Исследование фонематических процессов у детей 6,5-7 лет со стёртой дизартрией

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 4040 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 30.08.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы исследования в психолого-педагогической литературе 5
1.1 Понятие «фонематические процессы» 5
1.2 Формирование фонематических процессов у детей в онтогенезе 11
Глава 2. Своеобразие фонематических процессов у старших дошкольников со стертой дизартрией 17
2.1 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников со стертой дизартрией 17
2.2 Особенности фонематических процессов у старших дошкольников со стертой дизартрией 22
Глава 3. Эмпирическое исследование фонематических процессов у старших дошкольников со стертой дизартрией 28
3.1 Методики исследования фонематических процессов у старших дошкольников со стертой дизартрией 28
3.2 Результаты исследования фонематических процессов у старших дошкольников со стертой дизартрией 30
Заключение 37
Список литературы 38
Фрагмент для ознакомления

В ходе обследования можно выявить нарушения фонематических процессов и на материале сохранных звуков [4].Н.С. Жукова также отмечает особенности фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. По ее мнению, дети со стертой дизартрией испытывают затруднения в следующих заданиях:а) выделить первый звук – гласный, согласный. Дети могут называть весь первый слог или полностью все слово;б) подобрать картинки, на которых изображены предметы с заданными звуком в слове. Особенно трудно детям даются оппозиционные звуки при поиске на картинках типа:бочка – почка, ложки – рожки, дождик – гвоздик;в) придумать самостоятельно слова на заданные звуки [10].Дети со стертой дизартрией не могут самостоятельно овладеть навыками звукового анализа и синтеза, поэтому одной из важнейших задач специалистов является развитие фонематических процессов. Коррекционная работа должн опираться на сохранные механизмы, на достаточный словарный запас детей и отсутствие нарушений грамматической стороны речи. В процессе работы над звукопроизношением параллельно необходимо создавать условия для развития фонематических процессов – фонематического слуха, фонематического восприятия, а также фонематического анализа и синтеза.Особенностью речи детей со стертой дизартрии является то, что звукопроизносительная сторона речи и фонематические процессы тесно связаны с моторным компонентом речевой системы, поэтому необходимо включать в коррекционную работу задания и упражнения на развитие артикуляционной моторики, закрепление слухового образа слова при правильном произношении [5].Таким образом, дети старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией отличаются несформированностью всех фонематических процессов. В процессе онтогенеза у детей не достаточно полно формируется фонематический слух. Нарушения звукопроизношения вызываются дефектами в артикуляционной моторике и организации слухового контроля речи. Нарушения фонематического восприятия проявляются как в одной, так и нескольких фонетических группах, но особенно часто это проявляется в свистящих и шипящих звука, звуках [л], [р].Дети затрудяются выявить правильное и неправильное произношение, воспроизвести слоговые сочетания, выделить определенный звук из последовательности других звуков, слог с определенным звуков из последовательности других слогов.Глава 3. Эмпирическое исследование фонематических процессов у старших дошкольников со стертой дизартрией3.1 Методики исследованияфонематических процессов у старших дошкольников со стертой дизартриейЭкспериментальная работа по преодолению нарушений фонематических процессов у старших дошкольников со стертой дизартрией проводилась на базе МБДОУ ДС № 151 в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. В эксперименте приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Цель обследования – диагностика уровня развития фонематических процессов старших дошкольников со стертой дизартрией. Для того, чтобы выбрать методики диагностики фонематических процессов, были изучены различные подходы к обследованию фонематического восприятия, анализа и синтеза, представленные в работах Г.А. Волковой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой.По результатам проведенного анализа мы остановились на методике Г.А. Волковой и провели обследование фонетических процессов у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией по следующим направлениям:1) фонематических слух;2) фонематическое восприятие;3) фонематический анализ;4) фонематический синтез;5) фонематические представления.Для каждого фонематического процесса были подобраны диагностические задания:1. Изучение фонематического слуха:– исследование слуха шепотной речью на материале следующих слов: ворон, двор, море, чашка, чижик, заяц;– дифференциация неречевых звуков: в ходе игры «Что звучало?» (гудок машины, звон колокольчика, переливание воды, удары в бубен);– различение слов среди звукосочетаний: логопед называет, ребенок должен хлопнуть, когда услышить слово, произнесенное правильно (шляпа, сляпа, шьяпа, фляпа, шляпа; баман, панан, банан, ваван, баван).2. Изучение фонематического восприятия:– опознание фонемы среди других звуков: «подними руку, если услышишь звук [м]»;– опознание фонемы среди других звуков: «хлопни в ладоши, если услышишь звук [т]»;– различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Дети должны показатьь на картинке, где какое слово: звонкие и глухие (почка – бочка), шипящие и свистящие (суп – зуб), соноры (Юля – юла).3. Изучение фонематического анализа: – определение количества звуков в словах кот, шуба, марка;– определение первого, последнего звука в словах;– определение места, которое занимает определенный звук в слове, например, место звука р в слове марка.4. Изучение фонематического синтеза: – составление слов из последовательности звуков: «послушай звуки, они поссорились, а ты их помири так, чтобы получилось слово». Речевой материал: сначала даются звуки в правильной последовательности: д, ы, м – дым, о, ч, к, и – очки;– аналогично, но звуки даются в нарушенной последовательности: о, с, к – сок, о, д, м – дом, у, к, т, а – утка, т, у, л, с – стул.5. Изучение фонематических представлений: – составление слов на определенный звук: «придумай слово со звуком [с] в начале слова»;– составление слов на определенный звук: «придумай слово со звуком [р] в конце слова».Задания оценивались следующим образом:– 2 балла – точное и правильное выполнение заданий без помощи логопеда;– 1 балл – задание выполняется частично, ошибки исправляются самостоятельно либо после стимулирующей помощи логопеда;– 0 баллов – неправильноевыполнение заданий, ошибки не устраняются даже после помощи логопеда.Таким образом, на первом этапе исследования были подобраны методики изучения фонематических процессов у старших дошкольников со стертой дизартрией.3.2 Результаты исследованияфонематических процессов у старших дошкольников со стертой дизартриейРезультаты обследования фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией представлены в таблице 1.Таблица 1 – Обследование состояния фонематического слуха у старших дошкольников со стертой дизартриейСписок детейФонематических слухисследование слуха шепотной речьюдифференциация неречевых звуковразличение слов среди звукосочетаний1234Настя А.121Алина В.111Костя Д.121Диана Д.121Продолжение таблицы 11234Егор К.111Кирилл Л.111ПолинаО.121Милена П.111Руслан Т.121ЮляШ.111Результаты обследования состояния фонематического слуха старших дошкольников со стертой дизартрией наглядно представлены на рисунке 1 (в баллах).Рисунок 1 – Состояние фонематического слуха старших дошкольников со стертой дизартрией (в баллах)Результаты исследования показали, что у большинства детей низкий и средний уровень фонематического слуха. При выполнении первого задания 100% детей справились частично, ошибки исправлялись самостоятельно либо после стимулирующей помощи логопеда.При выполнении второго задания частично справились 50% детей, остальные 50% смогли правильно назвать источник неречевых звуков.При выполении третьего задания среди предложенных звукосочетаний смогли найти хотя бы одно слово 100% детей.Результаты обследования фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией представлены в таблице 2.Таблица 2 – Обследование состояния фонематического восприятия у старших дошкольников со стертой дизартриейСписок детейФонематическое восприятиеопознание фонем [м], [т]различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакамзвонких и глухихшипящих и свистящихсоноров12345Настя А.2111Алина В.2111Костя Д.2111Диана Д.1111Егор К.1111Кирилл Л.2111ПолинаО.2111Милена П.2111Руслан Т.1111ЮляШ.1111Результаты обследования состояния фонематического восприятия старших дошкольников со стертой дизартрией наглядно представлены на рисунке 2 (в баллах).Рисунок 2 – Результаты обследования фонематического восприятия у старших дошкольников со стертой дизартрией (в баллах)Обследование состояния фонематического слуха и фонематического восприятия показало, что все дети (100%) справились с заданиями на опознание фонем: оба задания выполнили 60% детей, только одну фонему смогли выделить 40% детей.Задание на различение звуков, близких по способу и месту образования и акустическим признакам, выполнено с ошибками. У детей недостаточно сформировано умение различать звонкие и глухие звуки, шипящие и свистящие звуки, сонорные звуки (100% детей справились с заданием только с помощью логопеда).Далее рассмотрим результаты, полученные при обследовании фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Сводные данные по этим фонематическим процессам представлены в таблице 3.Таблица 3 – Обследование состояния фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений у старших дошкольников со стертой дизартриейСписок детейФонематические процессыфонематический анализфонематический синтезфонематические представления«определи количество звуков в слове кот, шуба, марка»«послушай звуки, они поссорились, а ты их помири так, чтобы получилось слово»«придумай слово со звуком [с] в начале слова, со звуком [р] в конце слова»1234Настя А.211Алина В.211Костя Д.121Диана Д.211Егор К.211Кирилл Л.111ПолинаО.211Милена П.211Руслан Т.111ЮляШ.221При выполнении задания на определение количества звуков в словах ошибки допустили 30% детей, остальные смогли выполнить задание правильно (70% детей). Трудности вызвало задание на фонематический синтез и фонематические представления: составить слово из звуков самостоятельно смогли только 20% детей. Третье задание дети не смогли выполнить самостоятельно, потребовалась помощь логопеда. Результаты обследования состояния фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений старших дошкольников со стертой дизартрией наглядно представлены на рисунке 3 (в баллах).Рисунок 3 – Результаты обследования фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений у старших дошкольников со стертой дизартрией (в баллах)Таким образом, результаты обследования показали, что детей со стертой дизартрией имеются нарушения фонематических процессов: фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.Проанализировав полученные данные, мы распределили детей по уровня сформированности фонематических процессов – высокий (выполнено правильно большинство заданий), средний (выполнена половина заданий) и низкий (не выполнено большинство заданий). Результаты представлены в таблице 4.Таблица 4 – Уровни сформированности фонематических процессов у старших дошкольников со стертой дизартрией (констатирующий этап)Количество детейУровнивысокийсреднийнизкийчеловек127%102070Как видно из данных в таблице 4, высокий уровень фонематических процессов выявлен у 10% детей. У 20% старших дошкольников средний уровень фонематических процессов, у 80% – низкий уровень фонематических процессов.Таким образом, по итогам проведенной работы на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы проведено обследование состояния фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Большинство детей допустили ошибки при выполнении заданий, наибольшие трудности вызвали задания на фонематический анализ, синтез и фонематические представления.ЗаключениеАнализ психолого-педагогической литературы показал, чтофонематические процессы – это процессы, на основе которых формируется правильное звукопроизношение в процессе речевого онтогенеза. К фонематическим процессам относятся фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.Фонематические процессы формируются у детей на протяжении раннего и дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок, благодаря целенаправленному обучению, овладевает фонематическим анализом и синтезом. В процессе обучения грамоте у детей формируются фонематические представления.При стертой дизартрии отмечаются избирательные и негрубые нарушения звукопроизношения в сочетании с нарушениями артикуляционной моторики и фонематических процессов.Расстройство произносительной стороны речи старших дошкольников со стертой дизартрией проявляется в трудности восприятия звуков как в собственной, так и в чужой речи. Дети затрудяются выявить правильное и неправильное произношение, воспроизвести слоговые сочетания, выделить определенный звук из последовательности других звуков, слог с определенным звуков из последовательности других слогов. На констатирующем этапе проведена диагностика уровня развития сформированности фонематических процессов. Результаты исследованияпоказали, что у большинства детей недостаточно сформированы фонематическое восприятие, фонематический синтез и фонематические представления.Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.Список литературыАрхипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – Москва: АСТ: Астрель, 2007. – 331 с.Бабина, Г. В. Логопедия. Дизартрия [Текст]: учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес. – Москва: МПГУ, 2016. – 102 с.Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст]: учебное пособие / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – Москва: ВЛАДОС, 2009. – 286 с.Боброва, В. В. Руководство звукопроизношением детей дошкольного и младшего школьного возрастов [Текст]: монография / В. В. Боброва, А. Н. Сакаева, Е. Н. Лихачева. – Москва: Спутник+, 2013. – 66 с.Борозинец, Н. М. Логопедические технологии [Текст]: учебное пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 255 с.Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей [Текст] / Г. А. Волкова. – Санкт-Петербург: Сайма, 2003. – 45 с.Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений [Текст] / А. Н. Гвоздев. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981. – 323 с.Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников [Текст] / Г. Г. Голубева. – Санкт-Петербург: Союз, 2000. – 95 с.Жинкин, Н. И. К вопросу о развитии речи у детей [Текст] / А. Н. Жинкин // Детская речь: хрестоматия. – Санкт-Петербург, 1994. – Ч. I. – С. 5–13.Жукова, Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи [Текст] / Н. С. Жукова. – Москва: Эксмо, 2010. – 114 с.Каше, Г. А. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) [Текст] / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва, 1986. – 216 с.Коррекция звукопроизношения у детей [Текст]: дидактические материалы / авт.-сост. Л. Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 367 с.Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р. И. Лалаева. – Москва: Владос, 1999. – 224 с.Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. – Москва: Альянс, 2013. – 367 с.Логопедия: методическое наследие [Текст]: в 5 кн. Кн. 1, ч. 2: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. – Москва: Владос, 2006. – 303 с.Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. – Москва: АРКТИ, 2005. – 240 с.Панасенко, К. Е. Дизартрия: теоретические и методические основы [Текст]: учебно-методическое пособие / К. Е. Панасенко. – Белгород: НИУ «БелГУ», 2018. – 173 с.Парамонова, Л. Г. Нарушение звукопроизношения у детей [Текст] / Л. Г. Парамонова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2012. – 266 с.Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред. В. И. Селиверстова. – Москва: Владос, 1997. – 400 с.Правдина, О. В. Логопедия [Текст]: учеб. Пособие / О. В. Правдина. – Челябинск: Б.и., 2004. – 192 с.Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР [Текст] / И. А Смирнова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2018. – 318 с.Ткаченко, Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей: подготовительный этап [Текст]: пособие для логопеда / Т. А. Ткаченко. – Москва: ВЛАДОС, 2018. – 37 с.Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с ФФН [Текст]: календарно-тематическое планирование и вариативные конспекты занятий / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, А. В. Соболева. – Москва: Нац. кн. центр, 2019. – 119 с.Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва: Айрис-пресс, 2005. – 224 с. Хватцев, М. Е. Логопедия: Работа с дошкольниками [Текст]: книга для родителей / М. Е. Хватцев. – Москва: АСТ, 2002. – 266 с.Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми [Текст]: учебное пособие / Г. В. Чиркина. – Москва: АРКТИ, 2003. – 239 с.Шаблыко, Е. И. Коррекция нарушений произношения свистящих звуков [Текст]: пособие для логопедов ДОУ и школ, воспитателей и родителей / Е. И. Шаблыко. – Москва: Творческий центр «Сфера», 2012. – 64 с.Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика [Текст]: хрестоматия / Н. Х. Швачкин; сост. К. Ф. Седова. – Москва: Лабиринт, 2004. – 330 с.Шеховцова, Т. С. Формы логопедической работы [Текст]: учебное пособие / Т. С. Шеховцова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 119 с.Ястребова, А. В. Методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи [Текст] / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова // Логопедия: методическое наследие / под ред. Л. С. Волковой. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – С. 61–73.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что фонематические процессы – это процессы, на основе которых формируется правильное звукопроизношение в процессе речевого онтогенеза. К фонематическим процессам относятся фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.
Фонематические процессы формируются у детей на протяжении раннего и дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок, благодаря целенаправленному обучению, овладевает фонематическим анализом и синтезом. В процессе обучения грамоте у детей формируются фонематические представления.
При стертой дизартрии отмечаются избирательные и негрубые нарушения звукопроизношения в сочетании с нарушениями артикуляционной моторики и фонематических процессов. Расстройство произносительной стороны речи старших дошкольников со стертой дизартрией проявляется в трудности восприятия звуков как в собственной, так и в чужой речи. Дети затрудяются выявить правильное и неправильное произношение, воспроизвести слоговые сочетания, выделить определенный звук из последовательности других звуков, слог с определенным звуков из последовательности других слогов.
На констатирующем этапе проведена диагностика уровня развития сформированности фонематических процессов. Результаты исследования показали, что у большинства детей недостаточно сформированы фонематическое восприятие, фонематический синтез и фонематические представления.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.

Вопрос-ответ:

Что такое фонематические процессы?

Фонематические процессы - это процессы, связанные с распознаванием и произношением звуковых единиц языка - фонем.

Как формируются фонематические процессы у детей в онтогенезе?

Фонематические процессы формируются у детей в онтогенезе через взаимодействие между слуховыми и артикуляционными аспектами речевого развития.

Какие особенности фонематических процессов наблюдают у старших дошкольников со стертой дизартрией?

У старших дошкольников со стертой дизартрией наблюдаются особенности в произношении и распознавании фонем, связанные с нарушением функционирования артикуляционного аппарата.

Как описывается психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников со стертой дизартрией?

Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников со стертой дизартрией включает описание их речевого развития, особенностей фонетической стороны речи и возможных причин данного нарушения.

Какие исследования проводятся по проблеме фонематических процессов у детей со стертой дизартрией?

Исследования по проблеме фонематических процессов у детей со стертой дизартрией направлены на выявление особенностей данного нарушения, разработку методик реабилитации и оценку эффективности различных педагогических воздействий.

Что такое фонематические процессы?

Фонематические процессы - это процессы формирования и развития звуковой стороны речи у детей. Они включают в себя усвоение, распознавание и производство звуков.

Как формируются фонематические процессы у детей?

Фонематические процессы формируются у детей в процессе их онтогенеза, то есть в развитии от рождения до взрослого возраста. В этот период дети проходят через различные стадии развития звуковой стороны речи, от простых звуко-слоговых структур до сложных словесных единиц.

Какие особенности фонематических процессов у старших дошкольников со стертой дизартрией?

Старшие дошкольники со стертой дизартрией имеют своеобразные особенности в развитии фонематических процессов. Они испытывают затруднения в распознавании и производстве звуков, что влияет на их речевое развитие. Эти дети нуждаются в специальной психолого-педагогической коррекции и поддержке для преодоления этих трудностей.

Какая психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников со стертой дизартрией?

Старшие дошкольники со стертой дизартрией обладают рядом характеристик, связанных с их речевым развитием. Они часто испытывают сложности в произношении звуков, имеют недостаточную грамматическую корректность речи, а также могут иметь трудности в распознавании и понимании речи других людей. Для этих детей важна ранняя диагностика и комплексная коррекция речевых нарушений.