Проблемы пределов правового государства.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
  • 3030 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 19.07.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Термин «правовое государство» в разные исторические эпохи 5
1.2. Формирование правового государства в противопоставление полицейскому государству 11
1.3. Правовое государство и правосудие 15
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 17
2.1. Проблемы формирования правового государства 18
2.2. Скандинавские страны как примеры правовых государств 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Фрагмент для ознакомления

Все вместе взятое выработало особую идеологию «вмешательство без вмешательства», что отразилось на структуре модели скандинавского государства, а именно носителе этой структуры - особой-разновидности общеевропейского экономического человека - скандинавского корпоративного человека. Понятие «человек» управленческими структурами общества и государства берется не в его индивидуальном, а родовом смысле, что позволяет в свою очередь вычислить весь спектр его интересов и, следовательно «действий», которые человек предпримет, чтобы их достичь. Получается, что существует выбор альтернативных целей для того, кто принимает решение. Каждая цель определяет результат в виде последствий. Индивиду предпослана шкала предпочтений, в соответствии с которой он соотносит выбираемое действие, максимально приближающее его к выбранной цели. Конечно же индивид действует не на пустом месте, а в специально созданной среде. Такой средой является особое состояние общества, будь оно построено на рыночных отношениях, в таком случае перед нами будет «чистый» экономический человек, либо же общество построено на принципе интервенционизма, с определенной целью в эти рыночные отношения вмешивающееся, тогда перед нами будет корпоративный человек, как в Скандинавии. Однако такое общество и государство должно включать в себя весьма крупный сегмент, роль которого состояла бы в том, чтобы сдерживать попытки государства и общества поглотить друг друга. Таким сегментом в Скандинавии является «общественный сектор». Общественный сектор определяется нами как совокупность институционально оформленных мер управления государством и органами местного самоуправления экономикой страны с целью обеспечения нормального воспроизводства общества. Соответственно, задачами его являются: - вмешательство государства в экономику с целью уравнивания доходов граждан; - производство услуг, необходимых всему обществу; - общественный сектор служит своеобразным стабилизирующим фактором в случае мировых экономических кризисов, поскольку Дания, Норвегия и Швеция сильно интегрированы вмирохозяйственные связи. Итак, если мы условились, что общественный сектор является частью государственной машины, то нам необходимо рассмотреть конкретные государственно-правовые методы такого управления. Наиболее ярким в этом отношении методом является метод регулирования права собственности в Скандинавских странах. К наиболее распространенным методам можно отнести: концессии, аренду, использование института сервитутов, установление подробных правил использования объектов собственности, наконец, экспроприации. Подобные методы вмешательства государства подробно урегулированы правом, содержат действенные механизмы, гарантирующиеграждан от произвола государства и его органов. Вместе с тем, главная цель - достижение высоко функциональной возможности экономики и, следовательно, направленной на удовлетворение максимальных потребностей человека, достигается в результате комплексного подхода всеми средствами, направленными не только на экономику. Прежде всего Скандинавские страны характеризуется высокой степенью организованности традиционных классов: пролетариев и буржуазии. Кроме того конец XIX века ознаменовался созданием в этих странах очень мощных внеклассовых организаций - кооперативов Так в первом кооперативе, созданном в 1875 году в Стокгольме, состоял членом король Швеции Карл ХУ„ XX век ознаменовался созданием различных организаций среднего класса: интеллигенции и духовенства и т.д. Все вместе эти организации составляют могучий корпоративный сектор, способный конкурировать с традиционными институтами власти и отстаивать перед ними интересы своих членов. Государство же выступает часто в роли арбитра межкорпоративных споров. В тоже время особенностью корпоративного сектора являетсяего слабая урегулированииесть со стороны официального законодателя и высоким весом собственных норм межкорпоративного общения, которые, однако, соблюдаются весьма жестко. Политические партии включают в свой состав только 2 - 3 % от всего населения, имеющего права голоса. Остальные 98% отстаивают свои интересы через корпоративные формы. Общей целью корпоративного сектора Скандинавии является улучшение процесса взаимодействия государственной власти с В настоящее время можно говорить об определенной тенденции на слияние корпораций с органами государства, что достигается через ряд определенных форм. К первой форме можно отнести само понятие корпорации в структуре общества и ее положение перед государственным органом. Также здесь имеет значение количество членов самой корпорации, ее финансовые и т.п. возможности. Большое значение имеет наличие у корпораций профессиональных экспертов» По этим признакам наибольшей степенью влияния обладают политические партии, профсоюзы и объединения предпринимателей и т.п. организации» Ко второй форме слияния корпораций с государством можно отнести способы взаимодействия государства с корпорациями. Это прежде всего совместные действия, переговоры - то, что имеетформальное облачение. К неформальным способам можно отнести: проведение исследований, слушания в неформальных комитетах и т.д., неформальные контакты между корпорациями и представителями государственной власти.Результатом подобных действий стало возникновение особого корпоративного духа - сложной системы взаимоотношений, жестко ориентированных на достижение стабильности в обществе. Стабильность же в обществе нужна не просто всему обществу, но и каждому человеку. Причем этот человек имеет ряд функциональных особенностей. Таким образом, общим типом модели скандинавского правового государства является корпоративное социальное правовое государствоЗАКЛЮЧЕНИЕОсновная идея правового государства состояла в том, что действующий порядок государственной жизни, а также и управление, должны быть определены правом, установленным организованною волею государства. Но этой воле придавалось двойственное значение: во-первых, волею государства признавалась та только воля, которая выражена соответствующим законными органов, —во-вторых—тогдашние, постоянные притязания правительства придавали этой воле еще значение границы, оберегающей каждого от этих притязаний; государство, признающее и охраняющее эту границу, и есть правовое государство.Специфическим признаком правового государства в современном его понимании является безусловное признании правовых форм и правовых пределов для всех проявлений государственной власти. Существенное для правового государства значение имеет вопрос не о том, на что направляется деятельность государства, а о том, как она осуществляется, или, говоря иначе, вопрос о том, как государство правит.В развитии правового государства можно различать две стадии, из которых первая характеризуется установлением законности правления, втораяже сверх законности правления еще и признанием субъективных публичных прав подданых – граждан.Для формирования правового государства этнический фактор является почти решающим. При всех общих человеческих проблемах, при вытекающих из них Единых нормах мы также можем видеть специфические проблемы, присущие населению конкретной страны в этих исторических условиях. Государство, если оно стремится быть легитимным, не может игнорировать состав и характер народов, населяющих страну.Идея правового государства практически не изменилась за два столетия своего существования. Изменения произошли в области теоретических изысканий правовых механизмов и форм осуществления идеи правового государства на практике. Общая теория правового государства распадается таким образом, на несколько периодов, характеризующихся различными формами осуществления идеи правового государства — это так наз. «негативное государство» - laissezfaire, государство благоденствия - Weifare State, социальное правовое государство - SozialerRechtsstaat. Необходимость широких реформ институтов российской государственности ставила перед юристами того времени задачу осмысления и формирования целостных методов по претворению идеи правового государства на практике. Однако условия исторического развития России позволяют только сейчас приступить к формированию этой целостной концепции. Мы можем выйти за узкие рамки российского опыта, использовав опыт Запада, в особенности наших непосредственных соседей - стран Северной Европы, с которыми нас связывают традиционные узы добрососедства. Исходя из вышесказанного, мы можем заключить, что правовое государство на современном этапе развития цивилизации является объективной целью, к достижению которой стремится все человечество, и Россия в том числе.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫНормативные правовые актыКонституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 «1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 № 445)) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.Специальная и учебная литератураАльбов А. П. Теория государства и права в 2 т. Том 2. Особенная часть: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. П. Альбов. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 336 с.Бабаев В. К. Теория современного советского права / В. К. Бабаев. —Н.-Новгород: Нижегородская ВШ МВД РСФСР. — 1990. — 156 с.Байков А.Л. Междувластные и властные отношения в теории права. Опыт теоретико-познавательного построения / А.Л. Байков. – Ярославль: Типография Губернского Правления, 1912. – VIII, 413 с.Беляцкин С.А. Частное право в основных принципах (Курс Гражданского Права) / Проф. С.А. Беляцкин. – Каунас:Типография Ф. Соколовской и Г. Лана, 1928. –900 с.Венгеров А. Б. Теория государства и права / А. Б. Венгеров. — М.: Новый Юрист. — 1998. — 444 с.Гамбаров Ю.С. Курс гражданского права. Том I: Часть общая / Ю.С. Гамбаров. – СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1911. – XII, 780 с.Гегель Г.В.Ф. Философия права /Г. В. Ф. Гегель. — М. 1990. — 160 с.Гранат Н. Л. Общая теория права и государства / Н. Л. Гранат. — М.: Юристъ. — 1996. — 441 с.Иоффе О.С. Вопросы теории права / О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородский. – М.: Госюриздат, — 1961. – 381 с.Лазарев В. В. Общая теория права и государства: Учебник / В. В. Лазарев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 1996. — 200 с.Марченко Н. М. Правовое государство и гражданское право / М. Н. Марченко. —Москва: Проспект, 2015. — 818 с.Нерсесянц В.С. Концепция Советского правового государства в контексте истории учений о правовом государстве // Социалистическое правовое государство: Проблемы и суждения / Академия наук СССР. Институт государства и права. —М., 1989. —С. 45 – 67.Палиенко Н.И. Правовое государство и конституционализм / Н. Палиенко // Вестник Права. —СПб., 1906. —Книга 1. — С. 127 – 163.Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Том I / Проф. Л.И. Петражицкий. – СПб.: Типография С.-Петербургского акционерного общества «Слово», 1907. – 308 с.Пиголкин А. С. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 516 с. Пирожок С. С. Роберт фон Моль: вклад в углубление и систематизацию знаний о государстве, праве и обществе // Genesis: исторические исследования. - 2016. - № 6. - С. 49-60.Фихте И.Г. Основы естественного права согласно принципам наукоучения // Вопросы философии.— 1977. М.— 250 с.Халфина Р.О. Правовое государство и экономика // Социалистическое правовое государство: Проблемы и суждения / Академия наук СССР. Институт государства и права. —М., 1989. —С. 121 – 132.Червонюк В.И. Теория государства и права. Учебное пособие /В. И. Червонюк. — Изд-во Моск. акад. МВД России, 2000. — С. 72 – 76.Исаев М.А. Теория правового государства и практика ее претворения в скандинавских странах: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук: (специальность 12.00.02 «Государственное право и управление; административное право; финансовое право») / Исаев Максим Анатольевич – ; Московский государственный институт международных отношений МИД РФ. – М., 1994. – 20 с.

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 «1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 № 445)) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Альбов А. П. Теория государства и права в 2 т. Том 2. Особенная часть: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. П. Альбов. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 336 с.
3. Бабаев В. К. Теория современного советского права / В. К. Бабаев. —Н.-Новгород: Нижегородская ВШ МВД РСФСР. — 1990. — 156 с.
4. Байков А.Л. Междувластные и властные отношения в теории права. Опыт теоретико-познавательного построения / А.Л. Байков. – Ярославль: Типография Губернского Правления, 1912. – VIII, 413 с.
5. Беляцкин С.А. Частное право в основных принципах (Курс Гражданского Права) / Проф. С.А. Беляцкин. – Каунас:Типография Ф. Соколовской и Г. Лана, 1928. – 900 с.

Вопрос-ответ:

Что такое правовое государство?

Правовое государство - это концепция, в основе которой лежит принцип верховенства права над властью. Такое государство характеризуется соблюдением прав и свобод граждан, разделением властей, независимостью судебной системы и подчинением государственных органов закону.

Как формировалось правовое государство в истории?

Понятие правового государства возникло в разные исторические эпохи и претерпело определенные изменения. В античности и средневековье государство было скорее полицейским, сосредоточенным на наказании и поддержании порядка. В новое время начали формироваться первые принципы правового государства, с разделением властей и защитой прав человека.

Как правовое государство отличается от полицейского государства?

Правовое государство отличается от полицейского тем, что основой его функционирования является соблюдение принципов правовой господства, верховенства права и гарантий гражданских свобод. Полицейское государство, напротив, сконцентрировано на поддержании порядка, наказании правонарушителей и недостаточно уделяет внимание защите прав и свобод граждан.

Как связано правосудие с правовым государством?

Правовое государство неразрывно связано с правосудием. Оно предполагает независимость судебной системы и равенство перед законом для всех граждан. Правовое государство должно обеспечивать справедливость, защищать права и свободы граждан, а судебная система играет ключевую роль в реализации этих принципов.

Какие проблемы возникают при формировании правового государства?

При формировании правового государства возникают ряд сложностей. Важными проблемами являются создание независимой судебной системы, установление гарантий прав и свобод граждан, разработка и принятие законов, а также обеспечение их исполнения. Однако эти проблемы могут разрешаться через постепенные изменения и совершенствования законодательства и государственных институтов.

Что такое правовое государство?

Правовое государство - это форма государственного устройства, при которой государство руководствуется законами и обеспечивает соблюдение прав и свобод граждан.

В чем разница между правовым государством и полицейским государством?

Правовое государство основывается на принципах законности, соблюдении прав и свобод граждан, предоставляет гарантии правосудия и неприкосновенности личности. Полицейское государство же характеризуется повышенной властью правоохранительных органов, преобладанием полиции и отсутствием гарантий для граждан.

Какие проблемы возникают при формировании правового государства?

При формировании правового государства могут возникать такие проблемы, как недостаточная развитость правовой культуры в обществе, коррупция, ограничение гражданских свобод, несовершенство правовой системы и т.д.

Какие страны могут служить примерами правовых государств?

Скандинавские страны, такие как Дания, Швеция, Норвегия, являются примерами правовых государств, где соблюдаются принципы законности, гражданские права и свободы, существует независимая и справедливая система правосудия.