«Неуправляемость» детей дошкольного возраста как проблема психологического консультирования родителей»

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 5757 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 07.08.2021
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ «НЕУПРАВЛЯЕМОСТИ» ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема «неуправляемости» детей в трудах отечественных и зарубежных исследователей…………………………………………
1.2. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………..
1.3. Причины и проявления неуправляемости у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….
1.4. Психологическое консультирование родителей как элемент коррекции психологических проблем дошкольников……………...
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………………………….
2.1 Анализ результатов констатирующего исследования……………..
2.2 Анализ результатов корреляционного исследования………………
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………………………………………………….
3.1 Программа психологической помощи детям, демонстрирующим «неуправляемое» поведение…………………………………………
3.2 Рекомендации прикладного характера…………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………
Фрагмент для ознакомления

И. Баркан).Результаты исследования представлены в Приложении….. таблице 7 рисунке 4.Таблица 7.Результаты исследования по методике «Шкала общения родителя с ребёнком» (А.И. Баркан)Положительные эмоцииОтрицательные эмоцииМ ср.4,23,8Рисунок 4 - Показатели характеристик общения по результатам исследования с помощью методики «Шкала общения родителя с ребёнком» (А.И. Баркан)По результатам данной методики мы получили данные о преобладании у родителей методов воспитания, вызывающих положительные и отрицательные эмоции у детей. Родителям предлагалось отметить, сколько раз они сегодня ребенка хвалили, поощряли, одобряли, целовали, обнимали, ласкали, симпатизировали, сопереживали, улыбались, восхищались, делали приятные сюрпризы, делали подарки, упрекали, подавляли, унижали, обвиняли, осуждали, отвергали, одёргивали, позорили, читали нотации, лишали чего – то необходимого, шлёпали, пороли, ставили в угол. Все эти эмоции вызывают у ребенка либо положительные либо отрицательные эмоции. Анализируя результаты, можно сказать, что у 52% (13 родителей) преобладали методы воспитания, вызывающие положительные эмоции у детей. Следовательно, у 48% (12 родителей) преобладали методы воспитания, вызывающие отрицательные эмоции у детей.Анализ результатов исследования по методике «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман).Результаты исследования представлены в Приложении….. таблице 8 рисунке 5.Таблица 8Результаты исследования по методике «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман)Характеристики семейной ситуацииМ ср.Благоприятная семейная ситуация0,530,01Тревожность0,830,01Конфликтность в семье0,670,01Чувство неполноценности в семейной ситуации0,310,01Враждебность в семейной ситуации0,190,01Рисунок 5 -Показатели семейных взаимоотношений с позиций ребенка по результатам исследования с помощью «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман)В результате проведения КРС с детьми были получили следующие результаты:- по всем симптомам благоприятная семейная ситуация в 5 семьях (33%). Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия, восприятия интегративности семьи, включенности в семью;- резко повышенную тревожность ощущают дети в 3-х семьях (20%): Сильная штриховка или сильный нажим при изображении фигур выдают чувство тревоги, который испытывает ребенок, по отношению к данному персонажу;- выраженная конфликтность отмечается в 2-х семьях (13%): Изображение вещей, в основном, это мебель, также отражает эмоциональную озабоченность по поводу семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначны, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились отношения;- чувство неполноценности в семейной ситуации ощущают дети в 3- семьях. Маленькие фигурки себя, изображенные в окружении родителей, выражают чувства беспомощности, бессилия. Они чувствуют себя слабыми, незначимыми в семье. Изображая себя в нижней части листа, это указывает на депривацию ребенка, чувство неполноценности, которое они испытывают в семье;- чувство враждебности в семейной ситуации отмечается в 2-х семьях: Если ребенок рисует себя с раскинутыми в сторону руками, с подчеркнутыми длинными пальцами, то это связано с его агрессивными желаниями, ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим.4. Анализ результатов исследования по методике «Лесенка» (В.Г. Щур). Результаты исследования представлены в Приложении….. таблице 9 рисунке…..Таблица 9.Результаты исследования по методике «Лесенка» (В.Г. Щур)Вид деятельностиПоказатели самооценки детейАдекватная Завышенная Заниженная абс%абс%абс%Игра 5,0033,338,0053,332,0013,33Познание 4,0026,676,0040,005,0033,33Учебная деятельность7,0046,675,0033,333,0020,00Продуктивная деятельность3,0020,004,0026,678,0053,33Общение 6,0040,006,0040,003,0020,00М ср. Рисунок 6 - Показатели самооценки детей по методике «Лесенка» (В.Г. Щур)По результатам проведения методики «Ступеньки» разработанной В.   Г.   Щур мы определили, уровень самооценки в исследуемых группах:-шестеро детей отметили себя на высшей ступеньке, а это говорит о том, что у этих детей слишком завышенный уровень самооценки. Причины могут быть самые разные: чрезмерное внимание родителей (взрослых) к своим детям, то есть похвала как за плохое, так и за хорошее; чрезмерное размежевание своих детей;-Пятеро детей разместили фигурку человека на четвертой, седьмой, восьмой ступенькам, это говорит о том, что у этих дошкольников правильная (адекватная) самооценка. Это обусловлено правильным воспитанием родителей детей и воспитатели в детском саду-четверо детей поставили себя на самых низких ступеньках - это говорит о том, что у этих детей проблемы с самооценкой. Это может быть связано с воспитаниемродителей, отношением в группе сверстников и т.д.У подавляющего большинства детей   адекватное отношение к себе, ведь с помощью данной методики среди 15-ти детей нами было выявлено, что у5-х детей правильная самооценка. Эти дети активные, подвижные, участвуют в играх, легко идут на контакт.Также нами было выявлено 6-ро детей с завышенной самооценкой. Эти дети всегда и во всем хотят быть лучше других: сильнее, умнее, быстрее, красивее.В результате проведения данной методики нами было зафиксировано, что 4-х ребенка имеют заниженную самооценку. Эти дети отказываются участвовать в играх из-за боязни оказаться хуже других, часто обижаются и плачут, очень ранимы.Поэтому на основе таких выводов мы порекомендовали воспитателям определить причины как завышенной, так и заниженной самооценки детей и провести соответствующую работу с данными детьми и их родителями, воспитание которых является влиятельным фактором формирования уровня самооценки.5. Анализ результатов исследования по методике «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Результаты исследования представлены в Приложении….. таблице 10 рисунке 7Таблица 10Результаты исследования по методике «Выбери нужное лицо»(Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)Уровень тревожностиКол-во детей%М ср.Высокий уровень1066,6758,30,07Средний уровень426,6726,31,2Низкий уровень16,67140,01Рисунок 7 - Показатели уровня тревожности у детей по методике «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)Таким образом, на рисунке 7 мы видим, что процентное соотношение распределилось так: высокий результат по шкале тревожность у дошкольников составил 67%, средний результат 27%, низкие результаты по данной методике показали 6% дошкольников. На основании данных методик, мы делаем вывод, о том, что у большинства дошкольников преобладает высокий уровень тревожности. Дети имеют большое количество страхов, их страхи представляют основную детскую группу: страх темноты, страх потеряться, боязнь снов и сказочных персонажей. Однако при этом, в эти страхи включена детская тревожность, побуждающая мыслить ребенка о том, что в неизвестности заключена опасность, которая на самом деле его тревожит.По результатам исследования нами определены дети демонстрирующие «неуправляемое поведение». Таблица 11.Показатели по результатам исследования детей, демонстрирующим отклоняющееся поведениеИмя ребёнкаПоказатели по результатам исследованияСамооценка Уровень тревожностиВидение ребенком семейной ситуацииСтиль взаимоотношений в семьеХарактер общения в семье Алина А.НизкаяВысокийВыраженная конфликтностьОтрицатПотворств.гиперпротекцияВиктория Р.НизкаяВысокийВыраженная конфликтностьОтрицатПотворств.гиперпротекцияКирилл Л.НизкаяВысокийЧувство неполноценностиОтрицатЭмоциональное отвержениеУльяна У.СредняяВысокийВыраженная конфликтностьПоложитПотворств.гиперпротекцияЯна И.НизкаяВысокийЧувство неполноценностиОтлицатЭмоциональное отвержениеОпределенные в ходе исследования дети нуждаются в коррекционной работе.

.

Вопрос-ответ:

Каковы основные причины неуправляемости детей дошкольного возраста?

Основные причины неуправляемости детей дошкольного возраста могут быть связаны с их физическим и эмоциональным развитием, отсутствием навыков самоконтроля, низкой уровнем воспитания и образования со стороны родителей, негативными влияниями окружающей среды и т.д.

Какие психологические особенности имеют дети старшего дошкольного возраста?

Дети старшего дошкольного возраста находятся на стадии формирования своей личности. Они активно исследуют мир вокруг себя, развивают свои навыки и способности. В этом возрасте дети уже могут проявлять самостоятельность, но их поведение еще не всегда контролируется их родителями.

Какие воспитательные методы могут помочь родителям справиться с неуправляемостью ребенка дошкольного возраста?

Для справления с неуправляемостью ребенка дошкольного возраста родителям рекомендуется использовать позитивное воспитание, устанавливать четкие правила и границы, применять поощрения и наказания, учить ребенка самоконтролю и эмоциональной саморегуляции.

Каковы проявления неуправляемости у детей дошкольного возраста?

Признаками неуправляемости у детей дошкольного возраста могут быть агрессивное поведение, непослушание, беспорядочное и неразумное поведение, сопротивление взрослым, частые конфликты с другими детьми, невозможность воспринимать критику и инструкции, непоследовательность в действиях и т.д.

Какие исследования проведены на тему неуправляемости детей дошкольного возраста?

На тему неуправляемости детей дошкольного возраста было проведено множество исследований как в российской, так и зарубежной психологии. Эти исследования позволили выявить основные причины и проявления неуправляемости, а также описать эффективные методы работы с этой проблемой.

Как психологическое консультирование помогает родителям решить проблему неуправляемости детей дошкольного возраста?

Психологическое консультирование помогает родителям понять и разобраться в причинах неуправляемости и проявлениях детей дошкольного возраста. Этот процесс позволяет родителям получить информацию и стратегии по воспитанию и управлению поведением детей, а также научиться эффективным методам коммуникации и взаимодействия.

Какие психологические особенности характерны для детей старшего дошкольного возраста?

Дети старшего дошкольного возраста находятся на стадии развития, которая связана с формированием самостоятельности и независимости. Они проявляют интерес к исследованию окружающего мира, активно учатся и развивают навыки самостоятельного решения простых задач. Однако, этот возраст также характеризуется эмоциональной нестабильностью и повышенной энергичностью, что может приводить к повышенной неуправляемости.

Какие причины могут приводить к неуправляемости у детей дошкольного возраста?

Неуправляемость детей дошкольного возраста может быть вызвана разными факторами, включая недостаток внимания со стороны родителей, недостаток правильного воспитания и отсутствие четких правил, замаскированные проблемы эмоционального или физического здоровья, негативное влияние окружающей среды и т.д. Важно провести обследование, чтобы определить конкретные причины неуправляемости у каждого ребенка.

Какие проявления неуправляемости у детей дошкольного возраста могут быть?

Проявления неуправляемости у детей дошкольного возраста могут быть разнообразными. Это может быть отказ исполнять просьбы родителей, бросаться вещами, слезы и капризы, нежелание соблюдать правила, сопротивление и агрессия в ответ на запреты или ограничения. Некоторые дети могут проявлять неуправляемость только в определенных ситуациях, например, при посещении магазина или во время приема пищи.

Почему дети дошкольного возраста иногда бывают неуправляемыми?

Дети дошкольного возраста могут быть неуправляемыми по разным причинам. Одна из причин может быть связана с развитием их мозга - в этом возрасте могут происходить сильные эмоциональные перепады, и дети еще не умеют контролировать свои эмоции. Кроме того, основные причины неуправляемости детей дошкольного возраста могут быть связаны с их физическими потребностями - они могут быть голодными, уставшими или скучающими. Также влияние на неуправляемость детей могут оказывать факторы внешней среды, такие как недостаток внимания со стороны взрослых или пример негативного поведения, который они могут увидеть. Наконец, неуправляемость детей может быть связана с их индивидуальными особенностями - каждый ребенок уникален, и у каждого может быть свои специфические причины неуправляемости.

Какие психологические особенности детей старшего дошкольного возраста могут влиять на их неуправляемость?

Дети старшего дошкольного возраста находятся на ступени перехода от раннего детства к школьному возрасту. В этот период у детей происходят сильные изменения в их психологическом развитии, что может влиять на их поведение. Причины неуправляемости детей старшего дошкольного возраста могут быть связаны с их стремлением к самостоятельности и независимости. Они начинают проявлять собственную волю и желание делать все самостоятельно, что может приводить к конфликтам с родителями. Кроме того, в этом возрасте дети еще не обладают достаточной способностью к самоконтролю и регуляции своих эмоций, что может также приводить к неуправляемости.

Какими причинами обусловлена неуправляемость детей дошкольного возраста?

Неуправляемость детей дошкольного возраста может быть вызвана различными причинами, такими как недостаточное развитие самоконтроля, неправильное воспитание, негативные воздействия окружающей среды, наследственность, эмоциональные и психологические проблемы, а также некоторые физиологические особенности.