Право публичной собственности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Гражданское право
  • 3030 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 27.07.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общая характеристика публичной собственности 5
1.1. Понятие «публичной собственности» 5
1.2. Признаки публичной собственности 10
Глава 2. Реализация права публичной сосбтвенности 15
2.1. Регулирование права публичной собственности 15
2.2. Право публичной собственности публично-правовых образований 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Фрагмент для ознакомления

Наряду с физическими и юридическими лицами, в качестве особых субъектов гражданского права, могут выступать и публично - правовые образования, которые, будучи субъектами власти, участвуют в гражданских правоотношениях на равных началах с другими участниками. Публично - правовые образования понимаются как субъекты права, являющиеся участниками различных правоотношений, в том числе и гражданско - правовых. Особенность их в том, что публично - правовыми образованиями являются: государство – Российская Федерация, государственные образования – субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, наделенные властными полномочиями. Основы участия публично - правовых образований в гражданских правоотношениях закреплены в главе пятой части первой Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 года № 51 - ФЗ. В настоящее время существует множество мнений по поводу того, являются ли публично - правовые образования субъектами гражданского права. Так, одни ученые полагают, что органы публично - правовых образований являются самостоятельными участниками гражданско - правовых отношений и имеют статус юридического лица, другие – что органы публично - правового образования являются самостоятельными участниками гражданско-правовых отношений, имея при этом особый статус «квазиюридического лица». А позиция по этому поводу у третьей группы ученых заключается в том, что органы публично - правового образования не являются самостоятельными участниками гражданско - правовых отношений, не имеют статуса юридического лица и всегда действуют от имени публично - правового образования. Однако, несмотря на плюрализм мнений, согласно ст. 124 ГК РФ публично - правовые образования признаются участниками гражданских правоотношений и реализуют свои полномочия через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Итак, исходя из приведенных точек зрения ученых, можно сделать вывод о том, что публично - правовые образования, таким образом, являются лицами особого рода. Необходимо отметить, что наличие некоторых общих признаков между публично - правовыми образованиями и юридическими лицами всё - таки присутствует. К ним можно отнести, например, организационное единство, выступление в обороте от собственного имени, наличие обособленного имущества, несение самостоятельной ответственности. Но есть и различия. Так, юридические лица становятся участниками гражданских правоотношений в том случае, если процесс их создания не противоречит правилам в отношении той или иной организационно - правовой формы юридического лица, которые установлены гражданским законодательством. Публично - правовые же образования возникают на основе «властно - распорядительного», административного акта, статус и компетенция которых определяются нормами не гражданского, а публичного права. Публично - правовые образования создаются в целях осуществления властных функций, веления которых носят общеобязательный характер. Также согласно гражданскому законодательству для участия в имущественных отношениях публично - правовые образования могут иметь своих доверенных лиц (представителей) в лице государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан. Публично - правовые образования могут быть субъектами различных обязательств, которые возникают как из договорных, так и внедоговорных отношений. В частности, в сфере договорных отношений они могут выступать в роли государственных или муниципальных заказчиков, заемщиков или заимодавцев. Кроме того, публично - правовые образования могут быть и субъектами вещных правоотношений. Так, законодатель в гражданском праве закрепляет различные формы собственности и, таким образом, определяет круг собственников: физические и юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, и муниципальные образования. Причём публично - правовые образования, в отличие от остальных субъектов, практически ни чем не ограничены в объектах собственности. Гражданским законодательством устанавливаются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Законодатель устанавливает, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования пользуются всей полнотой «триады правомочий», то есть владеют, пользуются и распоряжаются отдельными видами имущества. На основании вышеизложенного, можно выделить следующие особенности, свойственные публично - правовым образованиям как субъектам гражданского права: 1) в отличие от юридических лиц они создаются на основе публично - правового акта, наделены властными полномочиями и преследуют в своей деятельности публичные цели, однако, при этом в гражданских правоотношениях выступают на равных началах с остальными участниками; 2) публично - правовые образования могут быть собственниками любых вещей, в том числе изъятых из оборота; 3) публично - правовые образования имеют специфические основания возникновения права собственности, не свойственные для других субъектов (например, конфискация, национализация, реквизиция, изъятие земельных участков, приватизация и т.д.); 4) публично - правовые образования имеют право создавать унитарные предприятия, при этом контроль за ними осуществляют министерства и ведомства, выполняющие функции управления государственным и муниципальным имуществом. Таким образом, в заключении можно сказать, что особенность публично - правовых образований заключается в том, что их статус как лиц особого рода определяется не только гражданским законодательством, но и публично - правовым положением данных субъектов. При этом имущественные и неимущественные права публично - правовых образований осуществляются через их органы, которые выступая от имени этих образований, являются как бы квазиорганамиквазиюридического лица – публично - правового образования.ЗАКЛЮЧЕНИЕПубличная собственность - это собственность государственная и муниципальная. Иными словами, это вся материальная и нематериальная собственность, принадлежащая публично-правовым образованиям. Публичная собственность представляет собой совокупность отношений между людьми, связанных с владением, пользованием и распоряжением такого имущества.К числу ключевых конституционно-правовых признаков государственности Российской Федерации, состоящее в активных действиях по осуществлению в юридически заданной процедурно-процессуальной форме целенаправленных воздействий на поведение людей в отношениях, возникающих, развивающихся и прекращающихся по поводу реализации публичных интересов при посредстве необходимых для этого материальных объектов (имуществ).Государственная собственность является формой собственности, которая указывает на принадлежность вещей, материальных и нематериальных ценностей государству и субъектам государства. Из чего делается вывод, что субъектами-распорядителями являются, как федеральные, так и региональные органы государственной власти.Муниципальная собственность является формой собственности, которая указывает на принадлежность вещей, материальных и нематериальных ценностей муниципальным образованиям. Органы местного самоуправления являются субъектами-распорядителями муниципальной собственности. Государственная и муниципальная собственность являются материальной базой для исполнения публичными образованиями своих основных функций, в следствии чего обусловливаются как публичная собственностьТаким образом, в заключении можно сказать, что особенность публично - правовых образований заключается в том, что их статус как лиц особого рода определяется не только гражданским законодательством, но и публично - правовым положением данных субъектов. При этом имущественные и неимущественные права публично - правовых образований осуществляются через их органы, которые выступая от имени этих образований, являются как бы квазиорганамиквазиюридического лица – публично - правового образования. Публично-правовые образования тоже могут владеть имуществом, и в государственном масштабе это как само государство, так и субъекты, и даже муниципалитеты. Из этого выводится основное правило, согласно которому имущество таких образований − это все, что не принадлежит организациям или частным лицам. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАбрамов В. Ю., Абрамов Ю. В. Полный курс гражданского права России : учебное пособие, Ч. 1. Общая часть. – М.:Статут, 2016. - 688с.Андреев Ю.Н. Участие государства в гражданско - правовых отношениях. Спб.: Юридический центр Пресс,2005. - 355с. Андреев, В.К. Право государственной собственности в России [Текст]: учебное пособие / В. К. Андреев. – М.: Дело, 2004. – 240 с.Венедиктов, А.В. Государственная социалистическая собственность / А. В. Венедиктов // Избранные труды по гражданскому праву: в 2 т. – М., 2004. – Т. II. – 466 с. Голубев А.Н. Правовое регулирование управления публичной собственностью на региональном уровне / А.Н. Голубев // Вестник РУДН, серия: Социология. 2008. № 2. С. 98-103.Душейко И.Н. Понятие и признаки публичной собственности // В сборнике: Perasperaadastra - Через тернии к звёздам. Сборник научных статей международных студенческих научных слушаний. 2019. С. 77-80.Карасс, А.В. Право государственной социалистической собственности. Объекты и содержание / А. В. Карасс; отв. ред.: В. И. Серебровский. – М.: Изд-во АН СССР, 1954. – 278 c. Константинова Е.П. Повышение эффективности управления публичной собственностью в Российской Федерации / Е.П. Константинова // Вестник поволжского института управления. 2010. С. 153-155. Минина А.А. Управление публичным имуществом: проблемы правового регулирования / А.А. Минина // Современное общество и власть. 2017. № 3 (13). С. 150-153. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 г. № 12-П // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 27. – Ст. 2803. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия» // СПС КонсультантПлюс. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2006 № 8-П «По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с запросом Правительства Москвы» // СПС КонсультантПлюс.СЗ РФ, 1994, № 32, ст. 3301 (с изм. на 28.03.2017 год № 39 // СЗ РФ, 2017, № 14, 1998). 184 Синайский, В.И. Русское гражданское право [Текст]: учебник / В. И. Синайский. – М.: Статут, 2002. – 638 c. Толстой, Ю.К. Право государственной социалистической собственности в СССР / Ю. К. Толстой, Б. Б. Черепахин, С. М. Корнеев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964. – 266 с. Андреева Г.Н. Современное правовое оформление публичного характера государственной собственности в РФ и концепция публичной собственности // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 6. С. 24-36. Бурняшева Л.А. Специфика функционирования духовного пространства России в условиях глобализации: монография. Ставрополь, 2010. 108 с. Газгиреева Л.Х., Бурняшева Л.А., Гончарова Е.Н. Анализ нормативно-правовой базы системы управления продвижением туристской дестинации республики Крым // Университетские чтения – 2018. 2018. С. 155-160. Дозорцев В. А. Состояние и проблемы совершенствования законодательства о некоммерческих организациях: Материалы конференции «Юридические лица: итоги и перспективы кодификации и совершенствования законодательства» // Журнал российского права. 1998. № 1011. С. 37-46. Макаренко О.В. Генезис категории «юридическое лицо» в трудах зарубежных ученых: основные теории // В сборнике: Проблемы обеспечения законности и правопорядка в современной России Круглый стол, сборник научных статей. 2010. С. 291-299. Макаренко О.В. К вопросу о понятии юридической конструкции // Вестник развития науки и образования. 2009. № 3. С. 61-64.Пашков С.Н. Генезис понятия "Публичная собственность" в законодательстве Российской Федерации // В сборнике: Донецкие чтения 2016. Образование, наука и вызовы современности. Материалы I Международной научной конференции. Под общей редакцией С.В. Беспаловой. 2016. С. 165-168.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов В. Ю., Абрамов Ю. В. Полный курс гражданского права России : учебное пособие, Ч. 1. Общая часть. – М.:Статут, 2016. - 688с.
2. Андреев Ю.Н. Участие государства в гражданско - правовых отношениях. Спб.: Юридический центр Пресс,2005. - 355с.
3. Андреев, В.К. Право государственной собственности в России [Текст]: учебное пособие / В. К. Андреев. – М.: Дело, 2004. – 240 с.
4. Венедиктов, А.В. Государственная социалистическая собственность / А. В. Венедиктов // Избранные труды по гражданскому праву: в 2 т. – М., 2004. – Т. II. – 466 с.
5. Голубев А.Н. Правовое регулирование управления публичной собственностью на региональном уровне / А.Н. Голубев // Вестник РУДН, серия: Социология. 2008. № 2. С. 98-103.
6. Душейко И.Н. Понятие и признаки публичной собственности // В сборнике: Per aspera ad astra - Через тернии к звёздам. Сборник научных статей международных студенческих научных слушаний. 2019. С. 77-80.
7. Карасс, А.В. Право государственной социалистической собственности. Объекты и содержание / А. В. Карасс; отв. ред.: В. И. Серебровский. – М.: Изд-во АН СССР, 1954. – 278 c.
8. Константинова Е.П. Повышение эффективности управления публичной собственностью в Российской Федерации / Е.П. Константинова // Вестник поволжского института управления. 2010. С. 153-155.
9. Минина А.А. Управление публичным имуществом: проблемы правового регулирования / А.А. Минина // Современное общество и власть. 2017. № 3 (13). С. 150-153.
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 г. № 12-П // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 27. – Ст. 2803.
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия» // СПС КонсультантПлюс.
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2006 № 8-П «По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с запросом Правительства Москвы» // СПС КонсультантПлюс.
13. СЗ РФ, 1994, № 32, ст. 3301 (с изм. на 28.03.2017 год № 39 // СЗ РФ, 2017, № 14, 1998). 184
14. Синайский, В.И. Русское гражданское право [Текст]: учебник / В. И. Синайский. – М.: Статут, 2002. – 638 c.
15. Толстой, Ю.К. Право государственной социалистической собственности в СССР / Ю. К. Толстой, Б. Б. Черепахин, С. М. Корнеев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1964. – 266 с.
16. Андреева Г.Н. Современное правовое оформление публичного характера государственной собственности в РФ и концепция публичной собственности // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 6. С. 24-36.
17. Бурняшева Л.А. Специфика функционирования духовного пространства России в условиях глобализации: монография. Ставрополь, 2010. 108 с.
18. Газгиреева Л.Х., Бурняшева Л.А., Гончарова Е.Н. Анализ нормативно-правовой базы системы управления продвижением туристской дестинации республики Крым // Университетские чтения – 2018. 2018. С. 155-160.
19. Дозорцев В. А. Состояние и проблемы совершенствования законодательства о некоммерческих организациях: Материалы конференции «Юридические лица: итоги и перспективы кодификации и совершенствования законодательства» // Журнал российского права. 1998. № 1011. С. 37-46.
20. Макаренко О.В. Генезис категории «юридическое лицо» в трудах зарубежных ученых: основные теории // В сборнике: Проблемы обеспечения законности и правопорядка в современной России Круглый стол, сборник научных статей. 2010. С. 291-299.
21. Макаренко О.В. К вопросу о понятии юридической конструкции // Вестник развития науки и образования. 2009. № 3. С. 61-64.
22. Пашков С.Н. Генезис понятия "Публичная собственность" в законодательстве Российской Федерации // В сборнике: Донецкие чтения 2016. Образование, наука и вызовы современности. Материалы I Международной научной конференции. Под общей редакцией С.В. Беспаловой. 2016. С. 165-168.

Вопрос-ответ:

Что такое публичная собственность?

Публичная собственность - это форма собственности, принадлежащая публично-правовым образованиям (государству, муниципальным образованиям) и используемая для удовлетворения общественных потребностей.

Какие признаки имеет публичная собственность?

Публичная собственность обладает следующими признаками: высокая степень спецификации, неотчуждаемость, неотчуждаемость, неотчуждаемость ярлыки и ограничения.

Как регулируется право публичной собственности?

Право публичной собственности регулируется законодательством и нормативными актами, которые определяют порядок использования и охраны публичной собственности, а также права и обязанности субъектов, владеющих этой собственностью.

Кто может выступать в качестве субъекта права публичной собственности?

В качестве субъектов права публичной собственности могут выступать государство и муниципальные образования, также известные как публично-правовые образования. Это могут быть и физические, и юридические лица.

Какие особенности есть у публично-правовых образований в отношении публичной собственности?

Публично-правовые образования обладают особыми правами и обязанностями в отношении публичной собственности. Они имеют право пользоваться этой собственностью, распоряжаться ею, а также нести ответственность за ее сохранность и использование.

Что такое публичная собственность?

Публичная собственность - это форма собственности, принадлежащая государству или другим публично-правовым образованиям. Она является основным видом собственности и используется для общественных нужд.

Какие признаки имеет публичная собственность?

Публичная собственность обладает следующими признаками: независимость от конкретных лиц, предназначение для удовлетворения общественных нужд, доступность для общего пользования, государственная охрана и конфискация только в случаях, предусмотренных законом.

Как регулируется право публичной собственности?

Право публичной собственности регулируется нормативными актами государства. Эти акты устанавливают порядок формирования, использования и распоряжения публичной собственностью.

Кто может быть субъектом права публичной собственности?

Субъектами права публичной собственности могут быть физические и юридические лица, а также публично-правовые образования, такие как государство и муниципальные образования.