Военная психология

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 3030 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 01.08.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Основные подходы к исследованию понятия стресса в отечественной и зарубежной психологии 5
2. Понятие организационного стресса в психологии 8
3. Психологические особенности организационного стресса у военнослужащих 18
Заключение 30
Список используемой литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Близость смерти окружающих часто приводит к безразличию, пассивному подчинению, полной апатии. Все, что раньше волновало человека, свидетелем или участником которого он был, теперь отскакивает от него, как от доспехов, которыми он себя окружал. Уровень аффективной жизни значительно снижается, все ограничивается удовлетворением сиюминутных, самых насущных потребностей. Все мысли сосредоточены на одном - выжить сегодня. Такое явление может внезапно смениться немотивированными кратковременными вспышками агрессии, объектами которых могут быть совершенно посторонние люди (примеры включают случаи расстрела коллег по охране, а не обязательно «обидчиков»).8. Мания величия в миниатюре (аналог феномена мужчины с ружьем), проявляется в тех случаях, когда наличие оружия в руках дает ощущение вседозволенности, вызывает желание использовать его для того, чтобы почувствовать собственную силу. , превосходство.[7]9. Переживание утраты будущего вызывает ощущение внутренней пустоты и бессмысленности существования, часто приводит к выводам о том, что жизнь теряет свое содержание и смысл, к снижению восприятия общечеловеческих ценностей. Могут быть проявления навязчивых идей и фобий, снижение коммуникативных навыков, развитие необоснованного чувства вины за смерть друзей и за то, что они живы. Другие могут совершить неожиданные суицидальные действия.10. Временное аддиктивное поведение - это так называемый донозологический уровень истинных аддиктивных расстройств; он направлен на снятие тревоги, напряжения, страха, снижение ответственности и критичности при оценке происходящего.С точки зрения С. Мадди, стойкий человек - это человек, ведущий устойчивый (здоровый) образ жизни, обладающий устойчивыми стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций и обладающий следующими устойчивыми установками:1) «Вовлеченность» отражает интерес человека к происходящему, удовольствие от собственной деятельности, в процессе которой он ощущает свою значимость, ценность.2) «Контроль» - это вера в то, что борьба позволяет влиять на исход происходящего и концептуально относится к категории «локус контроля» (Дж. Роттер). Внешний локус контроля означает склонность человека приписывать ответственность за события и результаты своей жизненной деятельности внешним силам, в то время как внутренний локус означает собственные способности и усилия.3) «Принятие риска» - отражает уверенность человека в том, что любой опыт (как положительный, так и отрицательный) способствует его развитию благодаря извлеченным из него знаниям. Отношение к любому опыту как к ценности способствует развитию толерантности и философского отношения к трудностям, позволяет человеку оставаться открытым для окружающего мира и принимать события как вызов и испытание.Уникальность концепции определяется ее системным характером, отражающим как психологический (интеллектуальный, духовный, эмоциональный, социальный), так и психофизический уровни функционирования человека. Системность конструкта «сопротивляемость» отражается в разнообразии теоретических подходов к изучению явления. Обобщая подходы зарубежной и отечественной психологии, можно выделить два направления анализа устойчивости. В первом направлении устойчивость анализируется в практическом аспекте совладания и адаптации. Шадриков рассматривает устойчивость «как свойства функциональных систем, реализующих индивидуальные психические функции, которые выражаются в успешности и качественной оригинальности разработки и реализации деятельности» [6]. Позиция Э. И. Рассказовой [7], которая рассматривает устойчивость как ресурс, направленный больше на поддержание активности и жизнеспособности, а не на активность сознания, также близка к изложенной выше. Р. И. Стецишин операционализирует понятие устойчивости в категориях конкретизации и непосредственного выполнения плана действий [8].Л.А. Александрова феноменологически определяет устойчивость как интегральную способность человека к адаптации, содержательно эта способность определяется ментальными компонентами: общими способностями (базовыми личностными установками, ответственностью, самосознанием, интеллектом и смыслом как вектор, организующим деятельность) и особыми способностями. (навыки совладания, общения и саморегуляции) [9]. По содержательному критерию концепция Л. А. Александровой близка концепциям второго направления, представители которого подчеркивают смысловой уровень регуляции устойчивости. В этом контексте Д. А. Леонтьев определяет устойчивость как меру преодоления человеком данных обстоятельств и себя [1]. С. В. Книжникова операционализирует феномен устойчивости в терминах оптимальной семантической регуляции, позволяющей трансформировать жизненные трудности в ситуацию развития [1]. Близка к рассмотренным позиция Т. В. Наливайко, в которой устойчивость раскрывается в терминах смысловых ориентаций, самоотношения и стилистических характеристик поведения, которые в большей степени носят социальный, нежели естественный характер [2].Рассмотрены позиции отечественных исследователей в концептуальном соотношении с основными положениями гуманистической и экзистенциальной психологии (И. Ялом, Р. Мэй, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл). Предметом научного интереса является значение, как единственный способ преодоления жизненных трудностей, в логотерапии В. Франкла, который считает, что без стремления к чему-то жизнь не может быть полноценной и стабильной.Автор концепции устойчивости С. Мадди также считает, что способность управлять устойчивостью как ресурсом определяется степенью понимания и изменения того, что способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья. В экзистенциальной персонологии С. Мэдди определяет значение как высший интегративный принцип личности. Психика солдата, как и любого другого человека, очень подвижна и динамична. Поведение человека на любом временном отрезке зависит от того, какие особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в этом случае.Очевидно, что бодрствующий человек отличается от спящего, трезвый человек отличается от пьяного, а счастливый человек отличается от несчастного. Психические состояния характеризуют нюансы проявления психических процессов и свойств в определенный период времени, т.е.эти параметры психики тесно связаны между собой. Психические состояния влияют на течение психических процессов, и часто повторяющиеся, приобретая устойчивость, могут стать основой личностных качеств.Психическое состояние - это относительно стабильный уровень умственной активности, сложившийся в определенное время, который проявляется в повышенной или пониженной активности человека.Как правило, под состоянием понимается определенная характеристика, влияющая на активность человека в процессе его деятельности - бодрость, утомляемость, эйфория, апатия и т. д. Также существуют особые состояния сознания, которые в основном определяются уровнем бодрствования: сон, сонливость, гипноз, бодрствование.В боевой обстановке психика солдата подвергается самым разным воздействиям. Некоторые из них способствуют мобилизации и концентрации физических и умственных возможностей человека, развитию таких психических состояний, как боевая активность, решительность, уверенность, сосредоточенность. Другие, наоборот, дезорганизуют боевую деятельность, перекрывают доступ к имеющимся резервам организма, способствуют формированию и развитию таких психических состояний, как пассивность, неуверенность, сомнение, рассеянность, обреченность, страх, робость, ужас и т. д.Поэтому целесообразно классифицировать психические состояния военнослужащих в бою по характеру их влияния на боевую деятельность.Стенические (позитивные) психические состояния способствуют выполнению задания. К ним относятся: уверенность, бодрость, бдительность, приподнятость, боевой дух, готовность к активным действиям и т. д.Астенические (негативные) психические состояния затрудняют выполнение задания. К ним относятся неуверенность, страх, ужас, усталость, депрессия, сомнения, страх, отчаяние, безразличие, напряжение, усталость и т. д.Психическое состояние военнослужащих весьма разнообразно. Помимо вышеперечисленного, их можно выделить еще несколько основных групп.В первую группу входят позитивные психические состояния, проявляющиеся в активной форме. К ним относятся следующие состояния: боевая готовность, активность, приподнятие, напряжение и психическая устойчивость.Ко второй группе относятся психические состояния пассивной формы: самоуспокоенность, напряжение, предбоевая (послематологическая) апатия, рассеянность инесосредоточенность, сдержанность.В третью группу входят психические состояния, проявляющиеся в активной форме и негативной по направленности: предбоевой «жар», паническое состояние, состояние стресса, страх в различных его формах.Четвертая группа - негативные психические состояния, которые проявляются в пассивной форме: состояние ригидности (отсутствие реакции на раздражители или сопротивление им), состояние фрустрации (возникающее в ситуации реальной или предполагаемой неспособности удовлетворить определенные потребности) , состояние синдрома навязчивой идеи (страх несчастья, смерти, неминуемой травмы), состояние тревоги, беспокойства.Каждое психическое состояние имеет физиологические, психологические и поведенческие аспекты. Следовательно, структура психических состояний включает в себя множество различных компонентов:на физиологическом уровне они проявляются, например, в изменении частоты сердечных сокращений, артериального давления и т. д .;в двигательной сфере они обнаруживаются в ритме дыхания, изменении мимики, громкости голоса и темпа речи;в эмоциональной сфере эти компоненты дают о себе знать в виде положительных или отрицательных переживаний;в познавательной сфере они определяют определенный уровень логического мышления, точность прогнозирования предстоящих событий и т. д .;на поведенческом уровне они определяют точность, правильность выполняемых действий, их соответствие текущим потребностям и т. д .;на коммуникативном уровне определенное душевное состояние влияет на характер общения человека с другими людьми, способность слышать и влиять на другого человека, ставить адекватные цели и достигать их.Основные психические состояния военнослужащих в боевой обстановке имеют свою специфику и особенности проявления. Состояние боевой готовности - кратковременное психическое состояние, возникающее под воздействием на сознание военнослужащего сильных осознанных социальных стимулов, способствующих «оценке» его внутренней энергии и психологических ресурсов и побуждающих к конкретной деятельности. Состояние боевой готовности формируется на основе боевого, социального опыта конкретного военнослужащего, его знаний.Таким образом, п. Мэдди определяет устойчивость как системную индивидуальную способность человека к зрелым и сложным формам психологической и психофизической саморегуляции, которая способствует преодолению жизненных трудностей при сохранении внутреннего баланса, соматического здоровья и успеха в деятельности.ЗаключениеБезусловно, одним из способов снизить количество психосоматических заболеваний среди офицеров является профилактика стрессов, в том числе психологических. Психологическая профилактика - одно из основных направлений работы военного психолога, но существующие методы психологической профилактики стресса не позволяют эффективно снизить деструктивное воздействие жизненного стресса на офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации. Для того чтобы психопрофилактика стресса жизни офицеров была успешной, необходимо, прежде всего, всесторонне исследовать само это психологическое явление: сформулировать сущностное определение стресса жизни офицеров Вооруженных Сил. Российской Федерации, охарактеризовать возрастные особенности стрессовой жизни как психологического явления, выявить стрессовые факторы жизненной среды офицеров.Основоположником концепции жизненного стресса является канадский ученый Дж. Селье. Впервые он охарактеризовал стресс как набор неспецифических стереотипных реакций организма на неблагоприятные воздействия окружающей среды. Благодаря ему в науке появилось понятие общего адаптационного синдрома, который представляет собой совокупность адаптивных реакций организма на значительные неблагоприятные воздействия (стрессоры) по силе и продолжительности. Г. Селье определил общий адаптационный синдром (ОАГ) как попытку организма приспособиться к изменившимся условиям окружающей среды путем включения особых защитных механизмов, выработанных в ходе эволюции.Список используемой литературыБобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2020. 132 с.Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 340 с.Васильева Е. Ю. Основы психологии для медицинских вузов. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020. 154 с.Высоков И. Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 432 с.Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2019. 320 с.Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 430 с.Дереча В. А. Психология зависимостей. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 160 с.Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 386 с.Ермолаев-Томин О. Ю. Математические методы в психологии. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 1. — М.: Юрайт. 2019. 280 с.Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 182 с.Константинов В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 200 с.Коржова Елена Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер. 2020. 544 с.Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. — М.: Юрайт. 2019. 174 с.Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 152 с.Либин А. В. Дифференциальная психология. Учебник. — М.: Юрайт. 2020. 442 с.Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 2. Внимание и память. — М.: Юрайт. 2019. 262 с.Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 4. Речь. Психические состояния. — М.: Юрайт. 2019. 244 с.

Список используемой литературы

1. Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2020. 132 с.
2. Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 340 с.
3. Васильева Е. Ю. Основы психологии для медицинских вузов. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020. 154 с.
4. Высоков И. Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 432 с.
5. Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2019. 320 с.
6. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 430 с.
7. Дереча В. А. Психология зависимостей. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 160 с.
8. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 386 с.
9. Ермолаев-Томин О. Ю. Математические методы в психологии. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 1. — М.: Юрайт. 2019. 280 с.
10. Еромасова А. А. Общая психология. Методы активного обучения. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 182 с.
11. Константинов В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 200 с.
12. Коржова Елена Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер. 2020. 544 с.
13. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. — М.: Юрайт. 2019. 174 с.
14. Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 152 с.
15. Либин А. В. Дифференциальная психология. Учебник. — М.: Юрайт. 2020. 442 с.
16. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 2. Внимание и память. — М.: Юрайт. 2019. 262 с.
17. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 4. Речь. Психические состояния. — М.: Юрайт. 2019. 244 с.

Вопрос-ответ:

Что такое организационный стресс?

Организационный стресс - это состояние, возникающее у человека в результате несоответствия между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его возможностями справиться с ними. Военнослужащие также подвержены организационному стрессу, так как они сталкиваются с высокими требованиями и сложными условиями службы.

Какие психологические особенности организационного стресса у военнослужащих?

Психологические особенности организационного стресса у военнослужащих могут быть связаны с постоянным пребыванием в состоянии готовности к боевым действиям, высокой ответственностью за жизни и безопасность своих товарищей, отсутствием возможности выразить эмоции и переживания из-за военной дисциплины и тактики.

Какие подходы к исследованию понятия стресса существуют в отечественной и зарубежной психологии?

В отечественной и зарубежной психологии существуют различные подходы к исследованию понятия стресса. Один из них - это биохимический подход, который рассматривает процессы, происходящие в организме при стрессе. Другой подход - это психологический, основанный на изучении влияния стресса на психическое состояние и поведение человека.

Что происходит с человеком, когда он сталкивается с организационным стрессом?

Когда человек сталкивается с организационным стрессом, происходит активация стрессовой реакции в его организме. Это может проявляться в физиологических изменениях, таких как повышенное сердцебиение, повышенное давление, изменения в работе желудочно-кишечного тракта. Также могут возникать психологические симптомы, такие как тревожность, раздражительность, снижение концентрации внимания.

Какие подходы используются в исследовании понятия стресса?

В исследовании понятия стресса в отечественной и зарубежной психологии используются различные подходы. Один из основных подходов - это биологический подход, который рассматривает стресс как физиологическую реакцию организма на внешние угрозы. Также применяются психологический подход, в рамках которого стресс рассматривается как результат неправильных психологических реакций. Кроме того, существуют социальный, эмоциональный и поведенческий подходы к изучению стресса.

Что такое организационный стресс?

Организационный стресс - это вид стресса, связанный с работой в организации или учреждении. Он может возникать из-за несоответствия требований, предъявляемых к сотруднику, и его ресурсов, а также из-за конфликтов с коллегами, руководством или клиентами. Организационный стресс может оказывать негативное влияние на психологическое и физическое здоровье работника, а также на его производительность и качество работы.

Какие психологические особенности организационного стресса у военнослужащих?

У военнослужащих психологические особенности организационного стресса могут быть связаны с особенностями их профессиональной деятельности. Военная служба сопряжена с высоким уровнем стресса и опасности, что может привести к различным психологическим проблемам, таким как посттравматическое стрессовое расстройство, депрессия, тревожность и другие. Военнослужащие также могут столкнуться с проблемами, связанными с отсутствием установленной семейной и социальной поддержки, длительными отсутствиями от дома и другими специфическими факторами, которые могут усугублять организационный стресс.

Что такое военная психология?

Военная психология - это научная дисциплина, изучающая психические процессы и состояния, особенности поведения и адаптации военнослужащих в условиях военной деятельности.

Какие основные подходы используются в исследовании понятия стресса?

В исследовании понятия стресса используются как физиологический подход, основанный на изучении физических изменений в организме при стрессе, так и психологический подход, с учетом эмоций и переживаний человека.

Что такое организационный стресс в психологии?

Организационный стресс в психологии - это вид стресса, вызванный определенными факторами внутри организации, такими как конфликты, недостаток ресурсов, высокая нагрузка, неопределенность и другие ситуации, связанные с работой или организационной средой.