«Нарушения речевых предпосылок овладения письмом у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 4747 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 23.08.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы расстройства письма у дошкольников с ОНР 4
1.1 Психофизиологическая структура процесса письма 4
1.2 Классификация дисграфии 11
1.3 Понятие о готовности к обучению грамоте 16
1.4 ОНР как сложное речевое нарушение 22
Глава 2. Исследование значимых для овладения письмом неречевых и речевых функций у детей дошкольников с ОНР 29
2.1 Содержание методики исследования 29
Заключение 32
Список литературы 33
Приложение 37

Фрагмент для ознакомления

Изученияпоследних летпоказываютна то, преодолениесовместногонедоразвития речи уребятстаршего дошкольного возрастасчитаетсяодной изсвоевременныхзадачпрогрессивнойлогопедии. Это вызвано ее практической значимостью:актуальнаякоррекционная работа содержитбольшущеесмыслдля предупреждения неуспеваемостиребятв школе.Дошкольный возрастсчитаетсяболеесензитивным к развитию икорректировкиречи. Логопедическая работа по предупреждению нарушений чтения уребятстаршего дошкольного возраста с совокупнымнедоразвитием речиобязананачинатьсяещё на уровневозникновенияуребятпосыловнарушения чтения. Это даствероятностьизбежать проявления нарушений чтения.Задачакурсовой работызаключалась в теоретическомисследовании, обосновании и практическом апробировании содержания коррекционной работы по предупреждению нарушений чтения уребятстаршего дошкольного возраста ссовокупнымнедоразвитием речи. Для реализации цели нами было поставлено 3задачи.Для выполнения 1задачинами былаисследовананаучно-методическая и психолого-педагогическаялитературапотеме исследования. Ее анализдозволилквалифицировать, чточтение–1изтрудныхиважныхформ речевойработычеловека, котораяделаетпсихическиеиобщественныефункции. Вопросамиисследованиячтенияописывали своих трудахпочти всенаучные работники: Егоров Т.Г., Корнев А.Н., Лалаева Р. И., Левина Р. Е., Спирова Л. Ф., Цветкова Л.С., и др. . При анализе особой литературывозможно предоставить определениенедоразвитию речи.Подобщимнедоразвитием речи уребятсобычнымслухом и первично сохраннымразумомподразумеваетсяформа речевой аномалии, при которой нарушеносоставлениевсехкомпонентречевой системы,имеющих отношениекак к звуковой,напримери к смысловой сторонам речи.Длярешения2задачинами было проведеноисследованиепредпосылок овладения чтениемребятамистаршего дошкольного возраста ссовокупнымнедоразвитием речи. В ходе обследования мывоспользовалисьтестовую методику Фотековой Т.А,приспособленнуюк дошкольному возрасту. Экспериментальная работа поисследованиюпосылововладения чтениемребятамистаршего дошкольного возраста ссовокупнымнедоразвитием речивелосьна базе…... В исследованиивоспринималироль…...Обследованиепродемонстрировало, чтоуребятстаршего дошкольного возраста с ОНРимеетсяважныеотставания всеххарактеристиксформированностипосылововладения чтением.…………..Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи решены в полном объемеСписок школьников литературыметодика Астахова Т.В. детей Коррекция навыка оптических и учебномоторных языку нарушений учеб письма у психических младших письма школьников с проблемы использованием чтения изобразительных изобразительныхсредств: профессора автореф. речи дис. сяткана интонационной соиск. чтения учен. высшая степ. трудов канд. соискпед. профессора наук: - лалаеваМосква: 2006. - 16 с. методичекоеБарышева М.И. степ Комплексная университет оценка методические функционального учен состояния оптических организма методичекоешкольников русскому начальных профессора классов, речи имеющих письма нарушение подготовка письма: школьников автореф. авторефдис. организма на русскому соиск. функций учен. авторефстеп. к.б.н. - материалы Ярославль: 2005. - 21 с.психических Буковцова Н.И. учен Преодоление учебнодисграфии, нарушений обусловленной учен нарушением дисграфийопераций ларинаанализа и трудов синтеза у научно учащихся с учеб интеллектуальной вартапетованедостаточностью: письма автореф. нарушения дис. изобразительных на научных соиск. соискучен. параличемстеп. к.п.н. - М.: 2001.- 16 с. письма Вартапетова Г.М. пособие Коррекция авторефнарушений образование письма у лалаеваучащихся функции начальных авторефклассов с издательский учетом письма латеральной речевых организации методическое сенсомоторных нервно функций: письма автореф. нарушений дис. испрна имеющих соиск. глуховучен. развития степ. к.п.н.- речи Екатеринбург:2002. - 22 с.динамики Воронова А.П. автоматизации Диагностика и трауготтпрофилактика недостаточностью нарушений чтения письма у санкт детей с виды речевой методические патологией. комаров Методические проблемы рекомендации. - С.- коррекции Петербург «литературы Образование», 1994. - 86с.диагностика Глухов В.П. психолингвистики Основы синтеза психолингвистики: дисграфииучеб. методика пособие письма для барышевастудентов нарушения педвузов. - М.: пути ACT: левинаАстрель, 2005. - 316 с. - (сборник Высшая астаховашкола).нервно Каше Г.А. речевой Подготовка к нервно школе чтения детей с речи недостатками барышеваречи: ларинаПособие использованием для методика логопеда. - М.: подготовка Просвещение, 1985. - 207 с. недоразвитием Кинаш Е.А. чтения Формирование школьников готовности к москваовладению сенсомоторных навыками навыкамиписьма у степ дошкольников с сборник нарушением распада интеллекта: степ автореф. коррекции дис. симптоматике на речевой соиск. параличемучен. чтения степ. к.п.н. - М.: 2003. - 23 с.коррекция Корнев А.Н. пособие Нарушения левиначтения и школьников письма у высоцкадетей: основы Учебно-пособие методическое функций пособие. - авторефСПб.: пособие МиМ, 1997. - 286 с. речи Корнев А.Н. речи Методика москваоценки детей автоматизации овладению навыка младших письма. // учебное Проблемы межвузовский патологии патологииразвития и практической распада русскому речевой организации функции. (школьников Методические учебноматериалы наук научно-речевой практической нервно конференции «лалаеваЦентральные конференции механизмы глуховречи», ленинградпосвященной недоразвитием памяти синтеза профессора Н.Н.чтенияТрауготт) - педвузов СПб.: детей Изд-школа во сборник Санкт-школьников Петербургский интонационной Университет, 2001. - 188с. структуре Комаров К.В. межвузовский Методика патологии обучения операций русскому готовности языку в сенсомоторных школе практической для письма слабослышащих интонационной детей: школе Учеб. автоматизации пособие педвузов для степ вузов. - 2-е выявление изд., чтения испр. - М.: 000 «детей Издательский высоцкадом «функции ОНИКС 21 выявление век», 2005. - 223 с.развития Лалаева Р.И. издательский Нарушения слабослышащих чтения и письма пути нарушений их детей коррекции у соискмладших союз школьников: обучения Учебное нарушения пособие. - научно СПб.: оценки СОЮЗ,1998. - 224с. навыка Лалаева Р.И., глуховВенедиктова Л.В. трауготтДиагностика и оценка кореекциявопросы нарушений операций чтения и оценка письма у методические младших учен школьников: речи Учебно-трауготтметодичекоедетей пособие. - школе СПб.: комплексная Изд-младших во «учеб СОЮЗ», 2001.- 224с.нарушений Лалаева Р.И., сяткаСятка-состояния Высоцка Г. О конференции симптоматике недоразвитием дисграфий у письма детей с сяткацеребральным межвузовский параличем. // школе Изучение пособие динамики письма речевых и комаров нервно-методика психических высшая нарушений. параличемМежвузовский параличемсборник методичекоенаучных русскому трудов. - нарушений Ленинград, 1983. - 167с. авторефЛалаева Р.И., нарушений Сятка-учеб Высоцка Г. чтения Виды степ дисграфий у школьников детей с степ церебральным стороны параличем. // стороны Выявление и нарушением коррекция речи нервно-основы психических литературы расстройств у интонационной детей. детей Межвузовский детей сборник нарушений научных методические трудов: речевых Ленинград. 1986 - 170с. функционального Ларина Е.А. оптических Формирование навыками интонационной учащихся стороны анализа речи у учебномладших лалаевашкольников с высшая общим недостатками недоразвитием чтения речи в материалы структуре овладению коррекции соискнарушения учетом письма: пособие автореф. издательский дис. авторефна авторефсоиск. использованием учен. вузов степ. коррекция канд. степ пед. комаров наук - степ Екатеринбург: 2007. - 2 с. .детей Левина Р.Е. недостаточностью Педагогические организации вопросы начальных патологии нарушений речи у младших детей // дошкольников Специальная учебношкола, 1967, детей вып.Леханова О.Л. Использование невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н. Москва, 2018.Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.- 208 с.Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. - ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2015. - 253с.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2010. - 512с.Нарушение речи у дошкольников. Сост. Р.А.Белова-Давид. М., «Просвещение», 2012. - 232с.Обнизова Т.Ю. Овладение навыком письма учащимися с прогредиентной динамикой дисграфии: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: - Москва: 2011. - 24с. Овсянникова С.А. Динамический анализ состояния устной речи младших школьников с дисграфией: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: - Москва: 2019. - 20 с. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб.: Издательство «Союз», 2014. - 240с. - (Коррекционная педагогика). Парамонова Л.Г., Лалаева Н.В. Особенности вербальных ассоциаций у детей с общим недоразвитием речи. // Выявление и коррекция нервно-психических расстройств у детей. Межвузовский сборник научных трудов: Ленинград. 2016 - 170с. Попова Е.Ф. Оптимизация формирования предпосылок письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. Дис. На соиск. учен. степ. канд. пед. наук: - М., 2010. Попова Е.Ф. Оптимизация формирования предпосылок письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: диссертация кандидата педагогических наук.- Москва, 2010. - 220 с.ПриложениеПриложение 1 Методика диагностики речи детей дошкольного возраста Фотековой Т.А. Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи. 1. Проверка состояния фонематического восприятия. Цель: выявление способности осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее. Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение: - ба - па - па - ба - - са - ша - ша - са - - ша - жа - ша - жа - ша - жа - - ца - са - ца - са - ца - са - - ра - ла - ра - ла - ра - ла – Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па): 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой. 2. Исследования состояния артикуляционной моторики. Цель: выявление совокупности скоординированных движений органов речевого аппарата, обеспечивающей одно из условий правильного звукопроизношения. – язык «лопаткой» – широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт; – язык «иголочкой» – узкий язык заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт; – «маятник» – рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому; – чередование движений губ: «улыбка»-«трубочка». Оценка: 1 балл – правильное выполнение с точным соответствием 58 всех характеристик движения предъявленному; 0,5 баллов – замедленное и напряжённое выполнение; 0,25 балла – выполнения с ошибками; длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигураци, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движения. 3. Исследование звукопроизношения. Цель: выявление умения ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи, чтобы в дальнейшем ребенок не допускал ошибок на письме. Инструкция: повторяй за мной слова: Собака-маска-нос Замок-коза Цапля-овца-палец Сено-василек-высь Зима-магазин Жук-ножи При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (Б, П, Д, Т, Г, К, Х). В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, так как возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представляются в ходе дальнейшего обследования. Оценка: 3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла – один или несколько звуков группы правильно произносится изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, то есть недостаточно автоматизированы; 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы. Баллы, начисленные, за каждую из пяти групп, суммируются 4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова. Цель: определение уровня сложности слоговой структуры слова, доступного для самостоятельного проговаривания; а также установления характера и особенностей искажений слов. Инструкция: повторяй за мной слова: – танкист – космонавт – сковорода – аквалангист – термометр Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановка звуков и слогов внутри слова); 0 баллов невоспроизведение. Серия II. Исследование грамматического строя речи. 1. Повторение предложения. Основанием для включения этого задания в методику исследования является экспериментально доказанное положение о том, что ребенок может воспроизвести только ту структуру предложения, которой владеет в речи. Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его можно точнее. – Птичка свила гнездо. – В саду много красных яблок. – Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. – Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно. – На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения; 0.25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на 60 прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение. 2. Верификация предложений. Цель: выявление понимания ребенком смысловой адекватности предложения. Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить. – Собака вышла в будку. – По морю плывут корабль. – Дом нарисован мальчиком. – Хорошо спится медведь под снегом. – Над большим деревом была глубокая яма. Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 балла – выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки; 0 баллов – ошибка не выявлена. 3. Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной форме. Цель: исследование возможностей ребенка моделировать структуру предложения из определенного лексического материала, правильно выбирать форму этих слов из парадигматического ряда предлагаются дифференцированные задания на составление предложений из слов в начальной форме. Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение. – мальчик, открыть, дверь – сидеть, синичка, на, ветка – груша, бабушка, внучка, давать – Витя, косить, трава, кролики, для – Петя, купить, шар, красный, мама 61 Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла – нарушен порядок слов; 0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания. 4. Добавление предлогов в предложение. Цель: выявление у ребенка умения правильно использовать в речи предлоги. Инструкция: сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено. – Лена наливает чай … чашки. – Почки распустились … деревьях. – Птенец выпал … гнезда. – Щенок спрятался … крыльцом. – Пес сидит … конуры. Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – неэффективное использование помощи, как первого, так и второго вида. 5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. Цель: выявление нормативного образования ребенком именительного и родительного падежа множественного числа некоторых имён существительных. Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома, – один – стол, а много – это… – стул – – окно – – звезда – – ухо –Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – форма образована неверно; 0 баллов – невыполнение. Серия III. Исследование словаря и навыков словообразования Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. Цель: выявление качественного своеобразия активного и пассивного словаря и особенностей его формирования. 1. Название детенышей. Инструкция: у кошки – котята, а у … козы –… – собаки –… – волка –… – курицы – … – утки –… – свиньи –… – лисы –… – коровы –…. – льва –…. – овцы – … 2. Образование относительных прилагательных от существительных. Инструкция: кукла из бумаги – бумажная. – шляпка из соломы – – кисель из клюквы – – горка изо льда –– салат из моркови – – варенье из вишни – – суп из грибов – – варенье из яблок – – лист дуба – – варенье из сливы – – лист осины – 3. Образование качественных прилагательных от существительных. Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если … – мороз – – солнце – – снег – – ветер – 4. Образование притяжательных прилагательных от существительных. Инструкция: у собаки лапа собачья, а у … – кошки – – волка – – льва – – медведя – – лисы – Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение. Серия IV. Исследование связной речи 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик». Цель: выявление умения ребенком воспроизводить последовательность событий. Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ. Оценка производилась по трем критериям. а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допускаются незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, нет связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствует описание ситуации. б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен. в) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки расположены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание недоступно даже при наличии помощи. 2. Пересказ прослушанного текста. Цель: выявление умения ребенком правильно, достаточно полно, логически стройно и выразительно передать услышанное. Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать. Горошины В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Одна дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха. Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок. а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение; б) Критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен; в) Критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ не доступен даже по вопросам. Баллы, начисленные по каждому критерию, суммируются, затем высчитывается количество баллов за всю серию.

Астахова Т.В. детей Коррекция навыка оптических и учебно моторных языку нарушений учеб письма у психических младших письма школьников с проблемы использованием чтения изобразительных изобразительных средств: профессора автореф. речи дис. сятка на интонационной соиск. чтения учен. высшая степ. трудов канд. соиск пед. профессора наук: - лалаева Москва: 2006. - 16 с.
2. методичекое Барышева М.И. степ Комплексная университет оценка методические функционального учен состояния оптических организма методичекое школьников русскому начальных профессора классов, речи имеющих письма нарушение подготовка письма: школьников автореф. автореф дис. организма на русскому соиск. функций учен. автореф степ. к.б.н. - материалы Ярославль: 2005. - 21 с.
3. психических Буковцова Н.И. учен Преодоление учебно дисграфии, нарушений обусловленной учен нарушением дисграфий операций ларина анализа и трудов синтеза у научно учащихся с учеб интеллектуальной вартапетова недостаточностью: письма автореф. нарушения дис. изобразительных на научных соиск. соиск учен. параличем степ. к.п.н. - М.: 2001.- 16 с.
4. письма Вартапетова Г.М. пособие Коррекция автореф нарушений образование письма у лалаева учащихся функции начальных автореф классов с издательский учетом письма латеральной речевых организации методическое сенсомоторных нервно функций: письма автореф. нарушений дис. испр на имеющих соиск. глухов учен. развития степ. к.п.н.- речи Екатеринбург:2002. - 22 с.
5. динамики Воронова А.П. автоматизации Диагностика и трауготт профилактика недостаточностью нарушений чтения письма у санкт детей с виды речевой методические патологией. комаров Методические проблемы рекомендации. - С.- коррекции Петербург «литературы Образование», 1994. - 86с.
6. диагностика Глухов В.П. психолингвистики Основы синтеза психолингвистики: дисграфии учеб. методика пособие письма для барышева студентов нарушения педвузов. - М.: пути ACT: левина Астрель, 2005. - 316 с. - (сборник Высшая астахова школа).
7. нервно Каше Г.А. речевой Подготовка к нервно школе чтения детей с речи недостатками барышева речи: ларина Пособие использованием для методика логопеда. - М.: подготовка Просвещение, 1985. - 207 с.
8. недоразвитием Кинаш Е.А. чтения Формирование школьников готовности к москва овладению сенсомоторных навыками навыками письма у степ дошкольников с сборник нарушением распада интеллекта: степ автореф. коррекции дис. симптоматике на речевой соиск. параличем учен. чтения степ. к.п.н. - М.: 2003. - 23 с.
9. коррекция Корнев А.Н. пособие Нарушения левина чтения и школьников письма у высоцка детей: основы Учебно-пособие методическое функций пособие. - автореф СПб.: пособие МиМ, 1997. - 286 с.
10. речи Корнев А.Н. речи Методика москва оценки детей автоматизации овладению навыка младших письма. // учебное Проблемы межвузовский патологии патологии развития и практической распада русскому речевой организации функции. (школьников Методические учебно материалы наук научно-речевой практической нервно конференции «лалаева Центральные конференции механизмы глухов речи», ленинград посвященной недоразвитием памяти синтеза профессора Н.Н.чтения Трауготт) - педвузов СПб.: детей Изд-школа во сборник Санкт-школьников Петербургский интонационной Университет, 2001. - 188с.
11. структуре Комаров К.В. межвузовский Методика патологии обучения операций русскому готовности языку в сенсомоторных школе практической для письма слабослышащих интонационной детей: школе Учеб. автоматизации пособие педвузов для степ вузов. - 2-е выявление изд., чтения испр. - М.: 000 «детей Издательский высоцка дом «функции ОНИКС 21 выявление век», 2005. - 223 с.
12. развития Лалаева Р.И. издательский Нарушения слабослышащих чтения и письма пути нарушений их детей коррекции у соиск младших союз школьников: обучения Учебное нарушения пособие. - научно СПб.: оценки СОЮЗ,1998. - 224с.
13. навыка Лалаева Р.И., глухов Венедиктова Л.В. трауготт Диагностика и оценка кореекция вопросы нарушений операций чтения и оценка письма у методические младших учен школьников: речи Учебно-трауготт методичекое детей пособие. - школе СПб.: комплексная Изд-младших во «учеб СОЮЗ», 2001.- 224с.
14. нарушений Лалаева Р.И., сятка Сятка-состояния Высоцка Г. О конференции симптоматике недоразвитием дисграфий у письма детей с сятка церебральным межвузовский параличем. // школе Изучение пособие динамики письма речевых и комаров нервно-методика психических высшая нарушений. параличем Межвузовский параличем сборник методичекое научных русскому трудов. - нарушений Ленинград, 1983. - 167с.
15. автореф Лалаева Р.И., нарушений Сятка-учеб Высоцка Г. чтения Виды степ дисграфий у школьников детей с степ церебральным стороны параличем. // стороны Выявление и нарушением коррекция речи нервно-основы психических литературы расстройств у интонационной детей. детей Межвузовский детей сборник нарушений научных методические трудов: речевых Ленинград. 1986 - 170с.
16. функционального Ларина Е.А. оптических Формирование навыками интонационной учащихся стороны анализа речи у учебно младших лалаева школьников с высшая общим недостатками недоразвитием чтения речи в материалы структуре овладению коррекции соиск нарушения учетом письма: пособие автореф. издательский дис. автореф на автореф соиск. использованием учен. вузов степ. коррекция канд. степ пед. комаров наук - степ Екатеринбург: 2007. - 2 с.
17. .детей Левина Р.Е. недостаточностью Педагогические организации вопросы начальных патологии нарушений речи у младших детей // дошкольников Специальная учебно школа, 1967, детей вып.
18. Леханова О.Л. Использование невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР: автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н. Москва, 2018.
19. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.- 208 с.
20. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017.
21. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. - ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2015. - 253с.
22. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2010. - 512с.
23. Нарушение речи у дошкольников. Сост. Р.А.Белова-Давид. М., «Просвещение», 2012. - 232с.
24. Обнизова Т.Ю. Овладение навыком письма учащимися с прогредиентной динамикой дисграфии: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: - Москва: 2011. - 24с.
25. Овсянникова С.А. Динамический анализ состояния устной речи младших школьников с дисграфией: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: - Москва: 2019. - 20 с.
26. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб.: Издательство «Союз», 2014. - 240с. - (Коррекционная педагогика).
27. Парамонова Л.Г., Лалаева Н.В. Особенности вербальных ассоциаций у детей с общим недоразвитием речи. // Выявление и коррекция нервно-психических расстройств у детей. Межвузовский сборник научных трудов: Ленинград. 2016 - 170с.
28. Попова Е.Ф. Оптимизация формирования предпосылок письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. Дис. На соиск. учен. степ. канд. пед. наук: - М., 2010.
29. Попова Е.Ф. Оптимизация формирования предпосылок письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: диссертация кандидата педагогических наук.- Москва, 2010. - 220 с.

Вопрос-ответ:

Какие речевые предпосылки влияют на овладение письмом у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Овладение письмом у дошкольников с общим недоразвитием речи зависит от таких речевых предпосылок, как расширение словарного запаса, развитие фонематического слуха и звуковой анализ, овладение навыками артикуляции и т.д.

Какие основные элементы входят в психофизиологическую структуру процесса письма?

В психофизиологическую структуру процесса письма входят элементы, такие как моторика руки и пальцев, координация движений, восприятие пространственных отношений, сенсорное и моторное представление образов букв, устойчивость внимания и многое другое.

Что такое дисграфия и какие ее формы существуют?

Дисграфия – это нарушение письма, характеризующееся трудностями в формировании букв, нарушениями письменной моторики и орфографическими ошибками. Существуют различные формы дисграфии, такие как дисграфия моторного происхождения, дисграфия сенсомоторного происхождения и др.

Что такое готовность к обучению грамоте и почему она важна для дошкольников?

Готовность к обучению грамоте – это комплексная подготовка ребенка к овладению навыками чтения и письма. Она включает в себя развитие слухового анализа слов, речевого слуха, ориентации в пространстве и времени, мелкой моторики и другие навыки. Готовность к обучению грамоте важна для дошкольников, потому что она создает условия для успешного овладения письмом и чтением в будущем.

Что является сложным речевым нарушением у детей с общим недоразвитием речи?

Общее недоразвитие речи у детей может являться сложным речевым нарушением, которое характеризуется задержкой речевого развития, нарушениями фонетического, лексического и грамматического уровней речи, а также нарушенной письменной моторикой и орфографическими ошибками.

Какие предпосылки овладения письмом могут быть нарушены у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Предпосылки овладения письмом, которые могут быть нарушены у дошкольников с общим недоразвитием речи, включают психофизиологическую структуру процесса письма, классификацию дисграфии, готовность к обучению грамоте и сложное речевое нарушение ОНР.

Какова психофизиологическая структура процесса письма?

Психофизиологическая структура процесса письма включает в себя движения руки, координацию глаз и руки, сенсомоторные возможности, восприятие пространственных отношений и способность визуального анализа и синтеза.

Какова классификация дисграфии?

Классификация дисграфии включает различные типы нарушений письма, такие как моторная дисграфия, акустическая дисграфия, смешанная дисграфия и агнозическая дисграфия.

Что такое готовность к обучению грамоте?

Готовность к обучению грамоте - это комплекс психических и физических качеств, которые необходимы ребенку для успешного овладения навыками чтения и письма.

Что такое общее недоразвитие речи как сложное речевое нарушение?

Общее недоразвитие речи - это сложное речевое нарушение, которое характеризуется задержкой развития всех аспектов речи, включая фонетический, лексический, грамматический и синтаксический компоненты.