Отношения понятий

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 2727 страниц
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 25.07.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования отношений понятий 6
1.1. Категория «понятие» в логике 6
1.2. Обзор основных характеристик понятия 10
Глава 2. Анализ различных видов отношений понятий 15
2.1. Отношения понятий по их содержанию 15
2.2. Отношения понятий по объёму 17
Заключение 25
Список использованных источников 27


Фрагмент для ознакомления

Пересечение (пересечение). Эта связь существует между понятиями, объемы которых объединены лишь частично:, где A и B-перекрывающиеся понятия,а заштрихованная часть-областьчастичное совпадение их объемов.Примеры. Понятия "русские" и "русские" пересекаются. Русские русскиеРусские — русские, и некоторые русские-русские, но некоторые русские-не русские (в России все еще живут другие народы: мордва, калмыки, башкиры и т. Д.), и в то же время не все русские-русские: некоторые русские живут за пределами России-в Украине, Белоруссии, Прибалтике и т. Д.). Или: "ораторы" и "дипломаты", "поэты" и "драматурги".Существует множество примеров дублирования понятий из юридической области: "юристы" - "депутаты", "судьи" - "председатели"," юрисконсульты " - "сотрудники министерств"," работающие " - "пенсионеры"," протоколы " - "юридические документы" и т.д.[12]Несовместимые понятия. Они могут находиться в следующих отношениях.1. Подчинение (координация). Это отношение характеризует понятия, которые имеют общий род и, взятые по отдельности, подчинены ему как виды, а вместе они подчинены и, следовательно, имеют одинаковую степень общности:, где A и B являются подчиненными видовымипонятиями, а общий круг-их родовоепонятие.Например, понятия "растительный мир" и " животный мир "являются типами родового понятия" органический мир", которые находятся на одной и той же стадии обобщения; следовательно, они являются подчиненными понятиями. Понятия "хвойные деревья" и "лиственные деревья" также подчинены: их общий род - "деревья". Выше было отмечено, что род включает по крайней мере два вида. Но она может включать в себя большее их количество. Например, общее понятие "социальные явления" охватывает политику, право, мораль и т.д. Все это второстепенные понятия. В Древней Греции особенно ценились четыре добродетели: мудрость, мужество, справедливость, умеренность. Это также типы общего понятия, подчиненного ему.Юристы оперируют множеством подчиненных понятий: это "монархия" и "республика" ("формы правления"); "унитарное государство" и "федеративное государство" ("формы государственного устройства"); "прямая демократия" и "представительная демократия" ("формы демократии"); "правовая защита работников" и "социальная защита работников" ("формы защиты работников" в целом); "трудовое право", "гражданское право", "уголовное право" и т. д. ("отрасли права") [25].2. Противоречие (противоречивость). Эта связь существует между понятиями, одно из которых отражает наличие каких-либо признаков в объектах, а другое-их отсутствие (т. е. Связь между положительными и отрицательными понятиями). Важнейшая особенность взаимоотношений конфликтующих понятий: исключая друг друга по содержанию в рамках общего для них вида, они полностью исчерпывают объем родового понятия по объему:, где A и не-A-противоречивые понятия,и круг-это их общий род.Таковы, например, отношения между понятиями "щедрость" и "не-щедрость" с точки зрения отношения людей к материальным благам. Легко видеть, что область не-А расплывчата, неопределенна. Она охватывает самые разные категории "не щедрых" людей, объединенных только по одному признаку — недостатку щедрости. Та же взаимосвязь между понятиями "металл" и " неметалл "в химии," живое "и" неживое "в биологии," производственная сфера "и" непроизводственная сфера " в экономических науках. В правовом поле таким образом соотносятся понятия "трудовой доход" и "нетрудовой доход", "правоотношения" и "неюридические отношения", "справедливость» и "несправедливость", "виновный" и "невиновный" и т.д. Интересно отметить, что родовое понятие, объем которого исчерпывается конфликтующими понятиями (А и не-А), является универсальным понятием (о котором упоминалось выше) [22].3. Противоположность (противоположность). По отношению к противоположному существуют понятия, каждое из которых выражает наличие в объектах каких-то знаков, но сами эти знаки имеют противоположную природу. Наиболее важное различие между отношениями между противоположными понятиями заключается в том, что, будучи взаимоисключающими по содержанию, они не могут исчерпывать сферу охвата общего понятия:, где A и D являются противоположными понятиями,они занимают лишь крайние позиции врамках общего для них вида и неисключают чего-то промежуточного (B и C).ЗаключениеПонятие обычно определяется как одна из основных форм мышления; это подчеркивает его важную роль в познании. Переход от сенсорной стадии познания к абстрактному мышлению характеризуется прежде всего как переход от отражения мира в формах ощущений, восприятий и представлений к отражению его в понятиях и на их основе в суждениях и теориях.Элементами объема понятия могут быть отдельные объекты (индивиды) и некоторые системы объектов: пары, тройки и т.д. В общем случае элементами сферы действия концепции могут быть системы, представляющие собой некоторые наборы объектов с установленными на них отношениями, называемые в математике структурами.Согласно содержанию, между понятиями могут быть два типа отношений – сопоставимость и несопоставимость.Понятия, отражающие некоторые общие существенные признаки объекта или класса однородных объектов, называются сопоставимыми. Степень сопоставимости понятий может быть разной, а сами сравнения очень разнообразны, отражая все многообразие отношений предметов и явлений в окружающем мире.2). Несравнимые понятия не имеют общих черт, далеки друг от друга по своему содержанию. Только сопоставимые понятия могут находиться в логических отношениях. Логический анализ несравнимых понятий невозможен.Исходя из проведённого анализа отношений понятий и особенностей изучения этих отношений, можно сделать выводы, что математика как школьный предмет содержит большие возможности для развития логического мышления. В этом предмете очень высок уровень абстракции, математические понятия фиксируют лишь формы и отношения между реальными предметами, что способствует формированию у учащихся логического мышления. Однако объективно существующие возможности для формирования и развития у школьников логических и общелогических понятий не нашли отражения в основных действующих учебниках по математике, а созданные частные методики не решают полностью возникшие в практике школы противоречия.Список использованных источниковАндреева, Е. В .Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие / Е. В .Андреева, Л.Л. Босова, И. Н .Фалина. – М : .БИНОМ. Лаб. знаний, 2005. – 328 с.Байрамукова П.У., Уртенова А.У. Методика обучения математике в начальных классах. Курс лекций.Ростов на Дону, 2009 – 212 сБалюкевич, Э.Л. Математическая логика и теория алгоритмов : Учебно-практическое пособие / Э. Л. Балюкевич, Л. Ф. Ковалева. – М : .Евразийский открытый ин-т, 2009. – 189 с.Батршина, Г.С. Способы и средства развития логического мышления / Г. С. Батршина // Начальная школа. – 2012. – № 4. – С. 91 – 93.Боброва, А.С. Понятие и концепит в психологии: что об этом говорит логика // Седьмая международная конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. Ответственные редакторы: Ю. И. Александров, К. В. Анохин. 2016. С. 155-156.Богомолова, О. Б .Логические задачи / О. Б.Богомолова. – Мہ : .БИНОМ. Лаб знаний, 2005. – 75 сВоронцова, Л.Я. Развитие логического мышления на уроках математики / Л. Я. Воронцова // Образование в современной школе. – 2007. – № 2. – С. 49 – 54.Гетманова, А. Д. Логика : учеб. для студентов вузов / А. Д. Гетманова. – 13-е изд. – М. : Омега-Л, 2008. – 415 с. Григорьев, С. Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы [Текст] : учебник для студентов пед. вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун. - М. , 2005. - 231 сДьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи ; пер. с англ. Н. М. Никольской. – М. : Совершенство, 1997. – 208 с.Екимова, М. А. Развивающая логика / М. А. Екимова, Г. П. Кукин. – Изд. 7-е, стер. – М. : МЦНМО, 2018. – 118 с. Зыкин В.А. Математические способности и пути их развития. // Математика в школе – 2015 – №9 – С. 50-56Игнатьев М.И. Применение логических задач на уроках математики: методика обучения способам решения. // Математика в школе – 2016 – № 1 – С. 56-63Калягина, Н.В. Развитие логического мышления учащихся на уроках русского языка / Н. В. Калягина; науч. рук. С. А. Арефьева ;Мар. гос. пед. ин-и им. Н. К. Крупской. – Йошкар-Ола, 2006. – 24 с.Кант И. Трактаты и письма /Вступит. ст. А.В. Гулыги / - М.: Наука, 1980. 709 с. / Памятники философ. мысли/.Калужнин, А. А. Элементы теории множеств и математической логики в школьном курсе математики / А. А. Калужнин. – М. : Просвещение, 1978. – 88 с.Конобеева, Т.А. Развитие логического мышления младших школьников при формировании математических понятий / Т.А. Конобеева // Современная начальная школа и подготовка учителя: сб. науч. тр. преподавателей фак. нач. кл. / [сост. сб.: Т. И. Зиновьева 41 (сост. и отв. ред.), Л. П. Стойлова, С. В. Дубрович, И. В. Потапов, С. Н. Вачкова]. – М., 2006. – С. 186 – 189Кучугурова, Н. Д. Профессионально-методическая подготовка учителя математики : диссертация ... доктора пед. наук : 13.00.08 / Нина Дмитриевна Кучугурова. – Ставрополь, 2002. – 460 с. Левин, В.И. Непрерывная логика. Основные понятия // Логические исследования: ежегодник. 2006. № 13. С. 90-107.Ледникова, Е.Е. Анализ понятия существования: от Канта к современной логике // Кантовский сборник: Межвузовский тематический сборник научных трудов. 1991. № 1 (16). С. 99-106.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат. – 1975. – 304 сНайссер, У. Познание и реальность : Смысл и принципы когнитивной психологии / У. Найссер ; пер. с англ. В. В. Лучкова. – М. : Прогресс, 1981. – 230 с. Ненашев М.И. Введение в логику. –Киров, 1997 -121 сПантегова, Г. А. Развитие логического мышления на уроках математики / Г. А. Пантегова // Начальная школа. – 2000. – № 11. – С. 74-77Поспелов, Н. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников / Н. Н. Поспелов, И. Н. Поспелов. – М. : Педагогика, 1989. – 152 с.Прусненко В.А. Логические операции на уроках математики. // Вестник КГПУ – 2011 – № 9 – С. 39-44Райхерт, К.В. Исходные понятия анализа прагматики логики // Сборник научных трудов SWorld. 2014. Т. 21. № 3. С. 52-59.Семёнов, Ю.И. Основные понятия логики разумного мышления // Философия и общество. 2010. № 2 (58). С. 5-26.Серко В.А. Логика: учебное пособие. М.:Эксмо, 2015, с. 43Соколов, А.Б. тактический приём: логика определения понятия нуждается в пересомтре // Юридический вестник Самарского университета. 2020. Т. 6. № 4. С. 112-119.Сумарокова, Л.Н. Коммуникативное измерение понятия формы в современной логике // Информация–Коммуникация–Общество. 2010. Т. 1. С. 188-189.Чебанов, С.В. Логика понятий и устройство концептов // Седьмая международная конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. Ответственные редакторы: Ю. И. Александров, К. В. Анохин. 2016. С. 614-615.Янкина, Л.А. Использование элементов логики при изучении математических понятий // ПМНО: ПОИСК. МАСТЕРСТВО. НОВАТОРСТВО. ОПЫТ. МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. 2013. С. 122-125.Girod, R. Logical Investigative Methods : Critical Thinking and Reasoning for Successful Investigations / R. Girod. – Boca Raton: CRC Press, 2014. – 274 p

1. Андреева, Е. В .Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие / Е. В .Андреева, Л.Л. Босова, И. Н .Фалина. – М : .БИНОМ. Лаб. знаний, 2005. – 328 с.
2. Байрамукова П.У., Уртенова А.У. Методика обучения математике в начальных классах. Курс лекций.Ростов на Дону, 2009 – 212 с
3. Балюкевич, Э.Л. Математическая логика и теория алгоритмов : Учебно-практическое пособие / Э. Л. Балюкевич, Л. Ф. Ковалева. – М : .Евразийский открытый ин-т, 2009. – 189 с.
4. Батршина, Г.С. Способы и средства развития логического мышления / Г. С. Батршина // Начальная школа. – 2012. – № 4. – С. 91 – 93.
5. Боброва, А.С. Понятие и концепит в психологии: что об этом говорит логика // Седьмая международная конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. Ответственные редакторы: Ю. И. Александров, К. В. Анохин. 2016. С. 155-156.
6. Богомолова, О. Б .Логические задачи / О. Б.Богомолова. – Мہ : .БИНОМ. Лаб знаний, 2005. – 75 с
7. Воронцова, Л.Я. Развитие логического мышления на уроках математики / Л. Я. Воронцова // Образование в современной школе. – 2007. – № 2. – С. 49 – 54.
8. Гетманова, А. Д. Логика : учеб. для студентов вузов / А. Д. Гетманова. – 13-е изд. – М. : Омега-Л, 2008. – 415 с.
9. Григорьев, С. Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы [Текст] : учебник для студентов пед. вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун. - М. , 2005. - 231 с
10. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи ; пер. с англ. Н. М. Никольской. – М. : Совершенство, 1997. – 208 с.
11. Екимова, М. А. Развивающая логика / М. А. Екимова, Г. П. Кукин. – Изд. 7-е, стер. – М. : МЦНМО, 2018. – 118 с.
12. Зыкин В.А. Математические способности и пути их развития. // Математика в школе – 2015 – №9 – С. 50-56
13. Игнатьев М.И. Применение логических задач на уроках математики: методика обучения способам решения. // Математика в школе – 2016 – № 1 – С. 56-63
14. Калягина, Н.В. Развитие логического мышления учащихся на уроках русского языка / Н. В. Калягина; науч. рук. С. А. Арефьева ; Мар. гос. пед. ин-и им. Н. К. Крупской. – Йошкар-Ола, 2006. – 24 с.
15. Кант И. Трактаты и письма /Вступит. ст. А.В. Гулыги / - М.: Наука, 1980. 709 с. / Памятники философ. мысли/.
16. Калужнин, А. А. Элементы теории множеств и математической логики в школьном курсе математики / А. А. Калужнин. – М. : Просвещение, 1978. – 88 с.
17. Конобеева, Т.А. Развитие логического мышления младших школьников при формировании математических понятий / Т.А. Конобеева // Современная начальная школа и подготовка учителя: сб. науч. тр. преподавателей фак. нач. кл. / [сост. сб.: Т. И. Зиновьева 41 (сост. и отв. ред.), Л. П. Стойлова, С. В. Дубрович, И. В. Потапов, С. Н. Вачкова]. – М., 2006. – С. 186 – 189
18. Кучугурова, Н. Д. Профессионально-методическая подготовка учителя математики : диссертация ... доктора пед. наук : 13.00.08 / Нина Дмитриевна Кучугурова. – Ставрополь, 2002. – 460 с.
19. Левин, В.И. Непрерывная логика. Основные понятия // Логические исследования: ежегодник. 2006. № 13. С. 90-107.
20. Ледникова, Е.Е. Анализ понятия существования: от Канта к современной логике // Кантовский сборник: Межвузовский тематический сборник научных трудов. 1991. № 1 (16). С. 99-106.
21. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат. – 1975. – 304 с
22. Найссер, У. Познание и реальность : Смысл и принципы когнитивной психологии / У. Найссер ; пер. с англ. В. В. Лучкова. – М. : Прогресс, 1981. – 230 с.
23. Ненашев М.И. Введение в логику. –Киров, 1997 -121 с
24. Пантегова, Г. А. Развитие логического мышления на уроках математики / Г. А. Пантегова // Начальная школа. – 2000. – № 11. – С. 74-77
25. Поспелов, Н. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников / Н. Н. Поспелов, И. Н. Поспелов. – М. : Педагогика, 1989. – 152 с.
26. Прусненко В.А. Логические операции на уроках математики. // Вестник КГПУ – 2011 – № 9 – С. 39-44
27. Райхерт, К.В. Исходные понятия анализа прагматики логики // Сборник научных трудов SWorld. 2014. Т. 21. № 3. С. 52-59.
28. Семёнов, Ю.И. Основные понятия логики разумного мышления // Философия и общество. 2010. № 2 (58). С. 5-26.
29. Серко В.А. Логика: учебное пособие. М.:Эксмо, 2015, с. 43
30. Соколов, А.Б. тактический приём: логика определения понятия нуждается в пересомтре // Юридический вестник Самарского университета. 2020. Т. 6. № 4. С. 112-119.
31. Сумарокова, Л.Н. Коммуникативное измерение понятия формы в современной логике // Информация–Коммуникация–Общество. 2010. Т. 1. С. 188-189.
32. Чебанов, С.В. Логика понятий и устройство концептов // Седьмая международная конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. Ответственные редакторы: Ю. И. Александров, К. В. Анохин. 2016. С. 614-615.
33. Янкина, Л.А. Использование элементов логики при изучении математических понятий // ПМНО: ПОИСК. МАСТЕРСТВО. НОВАТОРСТВО. ОПЫТ. МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. 2013. С. 122-125.
34. Girod, R. Logical Investigative Methods : Critical Thinking and Reasoning for Successful Investigations / R. Girod. – Boca Raton: CRC Press, 2014. – 274 p


Вопрос-ответ:

Какие основные характеристики понятия рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются основные характеристики понятия, такие как содержание и объем.

Что такое отношения понятий по их содержанию?

Отношения понятий по их содержанию определяются через сравнение семантического содержания двух понятий и выявление их сходства и различий.

Что такое пересечение в контексте отношений понятий?

Пересечение - это связь, которая существует между понятиями, объемы которых перекрываются лишь частично. Это означает, что у этих понятий есть общие элементы, но также есть и уникальные элементы, не входящие в пересечение.

Какие виды отношений понятий рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются два вида отношений понятий: отношения понятий по их содержанию и отношения понятий по объему.

Что такое категория понятие в логике?

Категория понятие в логике - это основная единица мышления, представляющая собой обобщенное понятие, объединяющее в себе ряд конкретных объектов, свойства или отношения.

Какие основные характеристики имеет понятие в логике?

Основными характеристиками понятия в логике являются содержание, объем и объем противоположности.

Какие виды отношений понятий можно выделить?

Виды отношений понятий можно классифицировать на основе их содержания и объема.

Что означает пересечение отношений понятий?

Пересечение отношений понятий свидетельствует о существовании связи между понятиями, объемы которых в какой-то степени перекрываются.

С какими понятиями существует связь в отношении пересечения?

Связь в отношении пересечения существует между понятиями, объемы которых объединены лишь частично.