Влияние тяжёлых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста на когнитивную сферу

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 56 56 страниц
  • 65 + 65 источников
  • Добавлена 09.08.2021
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1. Артикуляционная гимнастика для звуков Ш и Ж – www.defectologiya.pro
2. Картотека дидактических игр по коррекции произношения шипящих звуков – педпроект.рф
3. Логопедические игры на Ш, Ж, Ч – tsvetyzhizni.ru
Фрагмент для ознакомления

Практические упражнения с набором составляющих элементов геометрических фигур.Игры: «Волшебная котомка», «Добери по форме», «Геометрическое лото», «Геометрическая мозаика» и др .. Аппликации предметов, состоящие из одинаковых и отличных геометрических фигур (например «Снеговик», «Кораблик», «Троллейбус» ).Умение рассказывать о различных свойствах предметов .Какого цвета? С чего сделано? Для чего используется?(Игры «Кто летает?», «Съедобное-несъедобное»; отгадывание загадок;) Размещение предметов в пространствеУмение воссоздать на ограниченной плоскости (парта, магнитная доска, наборное полотно, лист бумаги) размещения одного реального предмета относительно других по образцу и по словесной указанию.Понимание и точное словесное определение пространственных отношений между реальными предметами: вверху, внизу, справа в углу, в середине, в конце, прямо;✓ друг за другом, между, перед, в одном ряду, друг над другом;                ✓ верхний, нижний, левый, правый (угол)                ✓ середина; правый, левый, верхний, нижний (сторону).                Умение объяснять на рисунке, узору, схеме размещения предмета и его частей относительно других.( Упражнения в различении правой и левой стороны тела человека.Практические упражнения в нахождении предметов по словесному описанию его расположение в реальной ситуации.Выполнение задач учителя и одноклассников поместить предметы в определенное место.Размещение 4-5 предметов (изображений) на ограниченной плоскости по образцу, по словесной инструкции, по памяти из полосок цветной бумаги и геометрических фигур, расположенных горизонтально, вертикально, наклонно, образуя любые фигуры.Анализ узоров, схем, аппликаций.Контурное изображение форм с помощью палочек, предметов аппликации из готовых геометрических фигур, составление целого рисунка из разрезанного на 4-6 частей). Развитие логического мышленияУмение находить одинаковые свойства или признаки предметов .( Упражнения . «Волшебный мешочек»; нахождение среди нескольких одинаковых игрушек АБРО предметов двое одинаковых).Умение находить отличное в свойствах предметов.( Упражнения . На рисунках находить предмет, отличающийся от остальных. Чем отличается предмет?). Умение сравнивать предметы.Сравнивать предметы между собой, находить похоже и отличное.( Упражнения . Нахождение различий на рисунках. Чем отличаются две птички? Чем отличаются две чашки? И т.д.).Умение классифицировать предметы (находить общий признак предметов и объединять их в однородную группу ).Обучение происходит с опорой на наглядное изображение.Последовательность выполнения задач Что нарисовано? Назвать каждый предмет в ряду. Какие общие признаки объединяют предметы в ряду?Назвать предметы в ряду одним словом (посуда, игрушки, цветы, фрукты, мебель, овощи).Вербальные задания (перечисляется несколько предметов (например: яблоко, груша, банан, слива ....) назвать их объединяет одним словом)Игры: «Что лишнее» Почему? Назвать отличительный признак. Как одним словом можно назвать остальные предметы ?; «Домино»; «Я знаю (пять имен мальчиков ...; девочек, городов, рек, одежды и др.).Умение устанавливать отношения между предметами и понятиями (род-вид)Формировать представление, - понятие «род» шире, чем понятие «вид». Все представители любого рода имеют общие, присущие только ему признаки, по этой признаку или признакам и происходит объединение. (Игра: рыба - карп; птица - ворона и др ..)( Упражнения. Ставятся вопросы, включающие родовое (деревья, кусты, цветы, рыбы, птицы и т.д.) и видовые признаки предметов (березы, дубы ...; шиповник, смородина ..; окунь, щука, плотва ...); вопрос: «Чего в лесу больше: деревьев или дубов?», «Чего в поле больше: цветов или ромашек?»).Умение различать противоположные по значению понятия : день - ночь; светло-темнота. ( Упражнения . Кислый - ...; белый- ...; храбрый -...., печальный .... и т.д.). Представление: «Что происходит в природе в разное время года».Временные понятия: название дней недели и месяцев в году, их последовательность.Наблюдение за явлениями природы в разные времена года и рассказ о них.Систематические наблюдения за изменениями, происходящими в жизни растений, животных и деятельности людей (игры, одежда детей, занятия взрослых).Установление связи между изменениями погоды и сезонными изменениями в жизни растений, животных и деятельности людей. Понимание последовательности изображенных событий (3-4 рисунки).Понимание скрытого смысла сюжетных рисунков.Развитие произвольного внимания. Развитие произвольного внимания происходит при формировании знаний о свойствах предметов и их расположение в пространстве, в процессе развития логического мышления.Учить управлять собственным вниманием (постоянно называть вслух то, что нужно держать в поле собственной внимания, больше рассуждать вслух, на протяжении длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и ​​их отдельных деталях, свойствах).Важно развивать язык и словарный запас. Чем лучше развита речь у ребенка, чем выше уровень развития психических процессов, тем раньше формируется произвольное внимание. Развитие мелкой моторики рук( Упражнения. Выполнение задач с карандашом на бумаге ( «Как мальчик дойти до дома?», «Как по реке плыть кораблик?», «Покажи путь зайчика» и др; рисования узоров; перерисовки рисунков (по примеру пробы Н.Гуткинои)). Ученик / ученицаумеет   определять цвет любого предмета с помощью «таблицы цветов»;выбрать предмет под названием цветаназывать основные и промежуточные цвета и некоторые оттенки их;использует в речи предметно-образные названия оттенков основных цветов;отобрать одинаковые предметы разного цветагруппировать предметы, одинаковые по цвету.             Умеет:   правильно выбрать соответствующую геометрическую фигуру для определения простой формы реального предмета;словесно обозначать основные свойства предметов;определять величину предмета с помощью слов, определяющих его величину, высоту, длину, ширину;воссоздать пространственные отношения между предметами и соответствующими словами объяснить размещения одного предмета относительно другого;группировать предметы по цвету, форме, величине;находить одинаковые свойства предметов; рассказывать о различных свойствах предметов.                   Умеет: воспроизвести на ограниченной плоскости размещения одного реального предмета относительно других по образцу и по словесной указанию.Понимает и делает точное словесное определение пространственных отношений между реальными предметами.                        Умеет: находить отличное в свойствах предметов; сравнивать предметы между собой, находить похоже и отличное;классифицировать предметы (находить общий признак предметов и объединять их в однородную группу)устанавливать отношения между известными предметами и понятиями (род-вид) различать противоположные по значению понятия;различает противоположные по значению понятия;с помощью взрослогоназывает дня недели и последовательность месяцев в году; устанавливает связи между изменениями погоды в разное время года и изменениями в жизни растений, животных и деятельности людей.Понимает и рассказывает о последовательности изображенных событий (3малюнкы).                                                      Выполняет задачи по рисованию узоров; перерисовки рисунков.  3.3. Анализ результатов формирующего обучения Анализ данных психологических тестов показал, что наиболее выразительное и длительное воздействие коррекционной программы оказывает на показатели, характеризующие нарушения концентрации внимания.К концу эксперимента достоверно уменьшилось количество детей со слабым уровнем развития внимания и, соответственно, увеличилась со средним, один ребенок имел хороший уровень развития внимания. Привлекает внимание, что даже при отсутствии увеличения показателя к концу исследования лечения, количество ошибок и время на выполнение теста детьми значительно уменьшились.В ходе коррекции существенно улучшились показатели слухового восприятия. В ходе диагностики рубежного контроля когнитивных функций уменьшилась почти вдвое количество детей, которые имели слабое слуховое восприятие, одновременно достоверно увеличилось количество детей со средним, хорошим и высоким уровнем. Положительный эффект сохранялся и на втором этапеДо 28 дня лечения зафиксировано достоверное улучшение слуховой памяти у детей со средним уровнем ее развития, которое сопровождалось увеличением количества детей с хорошим и высоким уровнем развития. Достоверный положительный эффект сохранялся до конца исследования.Результаты исследования показателей уровня развития зрительной памяти свидетельствуют о ее улучшения у детей со средним и хорошим уровнем развития.Сравнение показателей уровня развития словесно-логического мышления указывает на снижение количества детей со средним и увеличение с хорошим уровнем развития к 28 дню коррекционной программы и сохранения достигнутых результатов к концу коррекционной программы (рис. 5).Не было получено статистически значимых различий при анализе исходных и конечных результатов исследования показателей развития речи, слуховой и произвольно-образной памяти, изменения которых было обнаружено у дошкольников, имевших ТНР.Таким образом, в ходе коррекции отмечено улучшение показателей, характеризующих уровень внимания, слухового восприятия, слуховой и зрительной памяти, словесно-логического мышления.Выводы по главе 3У детей 5 лет с ТНР установлено различной степени изменения когнитивной сферы, которые проявлялись нарушением ее «высших» функций (зрительного и слухового восприятия, зрительной, слуховой и произвольно-образной памяти, внимания, словесно-логического мышления , связной речи), что является основой психо-социального развития ребенка, адекватной адаптации к окружающей среде, ее становление как полноценного члена общества.Ранняя диагностика когнитивных нарушений у детей старшего дошкольного возраста и безотлагательное проведение комплекса коррекционных мероприятий позволит преодолеть трудности в поведении, общении и обучении. Эффективность формирования когнитивных нарушений значительно повышается в ходе коррекционной работы.Специфическим эффектом применения препарата является улучшение концентрации внимания, слухового восприятия, зрительной, слуховой памяти, словесно-логического мышления. Можно предположить, что в процессе лечения активные ингредиенты препарата эффективно уменьшают нарушения концентрации внимания. Положительное влияние на слуховое восприятие, зрительную, слуховую память, словесно-логическое мышление, вероятно, имеет вторичный характер и является следствием улучшения концентрации внимания. ЗАКЛЮЧЕНИЕРечевая деятельность является основным средством общения человека, залогом его успешного развития и существования в обществе. Речевой дизонтогенез оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, ограничивая его возможности коммуникации и социальной адаптации. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается несформированность слухового восприятия, слабая ориентация в звуковом и слоговом составе слова, что приводит к недостаточности восприятия обращенной речи, замедленности и затруднённости понимания грамматических форм и развёрнутого текста.Речевой дефект накладывает отпечаток на развитие внимания и памяти детей с тяжёлыми нарушениями речи. Для них характерно сужение, быстрое угасание возникших следов;внимание характеризуется неустойчивостью, трудностью переключения, низким уровнем сформированности произвольного внимания. Вследствие повышенной общей возбудимости наблюдаются неспособность к длительному напряжению внимания, утомляемость, особенно в ходе интеллектуальной деятельности.Для детей с тяжёлыми нарушениями речи характерно замедление темпов формирования зрительного гнозиса, проявляющееся в трудностях узнавания сходных графических форм, в условиях их наложения и зашумления. Дети имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса, и, в связи с этим имеют низкий уровень готовности к овладению письмом.Расстройства неречевых и речевых ВПФ могут выступать изолированно друг от друга, а могут находиться в системной зависимости. Нейропсихологический подход предусматривает возможность обращения к мозговым механизмам когнитивных процессов и выявления причин несформированности психического процесса. Диагностика механизма речевого дизонтогенеза позволяет правильно спланировать специалисту программу коррекционной работы. Полученные результаты психического тестирования указывают на снижение развития всех когнитивных функций у детей 5 летнего возраста с ТНР. Выявленные изменения зависели от степени ТНР.  Наиболее выраженные нарушения отмечены в развитии слухового восприятия, внимания, зрительной и слуховой памяти, связной речи, словесно-логического мышления, воображения. Названные психические функции тесно связаны между собой и взаимосвязи влияют на развитие друг друга. Обращает на себя внимание, что ТНР сопровождается достоверным снижением психических показателей. Выявленные изменения в познавательной сфере могут приводить в дальнейшем к нарушению интеллектуального развития детей и их социальной адаптации.      Установлена прямая корреляционная зависимости между уровнем развития когнитивных функций (восприятия, памяти, связной речи, внимания, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения) и уровнем развития речи.      Выявленные нарушения обусловливают необходимость ранней диагностики и коррекции ТНР. Учитывая важность когнитивных функций для дальнейшего развития детей и возможность совершенствования их под влиянием стимулирующих задач, игр-упражнений, необходимо проводить коррекционные программы, которые включают реабилитационные индивидуальные тренировочные упражнения, направленные на повышение уровня развития психических функций.      У детей 5 лет с ТНР установлено различной степени изменения когнитивной сферы, которые проявлялись нарушением ее «высших» функций (зрительного и слухового восприятия, зрительной, слуховой и произвольно-образной памяти, внимания, словесно-логического мышления , связной речи), что является основой психо-социального развития ребенка, адекватной адаптации к окружающей среде, ее становление как полноценного члена общества.Специфическим эффектом коррекционной работы является улучшение концентрации внимания, слухового восприятия, зрительной, слуховой памяти, словесно-логического мышления. Можно предположить, что в процессе лечения активные ингредиенты препарата эффективно уменьшают нарушения концентрации внимания. Положительное влияние на слуховое восприятие, зрительную, слуховую память, словесно-логическое мышление, вероятно, имеет вторичный характер и является следствием улучшения концентрации внимания. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлексеева М.М., Ушакова О.С.. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях / Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста: Межвуз. сб. науч. тр. .- М., 1983. С. 27-43.Артищева Л. В. Логопсихология: учеб.-метод. пособие / Л. В. Артищева. - Изд-во Казан. ун-та, 2016. - 60 с.Астаева А.В. , Воронкова Д.И.. Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи. // Вестник ЮрГУ. Психология. – 2010. - №27. – С. 82-86.Астаева А.В. Нейропсихологические особенности развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами речи / А.В. Астаева, Е.А. Пырьева // Материалы 66-й научной конференции [Электронный ресурс]. – 2014. – С. 1431–1437. https://cyberleninka.ru/article/n/neyropsihologicheskiy-analiz-razvitiya-vysshih-psihicheskih-funktsiy-u-detey-v-norme-i-s-obschim-nedorazvitiem-rechi. (Дата обращения 12.11.2020)Астаева, А.В. Основные проблемы нейропсихологического исследования в детском, возрасте // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2010. – №4. - С. 71-76. Аханькова Т.Е., Шипкова К.М. Социально-демографические и эмоционально-коммуникативные характеристики родителей и их детей с нарушениями речевого развития // Российский психиатрический журнал. 2019. № 6. с. 45–48. DOI: 10.24411/1560-957X-2019-11954.Ахутина Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход: учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2008. — 320 с.Валявко С.М. Сравнительно-сопоставительный анализ развития мотивационной сферы старших дошкольников в норме и с нарушениями речевого развития // Системная психология и социология. – 2014. – Т. 4, № 12. – С. 65-73.Визель Т.Г. Нейропсихологический анализ грубых нарушений речевого развития // Вестник угроведения. – 2015. - № 3 (22). – С. 95-105.Визель Т.Г. Нейропсихологическое блиц – обследование / Т.Г. Визель - М.: В. Секачев, 2017. -24 с.Визель Т.Г., Клевцова С.В.,. Зайцева С.А. Об особенностях развития речи у детей с нарушением слухового восприятия // Специальное образование. 2019. - № 4. - С. 27-38.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов.– М.: В. Секачев, 2019. - 276 с.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учеб.-метод. пособие.– СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 133 с.Волкова Л.С., С.Н. Шаховская С.Н.Логопедия .- М.: ВЛАДОС, 1998. 680 с.Володина В.С. Альбом по развитию речи / В.С. Володина. - 3 - 6 лет РОСМЭН, 2018. - 96 с.Воронова А. П. Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условиях детского сада для детей с нарушениями речи: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 СпБ. 1993. - 16 с.Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. - 2-е изд., стер. - Москва: Дрофа, 2010. - 189 с.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка – М.: Просвещение, 2009. – 541 с.Выготский JI.C. Мышление и речь / Л.С. Выготский. М.: Лабиринт, 1999. - 351 с.Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в современной психологии. М.: Просвещение, 1966. - С. 236-277.Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2018. - 249 с.Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика дошкольников. – М.: Питер, 2008. – 112 с.Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. – М.: Смысл. – 2019. – 264 с.Глозман Ж.М., Соболева А.Е., Титова Ю.О. Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста (в 3-х частях). – М.: АЙРИС-ПРЕСС. – 2020. – 94с.Глозман Ж.М. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. – М.: Генезис, 2016. - 336 с.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования / О. Е. Грибова. – М.: АРКТИ, 2016. – 80 с.Громова О. Е. Произвольная артикуляция и усвоение первых слов в начальном детском лексиконе // Дефектология. − 2007. − № 5. – С. 57-66.Дмитриев А.А. Инновационная технология обучения детей с ОВЗ грамоте средствами «Телесной азбуки» // Специальное образование. 2019. - № 2. - С. 27-38.Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. Екатеринбург, 2008. - 316 с.Забрамная С.Д., О.В. Боровик. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» - М.: Владос. 2003. - 32 с.Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика: Учебное пособие.- Изд-во Саратовского педагогического института, 2000. - 40 с.Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. -191 с.Корнев А.Н. Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора психологических наук. - СПб.: Речь, 2006. – 45 с.Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб.: Речь; 2006. – 380 с.Лалаева, Р. И. Проблемы логопедической диагностики / Р. И. Лалаева // Логопедия. - 2007. – №3. – С. 37-43.Левина, Р.Е. Нарушения развития речевой деятельности детей / Р.Е Левина // Вопросы патологии речи. - Харьков, 1959. – С. 23-28. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. − М.: Альянс, 2013. – 366 с.Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Сб.: Специальная школа. 1967.- Вып. 2. - С. 121-130.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - 3-е изд. - М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. - 287 с.Логопедия [Текст]: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / [Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.]; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. - Москва: ВЛАДОС, 2002. – 677 с.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Изд. 3-е. - М.: Академический проект, 2000. – С. 512Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: Издательство Московского университета, 2009. – С. 256Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Р. Лурия. - М.: Изд-во: «Академия», 2002. - 384с.Маклаков А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др. – М.: Эксмо, 2019. – 320 с.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 528с.Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 3: Навыки общения. - М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. - 80 с.Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника.– М.: Педагогика, 1977. - 272 С.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст - М.: Айрис-пресс, 2005. – 46 с.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.- Изд-во: «Академия». 2002 - 232с.Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М.: Генезис. 2020. – 474 с.Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учебное пособие / А. В. Семенович. [Электронный ресурс]. - 5-е изд. (эл.). – М.: Генезис, 2017. – 321с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/114802(Дата обращения..........)Слобин Д. Психолингвистика / Д. Слобин, Дж. Грин. - М.: Прогресс, 1976. - 350с.Сухомлинова А.О. Особенности гностической функции у дошкольников с нарушениями речи // Молодой ученый. 2019. № 51. - Т.1. - С. 38-41.Сухонина Н. И. Нарушение неречевых функций у детей с общим недоразвитием речи.// Сб. Ананьевские чтения – 2005. Материалы науч.- практ. конф. 25-27 окт. 2005 г. / под ред. Л. А. Цветковой, Л. М. Шипицыной. - СПб. – С. 309-310.Титова Ю.О., Фролова О.С., Чуланова О.В. Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в рамках нейропсихологического подхода // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №3. – С.56–65.Троянова И. М. Когнитивная функция как одна из важнейших функций языка // Вестник ТГПУ. 2008. № 2. - Т.76. - С.56–58.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. –– М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.Цветкова А. Н. Специфика когнитивной функции внимания у детей с разным уровнем грамматики. // Молодой ученый. 2020. - № 19. - Т.309. - С. 164-168.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2008. – 224с.Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие.– М.: Айрис-пресс, 2008. – 224 с.Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов / Т.А. Фотекова,– М.: Айрис-Пресс, 2007. – 176 с.Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие / И.А. Шаповал - М.: ТЦ Сфера, 2005.- 320 с.Шипкова К.М. Межполушарное взаимодействие и восстановление нарушений речи // Ассиметрия. – 2014. – Том 8, №1. – С. 13-21Шипкова К.М., Милехина А.В., Черемин А.А., Аханькова Т.Е., Волкова С.В. Эпидемиология обращений детей с речевым дизонтогенезом и особенности организации лечебного процесса в условиях специализированного речевого центра // Российский психиатрический журнал. 2020. № 2. с. 92–97. DOI: 10.24411/1560-957X-2020-10211

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С.. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях / Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста: Межвуз. сб. науч. тр. .- М., 1983. С. 27-43.
2. Артищева Л. В. Логопсихология: учеб.-метод. пособие / Л. В. Артищева. - Изд-во Казан. ун-та, 2016. - 60 с.
3. Астаева А.В. , Воронкова Д.И.. Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи. // Вестник ЮрГУ. Психология. – 2010. - №27. – С. 82-86.
4. Астаева А.В. Нейропсихологические особенности развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами речи / А.В. Астаева, Е.А. Пырьева // Материалы 66-й научной конференции [Электронный ресурс]. – 2014. – С. 1431–1437. https://cyberleninka.ru/article/n/neyropsihologicheskiy-analiz-razvitiya-vysshih-psihicheskih-funktsiy-u-detey-v-norme-i-s-obschim-nedorazvitiem-rechi. (Дата обращения 12.11.2020)
5. Астаева, А.В. Основные проблемы нейропсихологического исследования в детском, возрасте // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2010. – №4. - С. 71-76.
6. Аханькова Т.Е., Шипкова К.М. Социально-демографические и эмоционально-коммуникативные характеристики родителей и их детей с нарушениями речевого развития // Российский психиатрический журнал. 2019. № 6. с. 45–48. DOI: 10.24411/1560-957X-2019-11954.
7. Ахутина Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход: учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2008. — 320 с.
8. Валявко С.М. Сравнительно-сопоставительный анализ развития мотивационной сферы старших дошкольников в норме и с нарушениями речевого развития // Системная психология и социология. – 2014. – Т. 4, № 12. – С. 65-73.
9. Визель Т.Г. Нейропсихологический анализ грубых нарушений речевого развития // Вестник угроведения. – 2015. - № 3 (22). – С. 95-105.
10. Визель Т.Г. Нейропсихологическое блиц – обследование / Т.Г. Визель - М.: В. Секачев, 2017. -24 с.
11. Визель Т.Г., Клевцова С.В.,. Зайцева С.А. Об особенностях развития речи у детей с нарушением слухового восприятия // Специальное образование. 2019. - № 4. - С. 27-38.
12. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов.– М.: В. Секачев, 2019. - 276 с.
13. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учеб.-метод. пособие.– СПб.: Детство-Пресс, 2005. – 133 с.
14. Волкова Л.С., С.Н. Шаховская С.Н.Логопедия .- М.: ВЛАДОС, 1998. 680 с.
15. Володина В.С. Альбом по развитию речи / В.С. Володина. - 3 - 6 лет РОСМЭН, 2018. - 96 с.
16. Воронова А. П. Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условиях детского сада для детей с нарушениями речи: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 СпБ. 1993. - 16 с.
17. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. - 2-е изд., стер. - Москва: Дрофа, 2010. - 189 с.
18. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка – М.: Просвещение, 2009. – 541 с.
19. Выготский JI.C. Мышление и речь / Л.С. Выготский. М.: Лабиринт, 1999. - 351 с.
20. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в современной психологии. М.: Просвещение, 1966. - С. 236-277.
21. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2018. - 249 с.
22. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика дошкольников. – М.: Питер, 2008. – 112 с.
23. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. – М.: Смысл. – 2019. – 264 с.
24. Глозман Ж.М., Соболева А.Е., Титова Ю.О. Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста (в 3-х частях). – М.: АЙРИС-ПРЕСС. – 2020. – 94с.
25. Глозман Ж.М. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. – М.: Генезис, 2016. - 336 с.
26. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования / О. Е. Грибова. – М.: АРКТИ, 2016. – 80 с.
27. Громова О. Е. Произвольная артикуляция и усвоение первых слов в начальном детском лексиконе // Дефектология. − 2007. − № 5. – С. 57-66.
28. Дмитриев А.А. Инновационная технология обучения детей с ОВЗ грамоте средствами «Телесной азбуки» // Специальное образование. 2019. - № 2. - С. 27-38.
29. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. Екатеринбург, 2008. - 316 с.
30. Забрамная С.Д., О.В. Боровик. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» - М.: Владос. 2003. - 32 с.
31. Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика: Учебное пособие.- Изд-во Саратовского педагогического института, 2000. - 40 с.
32. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997. -191 с.
33. Корнев А.Н. Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора психологических наук. - СПб.: Речь, 2006. – 45 с.
34. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб.: Речь; 2006. – 380 с.
35. Лалаева, Р. И. Проблемы логопедической диагностики / Р. И. Лалаева // Логопедия. - 2007. – №3. – С. 37-43.
36. Левина, Р.Е. Нарушения развития речевой деятельности детей / Р.Е Левина // Вопросы патологии речи. - Харьков, 1959. – С. 23-28.
37. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. − М.: Альянс, 2013. – 366 с.
38. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Сб.: Специальная школа. 1967.- Вып. 2. - С. 121-130.
39. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - 3-е изд. - М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. - 287 с.
40. Логопедия [Текст]: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / [Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.]; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. - Москва: ВЛАДОС, 2002. – 677 с.
41. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Изд. 3-е. - М.: Академический проект, 2000. – С. 512
42. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: Издательство Московского университета, 2009. – С. 256
43. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Р. Лурия. - М.: Изд-во: «Академия», 2002. - 384с.
44. Маклаков А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.
45. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др. – М.: Эксмо, 2019. – 320 с.
46. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 528с.
47. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 3: Навыки общения. - М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001. - 80 с.
48. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника.– М.: Педагогика, 1977. - 272 С.
49. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст - М.: Айрис-пресс, 2005. – 46 с.
50. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.- Изд-во: «Академия». 2002 - 232с.
51. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М.: Генезис. 2020. – 474 с.
52. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: учебное пособие / А. В. Семенович. [Электронный ресурс]. - 5-е изд. (эл.). – М.: Генезис, 2017. – 321с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/114802(Дата обращения..........)
53. Слобин Д. Психолингвистика / Д. Слобин, Дж. Грин. - М.: Прогресс, 1976. - 350с.
54. Сухомлинова А.О. Особенности гностической функции у дошкольников с нарушениями речи // Молодой ученый. 2019. № 51. - Т.1. - С. 38-41.
55. Сухонина Н. И. Нарушение неречевых функций у детей с общим недоразвитием речи.// Сб. Ананьевские чтения – 2005. Материалы науч.- практ. конф. 25-27 окт. 2005 г. / под ред. Л. А. Цветковой, Л. М. Шипицыной. - СПб. – С. 309-310.
56. Титова Ю.О., Фролова О.С., Чуланова О.В. Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками в рамках нейропсихологического подхода // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №3. – С.56–65.
57. Троянова И. М. Когнитивная функция как одна из важнейших функций языка // Вестник ТГПУ. 2008. № 2. - Т.76. - С.56–58.
58. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. –– М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
59. Цветкова А. Н. Специфика когнитивной функции внимания у детей с разным уровнем грамматики. // Молодой ученый. 2020. - № 19. - Т.309. - С. 164-168.
60. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2008. – 224с.
61. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие.– М.: Айрис-пресс, 2008. – 224 с.
62. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов / Т.А. Фотекова,– М.: Айрис-Пресс, 2007. – 176 с.
63. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие / И.А. Шаповал - М.: ТЦ Сфера, 2005.- 320 с.
64. Шипкова К.М. Межполушарное взаимодействие и восстановление нарушений речи // Ассиметрия. – 2014. – Том 8, №1. – С. 13-21
65. Шипкова К.М., Милехина А.В., Черемин А.А., Аханькова Т.Е., Волкова С.В. Эпидемиология обращений детей с речевым дизонтогенезом и особенности организации лечебного процесса в условиях специализированного речевого центра // Российский психиатрический журнал. 2020. № 2. с. 92–97. DOI: 10.24411/1560-957X-2020-10211

Вопрос-ответ:

Как тяжелые нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста могут влиять на их когнитивную сферу?

Тяжелые нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста могут влиять на их когнитивную сферу, так как они могут испытывать трудности с пониманием и использованием языка. Это может приводить к ограниченности в их способности к обучению, пониманию инструкций и общению с окружающими.

Какие есть упражнения артикуляционной гимнастики для звуков Ш и Ж?

Существует множество упражнений артикуляционной гимнастики для звуков Ш и Ж, например: "Шипение" - пациент делает вдох через зубы, потом выдыхает через зубы с шипением; "Губная тренировка" - пациент выпрямляет губы и пытается выморить звук Ж; "Языковая тренировка" - пациент выполняет движения языком, выделяя звук Ш и др.

Какие дидактические игры по коррекции произношения шипящих звуков могут помочь детям с нарушениями речи?

Существует множество дидактических игр по коррекции произношения шипящих звуков, например: "Гадательные карточки" - дети должны угадать шипящий звук, исходя из описания карты; "Пазлы со звуками" - дети собирают пазлы, на которых изображены предметы, название которых начинается на шипящий звук; "Сюжетные карты" - дети создают истории, используя слова с шипящими звуками и др.

Какие логопедические игры с использованием звуков Ш, Ж и Ч могут быть полезны для развития речи у детей?

Логопедические игры на звуки Ш, Ж и Ч могут помочь детям развить речь, например: "Ищи предмет" - дети ищут предметы, название которых начинается на звуки Ш, Ж или Ч; "Складывание слов" - дети составляют слова, используя картинки или буквы со звуками Ш, Ж и Ч; "Истории из слов" - дети создают истории, используя слова с звуками Ш, Ж и Ч и др.

Как влияют тяжелые нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста на их когнитивную сферу?

Тяжелые нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста могут серьезно сказываться на их когнитивной сфере. Они могут испытывать трудности с пониманием и использованием языка, обучением, концентрацией внимания и развитием мышления. Это может оказывать негативное влияние на их учебную успешность и социальное взаимодействие.

Какая артикуляционная гимнастика помогает в коррекции произношения звуков Ш и Ж?

Для коррекции произношения звуков Ш и Ж рекомендуется использовать артикуляционную гимнастику. Она включает в себя различные упражнения для развития и тренировки артикуляционных органов. Например, упражнения на усиление губ, языка и нёба, а также на координацию и точность движений речевых органов. Регулярная практика этих упражнений может помочь детям улучшить произношение звуков Ш и Ж.

Где можно найти картотеку дидактических игр для коррекции произношения шипящих звуков?

Картотеку дидактических игр для коррекции произношения шипящих звуков можно найти на сайте педагогического проекта "pedproekt.ru". Там представлены разнообразные игры, которые помогают развивать и укреплять правильное произношение шипящих звуков у детей. Эти игры могут использоваться логопедами и родителями для тренировки речи детей.

Какие логопедические игры существуют для тренировки звуков Ш, Ж и Ч?

Существует разнообразие логопедических игр, которые помогают тренировать звуки Ш, Ж и Ч у детей. Некоторые из них включают задания на распознавание и различение этих звуков, игры-ассоциации и парные упражнения. Также можно использовать интерактивные компьютерные и мобильные игры, которые специально разработаны для обучения произношению этих звуков.

Какие тяжелые нарушения речи могут влиять на когнитивную сферу детей старшего дошкольного возраста?

Тяжелые нарушения речи, такие как дизартрия или дислалия, могут оказывать отрицательное влияние на когнитивную сферу детей старшего дошкольного возраста. У этих детей сложности могут возникать в освоении нового материала, в выполнении задач по логике и абстрактному мышлению. Они также могут испытывать трудности в понимании инструкций и осуществлении коммуникации.