Антропоцентризм Возрождения: деятельностно-гуманистическая трактовка человека

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 2222 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 20.07.2021
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Предпосылки становления и основания ренессансного антропоцентризма 4
Заключение 19
Список использованной литературы 22
Фрагмент для ознакомления

Объективная необходимость в поиске новых способов познания, опирающихся на когнитивные способности человека, воплотилась в творчестве Н. Кузанского. В основе философской системы Н. Кузанского лежит учение Платона о бесконечности познания идеи. Платоновскую диалектику абсолютного и конечного разума Н. Кузанский трансформирует в утверждение принципиальной возможности преодоления конечности человеческого разума путем определенного преобразования самого разума. Разум должен быть сконцентрирован исключительно на бесконечном, и оборвать связи с конечными вещами: «Только непостижимо поднявшись над всякой дискурсией рассудка, мы видим, что абсолютный максимум есть бесконечность». Таким образом, философ подразумевает деление когнитивных способностей на части, доказывая зависимость разума и чувственности от внешних, эмпирически воспринимаемых вещей. Разум же философ интерпретирует как абсолютно чистую способность, освобожденную от любой привязанности к времени или месту. М. Монтень в «Опытах» указывает, что философии предшествует удивление, ее развитием становится исследование, а её завершением – незнание. Вера у М. Монтеня предстает в роли гносеологического компонента: люди ни в чем не уверены так твердо, как в том, о чем имеют наименьшее представление, поскольку обходятся очевидным. Вера не дает истинного знания, как это полагалось в Средние века, а уводит человека от него.В отличие от скептицизма античности, М. Монтень заключил, что познавательная деятельность человека развивается в пространстве между знанием и незнанием. Личная убежденность, по мысли ученого, абсолютно необходима в познании, тогда как основными причинами заблуждений и ошибок являются мнения большинства и вера в авторитеты.Фундаментом гносеологического ряда М. Монтеня лежит следующая цепочка рассуждений: в процессе познания разум следует за чувствами и разум ведет к истине, однако только в определенных границах; за рамками этих границ находится Бог. Человек и его природная склонность к знанию постоянно стремится преодолеть эти границы и идти по пути восхождения к подлинной истине все дальше и дальше. Сопутствующими элементами познания у М. Монтеня выступают разумное знание и незнание, личная убежденность и здравый смысл, заблуждение и чувственное знание.Концепцию Дж. Бруно можно полагать точкой отсчета в процессе секуляризации и рационализации философского знания.Философская концепция Дж. Бруно складывалась под воздействием целого ряда теорий. Ученого интересовали космологические взгляды Эпикура и Демокрита, защищавших идею бесконечности Вселенной и неисчислимой множественности миров. Важную роль в становлении взглядов философа сыграл неоплатонизм Возрождения с его стремлением сформировать новую картину мира, в которой воплощался пафос гуманизма, стихийная диалектика и преклонение перед величием природы. Также Дж. Бруно изучал концепции арабских учёных Авиценны и Аверроэса, отрицавших теорию монотеистического креационизма и акт сотворения мира во времени. Оформление собственной научной позиции философа проходило и под влиянием воззрений Гермеса Трисмегиста, по всей видимости, сыгравших роль эмоционального импульса и детерминировавших выбор Дж. Бруно в пользу гелиоцентрической космологии. И, безусловно, большое значение в философском становлении Дж. Бруно имеют учение о диалектическом тождестве противоположностей Н. Кузанского и астрономия Н. Коперника. О. Н. Копернике в «Великопостной вечере» в 1584 г. Дж. Бруно писал: «Ему мы обязаны освобождением от некоторых ложных предположений общей вульгарной философии, если не сказать, от слепоты», высоко оценивая заслуги ученого, заложившего фундамент «истинной философии».Результатом интеллектуальных поисков философа стали его уникальные воззрения на проблемы познания, космологии, бытия, вопросы политики и этики, изложенные в ряде трудов. Убеждённый в безграничности познания и в том, что человеческий интеллект необходимо освободить от предрассудков, Дж. Бруно высказывается против схоластического учения о Вселенной материи и природе. Готовый ради истины идти на самоотречение, Дж. Бруно отстаивает идею одушевлённости природы, защищает тезисы о бесконечности Вселенной, множественности миров и движении Земли: «Волю Бога следует искать в неодолимом и нерушимом законе природы», следовательно, задачей настоящего учёного является открытие законов природы и жизнь в соответствии с ними.По мысли Дж. Бруно, познание человека начинается с его ощущений и восприятий, но чувственное восприятие само по себе несостоятельно. Чувственное познание начинается с впечатления, затем развивается к представлениям, рассудку и разуму. Цель разума заключается в проникновении в подлинную суть вещей и явлений, открытие пантеистической божественности природы. Абсолютное постижение истины возможно только философскими средствами. Различные познавательные способности человека определяют и различные степени глубины проникновения в истину.Джордано Бруно развивал идею сближения бога с миром, создавая пантеистическое учение, направленное против средневекового теизма. Основной категорией философской мысли Дж. Бруно стало Единое, которое одновременно выступает и как причина бытия и само бытие вещей. В Едином материя совпадает с формой, а духовное – с телесным. Единое есть Вселенная, которая существует и которая бесконечна. Человек божественен, поскольку божественна природа его породившая, и неотъемлемой частью которой он является. Но истинно божественным человека делает его стремление к высшему деянию и знанию.ЗаключениеВ данной работе былохарактеризован антропоцентризм эпохи Возрождения.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.В эпоху Возрождения формируется качественно новое понимание человека. Средневековый теоцентризм смещается антропоцентризмом. В фокус интереса философии включаются действительные проблемы человеческой жизни. Формируется гуманистический идеал человека, чьими ключевыми характеристиками выступают универсальность и разносторонность. Величие человека философы Ренессанса видели в двух свойствах человеческой природы – способности к созиданию и свободе воли. Бог, сотворив человека таким – одновременно, и совершенным, и незавершенным, желал для него совершенного особого пути, отличающего его от прочих живых существ. Из этого, соответственно, вытекает предназначение человека и его обязанность в отношении себя и окружающего мира. Достоинство человека заключено в потенциях его природы, которые должны быть осуществлены.Возрождение выдвинуло на первый план изучение природы и экспериментальный метод исследования, что определило круг основных интересов натурфилософии. Переход к антропоцентризму вызвал у мыслителей этого периода интерес к принципам познания, что послужило началом оформления научного познания. В первую очередь, этот процесс связан с именем Н. Кузанского, который описал систему познавательных способностей человека, основанную на делении на рациональные способности – с помощью разума и эмпирические – с помощью ощущений. Разносторонность, универсальность и приверженность идеалам гуманизма являлись фундаментальными чертами культуры эпохи Возрождения, в которой широта охвата философских и научных проблем сочеталась с неизменной антропоцентристскими установками.Список использованной литературыАльберти Л. Б. Трактат о семье / Л.Б. Альберти – Москва : Юрист. 1996. – 576 с.Аралова Е. В. Духовность и гуманизм эпохи Возрождения / Е.В. Аралова // Власть. – 2015. - № 3. – С. 48-52.Бруно Дж. О героическом энтузиазме / Дж. Бруно – Москва : ГИХЛ, 1953. – 212 с.Будянская Д. А., Римский В. П. Социокультурные и ментальные контексты Возрождения и Реформации: к методологии исследования генезиса новоевропейской философии / Д.А. Будянская, В.П. Римский // Научные ведомости – 2010. - № 2(97). – С. 5-14.Валла Л. Об истинном и ложном благе, о свободе воли / Л. Валла – Москва : Наука, 1989. – 476 с.Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения / Э. Гарэн – Москва : Прогресс, 1986. – 400 с.Горфункель А. Х. Джордано Бруно / А.Х. Горфункель – Москва : Мысль, 1965. – 206 с. Горюнов А. В. Общественный идеал в когнитивной структуре проекта / А.В. Горюнов // Общество: философия, история, культура. – 2014. - № 2. – С. 8-12.Гуторович О. В., Гуторович В. Н. Идеалы и ценности эпохи Возрождения и их отражение в философии Дж. Бруно / О.В. Гуторович, В.Н. Гуторович // Вестник Челябинского государственного университета. – 2020. - № 4 (438). – С. 107-115.Загрядская А. С. Антропоцентризм как вектор преобразования христианской культуры в эпоху Возрождения / А.С. Загрядская // TerraHumana. – 2013. - № 4 (29). – С. 189-193.Йейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция / Ф.А. Йейтс [Электронный ресурс]. – Москва : НЛО, 2000. URL: http://psylib.org.ua/books/yates03/txt13.htm (дата обращения: 17.06.2021).Кузанский Н. Об ученом незнании / Н. Кузанский // Сочинения в 2-х т., т. 1. – Москва : Мысль, 1979. – С. 47-142.Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII вв. Эпохи и стили / Д.С. Лихачев – Ленинград : Наука, 1973. – С. 75-127.Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев – Москва : Изд-во МГУ, 1978. – 623 с.Мейендорф И. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. / И.О. Мейендорф // Труды Отдела древнерусской литературы. – Ленинград : Наука, 1973. – 384 с.Пико деллаМирандола Дж. Речь о достоинстве человека / Дж. Пико деллаМирандола // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т., т. 1 – Москва, 1964. – С. 506-514.Поносов Ф. Н. Взаимосвязь истины и заблуждения в философии Возрождения и Нового времени / Ф.Н. Поносов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - № 70-1. – С. 280-286.Ревко-Линардато П. С. Влияние византийских гуманистов на культуру итальянского Возрождения / П.С. Ревко-Линардато // Ценности и смыслы. – 2015. - № 1(35). – С. 5-18.Романов Ю. И., Сандулов Ю. А. Краткая история философской мысли / Ю.И. Романов, Ю.А. Сандулов – Санкт-Петербург : Лань, 2002. – 224 с.Роттердамский Э. Похвала глупости / Э. Роттердамский – Москва : Сов. Россия, 1991. – 464 с.Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма / К.А. Сергеев – Санкт-Петербург : Наука , 2007. – 594 с.Тарасов А. Н. Аналитика социокультурной трансформации (теоретико-культурологический аспект) / А.Н. Тарасов [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии. – 2012. - № 3(24). URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/876-9-2.html (Дата обращения: 01.04.2021).Фихтнер Е. Н. Гуманистическая идея в перспективе историко-философского анализа / Е.Н. Фихтнер // Вестник Томского государственного университета. – 2012. - № 2(18). – С. 99-105.

Список использованной литературы
1. Альберти Л. Б. Трактат о семье / Л.Б. Альберти – Москва : Юрист. 1996. – 576 с.
2. Аралова Е. В. Духовность и гуманизм эпохи Возрождения / Е.В. Аралова // Власть. – 2015. - № 3. – С. 48-52.
3. Бруно Дж. О героическом энтузиазме / Дж. Бруно – Москва : ГИХЛ, 1953. – 212 с.
4. Будянская Д. А., Римский В. П. Социокультурные и ментальные контексты Возрождения и Реформации: к методологии исследования генезиса новоевропейской философии / Д.А. Будянская, В.П. Римский // Научные ведомости – 2010. - № 2(97). – С. 5-14.
5. Валла Л. Об истинном и ложном благе, о свободе воли / Л. Валла – Москва : Наука, 1989. – 476 с.
6. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения / Э. Гарэн – Москва : Прогресс, 1986. – 400 с.
7. Горфункель А. Х. Джордано Бруно / А.Х. Горфункель – Москва : Мысль, 1965. – 206 с.
8. Горюнов А. В. Общественный идеал в когнитивной структуре проекта / А.В. Горюнов // Общество: философия, история, культура. – 2014. - № 2. – С. 8-12.
9. Гуторович О. В., Гуторович В. Н. Идеалы и ценности эпохи Возрождения и их отражение в философии Дж. Бруно / О.В. Гуторович, В.Н. Гуторович // Вестник Челябинского государственного университета. – 2020. - № 4 (438). – С. 107-115.
10. Загрядская А. С. Антропоцентризм как вектор преобразования христианской культуры в эпоху Возрождения / А.С. Загрядская // Terra Humana. – 2013. - № 4 (29). – С. 189-193.
11. Йейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция / Ф.А. Йейтс [Электронный ресурс]. – Москва : НЛО, 2000. URL: http://psylib.org.ua/books/yates03/txt13.htm (дата обращения: 17.06.2021).
12. Кузанский Н. Об ученом незнании / Н. Кузанский // Сочинения в 2-х т., т. 1. – Москва : Мысль, 1979. – С. 47-142.
13. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII вв. Эпохи и стили / Д.С. Лихачев – Ленинград : Наука, 1973. – С. 75-127.
14. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев – Москва : Изд-во МГУ, 1978. – 623 с.
15. Мейендорф И. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. / И.О. Мейендорф // Труды Отдела древнерусской литературы. – Ленинград : Наука, 1973. – 384 с.
16. Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека / Дж. Пико делла Мирандола // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т., т. 1 – Москва, 1964. – С. 506-514.
17. Поносов Ф. Н. Взаимосвязь истины и заблуждения в философии Возрождения и Нового времени / Ф.Н. Поносов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - № 70-1. – С. 280-286.
18. Ревко-Линардато П. С. Влияние византийских гуманистов на культуру итальянского Возрождения / П.С. Ревко-Линардато // Ценности и смыслы. – 2015. - № 1(35). – С. 5-18.
19. Романов Ю. И., Сандулов Ю. А. Краткая история философской мысли / Ю.И. Романов, Ю.А. Сандулов – Санкт-Петербург : Лань, 2002. – 224 с.
20. Роттердамский Э. Похвала глупости / Э. Роттердамский – Москва : Сов. Россия, 1991. – 464 с.
21. Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма / К.А. Сергеев – Санкт-Петербург : Наука , 2007. – 594 с.
22. Тарасов А. Н. Аналитика социокультурной трансформации (теоретико-культурологический аспект) / А.Н. Тарасов [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии. – 2012. - № 3(24). URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/876-9-2.html (Дата обращения: 01.04.2021).
23. Фихтнер Е. Н. Гуманистическая идея в перспективе историко-философского анализа / Е.Н. Фихтнер // Вестник Томского государственного университета. – 2012. - № 2(18). – С. 99-105.

Вопрос-ответ:

Какие были предпосылки для развития антропоцентризма в эпоху Возрождения?

Становление антропоцентризма в период Возрождения было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, это было время возрождения интереса к античной культуре, включая философию и искусство. Во-вторых, технический и научный прогресс, который позволил человеку более глубоко изучать мир и расширять свои познавательные способности. В-третьих, рост уверенности и самосознания человека, который стал стремиться к самореализации и достижению своего потенциала.

Какие основания легли в основу ренессансного антропоцентризма?

Ренессансный антропоцентризм базируется на убеждении в неповторимости и ценности каждого индивида. Человек становится центром вселенной и мерой всех вещей. Это основывается на представлении о том, что человек обладает разумом, свободой воли и способностью творчества, что делает его высшим существом в мире.

Какая была роль Николая Кузанского в развитии антропоцентризма?

Николай Кузанский сыграл значительную роль в развитии антропоцентризма. Он предложил новые подходы к познанию мира, основанные на когнитивных способностях человека. Он разработал философскую систему, которая включала понятие бесконечности познания идеи, а также диалектику абсолютного и конечного разума. В результате его работ человек стал рассматриваться как активный и созидательный субъект познания и творчества.

Какие идеи Николая Кузанского были основополагающими в его философской системе?

Учение Николая Кузанского базируется на идеях Платона о бесконечности познания и платоновской диалектике абсолютного и конечного разума. Он развивает эти идеи, утверждая, что познание является бесконечным процессом, а платоновская диалектика позволяет человеку преодолевать ограничения своего конечного разума и стремиться к познанию более высоких истин.

Какие предпосылки способствовали становлению антропоцентризма Возрождения?

Становление антропоцентризма Возрождения было обусловлено несколькими предпосылками, включая возникновение городского общества, восстановление интереса к античной культуре, рост значимости индивидуальности и рациональности.

Какие основания лежат в основе ренессансного антропоцентризма?

Основания ренессансного антропоцентризма связаны с убеждением в уникальности и неповторимости каждого человека, а также с осознанием возможностей человеческого разума и его способности к творчеству и совершенствованию.

Какая необходимость обусловила поиск новых способов познания?

Объективная необходимость в поиске новых способов познания возникла из-за расширения границ возможностей человеческого разума и необходимости приспособиться к новым вызовам и сложностям эпохи Возрождения.

Что лежит в основе философской системы Н. Кузанского?

В основе философской системы Н. Кузанского лежат учение Платона о бесконечности познания, идея Платоновской диалектики абсолютного и конечного разума, а также трансформация этих идей в утверждение о когнитивных способностях человека.

Как Н. Кузанский трансформировал учение Платона о бесконечности познания идеи?

Н. Кузанский трансформировал учение Платона о бесконечности познания идеи, утверждая, что человеческий разум способен бесконечно приближаться к истине и познавать все больше и больше новых аспектов реальности.

Какие основания и предпосылки легли в основу ренессансного антропоцентризма?

Основания и предпосылки ренессансного антропоцентризма можно найти в возрождении интереса к деятельностной гуманистической трактовке человека. В это время произошли сдвиги в мировоззрении, главным из которых был переход от религиозно-богоцентрического видения к гуманистическому. Человека стали рассматривать как центр вселенной, и его индивидуальность и творчество стали важными ценностями.

Какие идеи Н. Кузанского легли в основу его философской системы?

В основе философской системы Н. Кузанского лежит учение Платона о бесконечности познания идеи. Он трансформировал платоновскую диалектику абсолютного и конечного разума в утверждение о возможности бесконечного развития и познания человеком. Таким образом, Кузанский сформулировал идеи о саморазвитии и самосовершенствовании человека, основываясь на его когнитивных способностях.