Прояснение клиентского запроса, как тема консультативной сессии

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 4040 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 13.08.2021
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы психологического консультирования..6
1.1. Сущность и специфика консультативной работы...............................6
1.2. Структура консультативной сессии....................................................12
1.3. Типы запросов клиента и способы их трансформации......................17
Глава 2. Исследование клиентского запроса в процессе проведения консультативной сессии........................................................................................24
2.1. Протокол сессии психологического консультирования....................24
2.2. Анализ логики работы над запросом клиента....................................35
Заключение.................................................................................................44
Список использованной литературы.....................................................46

Фрагмент для ознакомления

Это было необходимо для того, чтобы избежать эффекта ложного понимания. Психолог делал акцент на прояснении чувств клиента, а пусковым механизмом для осознания стал вопрос:«У Вашего мужа есть зависимость?».При этом состояние клиента можно оценить, как взволнованное, т. к. она нервничает, и даже, испытывает стыд. Ее ответ вызывает дополнительные вопросы. Он звучит следующим образом: «это, когда я живу только желаниями мужа. Делаю то, что нужно ему, забыв про себя. Будто меня нет, нет моих желаний и потребностей. Я постоянно подстраивалась под него. Я не я».Также проясняется фон, отражающийто, с чем в жизни клиента связана проблема, как давно она существует, кто еще в нее вовлечен, что подтолкнуло клиента обратиться за помощью именно сейчас и т. п. Например, это вопросы «какой состав семьи?»; «во сколько лет Вы вышли замуж?» и т д.И в дальнейшей работе консультант старается выяснить те чувства клиента, которые присущи созависимым. Например, большинство поступковсозависимых мотивированы страхом, который имеется в основе любой зависимости. Помимо страха, в эмоциональной палитре созависимых присутствуют и тревога, и стыд, и вина, и затянувшееся отчаяние.Клиенту задаются такие вопросы, «как Вы себя чувствуете?»; «что Вы чувствуете?». Специалист поворачивает клиента к своим чувствам, переживаниям, к потребностям, а в целом, к встрече с самой собой. Взаимодействие происходит в живом контакте и наблюдении за тем, что в нем происходит.Так, выявляется стыд, который не позволяет клиентке открыто выражать свои эмоции, даже, в семье. Клиентка входит в свои переживания, плачет, рассказывая, что чувствует депрессию и физические ломки.Затем специалист переходит к тем изменениям в жизни и в сфере чувств клиента, которые появились при ее решении на жесткую трансформацию, на расставание с мужем, имея на руках двоих детей дошкольного возраста.Детализируя все эмоции клиента, консультант подходит к той границе, которая разделяет созависимость и зависимость. Традиционно, созависимые отношения – это поведение, которое мотивировано зависимостями от других людей; эти зависимости включают пренебрежение и неприятие собственной личности. Созависимость – это зависимость от того, от чего зависит значимый человек. Консультант выясняет есть ли какие-либо зависимости у супруга, задавая такие вопросы, «к зависимым его можно отнести?»; «не злоупотребляет?». Клиент не озвучил какую-либо зависимость у мужа.Таким образом консультант проясняет наличие эмоциональной зависимости у клиента.У клиентаотсутствует сопротивление к поставленным проблемам. Но у женщинысложилось стереотипное восприятие ситуации на основе полученных знаний о критериях созависимости, где отсутствуют возможности для ее разрешения, что собственно и привело ее к психологу. Она опирается на то, что читала.Необходимо отметить, что в дальнейшей работе, консультант помогает клиенту принять эмоциональную зависимость и найти ее источник. Источник – это глубинный «страх быть брошенной».На основе этого осознания клиент озвучивает, что с ней происходит «трансформация мыслей, что созависимость стала зависимостью. Перед глазами, - как диффузная часть стала более стойкой».Психолог делает акцент на том, что «работа с зависимостью – длинный путь» и дает некоторые рекомендации: «вспоминать пути к себе и быть автономной»; «наслаждайтесь одиночеством».Также, консультант озабочен тем, что сохраняется риск замещения одной зависимости на другую, что не позволяет клиенту стать автономной. Поэтому идет поиск ресурсов, которыми клиент может и способен воспользоваться (спорт, прогулки, танцы, кино).В конце консультационной сессии произошел инсайт и формулирование новой цели с принятием собственной ответственности: «нужно заполнить пустоту самой собой и ориентироваться на себя».Психическое состояние клиента изменилось к концу консультативной сессии: от взволнованного до стабильного и спокойного. Это связано с тем, что расширялся, углублялся и переформулировался запроскак естественно развивающийся процесс с готовым к сотрудничеству и пересмотру своей позиции клиентом.Таким образом, консультант создает возможность трансформационных переходов от первичного запроса к основному запросу. Происходило отражение содержания запроса клиента с использованием его собственных формулировок. Для этой встречи характерно стимулирование вербальной активности клиента и проявление, осознавание своих эмоций.Критерием успешной работы является возникновение у клиента собственных желаний, открытие в себе новых чувств, переживание новых качеств своего «Я», на которые он сможет опираться.Анализ работы консультантаЭффективность работы консультанта связана со следующими аспектами:с наличием психологической компетентности;с применением психологических средств, способствующих прояснению запроса, которые отражены в таблице 3;установление оптимального контакта в процессе консультирования, где особую значимость имеет информированность клиента о психологических аспектах созависимых отношений, которая позволяет избежать проявлений сильных психологических защит;работа с эмоциями на основе установления доверительных отношений с клиентом, что позволяет клиенту быть более открытым во взаимодействии с психологом (например, искренность в выражении эмоций, которая позволяет плакать и полноценно прочувствовать свои внутренние эмоции);в процессе уточнения запроса выявляется отсутствие созависимости и наличие эмоциональной зависимости;выявляется причина эмоциональной зависимости – базовый страх быть брошенной;клиент получил рекомендации от консультанта по вопросу установления автономии в межличностных отношениях;клиент получил инсайт в ходе работы.Также, важна высококвалифицированная работа консультанта, как ненавязчивое управление беседой с клиентом, без резких изменений, неудобных и некорректных вопросов.В данной работе с запросом консультант учитывает такие принципы, как:психолог не обязан соглашаться с любым запросом клиента;запрос может меняться в ходе консультационной сессии;запрос проверяется на реалистичность (возможно ли то, чего хочет клиент?);формулирование запроса может стать темой всей консультативной сессии.Таблица 3Психологические средства, способствующие прояснению запросаПсихологические приемыХарактеристика приемаНаправленность приемаПрояснениеЭто вербальный навык, объединяющий отражение чувств с перефразированием содержания. Прояснение помогает получить дополнительную информацию от клиента о его проблеме или чувствах, связанных с ней1.Этот процесс помогает прояснить чувства и связать их с вызвавшими их событиями, за счет чего уменьшается ощущение хаоса, и проясняются объекты работыИнформированиеЭто предоставление информации в форме объяснений, изложения фактов или мнений либо по собственной воле, либо в ответ на вопросы клиента. Консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы клиента и информирует его о разных аспектах обсуждаемых проблем1. Информация, как правило, связана с процессом консультирования2.Особенно существенны определения понятий, которые давал консультантТерапевтическое присутствие Консультант пребывает в моменте «здесь и сейчас», воспринимая клиента, и сонастраиваясь с ним на эмоциональном и когнитивном уровнях1.Такой прием дает послание клиенту о том, что его слышат, понимают и принимают.2.Этот прием создает безопасное пространство для проявлений клиентаРезюмированиеЯвляется техникой активного слушания. Это обобщение и одновременное выделение консультантом наиболее важной мысли из того, что было сказано в процессе беседы1.Способствует более точному пониманию собеседника.2. Позволяет сформировать новые смыслы и открыть новые грани понимания.3. Подводятся итогиРекомендацияЭто высказывание клиенту собственного мнения, основанного на своем видении ситуации, предложение клиенту сделать что-то или не делать чего - то, как правило, вне терапевтической ситуации1.Консультант в случае непонимания будущих ориентиров своего поведения клиентом.дает конкретные советы, которые помогают взять ситуацию под контроль.2. Этоподталкивает и побуждает клиента к поиску новых способов решения его затрудненийОцениваниеОценке подлежат результаты консультирования и самые разные сведения о его особенностях: оценивается информация о клиенте, полученная во время беседы1.На разных этапах работы.ПринятиеЭто значит понять поведение человека и чувства, которые он выражает. Принятие клиента и его системы ценностей, рассмотрение его как человека, не имеющего неразрешимых проблем, без стремления обвинить, осудить или направить на путь истинный1.Принятие во множестве ситуаций консультированияОбратная связьОбратная связь - это возможность помочь человеку существенно изменить его поведение. Это общение с человеком, которое дает этому человеку информацию о том, каким образом он воздействует на остальных1.В процессе консультирования для обмена мнениями, для изменения поведенияВыводы по проведенной сессии:эффективность консультативной сессии связана с высоким профессионализмом психолога;в работе нашли полноценное применение такие психологические приемы, как прояснение; информирование клиента; терапевтическое присутствие; принятие клиента; оценивание; обратная связь; рекомендации;консультант обращал внимание на те чувства клиента, которые способствовали осознанию проблемы;консультант применял понятные речевые обороты;его высказывания отличались краткостью и точностью;тон, громкость и скорость речи психолога соответствовали характеристикам стиля речи клиента;ход консультационной сессии был без резких переходов, что позволило полностью раскрыться клиенту, а также, полностью прочувствовать свое состояние;психологическая атмосфера, созданная консультантом во время сессии, способствовала наиболее продуктивному мыслительному процессу клиента.в работе с клиентом произошла трансформация первичного запроса о созависимых отношениях в проблему зависимости;у клиента в процессе работы произошел инсайт, выраженный в том, что ему необходимо заполнить пустоту самим собой и ориентироваться на себя; у клиента выявлены необходимые ресурсы для изменения ситуации: клиент владеет информацией; умеет анализировать; признает существование проблемы; готов к изменениям.клиент выразил готовность и желание к длительной работе с проблемой зависимых отношений; клиент получил ряд рекомендаций по формированию личной автономности.ЗаключениеРезультаты представленного исследования дают основание для следующих выводов:психологическое консультирование является востребованным и важным практическим направлением в русле оказания психологической помощи для развития личности в процессе ее жизнедеятельности. Понятие психологического консультирования включает совместную деятельность психолога и клиента, которая направлена на решение проблем клиента и на осуществление изменений в его жизнедеятельности. Такого рода деятельность требует осуществления ряда взаимосвязанных этапов консультативной сессии;в науке выделено несколько классификаций этих этапов. Необходимо отметить, что все классификации имеют много общего, и в первую очередь, это выделение работы с запросом клиента, без которого невозможно успешно осуществить консультативный процесс. Первый этап проведения консультативной сессии особо значим, т. к. на нем идет формирование, уточнение и трансформация запроса клиента. При этом конкретизация, сужение запроса клиента – это дело не всегда простое, а постановка грамотного запроса определяет эффективность дальнейшей психологической помощи;запросы клиентов очень разнообразны и зависят от многих личностных и ситуативных факторов, которые связаны с индивидуальными особенностями человека, обратившегося за консультационной помощью. Поэтому задачей психолога становится создание возможности трансформационных переходов при формулировке запросов или обучение клиента совершать такие переходы самостоятельно. Смещать внимание с того, что человеку неподвластно на то, что он в состоянии сделать сейчас или в ближайшем будущем;практическая деятельность подтверждает тот факт, что запрос можно углубить и переформулировать для оказания успешной психологической помощи. Из чего следует, что расширение, углубление и переформулирование запроса, является естественно развивающимся процессом с готовым к сотрудничеству и пересмотру своей позиции клиентом. Необходимо отметить, что клиент самостоятельно или совместно с консультантом, по мере осознания своих чувств, мыслей, установок, мотивов и т.д., присущих проблемной ситуации, приходит к переформулировке запроса и необходимости работы над собой;так, формируется качественный запрос клиента, общее понимание происходящего и согласование достижимых целей. Уже одна формулировка запроса становится прорывом в сознании клиента и направляет мышление в русло активности и ответственности, что подтверждается на примере работы с клиентом.Таким образом, цель исследования реализована на основе решения поставленных задач.Список использованной литературыАйви А. Е. Психологическое консультирование и психотерапия: методы, теории и техники. Практическое руководство / А.Е. Айви, М.Б. Айви, Л. Саймэк-Даунинг. – М.:, 1999 - 487 с.Айсина Р.М. Индивидуальное психологическое консультирование: основы теории и практики: учебное пособие / Р.М. Айсина. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. – 148 с.Алаева М.В. Понимание психического состояния клиента в процессе телефонного консультирования [Электронный ресурс] // Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам, 2010. – Режим доступа: https://psyjournals.ru/helpline/issue/40503_full.shtml.Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. М., 2005. – 208 с.Андронникова О.О. Основы психологического консультирования: учебное пособие / О.О. Андронникова. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. – 414 с.Богатушина Я.В. Представления о психологической помощи в связи с субъективным запросоми личностными особенностями [Электронный ресурс] / Я.В. Богатушина, Ю.Л. Ковалева // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ, т. 4, 2016. – С. 32-38. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27475216.Глэддинг С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 736с.Горнякова М.В. Образовательный запрос современного взрослого человека как предмет психологического консультирования / М.В. Горнякова, М.В. Сафонова // Сибирский педагогический журнал, 2015. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-zapros-sovremennogo-vzroslogo-cheloveka-kak-predmet-psihologicheskogo-konsultirovaniya.Гранько А.С. Психологическое консультирование как вид психологической помощи [Электронный ресурс] / А.С. Гранько // Диалог наук в XXI веке, № 1(2), 2015. – С. 14-16. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24071956.Джорж Р. Консультирование: теория и практика / Р. Джордж, Т. Кристиани. М., 2002. – 320 с.Донцов Д. А. Профессиональное психологическое консультирование: смысл и значение, принципы, формы [Электронный ресурс] / Д. А. Донцов, М.В. Донцова // Школьные технологии, 2011. – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-psihologicheskoe-konsultirovanie-smysl-i-znachenie-printsipy-formy.Канифольский И. Б. Некоторые аспекты прояснения запроса в терапии осознаванием [Электронный ресурс] / И. Б. Канифольский // Психологическая газета, 2021. – Режим доступа:https://psy.su/feed/8913/.Караваев А.Ф. Проблемно-ориентированная психологическая помощь и ее этапы [Электронный ресурс] / А.Ф. Караваев // Вестник психотерапии, 2004, № 12 (17), 2004. – С. 23-44. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11624847.Кашапов М.М. Консультационная работа психолога: Учебное пособие / М.М. Кашапов; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2005 – 196 с.Козлов Н.И. Работа на разных этапах психологического консультирования [Электронный ресурс] Н.И. Козлов, Е. Кузьмина Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/rabota-na-raznyh-etapah-psihologicheskogo-konsultirovaniya.Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. – М.: Академический проект, 1999.Линде Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Н. Д. Линде. - М.: Аспект Пресс, 2010 - 255 с.Мастерство психологического консультирования / под ред. А. А. Бадхена, А. М. Родиной. - СПб.: Речь, 2007. - 240 с. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями / В. Ю. Меновщиков. - Москва: Смысл, 2002.Минуллина А.Ф. Основы психологического консультирования: Методическое пособие / А.Ф. Минуллина, М.М. Солобутина. – Казань: ТГГПУ, 2007.– Режим доступа: https://docplayer.ru/66065374-Osnovy-psihologicheskogo-konsultirovaniya.htmlМонина, Г.Б. Психологическое консультирование детей и подростков: учебник / Г.Б. Монина. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2011. 210 с.Немов Р.С. Психологическое консультирование [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2013. - 394 с.Озерова С.А. Психологическое консультирование клиентов с различными типами запросов / С.А. Озерова, К.Е. Сенчило // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 ноября в 5 частях. Часть V. М.: «АР-Консалт», 2014 г.- с.116-117.Олифирович Н.И. Индивидуальное психологическое консультирование: Теория и практика / Н.И. Олифирович.- Мн.: Тесей, 2005.- 264 сРогожина Е.А. Психологическое консультирование: генезис понятия, особенности [Электронный ресурс] / Е.А. Рогожина, Ю.В. Кобазова // Научный журнал, 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-konsultirovanie-genezis-ponyatiya-osobennosti.Ромек В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович. - СПб.: Речь, 2004.Фролова С.В. Консультативная психология: теория и практика. Учеб.-метод. пособие для студентов [Электронный ресурс] / С.В. Фролова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. – 160 с. – Режим доступа: elibrary.sgu.ru›uch_lit/64.pdf.Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений О.В. Хухлаева / – М.: Издательский центр «Академия», 2001.Щедринская О.М. Онлайн-консультирование через призму профессиональной этики: проблемы и решения / О.М. Щедринская // Консультативная психология и психотерапия, 2020, Т. 28, № 3. – С. 84- 99.Шнейдер Л. Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие / Л.Б. Шнейдер. - М.: Ось-89, 2003. - 272 с.Ягнюк К.В. Концепция запроса на психологическую помощь в отечественном психологическом консультировании и ее расширение на психотерапию [Электронный ресурс] / К.В. Ягнюк // Практическая Психология и Психоанализ, 2016, №2. – Режим доступа: https://psyjournal.ru/articles/koncepciya-zaprosa-na-psihologicheskuyu-pomoshch-v-otechestvennom-psihologicheskom.

Список использованной литературы

1. Айви А. Е. Психологическое консультирование и психотерапия: методы, теории и техники. Практическое руководство / А.Е. Айви, М.Б. Айви, Л. Саймэк-Даунинг. – М.:, 1999 - 487 с.
2. Айсина Р.М. Индивидуальное психологическое консультирование: основы теории и практики: учебное пособие / Р.М. Айсина. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. – 148 с.
3. Алаева М.В. Понимание психического состояния клиента в процессе телефонного консультирования [Электронный ресурс] // Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам, 2010. – Режим доступа: https://psyjournals.ru/helpline/issue/40503_full.shtml.
4. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. М., 2005. – 208 с.
5. Андронникова О.О. Основы психологического консультирования: учебное пособие / О.О. Андронникова. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. – 414 с.
6. Богатушина Я.В. Представления о психологической помощи в связи с субъективным запросоми личностными особенностями [Электронный ресурс] / Я.В. Богатушина, Ю.Л. Ковалева // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ, т. 4, 2016. – С. 32-38. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27475216.
7. Глэддинг С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 736с.
8. Горнякова М.В. Образовательный запрос современного взрослого человека как предмет психологического консультирования / М.В. Горнякова, М.В. Сафонова // Сибирский педагогический журнал, 2015. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-zapros-sovremennogo-vzroslogo-cheloveka-kak-predmet-psihologicheskogo-konsultirovaniya.
9. Гранько А.С. Психологическое консультирование как вид психологической помощи [Электронный ресурс] / А.С. Гранько // Диалог наук в XXI веке, № 1(2), 2015. – С. 14-16. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24071956.
10. Джорж Р. Консультирование: теория и практика / Р. Джордж, Т. Кристиани. М., 2002. – 320 с.
11. Донцов Д. А. Профессиональное психологическое консультирование: смысл и значение, принципы, формы [Электронный ресурс] / Д. А. Донцов, М.В. Донцова // Школьные технологии, 2011. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-psihologicheskoe-konsultirovanie-smysl-i-znachenie-printsipy-formy.
12. Канифольский И. Б. Некоторые аспекты прояснения запроса в терапии осознаванием [Электронный ресурс] / И. Б. Канифольский // Психологическая газета, 2021. – Режим доступа: https://psy.su/feed/8913/.
13. Караваев А.Ф. Проблемно-ориентированная психологическая помощь и ее этапы [Электронный ресурс] / А.Ф. Караваев // Вестник психотерапии, 2004, № 12 (17), 2004. – С. 23-44. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11624847.
14. Кашапов М.М. Консультационная работа психолога: Учебное пособие / М.М. Кашапов; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2005 – 196 с.
15. Козлов Н.И. Работа на разных этапах психологического консультирования [Электронный ресурс] Н.И. Козлов, Е. Кузьмина Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/rabota-na-raznyh-etapah-psihologicheskogo-konsultirovaniya.
16. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. – М.: Академический проект, 1999.
17. Линде Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Н. Д. Линде. - М.: Аспект Пресс, 2010 - 255 с.
18. Мастерство психологического консультирования / под ред. А. А. Бадхена, А. М. Родиной. - СПб.: Речь, 2007. - 240 с.
19. Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями / В. Ю. Меновщиков. - Москва: Смысл, 2002.
20. Минуллина А.Ф. Основы психологического консультирования: Методическое пособие / А.Ф. Минуллина, М.М. Солобутина. – Казань: ТГГПУ, 2007.– Режим доступа: https://docplayer.ru/66065374-Osnovy-psihologicheskogo-konsultirovaniya.html
21. Монина, Г.Б. Психологическое консультирование детей и подростков: учебник / Г.Б. Монина. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2011. 210 с.
22. Немов Р.С. Психологическое консультирование [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2013. - 394 с.
23. Озерова С.А. Психологическое консультирование клиентов с различными типами запросов / С.А. Озерова, К.Е. Сенчило // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 ноября в 5 частях. Часть V. М.: «АР-Консалт», 2014 г.- с.116-117.
24. Олифирович Н.И. Индивидуальное психологическое консультирование: Теория и практика / Н.И. Олифирович.- Мн.: Тесей, 2005.- 264 с
25. Рогожина Е.А. Психологическое консультирование: генезис понятия, особенности [Электронный ресурс] / Е.А. Рогожина, Ю.В. Кобазова // Научный журнал, 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-konsultirovanie-genezis-ponyatiya-osobennosti.
26. Ромек В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович. - СПб.: Речь, 2004.
27. Фролова С.В. Консультативная психология: теория и практика. Учеб.-метод. пособие для студентов [Электронный ресурс] / С.В. Фролова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. – 160 с. – Режим доступа: elibrary.sgu.ru›uch_lit/64.pdf.
28. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений О.В. Хухлаева / – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
29. Щедринская О.М. Онлайн-консультирование через призму профессиональной этики: проблемы и решения / О.М. Щедринская // Консультативная психология и психотерапия, 2020, Т. 28, № 3. – С. 84- 99.
30. Шнейдер Л. Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие / Л.Б. Шнейдер. - М.: Ось-89, 2003. - 272 с.
31. Ягнюк К.В. Концепция запроса на психологическую помощь в отечественном психологическом консультировании и ее расширение на психотерапию [Электронный ресурс] / К.В. Ягнюк // Практическая Психология и Психоанализ, 2016, №2. – Режим доступа: https://psyjournal.ru/articles/koncepciya-zaprosa-na-psihologicheskuyu-pomoshch-v-otechestvennom-psihologicheskom.




Вопрос-ответ:

Какая основная цель консультативной сессии?

Основная цель консультативной сессии заключается в прояснении клиентского запроса. В результате консультации клиент должен получить ясное представление о своих проблемах и целях, а также определить пути и способы их решения.

Что такое запрос клиента и почему его нужно прояснять?

Запрос клиента - это формулировка его проблемы, цели или ожиданий от консультативной сессии. Прояснение клиентского запроса необходимо для понимания сути проблемы и определения направления консультативной работы.

Какие типы запросов клиента могут возникнуть в процессе консультации?

В процессе консультативной сессии клиент может высказать разные типы запросов, такие как информационный, проблемный, целевой или ожидательный запросы. Различные типы запросов требуют разного подхода и способов трансформации.

Какие способы трансформации запросов клиента могут быть использованы?

Для трансформации запросов клиента могут быть использованы разные методы, такие как переформулировка, уточнение, расширение или глубокое исследование проблемы. Выбор способа зависит от конкретной ситуации и целей консультативной работы.

Какие основные этапы структуры консультативной сессии?

Структура консультативной сессии включает в себя несколько этапов, таких как установление контакта, выявление и прояснение запроса клиента, исследование проблемы, постановка целей, разработка плана действий и заключение сессии. Каждый этап имеет свои особенности и задачи.

Что такое клиентский запрос в консультативной сессии?

Клиентский запрос в консультативной сессии - это выражение потребности, проблемы или вопроса, который клиент хочет обсудить с консультантом. Это может быть что-то личное, профессиональное или эмоциональное, что требует внимания и поддержки.

Как прояснить клиентский запрос?

Для прояснения клиентского запроса консультант может использовать различные методы. Он может задавать уточняющие вопросы, запрашивать дополнительную информацию, активно слушать клиента, а также использовать эмпатию и отражение чувств, чтобы понять и прояснить источник клиентской проблемы.

Какие типы запросов клиента могут возникать в консультативной сессии?

В консультативной сессии клиент может поступить с различными типами запросов. Например, это могут быть запросы на конкретные решения проблемы, запросы на советы и рекомендации, запросы на поддержку эмоционально или запросы на помощь в обретении понимания и осознания своих чувств и эмоций.