Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 4646 страниц
  • 39 + 39 источников
  • Добавлена 15.09.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 5
1.1. Дизонтогенез речи у дошкольников 5
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией 13
1.3. Характеристика нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 22
2.1. Организация и методики логопедического обследования звукопроизношения у старших дошкольников 22
2.2. Результаты логопедического обследования старших дошкольников и их анализ 25
2.3. Логопедические рекомендации по формированию звуковой культуры речи у старших дошкольников с дизартрией 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
«Результаты обследования звукопроизношения у детей 45
Фрагмент для ознакомления

Данные нарушения фонематического слуха и фонематического восприятия (навыков звукового анализа и синтеза) также требуют включения в коррекционно – развивающую работу для их коррекции.Сформированное, правильное звукопроизношение, развитый фонематический слух, сформированные навыки звукового анализа и синтеза являются важной предпосылкой для успешного освоения в дальнейшем школьных навыков; являются частью подготовки детей к обучению грамоте. 2.3.Логопедические рекомендации по формированию звуковой культуры речи у старших дошкольников с дизартриейДети старшего дошкольного возраста, к пяти года усваивают звуки родной речи. В зависимости от ситуации могут изменять просодическую сторону речи. Наряду с этим, так же встречаются дети с речевыми расстройствами, не совсем четко произнося отдельные звуки, многосложные слова, в которых есть стечение нескольких согласных звуков. Нарушена, просодическая, лексическая и грамматическая сторона речи. В зависимости от возраста поступление и в детский сад, и с учетом того, что у детей он может быть разным, занятие по коррекции звукопроизношения. А также работы над всесторонним развитие речи, должна вестись на протяжении всего времени, посещения ребенком детского сада. В случаях, где после прохождения ПМПК, есть рекомендации для получения логопедической помощи, ребенок зачисляется на логопункт, либо посещает детский сад, осуществляющий коррекционную работу, с детьми данной категории. Для детей старшего дошкольного возраста, основными направлениями в работе логопеда и воспитателя будет являться: совершенствование речевого слуха, навыков четкой, правильной и выразительной речи родного языка. Успешной работа по дифференциации звуков будет в том случае, если различение звуков проводиться одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным признакам. Данные свойства дифференцируются детьми при обработке звуков. Например, в процессе проведения непосредственной образовательной деятельности, изучения звуков [c], [ш] воспитатель подводил детей к сопоставлению этих звуков. Указывая на их акустические и артикуляционные признаки. Данная система работы, направлена на практическое изучение звуков речи. Изучение различных особенностей звукопроизношения. Уточнять свое звукопроизношение, способствует развития фонематического слуха, выработке тонких дифференцированных движений, артикуляционного аппарата. Это является необходимым условием для успешного обучения родному языку. Произношение звуков, в словах и фразовой речи, обеспечивает возможность совершенствования у детей речевого дыхания, дикции и интонационной выразительности. Формирование всех звуковой культуры речи. Дифференциация звуков, предусматривает три вида логопедического воздействия первый-дифференциация изолированных звуков. Работа проводиться по различению звуков по их артикуляционным и акустическим свойствам. С опорой на предметную картинку, в название которой присутствует данный звук. Параллельно с этим, происходит совершенствование фонематического слуха и четкости произношения. Второй этап работы, дифференциация звуков в словах. Рабочая программа – документ, который характеризует непосредственно образовательную деятельность педагога. В ней описывается, поставленные задачи и представлено полное содержание работы педагога во время непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, по всем пяти направлениям. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, данной категории. В программе прописаны: тематическое планирование с учетом деятельности всех специалистов ДОУ, приведен примерный перечень, игровых и развивающих упражнений, а также, перечень подвижных игр, дидактических игр. Программа содержит культурно досуговую деятельность, для детей данной возрастной группы. В программе приведены рекомендации, по оснащению предметно-пространственной среды в групповых помещениях детского сада. Даны рекомендации об оснащение речевого центра. В соответствии с потребностями и индивидуальными особенностями детей, старшего дошкольного возраста. Развивающая предметно-простравственная среда в соответствии с программой, обеспечивая возможность общения и совместной деятельности детей, старшего дошкольного возраста. Совместная деятельность и общение, направлено, как на совместную деятельность детей во время непрерывной образовательной деятельности. Так и на общение детей в малых группах, для двигательной активности детей и возможностью уединения. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, основной принцип написания программы ДОУ. В программе представлены методические рекомендации по взаимодействию с семьями воспитанников их родителей, законных представителей. В программе прописаны системы педагогической деятельности, индивидуально развития детей. Комплексно-тематический подход, является основой для создания календарно-тематического планирования. Строиться, оно исходя из того, что учебный материал дается детям концентрированно на принципе, от простого к сложному. С учетом индивидуального подхода, актуализации словаря детей старшего дошкольного возраста. Учитывая задачи всестороннего развития детей, старшего дошкольного возраста. При условии, что все специалисты детского сада работают в рамках тематической недели, учитывая лексическую тему. Лексический материал отбирается с учетом этапа обучения детей. Программой предусмотрена охрана и укрепление психического и физического здоровья детей. Эмоциональное благополучие каждого дошкольника, с учетом его индивидуальных особенностей развития. Ведущим направлением является формирование оптимистического отношения ребенка к окружающему миру. Обеспечивает позитивное социально-коммуникативное и эмоционально-личностное развитие ребенка. Во избежание переутомления воспитанников старшего дошкольного возраста, объем учебного материала рассчитывается с учетом возрастных и физических нормативов. Для каждой возрастной группы, чередования непрерывной образовательной деятельности с нерегламентированной деятельностью. Время отдыха, игр, свободное время, выделено и в первой, и во второй половине дня. Основная форма деятельности дошкольников игровая, это учитывается во всех пяти образовательных областях. Занятие всех категорий, подгрупповые, индивидуальные интегрированные в соответствии с программой, разнообразны играми и игровыми упражнениями не дублирующие школьных форм обучения детей дошкольного возраста. Цель программы – построение системы работы педагогов и специалистов ДОУ, таким образом, чтоб обеспечивать воспитание, развитие обучение, присмотр и ухода так же непосредственное оздоровление детей. Применение здоровьесберегающих технологий во время непрерывно образовательной деятельности. На основе развития и содержания и организации образовательного процесса, формировать общую культуру, нравственные ориентиры. Развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств. Развитие предпосылок к учебной деятельности, социальной успешности, является всестороннее развитие речи детей. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следящие характеристики возможных достижений ребенка дошкольника. Овладения устной речью, умение выражать свои мысли и желания, построение вопросов, умение делать умозаключения выполнять пересказ прослушанного материала, рассказывать стихи, овладения монологической речью, составление рассказа из серии сюжетных картинок или по сюжетной картине, анализировать предложения, составлять творческий рассказ. Сформированы навыки звукового-слогового анализа слова. Это обеспечивает формирование предпосылок грамотности. Сформирован грамматический строй речи, освоено владение разными способами словообразования. В процессе совместной деятельности активно познает и называет свойства предметов и качества (форма, размер, цвет, характеристики поверхности) из которого сделан предмет, способность объединять предметы по категориям, с указанием признаков и различием предметов близких видов (посуда, мебель, одежда, обувь, продукты, дикие и домашние животные. Использовать в речи средство интонационной выразительности, способность изменять громкость, темп речи адекватно ситуации. Дети старшего дошкольного возраста используют косвенную речь, при общении, пересказе литературных произведений. Определение места звука в простых, трехслоговых словах определяя гласные и согласные звуки. Правильно произносить все звуки родного языка. Употреблять в своей речи, многозначные слова, обобщающие слова, синонимы и антонимы. В процессе общения, использует описательный и повествовательный рассказ. Важнейшим средством коммуникации, является речь. Проявляется в дошкольном возрасте в диалогах и полилогах (коллективной беседе), во время чего звучат уточняющие вопросы, обсуждение предметов и жизненных ситуаций. Постепенно формы речевого общения усложняются – изначально используются элементы, далее полноценные монологи описательного и повествовательного характера, рассуждения. Развитие всех видов речи: диалогической, монологической, полилогической – требует формирования следующих составляющих: невербальные средства, собственная речь (ее фонематического и лексико-грамматического компонентов), правила и нормы вступления в разговор, завершения общения, овладения речью, как средством общения и культуры. На примере героев мультфильмов, героев литературных произведений. Условия для приобретения речевого опыта, вызывающих потребность быть доброжелательным и ориентироваться на собеседника (отвечать на вопросы, внимательно слушать). Выполнять основные правила речевого общения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой, правильно общаться в разных жизненных ситуациях. Использование непосредственно при общении, невербальных средств, жестов, мимики. Вступление в диалог, участие в нем, в совместной и самостоятельной деятельности детей. Обсуждение социальных событий, отражающихся в средствах массовой информации. Непосредственно образовательная деятельностьоснована на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования. Деятельность взрослых и детей по реализации и освоению программы организуется в режиме дня в двух основных моделях – совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряжённой с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми, утренним приёмом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.). ЗАКЛЮЧЕНИЕПри изучении специальной литературы по проблеме исследования, были выделены закономерности освоения звукопроизношения, психолого-педагогическая характеристика детей с псевдобульбарной дизартрией и характерные особенности нарушения произносительной стороны речи. Также было установлено, что у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией становление звуков речи и формирование фонематических процессов без соответствующей коррекционно-логопедической работы не происходит. Это подтверждается исследованиями ряда авторов, таких как Т. Б. Филичева, Л. В. Лопатина, Е. Ф. Архипова, А. Н. Гвоздев и другие.Констатирующий эксперимент проходил в несколько этапов. На первом этапе была отобрана группа детей и определена методика обследования. Второй этап включал в себя, логопедическое обследование, направленное на изучение звукопроизношения, у старших дошкольников со стертой формой псевдобульбарной дизартрии. Проведения количественного и качественного анализа проводились на третьем этапе эксперимента. Организационные, психодиагностические-анкетирование родителей, при которых были выявлены запросы родителей на речевое развитие детей, проблемные вопросы. Эмпирические наблюдения, во время свободной игровой деятельности, музыкальных и речевых занятий. Практические: словесные методы и приемы, объяснения носило выразительный, эмоциональный доступный детям характер. На основе анализа научно-методической литературы нами были определены следующие направления исследования: исследование состояния звукопроизношения и уровня развития фонематических процессов. Анализ результатов исследования показал, у всех обследованных детей имеются отклонения в речевом развитии. Нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией характеризуются: полиморфными нарушениями звукопроизношения; страдают сонорные звуки; у детей данной группы есть нарушения фонематического слуха, навыков фонематического анализа и синтеза; у детей группы стертая форма псевдобульбарной дизартрии; Также по результатам обследования и изучения медико-педагогической документации нами было доказано, что уровень речевого развития данной группы детей можно определить, как фонетико-фонематическое недоразвитие речи 11 детей (68,75%); 4 детей (25,0%) как общее недоразвитие речи; 1 ребенок (6,25%) ФНР. Дети с общим недоразвитием речи посещают логопункт ДОУ.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫАрхипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. –М.: АСТ, 2007. – 320 с.Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. – М.: Просвещение, 1964. – 120 с. Бойкова, С. В. Учимся говорить правильно : Дидактические материалы для развития речи у детей 5–7 лет / С. В. Бойкова, Д. И. Бойков. — Санкт-Петербург : КАРО, 2019. — 176 с. Винарская, Е. Н. Дизартрия/ Е. Н. Винарская. – М.: Астрель, 2010. – 141 с.Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова. – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2004. – 144 с.Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы : практическое пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 217 с.Выготский, Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 459 с.Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод. пособие / сост. И. Ю. Кондратенко. – М.: Айриспресс, 2005. – 224 с.Гаврилова, Н. С. Нарушение фонетического стороны речи у детей / Н. С. Гаврилова. – М.: Печать-Сервис, 2011. – 201 с.Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.Гвоздев А.Н.От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. Изд.2-, испр. - М.: КомКнига, 2005. - 320с. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2010. – 185 с.Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество / Н. И. Жинкин. – М.: Лабиринт, 1998. – 280 с.Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е. В. Колесников. – М.: Просвещение, 2002. – 240 с.Лалаева, Р. И. Логопатопсихология: пособие для логопедов / Р. И. Лалаева, С. Н. Шаховская. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 464 с.Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избр. тр. / ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М.: Аркти, 2005. - 221 с.Левина Р.Е.: Основы теории и практики логопедии. // Под ред. – М.; 1968. – 132 с.Логопедия. Теория и практика / под ред. д.п.н. профессора Т. Б. Филичевой. – М.: Эксмо, 2017. – 608 с.Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учеб. пособие / Л. В. Лопатина. – СПб. : СОЮЗ, 2004. – 192 с.Макарова, Н. В. Речь ребенка от рождения до 5 лет / Н. В. Макарова. – CПб.: КАРО, 2004. – 48 с.Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.Правдина, О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов / О. В. Правдина. – М.: Просвещение, 1973. – 24 с.Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: Сб. науч. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза» (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 29 сентября 2017) / Науч. ред. В.П. Крючков; ред. сост. Т.А. Бочкарева и О.В. Кощеева. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2017. – 354 с.Речицкая, Е. Г. Теоретические основы компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в начальных классах. Межличностные отношения детей с нарушением слуха : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Г. Речицкая, Ю. В. Гайдова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 138 с. Спивак Е.Н. Звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет/ Спивак Е.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2017.Спивак Е.Н. Звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет/ Спивак Е.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2017.Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет/ Спивак Е.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2017.Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева. - М.: Academia, 2017. - 576 c.Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 161 с.Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 cФесенко, Ю. А. Коррекция речевых расстройств детского возраста : учебное пособие для вузов / Ю. А. Фесенко, М. И. Лохов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 203 с. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя детского сада / М. Ф. Фомичева. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 320 с. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах. Книга 1/ Хватцев М.Е.; под ред. Р.И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.Ходусов, А.Н. Педагогика воспитания: теор., метод., технол., метод.: Уч. / А.Н. Ходусов. - М.: Инфра-М, 2017. - 56 c.Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностики речевых нарушений. – М., 2015.Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика: учеб. пособие / Н. Х. Швачкин. – М.: Лабиринт, 2004. – 330 с. Шорохова М. В. Коррекционно-логопедическое сопровождение детей с нарушением речи в учреждении здравоохранения (на примере психоневрологического диспансера) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S11. – С. 99–105.ПРИЛОЖЕНИЯ«Сравнительная характеристика детей подготовительной группы» №п/пФИ ребёнка1Олеся В.3333332Катерина И.3233323Артём Р.1122224Софья Н.1122325Елизавета Д.2222226Артем Ру.2222227Дмитрий В.1122338Ника М.1122229Даниил Е.11223210Рома Т.32333311Дмитрий Т.33333312Никита И.23333313Яся К.11222214Мария К.11222315Дарья В.11123216Лада Е.32232317Ульяна Г.32333218Елена З.11122219Иван М.11222220Артем М.11123221Мирослав А.11222222Светлана Д.11122223Валерия С.33333324Екатерина Б.33233225Лидия Б.212232«Результаты обследования звукопроизношения у детей№п/пФИребёнкаГласныеА, О, У, Э, Ы, ИГубн ыеЗаднеязычн ыеСвистя щиеШипящ иеСонорыЙотир ованны е,Я, Ё,Ю, Е1Артём Р.++++Н(Ш-Ж)+ Л-Ль о Р-РьЗ (Л - Й)2Софья Н.++++Ш/СД/Л Р-Рь ++3Елизавета Д.+++++Г/Р Л-Ль ++4Артем Ру.+++++Г/РД/Л+5Дмитрий В.++++Ш/СД/Л Р – о+6Ника М.++++Ш/СЛ+З(Р- Л)+7Даниил Е.++К-Г – о Кь-Гь+М/ЗЗ (Ш/Ж-С/З)(м/з)Щ+Ч+Л-Ль-оР-Рь-о+8Яся К.+++М/З+Л-Ль+РРь-о+9Мария К.++++Ш/СЧ+Щ+Л-Ль+Р-Рь-о+10Дарья В.++++Ш/СЧ+Щ+Л-Ль-оР-Рь-о+№п/пФИребёнкаГласныеА, О, У,Э, Ы, ИГубн ыеЗаднеязычн ыеСвистя щиеШипящ иеСонорыЙотир ованны е,Я, Ё,Ю, Е11Елена З.+++С/С+Л+Ль-оР-Рь-о+12Иван М.+++С/СШ/СЛ-Ль+Р-Рь-о+13Артем М.++++Ш/СЧ(расще пление)Щ+Д/Л Р-Рь++14Мирослав А.++++Ш/СЧ+Щ+Л-оР-Рь+Ль++15Светлана Д.++++Ш/СЧ+Щ+Л-Ль+Р(одноу дарный)Рь-о+16Лидия Б.+++++З (Л-Ль)Р-г+Результаты обследования звукопроизношения Полиморфное нарушение звукопроизношения 93,7 % - 15 детей Мономорфное нарушение звукопроизношения 6,3 % -1 ребенок Антропофонический дефект (свистящий сигматизм, межзубное произношение звуков, шипящий сигматизм, двугубный ламбдацизм, горловой ротацизм, капацизм, гамацизм) 88,2 % - 14 детей Фонологический дефект 69,3 % - 11 детей Недоразвитие фонематических процессов (фонематического анализа, навыков звукового анализа и синтеза) 100 % -16 детей Логопедический диагноз - Фонетико-фонематическое недоразвитие речи легкая форма псевдобульбарной дизартрии Фонетическое недоразвитие речи легкая форма псевдобульбарной дизартрии 93,7 % - 15 детей 6,3 % -1 ребенок

1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. –М.: АСТ, 2007. – 320 с.
2. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. – М.: Просвещение, 1964. – 120 с.
3. Бойкова, С. В. Учимся говорить правильно : Дидактические материалы для развития речи у детей 5–7 лет / С. В. Бойкова, Д. И. Бойков. — Санкт-Петербург : КАРО, 2019. — 176 с.
4. Винарская, Е. Н. Дизартрия/ Е. Н. Винарская. – М.: Астрель, 2010. – 141 с.
5. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова. – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2004. – 144 с.
6. Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы : практическое пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 217 с.
7. Выготский, Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 459 с.
8. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод. пособие / сост. И. Ю. Кондратенко. – М.: Айриспресс, 2005. – 224 с.
9. Гаврилова, Н. С. Нарушение фонетического стороны речи у детей / Н. С. Гаврилова. – М.: Печать-Сервис, 2011. – 201 с.
10. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
12. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. Изд.2-, испр. - М.: КомКнига, 2005. - 320с.
13. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2010. – 185 с.
14. Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество / Н. И. Жинкин. – М.: Лабиринт, 1998. – 280 с.
15. Колесникова, Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е. В. Колесников. – М.: Просвещение, 2002. – 240 с.
16. Лалаева, Р. И. Логопатопсихология: пособие для логопедов / Р. И. Лалаева, С. Н. Шаховская. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 464 с.
17. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избр. тр. / ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М.: Аркти, 2005. - 221 с.
18. Левина Р.Е.: Основы теории и практики логопедии. // Под ред. – М.; 1968. – 132 с.
19. Логопедия. Теория и практика / под ред. д.п.н. профессора Т. Б. Филичевой. – М.: Эксмо, 2017. – 608 с.
20. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учеб. пособие / Л. В. Лопатина. – СПб. : СОЮЗ, 2004. – 192 с.
21. Макарова, Н. В. Речь ребенка от рождения до 5 лет / Н. В. Макарова. – CПб.: КАРО, 2004. – 48 с.
22. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
23. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
24. Правдина, О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов / О. В. Правдина. – М.: Просвещение, 1973. – 24 с.
25. Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: Сб. науч. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза» (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 29 сентября 2017) / Науч. ред. В.П. Крючков; ред. сост. Т.А. Бочкарева и О.В. Кощеева. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2017. – 354 с.
26. Речицкая, Е. Г. Теоретические основы компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в начальных классах. Межличностные отношения детей с нарушением слуха : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Г. Речицкая, Ю. В. Гайдова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 138 с.
27. Спивак Е.Н. Звуки Л, ЛЬ, Р, РЬ. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет/ Спивак Е.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2017.
28. Спивак Е.Н. Звуки С, СЬ, З, ЗЬ, Ц. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет/ Спивак Е.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2017.
29. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет/ Спивак Е.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство ГНОМ, 2017.
30. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева. - М.: Academia, 2017. - 576 c.
31. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 161 с.
32. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, 2016. - 256 c
33. Фесенко, Ю. А. Коррекция речевых расстройств детского возраста : учебное пособие для вузов / Ю. А. Фесенко, М. И. Лохов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 203 с.
34. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя детского сада / М. Ф. Фомичева. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 320 с.
35. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах. Книга 1/ Хватцев М.Е.; под ред. Р.И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
36. Ходусов, А.Н. Педагогика воспитания: теор., метод., технол., метод.: Уч. / А.Н. Ходусов. - М.: Инфра-М, 2017. - 56 c.
37. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностики речевых нарушений. – М., 2015.
38. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика: учеб. пособие / Н. Х. Швачкин. – М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
39. Шорохова М. В. Коррекционно-логопедическое сопровождение детей с нарушением речи в учреждении здравоохранения (на примере психоневрологического диспансера) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S11. – С. 99–105.

Вопрос-ответ:

Какая проблема возникает у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в звукопроизношении?

Проблема возникает в звукопроизношении у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией из-за нарушений дизонтогенеза речи. Это может проявляться в неправильном произношении звуков или замене звуков другими звуками.

Какие характеристики имеют дети с псевдобульбарной дизартрией?

Дети с псевдобульбарной дизартрией имеют клинико-психолого-педагогическую характеристику, которая включает в себя такие аспекты, как нарушения речи, нарушения двигательных функций, нарушения координации и т.д.

Каковы основные причины возникновения псевдобульбарной дизартрии?

Основные причины возникновения псевдобульбарной дизартрии могут быть связаны с различными факторами, такими как генетические аномалии, нарушения внутренней структуры головного мозга, травмы или инфекции, которые повлияли на развитие речевых и двигательных функций.

Каким образом происходит дизонтогенез речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией?

Дизонтогенез речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией происходит из-за нарушений нейрологического переноса сигнала между мозгом и мышцами, отвечающими за артикуляцию. Это приводит к трудностям в формировании правильного звукопроизношения.

Каким образом логопедическая работа может помочь старшим дошкольникам с псевдобульбарной дизартрией в коррекции звукопроизношения?

Логопедическая работа может помочь с помощью специальных упражнений и тренировок, направленных на развитие правильного звукопроизношения. Это включает в себя упражнения для развития артикуляционных навыков, тренировки мускулатуры речевого аппарата и работы над формированием звуковых проприоцептивных представлений.

Чем является псевдобульбарная дизартрия?

Псевдобульбарная дизартрия - это неврологическое нарушение, которое влияет на звукопроизношение и речь старших дошкольников. Она характеризуется нарушениями контроля над речевыми мышцами, что приводит к трудностям в артикуляции звуков. Это может быть вызвано различными факторами, такими как повреждения мозга или нарушения когнитивных функций.

Как проявляется дизонтогенез речи у дошкольников?

Дизонтогенез речи у дошкольников - это нарушение развития речи в раннем возрасте. У детей с этим расстройством могут быть проблемы с произношением звуков, словарным запасом, фонетико-фонематическим слухом и грамматикой. Они могут иметь трудности в общении и понимании речи окружающих.

Какие нарушения звукопроизношения встречаются у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией?

У старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией могут наблюдаться нарушения звукопроизношения, такие как дисторсии (искажения звуков), субституции (замена звуков другими звуками), омиссии (опущение звуков) и аддиции (добавление лишних звуков). Эти нарушения могут затруднять понимание речи и мешать нормальному общению.

Какова клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией?

Дети с дизартрией могут иметь различные нарушения речи и языка, а также проблемы поведения и адаптации в обществе. Они могут проявлять трудности в произношении звуков, формировании предложений, понимании речи и социальном взаимодействии. Эти дети требуют комплексной логопедической и психолого-педагогической помощи для коррекции и совершенствования их коммуникативных навыков.

Что такое псевдобульбарная дизартрия?

Псевдобульбарная дизартрия - это нарушение речи, вызванное повреждением нервной системы, которое проявляется в трудностях с координацией и контролем движений речевых органов.