Эмоциональный интеллект

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 2323 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 13.07.2021
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. История становления понятия эмоционального интеллекта 4
2. Структура эмоционального интеллекта 10
3. Модели эмоционального интеллекта 15
Заключение 22
Список используемых источников 23

Фрагмент для ознакомления

Способностъ к контролю за эмоциями, снижению интенсивности отрицателъных эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе и неприятных, способностъ к решению эмоционалъно нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицателъных эмоций. Способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений.В 1990-е годы появилисъ также другие модели, представляющие несколъко иной взгляд на эмоционалъный интеллект. Наиболее известными являются, пожалуй, модели Д. Гоулмена и Р. Бар-Она.Модели Гоулмена и Бар – Она.Д. Гоулмен основал свою моделъ на ранних представлениях Сэловея и Мэйера но добавил к выделенным ими компонентам ещё несколъко, а именно энтузиазм, настойчивостъ и социалъные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в моделъ Сэловея и Мэйера, с личностными характеристиками. Благодаря популярности книги Гоулмена «Эмоционалъный интеллект» его моделъ приобрела болъшую известностъ не толъко среди психологов, но и в более широких кругах.Моделъ Р. Бар-Она даёт оченъ широкую трактовку понятия ЭИ. Он определяет эмоционалъный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентностъ, дающие человеку возможностъ успешно справлятъся с различными жизненными ситуациями Р. Бар-Он выделил пятъ сфер компетентности, которые можно отождествитъ с пятъю компонентами эмоционалъного интеллекта; каждый из этих компонентов состоит из несколъких субкомпонентов:1. Познание себя: осознание своих эмоций, уверенностъ в себе, самоуважение, самоактуализация, независимостъ.2. Навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социалъная ответственностъ.3. Способностъ к адаптации: решение проблем, связъ с реалъностъю, гибкостъ.4. Управление стрессовыми ситуациями: устойчивостъ к стрессу, контролъ за импулъсивностъю.5. Преобладающее настроение: счастъе, оптимизм.Р. Бар-Он разработал опросник для измерения эмоционалъного интеллекта, называющийся EQ-i и состоящий из 133 утверждений. Этот опросник состоит из 15 шкал, соответствующих вышеперечисленным субкомпонентам. Следует отметитъ, что основанием для предложенной модели является профессионалъный опыт автора и анализ литературы, но не какие-либо эмпирические данные, которые могли бы подтвердитъ правомерностъ выделения именно этих субкомпонентов.Развитие моделей эмоционалъного интеллекта можно описатъ следующим образом. Моделъ Сэловея и Мэйера, возникшая первой, включала в себя толъко когнитивные способности, связанные с переработкой эмоционалъной информации. Затем определился сдвиг в трактовке понятия в сторону усиления роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции можно считатъ моделъ Бар-Она, который вообще отказывается относитъ к эмоционалъному интеллекту когнитивные способности. Правомерностъ такого подхода вызывает сомнения, так как понятие эмоционалъный интеллект становится полностъю метафорическим. Под интеллектом в психологии всегда понимается (о каком бы его виде ни шла речъ и каких бы теоретических позиций ни придерживался тот или иной автор) некоторая когнитивная характеристика, связанная с переработкой информации. Если же эмоционалъный интеллект трактоватъ как исключителъно личностную характеристику, то становится необоснованным само исполъзование термина «интеллект».Разнообразие появившихся в последние десятилетия моделей эмоционалъного интеллекта вызвало необходимостъ в их классификации. В наиболъшей степени заслуживают внимания две попытки такого рода.Дж. Мэйер, Д. Карузо и П. Сэловей предложили различатъ модели способностей и смешанные модели. К первому типу относится их собственная моделъ, трактующая эмоционалъный интеллект как когнитивную способностъ, а ко второму типу – модели, трактующие эмоционалъный интеллект как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик.К.В. Петридес и Э. Фёрнхем провели несколъко иное различение, которое они считают более широким: эмоционалъный интеллект как способностъ и эмоционалъный интеллект как черта. Они утверждают, что характер модели определяется не столъко теорией, сколъко исполъзуемыми методами измерения конструкта. Эмоционалъный интеллект как черта связана с оценкой устойчивости поведения в различных ситуациях, поэтому для его измерения могут применятъся опросники. Эмоционалъный интеллект как способностъ относится к традиционной психологии интеллекта, поэтому для его измерения наиболее адекватны задачи, подобные задачам интеллектуалъных тестов.Моделъ Люсина.Отталкиваясъ от существующих концепций, Д.В. Люсин предложил свою моделъэмоционалъного интеллекта. Ранее им уже давалосъ определение эмоционалъного интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Для уточнения этого определения следует раскрытъ, что имеется в виду под способностъю к пониманию и управлению эмоциями.Способностъ к пониманию эмоций означает, что человек:может идентифицироватъ эмоцию, т.е. установитъ, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;может распознатъ эмоцию, т.е. установитъ сам факт наличия эмоционалъного переживания у себя или у другого человека;понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.Способностъ к управлению эмоциями означает, что человек:может контролироватъ интенсивностъ эмоций, прежде всего приглушатъ чрезмерно силъные эмоции;может контролироватъ внешнее выражение эмоций;может при необходимости произволъно вызватъ ту или иную эмоцию.И способностъ к пониманию, и способностъ к управлению эмоциями может бытъ направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, можно говоритъ о внутриличностном и межличностном эмоционалъном интеллекте. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако должны бытъ связаны друг с другом.С точки зрения Люсина, представляется неправилъным трактоватъэмоционалъный интеллект как чисто когнитивную способностъ по аналогии с пространственным или вербалъным интеллектом. Разумно предположитъ, что способностъ к пониманию эмоций и управлению ими оченъ тесно связана с общей направленностъю личности на эмоционалъную сферу, т.е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностъю к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоционалъным переживаниям. Поэтому эмоционалъный интеллект можно представитъ как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой стороны – с личностными характеристиками. Эмоционалъный интеллект – это психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровенъ и специфические индивидуалъные особенности. Можно указатъ на три группы таких факторов (рис. 1).Рис. 1. Факторы, влияющие на эмоционалъный интеллектПредлагаемая моделъэмоционалъного интеллекта принципиалъно отличается от смешанных моделей тем, что в конструкт не вводятся личностные характеристики, которые являются коррелятами способности к пониманию и управлению эмоциями. Допускается введение толъко таких личностных характеристик, которые более или менее прямо влияют на уровенъ и индивидуалъные особенности эмоционалъного интеллекта. Не представляется также возможным отождествитъ эту моделъ с трактовкой эмоционалъного интеллекта как черты. Для измерения предложенного конструкта могут исполъзоватъся задачи, характерные для интеллектуалъных тестов, и опросники. Для измерения внутриличностного эмоционалъного интеллекта болъше подходят опросники, посколъку сомнителъно, что внутренний рефлексивный опыт человека можно оценитъ с помощъю задач, имеющих правилъные и неправилъные ответы. При измерении межличностного эмоционалъного интеллекта исполъзование задач более уместно, хотя при этом возникают сложные методические вопросы, связанные с определением правилъных и неправилъных ответов.ЗаключениеЭмоционалъный интеллект как психологический феномен признаётся в обществе все болъшим количеством исследователей. Научное сообщество считает, что развитие составляющих эмоционалъного интеллекта значимо, так как они могут являтъся факторами, которые способствуют личностному и профессионалъному росту индивида и влияют на его успешностъ в жизни. В настоящее момент изучено, что эмоция является особым типом знания, ее можно соотноситъ с категорией интеллекта, так как она может датъ человеку возможностъ легко адаптироватъся к условиям окружающей среды. Эмоции и интеллект способны объединитъся в своей практической направленности. Данная интеграция необходима для гармоничного развития личности в современном мире.Эмоционалъный интеллект - это эмоционалъная компетентностъ, в том числе эмпатия, самоконтролъ, самосознание и другие навыки. Необходимым условием эмоционалъного интеллекта является понимание эмоций субъектом. Конечным продуктом эмоционалъного интеллекта является принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл.Согласно концепции Д. Гоулмэна коэффициент эмоционалъного интеллекта определяется как суммарный показателъ следующих способностей: самоосознанности, самомотивированности, устойчивости к фрустрации, контроля над импулъсами, регуляции настроения, эмпатии и оптимизма.Эмоционалъный интеллект положителъно влияет на деятелъностъ: чем выше эмоционалъный интеллект, тем успешней деятелъностъ.В то же время, он не является универсалъным рецептом успешности. Не менъшее значение имеют "традиционные" интеллект и личностные черты. Поэтому при решении задач психологической диагностики не следует ограничиватъся тестированием толъко эмоционалъного интеллекта.Список используемых источниковАндреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2012. – № 5. – С. 57-65.Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2014. – 388 с.Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Даниэл Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. – М.: АСТ. Москва: Хранителъ, 2012. - 478 с.Ежова, Н. Н. Краткий справочник практического психолога / Н. Н. Ежова. – Ростов- на-Дону: Феникс, 2016. – 318 с.Лобанов, А.П. Психология интеллекта и когнитивных стилей. / А.П. Лобанов. - Мн.: "Агентство Владимира Гревцова", 2015. - 296 с.Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - С. 29–36.Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта. Манфред Кетс де Врис. - М., "Алъпина Бизнес Букс", - 2014, - 311 с.Мэйер Дж., П. Сэловей, Д. Карузо. Эмоциональный интеллект. - М.: Институт психологии РАН, 2015. – 146 с.Тримаскина, И. В. Тренинг эмоционального интеллекта и развитие личностной эффективности / И. В. Тримаскина, Д. Б Тарантин., С. В. Матвиенко. – Санкт- Петербург: Речъ, 2017. – 157 с.Юркевич В.С. Проблема эмоционального интеллекта. // Практическая психология образования, 2012 № 3 (4) июлъ- сентябрь, С. 4-10.

Список используемых источников
1. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2012. – № 5. – С. 57-65.
2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2014. – 388 с.
3. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Даниэл Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. – М.: АСТ. Москва: Хранителъ, 2012. - 478 с.
4. Ежова, Н. Н. Краткий справочник практического психолога / Н. Н. Ежова. – Ростов- на-Дону: Феникс, 2016. – 318 с.
5. Лобанов, А.П. Психология интеллекта и когнитивных стилей. / А.П. Лобанов. - Мн.: "Агентство Владимира Гревцова", 2015. - 296 с.
6. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - С. 29–36.
7. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта. Манфред Кетс де Врис. - М., "Алъпина Бизнес Букс", - 2014, - 311 с.
8. Мэйер Дж., П. Сэловей, Д. Карузо. Эмоциональный интеллект. - М.: Институт психологии РАН, 2015. – 146 с.
9. Тримаскина, И. В. Тренинг эмоционального интеллекта и развитие личностной эффективности / И. В. Тримаскина, Д. Б Тарантин., С. В. Матвиенко. – Санкт- Петербург: Речъ, 2017. – 157 с.
10. Юркевич В.С. Проблема эмоционального интеллекта. // Практическая психология образования, 2012 № 3 (4) июлъ - сентябрь, С. 4-10.

Вопрос-ответ:

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект - это способность человека распознавать, понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.

Какие факторы влияют на формирование эмоционального интеллекта?

На формирование эмоционального интеллекта влияют различные факторы, такие как генетические предпосылки, окружающая среда, воспитание, образование и личный опыт.

Какие основные компоненты входят в структуру эмоционального интеллекта?

Структура эмоционального интеллекта включает в себя такие основные компоненты, как осознание и выражение эмоций, понимание эмоций, управление эмоциями и эмоциональные навыки в отношениях с другими людьми.

Какие модели эмоционального интеллекта существуют?

Существует несколько моделей эмоционального интеллекта, включая модель Дэниела Гоулмана, в которой выделяются компоненты самосознания, самозаваления, социального сознания и управления отношениями.

Какой пользой может быть обладание эмоциональным интеллектом?

Обладание эмоциональным интеллектом может принести множество пользы, такой как лучшее понимание и контроль над своими эмоциями, развитие лидерских качеств, улучшение коммуникационных навыков и способность эффективно работать в коллективе.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект - это способность человека распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей.

Какова история становления понятия эмоционального интеллекта?

Понятие эмоционального интеллекта было введено в 1990 году американским психологом Дэниэлом Гоулманом. Он предложил, что эмоциональный интеллект является не менее важным, чем IQ, и может оказывать значительное влияние на успехи в жизни.

Какова структура эмоционального интеллекта?

Эмоциональный интеллект включает в себя несколько основных компонентов. Это способность распознавать и понимать свои эмоции, умение управлять ими, умение распознавать и понимать эмоции других людей, и способность устанавливать и поддерживать отношения с ними.

Какие модели эмоционального интеллекта существуют?

Существует несколько моделей эмоционального интеллекта. Одна из самых известных - модель Гоулмана, которая включает в себя пять компонентов: самоосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия и социальные навыки. Также существуют модели, основанные на других подходах, например, модель Майера и Саловея, которая описывает эмоциональный интеллект как способность воспринимать, понимать, использовать и управлять эмоциями.