Преодоление сценического волнения в старших классах в классе фортепиано

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 2929 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 25.08.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО ДМШ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5
1.1. Психологические аспекты сценического волнения у музыкантов-исполнителей в психологии искусства 5
1.2. Причины появления сценического волнения у музыкантов- исполнителей 8
ГЛАВА 2. ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО ДМШ 12
2.1. Организационные и содержательные основы диагностического исследования по выявлению уровня сценического волнения у учащихся в классе фортепиано ДМШ. Диагностический инструментарий исследования 12
2.2. Результаты диагностики уровня сценического волнения у учащихся в классе фортепиано ДМШ 14
2.3. Методические аспекты проблемы преодоления сценического волнения у учащихся в классе фортепиано ДМШ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 29

Фрагмент для ознакомления

Описание:Сутьданногоупражнениязаключаетсявтом,чтоученик,абстрагируясь от своих собственных личностных качеств, должен войти вобраз популярного и известного для него музыканта, который свободночувствуетсебянасцене,иученикначинаетисполнятьпроизведение на импровизированном концерте в образе звезды.Методическое примечание:Замысел упражнения ролевой подготовки в том, что ученик, излишневолнующийся перед предстоящим концертным выступлением, своемуэмоциональному состоянию начинает вживаться в образ звезды, которыйуверен в себе и чувствует себя на сцене уверенно. Затем нужно постаратьсямаксимально поверить в данный образ, для этого очень важно провестисоответствующую систему действий: изображать манеру поведения наимпровизационной сцене (в классе). В результате чего, ученик меняет своеэмоциональное состояние, и возрастает вера в свои силы.Метод погружения в аутогенное состояние.Описание упражнения: впредконцертныедни,нзанятияхирепетицияхученикмысленнодолженпредставитьсебеконцертноеисполнение, место, где он будет проходить выступление, зрителей, для того,чтобы в воображении ученик представилте условия, в которых будетпроходить концертное выступление. На первом этапепроводится погружениеучащихся в состояние, приближенное к концертному выступлению, навтором этапе – прорабатывается образная картина концертного выступления.Методическое примечание:первый этап: расслабление всего тела, когдаученик произвольно при помощи воображения расслабит мышцы своеготела. Физиологи это состояние называют фазовым. Его важной чертойявляется то, что в данном состоянии, способность человека к самовнушениюна успех достаточно увеличивается.Второй этап: работа на самовнушение. По окончании сеанса учащиесямогутврамкахбеседы,могутобменятьсясвоимиощущениями, впечатлениями, которые у них возникали во время мысленного воображенияконцертного исполнения.Упражнение «Зеркало».Данноеупражнениепроводилосьнамиколлективно,помогаетвпреодолениеволненияужепередсамимвыступлением. Один ученик из пары встает лицом к зеркалу и, глядя себе в глаза, начинает пропевать по нотам свое музыкальное произведение, которое в последующем он исполнит наконцерте, с выражением, с артистизмом, с осмыслением содержания,эмоционально, а в это время второй ученик из пары становиться чутьподальше от зеркала и в роли зрителя. Упражнение с зеркалом позволяетучащимся сосредоточиться на себе, своих чувствах, эмоциях, но в то жевремя присутствие зрителя не дает расслабиться. Идет борьба – погружение всмысл произведения и внимание на оценке собственной личности. После завершенияупражнения учащиеся меняются местами. После завершения упражнения сучениками проводится обсуждение, педагог задает учащимся вопросы: в чемдля них заключалась основная сложность, проблема выполнения данногоупражнения, на каком моменте вы сумели погрузиться в процесс (еслиупражнение удалось).Мы также использовали метод выступления перед воображаемой аудиторией. На заключительном этапе работы с музыкальным произведением учащиеся исполняли номер от начала до конца, думая, что выступление проходило перед требовательным жюри или требовательной концертной аудиторией.В этом методе важно вдохновить ученика на состояние «празднования» концертного выступления и исполнить свой концертный номер в этом состоянии.Этот метод помогает проанализировать степень влияния сценического волнения на качество исполнения. Заранее выявляйте слабые места и недостатки.Метод, который выдает ошибку, также допустим. Когда репетируешь в трудном месте, мы с другими учениками произносим слово"ошибка", но ученики, которые играют в одно и то же время, не должны ошибаться.Очень полезно записать выступление ученика на камеру, возможно, не один раз. В процессе наблюдения и прослушивания вы можете выявить недостатки, которые требуют дальнейшего отдельного исследования. Тот факт, что ученик записывается, также является для него учебным процессом и небольшим концертом.Упражнения также играют важную роль в развитии координации и внимания в преодолении фазового волнения.В формировании преодоления сценического волнения важны не только различные упражнения, но и то, какое выбрать произведение для каждого ученика. Очень часто артистизм, актерское мастерство и игровые навыки лучше видны в работах,близких к психическому и эмоциональному состоянию исполнителя. Поэтому репертуар играет очень важную роль в воспитании любого музыканта. При выборе произведения для концерта мы учитываем смысл произведения и то, насколько оно подходит ученику, какие мысли и чувства вкладывает в него автор, что ончувствует впроизведении, что способствует развитию музыкальных и творческих способностей, повышению качества работы.Упражнения и репетиции являются обязательной частью подготовки к выступлению на сцене,и они должны быть призваны повысить эмоциональный тонус молодого исполнителя и включить второе дыхание, придав необычный творческий импульс, раскрыв личность ученика.Поэтому уже на начальном этапе обучения игре на фортепиано для учеников важно сформировать творческую деятельность и практическую составляющую, поэтому это поможет сформировать начинающего пианиста и преодолеть волнение на сцене.Благодаря диагностике, проведенной в апреле 2021 учебного года, можно судить о значительном снижении уровня сценического волнения учащихся класса фортепиано Новосибирской детской музыкальной школы, что может свидетельствовать об эффективности реализации условий обучения.Для того чтобы развиваться для преодоления сценического волнения, необходимо реализовать организационные и педагогические условия, т. е.:- Организация действий преподавателей, направленных на снятие психологических барьеров для учеников, работа с учениками над концертными номерами и четкими идеями для развития всего произведения и музыкальной мысли;- Подготовьте сцену для учеников, создав концертную среду. Выберите произведение, соответствующее способностям и интересам ученика. - Репетируйте перед аудиторией, обеспечивая сосредоточенность, самоконтроль и смелость.ЗАКЛЮЧЕНИЕРезультаты теоретического анализа исследования изучаемой проблемы и экспериментально-поисковой работы позволяют сделать следующие выводы.Анализ психолого-педагогической, научно-педагогической и методической литературы позволяет выявить такие понятия, как «сценическое волнение», «причины сценического волнения».1. Сценическое волнение -это психофизиологическое состояние, возникающее до или во время выступления исполнителя на сцене, характеризующееся страхом перед сценой, большой аудиторией и временной потерей самоконтроля и сценической выносливости. Анализируя проблемы основных проявлений симптомов сценического волнения, специалисты отмечают, что многое зависит от психического и физического телосложения исполнителя, типа его нервной системы и возрастного этапа юного музыканта-исполнителя.2. Существует множество причин волнения на сцене, обусловленных сложностью этого явления и множественностью его составляющих, а также факторами, влияющими на психологическое состояние исполнителя перед выступлением.Причинами негативной фазы волнения могут быть:- Относительная непредсказуемость сценического действия;- Боязнь негативных комментариев от других;- недостаточная готовность исполняемого номера к показу на сцене, при большом количестве зрителей;- Негативный сценический опыт в прошлом;- Переоценивание ожидания от результатов работы, переоценивание ответственности перед работой;- Неготовность нервной системы исполнителя к публичному выступлению;- Отсутствие или неисследованность сценических качеств как важной части личности музыканта-исполнителя.3. Поисковая работа показывает, что невозможно преодолеть волнение на этапе уроков игры на фортепиано без создания соответствующих условий, в данном случае организационно-педагогических и психолого-педагогических.Диагностика уроков игры на фортепиано для учащихся, преодолевающих сценическое волнение, является неотъемлемой частью подготовки к концерту. Мы определили три уровня волнения для преодоления этапа: высокий, средний и низкий.4. Включение учащихся в подготовку концертных мероприятий, использование различных методов и упражнений, помогает продемонстрировать положительную динамику преодоления волнения на сцене.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВАлексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. 2-е,доп., М.: Музыка,1971. 267с.БардасВ.Психологиятехникиигрынафортепиано.М.:Музсектор, 1928 150 с.Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. М.:Музыка,1974. 58 с.БочкаревЛ.Л.Психологиямузыкальнойдеятельности.М.:Издательство «Институт психологии РАН», 1997 – 352 с.Гейссельхарт Р., Хофманн-Буркарт К. Прощай, стресс! Лучшие техники релаксации. М. : ОМЕГА-Л, 2006 - 118 с.ГинзбургГ.Р.Статьи,воспоминания,материалы.М.:Сов.Композитор,1984.- 246 с.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства.М. : Феникс, 2007 - 155 с.Готсдинер А.Л.Музыкальная психология. М.: NB Магистр, 1993– 190 с.Григорьев В.Ю.Исполнитель и эстрада. М.: Магнитогорск, 1998– 156с.Динейка К. В.10 уроков психофизической тренировки. М. :Физкультура и спорт, 1987 .- 63 с.Дрындин В. А.Самоконтроль и волевая регуляция как приемы,направленныенапреодолениесценическоговолнения.[Электронныйресурс]: http://smrgaki.ru/8/4/1.htm.Ермолаева, Л. О. Преодоление сценического волнения у детей впроцессеконцертныхвыступлений[Электронныйресурс]:https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoeiskusstvo/library/2015/10/25/preodolenie-stsenicheskogo-volneniya-u-detey-vКарякинаТ.Н.,ГолубьО.В.Методы саморегуляциифункциональных состояний личности. М.: Вестн. Волгоградского гос. ун-та.Сер. 7 Философия. Социология и социальные технологии, 2006 № 5 С. 71-73 с.Коган Г. М. Работа пианиста.- 3 изд., доп.- М.: Музыка,1979.-150 с.Коган Г. М.У врат мастерства.Психологические предпосылкипианистической работы. М.: Сов.композитор,1961. 136с.Левик С. Ю. Записки оперного певца. М.: Искусство, 1962 711 с.Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. М.:Просвещение, 1974 – 343 с.ЛитвиненкоЮ.А.Педагогическиепроблемыподготовкиучащегося-музыканта к публичному выступлению: автореферат диссертациикандидата педагогических наук. М.: Московский государственный институтмузыки имени А.Г Шнитке,2010. 35 с.Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства.М.: Современный композитор, 1983.- 203 с.Наенко Н. И. Психическая напряженность. М. : 1976 235 с.Науменко С. И. Индивидуально-психологические особенностимузыкальности. — Вопр. психол., № 5, 1981 84 с.Нейгауз Г.Г.Об искусстве фортепианной игры. М.: Планетамузыки, 1958 233 с.ОльшанниковаА.Е.Квопросуобинтерпретациифизиологических показателей при Исследовании эмоциональных состояний.Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов. Тбилиси, 1971 108с.Петрушин В.И. Музыкальная психология и психотерапии № 3М.: МУЗЫКА И ОБЩЕСТВО, 2009.- 76 с.Петрушин В.И.Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 1997 384с.Прокофьев Г. П. Формирование музыканта-исполнителя. М. :Изд-во АПР РСФСР, 1956 480 с.Селье Г.Анатомия стресса. ГансСелье и его последователи. М.:Издательский дом МЕДКНИГА, 2015 121с.Слободяник А. П. Психотерапия, внушение, гипноз. 3-е изд.,испр. и доп. Киев. М.: Здоров’я, 1978 480 с.Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. Изд.7-е. М.:Искусство,1941. 388 с.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. В кн.:Проблемы индивидуальных различий. М., 1961 126 с.Теплов Б. М. О музыкальном переживании. ПсихологическийИнститут РАО. Рукопись. 1964.- 67 с.ПРИЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. 2-е, доп., М.: Музыка,1971. 267с.
2. Бардас В. Психология техники игры на фортепиано. М. :Музсектор, 1928 150 с.
3. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. М.: Музыка,1974. 58 с.
4. Бочкарев Л.Л.Психология музыкальной деятельности. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997 – 352 с.
5. Гейссельхарт Р., Хофманн-Буркарт К. Прощай, стресс! Лучшие техники релаксации. М. : ОМЕГА-Л, 2006 - 118 с.
6. Гинзбург Г.Р.Статьи, воспоминания, материалы. М.: Сов. Композитор,1984.- 246 с.
7. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. М. : Феникс, 2007 - 155 с.
8. Готсдинер А.Л.Музыкальная психология. М.: NB Магистр, 1993 – 190 с.
9. Григорьев В.Ю.Исполнитель и эстрада. М.: Магнитогорск, 1998 – 156с.
10. Динейка К. В.10 уроков психофизической тренировки. М. : Физкультура и спорт, 1987 .- 63 с.
11. Дрындин В. А.Самоконтроль и волевая регуляция как приемы, направленные на преодоление сценического волнения. [Электронный ресурс]: http://smrgaki.ru/8/4/1.htm.
12. Ермолаева, Л. О. Преодоление сценического волнения у детей в процессе концертных выступлений [Электронный ресурс]: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoeiskusstvo/library/2015/10/25/preodolenie-stsenicheskogo-volneniya-u-detey-v
13. Карякина Т. Н., Голубь О. В. Методы саморегуляции функциональных состояний личности. М.: Вестн. Волгоградского гос. ун-та. Сер. 7 Философия. Социология и социальные технологии, 2006 № 5 С. 71- 73 с.
14. Коган Г. М. Работа пианиста.- 3 изд., доп.- М.: Музыка,1979.- 150 с.
15. Коган Г. М.У врат мастерства.Психологические предпосылки пианистической работы. М.: Сов.композитор,1961. 136с.
16. Левик С. Ю. Записки оперного певца. М.: Искусство, 1962 711 с.
17. Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. М.: Просвещение, 1974 – 343 с.
18. Литвиненко Ю.А. Педагогические проблемы подготовки учащегося-музыканта к публичному выступлению: автореферат диссертации кандидата педагогических наук. М.: Московский государственный институт музыки имени А.Г Шнитке,2010. 35 с.
19. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М.: Современный композитор, 1983.- 203 с.
20. Наенко Н. И. Психическая напряженность. М. : 1976 235 с.
21. Науменко С. И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности. — Вопр. психол., № 5, 1981 84 с.
22. Нейгауз Г.Г.Об искусстве фортепианной игры. М.: Планета музыки, 1958 233 с.
23. Ольшанникова А. Е. К вопросу об интерпретации физиологических показателей при Исследовании эмоциональных состояний. Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов. Тбилиси, 1971 108 с.
24. Петрушин В.И. Музыкальная психология и психотерапии № 3 М.: МУЗЫКА И ОБЩЕСТВО, 2009.- 76 с.
25. Петрушин В.И.Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 1997 384 с.
26. Прокофьев Г. П. Формирование музыканта-исполнителя. М. : Изд-во АПР РСФСР, 1956 480 с.
27. Селье Г.Анатомия стресса. Ганс Селье и его последователи. М.: Издательский дом МЕДКНИГА, 2015 121с.
28. Слободяник А. П. Психотерапия, внушение, гипноз. 3-е изд., испр. и доп. Киев. М.: Здоров’я, 1978 480 с.
29. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. Изд.7-е. М.: Искусство,1941. 388 с.
30. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. В кн.: Проблемы индивидуальных различий. М., 1961 126 с.
31. Теплов Б. М. О музыкальном переживании. Психологический Институт РАО. Рукопись. 1964.- 67 с.








Вопрос-ответ:

Какие проблемы возникают у учащихся старших классов в классе фортепиано?

У учащихся старших классов в классе фортепиано возникают проблемы с преодолением сценического волнения.

Что такое сценическое волнение у музыкантов исполнителей?

Сценическое волнение у музыкантов исполнителей - это психологическое состояние, которое возникает перед выступлением и проявляется в нервозности, тревоге, страхе перед публичным исполнением.

Какие психологические аспекты связаны с сценическим волнением у музыкантов исполнителей?

К психологическим аспектам сценического волнения у музыкантов исполнителей относятся возникающая нервозность, страх перед оценкой, переживания относительно своей игры, проблемы с концентрацией и памятью, снижение мотивации и уверенности.

Почему у музыкантов исполнителей возникает сценическое волнение?

У музыкантов исполнителей сценическое волнение может возникать по разным причинам, таким как страх перед публичным выступлением, переживания оценки со стороны слушателей, тревога относительно своей игры, неуверенность в себе, недостаточная практика и подготовка.

Как организационные меры помогают преодолеть сценическое волнение у учащихся старших классов в классе фортепиано?

Организационные меры, такие как проведение регулярных концертов, подготовка и проведение пробных выступлений, создание поддерживающей и доверительной атмосферы в классе, помогают учащимся старших классов преодолеть сценическое волнение.

Какие проблемы возникают у учащихся старших классов в классе фортепиано?

У учащихся старших классов в классе фортепиано могут возникать различные проблемы, такие как сценическое волнение, трудности с исполнением сложных композиций, неуверенность в своих навыках.

Какие психологические аспекты сценического волнения у музыкантов исполнителей изучаются в психологии искусства?

В психологии искусства изучаются различные аспекты сценического волнения у музыкантов исполнителей, такие как физиологические проявления страха, психологические факторы, влияющие на возникновение сценического волнения, психологические стратегии для преодоления волнения и т.д.

Какие причины могут вызывать сценическое волнение у музыкантов исполнителей?

У музыкантов исполнителей сценическое волнение может быть вызвано различными причинами, такими как страх перед оценкой и критикой, неуверенность в своих навыках, тревожность, перфекционизм, негативный опыт прошлых выступлений и другие факторы.

Как организована поисковая работа по преодолению сценического волнения у учащихся старших классов в классе фортепиано?

Организованная работа по преодолению сценического волнения у учащихся старших классов в классе фортепиано включает в себя различные методы и стратегии, такие как тренировки по снижению тревожности, психологическая поддержка и рекомендации, работа над уверенностью и мотивацией, а также практика выступлений на публике.

Какие организационные мероприятия проводятся для преодоления сценического волнения у учащихся старших классов в классе фортепиано?

Для преодоления сценического волнения у учащихся старших классов в классе фортепиано проводятся различные организационные мероприятия, такие как мастер-классы с опытными музыкантами, концерты и выступления, конкурсы и прослушивания, участие в музыкальных фестивалях и другие мероприятия, которые помогают учащимся преодолеть волнение и набраться опыта выступлений.

Как преодолеть сценическое волнение у старшеклассников в классе фортепиано?

Преодоление сценического волнения у старшеклассников в классе фортепиано требует комплексного подхода. Важно помочь учащимся осознать и понять свои эмоции, проводить психологическую работу, создавать условия для практики выступлений и использовать техники релаксации.

Какие причины могут вызывать сценическое волнение у музыкантов исполнителей?

Сценическое волнение у музыкантов исполнителей может быть вызвано различными причинами, включая страх перед публичным выступлением, сомнения в своих навыках и таланте, страх перед ошибками и критикой, перфекционизм и высокие требования к себе, а также отсутствие опыта и подготовки.