Понимание свободы человека в книге Бенедикта Спинозы «Этика»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 1515 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 22.08.2021
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Основная часть 4
Заключение 14
Список литературы 15



Фрагмент для ознакомления

Свобода заключается в том, что человек самоопределяется в соответствии с природой. По этой причине свобода и является познанной необходимостью. Но быть свободным значит воплощать в своей жизни божественно-рациональную, или рационально-естественную необходимость.Таким образом, свобода подразумевает на индивидуальноесамопроизволение, свобода является элементом самой природы, разновидностью природной необходимости. Соответственно и понятия добра и зла Спиноза наполняет новым содержанием - это понятия, которые отражают аффекты радости и печали, благодаря которым, если они являются познанными, у человека появляется возможность соотнесения своих деяний с законами природы и, когда человек освобождается от рабства, он совершает восхождение к совершенству, к блаженству.То есть, Спиноза настаивает на том, что необходимо обуздывать аффекты, которые не познаны разумом и являются отрицательными. Положительные аффекты, тем более познанные, выступают в качестве мощной силы, которая противостоит «слепым» аффектам; только посредством аффектов негативные аффекты могут быть искоренены.Человек может приблизиться к блаженству, если он идет по пути познания Бога. Причем, здесь речь идет не о формальной исследовательской работе, а об эмоциональной насыщенной и страстной устремленности к Божеству. Человек движется по пути познания, желая соединиться с истиной. Наибольшее приближение к истине усиливает способность контроля своих аффектов и управления ими с помощью разума. Соответственно, в процессе познания человек возвышается нравственно.В «Этике» Спиноза также приводит определенные теоремы Бога.Далее Спиноза говорит о том, что кроме Бога существование никакой субстанции невозможно, равно как невозможно и ее представление.В этой теореме Спинозой заявляется уже не просто необходимость существования Бога, как субстанции, но и его уникальность, как субстанции. Таким образом, существование субстанции (причем это единственная субстанция) уже предусматривает существование Бога.Данная теорема отрицает, что существует какие-либо случайности мироздании. Согласно Спинозе, Богом были созданы все вещи, соответственно, все, что было создано Богом, является в природе своей совершенным. Большое внимание Спиноза уделяет тем предрассудкам, которые одолели людей. В частности, как считает Спиноза, люди ошибочно полагают, что Богом все направляется к одной цели (“они говорят, что Бог все сотворил для человека, человека же – для того, чтобы он чтил его”). Этот предрассудок, как полагал Спиноза, способствует порождению иных предрассудков - “о добре и зле, заслуге и грехе, похвальном и постыдном, порядке и беспорядке, красоте и безобразии и прочем в том же роде”.Таким образом, Спинозой в первую очередь осуществляется раскрытие понятия causasui — причины самого себя. Бог является стержнем общей картины мира.Спиноза солидарен с Декартом в том, что главным для философии в Боге является существование (бытийствование). Кроме того, Спиноза также существование Бога нуждается в доказательствах. Более того, вся философия собственно и должна начинаться с доказательства существования Бога. Спиноза в определенной степени опирается на уже сделанное Декартом, однако при этом его аргументация является более точной и расширенной. Как и Декарт, Спиноза исходит из того, что идея Бога нам уже дана. Конечный ум, как считает Спиноза, как раз и определяется Богом. Спиноза исходит из бесконечности (бесконечности миров, тел, познаваемых вещей и т.д.), с одной стороны, и конечности мира и человека — с другой. Существовать как отдельное, конкретное, конечное — это означает существование на протяжении ограниченного времени, обладание ограниченными возможностями. Таким образом, должно существовать нечто, что обусловливает и себя самого и все сущее именно в существовании как бытии. Идея философского Бога у Спинозы является пантеистической. Пантеизм направлен на максимальное приближение Бога к природе и миру. Бог в понимании Спинозы существует, есть не вне мира, не в качестве чуждой ему сущности. Заключение В «Этике» Б. Спиноза в целом выразил многие интересные идеи, наиболее важными из которых являются проблемы добра и зла, свободы и рабства, моральных принципов человеческой жизни. Ключевое место здесь занимают идея Бога и идея свободы. Для Спинозы свобода является познанной необходимостью. Спиноза считал, что если человека обуревают страсти и неадекватные цели, то он не свободен, а уязвим. Такое состояние Спиноза определяет как высшую степень зависимости. Такому состоянию несвободы Спиноза противопоставляет состояние интеллектуальной любви к Богу, которая подразумевает власть высшей страсти и адекватной идеи. Как считал Спиноза, человек, находящийся в состоянии интеллектуальной любви к Богу, подлинно свободен, однако его действия выстраиваются в соответствии с необходимостью. Идея Бога в этике Спинозы носит ярко выраженный пантеистический характер. В первую очередь, Спиноза ставит себе задачу доказать само существование Бога. В концепции Спинозы Бог максимально приближен к земному миру, человеку и природе. Бог существует не вне мира, не как чуждая ему сущность, скорее, Бог – это нечто, что присуще миру и ему родственно. Состояние свободы человек также обретает через обретение знания, соответственно, человеку нужно мыслить, проявлять активность познающего человека.Таким образом, познание и интеллектуальная любовь к Богу, вечному и бесконечному порядку природы, позволяет философу необходимость познать как свободу. Список литературыАсмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля./В.Ф. Асмус//Вопросы философии. № 1, 1995. С. 52-69.Беленький М. Спиноза. - М., 1964. Гусейнов А.А. История этических учений. - М., 2003. //www.gumer.ru.Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. – М., 2004.Спиноза Б. Этика. http://vzms.org/spinoza.htm

Список литературы

1. Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля./В.Ф. Асмус//Вопросы философии. № 1, 1995. С. 52-69.
2. Беленький М. Спиноза. - М., 1964.
3. Гусейнов А.А. История этических учений. - М., 2003. //www.gumer.ru.
4. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии. – М., 2004.
5. Спиноза Б. Этика. http://vzms.org/spinoza.htm


Вопрос-ответ:

Кто написал книгу "Этика"?

Книгу "Этика" написал Бенедикт Спиноза.

В чем заключается свобода человека?

Свобода человека заключается в том, что он самоопределяется в соответствии с природой.

Что подразумевает свобода?

Свобода подразумевает индивидуальное самопроизволение в соответствии с божественно рациональной или рационально естественной необходимостью.

В чем основная идея книги "Этика" Бенедикта Спинозы?

Основная идея книги "Этика" заключается в том, что свобода является познанной необходимостью и человек должен воплощать ее в своей жизни.

Как свобода связана с природой?

Свобода связана с природой тем, что человек самоопределяется в соответствии с природными законами и является элементом самой природы.

Какое понимание свободы представлено в книге Бенедикта Спинозы "Этика"?

В книге Бенедикта Спинозы "Этика" свобода понимается как возможность самоопределения человека в соответствии с его природой. Однако свобода необходитмо связана с познанием и необходимостью. Быть свободным - значит воплощать в своей жизни необходимость, которая является божественно рациональной или рационально-естественной. Таким образом, свобода включает в себя элемент самопроизволения, который является неотъемлемой частью природы.

Какие основные принципы определяют понимание свободы в книге Бенедикта Спинозы "Этика"?

В книге "Этика" Бенедикт Спинозы определяет понимание свободы на основе двух основных принципов. Первый принцип заключается в том, что свобода человека состоит в возможности самоопределения в соответствии с его природой. Второй принцип связан с необходимостью и познанием - свобода предполагает воплощение в своей жизни необходимости, которая является божественно рациональной или рационально-естественной. Таким образом, свобода включает в себя элемент самопроизволения и является неотъемлемой частью природы человека.

Как свобода связана с познанием и необходимостью в книге Бенедикта Спинозы "Этика"?

В книге "Этика" Бенедикт Спинозы свобода связана с познанием и необходимостью. Согласно автору, свобода заключается в том, чтобы воплотить в своей жизни необходимость, которая является божественно рациональной или рационально-естественной. Познание играет важную роль в осознании этой необходимости и позволяет человеку самоопределиться в соответствии с его природой. Таким образом, свобода неотъемлемо связана с познанием и является познанной необходимостью.