Вам нужнадипломная работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Психолого-педагогические условия применения сказкотерапии в развитие творческой деятельности ребёнка

  • 60 страниц
  • 58 источников
  • Добавлена 17.10.2021
5 445 руб.6 050 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА 8
1.1 Изучение понятия творческих способностей в психологии 8
1.2 Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста 18
1.3 Возможности сказкотерапии для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста 26
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2 Первичная диагностика детей старшего дошкольного возраста 36
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРИМЕНЕНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА 46
3.1 Повторное изучение творческих способностей детей старшего дошкольного возраста путем создания психолого-педагогических условий применения сказкотерапии 46
3.2 Практические рекомендации. Организация работы по повышению уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии 55
Выводы по главе 3: 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
Приложение 71


Фрагмент для ознакомления

).Таблица 2.9.Результаты методики изучения способности к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия в контрольной группе (повторная диагностика)Количество/уровниВысокий урове ньСре дний урове ньНизкий урове ньСпособность к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия15%31%54%Показатель повторной диагностики по методике показали отсутствие изменений способности к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия у старших дошкольников.По результатам методики изучения способности к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия в экспериментальной группе и контрольной группе строим следующие диаграммы (Рис. 2.11. и Рис. 2.12.):Рис. 2.11. Результаты динамики по методике изучения способности к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия в экспериментальной группе (повторная диагностика)Таким образом, мы наблюдаем очень низкий уровень способности к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия у 1 человека (8%), что на 15% меньше по сравнению с констатирующим этапом исследования низкий уровеньснизился на 8%, средний уровень вырос на 7% и составляет 38%и высокий уровень вырос на 15%.Рис. 2.12. Результаты динамики по методике изучения способности к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия в контрольной группе (повторная диагностика)В контрольной группе показатели способности к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия у старших дошкольников остался на прежнем уровне.Для выявления динамики исследуемых показателей творческой деятельности у старших дошкольников после реализации программы развития творческой деятельности у старших дошкольников путем создания психолого-педагогических условий применения сказкотерапии целесообразно применение статистического метода для сравнения двух зависимых выборок, Т – критерийВилкоксона (Приложение 4) (таблицы 2.10 и 2.11).Таблица 2.10.Сравнительный анализ результатов исследования экспериментальной группы Средние значениякритерий ВилкоксонаУровень статистической значимости (p)Констатирующий этапКонтрольный этапСпособность к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия507,13575,87-3,1800,001*способность к вербальному творчеству2,03,50-3,1080,002*уровень развития образных представлений44,050,1-3,2970,001** - различия статистически достоверны (р≤0,05)Как видно из таблицы 2.10. выявлены статистически достоверные различия по показателям исследования творческой деятельности у старших дошкольников экспериментальной группы после проведения программы развития творческой деятельности у старших дошкольников путем создания психолого-педагогических условий применения сказкотерапии (р<0,001). То есть программа развития творческой деятельности у старших дошкольников является эффективной.Таблица 2.11.Сравнительный анализ результатов исследования контрольной группы Средние значениякритерий ВилкоксонаУровень статистической значимости (p)Констатирующий этапКонтрольный этапСпособность к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия520,07541,1-1,9550,051способность к вербальному творчеству3,403,5-1,0000,317уровень развития образных представлений48,3550,10-0,7540,451* - различия статистически достоверны (р≤0,05)Как видно из таблицы 2.11. статистически достоверных различий по показателям исследования творческой деятельности у старших дошкольников контрольной группы не выявлено.Показатели после эксперимента в контрольной группе не превышают значения показателей до опыта.На основе анализа полученных результатов можно утверждать, что уровень творческой деятельности у старших дошкольников экспериментальной группы увеличился, что говорит об эффективности реализованного развивающего этапа исследования.3.3Практические рекомендации. Организация работы по повышению уровня развития творческой деятельности детей старшего дошкольного возрастапосредством сказкотерапииМетодическое обоснование программыЦель программы – развитие творческой деятельности у старших дошкольников путем создания психолого-педагогических условий применения сказкотерапии.Объект исследования – творческая деятельность.Предмет исследования – развитие творческой деятельности у старших дошкольников путем создания психолого-педагогических условий применения сказкотерапии.Для достижения цели программы развития творческой деятельности у старших дошкольников путем создания психолого-педагогических условий применения сказкотерапии поставлены следующие задачи:1. Повысить уровень развития способности к вербальному творчеству у старших дошкольников.2. Повысить уровень способности к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия и анализу у старших дошкольников.3. Повысить уровень развития образных представлений у старших дошкольников.4.Создание положительного эмоционального фона в коллективе детей для более эффективной работы по формированию творческой деятельности.Программа рассчитана 10 занятий. Занятия проводятся два раза в неделю.Мы рассчитываем, что после проведения программы развития творческой деятельности у старших дошкольников путем создания психолого-педагогических условий применения сказкотерапии, повысятся показатели исследования творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Содержание программы.Существует несколько вариантов работы со сказкой: рассказывание сказки; сочинение сказки; рисование сказки; постановка сказки; изготовление кукол; сказкотерапевтическая диагностика. Так же существует метод символдрамы. Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов на заданную психологом тему. Рассмотрим эти варианты подробнее.Сочинение сказок. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и пытается найти ее решения. Например, если ребенок боится выполнять новые задания, то использование данного приема позволит постепенно скорректировать страх. В данном случае мы будем использовать авторскую сказку для того, чтобы ребенок смог осознать свои внутренние переживания.Рассказывание сказок позволяет выявить спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Здесь лучше подойдет использование бытовых сказок, т. к. они показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях [22].Дети очень любят рассказывать и слушать сказки. Некоторые сказки они готовы слушать несколько раз, переживая за героев и воспринимая события сказки, прорабатывая модели поведения, изучая характеры персонажей.Переписывание сказок. Ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения. Переписывание и дописывание сказок авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. [33].Переписывая сказку, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию сюжет и конец. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения. В этом –психокоррекционный смысл переписывания сказок. Не всем детям хорошо дается эта техника сказкотерапии. Затруднения возникают в формулировке своих мыслей и отображении их на бумаге [22].Постановка сказок с помощью кукол. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным [22].Работа с куклой позволяет: совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений; нести ответственность за управление куклой; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять; осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы; научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям [33].Разыгрывание сказок – наиболее любимая детьми сказкотерапевтическая техника. Такие занятия проходят весело, оживленно. Дети покидают занятия в веселом расположении духа и всегда ждут продолжения. Драматизация хороша сама по себе, а в рамках сказкотерапии, с заложенной победой добра и сказочной атмосферой, она показывает себя как один из наиболее успешных коррекционных и развивающих приемов. Слушая или читая сказку, ребенокпроигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, ему видится целый спектакль.Сказочная имидж-терапия всегда привлекательна для детей старшего дошкольного возраста. В основном все дети с удовольствием принимают участие в примерке нового образа. Ведь в сказочном образе из скромной простушки на вас может взглянуть королева, полная самолюбия и коварства, волшебник, который еще не определился – волшебник он или колдун. Или, наоборот, основательный и распланированный своими родителями ребенок с удовольствием превращается в королевского шута.Сказочное рисование. Проективные графические методы с помощью тематических рисунков исследуют внутренний мир человека, систему его отношений к себе и другим, его индивидуальность. Например: «В какое сказочное существо я бы превратился у входа в Сказочную страну», «Во что бы меня там заколдовали», «Мой маскарадный костюм» (самовосприятие); «Моя семья в образах животных», «Моя семья в образах сказочных героев» (отношение к семье) и др.Медитация на сказку. Медитация – погружение в какой-либо процесс. Сказкотерапия имеет два вида медитаций. Статические медитации: под музыку рассказывается медитативная сказка, дети находятся в лежачем или сидячем положении, в расслабленном состоянии; цель – снять напряжение, достигнуть эмоционального равновесия. Психодинамические медитации: первая группа связана с перевоплощением (в животных, в камень в дом, подоконник, полотенце и т. д.); вторая группа приемов связана с погружением в различные стихии (земля, вода, воздух, огонь); третья –с изображением растений; четвертая–упражнения с тканью; упражнения с зеркалом; танцы [22].Таким образом, каждая форма сказкотерапии направлена на работу с личностью, с индивидуальностью, каждого ребенка.В зависимости от того, какая помощь требуется ребенку, психологи выбирают те или иные приемы. Л.Г. Гребенщикова считает наиболее продуктивной кукольную сказкотерапию, с помощью можно решить следующие задачи: достигнуть эмоциональной устойчивости и саморегуляции ребенка; помочь ему приобрести социальные навыки, опыт социального взаимодействия, разрешить внутренние конфликты; провести профилактику и развитие творческой деятельностиребенка [14]. Е.Г. Милютина предложила проект игровой сказкотерапии, направленный на решение различных психологических задач и призванный помочь детям обрести в сказочном контексте опыт разрешения проблем, с которыми он сталкивается в жизни, и помочь адаптироваться в социуме [33].Коррекционная работа с ребенком должна быть начата как можно раньше. Вовремя оказанная психологическая помощь является главным условием успешности и эффективности. Представляется полезным, кроме данных приемов, использовать медитативные и психотерапевтические сказки. Медитативные сказки, по мнению Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, создаются с целью накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов. Главное назначение медитативных сказок – сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев [21].Выводы по главе 3:Результаты опытно-экспериментального исследования показали, что творческая деятельность у старших дошкольников развиты недостаточно. Этому служит подтверждением большая доля испытуемых контрольной и экспериментальной группы с низким уровнем развития способности к вербальному творчеству, уровня развития образных представлений и способности к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия. Статистически достоверных различий по показателям творческой деятельности у старших дошкольников экспериментальной и контрольной группы не выявлено, следовательно, группы являются однородными.Данные полученные в ходе констатирующего этапа исследования показали, что в экспериментальной группе старших дошкольников нет детей имеющих высокие показатели уровня способности к вербальному творчеству и уровня развития образных представлений, высокий уровень способности к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия имеют только два дошкольника, следовательно, с данной группой дошкольников необходимо провести развивающую работу в контексте образовательного процесса, потому что творческая деятельность выступает одним из ведущих процессов, обеспечивающих успешное обучение ребенка. Для повышения уровня развития творческой деятельности старших дошкольников была разработана программа развития творческой деятельностипутем создания психолого-педагогических условий применения сказкотерапиии апробирован комплекс сказкотерапии, направленный на использование в процессе образовательной деятельности специальных приемов активизации творческой деятельности, направленных на развитие данных способностей.Для оценки эффективности развивающей программы был проведен контрольный эксперимент, по итогам которого были получены следующие результаты:уровень уровня развития образных представлений, способности к вербальному творчеству и способности к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия у старших дошкольников вырос после реализации комплекса сказкотерапии;уровень творческой деятельности у детей в контрольной группе остался неизменным.Данные результаты были подтверждены посредством Т-критерия Вилкоксона.Выявлены статистически достоверные различия по показателям исследования творческой деятельности у старших дошкольников экспериментальной группы после проведения программы развития творческой деятельности у старших дошкольников путем создания психолого-педагогических условий применения сказкотерапии (р<0,001). То есть программа развития творческой деятельности у старших дошкольников является эффективной. Статистически достоверных различий по показателям исследования творческой деятельности у старших дошкольников контрольной группы не выявлено. Показатели после эксперимента в контрольной группе не превышают значения показателей до опыта.На основе анализа полученных результатов можно утверждать, что уровень творческой деятельности у старших дошкольников экспериментальной группы увеличился, что говорит об эффективности реализованного развивающего этапа исследования.Таким образом, полученные данные позволяют говорить об эффективности реализованного комплекса сказкотерапии, учитывающего психолого-педагогические условия развития творческой деятельности старших дошкольников.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, теоретический анализ показал, что творческая деятельность –это способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи. В ежедневной жизни творческая деятельность проявляются в качестве смекалки – способности достигать цели, отыскивать выход из кажущейся безвыходной ситуации, применяя обстановку, предметы и обстоятельства как-то необычно.Старший дошкольный возраст связан с пониманием ребенка его положения среди других людей, осознание позиции, которую он занимает и норм поведения. Происходит развитие познавательных способностей: понимание эмоций других людей, растет произвольность поведения, умение формулировать цели и задачи, называть свои эмоции.В старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и детьми. При этом в старшем дошкольном возрасте в связи с развитием воображения у детей в сознании сказочные образы не отчетливо отделяются от реальности. Сказкотерапия эффективна для развития творческой деятельности ребенка в связи с тем, что через сказку осуществляется идентификация ребенком себя с героем сказки и как следствие развитие творческого воображения в процессе развития сюжета, который предлагается в этой сказке. Сказка предлагает ребенку различные модели поведения. В результате прослушивания, прочтения или драматизации сказки ребенок строит внутренние модели внешнего мира. Через сказку он приобретает качества, необходимые для решения трудных ситуаций. Сказкотерапия как метод развития творческой деятельности дает возможность проявить значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения, что способствует развитию творческого воображения дошкольников. Сказкотерапия позволяет вводить в себя и другие методы, такие как игра, рисование, драматизация, что повышает ее эффективность в коррекционной работе с детьми.Для изучения психолого-педагогических условий применения сказкотерапии в развитии творческой деятельности ребенка было проведено исследование, включающее констатирующий, формирующий и контрольный этапы. На констатирующем этапе исследования было установлено, что творческая деятельность у старших дошкольников развита недостаточно. Этому служит подтверждением большая доля испытуемых контрольной и экспериментальной группы с низким уровнем развития способности к вербальному творчеству, уровня развития образных представлений и способности к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия. Было проведено сравнение показателей экспериментальной и контрольной группы на констатирующем этапе исследования. Было установлено, что группы являются однородными.На формирующем этапе для повышения уровня развития творческой деятельности старших дошкольников была разработана программа развития творческой деятельности путем создания психолого-педагогических условий применения сказкотерапиии апробирован комплекс сказкотерапии, направленный на использование в процессе деятельности специальных приемов активизации творческой деятельности, направленных на развитие свойств творческой деятельности.На контрольном этапе эксперимента было проведено сравнение результатов экспериментальной и контрольной группы. На основе анализа полученных результатов можно утверждать, что уровень творческой деятельности у старших дошкольников экспериментальной группы увеличился, что говорит об эффективности реализованного развивающего этапа исследования.Таким образом, полученные данные позволяют говорить об эффективности реализованного комплекса сказкотерапии (игровой деятельности), учитывающего психолого-педагогические условия развития творческой деятельности старших дошкольников.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: изд. Юрайт, 2017 – 816 с.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Академический проект, 2011. – 240с.Анисимов В.П., Сметанина А.Ю. Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности: монография. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2008. – 280 с.Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2012. – 144 с.Архипова А. М. Метод сказкотерапии в коррекции тревожности детей дошкольного возраста // Родная словесность – 2016– Вып. 6 (12) Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Феникс, 2014. – 272с.Беллак Л., Оллпорт Г. и др. Проективная психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 528 с.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2018. – 400с. Боулби Джон. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: Академический проект, 2014. – 232с.Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось - 89, 2007. – 144с.Возняк, И. В. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности учителя: мониторинг, анализ, консультации; диагностический комплекс / И. В. Возняк, И. М. Узянова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 150 с.Воронова А.А. Арт-терапия для детей и родителей. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 253 с.Выготский Л.С. Психология развития человека. Монография из сборника: Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Смысл; Эксмо, 2005. – С. 664-101Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994. – 272с.Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2018. – 240 с.Гозман Л.Я., Алёшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы. // Психологический журнал. – 2009. – №4. – С.84-92.Гонина О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 466 с.Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007. – 80с.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2010. – 170 с.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2013. – 320с.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. – СПб.: Речь, 2005. – 175 с.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, 2010. – 240 с.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2014. – 160с.Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер. - 2019. - 992 с. Краснова, М.В. Проблема готовности педагогов ДОУ и родителей к взаимодействию с агрессивными дошкольниками. // Научные проблемы гуманитарных исследований. – Пятигорск, 2009. – № 2. Крупник И. В. Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 01. – С.1-7Кулагина И. Ю. Младшие школьники: особенности развития / И. Ю. Кулагина. – М.: Эксмо, 2009. – 174 с.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2010. – 511с.Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер., 2009. – 320с.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 320с.Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2009. – 794с.Маклаков А.Г. Общая психология: учеб.для вузов / А. Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2005. – 582 с.Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Генезис, 2007. – 178с.Милюгина Е. Г., Осипова О. С. Игровая сказкотерапия в контексте социокультурного проекта «Раскрытая книга детства» // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: материалы всероссийской научно-практической конференции преподавателей и студентов. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. – Вып. 12. – Ч. II. – С. 111-115.Милюгина Е.Г. Русская народная сказка в круге детского чтения: учеб.пособие. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. – 104 с.Милюгина Е.Р., Бобровникова Е. И. Методы сказкотерапии в работе по развитию речи старших дошкольников: возможности и проблемы // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве: сб. науч. тр. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2010. – Вып. 1 (7). – С. 29-36. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Издательский дом «Академия»., 2016. – 608с.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 2005. – 456 с.Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. – СПб.: Речь, 2007. – 392с.Никифорова Л.А. Вкус и запах радости: цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. – М.: Книголюб, 2008. – 48с.Обухова Л.Ф Возрастная психология . – М.: Педагогическое общество России. – 2019 – 442с. Общая психокоррекция: Учебное пособие / Мандаль Б.Р. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 348.Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова.- М.: ПЕРСЭ, 2000.- 80с.Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека/ под ред. РеанаА.А.. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2017 – 651с.Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б. Д. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 944с.Райгородская Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. – 672 с. Реан А.А. Психология детства. Учебник. – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2013. – 368 сСавенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства: - М.: пед. общество России, 2015.- 220с.Смирнова Е.О. Детская психология: учебник. – М.: Издательский центр Владос, 2014. – 368 с.Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464с.Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 118с.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2001. – 336 с.Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990. – 448с. Хорни К. Новые пути в психоанализе. – М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2014. – 400с.Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 144 с.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М-Воронеж: МОДЭК. – 2011. – 416 с. Эмоциональный интеллект: Учебное пособие - М.: АльпинаПабл., 2016. - 188 с.Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. – СПб: ИТД «Летний сад». – 2010. – 416 с.ПриложениеТаблица 2.1.Результаты методики изучения творческой деятельности: способности к вербальному творчеству и уровня развития образных представлений в экспериментальной группе (констатирующий этап)№ п/пИмя дошкольникаСпособность к вербальному творчествуУровень развития образных представлений1Дима А.средний уровеньнизкий уровень2Дима Б.выше среднего уровеньниже среднего уровень3Толик Б.низкий уровеньсредний уровень4Егор В.средний уровеньнизкий уровень5Слава Ж.низкий уровеньнизкий уровень6Кирилл З.ниже среднего уровеньнизкий уровень7Даша К.низкий уровеньниже среднего уровень8Сережа К.низкий уровеньниже среднего уровень9Саша К.средний уровеньнизкий уровень10Марк Л.средний уровеньсредний уровень11Лиза М.низкий уровеньниже среднего уровень12Ваня М.средний уровеньниже среднего уровень13Миша О.низкий уровеньсредний уровень14Даша К.низкий уровеньниже среднего уровень15Сережа К.низкий уровеньниже среднего уровень16Саша К.средний уровеньнизкий уровеньТаблица 2.2.Результаты методики изучения способности к вербальному творчеству и уровня развития образных представлений в контрольной группе (констатирующий этап)№ п/пИмя дошкольникаСпособность к вербальному творчествуУровень развития образных представлений, синтезу и обобщению1Артем В.низкий уровеньнизкий уровень2Никита Г.средний уровеньниже среднего уровень3Вадим И.низкий уровеньниже среднего уровень4Евгений К.средний уровеньнизкий уровень5Данил Н.ниже среднего уровеньнизкий уровень6Кирилл М.выше среднего уровеньниже среднего уровень7Даша Н.средний уровеньнизкий уровень8Савелий О.низкий уровеньнизкий уровень9Анна П.низкий уровеньниже среднего уровень10Матвей П.средний уровеньсредний уровень11Игнат Р.низкий уровеньсредний уровень12Илья Ц.средний уровеньсредний уровень13Максим Я.низкий уровеньсредний уровень14Даша Н.средний уровеньнизкий уровень15Савелий О.низкий уровеньнизкий уровень16Анна П.низкий уровеньниже среднего уровеньСледующей стала методика «Способность к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия» Результаты экспериментальной и контрольной групп по данной методике представлены в таблице 2.3. и 2.4.Таблица 2.3.Результаты методики изучения способности к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия в экспериментальной группе (констатирующий этап)№ п/пИмя дошкольникаПоказатель(в баллах)Уровень способности к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия1Дима А.6 средний уровень2Дима Б.8высокий уровень3Толик Б.2 очень низкий уровень4Егор В.6 средний уровень5Слава Ж.1 очень низкий уровень6Кирилл З.5 низкий уровень7Даша К.3 очень низкий уровень8Сережа К.4 низкий уровень9Саша К.7 средний уровень10Марк Л.9 высокий уровень11Лиза М.4низкий уровень12Ваня М.7 средний уровень13Миша О.5 низкий уровень14Даша К.3 очень низкий уровень15Сережа К.4 низкий уровень16Саша К.7 средний уровеньТаблица 2.4.Результаты методики изучения способности к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия в контрольной группе (констатирующий этап)№ п/пИмя дошкольникаПоказательУровень способности к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия1Артем В.1 очень низкий уровень2Никита Г.6 средний уровень3Вадим И.2 очень низкий уровень4Евгений К.6 средний уровень5Данил Н.5 низкий уровень6Кирилл М.8 высокий уровень7Даша Н.7средний уровень8Савелий О.3 очень низкий уровень9Анна П.4 низкий уровень10Матвей П.6 средний уровень11Игнат Р.2 очень низкий уровень12Илья Ц.9 высокий уровень13Максим Я.4 низкий уровень14Даша Н.7средний уровень15Савелий О.3 очень низкий уровень16Анна П.4 низкий уровеньРезультаты методики по каждому дошкольнику представлены в Приложении1. Анализ данных полученных по результатам методики обеих групп представлены в Таблице 2.6. и 2.7.Таблица 2.6.Результаты методики изучения творческой деятельности в экспериментальной группе (повторная диагностика)№ п/пИмя дошкольникаСпособность к вербальному творчествуУровень развития образных представлений1Дима А.средний уровеньсредний уровень2Дима Б.выше среднего уровеньсредний уровень3Толик Б.средний уровеньсредний уровень4Егор В.средний уровеньсредний уровень5Слава Ж.средний уровеньниже среднего уровень6Кирилл З.средний уровеньнизкий уровень7Даша К.средний уровень ниже среднего уровень8Сережа К.ниже среднего уровеньниже среднего уровень9Саша К.выше среднего уровеньвыше среднего уровень10Марк Л.средний уровеньсредний уровень11Лиза М.средний уровеньниже среднего уровень12Ваня М.выше среднего уровеньсредний уровень13Миша О.средний уровеньсредний уровень14Даша К.средний уровень ниже среднего уровень15Сережа К.ниже среднего уровеньниже среднего уровень16Саша К.выше среднего уровеньвыше среднего уровеньТаблица 2.7.Результаты методики изучения творческой деятельности в контрольной группе (повторная диагностика)№ п/пИмя дошкольникаСпособность к вербальному творчествуУровень развития образных представлений1Артем В.низкий уровеньнизкий уровень2Никита Г.средний уровеньниже среднего уровень3Вадим И.низкий уровеньниже среднего уровень4Евгений К.средний уровеньнизкий уровень5Данил Н.ниже среднего уровеньнизкий уровень6Кирилл М.выше среднего уровеньсредний уровень7Даша Н.средний уровеньнизкий уровень8Савелий О.низкий уровеньнизкий уровень9Анна П.низкий уровеньниже среднего уровень10Матвей П.средний уровеньсредний уровень11Игнат Р.низкий уровеньсредний уровень12Илья Ц.средний уровеньсредний уровень13Максим Я.ниже среднего уровеньсредний уровень14Даша Н.средний уровеньнизкий уровень15Савелий О.низкий уровеньнизкий уровень16Анна П.низкий уровеньниже среднего уровеньСледующей стала методика «Способность к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия» Результаты экспериментальной и контрольной групп по данной методике представлены в таблице 2.8. и 2.9.Таблица 2.8.Результаты методики изучения способности к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия в экспериментальной группе (повторная диагностика)№ п/пИмя дошкольникаПоказательУровень способности к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия1Дима А.7 балловсредний уровень2Дима Б.9 балловвысокий уровень3Толик Б.3 баллаочень низкий уровень4Егор В.7 балловсредний уровень5Слава Ж.4 балланизкий уровень6Кирилл З.7 балловсредний уровень7Даша К.5 балловнизкий уровень8Сережа К.5 балловнизкий уровень9Саша К.8 балловвысокий уровень10Марк Л.9 балловвысокий уровень11Лиза М.6 балловсредний уровень12Ваня М.9 балловвысокий уровень13Миша О.6 балловсредний уровень14Даша К.5 балловнизкий уровень15Сережа К.5 балловнизкий уровень16Саша К.8 балловвысокий уровеньТаблица 2.9.Результаты методики изучения способности к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия в контрольной группе (повторная диагностика)№ п/пИмя дошкольникаПоказательУровень способности к преобразованию «нереального» в «реальное» путем устранения несоответствия1Артем В.1 баллочень низкий уровень2Никита Г.6 балловсредний уровень3Вадим И.2 баллаочень низкий уровень4Евгений К.6 балловсредний уровень5Данил Н.4 балловнизкий уровень6Кирилл М.8 балловвысокий уровень7Даша Н.6 балловсредний уровень8Савелий О.2 баллаочень низкий уровень9Анна П.4 балланизкий уровень10Матвей П.6 балловсредний уровень11Игнат Р.2 баллаочень низкий уровень12Илья Ц.8 балловвысокий уровень13Максим Я.4 балланизкий уровень14Даша Н.6 балловсредний уровень15Савелий О.2 баллаочень низкий уровень16Анна П.4 балланизкий уровень

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: изд. Юрайт, 2017 – 816 с.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Академический проект, 2011. – 240с.
3. Анисимов В.П., Сметанина А.Ю. Арт-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития личности: монография. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2008. – 280 с.
4. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2012. – 144 с.
5. Архипова А. М. Метод сказкотерапии в коррекции тревожности детей дошкольного возраста // Родная словесность – 2016– Вып. 6 (12)
6. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Феникс, 2014. – 272с.
7. Беллак Л., Оллпорт Г. и др. Проективная психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 528 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2018. – 400с.
9. Боулби Джон. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: Академический проект, 2014. – 232с.
10. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось - 89, 2007. – 144с.
11. Возняк, И. В. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности учителя: мониторинг, анализ, консультации; диагностический комплекс / И. В. Возняк, И. М. Узянова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 150 с.
12. Воронова А.А. Арт-терапия для детей и родителей. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 253 с.
13. Выготский Л.С. Психология развития человека. Монография из сборника: Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Смысл; Эксмо, 2005. – С. 664-101
14. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994. – 272с.
15. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2018. – 240 с.
16. Гозман Л.Я., Алёшина Ю.Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы. // Психологический журнал. – 2009. – №4. – С.84-92.
17. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. – 466 с.
18. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007. – 80с.
19. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2010. – 170 с.
20. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2013. – 320с.
21. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. – СПб.: Речь, 2005. – 175 с.
22. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, 2010. – 240 с.
23. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2014. – 160с.
24. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер. - 2019. - 992 с.
25. Краснова, М.В. Проблема готовности педагогов ДОУ и родителей к взаимодействию с агрессивными дошкольниками. // Научные проблемы гуманитарных исследований. – Пятигорск, 2009. – № 2.
26. Крупник И. В. Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 01. – С.1-7
27. Кулагина И. Ю. Младшие школьники: особенности развития / И. Ю. Кулагина. – М.: Эксмо, 2009. – 174 с.
28. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2010. – 511с.
29. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер., 2009. – 320с.
30. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 320с.
31. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2009. – 794с.
32. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб.для вузов / А. Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2005. – 582 с.
33. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Генезис, 2007. – 178с.
34. Милюгина Е. Г., Осипова О. С. Игровая сказкотерапия в контексте социокультурного проекта «Раскрытая книга детства» // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: материалы всероссийской научно-практической конференции преподавателей и студентов. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. – Вып. 12. – Ч. II. – С. 111-115.
35. Милюгина Е.Г. Русская народная сказка в круге детского чтения: учеб. пособие. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. – 104 с.
36. Милюгина Е.Р., Бобровникова Е. И. Методы сказкотерапии в работе по развитию речи старших дошкольников: возможности и проблемы // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве: сб. науч. тр. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2010. – Вып. 1 (7). – С. 29-36.
37. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Издательский дом «Академия»., 2016. – 608с.
38. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 2005. – 456 с.
39. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. – СПб.: Речь, 2007. – 392с.
40. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости: цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. – М.: Книголюб, 2008. – 48с.
41. Обухова Л.Ф Возрастная психология . – М.: Педагогическое общество России. – 2019 – 442с.
42. Общая психокоррекция: Учебное пособие / Мандаль Б.Р. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 348.
43. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова.- М.: ПЕРСЭ, 2000.- 80с.
44. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека/ под ред. РеанаА.А.. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2017 – 651с.
45. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б. Д. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 944с.
46. Райгородская Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. – 672 с.
47. Реан А.А. Психология детства. Учебник. – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2013. – 368 с
48. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства: - М.: пед. общество России, 2015.- 220с.
49. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник. – М.: Издательский центр Владос, 2014. – 368 с.
50. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464с.
51. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 118с.
52. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
53. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990. – 448с.
54. Хорни К. Новые пути в психоанализе. – М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2014. – 400с.
55. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 144 с.
56. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М-Воронеж: МОДЭК. – 2011. – 416 с.
57. Эмоциональный интеллект: Учебное пособие - М.: Альпина Пабл., 2016. - 188 с.
58. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. – СПб: ИТД «Летний сад». – 2010. – 416 с.

Узнать стоимость работы