ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 1515 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 14.07.2021
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Понятие учебно-исследовательской деятельности 4
2. Организация учебно-исследовательской деятельности по литературе в школе 8
3. Организация учебно-исследовательской деятельности по русскому языку в школе 11
Заключение 14
Список литературы 15

Фрагмент для ознакомления

Обучающиеся, при проведении исследований, узнают, каким образомвозможно отыскать словосочетания в тексте, открывают, что слов без корня не бывает. Обучающиеся включены в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, отыскивая посредством учебного пособия нужную информацию, формулируя выводы, и, так, овладевая новыми знаниями. Учебники УМК «Школа России» подразумевают организацию проектной деятельности, которая способствует включению обучающихся в активный когнитивный процесс. Работа над учебными проектами закрепляет полученные знания через поиск, анализ и систематизацию информации [13]. Методический аппарат учебников «Школа России» организует наблюдения над фактами и закономерностями русского языка, открывая возможности для формирования логических действий анализа, синтеза, сравнения, установления причинно-следственных связей, точнее сказать развития исследовательских умений ученика. В связи с этим, видно, что в УМК «Школа России» обучение нацелено на формирование исследовательских умений и развитие когнитивных процессов на уроках русского языка. Особенность организации заключается в том, что на уроках русского языка школьник - это главное лицо, изучающее и обсуждающее проблему, а педагог помогает обучающимся, закладывая основу для развития исследовательских умений. Итоговая цель изучения именных частей речи русского языка состоит в осознанном использовании частей речи, чтобы грамматически и стилистически точно выразить мысль в устной и письменной форме. Исследовательские умения формируются в ходе выполнения практических и исследовательских заданий, среди которых важное место занимают письменные и устные упражнения [14]. М. Р. Львов упражнения определяет в качестве вида учебной деятельности обучающихся, ставящего его перед необходимостью много раз и вариативно использовать полученные знания в самых разных связях и условиях [4]. Выполнение упражнений непрерывно ставит обучающихся в условия поиска, решения проблемы, задачи. На уроках русского языка выполнение разных упражнений занимает 80% времени, соответственно, немаловажно, чтобы учителем была обеспечена высокая активность и самостоятельность работы обучающихся. Анализ учебников и методической литературы дал возможность выделить группы упражнений, помогающие формировать исследовательские умения: 1.Опознание части речи, выделение ее признаков путем наблюдения. 2.Работа с самыми разными видами словарей. 3.Подбор слов части речи, грамматического разряда части речи. 4.Разграничение и сравнение грамматических значений слов. 5.Группировка слов по частям речи. 6.Полный либо частичный морфологический разбор слова. 7.«Проведи опыт». 8.Разработка и представление проектов [12]. Упражнения подразумевают самостоятельную работу обучающихся, развитие исследовательских умений и заинтересованность в решении учебных задач. Упражнения ориентированы на усвоение способов использования исследовательских умений и формирование умения творчески думать и использовать усвоенную информацию в новой, незнакомой ситуации. Таким образом, формирование исследовательских умений, в большей степени, реализуется через выполнение упражнений и проектов. Отбор упражнений и проектных заданий необходимо осуществлять с учетом тематической специфики, ступени обучения и возрастающей сложности, что будет способствовать росту исследовательских умений обучающихся.ЗаключениеИндивидуальный проект, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), «представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект), который выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественной или иной» [5]. Таким образом, исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) [3].Организация учебно-исследовательской деятельности в контексте уроков литературы и русского языка позволит активизировать широкий круг учащихся, формировать исследовательские навыки на разных ступенях обучения, выявляя одарённых ребят, будущих участников научно-практических конференций, и развивая творческие способности так называемых обычных школьников, воспитывать силу воли, целеустремлённость. Исследовательская работа также несёт в себе и воспитательный эффект. Многие ребята становятся более коммуникабельными, преодолевая “страх” публичного выступления, чувствуют себя увереннее на уроках.Умело организованная исследовательская деятельность повысит глубину понимания произведения, будет способствовать воспитанию желания чтения художественной литературы и развитию речи обучающихся, обогатит их словарь и выведет на новую ступень познания и творчестваСписок литературыФедеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Абрамова С.В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку (Статья четвертая) // Русский язык в школе. – 2011. – № 8. –С. 17-23.Араптанова, О.В. Формирование медиакомпетентности учащихся в процессе исследовательской деятельности (на примере исследовательской работы по русскому языку). Байбородова, Л.В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для вузов. Белоусова, Е.И. Организация исследовательской работы по литературе в профильной школе. Бондаренко, С.М. Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях современной общеобразовательной школы. Букарева, Ю. В. Исследовательская работа по русскому языку в школе: формы, этапы, значение / Ю. В. Букарева, Е. А. Есина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 155-158. Вишневецкая, Г.В. Научно-исследовательская и проектная деятельность по русскому языку и литературе как способ развития ключевых компетенций учащихся. Гауч, О.Н. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся школы в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов. Константинова, Л.А., Романова, Т.М. Место научно-исследовательской работы школьников в процессе преподавания русского языка. Патрик Т.Л. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по литературе в профильной школе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2007 - 249 с.Саакян, А.И., Куденко Н.И. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. Семикопенко, И.М., Каменев, В.В. Научно-исследовательская деятельность школьников. Шилова Н. А., Зубарева Н. С. Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1776–1780.Якушева, Н.М. Поисково-исследовательская деятельность в школе.

Список литературы

1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
2. Абрамова С.В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку (Статья четвертая) // Русский язык в школе. – 2011. – № 8. –С. 17-23.
3. Араптанова, О.В. Формирование медиакомпетентности учащихся в процессе исследовательской деятельности (на примере исследовательской работы по русскому языку).
4. Байбородова, Л.В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для вузов.
5. Белоусова, Е.И. Организация исследовательской работы по литературе в профильной школе.
6. Бондаренко, С.М. Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях современной общеобразовательной школы.
7. Букарева, Ю. В. Исследовательская работа по русскому языку в школе: формы, этапы, значение / Ю. В. Букарева, Е. А. Есина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 155-158.
8. Вишневецкая, Г.В. Научно-исследовательская и проектная деятельность по русскому языку и литературе как способ развития ключевых компетенций учащихся.
9. Гауч, О.Н. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся школы в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.
10. Константинова, Л.А., Романова, Т.М. Место научно-исследовательской работы школьников в процессе преподавания русского языка.
11. Патрик Т.Л. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по литературе в профильной школе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2007 - 249 с.
12. Саакян, А.И., Куденко Н.И. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы.
13. Семикопенко, И.М., Каменев, В.В. Научно-исследовательская деятельность школьников.
14. Шилова Н. А., Зубарева Н. С. Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1776–1780.
15. Якушева, Н.М. Поисково-исследовательская деятельность в школе.

Вопрос-ответ:

Что такое учебно-исследовательская деятельность?

Учебно-исследовательская деятельность - это метод обучения, который позволяет учащимся самостоятельно исследовать тему, задачу или проблему, анализировать информацию, формулировать и проверять гипотезы, делать выводы и представлять результаты исследования.

Как организовать учебно-исследовательскую деятельность по литературе в школе?

Организация учебно-исследовательской деятельности по литературе в школе может быть осуществлена через проведение проектных работ, чтение и анализ литературных произведений, обсуждение их с содержательными вопросами, написание эссе или исследовательских работ.

Как организовать учебно-исследовательскую деятельность по русскому языку в школе?

Организация учебно-исследовательской деятельности по русскому языку может осуществляться через проведение исследовательских заданий, написание исследовательских проектов, анализ лингвистических явлений и их объяснение, работу с различными текстами.

Какие навыки развиваются у учащихся при проведении исследований?

При проведении исследований учащиеся развивают такие навыки, как поиск информации, анализ данных, формулирование гипотез, сбор и интерпретация фактов, выражение своих мыслей и идей, развитие критического мышления и самостоятельности.

Каким образом возможно отыскать словосочетания в тексте и зачем это нужно?

Для отыскания словосочетаний в тексте можно использовать различные стратегии, например, связывание близких по смыслу слов, анализ контекста, поиск ключевых слов и фраз. Это поможет учащимся лучше понять текст, изучить лексические единицы, а также расширить свой словарный запас.

Что такое учебно-исследовательская деятельность школьников?

Учебно-исследовательская деятельность школьников – это форма обучения, в которой ученики совершенствуют свои познавательные способности, развивают навыки самостоятельного поиска, анализа и обобщения информации. Они становятся активными участниками образовательного процесса, выполняя различные исследовательские задания и проекты.

Как организовывается учебно-исследовательская деятельность по литературе в школе?

Учебно-исследовательская деятельность по литературе в школе может организовываться разными способами. Например, ученикам могут быть даны исследовательские задания, в которых они должны исследовать биографию писателя или анализировать литературные произведения. Также школьники могут проводить исследование по конкретной теме, связанной с литературой, и представить результаты своих исследований в виде отчета или презентации.

Как организуется учебно-исследовательская деятельность по русскому языку в школе?

Учебно-исследовательская деятельность по русскому языку в школе может включать различные задания и проекты. Например, ученикам могут предложить провести исследование о происхождении и значении определенных слов или фразеологизмов. Они будут искать информацию в словарях, энциклопедиях и других источниках, а затем составят отчет о своих исследованиях. Также учащимся могут быть даны задания на анализ текстов и выявление языковых особенностей.

Какие преимущества имеет учебно-исследовательская деятельность для школьников?

Учебно-исследовательская деятельность имеет ряд преимуществ для школьников. Во-первых, она помогает развить навыки самостоятельного поиска и анализа информации, что полезно в любой сфере жизни. Во-вторых, такая деятельность способствует развитию творческих способностей и критического мышления. Ученики учатся аргументировать свои мысли и выражать свою точку зрения. В-третьих, учебно-исследовательская деятельность стимулирует интерес к учению и помогает учащимся лучше понять и усвоить учебный материал.