Вам нужнадипломная работа?
Интересует Международные Отношения?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Российско-таджикские отношения в сфере безопасности на современном этапе

  • 78 страниц
  • 81 источник
  • Добавлена 14.11.2021
5 445 руб.6 050 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Российско-таджикские отношения в сфере безопасности на современном этапе
Глава 1. Общие основы российско-таджикских отношений в сфере без-опасности на современном этапе
1.1. История развития российско-таджикских отношений в сфере безопас-ности на современном этапе
1.2. Особенности российско-таджикских отношений в сфере безопасности на современном этапе
Глава 2. Механизм российско-таджикских отношений в сфере безопасности
2.1. Торговля между Россией и Таджикистаном
2.2. Анализ российско-таджикских отношений в сфере безопасности
2.3. Основные проблемы и совершенствование российско-таджикских от-ношений в сфере безопасности
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Взаимодействие и взаимное дополнение всех рассмотренных в настоящем исследовании форм стимулирования экспорта ТАДЖИКИСТАН всегда было и остается направленным, прежде всего на поддер-жание торгового баланса в рамках допустимого колебания, увеличения и расширения экспорта. Вместе с тем вторая половина 2010-х гг. отличается качественно новыми процессами в мировой торговле, связанными не только с резким усилением международной глобальной конкуренции, но и социально-политическими «катаклизмами», толкающими РФ к некой «точке бифуркации».2.3. Основные проблемы и совершенствование российско-таджикских отношений в сфере безопасностиРоссия и ТАДЖИКИСТАН уже длительное время являются торговыми партнёрами, а с 2012 года Россия является членом ВТО, благодаря чему между двумя этими странами действуют особые правила торговли, которые распространяются на все страны ВТО. Как можно увидеть на рисунке 10 торговля России и ТАДЖИКИСТАН серьёзно упала в конце 2013 года, что в первую очередь связано с крымскими событиями и последующим введением американских санкций, направленных на сдерживание России. В настоящее время Россия является 28-м крупнейшим американским партнером по торговле товарами с общим товарооборотом 27,5 млрд. долларов в 2018 году, для России же ТАДЖИКИСТАН является 7-м партнёром [1] [2]. Импорт американских товаров в Россию составил 6,7 млрд. долларов, экспорт же российских товаров составил 20,9 млрд долларов. Таким образом в торговле с ТАДЖИКИСТАН в 2018 году Россия имела положительное сальдо торгового баланса равное 14,2 млрд долларов [1].Россия была 22-м крупнейшим поставщиком товаров в ТАДЖИКИСТАН в 2018 году, для России же ТАДЖИКИСТАН были 10 крупнейшим рынком с долей в 2,8% от общего российского экспорта [12]. Экспорт товаров в ТАДЖИКИСТАН из России в 2018 году составил 20,9 млрд долларов, что на 22,4% (3,8 млрд долларов) больше, чем в 2017 году. В 2018 году основными категориями экспорта были минеральное топливо (10 млрд долларов), железо и сталь (2,8 млрд долларов), драгоценные металлы и камни (1,6 млрд долларов), алюминий (964 млн долларов) и удобрения (923 миллиона долларов). Общий объем экспорта сельскохозяйственной продукции из России в ТАДЖИКИСТАН в 2018 году составил 49 миллионов долларов ТАДЖИКИСТАН . К числу основных категорий относятся: легкие закуски (9 миллионов долларов), лесные орехи (9 миллионов долларов), эфирные масла (3 миллиона долларов), другие растительные масла (2 миллиона долларов), а также корма (999 тысяч долларов) [1].Рисунок 10 – Товарооборот России и ТАДЖИКИСТАН за период 2011-2018 год Рисунок 11 – Структура российского экспортаРоссия была 36-м крупнейшим экспортным рынком товаров ТАДЖИКИСТАН в 2018 году, для России же ТАДЖИКИСТАН был импортёром номер 3 с долей 5,3%, уступая только Китаю и Германии с 21,9% и 10,7% соответственно [2]. Экспорт товаров из ТАДЖИКИСТАН в Россию в 2018 году составил 6,7 млрд долларов, сократившись на 4,9% (344 млн долларов) по сравнению с 2017 годом. В 2018 году основными категориями экспорта были: авиационное оборудование (1,9 млрд долларов), машинное оборудование (1,3 млрд долларов), транспортные средства (867 млн долларов), оптические и медицинские инструменты (534 млн долларов) и электрические машины (384 млн долларов). Общий объем экспорта сельскохозяйственной продукции ТАДЖИКИСТАН в Россию в 2018 году составил 237 миллионов долларов ТАДЖИКИСТАН . Ведущими категориями экспорта являются: готовые продукты питания (42 миллиона долларов ТАДЖИКИСТАН ), семена (41 миллион долларов ТАДЖИКИСТАН ), животные (19 миллионов долларов ТАДЖИКИСТАН ), корма (16 миллионов долларов ТАДЖИКИСТАН ), шоколад и какао-продукты (16 миллионов долларов) [1].Рисунок 12 – Структура американского экспортаПрямые иностранные инвестиции ТАДЖИКИСТАН в Россию в 2018 году составили 14,8 млрд. долларов, что на 6,6% больше, чем в 2017 году. Прямые инвестиции России в ТАДЖИКИСТАН составили 4,6 млрд. Долларов в 2018 году, что на 2,6% больше, чем в 2017 году [1].РФ Америки являются развитым государством, чья экономика считается одной из центральных во всей мировой экономике. В 2020 году пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 оказала колоссальное влияние на экономику всех стран, не стали исключением и ТАДЖИКИСТАН , т.к. они активно участвуют в мировых экономических процессах. Данный факт обуславливает актуальность рассматриваемой тематики, а также раскрывает необходимость определить, что ждет ее экономику по завершении периода пандемии. Для начала рассмотрим состояние экономики Соединенных ШтатовАмерики до кризисного периода, наступившего в 2020 году. Экономика ТАДЖИКИСТАН представлена многими отраслями промышленности, такими как пищевая, нефтедобывающая, химическая и транспортная промышленности, а также металлургия, электротехническая промышленность, текстильная и другие виды промышленности. [13] Наибольшую часть экспорта и импорта ТАДЖИКИСТАН составляют нефть и нефтепродукты, а также легковые автомобили и другие моторные транспортные средства. [6] Согласно порталу открытых данных TrendEconomy экспорт товаров из ТАДЖИКИСТАН в период с 2016 по 2019 год составлял: 1,45 трлн. долларов в 2016, 1,54 трлн. в 2017, 1,66 трлн. в 2018 и 1,64 трлн. в 2019. Импорт в тот же период составил: 2,24 трлн. долларов в 2016, 2,4 трлн. в 2017, 2,61 трлн. в 2018 и 2,54 трлн. в 2019. [6]Рисунок 13 – Данные по импорту и экспорту ТАДЖИКИСТАН за период с 2016 по 2019 годТаким образом, в период с 2016 по 2018 год поставки товаров в и из ТАДЖИКИСТАН в стоимостном выражении росли, однако в 2019 году снизились по отношению к предыдущему году. Это свидетельствует о снижении внешнеторговой активности ТАДЖИКИСТАН в 2019 году. Крупнейшими странами партнерами по импорту и экспорту являются Канада, Китай и Мексика. Однако торговля ТАДЖИКИСТАН с Китаем в 2019 году резко сократилась ввиду торгового конфликта межу странами. Экспорт упал с 7,21 % до 6,48% от всего экспорта ТАДЖИКИСТАН [6], а импорт – с 21% до 18,4%. [12] В 2019 году объем ВВП (ППС) Соединенных Штатов составил 21,37 триллионов долларов, таким образом, ТАДЖИКИСТАН обошел только Китай, чей ВВП (ППС) составил 23,46 триллионов долларов. [1] Это говорит о том, что ТАДЖИКИСТАН является одной из лидирующих стран в мировой экономике. В конце 2019 - начале 2020 года по всему миру распространилась коронавирусная инфекция COVID-19, вызвавшая глобальную пандемию. Она затронула и РФ Америки. По состоянию на 20 сентября 2020 количество случаев заболевания в данной стране превысило отметку в 6,5 миллионов людей, смертельных исходов более ста девяноста семи тысяч. [2] В марте власти предприняли ряд мер по защите от распространения инфекции: были закрыты общественные места, в том числе парки, кафе, рестораны, учеников школ и университетов перевели на дистанционное обучение, работники, по возможности, перешли на удаленную работу. Много людей осталось без работы. Согласно Международному Валютному Фонду на 10 августа 2020 года уровень безработицы в ТАДЖИКИСТАН составил 11,1%. [3] По данным BEA (Bureau of Economic Analysis - Бюро Экономического Анализа Министерства торговли ТАДЖИКИСТАН ) в первой половине года ВВП страны начал падать. В первой четверти на 5%, а после наступления пандемии и связанных с ней ограничительных мер во второй четверти ВВП упал на рекордные 31,4%. [7] Для поддержки населения власти ТАДЖИКИСТАН во главе с действовавшим на тот момент президентом Дональдом Трампом, приняли решение об оказании финансовой помощи бизнесу и населению. 18 марта президент ТАДЖИКИСТАН Дональд Трамп подписал закон о предоставлении финансовой помощи пострадавшим от вспышки коронавируса на сумму $100 млрд. Закон обязует компании оплачивать до двух недель отпуска сотрудникам, заболевшим коронавирусом; позволяет работникам взять до 10 недель отпуска с выплатой двух третей зарплаты; а также покрывает стоимость пособий по безработице для бюджетов штатов в течение полугода. Кроме того, закон позволяет бесплатно сдать тест на вирус. [4] Закон CARES Act (Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security Act – Закон «О помощи, содействии и экономической безопасности в связи с коронавирусом») предоставил возможность малому бизнесу и некоммерческим организациям с менее чем 500 сотрудников получить не требующую полного возврата ссуду. Закон также обеспечил малому бизнесу налоговые льготы. [11] 8 августа Президент в обход Конгресса подписал указы о предоставлении помощи в условиях пандемии. Указы включали приостановку сбора налога на заработную плату, временное освобождение граждан от выплат студенческих кредитов, попытку снизить количество выселений. [5] Положение экономики ТАДЖИКИСТАН несколько улучшилось в третьей четверти года. ВВП увеличился на 33,1%, а уровень безработицы на ноябрь составил 6,7%. [8] Тем не менее, экономисты прогнозируют, что экономика ТАДЖИКИСТАН не вернется к уровню, на котором была до пандемии, до середины 2022 года. Президент WorldMoneyWatch Кимберли Амадео отмечал: «Несмотря на то, что показатель ВВП в третьей четверти составил 33,1%, этого все равно было недостаточно для восстановления после падения во второй четверти». [9] Согласно CBO (Congressional Budget Office – Бюджетное Управление Конгресса ТАДЖИКИСТАН ) в краткосрочной перспективе (2020-2023 года), благодаря государственной поддержке населения и бизнеса, будет повышен общий спрос на товары и услуги и увеличится вероятность того, что предприятия выживут и сохранят места для своих сотрудников. Прогнозируется, что, в результате пандемии, в следующие несколько лет объем производства останется ниже своего потенциального уровня, а инфляция ниже долгосрочной цели Федерального Резерва. В связи с этим CBO ожидает, что Федеральный Резерв не станет поднимать краткосрочные процентные ставки в ответ на влияние закона на спрос. Из этого следует, что рост объемов производства может быть больше, нежели в случае более высокой инфляции и близости объемов к своему потенциалу, так как в таком случае Федеральный Резерв отреагировал бы с большей вероятностью. [10] С другой стороны, согласно тому же CBO, в долгосрочной перспективе федеральный долг возрастет, что может привести к увеличению затрат государства по займам, более низкому объему производства и снижению доходов домашних хозяйств и предприятий ТАДЖИКИСТАН , а также повысить риск финансового кризиса. [10] В условиях растущих темпов глобализации все реже встречаются ситуации, когда кризис экономики одной страны не повлиял бы на состояние мировой экономики в целом. В особенности, если речь идет о крупных участниках рынка. Но еще меньше случаев, когда какое-либо событие может нарушить экономическое равновесие мирового рынка, затронув практически 80% мирового товарооборота. Согласно данным Всемирного банка, самый низкий темп роста мирового ВВП после 1950 года пришелся на 2011 год (последствия мирового финансового кризиса в 2008 году) и составил 1,73 % [6]На конец 2020 года прогнозируется рост мировой экономики на уровне 4,9 %, что на 1,9 % ниже апрельского прогноза развития мировой экономики (WEO) 2020 года. Пандемия COVID-19 оказала негативное влияние на снижение темпов производства в первой половине 2020 года. В 2021 году мировой рост прогнозируется на уровне 5,4 %, что примерно на 6,5 % ниже, чем в прогнозах до COVID-19 января 2020 года. На данный момент больший ущерб понесли экономики развитых стран, в особенности Испании, Италии, Франции, Великобритании и ТАДЖИКИСТАН [4].Рисунок 14 – Перспективы роста мировой экономикиСогласно статистическим данным, собранным ЮНКТАД из национальных органов статистики, за исключением первых двух месяцев 2020 года, внешнеторговый оборот Китая составляет больше, чем объемы экспорта и импорта других стран. Фактически, экспорт Китая в апреле вырос на 3 % [7]. Тем не менее, данные по Китаю показывают, что такое восстановление может быть недолгим, поскольку импорт и экспорт упали примерно на 8 % в мае. Также стоит отметить, что внутрирегиональная торговля снизилась до гораздо более низких темпов в регионах Восточной Азии и Тихого океана, Европейском союзе. Статистика Соединенных Штатов указывает на гораздо более сильное сокращение внутрирегиональной торговли, по сравнению со всеми остальными регионами. Рассматривая структуру мировой торговли товарами и услугами, можно заметить, что экономические последствия, вызванные COVID-19, затронули одни секторы значительно больше, чем другие. Так, в первом квартале 2020 года объем производства текстиля и одежды снизился почти на 12 %. Сектор производства офисного оборудования и автомобилестроения упал примерно на 8 %. Данные за апрель указывают на дальнейшее снижение в большинстве секторов и очень резкое сокращение торговли энергоносителями и автомобильной продукцией, примерно на 40 % и 50 % соответственно. С другой стороны, объем международной торговли медикаментами увеличился практически в 2 раза и на начало мая 2020 г. составил 21,5 млрд. долл. [8].Рисунок 15 – Влияние COVID-19 на импорт и экспорт основных участников мирового рынка товаров и услуг, январь-май 2020 г.Крупнейшим экспортером медикаментов является на данный момент Китай, а крупнейшим импортером – ТАДЖИКИСТАН . В целом разница между секторами была вызвана снижением спроса и перебоями в поставках, а также нарушением глобальных цепочек создания стоимости из-за COVID-19. Анализ внешней торговли ТАДЖИКИСТАН во время COVID-19. Экономика ТАДЖИКИСТАН понесла самый большой удар со времен Великой депрессии во втором квартале, поскольку пандемия COVID-19 увеличила потребительские и предпринимательские расходы, а зарождающееся восстановление находится под угрозой возрождения новых случаев коронавируса. Более чем пятилетний рост был сведен на нет [1]. ВВП рухнул на 32,9 % в годовом исчислении во втором квартале, что стало самым глубоким спадом производства с тех пор, как правительство начало вести учет в 1947 году. Падение ВВП более чем в три раза превысило предыдущий рекордный спад на 10 % во втором квартале 1958 года. В первом квартале экономика сократилась на 5,0 %. В феврале она погрузилась в рецессию. Производство сократилось на 10,6 % в первом полугодии. Хотя активность возросла с мая, темпы роста замедлились из-за вспышки инфекций COVID-19, особенно в густонаселенных южных и западных регионах, где власти в наиболее пострадавших районах снова закрывают предприятия и приостанавливают открытие. Доллар упал против корзины валют. Согласно данным Бюро экономического анализа ТАДЖИКИСТАН , дефицит товаров и услуг в июле составил 63,6 млрд. долл., что на 10,1 млрд. долл. больше, чем в июне (53,5 млрд. долл.). Экспорт товаров и услуг в июле увеличился на 12,6 млрд. долл. или на 8 %. Экспорт товаров увеличился на 12,3 млрд. долл., а экспорт услуг – на 0,4 млрд. долл. [5] Увеличение экспорта товаров произошло в основном за счет увеличения объемов экспорта автомобильных транспортных средств, запчастей и двигателей (3,8 млрд. долл.), потребительских товаров (2,6 млрд. долл.), промышленных товаров и материалов (2,5 млрд. долл.) [6]. Увеличение экспорта услуг произошло за счет увеличения экспорта деловых услуг (0,3 млрд. долл.), транспорта (0,3 млрд. долл.) и сборов за использование интеллектуальной собственности (0,1 млрд. долл.).Что касается импорта товаров и услуг, то его объем увеличился на 22,7 млрд. долл. или на 10,9 %. Увеличение импорта товаров произошло за счет увеличения импортируемого объема автомобильных транспортных средств, запчастей и двигателей (7,7 млрд. долл.), промышленных товаров и материалов (4,4 млрд. долл.), капитальных товаров (4,1 млрд. долл.) и потребительских товаров (3,5 млрд. долл.). Рисунок 16 – Экспорт товаров (наиболее крупные товарные группы), январь-июнь 2020 г., %Согласно данным, приведенным на рис. 16 и 17, наиболее подверженными нарушению цепи поставок и введенным ограничениям ряда стран стали продукты добычи природных ресурсов. Данная группа товаров достигла максимального падения в апреле 2020 г. и затем максимально быстро вновь увеличила объемы экспорта и импорта в июне 2020 [3].Рисунок 17 – Импорт товаров (наиболее крупные товарные группы), январь-июнь 2020 г., %.В связи с введением ограничений на любые перемещения и контактирование людей друг с другом, от введения соответствующих мер пострадал сектор услуг, темп роста которого составил 25 % за второй квартал 2020 г. Так, согласно данным Бюро экономического анализа, наибольшего регресса в период с апреля по июнь 2020 года достиг внешний товарооборот туризма (–73,5 %), логистики (–62 %), страховых услуг (–10 %) и строительства (–9,3 %). Отрицательное сальдо внешнеторгового оборота на 1 августа 2020 года составляет порядка 100 млрд. долл. [2]. Из которого значительную долю занимает рост импорта из Китая на 1,7 млрд. долл. (суммарный объем импорта составляет 37,8 млрд. долл.) и Мексики на 4,9 млрд. долл. (суммарный объем импорта составляет 29,3 млрд. долл.). Положительное сальдо наблюдается в отношении внешней торговли со странами Южной и Центральной Америки, составляющее 2,9 млрд. долл. Торговая война ТАДЖИКИСТАН и Китая в условиях COVID-19. Согласно последней версии ежемесячного опроса управляющих глобальными фондами, проводимого Bank of America Securities Incorporation, фокус профессиональных инвесторов в последнее время сместился в сторону существующих проблем, вызванных COVID-19 и предстоящих выборов в ТАДЖИКИСТАН , в то время как тема торговой войны ТАДЖИКИСТАН и Китая приобрела второстепенное значение. Несмотря на всё многообразие происходящих событий, это, с одной стороны, весьма очевидно. Но с другой стороны, не совсем верно, поскольку внезапная остановка, вызванная Covid-19, усилила дисбаланс между двумя крупнейшими экономиками мира. [1] Как правило, в большинстве стран импорт и экспорт сократились на один и тот же процент, что означает, что их сальдо, будь то положительное или отрицательное, сократилось. Это говорит о том, что экономики данных стран имеют одну тенденцию к изменению внешнеторгового баланса – за счет сокращения темпов производства и затронутых COVID-19 секторов экономики, объемы внешней торговли снизились. Данное утверждение описывает вненеэкономическую деятельность ряда стран, например таких как, Канада, Япония, Великобритания и Германия.Рисунок 18 – Торговый баланс Канады, Японии, Великобритании и Германии, млрд. долл.Но Китай и ТАДЖИКИСТАН , разрыв торговых балансов которых немного сократился в период президентства Дональда Трампа, противоречат данной тенденции. Положительное сальдо торгового баланса Китая увеличивается, а дефицит ТАДЖИКИСТАН углубляется.Рисунок 19 – Торговый баланс Китая и ТАДЖИКИСТАН , млрд. доллЭто произошло несмотря на повышение таможенных тарифов. Одна очевидная причина заключается в том, что промышленное производство в Китае завершает свое восстановление, в то время как производство в ТАДЖИКИСТАН , которое в любом случае обычно растет медленнее, все еще отстает от темпов прошлого года. Это не столько связано с принятыми решениями в отношении торговой политики, сколько с последствиями ряда принятых мер по управлению экономикой страны и решения внутригосударственных проблем. Если рассматривать экономическую политику Китая, то можно увидеть, что правительство сначала нарастило расходы на инфраструктуру и недвижимость с целью увеличения своих основных фондов, а затем инвестировало в свой производственный сектор, ориентированный на экспорт. В отличие от множества других стран, Китай поставил стимулирование потребительской активности на второй план [3]. Тем временем в ТАДЖИКИСТАН на первый план была поставлена финансовая поддержка людей, понесших экономические потери от COVID-19, которая привела к резкому увеличению личных доходов. Таким образом, на данный момент американская политика поддерживает розничную торговлю, а не промышленность, имеющую тенденцию к увеличению импорта, в то время как политика Китая по стимулированию производства, а не потребителей, поддерживает его экспорт. При этом, если ТАДЖИКИСТАН не смогут найти способ обеспечить льготами население (по состоянию на 9 августа 2020 года число людей, подавших заявление на получение пособия по безработице составляет 1,5 млн., что значительно меньше, чем 26,5 млн. в апреле), а пандемия продолжит замедлять активность производства, то, вероятно, потребительский спрос будет уменьшен, что будет способствовать снижению импорта. Но это решение вряд ли было бы верным, так как, с наибольшей вероятностью, оно приведет к дополнительной нагрузке на Федеральную резервную систему, которая впоследствии может привести к еще большему увеличению импорта. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что, как следствие мер, принятых правительством в период пандемии, в ближайшие несколько лет в экономике Соединенных Штатов Америки ожидается не только выход из кризиса, но и подъем, который уже начинается. Однако экономическое падение, произошедшее в первой половине года, может оказать негативное влияние на экономику ТАДЖИКИСТАН в будущем. К этому добавляется и торговый конфликт с Китаем, в связи с которым, некоторое ухудшение положения экономики Соединенных Штатов было замечено еще до пандемии, и который продолжается до сих пор. Поэтому можно говорить о том, что ТАДЖИКИСТАН в постпандемическом периоде грозит экономический спад.Подводя итог можно отметить, что торговые отношения между двумя странами переживают не самые лучшие времена. Основой российского экспорта являются ресурсы, но в тоже время страна активно закупает у ТАДЖИКИСТАН различные технологические товары. Однако не смотря на всё это можно заметить, что, начиная с 2016 года товарооборот между странами начинает постепенно увеличиваться.Кризис COVID-19 оказал наибольшее негативное влияние на экономики развитых стран мира – ТАДЖИКИСТАН , Германии, Италии, Испании и Великобритания. В первую очередь, затронуты такие показатели эффективности экономики как ВВП, ВНП и внешнетроговое сальдо. Поскольку большинством стран был введен ряд мер по предупредупреждению распространения пандемии, были ограничены не только внутренние перемещения, но и логистика между странами, которая существенно повлияла на объем международной торговли. Значительное снижение оборота логистических услуг повлекло за собой падение спроса на нефть и нефтепродукты, которое, в свою очередь, привело к падению курса валют стран-экспортеров нефти. Таким образом, стремительное сокращение и критически низкие объемы мировой торговли товарами и услугами (за исключением рынка фармацевтической продукции и IT-услуг) привело к сокращению глобального уровня ВВП, скачку курса валют, росту уровня бедности. Но любой кризис, помимо очевидных негативных последствий, влечет за собой необходимость создания и модернизации существующих рыночных механизмов. Совершенно точно можно утверждать, что в ближайшее время будет наблюдаться тенденция к цифровизации экономики, перевод бизнес-процессов на онлайн-платформы, развитие новых отраслей экономики в данном направлении и усовершенствование механизмов торговли IT-услугами.ЗаключениеТаким образом, проанализировав динамику изменений статистических данных экономики ТАДЖИКИСТАН , можно сделать вывод, что ТАДЖИКИСТАН не «независимая» страна в плане экономики. Подрывая торговые связи с сильными партнерами, ТАДЖИКИСТАН сразу теряет значительные объемы экспорта и импорта. Тем не менее, равновесие поддерживают, секторы, которые в реальной степени влияют на ВВП страны. Это потребительские расходы, капитальные инвестиции, а также товарно-материальные запасы. О развитии отношений с Россией можно предположить, что только после обоюдного желания «нормализовать» торговые отношения может начаться положительный торговый путь экономической связи двух стран.Проведенное исследование позволяет сказать, что ТАДЖИКИСТАН играет роль лидера в мировой экономике, что обусловлено рядом причин. Экономика ТАДЖИКИСТАН – крупнейшая экономика мира по номинальному размеру ВВП. Значительное воздействие на мировую экономику происходит через систему международных торговых отношений, вывоз капитала и мировую финансовую систему, в которой доллар ТАДЖИКИСТАН является главной валютой и расчетной единицей в международных торговых, кредитных, инвестиционных и иных операциях. Главенство и высокая степень независимости экономики ТАДЖИКИСТАН от других стран позволяет создавать нестабильность в мировой экономике, в том числе с помощью введения экстерриториальных санкций и осуществления регуляторных мер против любой страны мира, с целью удовлетворения собственных интересов. Экономика ТАДЖИКИСТАН , ключевые показатели ее состояния и развития, являются объектом пристального внимания со стороны субъектов мировой экономики. В поле их интересов находится устойчивое развитие экономики ТАДЖИКИСТАН , во многом потому, что от этого зависит их собственное развитие и благополучие.ТАДЖИКИСТАН не является абсолютным лидером на мировом рынке по товарообороту, но является одной из лидирующих стран в экспорте и импорте товаров, сравнивая две лидирующие страны, можно сказать, что прирост показателя в Китае, с 2010- 2019 год, вырос на 50%, а в ТАДЖИКИСТАН , в такой же период времени, показатель увеличился всего на 40%, что может говорить, о том, что в ближайшие годы ТАДЖИКИСТАН не сможет догнать или обогнать показатели Китая.Как следствие мер, принятых правительством в период пандемии, в ближайшие несколько лет в экономике Соединенных Штатов Америки ожидается не только выход из кризиса, но и подъем, который уже начинается. Однако экономическое падение, произошедшее в первой половине года, может оказать негативное влияние на экономику ТАДЖИКИСТАН в будущем. К этому добавляется и торговый конфликт с Китаем, в связи с которым, некоторое ухудшение положения экономики Соединенных Штатов было замечено еще до пандемии, и который продолжается до сих пор. Поэтому можно говорить о том, что ТАДЖИКИСТАН в постпандемическом периоде грозит экономический спад.Подводя итог можно отметить, что торговые отношения между двумя странами переживают не самые лучшие времена. Основой российского экспорта являются ресурсы, но в тоже время страна активно закупает у ТАДЖИКИСТАН различные технологические товары. Однако не смотря на всё это можно заметить, что, начиная с 2016 года товарооборот между странами начинает постепенно увеличиваться.Кризис COVID-19 оказал наибольшее негативное влияние на экономики развитых стран мира – ТАДЖИКИСТАН , Германии, Италии, Испании и Великобритания. В первую очередь, затронуты такие показатели эффективности экономики как ВВП, ВНП и внешнетроговое сальдо. Поскольку большинством стран был введен ряд мер по предупредупреждению распространения пандемии, были ограничены не только внутренние перемещения, но и логистика между странами, которая существенно повлияла на объем международной торговли. Значительное снижение оборота логистических услуг повлекло за собой падение спроса на нефть и нефтепродукты, которое, в свою очередь, привело к падению курса валют стран-экспортеров нефти. Таким образом, стремительное сокращение и критически низкие объемы мировой торговли товарами и услугами (за исключением рынка фармацевтической продукции и IT-услуг) привело к сокращению глобального уровня ВВП, скачку курса валют, росту уровня бедности. Но любой кризис, помимо очевидных негативных последствий, влечет за собой необходимость создания и модернизации существующих рыночных механизмов. Совершенно точно можно утверждать, что в ближайшее время будет наблюдаться тенденция к цифровизации экономики, перевод бизнес-процессов на онлайн-платформы, развитие новых отраслей экономики в данном направлении и усовершенствование механизмов торговли IT-услугами.Библиографический списокЕгорычева Е.А. Центральная Азия – сфера интересов Китая и России / Е.А. Егорычева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2019. – Т. 27. – № 4. – C. 732–742.Сапунцов А.Л. Участие стран Африки в двухсторонних соглашениях об инвестициях: «вектор» многонациональных предприятий глобального юга / А.Л. Сапунцов // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – № 12. – С.152-163. https://www.iai.it/en/pubblicazioni/eu-trust-fund-africa-and-perils-securitizedmigration-policy (accessed 12.04.2021)https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/sites/near/files/eutf-noa-reg-18042018.pdf (accessed 12.04.2021) https://ec.europa.eu/trustfundfor africa/sites/euetfa/files/eutf_2016_annual_report_final_en.pdf (accessed 12.04.2021) https://ec.europa.eu/ trustfundforafrica/sites/ euetfa/files/ar_2018_en.pdf (accessed 12.04.2021) https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/ALL/?uri=celex%3A52011DC0743 (accessed 12.04.2021) The Future of the EU Trust Fund for Africa. Policy Briefing. Privacy International. September 2019. https://ec.europa.eu/trustfundforafrica/sites/euetfa/files/facsheet_eutf_short_22.10.pdf (accessed 12.04.2021) https://ec.europa.eu/trustfundforafrica/ sites/euetfa/files/2017_annual_report_eutf_africa_final_en_compressed_0.pdf (accessed 12.04.2021) https://ec.europa.eu/trustfundforafrica/sites/ euetfa/files/eu_emergency_trust_fund_for_africa_20-12-2018.pdf (accessed 12.04.2021) https://ec.europa.eu/trustfundforafrica/region/north-africa/regional/towards-holistic-approach-labour-migrationgovernance-and-labour_en (accessed 12.04.2021) https://ec.europa.eu/trustfundforafrica/sites/euetfa/files/eutf-factsheet_libya_dec_2019_1.pdf (accessed 12.04.2021) https://ec.europa.eu/home-affairs/sites/homeaffairs/files/whatwe-do/policies/european-agenda-migration/20170704_action_plan_on_the_central_mediterranean_route_en.pdf. (accessed 12.04.2021) https://reliefweb.int/sites/reliefweb. int/files/resources/28-euco-final-conclusions-en.pdf (accessed 12.04.2021) National Strategy for Immigration and Asylum. (SNIA). Morocco. 2014. 20. Morocco National Strategy for the benefit of Moroccans Residing Abroad (SNMRE). https://ec.europa.eu/trustfundforafrica/region/north-africa/egypt/enhancing-response-migration-challenges-egyptermce_en (accessed 12.04.2021) https://ec.europa.eu/trustfundfor-africa/sites/euetfa/files/action_document_egypt_action_fiche_20170523_en.pdf (accessed 12.04.2021)https://www.statewatch.org/news/2019/jul/Report-on-EU-Egypt-cooperation-on-migration%20.pdf (accessed 12.04.2021) https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/ resources/31959804.pdf (accessed 12.04.2021) https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/SR_EUTF_AFRICA_EN.pdf (accessed 12.04.2021) https://www-cdn.oxfam.org/s3fs-public/file_attachments/bp-emergency-for-whomeutf-africa-migration-151117-en_1.pdf (accessed 12.04.2021) https://www.die-gdi.de/uploads/media/BP_5.2017.pdf (accessed 12.04.2021). https://ec.europa.eu/trustfundforafrica/sites/euetfa/files/eutf_facsheet_morocco_dec_2019.pdf (accessed 12.04.2021) https://www.euractiv.com/ section/justice-home-affairs/news/morocco-plays-cat-and-mouse-with-africans-headed-to-europe/ (accessed 12.04.2021) https://eu.boell.org/en/2019/03/18/money-against-migration-eu-emergency-trust-fund-africa (accessed 12.04.2021)https://ameinfo.com/ technology/innovation/astana-expo-2017-strong-participation-highlights-clean-energy-innovations/ (accessed 12.04.2021) http://northafricapost.com/28031-lekela-power-signsppa-for-250-mw-wind-project-in-egypt.html (accessed 12.04.2021) https://www.afrik21.africa/en/egypt-nrea-to-implement-3170-mw-solar-and-wind-projects/ (accessed 12.04.2021) https://www.giz.de/en/worldwide/33691.html (accessed 12.04.2021) https://enargoblog.wordpress.com/2015/11/08/maroc1/ (accessed 12.04.2021) http://northafricapost.com/27761- moroccos-noor-ouarzazate-solar-plant-could-power-over-one-million-homes-cnn.html (accessed 12.04.2021) http://northafricapost.com/27373-tunisia-licenses-awarded-for120-mw-wind-projects.html (accessed 12.04.2021)http://myelectro.com.ua/203-po-mneniyu-mea-yuzhnaya-afrika-realizuet-svojpotentsial-v-vozobnovlyaemoj-energetike-k-2040-godu (accessed 12.04.2021) https://www.afrik21.africa/en/south-africa-miga-issues-98-million-guarantee-for-100-mw-solar-power-plant/ (accessed 12.04.2021) https://www.afrik21. africa/en/south-africa-ukci-invests-some-17-million-in-two-wind-projects/ (accessed 12.04.2021) https://www.afrik21.africa/en/south-africa-enel-starts-oyster-bay-wind-farm-construction-140-mw/ (accessed 12.04.2021) https://www.afrik2. africa/en/west-africa-ecowas-to-supply-off-grid-energy-in-19-countries/ (accessed 12.04.2021) http://venturesafrica.com/world-leaders-and-philanthropists-pledge-millions-of-dollars-at-the-global-citizens-festival-tofight-neglected-tropical-diseases/ (accessed 12.04.2021) https://www.afrik21.africa/en/ghana-siemens-to-supply-solar-energy-to-potential-takoradi-industrial-park/ (accessed 12.04.2021) https://www.afrik2. africa/en/nigeria-nerc-commissions-torankawas-60-kw-solar-park-in-sokoto/ (accessed 12.04.2021) https://www.afrik21.africa/ en/senegal-construction-work-for-taiba-ndiaye-wind-farm-on-the-way/ (accessed 12.04.2021) https://energy.media/2018/09/09/vie-prinesut-dozhdi-v-pustynyu/ (accessed 12.04.2021) https://www.meteoprog.ua/ru/news/60363/ (accessed 12.04.2021)http://www.cleandex.ru/articles/2008/07/04/energy-africa (accessed 12.04.2021) https://www.greenkaz.org/index.php/press-centr/novosti-v-mire/item/2136-egipet-stroit-samuyubolshuyu-solnechnuyu-elektrostantsiyu-v-mire (accessed 12.04.2021)https://habr.com/post/390089/ (accessed 12.04.2021)http://greenbelarus.info/articles/03-12-2014/v-afrike-zapushchena-samaya-krupnaya-elektrostanciya (accessed 12.04.2021)https://journals.openedition.org/perspectiveschinoises/900 (“La Chine, une puissance africaine” François Lafargue) https://bricsmagazine.com/ru/articles/skolko-kitaya-v-afrikehttps://russian.rt.com/business/article/468291-kitai-afrika-investiciihttps://regnum.ru/news/2906228.htmlhttps://russiancouncil.ru/analytics-andcomments/columns/africa/kitayskie-investitsii-v-afrike-praktika-fonda-razvitiyakitay-afrika/?sphrase_id=45272325https://mbk-news.appspot.com/sences/novyj-kolonializm-kitaj-sostranami-afriki/?amphttps://au.int – официальный сайт континентальной организации Африканский Союз. https://www.comesa.int – официальный сайт интеграционной группировки Общий рынок Восточной и Южной Африки (COMESA, КОМЕСА). https://www.sadc.int – официальный сайт торгово-экономического союза стран Юга Африки – Сообщество развития Юга Африки (САДК). https://www.trademap.org/ Country_SelProductCountry_TS.aspx (accessed 12.04.2021). https://www.trademap.org/ Country_SelProductCountry_TS.aspx (accessed 12.04.2021). https://customsdutyfree.com/hs-code-book/ (accessed 12.04.2021).http://www.trademap.org (accessed 12.04.2021).https://rueconomics.ru/423390-top-5- rossiiskikh-voennykh-kontraktov-s-afrikoi-v-2019-godu-vozglavili-istrebiteli-su-35s (accessed 12.04.2021).https://www.exportcenter.ru/international_markets/country_rating/ranking_2018. pdf (accessed 12.04.2021).http://rioegypt.ru/#rec128363986 (accessed 12.04.2021). https://aebrus.ru/upload/iblock/b9f/ presentation_ilya-pomigalov_-rec.pdf (accessed 12.04.2021). https://www.gudok.ru/news/? ID=1436191 (accessed 12.04.2021). https://roscongress.org/sessions/africa-2019-promyshlennaya-kooperatsiya-potentsialnye-tochkirosta/discussion/ (accessed 12.04.2021). https://www.rosneft.ru/business/Upstream/ ProductionAndDevelopment/Proekt_Zohr_Egipet/ (accessed 12.04.2021). https:// www.rosneft.ru/press/news/item/196429/ (accessed 12.04.2021). https://neftegaz.ru/news/view/175793-Na-shelfe-i-sushe.-Rosneft-sovmestno-s-ExxonMobil-zaymetsya-razvedkoynefti-v-Mozambike (accessed 12.04.2021). https://www.rosgeo.com/ru/content/tass-intervyu-generalnogo-direktora-ao-rosgeologiya-romana-panova-v-ramkahpmef-2018 (accessed 12.04.2021).https://www.rosgeo.com/ru/content/rabota-za-rubezhom (accessed 12.04.2021). https://news.rambler.ru/africa/39182852-rosgeologiya-vedet-peregovory-o-novyh-proektah-v-egipte/ (accessed 12.04.2021). http://www.tellur.org/Ref%20-%20list.pdf (accessed 12.04.2021). http://www.shirkunov.org/ (accessed 12.04.2021). https://www.kommersant.ru/ doc/1516368 (accessed 12.04.2021). http://www.gtelecom.com/web/guest/company-profile (accessed 12.04.2021). https://partnersearch.kaspersky. com/?b2b&locale=ru (accessed 12.04.2021). https://roscongress.org/sessions/africa-2019-bezopasnayaafrika/discussion/ (accessed 12.04.2021). https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/ content/id/3811183 (accessed 12.04.2021). https://russiancouncil.ru/blogs/ ravunpm/34864/ (accessed 12.04.2021).


Библиографический список
1. Егорычева Е.А. Центральная Азия – сфера интересов Китая и России / Е.А. Егорычева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2019. – Т. 27. – № 4. – C. 732–742.
2. Сапунцов А.Л. Участие стран Африки в двухсторонних согла-шениях об инвестициях: «вектор» многонациональных предприятий гло-бального юга / А.Л. Сапунцов // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – № 12. – С.152-163.
3. https://www.iai.it/en/pubblicazioni/eu-trust-fund-africa-and-perils-securitizedmigration-policy (accessed 12.04.2021)
4. https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/sites/near/files/eutf-noa-reg-18042018.pdf (accessed 12.04.2021)
5. https://ec.europa.eu/trustfundfor afri-ca/sites/euetfa/files/eutf_2016_annual_report_final_en.pdf (accessed 12.04.2021)
6. https://ec.europa.eu/ trustfundforafrica/sites/ euet-fa/files/ar_2018_en.pdf (accessed 12.04.2021)
7. https://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/ALL/?uri=celex%3A52011DC0743 (accessed 12.04.2021)
8. The Future of the EU Trust Fund for Africa. Policy Briefing. Pri-vacy International. September 2019.
9. https://ec.europa.eu/trustfundforafrica/sites/euetfa/files/facsheet_eutf_short_22.10.pdf (accessed 12.04.2021)
10. https://ec.europa.eu/trustfundforafrica/ sites/euetfa/files/2017_annual_report_eutf_africa_final_en_compressed_0.pdf (accessed 12.04.2021)
11. https://ec.europa.eu/trustfundforafrica/sites/ euet-fa/files/eu_emergency_trust_fund_for_africa_20-12-2018.pdf (accessed 12.04.2021)
12. https://ec.europa.eu/trustfundforafrica/region/north-africa/regional/towards-holistic-approach-labour-migrationgovernance-and-labour_en (accessed 12.04.2021)
13. https://ec.europa.eu/trustfundforafrica/sites/euetfa/files/eutf-factsheet_libya_dec_2019_1.pdf (accessed 12.04.2021)
14. https://ec.europa.eu/home-affairs/sites/homeaffairs/files/whatwe-do/policies/european-agenda-migra-tion/20170704_action_plan_on_the_central_mediterranean_route_en.pdf. (ac-cessed 12.04.2021)
15. https://reliefweb.int/sites/reliefweb. int/files/resources/28-euco-final-conclusions-en.pdf (accessed 12.04.2021)
16. National Strategy for Immigration and Asylum. (SNIA). Morocco. 2014. 20. Morocco National Strategy for the benefit of Moroccans Residing Abroad (SNMRE).
17. https://ec.europa.eu/trustfundforafrica/region/north-africa/egypt/enhancing-response-migration-challenges-egyptermce_en (accessed 12.04.2021)
18. https://ec.europa.eu/trustfundfor-africa/sites/euetfa/files/action_document_egypt_action_fiche_20170523_en.pdf (accessed 12.04.2021)
19. https://www.statewatch.org/news/2019/jul/Report-on-EU-Egypt-cooperation-on-migration%20.pdf (accessed 12.04.2021)
20. https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/ re-sources/31959804.pdf (accessed 12.04.2021)
21. https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/SR_EUTF_AFRICA_EN.pdf (accessed 12.04.2021)
22. https://www-cdn.oxfam.org/s3fs-public/file_attachments/bp-emergency-for-whomeutf-africa-migration-151117-en_1.pdf (accessed 12.04.2021)
23. https://www.die-gdi.de/uploads/media/BP_5.2017.pdf (accessed 12.04.2021).
24. https://ec.europa.eu/trustfundforafrica/sites/euetfa/files/eutf_facsheet_morocco_dec_2019.pdf (accessed 12.04.2021)
25. https://www.euractiv.com/ section/justice-home-affairs/news/morocco-plays-cat-and-mouse-with-africans-headed-to-europe/ (accessed 12.04.2021)
26. https://eu.boell.org/en/2019/03/18/money-against-migration-eu-emergency-trust-fund-africa (accessed 12.04.2021)
27. https://ameinfo.com/ technology/innovation/astana-expo-2017-strong-participation-highlights-clean-energy-innovations/ (accessed 12.04.2021)
28. http://northafricapost.com/28031-lekela-power-signsppa-for-250-mw-wind-project-in-egypt.html (accessed 12.04.2021)
29. https://www.afrik21.africa/en/egypt-nrea-to-implement-3170-mw-solar-and-wind-projects/ (accessed 12.04.2021)
30. https://www.giz.de/en/worldwide/33691.html (accessed 12.04.2021)
31. https://enargoblog.wordpress.com/2015/11/08/maroc1/ (accessed 12.04.2021)
32. http://northafricapost.com/27761- moroccos-noor-ouarzazate-solar-plant-could-power-over-one-million-homes-cnn.html (accessed 12.04.2021)
33. http://northafricapost.com/27373-tunisia-licenses-awarded-for120-mw-wind-projects.html (accessed 12.04.2021)
34. http://myelectro.com.ua/203-po-mneniyu-mea-yuzhnaya-afrika-realizuet-svojpotentsial-v-vozobnovlyaemoj-energetike-k-2040-godu (accessed 12.04.2021)
35. https://www.afrik21.africa/en/south-africa-miga-issues-98-million-guarantee-for-100-mw-solar-power-plant/ (accessed 12.04.2021)
36. https://www.afrik21. africa/en/south-africa-ukci-invests-some-17-million-in-two-wind-projects/ (accessed 12.04.2021)
37. https://www.afrik21.africa/en/south-africa-enel-starts-oyster-bay-wind-farm-construction-140-mw/ (accessed 12.04.2021)
38. https://www.afrik2. africa/en/west-africa-ecowas-to-supply-off-grid-energy-in-19-countries/ (accessed 12.04.2021)
39. http://venturesafrica.com/world-leaders-and-philanthropists-pledge-millions-of-dollars-at-the-global-citizens-festival-tofight-neglected-tropical-diseases/ (accessed 12.04.2021)
40. https://www.afrik21.africa/en/ghana-siemens-to-supply-solar-energy-to-potential-takoradi-industrial-park/ (accessed 12.04.2021)
41. https://www.afrik2. africa/en/nigeria-nerc-commissions-torankawas-60-kw-solar-park-in-sokoto/ (accessed 12.04.2021)
42. https://www.afrik21.africa/ en/senegal-construction-work-for-taiba-ndiaye-wind-farm-on-the-way/ (accessed 12.04.2021)
43. https://energy.media/2018/09/09/vie-prinesut-dozhdi-v-pustynyu/ (accessed 12.04.2021)
44. https://www.meteoprog.ua/ru/news/60363/ (accessed 12.04.2021)
45. http://www.cleandex.ru/articles/2008/07/04/energy-africa (accessed 12.04.2021)
46. https://www.greenkaz.org/index.php/press-centr/novosti-v-mire/item/2136-egipet-stroit-samuyubolshuyu-solnechnuyu-elektrostantsiyu-v-mire (accessed 12.04.2021)
47. https://habr.com/post/390089/ (accessed 12.04.2021)
48. http://greenbelarus.info/articles/03-12-2014/v-afrike-zapushchena-samaya-krupnaya-elektrostanciya (accessed 12.04.2021)
49. https://journals.openedition.org/perspectiveschinoises/900 (“La Chine, une puissance africaine” François Lafargue)
50. https://bricsmagazine.com/ru/articles/skolko-kitaya-v-afrike
51. https://russian.rt.com/business/article/468291-kitai-afrika-investicii
52. https://regnum.ru/news/2906228.html
53. https://russiancouncil.ru/analytics-andcomments/columns/africa/kitayskie-investitsii-v-afrike-praktika-fonda-razvitiyakitay-afrika/?sphrase_id=45272325
54. https://mbk-news.appspot.com/sences/novyj-kolonializm-kitaj-sostranami-afriki/?amp
55. https://au.int – официальный сайт континентальной организации Африканский Союз.
56. https://www.comesa.int – официальный сайт интеграционной группировки Общий рынок Восточной и Южной Африки (COMESA, КО-МЕСА).
57. https://www.sadc.int – официальный сайт торгово-экономического союза стран Юга Африки – Сообщество развития Юга Африки (САДК).
58. https://www.trademap.org/ Country_SelProductCountry_TS.aspx (accessed 12.04.2021).
59. https://www.trademap.org/ Country_SelProductCountry_TS.aspx (accessed 12.04.2021).
60. https://customsdutyfree.com/hs-code-book/ (accessed 12.04.2021).
61. http://www.trademap.org (accessed 12.04.2021).
62. https://rueconomics.ru/423390-top-5- rossiiskikh-voennykh-kontraktov-s-afrikoi-v-2019-godu-vozglavili-istrebiteli-su-35s (accessed 12.04.2021).
63. https://www.exportcenter.ru/international_markets/country_rating/ranking_2018. pdf (accessed 12.04.2021).
64. http://rioegypt.ru/#rec128363986 (accessed 12.04.2021).
65. https://aebrus.ru/upload/iblock/b9f/ presentation_ilya-pomigalov_-rec.pdf (accessed 12.04.2021).
66. https://www.gudok.ru/news/? ID=1436191 (accessed 12.04.2021).
67. https://roscongress.org/sessions/africa-2019-promyshlennaya-kooperatsiya-potentsialnye-tochkirosta/discussion/ (accessed 12.04.2021).
68. https://www.rosneft.ru/business/Upstream/ ProductionAndDevel-opment/Proekt_Zohr_Egipet/ (accessed 12.04.2021).
69. https:// www.rosneft.ru/press/news/item/196429/ (accessed 12.04.2021).
70. https://neftegaz.ru/news/view/175793-Na-shelfe-i-sushe.-Rosneft-sovmestno-s-ExxonMobil-zaymetsya-razvedkoynefti-v-Mozambike (accessed 12.04.2021).
71. https://www.rosgeo.com/ru/content/tass-intervyu-generalnogo-direktora-ao-rosgeologiya-romana-panova-v-ramkahpmef-2018 (accessed 12.04.2021).
72. https://www.rosgeo.com/ru/content/rabota-za-rubezhom (accessed 12.04.2021).
73. https://news.rambler.ru/africa/39182852-rosgeologiya-vedet-peregovory-o-novyh-proektah-v-egipte/ (accessed 12.04.2021).
74. http://www.tellur.org/Ref%20-%20list.pdf (accessed 12.04.2021).
75. http://www.shirkunov.org/ (accessed 12.04.2021).
76. https://www.kommersant.ru/ doc/1516368 (accessed 12.04.2021).
77. http://www.gtelecom.com/web/guest/company-profile (accessed 12.04.2021).
78. https://partnersearch.kaspersky. com/?b2b&locale=ru (accessed 12.04.2021).
79. https://roscongress.org/sessions/africa-2019-bezopasnayaafrika/discussion/ (accessed 12.04.2021).
80. https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/ content/id/3811183 (accessed 12.04.2021).
81. https://russiancouncil.ru/blogs/ ravunpm/34864/ (accessed 12.04.2021).

Узнать стоимость работы