Исследование звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 5252 страницы
  • 43 + 43 источника
  • Добавлена 23.07.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СПИСОК ТЕРМИНОВ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1. ПОНЯТИЕ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.2. ПОНЯТИЕ ДИЗАРТРИИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 14
1.3. ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ У ДЕТЕЙ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 21
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 29
2.1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 29
2.2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 32
2.3. АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 36
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 1-2 50

Фрагмент для ознакомления

Процедура: ребенок воспроизводит звук в словах в разной позиции (начало, середина, конец), слова со звуком [з, ж] в конце не подбираются, т.к. звонкие звуки в конце слова оглушаются.Инструкция: Повтори за мной слова.Речевой материал[с]: сад, лиса, нос[с‘]: сито, лось[з]: замок, коза[з‘]: зима, [ц]: цапля, кольцо, палец[ш]:шуба, каша, душ[ж]:жук, лыжи[ч]:чайник, бочка, печь[щ]:щетка, ящик, плащ[л]:лук, мыло, мел[р]:рак, гора, заборМетодика № 4.Исследование уровня развития произношения звуковв предложенияхЦель: изучить особенности произношения звуков отраженно в словах.Процедура: ребенок воспроизводит звук в предложениях. Инструкция: Повтори за мной предложения.Речевой материал:В саду садовник садит кусты.Зоя запускает змея.Цапля высадила птенцов.Миша нашел шапку-ушанку.Жук жужжит.Лодка плывет по волнам.Рома на рыбалке поймал рыбу.2.3. АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТАВ эксперименте принимали участие 10 детей в возрасте – 5-6 лет с речевым заключением «псевдобульбарная дизартрия». У детей, участвующих в эксперименте, отмечается замедленность темпа речи, трудности в смене артикуляционных движений, переключении с одного уклада на другой, нарушения фонетико-фонематических процессов (звукопроизношения, фонематического восприятия, представлений, фонематического анализа и синтеза). Ранее речевое развитие протекало с особенностями, отмечается замедленность формирования речи и отставание по временным показателям (Приложение 1).По данным изучения речевого развития исследуемых детей были выявлены отклонения в речевой деятельности. Большая часть детей с трех лет имеют речевые показания для занятий с учителем-логопедом.Из беседы с родителями выявлено, что речевое развитие не прерывалось, но протекало замедленно, у некоторых с отставанием, различными проблемами, особенностями.У большинства детей наблюдаются нарушения звукопроизношения разной сложности. У детей темп речи замедлен, затруднена смена артикуляционных движений. В логопедических заключениях отмечается, что у всех дошкольников нарушены фонетико-фонематические процессы (звукопроизношение, фонематическое восприятие, представления, фонематический анализ и синтез). Изучение состояния произносительной стороны речи у детей с дизартрией базируется на современных представлениях специальной психологии и педагогики о сущности речевого дефекта, о первичности и вторичности нарушений, о развитии речи в онтогенезе, а также на результатах диагностического исследования.Звукопроизносительная сторона речи включает в себя правильное звукопроизношение, а также способность координации движений речепроизводимых органов.Проведение констатирующего эксперимента позволило определить показатели развития звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией, которые систематизированы в таблице 1.Таблица 1Результаты исследования звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартриейИспыту-емыйсзс’з’ш жцч щлл’рр’БаллыСр. баллУровеньИ12233221223311272среднийИ22233222112311251,8ниже среднегоИ31133111111111171,3ниже среднегоИ41122111111211161,2ниже среднегоИ51122111111211161,2ниже среднегоИ62233112112311241,7ниже среднегоИ71122112111211181,3ниже среднегоИ81122111212211191,4ниже среднегоИ92222222222211251,8ниже среднегоИ102233211111111211,6ниже среднегоСогласно данным таблицы 1 исследование произношения группы свистящих звуков детьми с псевдобульбарной дизартрией выявило следующие результаты:-у 5 (50%)детейнарушено произношение звуков [с], [з] изолированно, в слогах, словах и предложениях,- 5 (50%) детейнеправильно произносят звуки [с], [з] в предложениях, другими словами звуки находятся в стадии автоматизации,- у детей зафиксировано межзубное, боковое и смягченное произношение данной группы звуков,- правильное произношение звуков [с’], [з’] зафиксированоу 5 (50%)детей,- у 5 (50%) детей с дизартрией зафиксировано нарушение произношения звуков [с’], [з’]в предложениях,- у детей с дизартриейотмечается межзубное и боковое произношение звуков [с’], [з’],- произношение звуков [ш], [ж] нарушеноу 10 (100 %) детей с дизартрией - у детей с дизартрией зафиксированы отсутствие звуков [ш], [ж] или замены на искаженные свистящие звуки [с], [с’],[з], [з’],- нарушения произношение звука [ц] в слогах, словах, предложениях отмечены у 10 (100%) исследуемых детей,- у детей наблюдаетсямежзубное, боковое произношение, замена на звуки [с], [с’].- нарушения произношения звуков [ч], [щ] в предложениях отмечается у 10 (100%) детей с дизартрией, - нарушения произношения звуков [ч], [щ] у детей с дизартрией выражаются в отсутствии звука, замене звука на звуки, сходные по акустическим характеристикам ([с], [с’], [т’]),- 1 (10%) ребенокправильно произносит звука [л], - у 4 (40%) детейправильное произношение звука [л]наблюдается в отраженной речи (в слогах, словах), - у 5 (50%) детейзвук [л] произносится неверно,- у детей нарушения произношения звука [л]выражаются в отсутствие звука [л] или замене на звуки [в], [л’], [j].- правильное произношение звука [л’] в свободной речи зафиксировано у 3 (30%)детей,-5 (50%) детей с дизартриейправильно произносят звук [л’] в отраженной речи (изолированно, в слогах, словах),- у 2 (20%) детей звук [л’] отсутствует и заменяется на звук [j],- у всех детей(100 %) произношение звука [р] нарушено изолированно, в слогах, словах, предложениях,- нарушения произношения звука [р] у детей выражается вгорловом, боковом произношении, заменена [л’], [j] или в отсутствии звука,- произношение звука [р’] нарушено у всех детей (100 %).Данные таблицы 1 позволяют сделать выводы об уровнях развития звукопроизношения детей с псевдобульбарной дизартрией. Результаты свидетельствует:- об отсутствии высокого уровня произношения у детей с дизартрией, - средний уровень звукопроизношения выявлен у 1 (10%) с дизартрией, произношение которых характеризуется наличием неточностей воспроизведения звуков в слогах, словах, предложениях, произношение звуков находится в стадии автоматизации,- низкий уровень звукопроизношения отмечается у9 детей (90%) с дизартрией.Описываемые нарушения произношения звуков по предложенной методике отражены на Рисунке 1.Рис. 1. Показатели нарушения произношения групп звуков (в %) самостоятельно и отраженноАнализ проведенного исследования позволил вывести уровни сформированностизвукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией, которые отражены на Рисунке 2. Рис. 2. Уровни звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартриейТаким образом, уровни развития звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией имеют низкие показатели, что связано с особенностямизвукопроизношения, а также с особенностямиартикуляционной моторики, обусловленной наличием органических нарушений. Процесс развития звукопроизношения зависит от развития фонематических процессов, формирование которых тормозится полиморфностью и стойкостью нарушений звукопроизношения. Выявленные нарушения звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией занесены в таблицу 2.Таблица 2 Показатели произношения звуков по группам у детей с псевдобульбарной дизартриейГруппа звуковОсобенности произношениясвистящие звукимежзубное произношение свистящих звуков,боковое произношение свистящих звуков,смягченное произношение свистящих звуковшипящие звукиотсутствие шипящих звуков,замена шипящих звуков на свистящиеаффрикатымежзубное, боковое произношение звука [ц], замена на звуки [с], [с’],отсутствие звуков [ч], [щ], замена на звуки, сходные по акустическим характеристикам [с], [с’], [т’]сонорызвук [л]отсутствие звука [л], замена на звуки [в], [л’], [j],отсутствие звука [л’], замена на звук [j]звук [р]отсутствие звуков [р], [р’],горловое произношение звуков [р], [р’],боковое произношение звуков [р], [р’],замена звуков [р], [р’] на [л’], [j]Анализируя результаты исследования звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией, были выявлены следующие закономерности нарушений звукопроизношения, а также особенности, обусловленные характерными признаками речевого нарушения.Для дизартрии характерно наличие нарушений звукопроизношения, которые выражаются в несформированности воспроизведения групп звуков (свистящих, шипящих, аффрикат, соноров). Кроме того, данные нарушения не исправляются без специально организованной коррекционной помощи учителя-логопеда.Для детей с дизартрией характерно большое количество нарушенных звуков, у одного ребенка по результатам обследования отмечается не меньше двух групп нарушенных звуков, что выражается в полиморфности нарушений.Для детей с дизартрией характерны трудности в усвоении акустически близких звуков, отмечается межзубное и боковое произношение группы свистящих и шипящих звуков.У детей с дизартрией выявлены явные расхождения в умении произносить звук изолированно и в предложении, что говорит о длительности коррекционного процесса. Поставленные звуки, у детей с дизартрией в предложении произносятся неясно, смазано, нечетко, так как не сформированы навыки дифференциации.В результате диагностического исследования было выявлено, что нарушения звукопроизношения, возникающие при неправильной артикуляции звуков, не позволяют формироваться четким и правильным кинестезиям. Данное явление приводит к недоразвитию фонематического восприятия и представлений, которые тормозят процесс формирования правильного произношения звуков. Специфика нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией проявляется в многообразии дефектов произношения разных групп звуков и общей смазанности речи. Дети с дизартрией имеют низкие показатели развития звукопроизношения, частые искажения, замены звуков, межзубное произношение нескольких групп звуков, боковое произношение, отсутствие целенаправленной воздушной струи, что обусловлено органическими нарушениями центрального или периферического отделов нервной системы, которые влияют на иннервацию органов речеобразования. ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕПроведя теоретический анализ теории и практики логопедии, можно констатировать, что дизартрия – это речевое нарушение, при котором в следствии недостаточной иннервации мышц органов речевого аппарата (дыхательного, голосового, артикуляционного) наиболее пораженными являются звукопроизношение, голосообразование и просодика. Структуру дефекта при дизартрии составляют органические повреждения речедвигательных механизмов центральных и периферических отделов нервной системы. Для определения состояния звукопроизношения у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией была разработана методика исследования звукопроизношения детей, которая включала изучение отраженного и самостоятельного проговаривания звука изолированно, в логовых рядах, в словах, в предложениях. Анализ результатов эксперимента выявил следующее: уровень развития звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартриейзначительно ниже возрастной нормы.У детей проявляютсямножественные нарушения звукопроизношения, которые характеризуются как искажения, замены или отсутствие звука. ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ теоретических и практических данных в области исследуемой темы позволил расширить знания о речевом нарушении – дизартрии. Дизартрия представляет собой речевое нарушение, обусловленное органическим поражением моторных отделов коры головного мозга, которое проявляется в недостаточной иннервации мышц периферического речевого аппарата. Наиболее уязвимыми отделами стали артикулирование, голосообразование, речевой выдох. В звукопроизношении детей с псевдобульбарной дизартрией отмечаются многочисленные искажения, смешения, отсутствие разных групп звуков.Кроме речевых особенностей у детей с дизартрией отмечаются нарушения формирования эмоционально-волевых качеств, поведения, познавательной активности. Полноценное развитие всех сторон речи ребенка связано со своевременным формированием доречевых и речевых этапов.Становление моторного компонента реализации речи происходит в определенной последовательности и к пяти сознательное годам достигает своего развития. Правильное звукопроизношение обусловлено развитостью артикуляционного аппарата, а также сформированностью фонематических процессов, в первую очередь слухового восприятия.Для исследования звукопроизношения детей с псевдобульбарной дизартрией была разработана методика эксперимента на основе разработок Е.Ф. Архиповой, Г.А. Волковой, Р.И. Лалаевой, Л.В. Лопатиной, Г.В. Чиркиной. По результатам проведенного эксперимента было отмечено: - отсутствие высокого уровня развития звукопроизношения у детей дизартрией; - наличие среднего уровня развития звукопроизношения у 1 (10%) ребенка с дизартрией, - наличие уровня ниже среднего развития звукопроизношения у 9 (90%) детей со стертой дизартрией. У детей со стертой дизартрией отмечается полиморфность нарушений звукопроизноешния, нарушены от 2 до 4 групп звуков(свистящих, шипящих, аффрикат и соноров). Нарушения звукопроизношения характеризуются:отсутствием звука, искажением произношения звука (межзубное, боковое, горловое, смягченное произношение),заменой звука другим звуком, сходным по артикуляционным или акустическим характеристикам.Звукопроизношение детей со стертой дизартрией характеризуется многочисленными искажениями, смешениями, отсутствием звуков. Также следует обращать внимание на сформированность артикуляционной моторики детей со стертой дизартрией, для которых характерны нарушения мышечного тонуса, ограниченный объем движений, трудности при переключении с одного движения на другое, удержание двигательной позы, чередовании движений. Дети испытывают трудности при дифференциации твердых и мягких, глухих и звонких звуков, нарушена дифференциация свистящих, шипящих и сонорных звуков. Отмеченные нарушения проявляется в несформированности нервно–психических функций (внимания, памяти, мышления), задержке нормального темпа психического развития ребенка. Цели исследования достигнуты, задачи реализованы.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАрхипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2010. –254 с.Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2008.– 319с. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 11. С. 35-35Башмакова С. Б., Станилеско И. В. Современные исследования дизартрии в отечественной и зарубежной логопедии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17.– С. 818-822Верясова Т.В. Коррекционно-развивающая система формирования моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией: Дис. … канд.пед.наук: 13.00.03. Екатеринбург, 1999.– 235 с.Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская.– М.: АСТ: Астрель Хранитель, 2006. – 141 с.Винарская Е.Н., Никифоров А.С., Солдатова С.А. Недостаточность побуждения к речи при очаговых поражениях неспецифических структур мозга // Невропатология и психиатрия, 1977., № 9. С. 1347 – 1351Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство Пресс, 2003.– 45 с.Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999.– 352 с.Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: ACT: Астрель, 2005. – 351 с.Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб.: Изв-во «Акцидент», 1995. – 64 с.Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие. – М.: Лабиринт, 1997.– 224 с.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.– 96 с. Гуровец Г.В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией и методы коррекционного воздействия / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. М., 1981.Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003.– 96 с.Игнатьева С.А., Карелина И.Б., Российская Е.Н., Эльбаев А.Д. Коррекция артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств у дошкольников с дизартрией.– Курск: Курский пед. гос. Университет, 1997.– 54 с.Ипполитова М.В. О коррекционно-восстановительной работе с детьми с церебральным параличом. Материал конференции в г. Петрозаводске // Дефектология. М. 1996. №1. С. 89-90.Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006.– 320 с.Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрий и сложной дислалии // Дефектология. 1996. №5. С. 10-14Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальныхдизартрических расстройств // Дефектология. 2000. №1. С. 24 -20Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии: пособие для логопедов / В.А. Киселева. – М.: Шк. Пресса, 2007.– 24 с.Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. Формирование лексики и грамматического строя / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – М.: РГБ, 2009.– 158 с. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учеб. пособие / Л.В. Лопатина. – СПб.: Союз, 2004.– 190 с.Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2000.– 192 с.Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения // Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». – СПб., 2000.– С. 177-182 Лопатина Л.В. Научно-теоретические основы изучения фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией // Теоретический и прикладные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.– СПб., 1997Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. Л65 заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-М. – 507с.Павлов И. П. Полное собрание сочинений, изд. 2, т III кн. 2 изд. Академии наук СССР. – М. Л., 1951. – 345 с.Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. СПб., 2005. 224 с. Приходько О.Г. Логопедический массаж: при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О.Г. Приходько. – СПб: КАРО, 2012.– 157 с.Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых форм дизартрии и методы их диагностики [Текст] // Дефектология. М., 1974. №4Токарева О.А. Дизартрия // Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. – С. 114-155Филичёва Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.; 2000. – 80 с.Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2009. – 192 с.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркин.– М.: Просвещение, 1989.– 223 с.: ил.Хватцев М.Е. Хрестоматия по логопедии. – М., 2009. –456 с.Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. – М., 2000.– 240 с.Чукаева М. Н. Исследования фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 13. С. 61-65.Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей / Г.В. Чиркина. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. – М., 2004.– 330 с.Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. – М., 1959. – 275 с. ПРИЛОЖЕНИЯ 1-2Приложение 1Показатели раннего речевого развития исследуемых детейИспытуемыйРечевой анамнезГулениеЛепет1 словаФразаИспытуемый 1В 3 мес.С 6 мес.В 1,5 годВ 1,8 годаИспытуемый 2В 4 мес.С 6 мес.В 1,5 годаВ 2,5 годаИспытуемый 3В 4 мес.С 5 мес.В 1,4 годаВ 2,4 годаИспытуемый 4В 3 мес.С 6 мес.В 1 годВ 2 годаИспытуемый 5В 4 мес.С 6 мес.В 1,5 годаВ 2,5 годаИспытуемый 6В 3 мес.С 5 мес.В 1 годВ 2,5 годаИспытуемый 7В 4 мес.С 5 мес.В 1,5 годаВ 2,4 годаИспытуемый 8В 3 мес.С 6 мес.В 1,5 годаВ 2,4 годаИспытуемый 9В 4 мес.С 5-6 мес.К 2 годамК 3 годамИспытуемый 10В 4 мес.С 6 мес.В 1,5 годаВ 2,5 годаПриложение 2 Критерии, показатели, индикаторы обследования звукопроизношенияКритерий: Самостоятельное произношение исследуемого звука Показатель 1: произношение звука самостоятельно в словахИндикатор: 4 балла – исследуемый звук произносится верно во всех словах;3 балла – нарушено произношение звука в одной позиции;2 балла – нарушено произношение звука в любой позиции звука в слове;1 балл – искажения, замены звука;0 баллов – искажения, замены звука в любой позиции.Показатель 2: произношение звука самостоятельно во фразахИндикатор:4 балла – исследуемый звук произносится верно;3 балла – нарушено произношение звука, возможна самокоррекция;2 балла – произношение звука нарушено;1 балл – искажения, замены звука, возможна самокоррекция;0 баллов – искажения, замены звука в предложении.Критерий: Отраженное произношение звуковПоказатель 1: отраженное произношение изолированного звукаИндикатор:4 балла – звук произносится правильно;3 балла – произношение звука нарушено;2 балла – искажения, замены звука;Показатель 2: отраженное произношение звука в слогах разной конструкцииИндикатор:4 балла – звук произносится правильно;3 балла – искажение произношения звука в слогах со стечением согласных (типа ССГ, ГСС);2 балла – искажение произношения звука в слогах со стечением согласных (типа ССГ, ГСС, ГСГ);1 балл – искажения, замены во всех типах слогов, кроме открытого и закрытого слога;0 баллов – искажения, замены произношения звука во всех типах слогов.Показатель 3: отраженное произношение звука в словахИндикатор:4 балла – исследуемый звук произносится верно во всех словах;3 балла – нарушено произношение звука в одной позиции;2 балла – нарушено произношение звука в любой позиции звука в слове;1 балл – искажения, замены звука;0 баллов – искажения, замены звука в любой позиции.Показатель 4: отраженное произношение звука в предложенияхИндикатор:4 балла – исследуемый звук произносится верно;3 балла – нарушено произношение звука, возможна самокоррекция;2 балла – произношение звука нарушено;1 балл – искажения, замены звука, возможна самокоррекция;0 баллов – искажения, замены звука в предложении.

1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2010. – 254 с.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2008. – 319 с.
3. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
4. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 11. С. 35-35
5. Башмакова С. Б., Станилеско И. В. Современные исследования дизартрии в отечественной и зарубежной логопедии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. – С. 818-822
6. Верясова Т.В. Коррекционно-развивающая система формирования моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией: Дис. … канд.пед.наук: 13.00.03. Екатеринбург, 1999. – 235 с.
7. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: АСТ: Астрель Хранитель, 2006. – 141 с.
8. Винарская Е.Н., Никифоров А.С., Солдатова С.А. Недостаточность побуждения к речи при очаговых поражениях неспецифических структур мозга // Невропатология и психиатрия, 1977., № 9. С. 1347 – 1351
9. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. – СПб.: Детство Пресс, 2003. – 45 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
11. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: ACT: Астрель, 2005. – 351 с.
12. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб.: Изв-во «Акцидент», 1995. – 64 с.
13. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие. – М.: Лабиринт, 1997. – 224 с.
14. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
15. Гуровец Г.В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией и методы коррекционного воздействия / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. М., 1981.
16. Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 96 с.
17. Игнатьева С.А., Карелина И.Б., Российская Е.Н., Эльбаев А.Д. Коррекция артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств у дошкольников с дизартрией. – Курск: Курский пед. гос. Университет, 1997. – 54 с.
18. Ипполитова М.В. О коррекционно-восстановительной работе с детьми с церебральным параличом. Материал конференции в г. Петрозаводске // Дефектология. М. 1996. №1. С. 89-90.
19. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
20. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрий и сложной дислалии // Дефектология. 1996. №5. С. 10-14
21. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология. 2000. №1. С. 24 -20
22. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии: пособие для логопедов / В.А. Киселева. – М.: Шк. Пресса, 2007. – 24 с.
23. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. Формирование лексики и грамматического строя / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – М.: РГБ, 2009. – 158 с.
24. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
25. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учеб. пособие / Л.В. Лопатина. – СПб.: Союз, 2004. – 190 с.
26. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.
27. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения // Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». – СПб., 2000. – С. 177-182
28. Лопатина Л.В. Научно-теоретические основы изучения фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией // Теоретический и прикладные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. – СПб., 1997
29. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. Л65 заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-М. – 507 с.
30. Павлов И. П. Полное собрание сочинений, изд. 2, т III кн. 2 изд. Академии наук СССР. – М. Л., 1951. – 345 с.
31. Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. СПб., 2005. 224 с.
32. Приходько О.Г. Логопедический массаж: при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О.Г. Приходько. – СПб: КАРО, 2012. – 157 с.
33. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых форм дизартрии и методы их диагностики [Текст] // Дефектология. М., 1974. №4
34. Токарева О.А. Дизартрия // Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. – С. 114-155
35. Филичёва Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.; 2000. – 80 с.
36. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2009. – 192 с.
37. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркин. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.: ил.
38. Хватцев М.Е. Хрестоматия по логопедии. – М., 2009. – 456 с.
39. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. – М., 2000. – 240 с.
40. Чукаева М. Н. Исследования фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 13. С. 61-65.
41. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей / Г.В. Чиркина. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
42. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. – М., 2004. – 330 с.
43. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. – М., 1959. – 275 с.

Вопрос-ответ:

Что такое псевдобульбарная дизартрия?

Псевдобульбарная дизартрия - это нарушение звукопроизношения, которое возникает из-за повреждения нейронов или связей между ними, отвечающих за контроль над мышцами, необходимыми для производства речи.

Какие особенности звукопроизношения наблюдаются у детей с псевдобульбарной дизартрией дошкольного возраста?

У детей с псевдобульбарной дизартрией дошкольного возраста наблюдается нарушение звукопроизношения, снижение качества и четкости произнесенных звуков, артикуляционные ошибки и дефекты восприятия звуков.

Каково понятие звукопроизносительной стороны речи в современной литературе?

Звукопроизносительная сторона речи - это одна из основных составляющих речевой деятельности, которая отвечает за производство звуков и построение звуковой структуры слов и фраз.

Что такое дизартрия и каковы ее основные особенности?

Дизартрия - это речевое нарушение, связанное с поражением двигательных структур и нервных путей, управляющих артикуляцией и произношением звуков. Основные особенности дизартрии включают недостаточную четкость и точность звукового произношения, ограниченные движения артикуляционных органов и трудности в управлении ими.

Какие особенности нарушения звукопроизношения наблюдаются у детей с псевдобульбарной дизартрией?

У детей с псевдобульбарной дизартрией наблюдаются такие особенности, как снижение координации артикуляционных органов при производстве звуков, плохая орофациальная моторика, трудности с контролем мышц губ, языка и голосовых связок.

Что такое псевдобульбарная дизартрия?

Псевдобульбарная дизартрия - это нарушение двигательных навыков, которые необходимы для нормального произнесения звуков речи. Оно может быть вызвано различными факторами, такими как недостаточное развитие голосового аппарата или повреждение нервной системы.

Какие особенности звукопроизношения могут быть у детей с псевдобульбарной дизартрией?

У детей с псевдобульбарной дизартрией часто наблюдаются затруднения в произнесении определенных звуков, таких как согласные звуки или звуки сочетаний. Они могут испытывать трудности с координацией мышц губ, языка и гортани, что приводит к нечеткому произношению и неясности речи.

Каким образом исследуется звукопроизношение у детей с псевдобульбарной дизартрией?

Для исследования звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией можно использовать различные методы. Например, специалисты могут проводить аудиозапись речи ребенка и анализировать ее с помощью компьютерных программ, чтобы выявить особенности произношения звуков и определить проблемные зоны.

Какие выводы можно сделать на основе исследования звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией?

Исследование звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, наблюдаются определенные особенности в произнесении звуков речи, связанные с недостаточной координацией мышц губ, языка и гортани. Во-вторых, эти особенности могут усложнять понимание речи и коммуникацию для ребенка.

Какими методами можно помочь детям с псевдобульбарной дизартрией улучшить свое звукопроизношение?

Для помощи детям с псевдобульбарной дизартрией в улучшении звукопроизношения можно применять различные методы. Например, логопеды могут использовать специальные упражнения и игры, направленные на развитие и укрепление мышц речевого аппарата. Также важно обеспечить постоянную практику и поддержку со стороны специалистов и родителей.

Какие термины часто используются в исследовании звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией?

В исследованиях звукопроизношения у детей с псевдобульбарной дизартрией часто используются следующие термины: звукопроизносительная сторона речи, дизартрия.

Какие особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией?

У детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией наблюдаются особенности нарушения звукопроизношения, такие как нечеткость артикуляции, затрудненное произнесение определенных звуков, изменение ритма и интонации речи.