Французский романтизм XIX в Виктор Гюго (1802-1885г) роман «собор парижской Богоматери»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Зарубежная
  • 1717 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 24.07.2021
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
Историческая тематика в творчестве французских писателей 5
«Собор Парижской богоматери» как романтический исторический роман 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Фрагмент для ознакомления

Характерным признаком романтизма являются также исключительные персонажи, представленные в необыкновенных обстоятельствах. Главные герои романа - Эсмеральда, Квазимодо, Клод Фролло по своей сути являются воплощением того или иного человеческого качества. Цыганка Эсмеральда символизирует нравственную красоту простого человека. В своей героине Гюго воплощает все лучшие черты народа: красоту, нежность, доброту, милосердие, простоту и наивность, неподкупность и верность. В образе красавца Феба и его невесты Флер-де-Лис предстают представители высшего общества, внешне блестящие, но внутренне опустошенные, эгоистичные и бессердечные. Центром темных мрачных сил является архидиакон Клод Фролло, представляющий католическую церковь. Квазимодо воплощает демократическую гуманистическую идею Гюго: звонарь собора, уродливый внешне и отверженный своим социальным статусом, оказывается человеком высокой нравственности. То же самое нельзя сказать о людях, занимающих высокое положение в социальной иерархии (сам Людовик XI, рыцари, жандармы, лучники, придворные). Гюго видит именно в Эсмеральде, Квазимодо, изгоях двора Страны чудес народных героев романа, полных нравственной силы и подлинного гуманизма. "Собор Парижской Богоматери" стал величайшим достижением Гюго, молодого лидера романтиков. Как утверждает историк Мишле, «Виктор Гюго построил рядом со старым собором другой - поэтический собор столь же прочный по своему фундаменту, как первый, и столь же высоко поднявший свои башни»[6, c.19]. Образ собора недаром занимает центральное место в романе. Христианская церковь сыграла не последнюю роль в системе крепостного права. Один из главных героев, соборный архидиакон Клод Фролло, воплощает в себе мрачную идеологию церковников. Суровый фанатик, он посвятил себя изучению наук, но средневековые науки были тесно связаны с мистикой и суевериями. Будучи человеком незаурядного ума, Фролло вскоре почувствовал бессилие этой мудрости. Но религиозные предрассудки не позволили ему выйти за ее пределы. Он испытывал "ужас и изумление служителя алтаря" перед книгопечатанием, как и перед любым другим новшеством. Он искусственно подавлял свои человеческие желания, но не мог устоять перед искушением, которое вызвала в нем цыганка. Фанатичный монах стал яростным, циничным и грубым в своей страсти, до конца обнажив свою подлость и жестокосердие. Сумрачный образ собора появляется в романе как символ католицизма, который веками подавлял человека. Собор - символ порабощения народа, символ феодального гнета, темных суеверий и предрассудков, держащих в плену души людей. Недаром во мраке собора, под его сводами, сливаясь с причудливыми мраморными химерами, оглушенный гулом колоколов, живет в уединении Квазимодо, "душа собора", чей гротескный образ олицетворяет средневековье. Напротив, очаровательная Эсмеральда воплощает радость и красоту земной жизни, гармонию души и тела, то есть идеалы Ренессанса, пришедшего на смену Средневековью. Слом эпох проходит через судьбы, через сердца героев "Собора". Не случайно Эсмеральду на протяжении всего романа сравнивают с Богоматерью. От нее исходит свет. Так автор метафорически намекает: божество нового времени - свобода, в образе Эсмеральды - обещание будущей свободы. Обреченность, обреченность героев - это Средневековье. Стареющая, отжившая эпоха, чувствуя приближение своего конца, тем яростнее стремится к новой жизни. Средневековье мстит Эсмеральде за свободу, а Квазимодо - за освобождение от власти камня. Законы, предрассудки и привычки средневековья убивают их. Гюго не идеализировал Средневековье, как это делали многие писатели-романтики, он правдиво показал темные стороны феодального прошлого. В то же время его книга глубоко поэтична, полна горячей патриотической любви к Франции, ее истории, ее искусству, в котором, по словам писателя, живет свободолюбивый дух французского народа.ЗАКЛЮЧЕНИЕЯркость красок, которыми изображена средневековая жизнь, взята в большей степени из романтического воображения, чем из подлинных источников[6, c.19]."Собор Парижской Богоматери" построен на контрастах добра и зла, милосердия и жестокости, сострадания и нетерпимости, чувства и разума; роман наполнен цельными, крупными характерами, сильными страстями, подвигами и мученичеством во имя убеждений.Романтический герой Квазимодо меняется по классической схеме - герой с неординарным характером меняется в исключительной ситуации. Гюго выступает за простоту, выразительность, искренность поэтической речи, обогащение ее словарного состава за счет включения народной речи, в противовес классицизму.Историзм романа заключается скорее в созданной автором "ауре" средневековья (через речь, архитектуру, имена, ритуалы), чем в описании реальных исторических событий или персонажей.Роман построен как система полярных контрастов. Эти контрасты - не просто художественный прием автора, а отражение его идейных позиций, его концепции жизни. "Собор Парижской Богоматери" стал одним из лучших образцов исторического романа, вобравшего в себя ярко воссозданную многообразную картину жизни средневековой Франции.Поэтический талант Гюго ярко проявился в образной, красочной речи, в обширном лексическом материале, используемом писателем не только для передачи "духа эпохи", но и для того, чтобы заставить своих деклассированных героев использовать собственные и исторически засвидетельствованные арготизмы, слова и обороты речи, которые автор, вопреки сложившимся предрассудкам о "допустимом" и "недопустимом" в литературном творчестве, смело, широко и щедро вводит в поэтический обиход. Знаменитая сцена шествия воров, калек и бездомных нищих Парижа может служить прекрасной иллюстрацией этого творческого приема Гюго. В истории развития французской романтической литературы " Собор Парижской Богоматери" занимал важное место. Он развенчивал монархические принципы и католические верования. Обращаясь к средневековью, Гюго отмечал, что в древности существовала вражда между монархией и народом, что народ воплощал в себе мощную национальную энергию, которая давала ему возможность бороться и побеждать темные силы прошлого. Дальнейшее развитие исторического романа во Франции привело к появлению таких выдающихся произведений, как "Пармская обитель" Стендаля (1839) и "Саламбо" Флобера (1862). СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ[1] Андреев Л. Г. и др.. История французской литературы: Учеб.для филол. спец. вузов [Текст] / авт. Л. Г. Андреев, Н. П. Козлова, Г. К. Косиков. – Высш. шк.: Москва, 1987 г. – 546 стр.[2] Гюго В. Собор Парижской Богоматери [Текст] / авт. Гюго, Виктор Мари, пер. Коган Н. – Азбука: Москва, изд. 2014 г. – 608 стр.[3] Гюго В. Полное собрание сочинений Виктора Гюго в переводе русских писателей: Т. 1 [Текст] / авт. Гюго, Виктор Мари. – Художественная литература: Москва, 1972 г. – 594 стр.[4] Георг Лукач. Исторический роман [Текст] / авт. Георг Лукач . – Литературный критик: Москва, 1937 г. – 122 стр.[5] Евнина Е.М. . Виктор Гюго [Текст] / авт. Евнина Елена Марковна. – Наука: Москва, 1976 г. – 216 стр.[6] Луначарский А.В. . Виктор Гюго. Творческий путь писателя [Текст] / авт. А.В. Луначарский. – Гослитиздат: Москва - Ленинград, 1931 г. – 64 стр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Андреев Л. Г. и др.. История французской литературы: Учеб. для филол. спец. вузов [Текст] / авт. Л. Г. Андреев, Н. П. Козлова, Г. К. Косиков. – Высш. шк.: Москва, 1987 г. – 546 стр.
[2] Гюго В. Собор Парижской Богоматери [Текст] / авт. Гюго, Виктор Мари, пер. Коган Н. – Азбука: Москва, изд. 2014 г. – 608 стр.
[3] Гюго В. Полное собрание сочинений Виктора Гюго в переводе русских писателей: Т. 1 [Текст] / авт. Гюго, Виктор Мари. – Художественная литература: Москва, 1972 г. – 594 стр.
[4] Георг Лукач. Исторический роман [Текст] / авт. Георг Лукач . – Литературный критик: Москва, 1937 г. – 122 стр.
[5] Евнина Е.М. . Виктор Гюго [Текст] / авт. Евнина Елена Марковна. – Наука: Москва, 1976 г. – 216 стр.
[6] Луначарский А.В. . Виктор Гюго. Творческий путь писателя [Текст] / авт. А.В. Луначарский. – Гослитиздат: Москва - Ленинград, 1931 г. – 64 стр.

Вопрос-ответ:

Какая тема преобладает в творчестве французских писателей XIX века?

Преобладающей темой в творчестве французских писателей XIX века была историческая тематика.

Какое произведение Виктора Гюго считается романтическим историческим романом?

Роман "Собор Парижской богоматери" Виктора Гюго считается романтическим историческим романом.

Какие герои романа "Собор Парижской богоматери" являются воплощением необыкновенных обстоятельств?

Главные герои романа "Собор Парижской богоматери" - Эсмеральда, Квазимодо и Клод Фролло - являются воплощением необыкновенных обстоятельств.

Каковы характерные признаки романтизма?

Характерными признаками романтизма являются исключительные персонажи и представление их в необыкновенных обстоятельствах.

Какую тему обычно преобладал в творчестве французских писателей XIX века?

В творчестве французских писателей XIX века обычно преобладала историческая тематика.

Какую тему романтизма представляет собой роман "Собор Парижской богоматери"?

Роман "Собор Парижской богоматери" представляет собой исторический роман, в котором затронуты основные темы французского романтизма XIX века.

Какие главные герои представлены в романе "Собор Парижской богоматери"?

В романе представлены такие главные герои как Эсмеральда, Квазимодо и Клод Фролло. Они являются воплощением романтизма и представлены в необыкновенных обстоятельствах.

Какие особенности характерны для романтизма?

Романтизм характеризуется исключительностью персонажей, необычными обстоятельствами, а также исторической тематикой, которая часто присутствует в творчестве французских писателей.