Спонсорство и фандрайзинг в стратегиях развития ТЭК на мировом рынке

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Менеджмент
  • 5959 страниц
  • 59 + 59 источников
  • Добавлена 22.08.2021
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОНСОРСТВА И ФАНДРАЙЗИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ 7
1.1. Сущность спонсорства и фандрайзинга 7
1.2. Применение спонсорства и фандрайзинга в стратегиях развития современных компаний 11
1.3. Проблемы развития спонсорства и фандрайзинга как метода финансирования 17
2. АНАЛИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ СПОНСОРСТВА И ФАНДРАЙЗИНГА В СТРАТЕГИЯХ РАЗВИТИЯ ТЭК НА МИРОВОМ РЫНКЕ 28
2.1. Современные тенденции развития ведущих компаний ТЭК 28
2.2. Роль и значение спортивного спонсорства и фандрайзинга в деятельности компаний ТЭК 39
2.3. Проблемы и перспективы применения спонсорства и фандрайзинга в стратегиях развития ТЭК 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57

Фрагмент для ознакомления

Вклад в реализацию данной благотворительной программы вносят, в первую очередь, дочерние организации компании в Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах.Кроме того, одной из ключевых благотворительных программ компании, направленных на подготовку кадров для нефтяной и газовой промышленности, является формирование по результатам конкурсного отбора лучшихвыпускников 9-х классов специализированных «Роснефть-классов». Данный проект непрерывного образования «Школа – ВУЗ – предприятие», цель которого заключается в обеспечении притока высокообразованных молодых людей с хорошей профессиональной подготовкой, развивается в компании с 2005 года.Общая сумма средств, направленных на фандрайзинг и спонсорстваОАО «ЛУКОЙЛ», по итогам 2019 года составила 1,2 млрд. рублей. В своем обращении Президент компании В.Ю. Алекперов, являющийся по совместительству и Председателем Попечительского совета Благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ», отметил следующее: «Мы уверены, что благотворительная деятельность – это неотъемлемый элемент современного предпринимательства. Каждым проектом Фонда, каждой новой его программой мы вновь и вновь доказываем себе и обществу, что по праву можем считаться социально ответственной, национальной компанией».«ЛУКОЙЛ» выстраивает свою деятельность по двум стратегическим направлениям: социальным инвестициям, а также программам спонсорства и традиционного фандрайзинга, среди которых также выделяются две ключевые группы – сохранение культурного и исторического наследия и адресная помощь.Компания опекает большое количество учебных заведений Российской Федерации среднего и высшего профессионального образования, оснащая их необходимым оборудованием, тренажерами, ремонтируя общежития, а также осуществляя многие другие полезные виды деятельности. Студенты профильных вузов – потенциальные кадры компании. Именно поэтому «ЛУКОЙЛ» активно поощряет лучших студентов стипендиями, стажировками на производстве, что в совокупности составляет часть политики по формированию кадрового резерва компании.Эти и другие примеры компаний нефтегазового сектора иллюстрируют направления и размеры благотворительной деятельности.Данного рода деятельность позволяет компаниям завоевывать расположение со стороны своего окружения, что, в свою очередь, приводит к формированию положительного имиджа в сознании общественности и укреплению деловой репутации среди партнеров, потребителей и прочих стейкхолдеров.Спорт как глобальный объект спонсорства не представляется однородной организационной структурой. Принимая во внимание с этим у субъектов спонсорской деятельности появляется неувязка выбора локального, определенного объекта для того, чтобы использовать потенциал сферы спорта наиболее нормально для своей рыночной деятельности. Одним из важнейших комплексных объектов спонсорской деятельности представляется вид спорта. Интересно, что в России поддержку от спонсоров получают такие виды спорта, которым, по нашим данным, в прочих государствах мира не проявляют подобной поддержки (альпинизм, армреслинг и др.) Для тех компаний, которые хотят попробовать задействовать в своей маркетинговой концепции аспекты спортивного маркетинга, рынок рекомендует два основных варианта: первый связан со спонсорством уже «готовых» соревнований, как правило, международного уровня, например: различные этапы кубка мира по тем или другим видам спорта (фехтование, фигурное катание, мотофристайл, пляжный волейбол), отдельные турниры с давней историей (теннисный турнир St. Petersburg Open), отечественные чемпионаты, чемпионат РФ по футболу, хоккею, мини-футболу и т.д. Конечно, стоит поговорить про относительно новые в РФ виды спорта, которые, безусловно, пока уступают в известности футболу или хоккею, однако, имеют огромную возможность точки зрения привлечения социально активной аудитории среднего возраста и уж востребованы среди спонсоров и болельщиков. В качестве образца аналогичных мероприятий можно привести соревнования по аквабайку. Второй способ означает выстраивание собственного спортивного события (под определенный бренд или конкретную компанию) и его последующее продвижение. Один из образцов такого рода – хоккейный турнир дворовых команд, организованный компанией Orion несколько лет назад. Схожий способ подразумевает заметно более высокий уровень трат, однако, и итог оттакого мероприятия для компании-спонсора при условии толкового подбора вида спорта и действенной раскрутки мероприятия может быть выше, нежели при спонсировании уже готовых спортивных соревнований. Организация своего спортивного состязания обнаруживает широчайшие возможности накануне компанией-спонсором, ограниченные исключительно выдумкой маркетологов. Если благополучной реализации предоставленного события оно начинает жить своей жизнью и действительно может служить очень сильным источником «рекламной подпитки» для бренда, вырабатывая не просто осведомленность потребителей о бренде, однако и значительно укрепляя их лояльность. Каждый из этих вариантов подходит для проведения безраздельного со специальными агентствами, которые хорошо знают рынок спортивного маркетинга и в состоянии рекомендовать положительно эффективные запросы для каждого конкретного клиента, учитывая его собственные задачи рекламы и возможности спонсорства. В последние годы проблема спортивного спонсорства более актуальна в России, чем когда-либо. Благодаря Олимпийским играм в Сочи, оргкомитет которых смог собрать более 260 миллионов долларов спонсорских средств от российских организаций, рынок спортивного маркетинга расширяется, все больше компаний приходят в спорт. Одним из свежих примеров является установление спонсорского контакта между" Норильским никелем " и РФС. Самой общераспространенной практикой оценки рынка в конкретном регионе является вычисление совместной стоимости всех спонсорских договоров на его территории. На отечественном рынке есть одна особенность, затрудняющая оценку: громадное воздействие страны на активность спортивных организаций. Преимущественно показательно положение в российском футболе. Из шестнадцати клубов, принимающих участие в чемпионате России по футболу, девять клубов финансируются из средств муниципальных органов, у четырех титульным спонсором представляется государственная компания, и лишь три клуба располагают негосударственных титульных спонсоров – «Урал», «Спартак» и «Краснодар». Отойдём от футбола и проанализируем, какие виды спорта являются наиболее привлекательными для спонсоров в Российской Федерации с наибольшим числом коммерческих спонсоров: Федерация хоккея России – шесть спонсоров, которые не являются государственными компаниями. Российский футбольный союз – шесть спонсоров, которые не являются государственными компаниями.Российская Федерация баскетбола – шесть спонсоров, которые не являются государственными компаниями. Союз биатлонистов России – пять спонсоров, которые не являются государственным компаниями.В настоящее время у рекламодателей нет основной необходимости в разработке программы активации, которая вернет их инвестиции в спорт; большинство компаний работают непосредственно с федерациями (без использования агентств), поэтому их деловые связи не спонсируются как маркетинговое устройство. Если мы рассматриваем спонсорство как деловые отношения в пределах стороны, которая обеспечивает финансирование и спортивной организации, которая вместо этого предлагает определенные права и границы сотрудничества, которые могут принести выгоды коммерческие, оказывается, что рынок спонсорства в России ничтожен – компании, которые действительно используют спонсорство в целях получения выгоды в коммерческих целях, они очень, очень маленькие. Для них спонсорство - не что иное, как часть социальной ответственности. И активное вмешательство государства буквально не играет здесь окончательной роли.Как видно из вышесказанного, спонсорство остается эффективным методом создания и поддержания бренда компании. Раньше спонсорство навязчиво воздействовало конкретно на эмоциональную сферу, на подсознание потенциального потребителя. И традиционные методы рекламы - логотипы, заставки, награды от компании-в рамках спонсорского плана теперь не воспринимаются потребителем как простая прямая реклама. А разумное сочетание современных рекламных технологий позволяет плодотворно добиться как роста узнаваемости, так и развития позитивного имиджа бренда в среде поклонников.2.3. Проблемы и перспективы применения спонсорства и фандрайзинга в стратегиях развития ТЭКВ последнее время ТЭК сталкивается с рядом вызовов со стороны внутренних и внешних факторов.Внутренние факторы:- дефицит ресурсной базы легкодоступной для коммерческого освоения;- отсутствие отечественных технологий для разработки и добычи шельфовых месторождений;- удаленность перспективных зон разработки от центров внутреннего потребления и от основных экспортных коридоров.К внешним факторам можно отнести:- сильный рост конкуренции, появившийся из-за сланцевого бума в США;- санкции США и ЕС, препятствующие ввозу важных для добычи и разработки нефти технологий;- прогноз на снижение энергопотребления в развитых странах;- спад спроса из-за мирового кризиса, вызванного пандемией;- развитие “зеленой энергетики”.Ряд проблем ТЭК РФ обострились в течение последних нескольких лет, в связи с различными факторами, которые отражены на рис. 6.Рис. 6. Проблемы ТЭК и факторы, сдерживающие его развитиеИсточник: Савинова Н. Н. Проблемы инновационной деятельности предприятий нефтегазового комплекса [Текст] / Н. Н. Савинова // Проблемы современной экономики, СПб.: Питер 2014. - № 15. - С.55 - 59.На российском спонсорском рынке в спорте всебыло оптимистично в предыдущие годы, когдабюджеты соревнований, лиг и клубов наполнялись за счет спонсоров почти на 80-90%. Но снаступлением серьезных ограничений в рамкахборьбы с COVID-19 и проявлением экономического кризиса в 2020 году ситуация стала проблемной и, возможно, будет такой ещё некоторое время. Сам спортивный рынок спонсорства в Россииможно разделить на три сложившихся сегмента:- международные топ-турниры;- регулярные международные турниры;- клубные турниры по игровым видам спорта.Сфера спорта в Российской Федерации давно является одним из мировых лидеров по спортивным результатам. Однако российский рынок как спортивная индустрия только начинает формироваться и находится на ранней стадии развития. Большим толчком для успешного развития стала организация топовых турниров в России - это Зимние Олимпийские игры (2014 г.), Чемпионат мира по легкой атлетике (2013 г.), хоккей (2016 г.) и футбол (2018 г.). Вместе с ними появились новые возможности и технологии для работы со спонсорами. В данные спортивные проекты были эффективно вовлечены мировые и российские бренды.Данные тенденции обеспечилиовладевание большим опытом, который на сегодняшний деньможно реализовывать через многочисленные соревнования в Российской Федерации.Положительный опыт работы со спонсорами и партнерами на топ-турнирах был перенесен и на регулярные международные турниры, которые проводятся в России на постоянной основе. Теннисные турниры в Москве («ВТБ Кубок Кремля») и в Санкт-Петербурге («ATP St. Petersburg Open») имеют свои спонсорские программы и активно их продвигают, привлекая к сотрудничеству многие бренды. Так, титульный спонсор «Кубка Кремля» Банк ВТБ выделил на проведение юбилейного турнира в 2019 году 300 млн. рублей. Многие турниры смогли найти себе титульных спонсоров. Например, этап Формулы-1 (автоспорт) в г. Сочи теперь сотрудничает с Банком ВТБ. ISU Гран При «Кубок «Ростелеком» по фигурному катанию в Москве привлек к своему турниру телекоммуникационную компанию.Российские футбольные клубы являются лидерами по работе со спонсорами в России. Согласно различным исследованиям и отчетам, в бюджеты своих клубов лидеры отечественного футбола привлекают суммы от 4 до 7,5 млрд. рублей. Выделяются своей работой со спонсорами такие клубы, как - «Зенит» (Санкт-Петербург) – титульный спонсор «Газпром»; - «Спартак» (Москва) – «ЛУКОЙЛ»; - «Динамо» (Москва) – Банк ВТБ; - ФК «Локомотив» (Москва) с РЖД в качестве генерального спонсора клуба.Значимым игроком на спортивном спонсорском рынке в России являются клубы Континентальной хоккейной лиги (КХЛ). Согласно отчету компании EY и КХЛ за сезон 2017/2018, общая выручка клубов лиги от спонсоров составила 41,34 млрд. рублей, или 78% от всех коммерческих доходов клубов за сезон. Из них доходы от государственных компаний составили 28,62 млрд. рублей, а коммерческие спонсоры принесли в бюджеты клубов 12,72 млрд. рублей. Среди лидеров поддержки хоккейных клубов – нефтяные компании «Газпромнефть», спонсирующие СКА (Санкт-Петербург) и «Авангард» (Омск), «Роснефть» содержит ПХК ЦСКА (Москва), «Башнефть» поддерживает ХК «Салават Юлаев» из Уфы, «Татнефть» сотрудничает с «Ак Барсом» из Казани.Еще одним заметным игроком рынка спонсорства является баскетбольная Единая лига ВТБ. Так, доходы от спонсоров трех ведущих клубов в сезоне 2018/2019 гг. составили следующие суммы: ПБК ЦСКА (Москва) – 1,565 млрд. рублей (среди спонсоров клуба ГМК «Норильский Никель», «Ростелеком», ОАК), подмосковные «Химки» получают от своих спонсоров 975 млн. рублей («Мособлгаз»), в тройке находится и казанский УНИКС с доходами от спонсоров 950 млн. рублей («Ак Барс Капитал», Банк Ак Барс).Выделенные три сегмента российского спонсорского рынка показывают относительную зрелость. Есть все предпосылки (после преодоления последствий пандемии и экономического кризиса) для дальнейшего развития этого вида доходов у отечественных организаторов соревнований, спортивных лиг и клубов. Исходя из новых обстоятельств, необходимо определиться с ценовой политикой, учитывая факторы ценности и качества продукта, а также конкуренцию на рынкахсбыта.Надеемся, что последствия пандемии в ближайшем будущем будут преодолены и болельщик начнёт возвращаться на спортивные арены, а с ними возобновится интерес спонсоров к взаимодействию со спортом и продвижению через спорт. Будут проведены перенесенные Олимпийские игры в Токио, чемпионат мира по легкой атлетике и чемпионат Европы по футболу, восстановится международный календарь соревнований.В России продолжатся игры национальных чемпионатов, на которых будут отменены эпидемиологические ограничения. Возобновятся в полном объеме игры российских клубов в многочисленных еврокубковых турнирах по игровым видам спорта.В ближайшие годы организаторы спортивных соревнований в России смогут предложить для потенциальных спонсоров и партнеров очередную серию международных турниров самого высокого уровня, которые планируют провести на российских спортивных аренах:•матчи Чемпионата Европы по футболу (Санкт-Петербург, 2021); •Чемпионат мира по волейболу среди мужчин(2022);•Чемпионат мира по хоккею (Санкт-Петербург, 2023);•Молодежный чемпионат мира по хоккею(Новосибирск, 2023);•Всемирная летняя универсиада (Екатеринбург, 2023);•Чемпионат мира по водным видам спорта(Казань, 2025).Доходы от реализации спонсорских программ натаких крупных турнирах помогут организаторампровести их на самом высоком уровне, а спонсорам и партнерам – получить новые возможности для коммуникации с аудиторией спортав России и за рубежом. Организаторам необходимо разрабатывать стратегии по продвижениюсвоих предложений, формировать в сознаниипотенциальных клиентов особое представлениео продуктах и о самих спортивных организацияхпосредством маркетинговых коммуникаций.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, цель и задачи данной выпускной квалификационной работы достигнуты. В работе исследованы роль и значение спонсорства и фандрайзинг в стратегиях развития ТЭК на мировом рынке; выявлены основные подходы и сферы спонсорства и фандрайзинга в стратегиях развития ТЭК.Для достижения данной цели в выпускной квалификационной работе были решены следующие задачи:1. Рассмотрена сущность спонсорства и фандрайзинга;2. Исследовано применение спонсорства и фандрайзинга в стратегиях развития современных компаний;3. Выявлены проблемы развития спонсорства и фандрайзинга как метода финансирования;4. Охарактеризованы современные тенденции развития ведущих компаний ТЭК;5. Выявлены роль и значение спортивного спонсорства и фандрайзинга в деятельности компаний ТЭК;3. Оценены проблемы и перспективы применения спонсорства и фандрайзинга в стратегиях развития ТЭК.Фандрайзингом является процесс привлечения ресурсов, которые необходимы для реализации определенного проекта. Основные фандрайзинговые источники (государство, фонды, бизнес, граждане) могут быть использованы в комплексе, особенно для финансирования первых этапов проектов. Спонсорство - это сбор средств, спонсируемых компанией, для проекта или продвижения для достижения требуемого рекламного эффекта. Целью спонсора представляется действенное участие в предоставленном мероприятии, получение максимальной пользы ради личного бизнеса. Спонсорство является одним из наиболее эффективных инструментов рекламы. Основная цель спонсорства - получить маркетинговый эффект, но в то же время вы можете заметить несколько других целей спонсорства: - формирование привлекательного имиджа организации и ее первых лиц в глазах всех социальных групп; - выстраивание доверительных отношений со стейкхолдерами и группами влияния, от которых зависит успех мероприятия; - содействие в формировании общественного мнения о деятельности организации; - построение эффективных отношений со средствами массовой информации; - обеспечение хороших внутриобщественных отношений. Одним из важнейших комплексных объектов спонсорской деятельности представляется вид спорта. Интересно, что в России поддержку от спонсоров получают такие виды спорта, которым, по нашим данным, в прочих государствах мира не проявляют подобной поддержки (альпинизм, армреслинг и др.) В России процесс формирования рынка спортивного спонсорства, объединяющий крупные спортивные мероприятия международного и национального уровней начат. Уже существует календарь/список данных соревнований на ближайшие годы. Спортивные федерации эффективно привлекают спонсоров в целях поддержки видов спорта, национальных сборных, национальных чемпионатов и кубков. Интенсивное развитие профессиональных спортивных лиг в Российской Федерации приводит к спонсорскому интересу отечественных и зарубежных организаций. Улучшение работы по привлечению спонсоров стало решаться на уровне клубных команд в командных видах спорта.На сегодняшний день на рынке спортивного маркетинга существует множество методик оценки спортивного спонсорства. При этом спортивные правообладатели, маркетинговые агентства и компании-спонсоры применяют различные подходы к анализу эффективности данного инструмента. Особенно важно изучить эффективность спортивного спонсорства, факторы его влияния и способы построения моделей оценки эффективности спортивного спонсорства с двух сторон – спортивной организации и компании-спонсора.Производить оценку эффективности спортивного спонсорства на российском рынке спонсорства очень сложно по многим причинам, основными из которых являются:- закрытость информации об условиях и стоимости спонсорских договоров; - наличие множества «директивных» соглашений о спонсорстве, которые не отвечают рыночным условиям; - трудности по разработке и адаптации новых методик оценки эффективности спонсорства для спорта и бизнеса.Еще больше неопределенности и проблем в оценке эффективности спонсорских сделок возникло в связи с влиянием на мировой и российский спорт пандемии COVID-19. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) объединяет топливную промышленность и электроэнергетику. Его основная задача - производство и экспорт различных видов энергии для удовлетворения потребностей населения, всех секторов экономики. ТЭК включает в себя производство и первичную переработку топлива, производство электроэнергии и тепла, их доставку потребителям по ЛЭП и трубопроводам.Естественная основа комплекса - энергоресурсы. К ним относятся минеральное топливо (нефть, природный газ, уголь) и водные ресурсы (энергия речного стока). Страна обладает богатой сокровищницей ядерного топлива (урана), сланцев и неиссякаемых энергоресурсов - солнечной и ветровой энергии.В 2018 году расходы на социальные программы ОАО «НК «Роснефть», включая инвестиции в социальную сферу регионов и благотворительность, составили 29,7 млрд. рублей, что в значительной степени превысило аналогичный показатель 2017 года. Однако объем самих средств, выделяемых на осуществление благотворительной деятельности, в 2018 году сократился примерно на 2,0 млрд. рублей и составил 1,4 млрд. рублей.Одним из приоритетных направлений фандрайзинговой деятельности компании является поддержка коренных малочисленных народов Севера путем содействия их экономическому развитию. Вклад в реализацию данной благотворительной программы вносят, в первую очередь, дочерние организации компании в Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах.Общая сумма средств, направленных на фандрайзинг и спонсорства ОАО «ЛУКОЙЛ», по итогам 2019 года составила 1,2 млрд. рублей. В своем обращении Президент компании В.Ю. Алекперов, являющийся по совместительству и Председателем Попечительского совета Благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ», отметил следующее: «Мы уверены, что благотворительная деятельность – это неотъемлемый элемент современного предпринимательства. Каждым проектом Фонда, каждой новой его программой мы вновь и вновь доказываем себе и обществу, что по праву можем считаться социально ответственной, национальной компанией».В последнее время ТЭК сталкивается с рядом вызовов со стороны внутренних и внешних факторов.Внутренние факторы:- дефицит ресурсной базы легкодоступной для коммерческого освоения;- отсутствие отечественных технологий для разработки и добычи шельфовых месторождений;- удаленность перспективных зон разработки от центров внутреннего потребления и от основных экспортных коридоров.К внешним факторам можно отнести:- сильный рост конкуренции, появившийся из-за сланцевого бума в США;- санкции США и ЕС, препятствующие ввозу важных для добычи и разработки нефти технологий;- прогноз на снижение энергопотребления в развитых странах;- спад спроса из-за мирового кризиса, вызванного пандемией;- развитие “зеленой энергетики”На российском спонсорском рынке в спорте все было оптимистично в предыдущие годы, когда бюджеты соревнований, лиг и клубов наполнялись за счет спонсоров почти на 80-90%. Но с наступлением серьезных ограничений в рамках борьбы с COVID-19 и проявлением экономического кризиса в 2020 году ситуация стала проблемной и, возможно, будет такой ещё некоторое время. Сам спортивный рынок спонсорства в России можно разделить на три сложившихся сегмента:- международные топ-турниры;- регулярные международные турниры;- клубные турниры по игровым видам спорта.В ближайшие годы организаторы спортивных соревнований в России смогут предложить для потенциальных спонсоров и партнеров очередную серию международных турниров самого высокого уровня, которые планируют провести на российских спортивных аренах:- матчи Чемпионата Европы по футболу (Санкт-Петербург, 2021); - Чемпионат мира по волейболу среди мужчин (2022);- Чемпионат мира по хоккею (Санкт-Петербург, 2023);- Молодежный чемпионат мира по хоккею (Новосибирск, 2023);- Всемирная летняя универсиада (Екатеринбург, 2023);- Чемпионат мира по водным видам спорта (Казань, 2025).СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арзамасцев А. А. Основы фандрайзинга : типы грантов и науч. стипендий, особенности рос. и зарубеж. фондов, адреса фондов в Internet, рекомендации и образцы сост. заявок : учеб. пособие / А. А. Арзамасцев, Л. В. Бадылевич, Ю. А. Зусман. Тамбов: изд-во ТГУ, 2019. 23 с.
2. Ассоциация фандрайзеров (АФ) России. Официальный сайт. URL: https://fund-raising.ru/index.php/about (дата обращения: 18.05.2021).
3. Алексина, А.О. Экономика спорта в России: этапы развития, проблемы и перспективы / А.О. Алексина, Л.А. Иванова, З.В. Кранина //OlymPlus. Гуманитарная версия. – 2018. – № 2 (7). – С. 54-57
4. Артемьева Т.В., Тульчинский Г.Л. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования: Учебное пособие. СПб.: Лань, Планета музыки, 2017. 288 c.
5. Бархударьян, С. Методология оценки спонсорских возможностей в спорте / С. Бархударьян, А. Ефимов и А. Леонтьев. – М. : АКАР, 2019 – С. 24
6. Беляева И.Ю., Козлова Н.П. Репутационные риски компании Экономические системы. 2019. №3. С.28-33
7. Галкин, В.В. Экономика спорта и спортивный бизнес. – М.: КНОРУС, 2016.
8. Гореликов, В. А. Спонсорство как возможность конкурировать в спорте / В. А. Гореликов // Современная конкуренция. – 2019. – № 4 (76) – С. 46-57.
9. Гореликов, В. А. Спонсорство как один из видов маркетинговых продуктов / В. А. Гореликов // Наука и спорт: современные тенденции. – 2020. – Т. 8, №4. С. 78-85.
10. Гореликов, В. А. Усиление ценности Digital-возможностей в спонсорском контракте с брендом / В. А. Гореликов, М. М. Муратов, В. И. Локтионов // XV Международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации общества – 2020» : сборник материалов в 2 ч. Часть 1. – М. : Университет «Синергия», 2020. – С. 566-569
11. Дятликов К.Ю. Фандрайзинг как инструмент совершенствования системы финансирования топливно – энергетического комплекса // Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. - М.: Локомотив Плюс, 2019. - 27 с
12. Карпунина А.В., Воробьев А.Т. Понятие и эффективность осуществления фандрайзинговой деятельности: Режим доступа: https://diss.unn.ru/files/2017/738/diss- Karpunina-738.pdf (дата обращения: 06.04.2021).
13. Козлова Н.П. Имидж и репутация компании с точки зрения корпоративной аудитории. Экономика и управление в машиностроении. 2019. № 5. С.14-16
14. Коробова Т.С. Социально-экономические условия развития фандрайзинга в благотворительных организациях России: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М.: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2018. 23 с.
15. Коробова Т.С. Условия и перспективы развития фандрайзинга в России // Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. - М.: Перспектива, 2020. - 125 с.
16. Культурный проект в регионе. проект "Путь русского культурного наследия" колл. монография / [М. В. Блохина и др. ; под ред. Л. А. Карасёвой и В. А. Кунтыша] ; Негос. образовательное учреждение высш. проф. образования Ин-т "Верхневолжье", Лаб. образовательных технологий. Тверь, 2018.
17. Манчев Е. Выгодная благотворительность, или как помогать другим, не обижая себя. Новости маркетинга. Журнал о новом маркетинге. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketingnews.ru/
18. ОАО «Газпром». Официальный сайт. Раздел «Социальная ответственность». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazprom.ru/social/
19. ОАО «ЛУКОЙЛ». Официальный сайт. Благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lukoil.ru/
20. ОАО «ЛУКОЙЛ». Официальный сайт. Раздел «Благотворительная и социальная деятельность». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lukoil.ru/
21. ОАО «НК «Роснефть». Официальный сайт. Раздел «Благотворительность и спонсорство». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rosneft.ru/
22. Официальный сайт Chevron / [Электронный ресурс]: https://www.chevron.com
23. Официальный сайт Petrobras / [Электронный ресурс]: https://www.petrobras.com.br
24. Официальный сайт Petrochina / [Электронный ресурс]: http://www.petrochina.co.id
25. Официальный сайт ПАО «НК «Роснефть» / [Электронный ресурс]: https://www.rosneft.ru/
26. Савинова Н. Н. Особенности инновационной политики топливно - энергетического комплекса [Текст] / Н. Н. Савинова // Экономика и бизнес. - М.: Просвещение, 2019. - № 21. - С.45 - 47.
27. Савинова Н. Н. Проблемы инновационной деятельности предприятий нефтегазового комплекса [Текст] / Н. Н. Савинова // Проблемы современной экономики, СПб.: Питер 2014. - № 15. - С.55 - 59.
28. Солнцев И. В. Спонсорство в футболе: оценка справедливой стоимости спонсорских соглашений / Солнцев И., Осокин Н. // Экономическая политика. 2016. Т. 11. № 3. С. 69-81.
29. Спиридонова Е. В. Фандрайзинговые источники для высокотехнологичных инновационных проектов // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 11. С. 1761–1770.
30. Тульчинский Г.Л., Артемьева Т.В. Фандрайзинг: инструмент привлечение средств на финансирование // Учебное пособие. - М.: Прогресс, 2018. - 132 c.
31. Федорченко Н.В. Фандрайзинг, как источник формирования бюджетов спортивных организаций / под общ. ред. Г.Н. Голубевой. – Казань: Магариф, 2020. – С.126-132.
32. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 г. 17 с.
33. Информационные ресурсы России. URL: http://www.aselibrary.ru/digital_resources/journal/irr/ (дата обращения: 27.12.2018).
34. Сайт «TrendEconomy» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://data.trendeconomy.ru/indicators/Foreign_direct_investment_inflows/Poland?country=RussRu.
35. Бобкова М.П. Система финансового контроллинга промышленных предприятий. / Вопросы региональной экономики. 2017. Т. 30. № 1. С. 55-61.
36. Гусев А.А. Стоимость бизнеса в системе стратегических управленческих решений: Монография. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015.
37. Казакова Н. А. Современный стратегический анализ. [гриф УМО] / Н. А. Казакова, Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. – М.: Юрайт, 2017. 500 с. : ил. - (Магистр).
38. Ли Ч.Ф., Финнерти Дж.И. Финансы корпораций: теория, методы и практика: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2016. С. 3.
39. Макарова В.А, Крылов А.А. Управление стоимостью промышленных предприятий: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 18 с.
40. Паничкин И.В. Разработка морских нефтегазовых ресурсов Арктики: история освоения и перспективы // Российская Арктика: вызовы и перспективы развития: сб. материалов / Под ред.И. Прокофьева, Д. Лыжина, А. Тодорова. Москва: РИСИ, 2018. С. 163‒179.
41. Базалева Р.В., Казначеев П.Ф. Освоение арктического шельфа (регулирование и налогообложение нефтяных компаний в США, России и Норвегии) // Экономическая политика. 2018. Т. 10.№ 2. С. 110‒132.
42. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Арктика в международной политике: сотрудничество или соперничество? / Под ред. И.В. Прокофьева. Москва: РИСИ, 2017. 194 с.
43. Тулупов Д.С. Региональная политика Дании в отношении Гренландии и Фарерских островов на современном этапе // Материалы семинара «PoliticalAspectsofIndigenousResearchandActivityinRussia». Москва, 2008. URL: http://www.arcticcentre.org/loader.aspx?id=c2c34cdd-9353-408d-8635-18cf7535b4a7 (дата обращения: 02.05.2021).
44. Кокин В. Правовые основы нефтяной деятельности в Норвегии // НефтьГазПраво. 2003. № 5. URL: http://www.lawtek.ru/analytics/20 (дата обращения 02.05.2021).
45. Хейфец Ф. PR-спонсорство как инструмент // Маркетинг 4P. URL: http://www.4p.ru/main/theory/2007/ (дата обращения: 18.05.2021).
46. OPEC. Monthly Oil Market Report, May 2020. URL: https://www.opec.org/opec_web/static_files_project/media/downloads/publications/OPEC_MOMR_May_2020. pdf (accessed: 02.05.2021)
47. РБК. Иран запустил производство обогащенного до 20% урана. URL: https://www.rbc.ru/politics/04/01/2021/5ff3055b9a79470db48f2df3 (дата обращения: 04.05.2021)
48. Isna.ir В следующем году потолок ежедневного экспорта нефти составит 1,5 млн баррелей. URL: https://www.isna.ir/news/99101309729 (на персидском) (дата обращения: 03.05.2021)
49. OPEC. Market indicators. December 2020. URL: https://www.opec.org/opec_web/static_files_project/media/downloads/publications/MI122020.pdf (accessed: 12.05.2021)
50. «Чаритиз Эйд Фаундейшн», филиал в России. Особенности благотворительной деятельности компаний нефтегазовой отрасли . Филантроп. Электронный журнал о благотворительности. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://philanthropy.ru/
51. Brons L. Rethinking the Culture-economy Dialectic. Dissertation, University of Groningen. 2015.
52. Fundraising: Handbuch für Grundlagen, Strategien und Methoden. Frankfurt-am-Main: Fundraising Aka-demie, Gabler, 2008. 898 s.
53. Kelly K. Effective Fundraising Management. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1998. 668 p
54. Meenaghan, T. Measuring Sponsorship Performance: Challenge and Direction. Psychol. Mark. 2013, 30, p. 385-393.
55. Mindak W., Bybee M. Marketing’s Application to Fundraising // Journal of Marketing. 1971. № 35(3). P. 13–18.
56. OPEC. Годовой отчёт по рынку нефти URL: https://clck.ru/TXBiD
57. OPEC. Прогноз до 2045 на спрос и предложение на рынке нефти. URL: https://clck.ru/TXBhr
58. Oxford University. Перспективы Российской нефтяной промышленности URL: https://clck.ru/TXBhW
59. Progunova L.V. Transparency, Accountability and Public Participation: Ineffective performance by the Russian Stabilization Fund
60. Kushner B., Jacob J. Ѓ\Fund Raising Basics: A Complete Guide.,Aspen Publishing, 2017, 315 p.


Вопрос-ответ:

Какие методы финансирования используются в стратегиях развития международных компаний в ТЭК?

Одним из методов финансирования, используемых компаниями в ТЭК, является спонсорство и фандрайзинг. Путем заключения спонсорских соглашений и организации фандрайзинговых активностей, компании получают дополнительные финансовые ресурсы для реализации своих стратегий развития.

В чем состоит сущность спонсорства и фандрайзинга в деятельности международных компаний?

Спонсорство - это форма партнерства, при которой одна компания предоставляет финансовую или иную поддержку другой компании или проекту, получая взамен определенные преимущества. Фандрайзинг - это организация сбора средств, путем проведения специальных мероприятий или акций, обращение к частным лицам, фондам или организациям для получения пожертвований.

Как компании применяют спонсорство и фандрайзинг в своих стратегиях развития?

Компании применяют спонсорство и фандрайзинг в своих стратегиях развития путем заключения спонсорских соглашений с событиями, спортивными командами или проектами, которые помогают повысить узнаваемость бренда и привлечь новых клиентов. Также, компании организуют фандрайзинговые активности, такие как благотворительные аукционы или специальные акции, чтобы собрать дополнительные средства на свои развитие.

Какие проблемы могут возникнуть при развитии спонсорства и фандрайзинга в методе финансирования?

Одной из проблем развития спонсорства и фандрайзинга может быть сложность в поиске подходящих партнеров или проектов для спонсирования. Также, некоторые компании могут столкнуться с недостаточностью бюджетных ресурсов для организации спонсорских активностей или проведения фандрайзинговых мероприятий. Кроме того, важно учитывать законодательные ограничения и этические аспекты при реализации этих методов финансирования.

Что такое спонсорство и фандрайзинг?

Спонсорство и фандрайзинг - это методы финансирования, которые используются международными компаниями для поддержки различных проектов, мероприятий или организаций. Спонсорство предполагает предоставление финансовой или материальной поддержки, а фандрайзинг - сбор средств путем организации различных мероприятий, акций или продажи специальных товаров.

Какие есть примеры использования спонсорства и фандрайзинга в стратегиях развития компаний?

Международные компании активно применяют спонсорство и фандрайзинг для достижения своих стратегических целей. Например, они могут спонсировать спортивные команды или события, чтобы увеличить видимость своего бренда и привлечь новых клиентов. Они также могут организовывать благотворительные акции или сотрудничать с некоммерческими организациями, чтобы улучшить свою репутацию и заслужить уважение клиентов.

Какие проблемы могут возникать при развитии спонсорства и фандрайзинга?

В процессе развития спонсорства и фандрайзинга могут возникать различные проблемы. Например, компании могут столкнуться с неправильным выбором партнеров для спонсорских мероприятий, что может негативно сказаться на их репутации. Также могут возникать финансовые проблемы, связанные с неэффективным использованием средств или недостаточной поддержкой со стороны клиентов и потребителей. Необходимо тщательно планировать и анализировать результаты спонсорских и фандрайзинговых мероприятий, чтобы избежать подобных проблем.

Как спонсорство и фандрайзинг применяются в стратегиях развития ТЭК на мировом рынке?

В сфере ТЭК спонсорство и фандрайзинг широко используются для поддержки инновационных проектов, разработки новых технологий и привлечения инвестиций. Компании в этой отрасли могут выступать спонсорами научных исследовательских центров, различных конференций и выставок, а также поддерживать стартапы и молодые компании в области энергетики и технологий. Фандрайзинг может использоваться для сбора средств на разработку новых проектов или создание инновационных продуктов и услуг.

Что такое спонсорство и фандрайзинг?

Спонсорство - это форма сотрудничества между компаниями или организациями, при которой одна сторона предоставляет финансовую поддержку другой стороне в обмен на определенные преимущества и промоушен своего имиджа. Фандрайзинг - это сбор средств для финансирования различных проектов или мероприятий путем привлечения пожертвований, взносов или покупок товаров или услуг.