Вам нужнакурсовая работа?
Интересует Литература?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Творчество А.Н. Радищева в современных исследованиях

  • 30 страниц
  • 20 источников
  • Добавлена 21.10.2021
1 188 руб.1 320 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования мотива исповеди в творчестве А.Н. Радищева 4
1.1. Обзор различных подходов к проблеме исповедальности в художественной литературе 4
1.2. Основные этапы жизни и творчества А.Н. Радищева 11
Глава 2. Мотив исповеди в творчестве Радищева с позиции современных исследований 19
2.1. Мотив исповеди в произведении «Дневник одной недели» 19
2.2. Мотив исповеди в «Завещании детям» А.Н. Радищева 23
2.3. Библейские мотивы в исповедальных произведениях А.Н. Радищева 24
Заключение 28
Список использованных источников 29
Фрагмент для ознакомления

Тот факт, что в большинстве своих работ Радищев акцентирует внимание на социальных аспектах типологического сентименталистского конфликта и социальных основах эмоциональной жизни человека, позволяет определить оригинальность его творческого метода понятием «социологический сентиментализм».Однако между социологическими и психологическими разновидностями русского сентиментализма больше сходства, чем различий, и у нас уже были случаи убедиться в единодушии Радищева и Карамзина. В этой связи «Дневник одной недели» дает еще один убедительный аргумент в пользу мнения о единстве методологических основ творчества социолога-сентименталиста Радищева и психолога-сентименталиста Карамзина, которые долгое время рассматривались в литературоведении как эстетические и идеологические антагонисты.Один из аргументов в пользу датировки «Дневника одной недели» 1791 года, приводимый П. Н. Берковым, связывает стимул к написанию «Дневника» с публикацией первого из писем русского путешественника; исследователь обратил внимание на тональное и структурное совпадение первых фраз письма Карамзина и «Дневника» Радищева:Карамзин: «Я расстался с вами, дорогие, я расстался! Мое сердце привязано к тебе всеми моими самыми нежными чувствами, и я постоянно отдаляюсь от тебя и буду продолжать отдаляться!»Радищев: «Они ушли, друзья моей души ушли в одиннадцать часов утра... Следуя за удаляющейся каретой, я устремил взгляд, против своей воли падая на землю. Быстро вращающиеся колеса тащили меня за собой своим вихрем, — почему, почему я не пошел с ними?..».Это ассоциативная связь «Дневника одной недели», который не был опубликован при жизни Радищева, с двумя основными явлениями русской художественной прозы конца XVIII века. подчеркивает глубоко символическую природу естественной внутренней взаимосвязи между путешествиями по России и путешествиями по Западной Европе. В тот момент, когда Радищева насильственно исключают из русской литературы, а на его имя и книгу накладывается цензурный политический запрет, Карамзин входит в литературу, подхватывая традицию литературы о путешествиях и сохраняя ассоциативную память о своем предшественнике по самому названию своей первой книги. «Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву», опубликованное в 1790 году, было продолжено публикацией «Писем русского путешественника», начавшейся в 1791 году.Мотив исповеди в «Завещании детям» А.Н. РадищеваИсповедальным также является «завещание детям», написанное А.Н. Радищевым. Завещание, начинающееся трагическим восклицанием «Свершилось!», было написано под глубоким впечатлением смертного приговора, вынесенного Палатой уголовного суда вечером 25 июля 1790 г. 26 июля петербургский главнокомандующий, генерал-губернатор Я. А. Брюс представил решение Палаты на утверждение в Сенат. 25 июля о приговоре узнал и Радищев. Такое предположение подтверждается тем, что через день после написания завещания Радищев написал к нему дополнение. На копии, сделанной с этого дополнения, рукою писаря проставлена следующая дата: «Писано его рукою июля 27-го дня».Несмотря на то, что в произведении основной формой является обращение, можно отметить в нём и исповедальные черты. Так, А.Н. Радищев стремится донести до своих детей главное из своего жизненного опыта. Он отмечает, что для него обращение к Богу является важной составляющей его духовной жизни. Помимо этого, он стремится проанализировать значимость и других сфер: отношения к службе, к родным и близким людям, к необходимости почитать старших и проявлять снисходительность к тем, кто моложе. Также чертой исповеди является стремление Радищева попросить прощения: «У всех моих родственников просить за меня прощения, если я их чем-либо оскорбил». При этом, прощаясь, Радищев анализирует будущее, просит близких о том, чтобы не проявляли скорби по нему: «За сим, о возлюбленные мои, прижмите меня к сердцу вашему, и если то возможно, забудьте несчастнаго». Таким образом, он показывает, что ему важны чувства близких, он не хочет, чтобы они страдали, и чувствует свою вину перед ними. В «Дополнении» душевное состояние Радищева проявляется ещё более полно. Находясь в заключении, он тревожится не столько о себе, сколько о том, насколько несчастными стали его близкие из-за этого заключения и возможной казни. Именно это заставляет Радищева беспокоиться о будущем и испытывать чувство вины: «Душа страждет при сей мысли необычайно, и ежечасно умирает. О если бы я мог вас видеть хотя на одно мгновение, если бы мог слышать только радостные для меня глаголы уст ваших, о если бы я слышать мог из уст ваших, что вы мне отпускаете мою вину... О мечта!..». Библейские мотивы в исповедальных произведениях А.Н. РадищеваХудожественное своеобразие творчества А. Н. Радищева и сила воздействия его идей на читателя во многом определяются стилевыми особенностями. Писатель выходит за рамки" высокого стиля", определенного М. В. Ломоносовым, он использует не только церковнославянизмы, которые «понятны русским и не очень обветшали», но и архаичные употребления слов и форм, синтаксические конструкции, характерные для церковных текстов (аорист, формы причастий на -ай, - яй и т. д.). Исследователи (Ю. М. Лотман, Е. Д. Кукушкина) отметила наличие в его текстах прямых цитат, а также аллюзий и реминисценций из Библии. Н.Д. Кочеткова выделяет в«Путешествии из Петербурга в Москву» исповедальное начало и элементы проповеди. В «Путешествии» были выявлены обращения к Богу, являющиеся разновидностями молитв, в частности, молитва «Отче наш». Неокоченная повестьо Филарете Милостивом представляет особый интерес в связи с той ролью, которую в ней играют библейские цитаты и воспоминания. Учитывая обстоятельства создания этого произведения (А. Н.Радищев написал его в крепости в ожидании смертного приговора), использование таких культурно значимых цитат, как слова Нагорной проповеди Христа, приобретает в нем особое значение. В нашей работе раскрывается роль библейских реминисценций в повести «Положив непреодолимую преграду...», а также в письмах С. И. Шешковскому, в«Завещании детям».Система цитат, пропусков и толкований, связанных с текстом Библии, открывает три уровня текстовой адресации в рассказе Филарета Милостивого, которые объединяет апология автора. Адресатам-обвинителям, в первую очередь С. И. Шешковскому и Екатерине II, адресованы цитаты из псалмов Давида, подчеркивающие степень раскаяния автора и смиренную надежду на милосердие. Частое употребление имени Христа в начале рассказа в таких контекстах, как «правила Евангелия Христа», «заповеди Христа», «закон Христа», является кодом, символизирующим единство религиозных взглядов автора и предполагаемого читателя, призванным, по крайней мере, частично снять обвинение в деизме с автора. Адресатами также являются дети А. Н.Радищева, которым предназначены аргументы Филарета, облеченные в форму проповеди и философского диалога. Здесь представлены взгляды автора на проблему воспитания, взаимоотношения родителей и детей, нравственное совершенствование человека, бессмертие души, которые впоследствии нашли отражение в трактате «О человеке, его смертности и бессмертии». Эссе также адресовано будущим поколениям читателей. Для них писатель раскрывает свое понимание роли личности в обществе и истории. Этой цели служит цитата из Нагорной проповеди из Евангелия от Матфея, в которой говорится о девяти заповедях блаженства. Это самое узнаваемое в тексте рассказа: Послушайте слова Христа, и кого он учил быть благословенным: Блаженны нищие духом, блаженны кроткие, блаженны алчущие и жаждущие истины, блаженны милосердные; блаженны чистые сердцем; блаженны миротворцы. Радуйся и радуйся, говорит Богочеловек, мзды твоей много. А. Н. Радищев сокращает эту цитату, опуская три «блаженства»: плачущие, изгнанные ради истины и гонимые за веру во Христа: радуйтесь и радуйтесь, говорит Богочеловек, мзда ваша многочисленна. Христос неоднократно упоминается в «Богочеловеке»А. Н. Радищева, в частности, в «Путешествии из Петербурга в Москву», в трактате «О человеке, его смертности и бессмертии». Автор не пишет, что на небесах много денег, он не упоминает в своей цитате те дары, которыми будут вознаграждены «нищие духом», «алчущие и жаждущие истины» и другие, возможно, потому, что он сомневается в существовании загробной жизни и бессмертии души, но твердо убежден в бессмертии мысли. Он считает, что идеи выдающейся личности, научные открытия или смелые философские суждения переживают человека и обеспечивают ему «социальное» бессмертие – в человеческой памяти. В тексте цитаты и реминисценции из Библии несут значительную идеологическую нагрузку. Рассмотрение рассказа о Филарете Милостивом в контексте следственных документов расширяет наши представления об автобиографическом дискурсе А. Н.Радищева.ЗаключениеПроизведения А.Н. Радищева до сих пор являются актуальными объектами литературоведческих, социологических и исторических исследований. При этом творчество исследуется с разных позиций.В рамках данного исследования были проанализированы современные исследования зарубежных специалистов, посвящённые творчеству А.Н. Радищева. По мнению современных исследователей, Радищев, совесть которого была задета страданиями его соседей, хотел стать создателем другой, лучшей социальной системы. Он был первым из российских кающихся дворян, кто потребовал радикального преобразования российской политической системы. Радищев стал основоположником гражданского направления в русской литературе (развитого в произведениях декабристов, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева и др.). Его литературные произведения были отмечены "героическим, прометеевским духом, предзнаменованием пылкой и лишенной религиозной окраски веры в будущее.Одним из значимых жанров в творчестве А.Н. Радищева является жанр исповеди. Исповедческие мотивы присутствуют в различных произведениях Радищева, в рамках данного исследования они проанализированы в таких работах, как «Путешествие из Петербурга в Москву», «Дневник одной недели», «Завещание детям», «Житие Фёдора Васильевича Ушакова», «О человеке, его смертности и бессмертии», «Положив непреодолимую преграду». Показано, что исповедческие мотивы в творчестве Радищева непосредственно связаны с событиями, происходящими в его жизни, и выражают эмоциональное отношение к ним. Не случайно некоторые из перечисленных работ написаны во время его заключения и ожидания смертной казни.Исповедческие мотивы в творчестве А.Н. Радищева перекликаются с библейскими мотивами, так как для данного литературного деятеля православные традиции и культура были важной ценностью.Список использованных источниковБабкин Д.С. Комментарии: Радищев. Завещание детям. 25 июля 1790 г. Из Петропавловской крепости // Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. М.;Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1938-1952. Т. 3 (1952). С. 620—621.Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – С. 7–180Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. — 543 с.Берков П. Н. Проблемы исторического развития литературы. Л., 1981. С. 148.Дановский, А.В. Вольность у Радищева и у Пушкина // Русская речь – 2009. - № 1. – с. 3 – 11.Галаган Г. Я. Герой и сюжет «Дневника одной недели». Вопрос о датировке // XVIII век. Сб. 12. Л., 1977. С. 67—71.Джумайло О. А. Английский исповедально-философский роман 1980–2000 гг. : дис. ... д-ра филол. наук. – Москва, 2014. – 395 с.Елисеева, О.И. Радищев. – М., 2015. – 228 с.Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. Л., 1984.Кочеткова Н. Д. Исповедь в русской литературе конца XVIII в. // На путях к романтизму. Л., 1984. С. 71–99.Кочеткова Н Д. Радищев // История русской литературы: В 4т. Л., 1980. Т. 1. С. 715—716Криницын А. Б. Формы исповеди в романах Ф. М. Достоевского : дис. ... канд. филол. наук. – Москва, 1995. – 204 сКузнецова Е. К. Модификация молитвы в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. // Святоотеческие традиции в русской литературе. Сборник материалов II Всероссийской научной конференции. Ч. I. Омск, 2009. С. 167–170Макогоненко Г. П. Радищев и его время. М., 1956. С. 434—439.Мезин, С.А. Дидро, Рейналь и Радищев: из истории филициации идей // XVIII век. 2013. Т. 27. С. 326-342.Михайлова М. В. Молчание и слово (таинство покаяния и литературная исповедь) [Электронный ресурс] // Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова. / Материалы международной конференции (Санкт-Петербург, 26-27 мая 1997 г.) – Санкт-Петербург: Изд-во Института Человека РАН (СПб Отделение), 1997Патрикеев С. И. Исповедь в поэтике русской прозы первой трети ХХ в.: Проблемы жанровой эволюции : дис. ... канд. филол. наук. – Коломна, 1999. – 181 с.Радищев А. Н. Сочинения. М., 1988. Уваров М. С. Архитектоника исповедального слова. – СПб.: Алетейя, 1998. – 256 с.Честнова Н. Ю. Исповедальность как принцип становления поэтики художественной прозы Ф.М. Достоевского: на материале повести «Записки из подполья» и романа «Подросток» : автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Нижний Новгород, 2012. – 26 с.

1. Бабкин Д.С. Комментарии: Радищев. Завещание детям. 25 июля 1790 г. Из Петропавловской крепости // Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. М.;Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1938-1952. Т. 3 (1952). С. 620—621.
2. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – С. 7–180
3. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. — 543 с.
4. Берков П. Н. Проблемы исторического развития литературы. Л., 1981. С. 148.
5. Дановский, А.В. Вольность у Радищева и у Пушкина // Русская речь – 2009. - № 1. – с. 3 – 11.
6. Галаган Г. Я. Герой и сюжет «Дневника одной недели». Вопрос о датировке // XVIII век. Сб. 12. Л., 1977. С. 67—71.
7. Джумайло О. А. Английский исповедально-философский роман 1980–2000 гг. : дис. ... д-ра филол. наук. – Москва, 2014. – 395 с.
8. Елисеева, О.И. Радищев. – М., 2015. – 228 с.
9. Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. Л., 1984.
10. Кочеткова Н. Д. Исповедь в русской литературе конца XVIII в. // На путях к романтизму. Л., 1984. С. 71–99.
11. Кочеткова Н Д. Радищев // История русской литературы: В 4т. Л., 1980. Т. 1. С. 715—716
12. Криницын А. Б. Формы исповеди в романах Ф. М. Достоевского : дис. ... канд. филол. наук. – Москва, 1995. – 204 с
13. Кузнецова Е. К. Модификация молитвы в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. // Святоотеческие традиции в русской литературе. Сборник материалов II Всероссийской научной конференции. Ч. I. Омск, 2009. С. 167–170
14. Макогоненко Г. П. Радищев и его время. М., 1956. С. 434—439.
15. Мезин, С.А. Дидро, Рейналь и Радищев: из истории филициации идей // XVIII век. 2013. Т. 27. С. 326-342.
16. Михайлова М. В. Молчание и слово (таинство покаяния и литературная исповедь) [Электронный ресурс] // Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова. / Материалы международной конференции (Санкт-Петербург, 26-27 мая 1997 г.) – Санкт-Петербург: Изд-во Института Человека РАН (СПб Отделение), 1997
17. Патрикеев С. И. Исповедь в поэтике русской прозы первой трети ХХ в.: Проблемы жанровой эволюции : дис. ... канд. филол. наук. – Коломна, 1999. – 181 с.
18. Радищев А. Н. Сочинения. М., 1988.
19. Уваров М. С. Архитектоника исповедального слова. – СПб.: Алетейя, 1998. – 256 с.
20. Честнова Н. Ю. Исповедальность как принцип становления поэтики художественной прозы Ф.М. Достоевского: на материале повести «Записки из подполья» и романа «Подросток» : автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Нижний Новгород, 2012. – 26 с.

Узнать стоимость работы