Изучение особенностей развития памяти у детей дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 2828 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 06.01.2022
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы изучения памяти у детей дошкольного возраста 6
1.1. Понятие «память» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития памяти в дошкольном возрасте 10
Выводы по главе 1 14
Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы исследования 15
2.1. Методы и методики исследования 15
2.2. Результаты исследования 19
Выводы по главе 2 23
Заключение 24
Список используемой литературы 25
Приложение 27

Фрагмент для ознакомления

Затем слова зачитываются второй раз, подсчитывается количество запомненных слов. Выполняется всего шесть попыток, после каждой фиксируется количество слов.Анализ ответов осуществляется в баллах: если ребенок запомнил и воспроизвел все 12 слов за 6 или меньшее количество попыток, то получает 10 баллов; если 10-11 слов за 6 попыток, то 8-9 баллов; если ребенок 8-9 слов за 6 попыток, то получает 6-7 баллов; если 6-7 слов за 6 попыток, то получает 4-5 баллов; если 4-5 слов за 6 попыток, то получает 2-3 балла; если не более 3 слов за 6 попыток, то получает 0-1 балл.Уровни сформированности объема кратковременной слуховой памяти:– очень высокий – 10 баллов;– высокий – 8-9 баллов;– средний – 4-7 баллов;– низкий – 2-3 балла;– очень низкий – 0-1 балл.Таким образом, на первом этапе были подобраны диагностические методики для изучения памяти детей старшего дошкольного возраста. Данные методики использовались для того, чтобы диагностировать уровень развития памяти дошкольников, выявить уровень сформированности процесса узнавания, кратковременной зрительной и слуховой памяти, процесса запоминания. Далее рассмотрим, какие были получены результаты.2.2.Результаты исследованияИсследование уровня развития памяти старших дошкольников проводилось по четырем направлениям: уровень развития процесса узнавания (методика 1. «Узнай фигуры»); объем кратковременной зрительной памяти (методика 2. «Запомни рисунки»); объем кратковременной слуховой памяти (методика 3. «Запомни цифры»); уровень развития процесса запоминания (методика 4. «Выучи слова»).Уровень развития процесса узнавания (методика 1. «Узнай фигуры»)От уровня развития данного процесса существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения. В результате проведенной диагностики были получены следующие результаты (таблица 1), которые наглядно представлены на диаграмме (рис. 1).Таблица 1 – Данные диагностики уровня развития процесса узнаванияУровень Количество человек,%Очень высокий15Высокий25Средний50Низкий10Очень низкий-Как видно из таблицы, уровень развития узнавания каждого второго дошкольника средний (50% от общего числа опрошенных), каждый четвертый ребенок имеет высокий уровень развития узнавания (25%).Рисунок 1 – Уровни развития узнаванияОбъем кратковременной зрительной памяти (методика 2. «Запомни рисунки»). Образная память является ведущим видом памяти старших дошкольников, о чем свидетельствуют результаты проведения методики на определение объема кратковременной зрительной памяти. В результате проведенной диагностики были получены следующие результаты (таблица 2), которые наглядно представлены на диаграмме (рис. 2).Таблица 2 – Данные диагностики объема кратковременной зрительной памятиУровень Количество человек, %Очень высокий25Высокий55Средний20Низкий-Очень низкий-Как видно из таблицы 2, кратковременная зрительная память старших дошкольников развита на высоком уровне (25% - очень высокий уровень, 55% - высокий). Не было выявлено детей с низким уровнем развития объема кратковременной зрительной памяти. Можно сделать вывод о том, что все дети имеют для своего возраста высокий уровень развития памяти.Рисунок 2 – Уровни развития кратковременной зрительной памятиОбъем кратковременной слуховой памяти (методика 3. «Запомни цифры»). Для исследования объема кратковременной слуховой памяти была использована методика с цифрами. Необходимо отметить, что уровень развития слуховой памяти ниже уровня развития зрительной памяти. В результате проведенной диагностики были получены следующие результаты (таблица 3), которые наглядно представлены на диаграмме (рис. 3).Таблица 3 – Данные диагностики объема кратковременной слуховой памятиУровень Количество человек, %Очень высокий15Высокий35Средний45Низкий5Очень низкий-Как видно из таблицы 3, кратковременная слуховая память старших дошкольников развита на высоком и среднем уровнях (35% и 45% соответственно). Низкий уровень развития кратковременной слуховой памяти был выявлен у одного ребенка.Рисунок 3 – Уровни развития кратковременной слуховой памятиУровень развития процесса запоминания (методика 4. «Выучи слова»). С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов. В результате проведенной диагностики были получены следующие результаты (таблица 4), которые наглядно представлены на диаграмме (рис. 4).Таблица 4 – Данные диагностики уровня развития процесса запоминанияУровень Количество человек, %Очень высокий5Высокий30Средний55Низкий10Очень низкий-Как видно из таблицы 4, уровень развития процесса запоминания старших дошкольников высокий – у 6 человек, средний – у 11 человек, низкий – у 2 человек. Проведенная диагностика позволила определить особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста. Было выявлено, что основным видом памяти в данной возрастном периоде является образная (зрительная и слуховая) виды памяти.Рисунок 4 – Уровни развития процесса запоминанияТаким образом, можно констатировать тот факт, что общий уровень развития памяти старших дошкольников является высоким, особенно зрительной памяти. При этом необходимо помнить, старший дошкольный возраст – это период, в котором начинает формироваться произвольный и словесно-логический виды памяти. Поэтому необходимо уделять большое внимание развитию данных видов памяти.Выводы по главе 2На первом этапе были подобраны диагностические методики для изучения памяти детей старшего дошкольного возраста: «Узнай фигуры»: процесс узнавания; «Запомни рисунки»: объем кратковременной зрительной памяти; «Запомни цифры»: объем кратковременной слуховой памяти; «Выучи слова»: процесс запоминания.По итогам исследования выявлено, что основным видом памяти в данной возрастном периоде является образная (зрительная и слуховая) виды памяти. Следовательно, обучение детей и подготовка их к обучению в школе должна опираться именно на эти виды памяти.ЗаключениеАнализ психолого-педагогической литературы показал, что память – это один из важнейших познавательных процессов, который обеспечивает процессы запоминания, сохранения, узнавания, забывания и воспроизведения информации. Развитие памяти происходит на всех этапах онтогенеза. В младшем дошкольном возрасте памяти носит непроизвольный, образный характер. В старшем дошкольном возрасте проявляются элементы произвольного запоминания, управления процессами памяти, что способствует развитию словесно-логической памяти. В дошкольном возрасте память является образной, при этом к старшему дошкольному возрасту появляются черты произвольности запоминания, что связано с развитием других познавательных процессов – произвольного внимания, словесно-логического мышления, воображения и речи. Для изучения особенностей памяти детей дошкольного возраста использовались методики «Узнай фигуры», «Запомни рисунки», «Запомни цифры», «Выучи слова», которые позволяют исследовать объем зрительной и слуховой памяти. В результате проведенного исследования были получены данные, которые показывают, что основным видом памяти в данной возрастном периоде является образная (зрительная и слуховая) виды памяти. Следовательно, обучение детей и подготовка их к обучению в школе должна опираться именно на эти виды памяти.Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.Список используемой литературыБелошистая, А.В. Развитие объема и мобилизационной готовности вербальной памяти дошкольника на занятиях по развитию речи [Текст] / А.В. Белошистая // Детский сад: теория и практика. – 2018. – № 3-4. – С. 68–77.Боднар, А.М. Психология памяти [Текст]: курс лекций / А.М. Боднар. – М. : Флинта; Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2018. – 96 с.Вдовина, Н.А. Опытно-экспериментальное исследование памяти детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Вдовина, Г.С. Рябинина // Учебный эксперимент в образовании. – 2019. – № 3 (91). – С. 7–13. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2016. – 1008 с.Говердовская, В.И. Использование мнемических техник для развития произвольной памяти у старших дошкольников [Текст] / В.И. Говердовская // Вестник научных конференций. – 2019. – № 10-3 (50). – С. 51–53.Гучанова, А.С. Дидактические игры для развития памяти как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром [Текст] / А.С. Гучанова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2019. – № 9 (26). – С. 12–14.Декман, И.Е. Игровые приложения для гаджетов как средство развития памяти дошкольников [Текст] / И.Е. Декман, К.Н. Бушко // Мир педагогики и психологии. – 2020. – № 8 (49). – С. 105–114.Декман, И.Е. Способы развития памяти дошкольников [Текст] / И.Е. Декман, А.В. Черва // Мир педагогики и психологии. – 2020. – № 3 (44). – С. 138–147.Долгова, В.И. Взаимосвязь видов памяти и свойств внимания младших школьников [Текст] / В.И. Долгова, Н.В. Крыжановская // Культура и образование: от теории к практике. – 2016. – Т. 1. – С. 58–64.Еремкина, С.С. Исследование развития памяти детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности [Текст] / С.С. Еремкина // Студенческий. – 2020. – № 1-3 (87). – С. 78–80.Иванова, О.Б. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие произвольной памяти дошкольников [Текст] / О.Б. Иванова // Вестник образовательного консорциума. – 2020. – № 16. – С. 21–22.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М. : Академия, 2015. – 410 с.Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии [Текст]: учеб. пособие / А.Р. Лурия. – СПб: Питер, 2017. – 319 с.Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2018. – 352 с.Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика [Текст] / Р.С. Немов. – М. :Владос, 2003. – 632 с.Рогов, Е.И. Общая психология [Текст]: курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е.И. Рогов. – М. : Речь, 2017. – 480 с.Романова, Е.Е. Роль мнемотаблиц в системе формирования словесно-логической памяти у дошкольников [Текст] / Е.Е. Романова // Вестник науки и образования. – 2020. – № 22-1 (100). – С. 50–53.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учебник / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2018. – 720 с. Светлолобова, Н.П. Развитие памяти старших дошкольников средствами групповых методов обучения [Текст] / Н.П. Светлолобова // Оригинальные исследования. – 2020. – Т. 10, № 5. – С. 234–238.Федяинова, А.О. Сущностная характеристика памяти у старших дошкольников [Текст] / А.О. Федяинова, Н.А. Степанова // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. – С. 262–263.Черемошкина, Л.В. Психология памяти [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Черемошкина. – М. : Академия, 2017. – 368 с.Чукмарова, Л.Ф. Особенности опосредованной логической памяти у дошкольников [Текст] / Л.Ф. Чукмарова, А.Л. Короткова // Вестник ТИСБИ. – 2021. – № 1. – С. 130–136.ПриложениеСтимульный материал к методикам диагностики памятиМетодика «Узнай фигуры»Методика «Запомни рисунки»

1. Белошистая, А.В. Развитие объема и мобилизационной готовности вербальной памяти дошкольника на занятиях по развитию речи [Текст] / А.В. Белошистая // Детский сад: теория и практика. – 2018. – № 3-4. – С. 68–77.
2. Боднар, А.М. Психология памяти [Текст]: курс лекций / А.М. Боднар. – М. : Флинта; Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2018. – 96 с.
3. Вдовина, Н.А. Опытно-экспериментальное исследование памяти детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Вдовина, Г.С. Рябинина // Учебный эксперимент в образовании. – 2019. – № 3 (91). – С. 7–13.
4. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2016. – 1008 с.
5. Говердовская, В.И. Использование мнемических техник для развития произвольной памяти у старших дошкольников [Текст] / В.И. Говердовская // Вестник научных конференций. – 2019. – № 10-3 (50). – С. 51–53.
6. Гучанова, А.С. Дидактические игры для развития памяти как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром [Текст] / А.С. Гучанова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2019. – № 9 (26). – С. 12–14.
7. Декман, И.Е. Игровые приложения для гаджетов как средство развития памяти дошкольников [Текст] / И.Е. Декман, К.Н. Бушко // Мир педагогики и психологии. – 2020. – № 8 (49). – С. 105–114.
8. Декман, И.Е. Способы развития памяти дошкольников [Текст] / И.Е. Декман, А.В. Черва // Мир педагогики и психологии. – 2020. – № 3 (44). – С. 138–147.
9. Долгова, В.И. Взаимосвязь видов памяти и свойств внимания младших школьников [Текст] / В.И. Долгова, Н.В. Крыжановская // Культура и образование: от теории к практике. – 2016. – Т. 1. – С. 58–64.
10. Еремкина, С.С. Исследование развития памяти детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности [Текст] / С.С. Еремкина // Студенческий. – 2020. – № 1-3 (87). – С. 78–80.
11. Иванова, О.Б. Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие произвольной памяти дошкольников [Текст] / О.Б. Иванова // Вестник образовательного консорциума. – 2020. – № 16. – С. 21–22.
12. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М. : Академия, 2015. – 410 с.
13. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии [Текст]: учеб. пособие / А.Р. Лурия. – СПб: Питер, 2017. – 319 с.
14. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2018. – 352 с.
15. Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика [Текст] / Р.С. Немов. – М. : Владос, 2003. – 632 с.
16. Рогов, Е.И. Общая психология [Текст]: курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е.И. Рогов. – М. : Речь, 2017. – 480 с.
17. Романова, Е.Е. Роль мнемотаблиц в системе формирования словесно-логической памяти у дошкольников [Текст] / Е.Е. Романова // Вестник науки и образования. – 2020. – № 22-1 (100). – С. 50–53.
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учебник / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2018. – 720 с.
19. Светлолобова, Н.П. Развитие памяти старших дошкольников средствами групповых методов обучения [Текст] / Н.П. Светлолобова // Оригинальные исследования. – 2020. – Т. 10, № 5. – С. 234–238.
20. Федяинова, А.О. Сущностная характеристика памяти у старших дошкольников [Текст] / А.О. Федяинова, Н.А. Степанова // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. – С. 262–263.
21. Черемошкина, Л.В. Психология памяти [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Черемошкина. – М. : Академия, 2017. – 368 с.
22. Чукмарова, Л.Ф. Особенности опосредованной логической памяти у дошкольников [Текст] / Л.Ф. Чукмарова, А.Л. Короткова // Вестник ТИСБИ. – 2021. – № 1. – С. 130–136.

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития памяти наблюдаются у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста наблюдаются некоторые особенности развития памяти. Например, они еще не обладают способностью к запоминанию информации на длительное время. Они могут запоминать только небольшое количество информации и быстро ее забывать. Также у детей дошкольного возраста память еще не разделена на различные типы, такие как вербальная и образная память. Они используют оба типа памяти одновременно. Еще одной особенностью развития памяти у детей дошкольного возраста является повышенная зависимость от внешних условий. Например, они лучше запоминают информацию, которая представлена в игровой или интересной форме.

Какие методы и методики используются для исследования развития памяти у детей дошкольного возраста?

Для исследования развития памяти у детей дошкольного возраста применяются различные методы и методики. Один из таких методов - эксперимент, который позволяет установить связь между определенными условиями и запоминанием информации. Также используются методики, основанные на наблюдении за поведением детей в процессе запоминания и воспроизведения информации. Кроме того, для исследования памяти у детей дошкольного возраста могут применяться тесты, вопросники и игровые задания, которые позволяют оценить объем и качество запомненной информации.

Какие результаты были получены в ходе исследования развития памяти у детей дошкольного возраста?

В ходе исследования развития памяти у детей дошкольного возраста были получены различные результаты. Например, было выявлено, что у детей этого возраста объем памяти ограничен и они могут запомнить только небольшое количество информации. Было также установлено, что дети дошкольного возраста лучше запоминают информацию, которая представлена в игровой или интересной форме. Кроме того, было выявлено, что у детей дошкольного возраста еще не разделены разные типы памяти, такие как вербальная и образная память, и они используют оба типа одновременно.

Какие особенности развития памяти наблюдаются у детей дошкольного возраста?

В дошкольном возрасте дети начинают формировать и развивать свою память. Они могут запоминать и воспроизводить информацию, но у них еще не развиты все аспекты памяти, такие как восприятие, сохранение и восстановление прошлого опыта. Также у детей дошкольного возраста наблюдается переключение вида памяти от назначенной к запомненной и от волевой к автоматической.

Какое понятие придается памяти в психолого-педагогической литературе?

Память в психолого-педагогической литературе рассматривается как одно из важнейших психических процессов, отвечающих за сохранение, консолидацию и восстановление опыта.

Какие методы и методики используются для изучения развития памяти у детей дошкольного возраста?

Для изучения развития памяти у детей дошкольного возраста используются различные методы и методики, такие как наблюдение, эксперименты, тесты, анкеты, игры и т.д. Также проводятся специальные психометрические исследования для оценки памяти детей.

Какие результаты были получены в исследовании развития памяти у детей дошкольного возраста?

В результате исследования развития памяти у детей дошкольного возраста было выявлено, что у них наблюдается постепенное развитие всех аспектов памяти. Дети становятся способными запоминать и воспроизводить информацию все лучше и лучше с возрастом. Также было обнаружено, что развитие памяти у детей зависит от таких факторов, как индивидуальные особенности ребенка, его эмоциональное состояние и взаимодействие с окружающей средой.

Какие выводы можно сделать по данной теме?

Изучение развития памяти у детей дошкольного возраста является важной задачей для психологов и педагогов. Результаты исследования позволяют лучше понять, как развивается память у детей и какие факторы на это влияют. Это поможет разработать эффективные методики обучения и развития памяти у детей дошкольного возраста.

Что означает понятие "память" в психолого-педагогической литературе?

В психолого-педагогической литературе память рассматривается как психическая функция, которая позволяет сохранять, хранить и восстанавливать информацию о прошлых событиях, фактах, знаниях и навыках. Память включает в себя несколько видов: сенсорную память, оперативную память и долговременную память. В дошкольном возрасте особенно важно изучать развитие оперативной памяти, так как она является основой для овладения новыми знаниями и применения их в практической деятельности.

Какие особенности развития памяти наблюдаются у детей в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте наблюдается активное развитие памяти у детей. Одной из основных особенностей является ограниченная емкость оперативной памяти. Дети дошкольного возраста могут запомнить ограниченное количество элементов информации и легко теряют уже запомненную информацию. Кроме того, у детей этого возраста наблюдаются особенности в работе с визуальной и вербальной памятью. Дети лучше запоминают информацию, представленную визуально, но они также могут использовать знаковые системы, такие как язык. Развитие памяти в дошкольном возрасте связано с развитием внимания и других познавательных процессов.