Нарушение интонационной стороны речи у детей с заиканием

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 6262 страницы
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 16.07.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития интонационной стороны речи у детей с заиканием 5
1.1 Интонация и ее основные компоненты 5
1.2 Интонационные компоненты речи у детей с нормальным речевым развитием 7
1.3 Особенности интонационной стороны речи у детей с заиканием и их коррекции 16
Глава 2. Особенности интонационной стороны речи у детей с заиканием 31
2.1 Экспериментальное изучение особенности интонационной стороны речи у детей с заиканием 31
2.2 Анализ результатов исследования интонационной стороны речи у детей с заиканием 36
2.3 Обзор технологий по формированию интонационной стороны речи у детей с заиканием 39
Заключение 57
Список литературы 59


Фрагмент для ознакомления

В коррекционно-логопедической работе в этот период предполагала:- эмоциональную стимуляцию, активацию общения, установление общения и установление эмоционально насыщенных связей между пациентами, невербальное обучение;- формирование у ребенка представлений о правильной речи;- воспитание слухового внимания и слуховой памяти; формирование диафрагмального дыхания, плавного, продолжительного выдоха, формирование фонетического выдоха;- коррекция тона голоса;- владение «эталонами» речи;- выполнение длительного равномерного истечения звуков, адресов, автоматизированных строк в предложении;- работа над мягкой атакой звука, на фьюжн, плавностью голоса, полетом, высотой, силой голоса, долгим произношением гласных, расширением диапазона вокальной модуляции, интонации речи;- работа над артикуляцией работать над нормализацией ритма речи, ритма речи, опираясь на движения основной руки.Основными составляющими этого этапа были: дыхание, артикуляция, вокальная гимнастика, логоритмические упражнения, упражнения на музыкальную релаксацию. Во время уроков мы широко используем движения, особенно движения рук. С первых дней вводятся жесты с озвучиванием и коррекцией звука, а речь ассоциируется с движением. Это чрезвычайно важно для формирования подтекста, ведь, как известно, двигательные реакции играют важную роль в проявлении любой эмоции. Занятия по интонационной стороне речи начались с первых дней.Артикуляционная и лицевая гимнастика. Артикуляционные упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для точного и скоординированного производства движений, необходимых для полноценного звучания голоса, ясной и точной речи, для предотвращения патологического развития движений в суставах, а также для снятия чрезмерного напряжения в суставах. артрит и мимические мышцы; использовать движения мышц для контроля и управления частями артритного аппарата. Формируются мышцы нижней челюсти, губ, языка, мышцы глотки и мягкого неба, мимические мышцы. Для этого использовались статические и динамические упражнения.Примеры упражнений:- нахмуриться, с угрозой сказать: «А!»;- зажмуриться - «открыть» глаза; озорной, со смыслом подмигивания;- спокойно закройте и откройте глаза, максимально расслабив мышцы век;- катать во рту воображаемый мяч (поочередно надувать щеки);-улыбнуться («И-и-и»), сложить губы трубочкой («У-У-У»), переместите губы с правой щеки на левую;- расслабить язык на нижней губе, «хлопнуть» его губами («пяпя-пя»); щелкните языком, присасывая строго по средней линии;- изобразить: грозного владыку, хитрого лиса.Дыхательные упражнения. Приступая к работе над формированием (воспитанием) правильного дыхания, нужно обращать внимание на положение тела ребенка. Воспитание навыков правильного дыхания возможно только при правильной осанке. Первые дыхательные упражнения следует выполнять лежа, так как в этом положении легче правильно дышать, есть пауза, затем в положениях сидя и стоя. Во время вдоха, если ребенок лежит, брюшная стенка должна подниматься, а если он сидит или стоит - двигаться вперед. На выдохе живот необходимо втянуть. Затем проводится дифференциация орального и носового вдоха и выдоха.После того, как начальные упражнения по развитию физиологического дыхания и коррекции дыхания освоены, следует переходить к работе над фоновым дыханием. Прежде всего, при выполнении этих упражнений левая рука ребенка должна находиться на диафрагме, а правая рука должна выполнять плавное и простое движение. Позже дыхательные движения могут сопровождаться более сложными двигательными сериями. При выполнении упражнений можно использовать музыку, выполнять движения с одновременным произношением звука. Постепенно вы можете включать более сложный вокальный материал (звуки, слоги, комбинации слогов, слова и т. д.). Сливающиеся, плавные движения, переходящие друг в друга, выполняемые при произнесении звука гласной.Типы упражнений, используемых на этом этапе:1. Упражнения на развитие навыков правильного полноценного дыхания. Упражнение выполнялось лежа или сидя. Они направлены на координацию орального и носового дыхания, развитие типа основного дыхания с активным участием диафрагмы. Во время упражнения использовалась ненавязчивая аудиозапись «Звуков природы» для максимального эмоционального комфорта.Рука кладется на область диафрагмы. Выдохните остаток воздуха, дышите мягко и спокойно через нос так, чтобы верхняя передняя часть живота выступала вперед, поднимая руку. Выдохните мягко и, если возможно, более полно. В этом случае живот опускается и втягивается в конце выдоха.Положите руки на ребра (по бокам, пальцы в центре груди) и глубоко дышите. Не поднимайте плеч. Ваши руки почувствуют, как ребра раздвигаются под давлением воздуха, поступающего в легкие. Вдох-выдох. Руки должны почувствовать, как опускаются ребра.2. Упражнения для развития навыков правильного полного выдоха.Дышите очень глубоко и сильно через нос. Не поднимайте плеч! Резко и активно выдохните через рот. Это упражнение активизирует дыхательную систему, выполняет хороший массаж связок.Упражнение «Задуть воображаемую свечу». Положите ладони на ребра. Медленно вдохните и постепенно выдыхайте воздух в течение длительного периода, имитируя задувание свечи.Упражнения с фиксированной продолжительностью. После спокойного вдоха аккуратно выдохните через рот, периодически меняя количество раствора с губ, регулируя интенсивность выдоха. Следим за правильной осанкой и расслаблением мышц плечевого пояса, шеи и лица. 3. Упражнения на развитие навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом. Эта группа упражнений основана на предыдущих, но в сочетании с включением глосс, начиная от произношения отдельных звуков (первые глухие согласные после громких звуков) до слоговых цепочек.Упражнение «Фиксированный выдох» сочетается с произношением звуков с-с-с, ш-ш-ш, ф-ф-ф, м, н, л и т.д. Особое внимание уделяется плавности выдоха.На выдохе произносим длинные слоговые строки: сначала приглушенными звуками, затем громкими. Чтобы удлинить выдох, постепенно увеличивайте количество произносимых слогов. - усиливая голос, говорите на выдохе: ммаммоммуммэммиммы - также, чередование слогов с разными согласными по истечении срока действия: - маа, наа, ваа, лаа, заа и т. д.Произнесите два слога, по второму ударению оторвите гласную от второго слога и слушайте: ма – Ма, на – На, ва – Ва, за – За. Не делайте пауз между слогами. Когда кончается, входит воздух. Следите за тем, чтобы изменение слога, изменение гласного не изменяло цвет звука, его силу и громкость. МА-ма на-на ва-ва за-за Ма-мо на-но ва-во за-зо Ма-му на-ну ва-ву за-зу.4. Дыхательные упражнения в сочетании с голосом и движением.Поворачивайте голову справа налево и одновременно с каждым поворотом вдыхайте порцию через нос. Медленно и осторожно выдохните через рот, произнося «пффф».«Лесорубы». Вдохните, выдохните с наклоном, выдохните порциями по три раза и скажите ах-ух-ох, имитируя удар топора.«Спустить мяч». Сделать вдох. Руки на уровне груди. Сжимаем воображаемый мяч, произнося звук с-с-с. «Давайте раздвинем стены». Выполняется так же, как упражнение «опускание мяча», только используются разные звуки: вперед - звук ж, назад – з, в стороны – ш, вверх – с. 5. Упражнения на удлинение продолжительности речи (синхронизация речи с движением при произнесении каждого слога - «встречное дирижирование»»).Во время выполнения упражнений обращаем особое внимание: на равенство распределения выдоха во всем высказывании; придерживаться умеренной скорости речи, при четком согласии слова в целом; при чтении стихов, пении песен, произнесении на одном выдохе все большего количества строк мы измеряем воздушный поток по смыслу текста.Используется паузу при игре (воздух добирается после каждой строчки). Пример: С радости-веселья. Хмелем кудри вьются, С горести-печали. Русые секутся. «Трубач». Сделать вдох. Прижать к губам воображаемый мундштук для рожка или трубы. Без звука мелодия должна «выдыхать» мелодию на выдохе.Невербальный тренинг. Различные виды невербального обучения создают благоприятные условия для последующего перехода к вербальным методам психологической коррекции. Цель: автоматизация навыков мелодико-интонационной и временной организации речи, эмоциональная стимуляция, активация общения, умение невербально выражать свои чувства.В контексте занятий предполагается положительная динамика в виде уменьшения страха высказаться в социально и личностно значимых ситуациях, а также повышения коммуникативной активности. Проявляется:- в улучшении голосовых модуляций;- в формировании навыков темпо-ритмической организации речи, а также в интонационно-мелодической выразительности;- в развитии умения более адекватно выражать свое эмоциональное состояние;- активизировать общение в группе и установить эмоционально насыщенные связи между испытуемыми;- выработать соответствующие модели поведения в сложных ситуациях;- легче устанавливать социальные контакты вне группы.В результате периода невербального взаимодействия заикания во время занятий начинают активно использовать невербальные средства общения: жесты, мимику, пантомиму и т. д.Логоритмические упражнения. Огромная роль отводится развитию оптимального ритма и ритма речи при заикании с помощью специально подобранных упражнений с использованием слухового контроля, ритмических движений (встречное направление, ходьба, прыжки, щелчки и др.). Логопедический ритм способствует нормализации ритма и ритма общих движений и речи, а также правильности речи.Двигательные, музыкально-двигательные, музыкальноречевые и ритмические упражнения способствуют согласованию статических и динамических движений, умению управлять тонусом мышц, продолжительностью выдоха, атакой мягкого голоса. В процессе тренировки ритма и ритма речи необходимо развивать следующие навыки: двигаться в заданном темпе, чередовать движения в разном темпе, согласовывать движения с ритмической организацией высказываний и произносить в нужном темпе. Рекомендации по выполнению упражнений. Упражнение следует выполнять: с четкой артикуляцией, с равномерным распределением выдоха; выдерживание умеренного ритма, синхронизация произношения и движения (по слогам).Основной способ преодоления заикания - акцентировать внимание на речи, говорить с жестким или мягким слоговым ритмом, то есть синхронизировать речь с движением слога. «Буксир», тянущий слог, может быть приемом развернутой и свернутой спиралью трубы, метронома. Очень эффективный прием от Л. З. Арутюняна (Андронова) - синхронизация речи с движениями пальцев основной руки. Упражнения на расслабление.В процессе коррекционно-двигательной работы решались следующие задачи: тренировка релаксации в отличие от напряжения рук, ног, тела и шеи. Для достижения спокойного душевного состояния в процессе произнесения слогов занятия логопедом следует проводить на фоне глубокого расслабления мышц. Мышечное и эмоциональное расслабление - главное условие естественной речи. Научиться расслаблять мышцы, избавиться от лишнего напряжения можно только путем постоянного сознательного контроля над их активностью. Навык мышечной релаксации отрабатывается на занятиях по методике аутогенной тренировки. Используются специальные упражнения, при которых заикание вызывает сначала сильное напряжение мышц, а затем расслабление.Примеры упражнений:1. Упражнения для рук:- стоя или сидя. Руки вытянуты с напряжением, пальцы сжаты в кулак, руки вытянуты, предплечья, плечи. Поочередно расслабьте руки, затем предплечья и полностью расслабьте мышцы рук.- медленно, с напряжением, одновременно поднимая голову и плечи вверх, затем опуская плечи и голову, расслабляясь.- вставать. Выпрямить плечи вперед, медленно увеличивая напряжение, затем разведите в стороны, пока не коснетесь лопаток, расслабляясь.- вставать. Смоделировать движение рук пловца, чередуя напряжение и расслабление рук.2. Упражнения для торса:- стоя. Замирание в позе навытяжку. Полное расслабление всего тела «лопатой» - «тряпичной куклой».- стоя. Смоделировать подъем штанги с максимальным напряжением всех мышц и их полным расслаблением после «опускания штанги».- скрестите руки, обхватить руками плечи друг друга, сожмите их как можно сильнее, затем расслабьтесь.- стоя, ноги на ширине плеч. Надеть носки и вытяните руки, взявшись за воображаемую веревку. Выпрямите все тело и «потяните веревку вниз с усилием. Выпрямиться, снять напряжение.3. Упражнения для шеи:- сидя. Медленно поверните голову в стороны, не поднимая ее (с максимальной амплитудой).- соединить пальцы в замке на затылке, локти и плечи по бокам. Плавно отведите голову назад, преодолевая сопротивление в руках. Расслабляться.- голову откинуть назад, руки положить на лоб. Медленно наклоните голову вперед, преодолевая сопротивление в руках, максимально потяните. Снимите напряжение, расслабьтесь.Упражнения использовались для развития умения удерживать позу и чередовать движения пальцев, корректируя руку для последующей синхронизации с речью.Примеры упражнений:- сожмите-расслабьте кулаки (дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулаки. Повторить упражнение несколько раз).- напряжение - расслабление пальцев (испытуемый вытягивает руки вперед, сжимает пальцы в кулаки как можно сильнее, затем расслабляется и отпускает их. Повторить упражнение несколько раз).- сгибание-разгибание пальцев (участник группы сжимает руки в кулаки, сводит их вместе и кладет перед грудью. Затем он поднимает большие пальцы вверх и начинает сгибать и разгибать их, произнося последнюю строчку четверостишия.Ребенок сцепляет большие пальцы руки вместе. Сгибание-разгибание всех пальцев вместе и по очереди (ребенок сгибает руки в локтях, держит руки перед лицом, сгибает и разгибает пальцы по очереди, начиная с большого пальца правой руки. Четверостишие повторяет несколько раз).Различные движения пальцев (ребенок сжимает два кулака, тянет указательный и средний пальцы, как будто образуя две пары ножниц. Затем он начинает «разрезать» свою воображаемую бумагу. Повторить несколько раз.Цель этапа обучения - развить речевые навыки с помощью руки, разработать алгоритм речи с разной интонацией на уровне слова или фразы, развить речевые навыки в социально и личностно значимых ситуациях, научить общению и повысить социальное доверие пациентов.К середине второй недели пациенты начинают чувствовать себя все более спокойными во время обучающей речи. Произношение слога, все еще контролируемое сознанием, становится привычным, происходит без судорог и задержек речи, а потому звукофобия постепенно исчезает. Это позволяет свободно и свободно выражать свои эмоции в речи, ощутить красоту свободно звучащего голоса, почувствовать «душу» звука. Этот шаг решает следующие проблемы:- формирование плавного речевого потока за счет синхронизации речи с движением пальцев основной руки на материале предложений-фраз, стихотворений, песен, текстов песен;- устранение двигательных нарушений и организация речевого поведения.Коррекционно-речевая работа в этот период предусматривалась: нормализация просодических частей речи (нормализация темпа, ритма, беглости, работа над мелодией, интонационной экспрессией), развитие собственного голоса на выдохе, развитие плавности и прерывности выдоха, стимуляция. вокальная деятельность, тренировка умения передавать в речи основные виды интонации, движений, мимики, развитие навыка синхронизации речи с движением пальцев основной руки.Помимо ранее упомянутых упражнений, есть упражнения с использованием песен и их постановкой. Интонационные упражнения:- при произнесении последовательности гласных звуков воспроизвести удивление, замешательство (усиление интонации) и ответное восклицание (уменьшение интонации).- произнесите выражение «Прекрасная погода» с другой интонацией: восторженный, спокойный и счастливый, категоричный, вопрошающий, задумчивый, грустный, дерзкий.- формирование логического ударения от одного слова к другому. Например: «Вы звонили мне сегодня утром? Вы звонили мне сегодня утром? Вы звонили мне сегодня утром? Вы звонили мне сегодня утром?»Последний третий шаг в исправлении просодической стороны речи при заикании предназначен для развития навыков публичных выступлений. Этот шаг направлен на закрепление навыков плавной и связной речи, на закрепление навыков речи в личных и социально значимых ситуациях. В ходе коррекционно-двигательной работы решались следующие задачи:- продолжать развивать мелкую моторику рук (объем, точность, скорость, чередование движений),- внушение общего мышечное расслабления, правильной речи, продолжить работу над ритмом, ритмом и координацией движений.Коррекционно-психологическое направление работы включало: закрепление новых форм положительных красок, опыт их речевой успешности, обогащение приемов общения с окружающими, дальнейшее развитие положительных качеств личности, лечение и закрепление новых форм адекватное поведение.Коррекционно-речевая работа: формирование рациональной речевой системы, фиксация новой речевой компетенции, сформированной в монологической речи, фиксация умения наблюдать просодические компоненты речи: паузу, интонацию, ударение, модуляцию голоса. Использовались упражнения: чтение пословиц, поговорок и чисток (синхронизация речи с движением с помощью музыки), различные ролевые упражнения с использованием имаготерапии, функциональные упражнения для повышения уверенности в себе.Для изучения результатов тренировочного опыта использовались те же задания, что и в поисковом эксперименте. Данные исследования представлены в таблице 2.Таблица 2 Результаты исследования особенностей интонационной стороны речи заикающихся дошкольников до и после эксперимента (в баллах)Имя испытуемогоВ, 6 летП, 6 летК, 7 летА, 6 летМ, 7 летдопоследопоследопоследопоследопослеОбследование воспроизведения интонации77,57,57,5577,58,52,57Обследование воспроизведения логического ударения577757772,55Обследование модуляций голоса по высоте3,55121,53,53,5533,5Обследование модуляций голоса по силе44,51,52,5123,54,52,54Обследование тембра голоса33,51,52233,5423Общий балл22,527,516,52114,522,5252912,522,5Общий уровеньсред нийвысо кийнизк ийсред нийнизк ийсред нийвысо кийвысо кийнизк ийсред нийПосле проведения формирующего эксперимента наблюдалась более выразительная и красочная речь, которую нельзя было произнести до тренинга: у всех детей был немодулированный голос, они не знали, как повысить или понизить голос, чтобы выразить утверждение, вопрос, восклицание в предложении. После тренировки с двумя детьми голос стал модулированным. Они использовали основные типы интонации в самостоятельной речи и выполняли задания на высокие баллы.Трое детей могли передать заданную интонацию, но в монологической речи голос оставался неизменным. А в эксперименте по наблюдению только один ребенок воспроизвел интонацию с минимумом ошибок.1. Задания на проверку воспроизведения интонации: Все дети выполнили это задание на высоком уровне. У детей был только один образец речи, остальные предложения они воспроизводили по аналогии в соответствии с заданием.2. Тестовые задания на воспроизведение логического напряжения: Результаты исследования воспроизведения логического стресса показали, что 4 человека с первого раза выполнили тесты правильно и очень выразительно; у человека есть ошибки воспроизведения, немного изменился цвет голоса, но речь достаточно выразительная и правильная.3. Задачи по исследованию модуляции высоты голоса: только 1 человек показал низкий уровень, т.к. не мог изменять высоту голоса в зависимости от задачи, голос оставался на ноте (на высоте говорить). Задание по воспроизведению разрозненных звуков и звукоподражаний с понижением и повышением высоты голоса 4 детей выполнялось с достаточными модуляциями высоты звука. Они легко показали разницу в голосах животных, их маленьких, больших и маленьких.4. Задания на обследование модуляций голоса по силе: 3 ребенка стали контролировать силу своего голоса, легко переходили от громкого к безмолвному и наоборот. Ребенок понятия не имеет, что если предмет или животное находятся далеко, то мы слышим звуки, которые они издают тихо, а если близко, то громкие. Поэтому при выполнении заданий легко менял силу голоса, но путал моменты, когда нужно было говорить громко, и когда был спокоен. У 2 испытуемых было 63 трудности с самостоятельным изменением силы голоса. Выполнили задание по предложению логопеда.5. Контрольные задания по воспроизведению тембра голоса: 2 детям удалось передать тембр голоса персонажа, изображенного на картинке. Двое детей выполнили задание после нескольких попыток. У 1 ребенка голос был однообразным и невыразительным, в связи с этим он отказывался выполнять задание. Сравнительный анализ интонационной стороны речи до и после коррекционной логопедии представлен на рисунке 1.Рисунок 1. Сравнительные результаты до и после обучения (в баллах) Таким образом, анализ исследований интонационной стороны речи после тренировки показал достаточно высокий уровень по сравнению с предыдущим опросом: у детей улучшилась мелодико-тормозная выразительность речи, голос достаточно модулирован по высоте и мощности, в хорошем состоянииритмичность речи.ЗаключениеИтак, изучив литературу по данной теме, мы познакомились с особенностями речевого развития дошкольников с заиканием. В структуре дефекта речи у этих детей наблюдаются различные нарушения просодической стороны речи. Они проявляются, когда дети играют с интонацией, логическим ударением, модуляцией голоса по высоте и силе, изменением тембра.Во второй части нашего исследования было подтверждено, что у детей с заиканием в некоторой степени нарушена просодическая сторона речи. У большинства изучаемых детей плохая интонация, они не различают главное слово, так как у них нарушен логический акцент. Модуляции высоты тона и силы голоса у детей выражались по-разному. Одни дети легко выполняли задания по изменению громкости и высоты голоса, другие же справлялись с заданием с помощью экспериментатора или отказывались его выполнять. К тому же у большинства детей было нарушение тембра голоса.Был проведен обучающий эксперимент. Коррекционная работа опиралась на общедидактические принципы систематичности, ясности, доступности и индивидуальности - дифференцированный подход, научный подход и последовательность в работе, а также принципы коррекции воздействия: с учетом механизма нарушения ритмический темп - организация речи, полное онтогенетическое действие, дифференцированный подход фазировки, активности и осознания в обучении.На занятиях использовались наглядные, словесные и практические методы. В экспериментальной работе мы выделили 3 этапа:1. Подготовительный.2. Тренировочный.3. Закрепите навыки плавной и плавной речи.В результате практическая работа имела следующие направления:- автоматизация навыков нижнего диафрагмального дыхания с активацией мышц живота;- осознанная регуляция своего ритма, правильное соотношение вдоха и выдоха, а также распределение выдоха по определенным отрезкам речи;- голосовая работа: развитие силы, высоты тона, тона голоса, вокальных модуляций, интонационно-мелодической речи;- тренировка мягкого голоса;- развитие кинестетической координации дыхательных и голосовых процессов через пение;- восстановление равномерности речи с помощью логоритмической работы;- повышение уровеня владения плавной и интонированной речью без заикания;- регуляция эмоционального состояния психотерапевтическими, арт-терапевтическими, музыкально-терапевтическими средствами;- восприятие и воспроизведение музыкальных и пластических компонентов путем соотнесения их с речевыми структурами: звук-предложение.Была выбраны и протестирована система упражнений с корректирующим действием. По окончании учебной практики повторно обследована группа дошкольников с заиканием. Сравнение данных наблюдения и контрольного опроса позволяет экспериментально подтвердить положительную динамику развития интонационных компонентов речи, а также преодолеть заикание.Таким образом, была доказана гипотеза, что использование специальных приемов коррекции интонационной стороны речи поможет улучшить темпо-ритмическую организацию и мелодико-мелодическую стороны речи, преодолеть страх речевого общения, расширить диапазон речевого общения, расширению круга речевого общения.Список литературы1. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 157 с.2. Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей. / Л. В. Ворошнина. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2019. - 291 с.3. Галасюк И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка. / И. Н. Галасюк. - М.: Юрайт, 2019. - 179 с.4. Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии. / В. П. Глухов.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 295 с.5. Колесникова Г. И. Девиантология./ Г. И. Колесникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 175 с.6. Колесникова Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии. / Г. И. Колесникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 176 с.7. Микляева Н. В. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. / Микляева Н. В. - М.: Юрайт, 2020. - 522 с.8. Прищепова И. В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи./ Прищепова И. В. - М.: Юрайт, 2020. - 202 с.9. Прищепова И. В. Логопедическая работа. Усвоение орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи. - М.: Юрайт, 2020. - 202 с.10. Сикорский, И. А. Заикание. / И. А. Сикорский.- 2-е изд. - М. : Юрайт, 2019. - 188 с.11. Токарская Л. В. Психология семьи. Психологическое сопровождение процесса усыновления. / Л. В. Токарская. - М.: Юрайт, 2018. - 136 с.12. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи./ Шашкина Г. Р. - М.: Юрайт, 2020. - 216 с.13. Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи. / Е. Е. Шевцова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 189 с.Электронные ресурсы14. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи. Нарушение интонационной стороны речи у детей с заиканием [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sdo.mgaps.ru/books/K6/M9/file/4.pdf (дата обращения 15.06.2021)15. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004128219 (дата обращения 15.06.2021)16. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоцион. предпосылки освоения яз. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001360005 (дата обращения 15.06.2021)17. Власова, Н.А. Заикание излечимо [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01006119040 (дата обращения 15.06.2021)18. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000973666 (дата обращения 15.06.2021)19. Заикание, Учебное пособие, Сикорский И.А. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://mirlib.ru/knigi/zdorovie/385724-zaikanie-2019.html (дата обращения 15.06.2021)20. Исенина, Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001202812 (дата обращения 15.06.2021)21. Леонтьев, А.Н. Становление психологии деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002408648 (дата обращения 15.06.2021)22. Лохов М.И. Заикание: возможности педагогической коррекции [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zaikanie-vozmozhnosti (дата обращения 15.06.2021)23. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001609296 (дата обращения 15.06.2021)24. Павлов, И.П. Избранные произведения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01005857831 (дата обращения 15.06.2021)25. Селиверстов, В.И. Заикание у детей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tlib.gbs.spb.ru/dl/5/Селиверстов%20ВИ (дата обращения 15.06.2021)26. Чевелева, Н.А. Преодоление заикания у детей : Пособие для логопедов и воспитателей [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000710017(дата обращения 15.06.2021)27. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0040/2-0040-1.shtml (дата обращения 15.06.2021)28. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01007805308 (дата обращения 15.06.2021)29. МБДОУ – Детский сад компенсирующего вида «Центр «Радуга» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://centrraduga.tvoysadik.ru/ (дата обращения 15.06.2021)

Список литературы

1. Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 157 с.
2. Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей. / Л. В. Ворошнина. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2019. - 291 с.
3. Галасюк И. Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка. / И. Н. Галасюк. - М.: Юрайт, 2019. - 179 с.
4. Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии. / В. П. Глухов.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 295 с.
5. Колесникова Г. И. Девиантология./ Г. И. Колесникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 175 с.
6. Колесникова Г. И. Основы специальной педагогики и специальной психологии. / Г. И. Колесникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 176 с.
7. Микляева Н. В. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. / Микляева Н. В. - М.: Юрайт, 2020. - 522 с.
8. Прищепова И. В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи./ Прищепова И. В. - М.: Юрайт, 2020. - 202 с.
9. Прищепова И. В. Логопедическая работа. Усвоение орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи. - М.: Юрайт, 2020. - 202 с.
10. Сикорский, И. А. Заикание. / И. А. Сикорский.- 2-е изд. - М. : Юрайт, 2019. - 188 с.
11. Токарская Л. В. Психология семьи. Психологическое сопровождение процесса усыновления. / Л. В. Токарская. - М.: Юрайт, 2018. - 136 с.
12. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи./ Шашкина Г. Р. - М.: Юрайт, 2020. - 216 с.
13. Шевцова Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи. / Е. Е. Шевцова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 189 с.
Электронные ресурсы
14. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи. Нарушение интонационной стороны речи у детей с заиканием [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sdo.mgaps.ru/books/K6/M9/file/4.pdf (дата обращения 15.06.2021)
15. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004128219 (дата обращения 15.06.2021)
16. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоцион. предпосылки освоения яз. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001360005 (дата обращения 15.06.2021)
17. Власова, Н.А. Заикание излечимо [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01006119040 (дата обращения 15.06.2021)
18. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000973666 (дата обращения 15.06.2021)
19. Заикание, Учебное пособие, Сикорский И.А. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://mirlib.ru/knigi/zdorovie/385724-zaikanie-2019.html (дата обращения 15.06.2021)
20. Исенина, Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001202812 (дата обращения 15.06.2021)
21. Леонтьев, А.Н. Становление психологии деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002408648 (дата обращения 15.06.2021)
22. Лохов М.И. Заикание: возможности педагогической коррекции [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zaikanie-vozmozhnosti (дата обращения 15.06.2021)
23. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001609296 (дата обращения 15.06.2021)
24. Павлов, И.П. Избранные произведения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01005857831 (дата обращения 15.06.2021)
25. Селиверстов, В.И. Заикание у детей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tlib.gbs.spb.ru/dl/5/Селиверстов%20ВИ (дата обращения 15.06.2021)
26. Чевелева, Н.А. Преодоление заикания у детей : Пособие для логопедов и воспитателей [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000710017(дата обращения 15.06.2021)
27. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0040/2-0040-1.shtml (дата обращения 15.06.2021)
28. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01007805308 (дата обращения 15.06.2021)
29. МБДОУ – Детский сад компенсирующего вида «Центр «Радуга» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://centrraduga.tvoysadik.ru/ (дата обращения 15.06.2021)

Вопрос-ответ:

Почему интонационная сторона речи у детей с заиканием отличается от детей с нормальным речевым развитием?

Интонационная сторона речи у детей с заиканием отличается из-за особенностей их речевого развития. У детей с заиканием часто наблюдаются нарушения в ритме и паузах речи, что влияет на их интонацию. Они часто испытывают трудности с контролем интонационных компонентов речи, таких как тон, интонационные контуры и высота голоса. Это связано с нарушениями в работе моторных и координационных процессов при заикании.

Какие основные компоненты интонации речи у детей с нормальным речевым развитием?

Основными компонентами интонации речи у детей с нормальным речевым развитием являются тон, интонационные контуры и высота голоса. Дети с нормальным развитием речи обычно могут контролировать эти компоненты и использовать их для передачи эмоционального и смыслового оттенка своей речи.

В чем особенности интонационной стороны речи у детей с заиканием и как их можно исправить?

Особенности интонационной стороны речи у детей с заиканием связаны с нарушениями в их речевом развитии. Они часто испытывают трудности с контролем тонов, интонационных контуров и высоты голоса. Для исправления этих особенностей рекомендуется проводить специальные занятия и тренировки с использованием игровых элементов, чтобы помочь детям развить навыки контроля над интонацией и правильно использовать ее в своей речи.

Как проводится экспериментальное изучение особенностей интонационной стороны речи у детей с заиканием?

Для экспериментального изучения особенностей интонационной стороны речи у детей с заиканием можно использовать различные методы и приборы, такие как звукозапись, анализаторы речи и компьютерные программы. В эксперименте можно изучать изменения тонов, интонационных контуров и высоты голоса у детей с заиканием в разных ситуациях и с различными эмоциональными состояниями.

Какие компоненты включает в себя интонационная сторона речи?

Интонационная сторона речи включает в себя такие компоненты, как высота, сила и длительность звуков. Она отвечает за неречевые элементы речи, такие как акценты, интонационные контуры, паузы и тон.

Какие особенности интонационной стороны речи у детей с заиканием?

У детей с заиканием наблюдаются определенные особенности в интонационной стороне речи. Зачастую у них наблюдается неправильная интонационная модуляция, тонемическая непоследовательность, а также проблемы с акцентированием и интонационными контурами. Такие особенности могут быть связаны с психологическими факторами, страхом заикающихся детей и повышенным напряжением в речи.

Как можно корректировать интонационную сторону речи у детей с заиканием?

Для коррекции интонационной стороны речи у детей с заиканием можно использовать различные методики и упражнения. Например, можно проводить тренировки по моделированию правильных интонационных контуров, учить детей акцентировать слова и фразы, проводить занятия с использованием ритмической гимнастики и музыкальных инструментов. Также важно создавать комфортные условия для речевой деятельности и работать над психоэмоциональной сферой ребенка.

Какие результаты показывает экспериментальное изучение интонационной стороны речи у детей с заиканием?

Результаты экспериментального изучения интонационной стороны речи у детей с заиканием позволяют выявить определенные особенности. Например, исследования показывают, что у детей с заиканием часто наблюдаются нарушения в модуляции интонационных контуров и неправильное использование пауз. Также выявлены проблемы с акцентированием и проблемы с передачей эмоциональной окраски речи. Эти результаты помогают разрабатывать эффективные методики коррекции речевых нарушений.