Влияние гендерных факторов клиентов на эффективность психологической помощи

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 7171 страница
  • 60 + 60 источников
  • Добавлена 03.09.2021
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты влияния гендерных факторов клиентов на эффективность психологической помощи 7
1.1. Характеристика гендера в психологии 7
1.2. Особенности психологической помощи клиентам разного пола и разных гендеров 19
1.3. Проблема оценки эффективности психологической помощи 31
Выводы по главе 1 42
Глава II. Эмпирическое исследование влияния гендерных факторов клиентов на эффективность психологической помощи 43
2.1. Организация исследования 43
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования 48
2.3. Организация психологической помощи 59
2.4. Оценка эффективности психологической помощи у клиентов разного пола и разных гендеров 62
Выводы по главе 2 67
Заключение 70
Список литературы 72
Приложения 78


Фрагмент для ознакомления

Результаты корреляционного анализа показали, что чем больше у старшеклассников выражена эмоциональная устойчивость, выдержанность, спокойствие, эмоциональная зрелость, тем ниже их тревожность, как эмоция и как свойство личности. Чем больше выражена невнимательность, беспечность, жизнерадостность, экспрессивность, тем выше нервно – психическое напряжение. Чем больше у старшеклассников выраженочувство вины, неуверенность в себе, ранимость, обеспокоенность, подавленность, тем выше их тревожность, как эмоция и как свойство личности и тем выше их нервно – психическое напряжение. Чем больше выражена независимость от группы, самостоятельность, находчивость, тем вышеуровень стрессоустойчивости. Чем больше старшеклассникам присущи традиционные женские черты, тем выше их тревожность в разных ситуациях, выше нервно – психическое напряжение и тем ниже их уровень стрессоустойчивости.По результатам диагностики была разработана коррекционная программа по повышению стрессоустойчивости старшеклассников. Программу проходили 26 старшеклассников (13 девушек и 13 юношей) с высоким уровнем тревожности, нервно – психического напряжения и низким уровнем стрессоустойчивости. Результаты повторной диагностики показали значимую динамику диагностируемых показателей после оказания психологической помощи. У юношей и девушек, а также у андрогинных и фемининных испытуемых значительно снизился уровень тревожности, нервно – психического напряжения и значительно повысился уровень стрессоустойчивости. У испытуемых с маскулинными характеристиками значимо снизился только уровень ситуативной тревожности. Более всего чувствительны к оказанию психологической помощи фемининные и андрогинные испытуемые, менее – маскулинные испытуемые.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась полностью. Эффективность психологической помощи различается у старшеклассников с разными гендернымиустановками. Коррекционная программа по повышению стрессоустойчивости старшеклассников является эффективной. При этом ее эффективность не зависит от пола испытуемых, но зависит от их гендеров. Более всего чувствительны к оказанию психологической помощи фемининные и андрогинные испытуемые. Менее эффективна программа для испытуемых с маскулинными установками.Спасибо за внимание!

Список литературы
1. Абрамова Г.С. Практическая психология Учебник для студентов ву-зов и ссузов. – М.: Прометей, 2018. – 538 с.
2. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределе-ние личности: Практическое руководство по психологической диа-гностике. – СПб.: Речь, 2005. – 336с.
3. Белобородов А. М. Устойчивость развития эмоционального интел-лекта будущих специалистов // Образование и наука. – 2018. – № 7. – С. 109-127.
4. Бем С.Л. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему не-равенства полов. – М.: РОССПЭН, 2004. – 336 с.
5. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2019. – 320 с.
6. Битюцкая Е.В. Имитационная игра-головоломка как модель решения трудной жизненной задачи // Вестник Московского Университета. – 2019. – № 3. – С. 3-26.
7. Бовуар С. Второй пол. – СПб.: Азбука, 2017. – 928 с.
8. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова. В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811с.
9. Варзонова Н.В., Каса И. К вопросу о гендерном неравенстве в Рос-сии // Всероссийский научно-практический журнал «История, фило-софия, экономика и право». – 2016. – 3. – С. 1 – 5.
10. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая си-стема // Московская психологическая школа: История и современ-ность: в 4 т. Т. 4 / Под общ. ред. действ. чл. РАО, проф. В. В. Рубцо-ва. – М.: Эксмо, 2016. – С. 45–61.
11. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось89, 2016. – 256 с.
12. Владимирова М.В., Шалагинова К.С. Гендерные особенности кон-фликтного поведения // V Международная студенческая электронная научная конференция. «Студенческий научный форум», 2013. – 80с.
13. Водопьянова Н.Е. Стресс-менеджмент: учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 283с.
14. Выволокина Н.В. Условия проведения личностно-ориентированной профилактики // Проблемы профилактики негативных зависимостей среди молодежи : сборник материалов конференции. – Самара, 2001. – С. 23-27.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Юрайт, 2017. – 200 с.
16. Гендерная психология: учебнометодический комплекс по учебной дисциплине / сост. Е.П. Милашевич. – Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2020. – 120 с.
17. Девятых С.Ю. Половая социализация молодежи в условиях социо-культурной трансформации семьи: монография. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 187 с.
18. Дусказиева Ж.Г. Учет гендерных особенностей при обучении психо-логии в высшей школе // Современное психолого-педагогическое об-разование: сборник статей VIII психолого-педагогических чтений памяти Л.В. Яблоковой. – Красноярск: Красноярский государствен-ный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2017. – С. 41-48.
19. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога (Психологиче-ский практикум); Изд. 10-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 320с.
20. Иванова Л.Н., Кулавева Е.В. Самоопределение женщин с различны-ми типами гендерной идентичности // Ученые записки. – 2011. Т. 4. – № 1 (13). – С. 14 – 24.
21. Ильин Е.П. Пол и гендер. – СПб.: Питер, 2016. – 686с.
22. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. – СПб.: Речь, 2016. – 112с.
23. Катунин А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. – 2012. - № 9. – С. 243-247.
24. Клюева, Н. В. Этика в психологическом консультировании: учебник для вузов / Н. В. Клюева, Е. Г. Руновская, А. Б. Армашова; под ре-дакцией Н. В. Клюевой. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 186 с.
25. Кон И.С. Социологическая психология. – Воронеж: МОДЭК, 1999. – 560с.
26. Краева К.В., Казановская И.А. Особенности проявления уверенности в себе у студентов с различным уровнем экзаменационного стресса // Личность в образовательном пространстве: сборник научных тру-дов. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2020. – С. 303-308.
27. Круглова М.А. Мотивация активности личности как регулятор соци-ального поведения // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. – СПб., 1999. – С. 44-45.
28. Кучина З.Б. Психолого - акмеологические особенности совладающе-го поведения студентов вуза на экзаменах разного типа: автореферат дис. … канд. психол. наук. – Кострома, 2010. – 27с.
29. Лавров О.В., Балмасова И.П. Экзаменационный стресс: кластерно - иммунологическая модель. – М., 2018. – 255 с.
30. Ледовская Т.В. Экстернальные и интернальные ресурсы совладания со стрессом у студентов в период обучения в вузе // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: междисциплинарный дискурс: сборник статей всероссийской конфе-ренции с международным участием. под науч. ред. И.Ю. Тархано-вой. – Ярославль, 2021. – С. 177 – 182.
31. Леньков С. Л. Статистические методы в психологии : учебник и прак-тикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / С.Л. Лень-ков, Н.Е. Рубцова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 311 с.
32. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европей-ских, российских и американских традиций: УЧ пособие для студ высш уч. заведений - 3-е изд. – М: Смысл, 2004. – 532с.
33. Лукьященко И.Е. Гендерные стереотипы: социокультурный подход // Вестник КРСУ. – 2016. – Том 16. – № 10. – С. 71 – 74.
34. Макаров В.В., Макарова Г.А. Сценарии персонального будущего, или Самореализуемые пророчества (издание 3-е, переработанное и дополненное). – М.: ИД «Городец», 2020. – 408с.
35. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Пи-тер, 2016. – 583с.
36. Московская М.С., Булыгина В.Г. Гендерные различия в восприятии стресса у работников следственных органов // Психология и право. – 2018. – Том 8. №3. – С. 97-110.
37. Мылтасова О.В. Особенности гендерных представлений современ-ных мужчин и женщин о себе // Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления: Материалы Все-российской научно-практической конференции с международным участием. Уральский федеральный университет. – 2016. – С. 702 – 707.
38. Новик Д.В. Проблема копинг-стратегий в трудах Р. С. Лазаруса // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – Новосибирск, 2020. – С. 96 – 97.
39. Новикова М.А. Современная семья: поиск возможностей в простран-стве неопределенности // В кн.: Развитие ребенка в семье, серия: се-мья и дети в современном мире. – М.: Социально-гуманитарное зна-ние, 2017. – С. 217-222.
40. Огородник С.И., Лященко Л.В. Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростко-вом возрасте // Молодой ученый. – 2016. – № 24. – С. 296-299.
41. Ожигова Л.Н., Иоффе Е.В. Гендерные нормы как социально-психологический феномен. – М: Проспект, 2019. – 144 с.
42. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: Изда-тельство Сфера, 2004. – 510 с.
43. Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг. – М.: Смысл, 2007. – 134 с.
44. Практикум по гендерной психологии Под ред. И.С. Клециной: 3-е изд. – СПб.: Питер 2019. – 479с.
45. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. - Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с.
46. Реньш М.А. Психологический тренинг : учебно-методическое посо-бие для вузов /М.А. Реньш, Е.Г. Лопес [рец.: Э. Э. Сыманюк, О. В. Мухлынина]. – Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2016. – 234 с.
47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2017. – 718 с.
48. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Речь, 2018. – 384 с.
49. Рудченко А. В. Анализ ситуации гендерной асимметрии на рынке труда: теоретический аспект // Вестник международного института рынка. – 2020. – №2. – С. 44 – 53.
50. Селье Г. Стресс без дистресса // Журнал неврологии им. Б.М. Мань-ковського. – 2016. – № 1. С. – 78-89.
51. Сидорова А.В. Актуальные вопросы гендерной и феминистской про-блематики исследований / Сидорова А.В., Тугаров А.Б., Марочкина Е.Ю., Обухов К.В. // E-SCIO. – 2020. – № 5 (44). С. – 52-59.
52. Силаева Я.В. Социально-психологический тренинг как элемент тех-нологии коррекции агрессивности у подростков // Вестник СПбГУ. – 2009. – № 1. С. – 58-63.
53. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Институт психотерапии и клинической психологии, 2018. – 720с.
54. Степанов С.С. Психология в лицах. – М.: Академия, 2019. – 384 с.
55. Султанова Ж.А. Гендерные особенности представления молодежи о роли мужа и жены в семье // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования: Сборник статей по материалам V международной научно-практической конферен-ции. – Москва, 2017. – С. 108 – 114.
56. Тратинко Т.В. Теория и методика социально-психологического тре-нинга. – Мн.: БГУ, 2017. – 105 с.
57. Шелехов И. Л., Белозёрова Г. В. Взаимодействие систем «личность» – «социум» / И. Л. Шелехов, Г. В. Белозёрова // Научно-педагогическое обозрение. – 2017. – Вып. 3 (17). – С. 117–126.
58. Шех О.И. Кризисная психология / О.И. Шех, Е.П. Пчелкина, А.О. Шарапов. – М.: Юрайт, 2019. – 538с.
59. Штылева Л.В. Теоретико-методологические и правовые основы ген-дерного образования социальных педагогов в высшей школе // Со-циальная педагогика. – 2016. – № 6. – С. 98-100.
60. Щербатых Ю.В. Управление стрессом для делового человека. Тех-нологии управления стрессом, проверенные в корпоративных вой-нах, судебных баталиях и жестких переговорах. – М: Добрая книга, 2018. – 512 с.

Вопрос-ответ:

Какие гендерные факторы могут влиять на эффективность психологической помощи?

Гендерные факторы могут включать в себя такие аспекты, как социальные роли, стереотипы, жизненный опыт, культурные нормы, самооценку и т.д. Все эти факторы могут оказывать влияние на восприятие и понимание психологической помощи, а также на взаимодействие клиента и психолога.

Какие особенности психологической помощи есть у клиентов разного пола и разных гендеров?

У разных гендеров могут быть различные потребности, проблемы и ожидания от психологической помощи. Например, женщины часто выражают свои эмоции более открыто, а мужчины склонны сдерживать свои эмоции. Это может влиять на стиль и подход в работе психолога с клиентами разного пола и гендеров.

Как может оцениваться эффективность психологической помощи?

Оценка эффективности психологической помощи может проводиться с помощью различных методов, включая самооценку клиента, клинические наблюдения, статистические данные и обратную связь. Каждый метод имеет свои преимущества и ограничения, поэтому их комбинированное использование может дать более полную картину об эффективности психологической помощи.

Какие выводы можно сделать по главе о влиянии гендерных факторов на эффективность психологической помощи?

По результатам главы можно сделать вывод, что гендерные факторы могут оказывать значимое влияние на эффективность психологической помощи. Важно учитывать разные потребности и особенности клиентов разного пола и гендеров при разработке и проведении психологической помощи.

Что показало эмпирическое исследование о влиянии гендерных факторов на эффективность психологической помощи?

Эмпирическое исследование показало, что гендерные факторы могут иметь значительное влияние на эффективность психологической помощи. Например, некоторые клиенты могут предпочитать работу с психологом своего пола или с определенными гендерными особенностями. Эти результаты подчеркивают важность учета гендерных факторов в профессиональной практике психолога.

Какие гендерные факторы могут влиять на эффективность психологической помощи?

Гендерные факторы, которые могут влиять на эффективность психологической помощи, включают характеристики пола (мужской или женский), гендерную роль (стереотипные черты, связанные с полом) и гендерную идентичность (личное чувство себя как мужчины или женщины независимо от биологического пола).

Какие особенности существуют при оказании психологической помощи клиентам разного пола и разных гендеров?

Оказание психологической помощи клиентам разного пола и разных гендеров требует учета и понимания их уникальных потребностей и проблем. Клиенты мужского и женского пола могут иметь разные способы выражения эмоций и предпочтения взаимодействия с психологом. Также важно учитывать различия в социокультурных ожиданиях и стереотипах, связанных с полом, которые могут повлиять на отношение клиентов к психологической помощи.

Какая проблема возникает при оценке эффективности психологической помощи?

Проблема оценки эффективности психологической помощи заключается в том, что ее результаты могут быть субъективными и зависеть от многих факторов. Некоторые клиенты могут долго ощущать положительное воздействие психологической помощи, в то время как у других это воздействие может быть краткосрочным. Также оценка эффективности может быть затруднена из-за различных критериев успеха, которые могут иметь клиенты разного пола и разных гендеров.