?

Список просветительских ресурсов РПЦ можно найти на официальных сайтах Русской православной церкви или обратиться к представителям церкви для получения подробной информации.

Какая роль сети Интернет в просветительской деятельности?

Сеть Интернет играет значительную роль в просветительской деятельности, предоставляя возможность широкого доступа к информации и материалам о религиозной тематике.

Какие просветительские ресурсы предоставляет РПЦ?

Русская Православная Церковь предоставляет различные просветительские ресурсы, такие как электронные библиотеки, веб-сайты, интерактивные курсы и другие материалы для обучения и просветительской работы.

Как разрабатывается катехизическая беседа в контексте использования сети Интернет?

Для разработки катехизической беседы с использованием сети Интернет необходимо составить план занятия, выбрать соответствующие материалы из просветительских ресурсов и определить цели и задачи занятия.

Какие методические элементы используются при проведении просветительских занятий с использованием сети Интернет?

При проведении просветительских занятий с использованием сети Интернет применяются методические элементы, такие как выбор оптимальных интернет-ресурсов, адаптация материалов под нужды аудитории, создание интерактивных заданий и тестовых форматов.

Какой список литературы используется в статье?

В статье приведен список литературы, который включает использованные автором источники и просветительские ресурсы.

Какие особенности использования сети Интернет в просветительской деятельности?

Использование сети Интернет в просветительской деятельности позволяет привлечь большую аудиторию и сделать информацию более доступной. Интернет предоставляет возможность быстро и удобно получать информацию, обмениваться мнениями и проводить виртуальные катехизические беседы.

Какие просветительские ресурсы РПЦ существуют в интернете?

Русская Православная Церковь имеет различные просветительские ресурсы в Интернете. Одним из них является сайт церковно-научного центра "Православная Энциклопедия". Также существуют церковные сайты, на которых размещаются материалы по катехизации, богословию и пастырскому служению.