Исследование артикуляционной моторики у детей 6-6,5 лет с фонетико-фонематическим нарушением

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 3737 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 12.10.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЕМ 6
1.1. Понятие «артикуляционная моторика» в научной литературе 6
1.2. Развитие артикуляционной моторики в онтогенезе 9
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико-фонематическим нарушением 12
1.4. Особенности артикуляционной моторики у детей с фонетико-фонематическим нарушением 18
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЕМ 21
2.1. Методика обследования артикуляционной моторики 21
2.2. Состояние артикуляционной моторики у детей с фонетико-фонематическим нарушением 25
2.3. Методики развития артикуляционной моторики у детей с фонетико-фонематическим нарушением 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Фрагмент для ознакомления

Не обнаружено особенностей в строении языка, губ, челюстей, нёба, языка, подъязычной связки.Только у 30% дошкольников при обследовании выявлен толстый напряженный язык.Результаты обследования движений языка детей старшего дошкольного возраста с дизартрией представлены в таблице 2.У детей старшего дошкольного возраста наибольшие трудности вызвали пробы «Лопата», чередование движений «Лопата» - «Жало». Таблица 2Состояние движений языка детей старшего дошкольного возраста с ФФН, в баллахСписок детейАртикуляционные пробы«Лопата»«Жало»«Лопата» – «жало»«Качели»«Вкусное варенье»11122111220001111122221221111211112010111111201011Средний балл0,810,71,41,7У 90% детей движения языка выполняются в неполном объеме, движения слабые, неточные, темп замедленный. Значительные трудности выявлены при переключении с одного движения на другое, например, при переключении движений «Лопата» - «Жало» наблюдаются персеверации и замены движений. Тонус мышц языка понижен. Синкинезии и гиперкинезы, а также повышенное слюнотечение не отмечены. У 10% детей наблюдается более высокий уровень выполнения артикуляционных проб. Ребенок все движения выполняет, нопри переключении движений наблюдается замедление темпа. Движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Синкинезии отсутствуют. Мышечный тонус слегка повышен. Гиперкинезы отсутствуют. Повышенное слюнотечение не наблюдается.Наглядно результаты обследования движений языка детей старшего дошкольного возраста с ФФН представлены на рисунке 1.Рисунок 1. Результаты обследования движений языка детей старшего дошкольного возраста с ФФНСредний балл по группе составляет от 0,7 до 1,7, наименьший балл получен при чередовании движений языка, самый высокий – по пробе «Вкусное варенье», с ней дети справились лучше всего.Результаты обследования движений языка детей старшего дошкольного возраста с дизартрией представлены в таблице 3.Таблица 3Состояние движений губ детей старшего дошкольного возраста с ФФН, в баллахСписок детейАртикуляционные пробы«Улыбка»«Трубочка»«Улыбка» – «Трубочка»поднять верхнюю губуопустить нижнюю губу33222222222111222222332222222222222221122222221111Средний балл2,221,71,71,9При изучении движений губполучены следующие результаты: не вызвало особых затруднений задание «растянуть губы в улыбку», только у отдельных детей отмечались не достаточный диапазон движений, чрезмерное напряжение мышц, недостаточное время удержания артикуляционной позы.Задание «трубочка» выполнена 80% детьми, при этом у 20% детей отмечаются малоподвижность губ, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений, трудности в удержании позы.Трудности у детей вызвало задание на чередование артикуляционных движений, а также задание на поднятие верхней губы, при этом отмечалось неправильное выполнение, содружественные движения (щек, языка).Наглядно результаты обследования движений губ детей старшего дошкольного возраста с дизартрией представлены на рисунке 2.Рисунок 2. Результаты обследования движений губ детей старшего дошкольного возраста с ФФНСредний балл по группе составляет от 1,7 до 2,2, наименьший балл получен при чередовании движений губ, самый высокий – по пробе «Улыбка», с ней дети справились лучше всего.Результаты обследования движений челюсти детей старшего дошкольного возраста с ФФН представлены в таблице 3.Таблица 3Состояние движений челюсти детей старшего дошкольного возраста с ФФН, в баллахСписок детейАртикуляционные пробыоткрыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаковподвигать нижней челюстью вправо-влево32222132332333233321Средний балл2,52,3Результаты обследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией трудности пробы на движения челюсти не выявлены, в основном все справились с заданием. Только у 20% детей отмечался замедленный темп при движении челюсти вправо-влево, ограниченный объем движений, пониженный тонус мышц.Наглядно результаты обследования движений челюсти детей старшего дошкольного возраста с ФФН представлены на рисунке 3.Рисунок 4. Результаты обследования движений челюсти детей старшего дошкольного возраста с дизартриейСредний балл по группе составляет от 2,3 до 2,5, наименьший балл получен при движении челюсти вправо-влево, самый высокий – при движении челюсти вверх-вниз.Результаты обследования движений мимической мускулатуры детей старшего дошкольного возраста с ФФН представлены в таблице 4.Таблица 4Состояние движений мимической мускулатурыдетей старшего дошкольного возраста с ФФН, в баллахСписок детейАртикуляционные пробынахмурить бровиподнять бровинадуть правую щеку, левую щекувтянуть правую щеку, левую щеку2313221221012212331323112211330133112201Средний балл2,32,40,71,6Результаты обследования показали, что у детей наибольшие трудности вызвали пробы на надувание щек: движения языка выполняются в неполном объеме, движения слабые, неточные, темп замедленный у 100% детей. Задание на опускание, поднятие бровей особых затруднений не вызвало, отлично справились с пробой 30% и 50% детей соответственно. У остальных отмечаются неполный объем движений, содружественные движения (щурятся глаза), пониженный тонус, медленный темп.При изучении движений мышц щеквыявлено, что большинство детей не смогли надуть левую или правую щеку, наблюдались содружественные движения (надувались обе щеки, напрягались мышцы лица), поза не удерживалась в течение нужного времени. Наглядно результаты обследования движений мимической мускулатуры детей старшего дошкольного возраста с дизартрией представлены на рисунке 5.Рисунок 5. Результаты обследования движений мимической мускулатуры детей старшего дошкольного возраста с ФФНСредний балл по группе составляет от 0,7 до 2,4, наименьший балл получен при чередовании движений щек, самый высокий – по пробе «поднять брови», с ней дети справились лучше всего.Таким образом, в ходе проведенного логопедического обследования состояния артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста с ФФН выявлены нарушения движений языка, губ, щек, челюсти, мимической мускулатуры. У детей отмечается пониженный тонус, недостаточный объем движений, замедленный темп выполнения, трудности в переключении с одной артикуляционной позы на другую, наличие содружественных движений. 2.3. Методики развития артикуляционной моторики у детей с фонетико-фонематическим нарушениемРазвитие артикуляционной моторики требует применения комплекса упражнений (Л.А. Данилова, Е. М. Мастюкова, И.И. Ермакова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова). Данные авторы считают, что особенности содержания логопедической работы отражены в специфике планирования коррекционной работы, а именно введение дополнительного подготовительного этапа, который необходим для нормализации моторики и тонуса артикуляционного аппарата.Е.Ф. Архипова в своей методике предлагает дифференцированный логопедический массаж с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. Она отмечала, что для детей с разным состоянием тонуса мышц, будут подходить разные виды массажа. Так для детей с гипертонусом и гиперкинезамиЕ.Ф. Архипова рекомендует расслабляющий массаж, который включает в себя: похлопывания, поколачивания, легкую вибрацию, поглаживания. Она советует все движения выполнять от периферии к центру. Для детей с гипотонусом рекомендуется укрепляющий массаж, включающий в себя такие движения как: глубокое растирание, разминание, поглаживание с усилением. Для таких детей целесообразно она рекомендует выполнять движения от центра лица в стороны.И.И. Ермакова в своей методики предлагает упражнения для жевательных мышц, с целью нормализации моторики артикуляционного аппарата. Автор уточняет, что вследствие вялости жевательных мышц, у детей со стертой дизартрией страдает просодика. И.И. Ермакова разработала комплекс упражнений, направленных на нормализации этих мышц, а вследствие на нормализацию просодики в целом. Упражнения включают в себя: открывание и закрывание рта под счет, движения нижней челюстью, напряжение и расслабление щек, открывать и закрывать рот совместно с движениями головы.О.В. Правдина предлагает в своей методике комплекс пассивной гимнастики для языка, то есть создание положительных кинестезии в мышцах. Пассивной гимнастикой называется такая форма гимнастики, когда ребенок производит движение только при помощи механического воздействия - под нажатием руки взрослого.О.В. Правдина отмечает, что пассивное движение должно проводится в три стадии: вход в позицию (собрать губы), удержание позиции, выход из позиции. О.В. Правдина отмечает, что упражнения в пассивной гимнастике направленны на тренировку удержания артикуляционной позы, сокращения сопутствующих движений, так как внимание ребенка направленно на удержание заданной позы.Л.В. Лопатина совместно с Н.В. Серебряковой предлагают методику активной артикуляционной гимнастики, которая направлена на улучшение качества, точности, ритмичности и длительности артикуляционных движений. Они считают, что важным разделом артикуляционной гимнастики является развитие тонких и дифференцированных движений языка, активизация его кончика, а также отграничение движений языка и нижней челюсти. Комплекс активной артикуляционной гимнастики Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова разделили на статические артикуляционные упражнения и динамические артикуляционные упражнения. Статические упражнения – это упражнения, при которых идет напряжение мышц, но нет движений, то есть удержание конкретной позы, динамические упражнения – это многократное повторение одного и того же движения.Одним из средств развития артикуляционной моторики в комплексе с другими направления коррекционной работы является логопедическая ритмика. Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь. Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи логоритмики [6].Таким образом, коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения артикуляционной моторики, направлена на преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания).ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ научных исследований позволил изучить сущность понятия «артикуляционная моторика», особенности ее развития при нормальном речевом развитии в онтогенезе и при фонетико-фонематическом недоразвитии, к которому относится дислалия.Артикуляционная моторика понимается как комплекс движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающий процесс воспроизведения звуков речи. К параметрам, которые характеризуют артикуляционную моторику, относятся точность и объем движений, их темп и координированность, способность к переключению, равномерность работы мышц.При нормальном речевом развитии формирование артикуляционной моторики происходит поэтапно, с первого года жизни. К старшему дошкольному возрасту у детей происходит завершение формирования артикуляционного аппарата и, соответственно, освоения звукопроизносительной стороны речи.Особым путем идет формирование артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи. При ФФН нарушение артикуляционной моторики выступает как одна из причин расстройства звукопроизношения.В ходе проведенного логопедического обследования состояния артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста с ФФН выявлены нарушения движений языка, губ, щек, челюсти, мимической мускулатуры. У детей отмечается пониженный тонус, недостаточный объем движений, замедленный темп выполнения, трудности в переключении с одной артикуляционной позы на другую, наличие содружественных движений. Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБелякова Л. И. Логопедия. Дизартрия : учебное пособие / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М. : ВЛАДОС, 2009. – 286 с.Боброва В. В. Руководство звукопроизношением детей дошкольного и младшего школьного возрастов : монография / В. В. Боброва, А. Н. Сакаева, Е. Н. Лихачева. – М. : Спутник+, 2013. – 66 с.Борозинец Н. М. Логопедические технологии : учебное пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2014. – 255 с.Волкова Л. С. Логопедия : методическое наследие / Л.С. Волкова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 304 с.Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса : дневник научных наблюдений / А. Н. Гвоздев. – Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1981. – 323 с.Гриншпун Б. М. Дислалия // Хрестоматия по логопедии. Т.1 / Б. М. Гриншпун. – М. : ВЛАДОС, 1997. – С. 108-120.Дудьев В. П. Психомоторика детей с нарушением речи: состояние, диагностика, коррекция, развитие : учебное пособие / В. П. Дудьев. – Барнаул : Алтайский государственный педагогический университет, 2017. – 187 с. Жукова Н. С. Уроки логопеда : исправление нарушений речи / Н. С. Жукова. – М. : Эксмо, 2010. – 114 с.Игнатьева Л. В. Учимся говорить правильно : формирование правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста / Л. В. Игнатьева. – М. : Ювента, 2011. – 48 с. Каше Г. А. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986. – 216 с.Коррекция звукопроизношения у детей : дидактические материалы / авт.-сост. Л. Е. Кыласова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 367 с.Лалаева Р. И. Дислалия : учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, А. А. Тараканова. – СПб. : Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2008. – 108 с. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. – М. :Владос, 1999. – 224 с.Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М. : Альянс, 2013. – 367 с.Логопедия. Кн. 1 : Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи : Ч. 1 : Нарушение голоса. Дислалия / авт.-сост.: С. Н. Шаховская. – М. :Владос, 2007. – 223 с. Лурия А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования : учебное пособие / А. Р. Лурия. – М. : Академия, 2014. – 345 с.Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2005. – 240с.Парамонова Л. Г. Нарушение звукопроизношения у детей : методическое пособие / Л. Г. Парамонова. – СПб. : Детство-Пресс, 2012. – 266 с.Спирова Л. Ф. Учителю о детях с нарушением речи / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова. – М. : Просвещение, 1976. – 117 с.Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей : подготовительный этап : пособие для логопеда / Т. А. Ткаченко. – М. : ВЛАДОС, 2018. – 37 с.Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с ФФН : календарно-тематическое планирование и вариативные конспекты занятий / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, А. В. Соболева. – М. : Нац. кн. центр, 2019. – 119 с.Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 224 с. Хватцев М. Е. Логопедия: Работа с дошкольниками : книга для родителей / М. Е. Хватцев. – М. : АСТ, 2002. – 266 с.Чиркина Г. В. Основы логопедической работы с детьми : учебное пособие / Г. В. Чиркина. – М. : АРКТИ, 2003. – 239 с.Шаблыко Е. И. Коррекция нарушений произношения свистящих звуков : пособие для логопедов ДОУ и школ, воспитателей и родителей / Е. И. Шаблыко. – М. : Творческий центр «Сфера», 2012. – 64 с.Швачкин Н. Х. Возрастная психолингвистика : хрестоматия / Н. Х. Швачкин ; сост. К. Ф. Седова. – М. : Лабиринт, 2004. – 330 с.Шереметьева Е. В. Формирование артикуляционной моторики у детей раннего возраста : учебно-практическое пособие / Е. В. Шереметьева. – Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. – 104 с.Шеховцова Т. С. Формы логопедической работы : учебное пособие / Т. С. Шеховцова. – Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2016. – 119 с.Шкавро Л. В. Коррекция устной речи у учащихся начальной школы : дифференциация звуков Р, Р' - Л, Л' : пособие для логопедов и родителей / Л. В. Шкавро. – М. : ВЛАДОС, 2013. – 103 с.Ястребова А. В. Методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи. Постановка звука, его различение. Совершенствование фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного состава слова / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова // Логопедия. Методическое наследие / под ред. Л. С. Волковой. – М. : ВЛАДОС, 2003. – С. 61-73.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белякова Л. И. Логопедия. Дизартрия : учебное пособие / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М. : ВЛАДОС, 2009. – 286 с.
2. Боброва В. В. Руководство звукопроизношением детей дошкольного и младшего школьного возрастов : монография / В. В. Боброва, А. Н. Сакаева, Е. Н. Лихачева. – М. : Спутник+, 2013. – 66 с.
3. Борозинец Н. М. Логопедические технологии : учебное пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2014. – 255 с.
4. Волкова Л. С. Логопедия : методическое наследие / Л. С. Волкова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 304 с.
5. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса : дневник научных наблюдений / А. Н. Гвоздев. – Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1981. – 323 с.
6. Гриншпун Б. М. Дислалия // Хрестоматия по логопедии. Т. 1 / Б. М. Гриншпун. – М. : ВЛАДОС, 1997. – С. 108-120.
7. Дудьев В. П. Психомоторика детей с нарушением речи: состояние, диагностика, коррекция, развитие : учебное пособие / В. П. Дудьев. – Барнаул : Алтайский государственный педагогический университет, 2017. – 187 с.
8. Жукова Н. С. Уроки логопеда : исправление нарушений речи / Н. С. Жукова. – М. : Эксмо, 2010. – 114 с.
9. Игнатьева Л. В. Учимся говорить правильно : формирование правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста / Л. В. Игнатьева. – М. : Ювента, 2011. – 48 с.
10. Каше Г. А. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986. – 216 с.
11. Коррекция звукопроизношения у детей : дидактические материалы / авт.-сост. Л. Е. Кыласова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 367 с.
12. Лалаева Р. И. Дислалия : учебно-методическое пособие / Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, А. А. Тараканова. – СПб. : Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2008. – 108 с.
13. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. – М. : Владос, 1999. – 224 с.
14. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М. : Альянс, 2013. – 367 с.
15. Логопедия. Кн. 1 : Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи : Ч. 1 : Нарушение голоса. Дислалия / авт.-сост.: С. Н. Шаховская. – М. : Владос, 2007. – 223 с.
16. Лурия А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования : учебное пособие / А. Р. Лурия. – М. : Академия, 2014. – 345 с.
17. Методы обследования речи детей : пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2005. – 240с.
18. Парамонова Л. Г. Нарушение звукопроизношения у детей : методическое пособие / Л. Г. Парамонова. – СПб. : Детство-Пресс, 2012. – 266 с.
19. Спирова Л. Ф. Учителю о детях с нарушением речи / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова. – М. : Просвещение, 1976. – 117 с.
20. Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей : подготовительный этап : пособие для логопеда / Т. А. Ткаченко. – М. : ВЛАДОС, 2018. – 37 с.
21. Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с ФФН : календарно-тематическое планирование и вариативные конспекты занятий / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, А. В. Соболева. – М. : Нац. кн. центр, 2019. – 119 с.
22. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
23. Хватцев М. Е. Логопедия: Работа с дошкольниками : книга для родителей / М. Е. Хватцев. – М. : АСТ, 2002. – 266 с.
24. Чиркина Г. В. Основы логопедической работы с детьми : учебное пособие / Г. В. Чиркина. – М. : АРКТИ, 2003. – 239 с.
25. Шаблыко Е. И. Коррекция нарушений произношения свистящих звуков : пособие для логопедов ДОУ и школ, воспитателей и родителей / Е. И. Шаблыко. – М. : Творческий центр «Сфера», 2012. – 64 с.
26. Швачкин Н. Х. Возрастная психолингвистика : хрестоматия / Н. Х. Швачкин ; сост. К. Ф. Седова. – М. : Лабиринт, 2004. – 330 с.
27. Шереметьева Е. В. Формирование артикуляционной моторики у детей раннего возраста : учебно-практическое пособие / Е. В. Шереметьева. – Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. – 104 с.
28. Шеховцова Т. С. Формы логопедической работы : учебное пособие / Т. С. Шеховцова. – Ставрополь : Изд-во СКФУ, 2016. – 119 с.
29. Шкавро Л. В. Коррекция устной речи у учащихся начальной школы : дифференциация звуков Р, Р' - Л, Л' : пособие для логопедов и родителей / Л. В. Шкавро. – М. : ВЛАДОС, 2013. – 103 с.
30. Ястребова А. В. Методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи. Постановка звука, его различение. Совершенствование фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного состава слова / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова // Логопедия. Методическое наследие / под ред. Л. С. Волковой. – М. : ВЛАДОС, 2003. – С. 61-73.

Вопрос-ответ:

Что такое артикуляционная моторика?

Артикуляционная моторика - это способность контролировать движения артикуляционных органов (губ, языка, нёба и др.) для производства звуков речи.

Как развивается артикуляционная моторика у детей?

Артикуляционная моторика развивается постепенно в процессе онтогенеза. Сначала дети учатся контролировать движения губ и языка и производят простейшие звуки. Затем они усваивают более сложные звуковые сочетания и улучшают координацию артикуляционных органов.

Какие особенности артикуляционной моторики у детей с фонетико-фонематическим нарушением?

У детей с фонетико-фонематическим нарушением могут быть различные особенности артикуляционной моторики. Некоторые из них включают неустойчивость позиций артикуляции, ограниченную подвижность артикуляционных органов и слабую моторную силу.

Какие психолого-педагогические характеристики могут быть у детей с фонетико-фонематическим нарушением?

У детей с фонетико-фонематическим нарушением часто наблюдаются такие характеристики, как плохая артикуляционная точность, затруднения в произношении определенных звуков, недостаточное владение слоговой структурой слов и сниженная интонационная экспрессия.

Какое понятие артикуляционная моторика встречается в научной литературе?

Артикуляционная моторика - это комплексные двигательные процессы, которые связаны с точной координацией движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произнесения звуков речи.

Что такое артикуляционная моторика?

Артикуляционная моторика - это двигательная функция, которая отвечает за произвольное движение органов речи при формировании звуков.

Как развивается артикуляционная моторика у детей?

Артикуляционная моторика у детей развивается постепенно в процессе их речевого онтогенеза. Начиная с первых месяцев жизни, ребенок осваивает движения языка, губ, челюстей, необходимые для формирования звуков.

Какова психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико-фонематическим нарушением?

Дети с фонетико-фонематическим нарушением имеют проблемы с произношением звуков и ограничений в артикуляционной моторике. Они часто испытывают затруднения в формировании точного движения речевых органов, что приводит к неверному произношению звуков и слов.

Какие особенности артикуляционной моторики у детей с фонетико-фонематическим нарушением?

У детей с фонетико-фонематическим нарушением часто наблюдается неправильное положение языка, недостаточная подвижность губ и языка, а также слабость мышц речевых органов. Это приводит к искаженному произношению звуков и затрудняет правильное формирование речи.

Какое значение артикуляционной моторики в исследовании фонетико-фонематического нарушения у детей 6-6,5 лет?

Исследование артикуляционной моторики у детей 6-6,5 лет с фонетико-фонематическим нарушением имеет важное значение для понимания причин и механизмов этого нарушения. Оно позволяет выявить особенности двигательной активности органов речи и разработать методики коррекционной работы для улучшения артикуляционных навыков у детей.

Что такое артикуляционная моторика?

Артикуляционная моторика - это процесс формирования и контроля артикуляционных движений при произнесении звуков и речевых единиц.