Русская философия: процесс становления.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 1818 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 15.10.2021
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Истоки русской философии 4
2.Философия 15-16 вв. 6
3.Философия 17-18 вв. 14
Заключение 17
Список литературы 18
Фрагмент для ознакомления

Кроме того, следует сказать о значимости философии Максима Грека. В первую очередь, Максим Грек выступил против обмирщения русской культуры.Кроме того, он восставал против такого явления, как самовластие. Среди ортодоксальных мыслителей 20—50–х гг. XVI в. едва ли не наибольшее внимание проблеме самовластия уделил Максим Грек. Он обсуждает ее в специально предназначенных этому сочинениях: «Слово о том, яко промыслом Божиим, а не звездами и колесом счастия, вся человеческая устрояются», «Слово противу тщащихся звездозрениемпредрицати о будущем, и о самовластии человека», «Послание к некоему князю», «Слово поучительно о прелести звездочетчей…», «Послание к некоему иноку, бывшему во игуменех, о немецкой прелести, глаголемей фортуне, и о колесе ея», послания к Николаю Немчину (Булеву), Федору Карпову. Неоднократно к проблеме самовластия обращается Максим Грек и в других сочинениях. «Максим Грек, — пишет Н. В. Синицына, — своеобразное и исключительное явление русской культуры XVI века». Исследователь раскрывает на страницах книги оба определения: и «своеобразие» и «исключительность» Максима Грека как культурно–исторического явления в рамках русского (с 1518 по 1555 или начало 1556 г.) периода его жизни.Кроме того, отметим и тот факт, что Максим Грек яростно выступал против распространения астрологических заблуждений в русском обществе. Противоастрологические сочинения Максима Грека имеют конкретный адрес — они обращены к Николаю Немчину (Булеву) и Федору Карпову. С Николаем Максим Грек спорил по многим вопросам, отстаивая преимущество и подлинность христианского учения, как оно принято и проповедано в православии против католичества, против помыслов о соединении католической и православной церквей.Наконец, Максим Грек прекрасно осознавал опасность проникновения в русскую культуру и в православие идей Ислама, соответственно, важную роль для него играла антиисламская полемика. 3.Философия 17-18 вв.В философии 17 столетия выделяется деятельность Славяно-греко-латинской академии. Инициаторами создания Академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629–1680) и его ученик Сильвестр Медведев (1641–1691), которому он передал все свои бумаги, чтобы тот продолжил его дело. Вышеупомянутая Привилегия на Академию или Академическая привилегия (Учредительная грамота) была написана СимеономПолоцким за два года до смерти. Здесь он выдвинул идею создания Академии, а также определил её цели и задачи, изложил программу обучения. СимеонПолоцкий полагал, что главной целью созданной Академии должна быть подготовка образованных людей, которые затем смогли бы успешно работать в государственном и церковном аппаратах. По мнению Симеона Полоцкого главными преподаваемыми предметами должны стать славянский, греческий, латинский и польский языки, «семь свободных искусств» (то есть грамматика, пиитика с риторикой, диалектика, музыка, астрономия, геометрия, философия) и богословие.Замысел Симеона Полоцкого был таков, что учителя и ученики Академии должны были подсудными только «верховному блюстителю» (ректору) и патриарху, а не обычным судебным инстанциям. Обучение должно осуществляться на бесплатной основе, а ученикам выплачивались стипендии, пожилым учителям – пенсии. Очень важной задачей Академии было воспитание в учениках чистоты религиозных помыслов. Кроме того, Полоцкий полагал, что Академия должна вести цензуру религиозных книг, следить на деятельностью других образовательных учреждений, домашних учителей. Академии должно бытьпредоставлено право суда суд над отступниками от православия. Что касается образовательной программы, то греческий язык должен быть главным предметом. Безусловно, огромную роль в становлении русской философии сыграл М.В. Ломоносов. Ломоносов отводил философии функцию своеобразного методологического начала, содействующего проникновению в «сущность вещей», в тайны материи. Именно философия, полагал он, является надежным средством понимания мироздания, природы, строения лежащих в их основе начал. От Ломоносова идёт традиция русского научно-философского реализма. Ломоносов положил в основу объяснения явлений природы изменение материи, состоящей из мельчайших частиц – «элементов» (атомов), объединённых в «корпускулы» (молекулы). Мировоззрение Ломоносова является синтезом естественнонаучного материализма и деизма. Счастье России Ломоносов видел преимущественно в повышении численности народа, его просвещении, исправлении нравов, высоком уровне культуры, науки и техники. ЗаключениеВ целом, в науке отсутствует единое мнение относительно истоков русской философии и ее периодизации. Исторические границы русской философии напрямую зависят от того философского содержания, которое усматривает в русской интеллектуальной истории конкретный исследователь. Тем не менее, как представляется, истоки русской философии следует искать еще во времена Древней Руси, в киевский период. Ярким примером выступает Поучение Владимира Мономаха. Особый вклад в развитие русской философии внесли Нил Сорский, Максим Грек и многие другие. При всей многоаспектности деятельности и разнообразии тем в публицистическом творчестве Максима Грека, при всей широте диапазона интересов лиц его круга как идейный фокус выделяется всё та же проблема самовластия человека. Она раскрывается теперь прежде всего как проблема свободы и необходимости, промысла Божьего и законов мироздания. Ее формой выступает полемика между сторонниками взгляда на подчиненность воли человека естественным силам природы — обращению («коловращению») планет, «звездному течению» и его противниками, особенно Максимом Греком, полагавшим, что в этом случае устраняется промысел Божий, а с ним и дарованное человеку самовластие, его ответственность за мысли, поступки, действия.При разрешении вопроса о соотношении духовной и светской властей Нил придерживался позиции, согласно которой каждая из них должна иметь свою сферу деятельности и свои способы и методы ее осуществления. Церковь ограничена только духовной областью, в которой не могут применяться государственные методы воздействия.Такая позиция определяла отношение мыслителя и к проблеме еретичества. Нил Сорский полагал, что нельзя ограничивать свободу воли человека, так как каждый человек сам ищет пути спасения, ориентируясь на собственные внутренние убеждения. Список литературыАрхангельская А.В. Иосифляне и нестяжатели. – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/philology/37346.phpБушкович, Пол. Максим Грек — поэт-«гипербореец» // Труды отдела древнерусской литературы. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 1993. Т. 47. С. 215-228. Гриненко Г.В. История философии: учеб.по дис. «Философия» для студентов вузов / Г.В. Гриненко – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2005. – Режим доступа: http://rr407.narod.ru/philosophy/grinenko-hist_philos.htmlДунаев, Б.И. Сочинения Савонаролы и Максима Грека // Труды Славянской комиссии имп. Московского археологического общества. Москва, 1907. Т. 4. Вып. 1. С. 56-58.История политических и правовых учений: Учебник для вузов. – Режим доступа: https://law.wikireading.ru/48022Копреева Т.Н. О жанре «Поучения» Владимира Мономаха // ТОДРЛ. - Л.,1971. T.XXVII.Нил Сорский, прп. О восьми главных страстях и о победе над ними. Режим доступа: http://www.golden-ship.ru/load/stupeni_dukhovnogo_rosta/o8s/35-1-0-1374Поучение Владимира Мономаха // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. - СПб., 2004. Рогов В.А., Рогов В.В. Древнерусская правовая терминология в отношении к теории права. (Очерки IX - середины XVII вв.). М.: МГИУ, 2006. – 269 с.

1. Архангельская А.В. Иосифляне и нестяжатели. – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/philology/37346.php
2. Бушкович, Пол. Максим Грек — поэт-«гипербореец» // Труды отдела древнерусской литературы. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 1993. Т. 47. С. 215-228.
3. Гриненко Г.В. История философии: учеб.по дис. «Философия» для студентов вузов / Г.В. Гриненко – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2005. – Режим доступа: http://rr407.narod.ru/philosophy/grinenko-hist_philos.html
4. Дунаев, Б.И. Сочинения Савонаролы и Максима Грека // Труды Славянской комиссии имп. Московского археологического общества. Москва, 1907. Т. 4. Вып. 1. С. 56-58.
5. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. – Режим доступа: https://law.wikireading.ru/48022
6. Копреева Т.Н. О жанре «Поучения» Владимира Мономаха // ТОДРЛ. - Л.,1971. T.XXVII.
7. Нил Сорский, прп. О восьми главных страстях и о победе над ними. Режим доступа: http://www.golden-ship.ru/load/stupeni_dukhovnogo_rosta/o8s/35-1-0-1374
8. Поучение Владимира Мономаха // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. - СПб., 2004.
9. Рогов В.А., Рогов В.В. Древнерусская правовая терминология в отношении к теории права. (Очерки IX - середины XVII вв.). М.: МГИУ, 2006. – 269 с.

Вопрос-ответ:

Кто был одним из основателей русской философии?

Одним из основателей русской философии является Максим Грек.

Против чего выступал Максим Грек в своей философии?

Максим Грек выступал против обмирщения русской культуры и самовластия.

Какая философия наиболее активно обсуждала проблему самовластия в 16-м веке?

В 16-м веке проблеме самовластия уделял наибольшее внимание Максим Грек в рамках ортодоксальной философии.

Какие временные диапазоны охватывает русская философия?

Русская философия охватывает периоды 15-16 вв и 17-18 вв.

Какое значение имеет философия Максима Грека?

Философия Максима Грека имеет значение в контексте противостояния обмирщения русской культуры и самовластия.

Какие истоки русской философии?

Истоки русской философии можно найти в древних славянских представлениях и мифологии, а также в духовной традиции Восточной Православной Церкви.

Какую значимость имеет философия Максима Грека в русской культуре?

Философия Максима Грека имеет большую значимость в русской культуре. Он выступал против обмирщения русской культуры и против самовластия. Его идеи и понятия о свободе, правде и справедливости оказали влияние на многих русских мыслителей.

Какие проблемы рассматривал Максим Грек в своих работах?

Максим Грек уделял особое внимание проблеме самовластия. Он критиковал самодержавие и высказывал идеи о необходимости свободы и справедливости в обществе. Эти идеи были важными в отношении русской философии и культуры в целом.

Какие мыслители обращали особое внимание на проблему самовластия в XVI веке?

В XVI веке особое внимание проблеме самовластия уделил Максим Грек. Его идеи и теории были востребованы в то время и влияли на развитие русской философии и культуры.