Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Уголовный процесс
  • 3535 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 19.08.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретический аспект превышения должностных полномочий 4
1.1 Превышение должностных полномочий. Уголовно-правовая характеристика 4
1.2 Состав превышения должностных полномочий 14
Глава 2. Вопросы квалификации превышения должностных полномочий 20
2.1 Проблемы квалификации и привлечения к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий 20
2.2 Анализ материалов судебной практики 25
Глава 3. Совершенствование законодательства об ответственности за превышение должностных полномочий 29
Заключение 33
Список используемой литературы 35

Фрагмент для ознакомления

Кроме того, изучение судебно-следственной практики свидетельствует о неоднозначности законодательного закрепления объективной стороны превышения должностных полномочий. Так, в некоторых случаях возникают трудности при определении «явности» выхода за пределы должностных полномочий, которая должна указывать на очевидность и осознанность действий должностного лица [4, с. 74]. Несовершенство законодательного закрепления общественно опасного деяния ст. 286 УК РФ подчеркивается отечественными авторами. Например, по мнению О. А. Плеховой, признак «явного» выхода должностным лицом за пределы своих полномочий в составе превышения должностных полномочий является субъективнообъективным, поэтому, с одной стороны, явный выход за пределы предоставленных должностному лицу полномочий должен быть очевидным и ясным, а с другой стороны, явный выход за пределы должностных полномочий должен осознаваться самим виновным [5, с. 11]. Иной подход может привести к фактической ошибке относительно характера преступного деяния и личности самого преступника. С. Г. Айдаев, раскрывая значение данного признака, в своих трудах указывал, что признак «явности» имеет не субъективное, а объективное содержание, поэтому выход должностного лица за пределы предоставленных ему полномочий должен быть очевиден для окружающих [1, с. 20]. Указанная позиция отражена и в трудах Б. В. Волженкина, который писал, что должностное лицо, выполняя объективную сторону рассматриваемого состава преступления, осознает, что совершает действие, которое явно (бесспорно, очевидно) для него самого выходит за пределы имеющихся у него полномочий [2, с. 62]. Таким образом, можно сделать вывод, что действующая редакция ч. 1 ст. 286 УК РФ вызывает трудности при ее толковании и применении, что свидетельствует о необходимости совершенствования текста уголовного закона, касающегося регламентации понятия «явности выхода за пределы полномочий». Наиболее целесообразным является изменение ч. 1 ст. 286 УК РФ в части указания явности превышения должностных полномочий для самого должностного лица, предложенное С. Г. Айдаевым: «совершение должностным лицом действий, явно для такого лица выходящих за пределы его полномочий» [1, с. 23]. Определенные сложности у сотрудников правоохранительных органов возникают и при трактовке понятия «тяжкие последствия», предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ. Во многом указанная проблема объясняется тем, что в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий» при раскрытии категории «тяжкие последствия» используются оценочные признаки: крупные аварии и длительные остановки транспорта или производственного процесса, причинение смерти по неосторожности, самоубийство и т. п. Кроме того, нераскрытыми остаются вопросы о том, можно ли рассматривать в качестве тяжких последствий случаи причинения 148 тяжкого вреда здоровью одного человека или средней тяжести вреда здоровью одного или нескольких лиц. Более правильным решением данной проблемы и приближенными к судебной практике считаются суждения А. В. Галаховой о том, что причинение тяжкого вреда здоровью в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий полностью поглощается особо квалифицированными составами этих преступлений с признаком «повлекшие тяжкие последствия» [3, с. 867]. Таким образом, в примечании к ст. 286 УК РФ необходимо раскрыть категорию «тяжкие последствия» следующим образом: «Под тяжкими последствиями в настоящей статье необходимо понимать причинение тяжкого вреда здоровью либо смерти по неосторожности, а также причинение государству крупного и особо крупного ущерба». Представляется, что внесение указанных изменений будет способствовать более эффективному применению уголовного закона, а значит, более эффективной реализации одного из направлений обеспечения государственной и общественной безопасности — повышения доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации. ЗаключениеОбъектом преступления является нормальная деятельность аппарата управления государственных органов и органов местного самоуправления.Объективная сторона преступления заключается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за рамки его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.Состав является существенным, преступление считается совершенным при наступлении последствий, предусмотренных частью 1 статьи 285. Следовательно, объективная сторона требует установления:действия, выходящие за рамки полномочий должностного лица;последствия - существенные нарушения прав и законных интересов;причинно-следственная связь между действиями и последствиями.Преступление характеризуется тем, что должностное лицо вышло за рамки предоставленных ему полномочий, предоставленных ему законом или специальным нормативным актом. Для установления состава преступления необходимо обратиться к нормативному акту, определяющему полномочия должностного лица и определить их пределы. Злоупотребление служебным положением может означать, например, совершение действий, подпадающих под компетенцию вышестоящего должностного лица или требующих коллективного решения.Уголовная ответственность наступает только в том случае, если должностное лицо имело какие-либо полномочия в отношении потерпевшего или организации, права и интересы которой были существенно нарушены.Существенные нарушения как последствия превышения должностных полномочий устанавливаются в зависимости от обстоятельств дела, характера и размера причиненного ущерба, количества пострадавших и т. Д. Во всех случаях нарушения конституционных прав и свобод человека человека и гражданина следует считать значимыми. Существенные нарушения могут быть связаны с нарушением работы органов государственной власти и местного самоуправления.Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины (прямым или косвенным умыслом). Человек осознает, что выходит за рамки своих служебных полномочий, предвидит, что они нанесут значительный ущерб правам и интересам, охраняемым законом, желает этого или сознательно допускает это или равнодушно относится к последствиям.Список используемой литературы 1. Бялт В.С. Особенности юридического статуса полицейского в США // Юридическая наука: история и современность. 2011. №4. С. 65-70. 2. Каплунов А.И. О правомерности реализации сотрудником полиции права на применение огнестрельного оружия как способа принудительного воздействия, предусмотренного ФЗ «О полиции» // Административное право и процесс. 2019. № 7. С. 22 - 27. 3. Лоос Е.В. Ответственность сотрудников полиции за превышение должностных полномочий с применением насилия // Алтайский юридический вестник. 2020. №3. С. 76-80. 4. Михайлов В.И. Правомерный вред - методологическая основа допустимости применения вредоносных мероприятий в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов и специальных служб // Журнал российского права. 2018. № 7. С. 88 - 100. 5. Решение Воркутинского городского суда Республики Коми №2- 550/2015 от 10.03.2015 года // СПС «Консультант-плюс». 6. Решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 11.05.2016 года по делу №1-27/2016 // СПС «Консультант-плюс». 7. Решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 17.08.2018 года по делу №1-152/2018 // СПС «Консультант-плюс». 8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63- ФЗ // Российская газета, № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996. 9. Федеральный закон от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.

Список используемой литературы


1. Бялт В.С. Особенности юридического статуса полицейского в США // Юридическая наука: история и современность. 2011. №4. С. 65-70.
2. Каплунов А.И. О правомерности реализации сотрудником полиции права на применение огнестрельного оружия как способа принудительного воздействия, предусмотренного ФЗ «О полиции» // Административное право и процесс. 2019. № 7. С. 22 - 27.
3. Лоос Е.В. Ответственность сотрудников полиции за превышение должностных полномочий с применением насилия // Алтайский юридический вестник. 2020. №3. С. 76-80.
4. Михайлов В.И. Правомерный вред - методологическая основа допустимости применения вредоносных мероприятий в оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов и специальных служб // Журнал российского права. 2018. № 7. С. 88 - 100.
5. Решение Воркутинского городского суда Республики Коми №2- 550/2015 от 10.03.2015 года // СПС «Консультант-плюс».
6. Решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 11.05.2016 года по делу №1-27/2016 // СПС «Консультант-плюс».
7. Решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 17.08.2018 года по делу №1-152/2018 // СПС «Консультант-плюс».
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63- ФЗ // Российская газета, № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.
9. Федеральный закон от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.

Вопрос-ответ:

Что такое превышение должностных полномочий?

Превышение должностных полномочий - это действия должностного лица, которые выходят за пределы его полномочий и противоречат законным правилам выполнения своей должности.

Какова уголовно-правовая характеристика превышения должностных полномочий?

Превышение должностных полномочий является преступлением, предусмотренным Уголовным кодексом. В зависимости от конкретных обстоятельств, за это преступление может быть назначено уголовное наказание вплоть до лишения свободы.

Какие элементы состава преступления "превышение должностных полномочий" определены в законе?

Законом определены следующие элементы состава преступления "превышение должностных полномочий": наличие служебного положения, выход за пределы полномочий, причинение ущерба или нарушение прав и интересов гражданина.

Какие проблемы возникают при квалификации и привлечении к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий?

При квалификации и привлечении к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий возникают такие проблемы, как определение меры наказания, установление причиненного ущерба, доказательство факта превышения полномочий и др. В каждом конкретном случае необходимо проводить тщательное расследование для установления всех обстоятельств.

Какие выводы можно сделать из анализа материалов судебной практики о превышении должностных полномочий?

Из анализа материалов судебной практики можно сделать вывод, что случаи превышения должностных полномочий достаточно распространены. Однако, не во всех случаях привлекается должностное лицо к уголовной ответственности. Судебная практика показывает, что важно установить субъективную сторону преступления и доказать наличие умысла или неосторожности со стороны должностного лица.

Какие последствия могут настать за превышение должностных полномочий?

За превышение должностных полномочий может наступить уголовная ответственность. Наказание зависит от характера преступления и может включать штраф, ограничение свободы или лишение свободы на определенный срок.

Какова уголовно-правовая характеристика превышения должностных полномочий?

Превышение должностных полномочий является преступлением противправного характера. Оно заключается в превышении должностных полномочий вредной формы, то есть с нанесением значительного материального, морального или иного ущерба. Это противодействие легальным правам граждан или интересам государства.

Какие проблемы возникают при квалификации и привлечении к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий?

Проблема заключается в определении границы между исполнением должностных полномочий и их превышением. Также возникает вопрос о субъективной стороне преступления - необходимо доказать намерение должностного лица совершить действие, превышающее его полномочия. Это может быть сложно, особенно если действия должностного лица объясняются не его личным интересом, а выполнением служебных обязанностей.