Преемственность в работе дошкольных учреждений с семьёй и школой по реализации задач математического развития детей

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Теория и методология обучения и воспитания
  • 18 18 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 11.04.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДОУ С СЕМЬЁЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ГЛАВА 2. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДОУ СО ШКОЛОЙ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

п.) - в ДОУ и школе учитывают данный опыт;
2) учет генезиса математического опыта (освоение счета: в старшем дошкольном возрасте – счет со сменой оснований, в прямом и обратном, в школе – опора на данный опыт; в ДОУ знание состава числа – в школе - использование его для решения примеров и т.п.;
3) использование одних терминов (форма, размер, число и т.п.);
4) учет опыта детей (в ДОУ сначала осваивают задачи - потом примеры; в школе – сначала примеры, потом задачи, усложняя умения детей; в ДОУ осваивают формы и фигуры (структура, некоторые связи), в школе -развивают геометрическое мышление на их основе);
5) использование сходных средств и методов (блоки, палочки, круги Эйлера-Венна; методы моделирования (в ДОУ более практическое (планы), в школе - знаковое (схемы задачи)), анализ проблемных ситуаций и т.п.)
Сложность в построении преемственности в работе ДОУ со школой по реализации задач математического развития детей заключается, в частности, в следующем:
1) вариативность программ в ДОУ и школе;
2) пропедевтический характер математики в ДОУ (освоение обобщенных представлений, а не понятий).
Говоря о преемственности в работе ДОУ со школой, хочется отметить и следующие факты. Не секрет, что большинство родителей и воспитателей на сегодняшний день, как представляется - излишне, озабочены подготовкой шести- и даже пятилетних детей к предстоящим трудностям в школе. Эта их озабоченность, переворачивая естественную преемственность педагогического стиля работы с дошкольниками и первоклассниками, зачастую искажает нормальный ход общения с дошкольниками. При этом повседневная жизнь детей даже в средней группе детского сада начинает деформироваться от излишне дидактизма воспитателя.
В детских садах многими воспитателями воспроизводятся школьные формы работы — предметные занятия по расписанию, статичная поза «примерного ученика» за столом (партой), опрос у доски, выискивание ошибок, безраздельная учительская инициативность (диктат) на занятиях, «подведение итогов», «закрепление пройденного» и т. д. 
Физиологических оснований для такого переноса, разумеется, нет, и об этом все знают. Но, стремясь как можно лучше подготовить детей к трудностям начальной школы, воспитатели перестают замечать, что начинают действовать вопреки природосообразности, вопреки здравому смыслу. С нарушением условий для нормального (естественного) развития детей их психическому и физическому здоровью наносится явный ущерб: дети теряют уверенность, общительность, любознательность, а часто и аппетит, физическую силу, зрение и так далее.
При этом многие родители дошкольников активно поддерживают и приветствуют заимствованный из школы «серьезный» стиль работы, видя в нем долгожданную подготовку ребенка к предстоящим трудностям. Еще раз подчеркнем, что реализация задач математического развития детей должна соответствовать их возрастным особенностям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ.
Актуальность проблемы качества дошкольного образования, в том числе - математического развития детей, возрастает с каждым днём. Перед работниками ДОУ стоит непрерывная задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Каждое дошкольное учреждение должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность, необходимость. А это достигается, в первую очередь, высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в детском саду. С точки зрения современных научных подходов качество образования характеризуется через совокупность критериев - условий образовательного процесса и результатов этого процесса.
К результатам дошкольного образования относим: показатели личностного развития, такие как креативность, мотивация, произвольность, любознательность, смекалка, степень нравственной развитости и т.д.; уровень готовности ребёнка к школе, что является основанием преемственности со школой и обеспечивает подготовку к освоению программы первой ступени общего образования; знания, умения и навыки, полученные ребёнком в рамках образовательной программы; создание условий для осуществления образовательного процесса.
Одна из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Реализация задач математического развития детей должна соответствовать их возрастным особенностям. Приобщение к этому предмету в игровой занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
ЛИТЕРАТУРА

Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 60 - 68.
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. – 2002. - № 6.
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Проект // Начальная школа: плюс-минус. – 2000. - №8.
Программы дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. А. Соломенникова. М. : Аркти, 2003.
Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Состав. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова.- Издание 2, испр. и дополн. – СПб: ЦВПО, 2006.
Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. - М.: МПСИ, 2005.
Ярмолинская М. М. Семья: учимся и развиваемся вместе. - Минск, 2000.

Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. - М.: МПСИ, 2005. С.6.
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. – 2002.- № 6. С.8.
Ярмолинская М.М. Семья: учимся и развиваемся вместе. - Минск, 2006. С.21-23.

Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. С. 64.

Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 67,68.

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Начальная школа: плюс – минус. – 2000. - № 8. С. 9.
Программы дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. А. Соломенникова. М.: Аркти, 2003.С.44.
Программы дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. А. Соломенникова. М.: Аркти, 2003.С.46.
Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Состав. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова.- Издание 2, испр. и дополн. – СПб: ЦВПО, 2006. С.112-114.













2

ЛИТЕРАТУРА

1.Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 60 - 68.
2.Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. – 2002. - № 6.
3.Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Проект // Начальная школа: плюс-минус. – 2000. - №8.
4.Программы дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. А. Соломенникова. М. : Аркти, 2003.
5.Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Состав. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова.- Издание 2, испр. и дополн. – СПб: ЦВПО, 2006.
6.Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. - М.: МПСИ, 2005.
7.Ярмолинская М. М. Семья: учимся и развиваемся вместе. - Минск, 2000.

Вопрос-ответ:

Какая роль играет преемственность между дошкольными учреждениями, семьей и школой в развитии математических навыков у детей?

Преемственность между дошкольными учреждениями, семьей и школой играет важную роль в развитии математических навыков у детей. Она позволяет создать последовательную систему обучения и поддерживать непрерывность в усвоении математических знаний и умений от дошкольного возраста до школы.

Как детский сад и семья могут совместно способствовать развитию математических навыков у детей дошкольного возраста?

Детский сад и семья могут совместно способствовать развитию математических навыков у детей дошкольного возраста путем проведения игровых и практических занятий, которые развивают логическое мышление, счет, ориентацию в пространстве и времени. Также важно создавать условия для самостоятельной деятельности ребенка, поощрять его математическое творчество и стимулировать интерес к математике.

Какая роль генезиса математического опыта в преемственности между дошкольными учреждениями и школой?

Генезис математического опыта играет важную роль в преемственности между дошкольными учреждениями и школой. Он позволяет учитывать особенности развития математического мышления у детей, начиная от старшего дошкольного возраста и до школьного периода. Знание этого опыта позволяет создавать планы и программы обучения, основанные на постепенной и непрерывной прогрессии усвоения математических понятий и навыков.

Какие задачи математического развития детей могут быть реализованы в дошкольных учреждениях?

В дошкольных учреждениях могут быть реализованы различные задачи математического развития детей, такие как овладение основами счета, развитие представлений о числе и количестве, формах и фигурах, развитие математического мышления и логики через игровую и практическую деятельность. Дети могут получить опыт работы с геометрическими фигурами, решать задачи на составление и сравнение рядов объектов, развивать навыки логического мышления и анализа данных.

Какая роль играет преемственность в работе дошкольных учреждений семьей и школой в развитии математических навыков детей?

Преемственность в работе дошкольных учреждений семьей и школой имеет важную роль в развитии математических навыков детей. Она позволяет стабильно и системно продолжать образовательный процесс, предоставляя детям возможность углублять и расширять свои математические знания и умения. Кроме того, преемственность помогает детям легче адаптироваться к новым требованиям школьного образования и успешно справляться с математическими задачами.

Каким образом дошкольные учреждения и семья сотрудничают в реализации задач математического развития детей?

Дошкольные учреждения и семья сотрудничают в реализации задач математического развития детей через взаимное информирование и обмен опытом. Воспитатели детского сада могут проводить семинары и консультации для родителей, где делятся методиками и техниками развития математических навыков. Родители, в свою очередь, могут участвовать в различных мероприятиях, организуемых дошкольным учреждением, и помогать детям в учебе дома.

Как учет генезиса математического опыта помогает реализовать задачи математического развития детей в дошкольных учреждениях и школе?

Учет генезиса математического опыта позволяет детям с пониманием осваивать новые математические понятия и умения. В дошкольных учреждениях учителя основываются на уже имеющихся знаниях и умениях детей, чтобы развивать их математические способности. В школе же учителя строят образовательную программу с учетом предшествующего опыта и продолжают развивать математические навыки и знания детей.

Какую роль играют дошкольные учреждения и семья в развитии математических навыков детей?

Дошкольные учреждения и семья играют важную роль в развитии математических навыков детей. В дошкольных учреждениях они могут получить первоначальные представления о математике через игру и практические упражнения. Семья, в свою очередь, может поддерживать и развивать эти навыки в повседневной жизни, например, при помощи игр и математических задач.