Вам нуженреферат?
Интересует История?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Политическая и правовая мысль в Древней Греции

  • 27 страниц
  • 12 источников
  • Добавлена 15.08.2021
990 руб.1 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
1.Основные этапы развития государственности Древней Греции. Политическая мысль эпохи военной демократии 4
2.Классические политико-правовые концепции (Платон, Аристотель) 8
3.Политико-правовое учение софистов 24
Заключение 26
Список литературы 27

Фрагмент для ознакомления

э.В «Политии» Аристотеля процесс падения монархии и последующего перехода к аристократии представлен как медленный и последовательный.Затем на место аристократии приходит демократия. Согласно описанию Аристотеля, эпоха тирана Писистрата – это время, непосредственно предшествующее появлению демократических деятелей V столетия. Что касается Клисфеновой реформы, то она представлена как развитие принципов, коорые и раньше существовали, однако были малоразвиты. Как полагает Аристотель, именно после этой реформы в Афины проникает демократия. Из «Афинской политии» Аристотеля ясно следует, что афинская демократия – это не что иное, как чисто народное создание. Как справедливо отмечает В.П. Бузескул, Аристотель показывает, что демократию ни в коем случае нельзя считать плодом политических интриг или результатом честолюбия. Внимательное прочтение «Политии» убеждает в том, что лидеры аристократического толка вызывают у Аристотеля симпатию. Но все же, ценности олигархии Аристотелем также не разделялись. Скорее философа можно назвать сторонником принципа золотой середины. В обществе, во всех его элементах, связанных между собой и составляющих некоторое целое, элемент властвования и элемент подчинения сказываются во всем. Это «общий закон природы, и как таковому ему и подчинены одушевленные существа». Вразрез с Платоном, который оспаривал право на личное владение для стражей-воинов и даже выдвинул проект общности для них жен и детей, Аристотель выступает как сторонник индивидуальной частной собственности.Необходимо держаться того способа пользования собственностью, который сочетает в себе систему собственности общей и частной. Состав государства, по Аристотелю, сложен. Государство — понятие многоаспектное; оно, как и всякое другое понятие, являясь целым, включает в себя многие составные части. Одна из них представлена народной массой, которая работает над продуктами питания, речь идет о земледельцах. Вторая составная часть государства представлена классом так называемых ремесленников, этот класс занимается различными ремеслами, без которых государство существовать не может, ведь эти ремесла обеспечивают и скрашивают жизнь. Третья частъ представлена торговым классом, который осуществляет куплю и продажу, торговлю. Четвертая часть — наемные рабочие, пятая — военное сословие.Необходимые для существования государства классы эти, однако, обладают различной значимостью и достоинством. В сущности два главных «класса», согласно мысли Аристотеля, являются государством-городом (полисом) в точном смысле слова: речь идет о военном сословии, лицах, из числа которых осуществляется выделение законосовещательного органа, который заботится о государственных интересах. Эти классы должны владеть собственностью, а гражданами могут быть только лица, принадлежащие к этим классам. У ремесленников отсутствует право гражданства, это касается и иных классов, поскольку они не служат добродетели. Добродетель напрямую связана с политической деятельностью. Политические деятели обладают необходимой политической мудростью.В "Политике", в книгах VII-VIII, изложено исследование Аристотеля о наилучшем (по его словам) государственном строе.Аристотель разделяет формы государственного устройства на три типа правильных форм, в которых государством управляют ради ОБЩЕГО БЛАГА, и соответствующие им три типа извращенных форм, где правящие руководствуются своими ЭГОИСТИЧЕСКИМИ интересами. Самой правильной формой правления является монархия, то есть, речь идет о власти одного человека, которая освящена традицией. Тиранию Аристотель считал извращенной формой правления, поскольку она возникает в случае, если какие-то лица насильственно захватывают власть. В качестве правильной формы правления немногочисленной элиты выступает аристократия. То есть, у власти находятся родовитые, состоятельные люди, прекрасно образованные и способные управлять ради достижения общего блага. Олигархию Аристотель также считал извращенной формой, поскольку вся власть переходит в руки богатых людей, которые используют власть только для того, чтобы это богатство приумножать. Идеальная форма правления большинства Аристотелем определена как полития, при данной форме народ одновременно и подчиняется, и властвует на базе закона, осуществляя распределение должностей среди состоятельных людей согласно их заслугам. Демократия в ее чистом виде Аристотелем определена как извращенная форма правления, поскольку бедные люди способны учитывать только свои эгоистические интересы, а зажиточные граждане при такой форме будут ущемлены. Итак, полития является для Аристотеля наилучшей формой правления и формой власти, но он нигде не говорит о реально существующем государственном строе этого типа, хотя, возможно, предполагал ее существование в Греции в более раннюю эпоху.Таким образом, раскрытие сущности государства и политики Аристотелем осуществляется посредством цели, причем, эта цель наделена выраженным воспитательным характером. Граждане государства должны проявлять всяческие добродетели, иметь положительные качества, следовать этике и государственным законам. Цель политики заключается в том, чтобы обрести справедливое благо. Ранее мы отмечали, что Аристотель опирается на теорию образования государства по причине склонности людей к общению. Политическое устройство – это есть порядок, который определяет распределение государственной власти, определяет специфику как верховной власти, так и нормы поведения каждого человека в обществе. Базисом идеального политического устройства выступает законность, если законы отсутствуют, то, как полагал Аристотель, нельзя говорить о наличии политического устройства. Также в качестве основы идеального политического сообщества выступает принцип единомыслия граждан в относительно добродетелей. Аристотелем были выявлены те классы, которые составляют государство и должны заниматься тем делом, которое им предназначено: • Народ – это те крестьяне, которые работают, чтобы производить продукты питания, • Ремесленники - они создают орудия труда, • Торговцы - они обменивают и распределяют товары, выполняя важные экономические функции, • Чиновники - их задача заключается в том, чтобы на рациональных принципах управлять государством, • Военные - они стоят на страже государственной безопасности.Кроме того, Аристотель выступает против наличия резкой дифференциации людей по имущественному признаку, поскольку отсутствие благоденствия большинства граждан вызывает смуты и гражданские войны. Аристотелем также была выдвинута идея разделения властей в государстве: законодательный орган; должностной орган; судебный орган.3.Политико-правовое учение софистовРазличают обычно старших софистов и младших. К числу старших относятся Протагор, Горгий, Гиппий, Антифон, Продик; к числу младших – Ликофон, Тразимах, Калликл, Алкидам, Критий. Старшие софисты придерживались прогрессивных взглядов и были сторонниками демократии. Среди младших наряду с представителями демократического направления встречались и защитники авторитарных взглядов и течений. Сочинения софистов до нас не дошли, за исключением некоторых отдельных отрывков. Сведения об их произведениях и их учениях содержатся в трудах других античных мыслителей, главным образом Платона и Аристотеля. Однако оба они, в особенности Платон, относились к софистам критически. Надо отметить, что вопросы государства и права поставлены были, прежде всего, у прославленного представителя старшего поколения софистов – Протагора (ок. 490 – ок. 420 гг. до н.э.). Его перу принадлежало много произведений, в том числе сочинения «О государстве», «О борьбе», «О богах», «Истина или ниспровергающие речи». Содержание сочинения «О государстве» остается совершенно неизвестным. Протагор выдвинул учение об относительности знаний и наших представлений о добре и зле. По егомнению, все зависит от того, как человек воспринимает и оценивает постигаемую им действительность. Проблемам государства и права уделяли внимание также и другие представители старшего поколения софистов – Горгий и Гиппий. Оба они обладали большой эрудицией и красноречием. Учениками Горгия были такие выдающиеся ораторы древности, как Перякл и Исократ. Горгий и Гиппий выдвигали мысль об условности и относительности моральных оценок. Столь же относительными они признавали и нормы права: положительный закон есть условный продукт государственной власти, которая устанавливает свои правила, не считаясь с тем, что соответствует природе.Горгий выделяет два типа законов – писаные – созданные человеком, и божественные, установленные свыше. И хотя Горгий указывает на бесспорный приоритет божественного закона, он всемерно восхищается писанными, искусственными законами людей, которые позволяют сохранять порядок и справедливость, и призывает всячески следовать и охранять их. ЗаключениеИтак, в Древней Греции как классические и наиболее подробные выступают учения Платона и Аристотеля. Обоснованными являются идеи Платона, связанные с критикой демократии. Несмотря на некоторые преувеличения, Платон смог увидеть проблемные аспекты демократического государственного устройства. На современном этапе мы можем видеть, что многие идеи Платона стали реальностью, а, значит, государственно-правовое учение Платона имеет огромный прогностический потенциал. Безусловно, можно согласиться с Платоном в том, что управлением государством не должны заниматься случайные люди. Государственное управление должно быть отдано тем людям, которые имеют соответствующие компетенции, наделены даром управления. Раскрытие сущности государства и политики Аристотелем осуществляется посредством цели, причем, эта цель наделена выраженным воспитательным характером. Граждане государства должны проявлять всяческие добродетели, иметь положительные качества, следовать этике и государственным законам. Цель политики заключается в том, чтобы обрести справедливое благо. Список литературыАристотель. Афинская полития.// http://lib.rus.ec/b/104434Вахитов Р. Критика демократии у Платона. http://nevmenandr.net/vaxitov/platodemos.phpГлухов А.А. Постановка проблемы справедливости в «Государстве» Платона. https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/113974337Кулагин В.В., Лезина Е.П. «Афинская полития» Аристотеля о наилучшей форме правления.// Приволжский научный вестник. – 2016. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/afinskaya-politiya-aristotelya-o-nailuchshey-forme-pravleniya Лезина Е.П., Ашутова Н.Ю. Политико-правовое учение софистов.// Социально-политические науки. 2018. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/politiko-pravovoe-uchenie-sofistovМорозова, Л. А. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРА М, 2020. – 800 с.Нерсесянц, В. С. История политических и правовых учений : учебник для вузов / В. С. Нерсесянц. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2021. - 704 с.Платон. Государство. http://grani.roerich.com/plato/txt/state01.htmПопова, А. В. История государства и права зарубежных стран Древнего мира и Средних веков : учебник и практикум для вузов / А. В. Попова. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 211 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03331-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451089 (дата обращения: 16.07.2021).Рассел Б. История западной философии. – М.: Эксмо, 2020. – 512 с.Шичалин Ю.А. Гомер – исток и скрепа европейской цивилизации. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2020. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gomer-istok-i-skrepa-evropeyskoy-tsivilizatsiiШумкина К.П., Лезина Е.П. Политико-правовое учение Платона: идеальное государство.//Контентус. 2019. № 1(78). С. 13-19.

Список литературы

1. Аристотель. Афинская полития.// http://lib.rus.ec/b/104434
2. Вахитов Р. Критика демократии у Платона. http://nevmenandr.net/vaxitov/platodemos.php
3. Глухов А.А. Постановка проблемы справедливости в «Государстве» Платона. https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/113974337
4. Кулагин В.В., Лезина Е.П. «Афинская полития» Аристотеля о наилучшей форме правления.// Приволжский научный вестник. – 2016. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/afinskaya-politiya-aristotelya-o-nailuchshey-forme-pravleniya
5. Лезина Е.П., Ашутова Н.Ю. Политико-правовое учение софистов.// Социально-политические науки. 2018. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/politiko-pravovoe-uchenie-sofistov
6. Морозова, Л. А. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРА М, 2020. – 800 с.
7. Нерсесянц, В. С. История политических и правовых учений : учебник для вузов / В. С. Нерсесянц. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2021. - 704 с.
8. Платон. Государство. http://grani.roerich.com/plato/txt/state01.htm
9. Попова, А. В. История государства и права зарубежных стран Древнего мира и Средних веков : учебник и практикум для вузов / А. В. Попова. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 211 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03331-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451089 (дата обращения: 16.07.2021).
10. Рассел Б. История западной философии. – М.: Эксмо, 2020. – 512 с.
11. Шичалин Ю.А. Гомер – исток и скрепа европейской цивилизации. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2020. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gomer-istok-i-skrepa-evropeyskoy-tsivilizatsii
12. Шумкина К.П., Лезина Е.П. Политико-правовое учение Платона: идеальное государство.//Контентус. 2019. № 1(78). С. 13-19.

Узнать стоимость работы