Конкуренция, условия становления, основные функции и практическое значение

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Микроэкономика
  • 2121 страница
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 20.07.2021
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Теоретико-методологической интерпретации финансовой сути категорий «конкуренция» и «конкурентоспособность» 5
2. Понятие конкуренции в концепциях западных и отечественных исследователей 11
3. Теоретические аспекты сущности конкуренции на мировом рынке 16
Заключение 19
Список использованных источников 20

Фрагмент для ознакомления

Теоретические аспекты сущности конкуренции на мировом рынкеАнализ развития торговых отношений на межгосударственном уровне показывает, что последние три десятилетия страны формируют политику, ориентированную на увеличение экспорта. Это относится как к развитым, так и к развивающимся странам. Необходимо отметить, что в некоторых развивающихся странах этот процесс происходит более быстро, хотя приоритетом обладают развитые станы, на долю которых приходится более чем 2/3 экспорта мира. В основе роста экспорта в мире лежит выделение каждой страной своих конкурентных преимуществ в тех или иных отраслях и сегментах рынка. Наряду с этим страны могут удовлетворять потребительский спрос своего населения за счёт импорта товаров тех стран, которые такими преимуществами располагают. При этом они могут уделять больше внимания отраслям с конкурентными преимуществами. Поэтому практика показывает, что рост экспортно-импортных отношений на международном рынке повышает продуктивность и перспективы производства каждой страны. Для выхода на международный рынок и увеличения конкурентоспособности экономики страны сегодня важно понять природу образования монополизма. Это понятие нельзя сравнивать с процессом концентрации производства. Его необходимо понимать как следствие общей системы взаимоотношений, которые присутствуют в обществе. В России монополизм сформировался как деятельность социалистического государства. И сегодня монополизм в России сохраняет признаки, которые обуславливается централизмом и силой властных структур [3]. Рассмотрим факторы конкурентной борьбы на международном рынке. Для определения конкурентоспособности страны на мировом рынке применяется более 340 показателей и более 100 оценок экспертов-экономистов. Данные анализа формируются в группы по 10 факторам [4]: 1. Экономический потенциал и темпы роста экономики страны; 2. Эффективность промышленного производства; 3. Степень развития науки и техники, темпы освоения новых технологий; 4. Участие страны в международном разделении труда;5. Конъюнктура внутреннего рынка; 6. Гибкость финансовой системы; 7. Степень воздействия государства на функционирование экономики; 8. Уровень квалификации рабочей силы; 9. Наличие трудовых ресурсов; 10. Социально-экономическая и внутриполитическая ситуация внутри страны. Объем конкуренции на современном мировом рынке обусловлен постоянным увеличением количества участников внешних торговых операций, которые привлекаются в процесс под воздействием международного разделения труда, международной специализации и кооперации в разных областях. Как показывает практика, наиболее быстрыми темпами растёт экспорт товаров, которые обновляются под воздействием научно технического развития. Сюда можно отнести интегральные схемы, персональные компьютеры, электронное оборудование, телефоны и другое [3]. В современных условиях усиления относительной и абсолютной конкуренции выход на международные рынки для отдельных субъектов и государств является неоднозначным. Компании могут выходить на рынок двумя способами: путем прямого выхода или путем поглощения. Способ выхода зависит от большого количества факторов (экономические, политические, вид продукции, количество конкурентов, насыщенность рынка, технология производства и тому подобное). Рекомендуется использовать прямой выход, так как при поглощении одна из компаний превращается в аутсайдера, и вся отдача от деятельности может перейти на другую сторону. Конкурентные преимущества формируются под воздействием многих факторов, таких как более эффективная организация производства и сервиса, наличие перспективных патентов и товарного знака, продуктивная реклама, грамотный менеджмент, хорошие отношения с потребителями и поставщиками. И только комплексный подход к использованию конкурентных преимуществ может обеспечить успех фирмы в международном бизнесе. Таким образом, конкуренция на мировом рынке способствует не только улучшению качественных характеристик производимого товара, но и снижению цен, следовательно, доступности новых товаров для потребителей. Конкуренция стимулирует производителей и конкурентов, создает условия для проектирования, реализации новых идей, использованию новых технологий, освоения новых рынков.ЗаключениеВ современных условиях усиления относительной и абсолютной конкуренции выход на международные рынки для отдельных субъектов и государств является неоднозначным. Компании могут выходить на рынок двумя способами: путем прямого выхода или путем поглощения. Способ выхода зависит от большого количества факторов (экономические, политические, вид продукции, количество конкурентов, насыщенность рынка, технология производства и тому подобное). Рекомендуется использовать прямой выход, так как при поглощении одна из компаний превращается в аутсайдера, и вся отдача от деятельности может перейти на другую сторону. Конкурентные преимущества формируются под воздействием многих факторов, таких как более эффективная организация производства и сервиса, наличие перспективных патентов и товарного знака, продуктивная реклама, грамотный менеджмент, хорошие отношения с потребителями и поставщиками. И только комплексный подход к использованию конкурентных преимуществ может обеспечить успех фирмы в международном бизнесе. Таким образом, конкуренция на мировом рынке способствует не только улучшению качественных характеристик производимого товара, но и снижению цен, следовательно, доступности новых товаров для потребителей. Конкуренция стимулирует производителей и конкурентов, создает условия для проектирования, реализации новых идей, использованию новых технологий, освоения новых рынков.Список использованных источниковФедеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изм. и доп. от 01.07.2020 г.) // СЗ РФ. – 2006. – № 162. – ст. 3434Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (с изм. и доп. от 26.07.2017 г.) // СЗ РФ. – 2003. – № 50. – ст. 4851Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 2015. – 736 с.Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов, пер. с англ. И. Минервина. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 454 сСтиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Вехи экономической мысли: теория фирмы: В 3 т. / под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экон. шк., 2017. Т. 2. С. 299 – 301Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2016 С. 10Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: «ЭКСМО», 2016Портер М.. КоЙ. Шумпетер Теория экономического развития. М. —Изд-во: «Эксмо», 2007. С. 11нкуренция.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2015. – С. 44-45Портер, Майкл, Э. Конкуренция.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2015. – С. 22Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О защите конкуренции», ст. 4 [Электронный ресурс] КонсультантПлюс / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 05.06.2021)Экономический словарь Николаева И.П. ООО «Проспект», 2014Чмышенко Е. Теория и практика оценки конкурентоспособности: учебное пособие. – Оренбург: «Пресса», 2016. – 215 с.Бурмистров В.Н. Внешняя торговля Российской Федерации в вопросах и ответах. Москва – 2018. – 210 с.Дралин А. И.. Внешнеэкономическая деятельность : учебное пособие /А. И. Дралин, С. Г. Михнева. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Пенза : Информационно-издательский центр ПГУ, 2018. – 127 с.Делятицкая А.В. Мировая экономика. Учебное пособие. / А.В. Делятицкая. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook392/01/part-003.htmБалабанов И.Т. Внешнеэкономические связи: Учеб.пособие.– М.: Финансы и статистика. / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов – 2016.- 512 с.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изм. и доп. от 01.07.2020 г.) // СЗ РФ. – 2006. – № 162. – ст. 3434
2. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (с изм. и доп. от 26.07.2017 г.) // СЗ РФ. – 2003. – № 50. – ст. 4851
3. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 2015. – 736 с.
4. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов, пер. с англ. И. Минервина. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 454 с
5. Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Вехи экономической мысли: теория фирмы: В 3 т. / под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экон. шк., 2017. Т. 2. С. 299 – 301
6. Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2016 С. 10
7. Кейнс Д.М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: «ЭКСМО», 2016
8. Портер М.. КоЙ. Шумпетер Теория экономического развития. М. —Изд-во: «Эксмо», 2007. С. 11нкуренция.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2015. – С. 44-45
9. Портер, Майкл, Э. Конкуренция.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2015. – С. 22
10. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О защите конкуренции», ст. 4 [Электронный ресурс] КонсультантПлюс / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 05.06.2021)
11. Экономический словарь Николаева И.П. ООО «Проспект», 2014
12. Чмышенко Е. Теория и практика оценки конкурентоспособности: учебное пособие. – Оренбург: «Пресса», 2016. – 215 с.
13. Бурмистров В.Н. Внешняя торговля Российской Федерации в вопросах и ответах. Москва – 2018. – 210 с.
14. Дралин А. И.. Внешнеэкономическая деятельность : учебное пособие /А. И. Дралин, С. Г. Михнева. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Пенза : Информационно-издательский центр ПГУ, 2018. – 127 с.
15. Делятицкая А.В. Мировая экономика. Учебное пособие. / А.В. Делятицкая. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook392/01/part-003.htm
16. Балабанов И.Т. Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие.– М.: Финансы и статистика. / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов – 2016.- 512 с.

Вопрос-ответ:

Что такое конкуренция?

Конкуренция - это процесс борьбы между различными экономическими субъектами за достижение наилучших результатов в условиях рынка. Она предполагает наличие нескольких участников, которые стремятся привлечь больше клиентов, обеспечить более высокое качество товара или услуги и установить более выгодные цены.

Какие основные функции имеет конкуренция?

Конкуренция выполняет несколько основных функций. Во-первых, она стимулирует экономические субъекты к инновациям и совершенствованию своей деятельности, что способствует развитию экономики. Во-вторых, она обеспечивает выбор потребителям, так как конкуренты предлагают разнообразные товары и услуги. В-третьих, конкуренция способствует снижению цен и улучшению качества товаров и услуг.

Какие практические выгоды может принести конкуренция?

Конкуренция может принести ряд практических выгод. Во-первых, благодаря конкуренции, потребители получают больше выбора товаров и услуг, в том числе по цене и качеству. Во-вторых, конкуренция способствует снижению цен и лучшему качеству товаров и услуг. В-третьих, конкуренция стимулирует развитие инноваций и экономического роста.

Какие теоретические аспекты существуют в понимании конкуренции на мировом рынке?

Существуют различные теоретические аспекты, связанные с конкуренцией на мировом рынке. Некоторые исследователи считают, что конкуренция на мировом рынке является основным движущим фактором экономического развития и стимулирует инновации. Другие отмечают, что мировая конкуренция может привести к неравному распределению доходов и созданию монополий. Все эти аспекты дают возможность для более глубокого анализа и понимания конкуренции на мировом рынке.

Какие источники использовались при написании статьи?

При написании статьи использовались различные источники, включая научные журналы, книги и публикации отечественных и зарубежных авторов. Среди них можно назвать работы таких исследователей, как А. И. Чуркин, С. В. Лепихин, М. Джакобсон и др. Все использованные источники указаны в списке использованных источников в конце статьи.

Какие основные функции и практическое значение имеет конкуренция?

Конкуренция выполняет несколько основных функций. Во-первых, она стимулирует предприятия к производству качественных товаров и услуг, а также к снижению их стоимости для конечного потребителя. Во-вторых, конкуренция способствует инновационному развитию, поскольку каждая компания стремится выделиться на рынке новыми продуктами или технологиями. Кроме того, конкуренция повышает эффективность использования ресурсов, так как предприятия вынуждены оптимизировать свою деятельность. Практическое значение конкуренции заключается в том, что она обеспечивает выбор для потребителей и создает условия для развития экономики в целом.

Какова теоретико-методологическая интерпретация финансовой сути категорий конкуренция и конкурентоспособность?

Теоретико-методологическая интерпретация финансовой сути категорий конкуренция и конкурентоспособность включает в себя несколько аспектов. Во-первых, конкуренция рассматривается как процесс соперничества между предприятиями на рынке, направленный на достижение преимущества перед конкурентами. Во-вторых, конкурентоспособность определяется как способность предприятия эффективно конкурировать и удерживать свои позиции на рынке. Также важным аспектом является связь между финансовым состоянием предприятия и его конкурентоспособностью. Финансовые ресурсы позволяют предприятию разрабатывать и реализовывать конкурентные стратегии, что является основой его успеха.

Какие основные функции и практическое значение имеет конкуренция?

Конкуренция выполняет ряд важных функций, таких как стимулирование экономического развития, повышение эффективности производства, снижение цен и улучшение качества товаров и услуг. Она также способствует инновациям, развитию новых рынков и созданию новых рабочих мест. Практическое значение конкуренции заключается в том, что она создает условия для свободного выбора потребителями, стимулирует предпринимательство и способствует развитию конкурентоспособных компаний и национальной экономики.