относительная самостоятельность государства и права

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
  • 3232 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 25.07.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Основные данные о работе 1
Содержание 2
Введение 3
Основная часть 4
1 Понятие государства . Соотношение государства и права 4
2 Относительная самостоятельность государства 14
Заключение 24
Глоссарий 26
Список использованных источников 29
Список сокращений 31
Приложения 32


Фрагмент для ознакомления

Моноцефальная, в которой вся система государственных органов едина. Во главе ее стоит лицо или орган, обладающий всей полнотой власти и наделяющий ею все нижестоящие органы; преобладает назначаемость нижестоящих органов вышестоящими; структура носит жестко иерархический характер. Вся система государственных органов персонифицирована и пирамидальна по своей структуре. Местные органы власти представляют собой не органы местного самоуправления, а органы государства. Подобная модель характерна для диктаторских режимов и удобна для осуществления массового террора. Моноцефальная система складывается обычно в условиях политической нестабильности в послереволюционные периоды либо в результате военных переворотов. Моноцефальной моделью государственного механизма можно охарактеризовать антидемократические режимы.
Монотеократическая, в которой сочетаются единовластие главы государства, основанное на религиозных догмах, и длительное сохранение родовых порядков. Глава государства является одновременно и высшим духовным лицом. Отсутствует разделение властей и парламентаризм. Такая модель характерная для государств, провозглашающих ислам государственной религией (Иран, Саудовская Аравия, Катар).
Целостную систему государственного механизма составляют государственные органы, учреждения и предприятия.
Государственные учреждения — это государственные организации, которые осуществляют деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.п.
Государственные предприятия – организации, учреждаемые для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо ее обеспечения, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.
Государственные органы – это звено государственного аппарата, уполномоченное осуществлять государственную власть в обществе и наделенное определенными властными полномочиями, необходимыми для решения конкретных задач управления.
Из приведенного выше определения вытекают следующие признаки государственного аппарата:
Наделен полномочиями по принудительному исполнению воли государства;
Имеет в своем распоряжении обученный личный состав и технические средства;
Имеет разветвленную структуру, каждое подразделение которой выполняет определенные функции;
Строится на основах четкой внутренней организации и жесткой дисциплины;
Действует на основе Конституции и законов в том случае, когда принуждение необходимо;
Находится под контролем государства.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственный аппарат представляет собой совокупность государственных органов и организаций, функции в которых осуществляют государственные служащие.
Принцип относительной самостоятельности реализуется в разделении властей.
Принцип разделения властей закреплен в ст. 10 Основного Закона России. Этот принцип входит в число основополагающих принципов демократического правового федеративного государства и выступает в качестве основы конституционного строя.
Действие этого принципа не допускает неограниченной власти и диктатуры одного лица или группы лиц, служит для построения системы «сдержек и противовесов» и тем самым служит гарантией соблюдения демократических начал в управлении обществом.
Действие принципа разделения властей предполагает динамичный процесс постоянного и согласованного взаимодействия ветвей власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
Законодательная власть в России осуществляется Федеральным Собранием-парламентом РФ, исполнительная — Правительством РФ, судебная — судами РФ (статья 10 Конституции РФ). При осуществлении различными органами функции единой государственной власти, каждый из них может выполнять отдельные полномочия, входящие в компетенцию других органов. Принцип разделения властей действует не только на федеральном уровне, но и при организации власти в субъектах Российской Федерации на основе принципа разделения властей.
Профессор В. В. Лазарев высказывал мысль о необходимости прослеживания трансформации содержания разделения властей в ходе исторического развития и практики ее применения. Конкретизация принципа разделения властей происходит в последующих главах и статьях Конституции. В указанных главах определяются полномочия и характер взаимодействия между Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и его палатами, Правительства РФ и судами РФ. Так же существует разграничение определенных предметов ведения и реализации полномочий Российской федерации, а также ее субъектов, которое производится непосредственно федеральными конституционными законами и законодательством субъектов РФ.
С. В. Бородиным и В. Н. Кудрявцевым указано, что взаимодействие трех властей является сложным и ответственным процессом. Этот процесс происходит путем согласования различных вопросов, а также при наличии определенного взаимного влияния ветвей власти. Действие исполнительной и судебной власти происходит только в соответствии с нормами права, принимаемыми законодателями. Законодателями нормы права вырабатываются на базе проектов и предложений, вносимых преимущественно органами исполнительной власти, прежде всего — правительством.
Таким образом, наличие надежного и эффективного механизма, основанного на принципах законности и децентрализации, служит основанием компромисса между ветвями власти на всех уровнях управления, а также сохраняет единство власти и территориальную целостность России.



Заключение
В современном понимании государство является территориально организованной публично-правовой общностью населения, построенной на началах власти и осуществляющей собственную деятельность на правовой основе через специальный государственный аппарат. Государство за счет того, что оно устанавливает систему общеобязательных правил поведения, осуществляет выполнение функций регуляции и упорядочивания существующей системы общественных отношений. Государство наделено только относительной самостоятельностью, поскольку абсолютная самостоятельность недостижима вследствие тесного взаимодействия между всеми сферами общества.
Достаточно сложным выглядит вопрос относительной самостоятельности государства и права в контексте их взаимовлияния. Если осуществить сопоставление различных позиций по проблеме соотношения между государством и правом, то можно сделать вывод о том, что наиболее верный способ решения данного вопроса основан на том, что процесс развития и функционирования государства и права осуществляется обязательно в пределах их принципиального единства. Для решения проблемы соотношения государства и права, как тоталитарную, так и либеральную модель можно рассматривать как неудачные, поскольку государством право создается, но все же, право связывает государство.
Проявление единства государства и права осуществляется преимущественно в том, что государство и право в равной мере являются результатом развития общества. Используя термин философии марксизма, можно сказать, что государство и право – это надстройка. В качестве элементов надстройки государство и право связаны с культурой, моралью, религией, политикой, политическими отношениями. Государство и право, как продукт общественного развития, обладают общим историческим путем. Между государством и правом есть наличие тесной связи, соответственно, изменения в одном приводят к изменениям и трансформациям в другом. В этой связи едва ли представляется возможным процесс существенного переустройства государства без перестройки системы права. Таким образом, право и государство пребывают в состоянии постоянного взаимодействия, но все же, они вместе с тем относительно самостоятельны.

Глоссарий
№ п/п Понятие Определение 1
Государство
Является организацией власти, которая наделена специальным аппаратом управления, располагается на определенной территории. 2 Право Является регулятором отношений в обществе, системой общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения. 3 Государственная власть Является составляющей частью политической власти, действующей на территории государства. 4 Государственный аппарат совокупность органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством цели и задачи. 5 Государственные учреждения это государственные организации, которые осуществляют деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.п. 6 Государственные предприятия организации, учреждаемые для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо ее обеспечения, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли. 7 Государственные органы это звено государственного аппарата, уполномоченное осуществлять государственную власть в обществе и наделенное определенными властными полномочиями, необходимыми для решения конкретных задач управления. 8 Этатизм Позиция, согласно которой государство должно вмешиваться в жизнь общества. 9 Либерализм Политическая и экономическая идеология 10 Нормативизм Направление в правовой науке XX в., которое рассматривает право исключительно в качестве объективной логической формы. Список использованных источников
1 Балуцкая Г.А. Принцип разделения властей как основание функционирования российского конституционализма // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012. 2 Барченкова К. А. Чистое учение о праве Г. Кельзена: теоретико-правовой анализ [Текст] // Право: современные тенденции: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11681/ 3 Валуйсков Н.В., Арутюнян А.Д., Бондаренко Л. В. Сущность государства в статусе органов государственной власти // Молодой ученый. 2017. №3. С. 435-437. 4 Гордынин Н.А. ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РФ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-4.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15229 5 Егоров И. А. Проблемы становления государственной власти в обществе // Молодой ученый. 2016. №3. С. 688-690. 6 Егоров И. А. Пути становления государственной власти в современной России // Молодой ученый. 2016. №1. С. 797-799. 7 Еременко В.И. Юридическая работа в условиях рыночной экономики : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.04 - Новосибирск, 2010. - 216 с. - С. 92 8 Кант И. Критика практического разума. http://kant.filosoff.org/tvorchestvo/kritika-prakticheskogo-razuma/ 9 Карпова А.В. Государственное управление. Учебное пособие. М., 2014. 10 Комбарова Е.В. Принцип разделения властей в конституционном механизме власти России// Вестник Саратовской государственной юридической академии – 2014 - № 1 (96) 11 Лазарев В. В. Теория государства и права. М., 2000. 12 Минниахметов Р.Г. Еще раз о соотношении права и государства //Право и политика . -2015. - № 3. - С. 37 - 42. 13 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В. В. Лазарева. М.: Издательство Юрайт, 2019. 14 Самигуллин В.К. Локальное нормативное регулирование в механизме современного правового регулирования общественных отношений // ВГЭУ. 4 (78). 2015 С. 68-77 15 Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 582 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12003-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448911 16 Шагиева Р. В. Теория государства и права. Ульяновск, Кн.1 .-1998.- С.86-87 17 Шутков Д.М. Понятие государства и его признаки // Основы государства и права.- 1999. – С. 43-44.

Список сокращений
ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации

Приложения
А
Егоров И. А. Проблемы становления государственной власти в обществе // Молодой ученый. 2016. №3. С. 688-690.
Карпова А.В. Государственное управление. Учебное пособие. М., 2014. С. 36.
Валуйсков Н.В., Арутюнян А.Д., Бондаренко Л. В. Сущность государства в статусе органов государственной власти // Молодой ученый. 2017. №3. С. 435-437.
Егоров И. А. Пути становления государственной власти в современной России // Молодой ученый. 2016. №1. С. 797-799.
Цит.по: Самигуллин В.К. Локальное нормативное регулирование в механизме современного правового регулирования общественных отношений // ВГЭУ. 4 (78). 2015 С. 68-77
Цит.по: Самигуллин В.К. Локальное нормативное регулирование в механизме современного правового регулирования общественных отношений // ВГЭУ. 4 (78). 2015 С. 68-77
Там же.
Там же.
Минниахметов Р.Г. Еще раз о соотношении права и государства //Право и политика . -2015. - № 3. - С. 37 - 42.
Кант И. Критика практического разума. http://kant.filosoff.org/tvorchestvo/kritika-prakticheskogo-razuma/
Барченкова К. А. Чистое учение о праве Г. Кельзена: теоретико-правовой анализ [Текст] // Право: современные тенденции: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11681/
Лазарев В. В. Теория государства и права. М., 2000.
Еременко В.И. Юридическая работа в условиях рыночной экономики : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.04 - Новосибирск, 2010. - 216 с. - С. 92
Лазарев В. В. Теория государства и права. М., 2000.
Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 582 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12003-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448911
Комбарова Е.В. Принцип разделения властей в конституционном механизме власти России// Вестник Саратовской государственной юридической академии – 2014 -· № 1 (96) ·
Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В. В. Лазарева. М.: Издательство Юрайт, 2019. —С. 110
Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В. В. Лазарева. М.: Издательство Юрайт, 2019. — С. 114
Гордынин Н.А. ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РФ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-4.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15229
Балуцкая Г.А. Принцип разделения властей как основание функционирования российского конституционализма // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.












2

10 Нормативизм Направление в правовой науке XX в., которое рассматривает право исключительно в качестве объективной логической формы.
Список использованных источников
1 Балуцкая Г.А. Принцип разделения властей как основание функционирования российского конституционализма // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
2 Барченкова К. А. Чистое учение о праве Г. Кельзена: теоретико-правовой анализ [Текст] // Право: современные тенденции: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11681/
3 Валуйсков Н.В., Арутюнян А.Д., Бондаренко Л. В. Сущность государства в статусе органов государственной власти // Молодой ученый. 2017. №3. С. 435-437.
4 Гордынин Н.А. ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РФ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 3-4.; URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15229
5 Егоров И. А. Проблемы становления государственной власти в обществе // Молодой ученый. 2016. №3. С. 688-690.
6 Егоров И. А. Пути становления государственной власти в современной России // Молодой ученый. 2016. №1. С. 797-799.
7 Еременко В.И. Юридическая работа в условиях рыночной экономики : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.04 - Новосибирск, 2010. - 216 с. - С. 92
8 Кант И. Критика практического разума. http://kant.filosoff.org/tvorchestvo/kritika-prakticheskogo-razuma/
9 Карпова А.В. Государственное управление. Учебное пособие. М., 2014.
10 Комбарова Е.В. Принцип разделения властей в конституционном механизме власти России// Вестник Саратовской государственной юридической академии – 2014 - № 1 (96)
11 Лазарев В. В. Теория государства и права. М., 2000.
12 Минниахметов Р.Г. Еще раз о соотношении права и государства //Право и политика . -2015. - № 3. - С. 37 - 42.
13 Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В. В. Лазарева. М.: Издательство Юрайт, 2019.
14 Самигуллин В.К. Локальное нормативное регулирование в механизме современного правового регулирования общественных отношений // ВГЭУ. 4 (78). 2015 С. 68-77
15 Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 582 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12003-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/448911
16 Шагиева Р. В. Теория государства и права. Ульяновск, Кн.1 .-1998.- С.86-87
17 Шутков Д.М. Понятие государства и его признаки // Основы государства и права.- 1999. – С. 43-44.