место игры в изобразительной деятельности дошкольников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 3535 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 09.08.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 4
1.1.Роль игры в развитии дошкольников 4
1.2. Художественное воспитание детей дошкольного возраста 8
1.3 Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития дошкольника 13
ГЛАВА 2.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИНТЕГРАЦИИ ИГРОВОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 23
2.1.Условия интеграции игровой и изобразительной деятельности в ДОУ 23
2.2.Практические аспекты применения игры как средства развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Фрагмент для ознакомления

Благодаря непринужденной обстановке игры, дети с легкостью осваивают элементарные закономерности изображения. Игра обеспечивает ребенку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать стремления и желания. В изобразительной игре скрыт процесс обучения, здесь происходит активное формирование познавательных процессов мышления, восприятия, памяти и воображения. В процессе изобразительной игры и игрового изображения накапливается сенсорный опыт, уточняются представления и знания детей о различных предметах. В этих играх дети овладевают умением выделять свойства предметов, сравнивать и устанавливать сходство и различие. Игровое изображение снимает у детей напряжение, избавляет от страха «я не могу» или «у меня не получается». В игровом изображении отсутствует система запретов и нет довлеющего процесса обучения.Применение изобразительной игры и игрового изображения в образовательном процессе работы дошкольного учреждения позволило их определить как оптимальное средство творческого развития детей дошкольного возраста.В ходе проведения экспериментальной работы было выявлено одно из наиболее важных педагогических условий, позволяющее активно включить все сферы личности ребенка. Это многовариативность изобразительной игры и игрового изображения. Очень часто можно наблюдать, что многие дети стремятся рисовать одно и то же, играть в одни и те же игры. При этом прогнозируемость положительного конечного результата создает ребенку особое чувство комфорта и определенной инертности как мотивационно-потребностной, так и интеллектуальной сферы. Полагаем, что эта ситуация, хотя и служит в какой-то мере стабилизатором нервной системы ребенка, все же мало способствует творческому развитию личности.Наблюдения показывают, что если воспитатель достаточно активно разнообразит характер и сюжет игр, если ребенка стимулируют рисовать разные объекты и по-разному, то психика ребенка становится более устойчивой к стрессам и творческий потенциал растет более интенсивно.Таким образом, можно сформулировать несколько выводов. 1.Содержательной составляющей творческого развития детей дошкольного возраста является освоение элементарных закономерностей изображения. 2.Интеграция двух видов деятельности ведет к возникновению поля активного освоения универсальных способностей, обеспечивающих творческое развитие ребенка. 3.Интеграция игровой и изобразительной деятельности выявляет своеобразные подвиды деятельности детей: изобразительную игру и игровое изображение. 4. Многовариативностьигр и изображений выступает в качестве внутреннего механизма, запускающего творческое развитие личности ребенка.Таким образом, сущность процесса интеграции состоит в том, что она позволила объединить два вида деятельности — игровую и изобразительную, на ее основе которой были выявлены возможности осуществления педагогического воздействия на творческое развитие детей дошкольного возраста. Интеграция игровой и изобразительной деятельности стала основой для определения совокупности педагогических условий творческого развития детей дошкольного возраста [8].В качестве основных педагогических условий выступили следующие положения: •Педагог осознает сущность творческого развития как освоение ребенком универсальных способностей в системе позитивно-преобразующей деятельности. Воспитатель дошкольного учреждения должен направлять преобразовательную активность ребенка дошкольного возраста на создание и изменение реальности, через игру, рисунок, поделку, где результатом будут выступать внутренние изменения, происходящие в нем. •В качестве поля активного освоения универсальных способностей личности выступают изобразительная игра и игровое изображение как результат интеграции игровой и изобразительной деятельности. •В игровом изображении создается творческий «продукт» -рисунок, а в изобразительной игре он используется как средство социализации ребенка. •Многовариативность изобразительной игры и игрового изображения выступает в качестве механизма, запускающего творческое развитие личности ребенка. 2.2.Практические аспекты применения игры как средства развития изобразительной деятельности детей дошкольного возрастаВ первую очередь, в ДОУ можно использовать дидактические игры в изобразительной деятельности. Первый блок игр, направлен на создание ситуации успеха, поэтому главная его задача - помочь ребенку поверить в собственные силы, снять недоверие к своей руке; а также развивать творческое воображение, оказывать помощь в открытии своего "Я" и формировать различные изобразительные приемы.В рамках этого блока используются игры типа "Дорисуй предмет", "Рисование по опорным точкам", "Монотипия", "Штриховка", "Фроттаж" и др. В изодеятельности существуют игры, формирующие нравственные представления детей, помогающие снять эмоциональное напряжение; игры, способствующие развитию умений раскрывать образ героя с помощью цвета. В игре "Рисуем музыку" детям предлагается, закрыв глаза, проводить линии, затем найти в этих линиях образы и закрасить; предлагается раскрашивание образов или предметов, противоположных по характеру, например, "добрый волшебник - злой колдун", "веселый сон - страшный сон". Все эти игры способствуют гармонизации личности, они учат соотносить цветовую гамму с образом, его эмоциональным состоянием и особенностями. Использование игр с основами моделирования, таких как "Пиктография", "Опорные сигналы", "Игры в художников", а также "Кляксография", "Пальцевая живопись", способствуют развитию чувства уверенности, самостоятельности, умения общаться друг с другом и взрослыми. Они объединены в блок игр. Эти игры учат детей самостоятельно создавать образ, обозначать предметы символами, значками, снимают напряжение. Формированию стремления к самосовершенствованию, эмоциональному осознанию и регулированию поведения ребенка помогают игры, включенные в блок «Снятие враждебности». Здесь предлагают детям изобразить увиденное в окружающей жизни ("Красивое и безобразное", "Удивительное рядом") и передавать свои эмоции в цвете: черный цвет - боль, злость; желтый - радость; серый - грусть. Предлагаю детям нарисовать самого себя: "Какой ты сейчас", "Каким тебя хотят увидеть родители", "Каким ты хочешь стать". Для снятия тревожности у детей применяют игры, развивающие уверенность в себе, снимающие эмоциональную напряженность, страхи и негативные переживания. В таких играх, как "Пластилиновая живопись", "Превращение завитков", "Рисование спиралеобразных линий", "Соединение единой линией двух предметов", "Изображение своего настроения", совершенствуются движения руки, формируется активная личностная позиция. Все вышеперечисленные игры используют, по рекомендации психолога, в индивидуальной и подгрупповой работе вне занятий [15].В частности, в изобразительной деятельности в ДОУ можно использовать игры на развитие творческой активности:1. Наверное, многие замечали, что если прольётся на стол несколько капель воды, дети сразу начинают выводить рисунки, поэтому в моей коллекции появилась игра «Волшебная капля». Дети рисуют цветными каплями. В данной технике развивается не только воображение, но и закрепляются умения смешивать и различать оттенки цветов.2. Игровое упражнение «Простые рисунки".Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. При их создании не нужно закладывать никакого определенного значения.Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше.Также опишем пример разработки обучения нетрадиционным техникам рисования. Задачи разработкиОбучающиеРазвитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация) Расширение представлений о многообразии нетрадиционных техник рисования. Обучение приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием разных материалов.Учить детей самостоятельному выбору материала для нетрадиционного рисования и умелому его использованию. Помощь детям в получении навыков и умений при работе с нетрадиционными техниками.Развивающие:Развитие детского творчества.Развитие художественного вкуса и творческого потенциала. Развитие у детей познавательных процессов: наблюдательности и любознательности, мышления, воображения и фантазии, умения составлять рассказ об изображаемом, творчество.Развитие связной речи детей: развитие навыков общения, точного выражения своих мыслей и чувств, упражнять в правильном использовании грамматических форм языка.Воспитательные:Приобщение к изобразительному искусству Воспитание у детей чувства прекрасного, умения видеть красоту в окружающем мире.  Воспитание гражданских и патриотических чувств: любви к Родине,  родному краю и интереса к народному искусству. Формирование умения работать в коллективе.Прививать интерес к нетрадиционным техникам рисования. Этапы опыта1. Вводная часть:Чтение сказок, игры по темам,  слушание мелодий, рассматривание альбомов произведений искусства и народного творчества, беседы о художниках и т. д. Цель вводной части - настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт.2. Основная часть:Представлена художественным словом; играми; объяснением материала - показом изображения и рассказом воспитателя; рассматриванием произведений искусства и народного творчества для того, чтобы активизировать познавательную активность и развивать творческие способности дошкольников; физминутками и пальчиковой гимнастикой; непосредственной изобразительной деятельностью детей.3. Заключительная часть: Проведение анализа деятельности детей педагогом и детьми. Закрепляем полученные знания и положительные эмоции от работы на занятии.Опыт представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисования, которая представлена комплексными занятиями, развивающими играми и упражнениями, консультациями для педагогов и родителей, практическими приёмами работы с различными материалами.Новизна. Опыт обладает инновационным характером, так как в системе работы осуществляется использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности и способов развития творчества детей: рисование отпечатком руки и пальцев, бросовым материалом (крышка, пробка, пенопласт, поролон, и т.д.), восковые мелки и акварель, свеча и акварель и др.Нетрадиционные техники рисования основаны на необычных сочетаниях материалов и инструментов. Несомненно, достоинство таких техник заключается в универсальности их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом миреМалыши учатся рисовать пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Работа выстраивалась на следующих принципахЧтобы успешно обучать детей, педагог должен заниматься самообразованием – читать методическую литературу, посещать открытые мероприятия в своем детском саду и в ДОУ города.При организации работы с детьми по изобразительной деятельности не только передавать ребенку знания, представления и навыки, а стимулировать проявление самостоятельности и творчества, осуществлять развитие социально-эмоциональной сферы.В общении с детьми лучше использовать позицию педагог-партнёр. Соблюдаю критерии руководства изобразительной деятельностью: нужно знать особенности творческого развития детей, их специфику, обладать умением тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми  навыками.НОД проводились в форме игр, цель которых научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Благодаря таким занятиям дети начинают верить в свои творческие силы, обретают внутреннюю гармонию. Принципы работы с детьми были представлены доступностью отбираемого материала; постепенным усложнением программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью; индивидуальным подходом к детям.Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию: создание игровой ситуации; показ воспитателя; использование движения руки; сравнение двух техник; проговаривание последовательности работы; педагогическая диагностика[13].Результативность опыта     Анализ опыта показывает повышение уровня художественных способностей у всех детей,  стал проявляться личностный рост каждого воспитанника, что является подтверждением позитивных результатов эксперимента:- Дети приобрели ценный опыт по творческому воплощению замыслов, научились активно взаимодействовать друг с другом в процессе изобразительной деятельности, стали более раскрепощенными, инициативными, научились более свободно выражать свои мысли и эмоции, что является важнейшей составляющей творческого развития.- Дети научились оказывать помощь друг другу, выстраивать партнерские отношения с воспитателем, застенчивые дети стали более раскрепощенными.   Наблюдения за детьми показали, что дети стали чувствовать себя творцами, ощущать волшебство творчества Многие дети на основе полученных знаний, умений и навыков не стали ограничиваться рамками заданий одного занятия – они стали тяготеть к личному творчеству, а именно, речь идет об изобретении детьми новых способов рисования, комбинировании нескольких способов в одном рисунке, создании коллажей и т.п. Также с детьми после реализации программы были оформлены тематические стенды, сделаны поздравительные стенгазеты, была проведена выставка детских творческих работ. ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Анализ теоретико — методологических источников по исследованию игровой и изобразительной деятельности показал, что в этих видах детской деятельности заложен огромный потенциал для раскрытия творческих проявлений личности ребенка. Игра как ведущий вид деятельности оказывает воздействие на становление всех новообразований личности дошкольника. Однако следует заметить, что в игре доминирует формирование мотивационнно-потребностной сферы личности дошкольника.Изобразительная деятельность поглощает внимание и интерес ребенка своей яркостью красок и необычностью форм, и в процессе ее дети познают окружающую действительность. Изобразительная деятельность воздействует на познавательные процессы: восприятие, ощущения, память, представления, воображение, операции и качества мышления, на эмоционально-чувственную сферу — все это является базой для творческого развития личности дошкольника.Творческое развитие личности осуществляется в деятельности, которая позитивно преобразует действительность. Детские виды деятельности педагогически управляемы и в определенной степени раскрывают творческий потенциал ребенка. Именно в игровой и изобразительной деятельности ребенок активно проявляет себя. Его активность в двух видах деятельности позволяет выходить за рамки ситуаций и находить нестандартные решения и наводит на размышление об интеграции этих двух видов деятельности. Интеграция двух видов деятельности представляется вполне естественным явлением.Детям свойственно эмоционально реагировать на творчество, игру и рисунок, на новые техники рисования. Их рисунки постепенно обретают яркость, насыщенность колорита, точность передачи художественного образа. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫНормативные документыФГОС ДО. – Режим доступа: https://fgos.ru/Учебники, учебные пособия, монографииИванова О.Л., Васильева И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь, 2010. – 92 с.Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.: Владос, 2006. – 255 с.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 277 с.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Педагогика, 1990. – 142 с.Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников.- М.: Педагогическое общество, 2010. – 128 с.Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2011. – 125 с.Пшеничных Л.А. Педагогические условия творческого развития детей в процессе игровой и изобразительной деятельности (На материале дошкольного образования) :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Белгород, 2005. - 199 c.Пышьева Н.С., Дмитриев Ю.А. Творческая активность детей старшего дошкольного возраста и ее развитие в ручном труде. – М.: Перспектива, 2010. – 144 с. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. – Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2015. – 205 с.СтатьиВаркки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2013. - N6. - С.57-67.Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике//Дошкольное воспитание – 1995 - №11.Интернет-ресурсыКондратьева Н. В. Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии дошкольников / Н. В. Кондратьева, М. В. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 629-632. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16332/ Кузнецова Н. Игра в системе обучения дошкольников изобразительной деятельности. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/igra-v-sisteme-obuchenija-doshkolnikov-izobrazitelnoi-dejatelnosti.htmlНиколаева Л. Ю. Игровая деятельность дошкольников / Л. Ю. Николаева, Е. А. Николаева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 25-29. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/859/ Овсянникова М. П. Значение игры для дошкольников / М. П. Овсянникова, А. А. Кутняк, И. Н. Балакина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 347-350. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40177/

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы
1. ФГОС ДО. – Режим доступа: https://fgos.ru/
Учебники, учебные пособия, монографии
2. Иванова О.Л., Васильева И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь, 2010. – 92 с.
3. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.: Владос, 2006. – 255 с.
4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 277 с.
5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Педагогика, 1990. – 142 с.
6. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания дошкольников.- М.: Педагогическое общество, 2010. – 128 с.
7. Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2011. – 125 с.
8. Пшеничных Л.А. Педагогические условия творческого развития детей в процессе игровой и изобразительной деятельности (На материале дошкольного образования) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Белгород, 2005. - 199 c.
9. Пышьева Н.С., Дмитриев Ю.А. Творческая активность детей старшего дошкольного возраста и ее развитие в ручном труде. – М.: Перспектива, 2010. – 144 с.
10. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. – Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.
11. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2015. – 205 с.
Статьи
12. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2013. - N6. - С.57-67.
13. Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике//Дошкольное воспитание – 1995 - №11.
Интернет-ресурсы
14. Кондратьева Н. В. Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии дошкольников / Н. В. Кондратьева, М. В. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 629-632. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16332/
15. Кузнецова Н. Игра в системе обучения дошкольников изобразительной деятельности. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/igra-v-sisteme-obuchenija-doshkolnikov-izobrazitelnoi-dejatelnosti.html
16. Николаева Л. Ю. Игровая деятельность дошкольников / Л. Ю. Николаева, Е. А. Николаева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 25-29. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/859/
17. Овсянникова М. П. Значение игры для дошкольников / М. П. Овсянникова, А. А. Кутняк, И. Н. Балакина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 347-350. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40177/