Преодоление посттравматическогострессового расстройства у детей попавших в сложную жизненную ситуацию посредством кинезиотерапии

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Методы в психологии
  • 6666 страниц
  • 43 + 43 источника
  • Добавлена 20.01.2022
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ, ПОПАВШИХ В СЛОЖНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 7
1.1. Определение понятия «посттравматическое стрессовое расстройство» в психологической литературе 7
1.2. Описание наиболее распространенных сложных жизненных ситуаций, в которые могут попадать дети в современных условиях 18
1.3. Психологические особенности детского возраста. Возрастные девиации 25
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ, ПОПАВШИХ В СЛОЖНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 36
2.1. Характеристика базы исследования и контингента детей, принявших участие в эксперименте (испытуемых) 36
2.2. Обоснование выбора психодиагностического инструментария для выявления проявлений посттравматического стрессового расстройства у испытуемых 39
2.3. Организация и проведение констатирующего этапа эксперимента и анализ его результатов 40
ГЛАВА 3. КИНЕЗИОТЕРАПИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ, ПОПАВШИХ В СЛОЖНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ 48
3.1. Определение понятия «кинезиотерапия». Применение кинезиотерапии в работе специального психолога 48
3.2. Процесс составления и содержание программы преодоления посттравматического стрессового расстройства у детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, посредством кинезиотерапии 55
3.3. Методические рекомендации в адрес специального психолога по созданию условий для апробации программы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65

Фрагмент для ознакомления

Технология проведения психодиагностических процедур описана в тексте работы. Анализ полученных данных проведён с количественно-качественных точек зрения. Текст проиллюстрирован таблицами.Второй этап диагностики касался анализа применения кинезиотерапии для коррекции проявлений посттравматических стрессовых расстройств у детей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Было установлено, что преодоление посттравматического стрессового расстройства у детей попавших в сложную жизненную ситуацию посредством кинезиотерапии, возможно в любом состоянии здоровья ребенка, даже при полном отсутствии двигательной активности. Результаты анализа свидетельствуют о повышении на одну ступень / или о сохранении прежнего результата первичного замера для каждого испытуемого в адаптационных резервах основных физиологической и психической систем. Это означает, что кинезиотерапия в совокупности с иными методами реабилитации является эффективным средством. Полученные результаты при вторичном замере подтверждают положительное влияние физических упражнений с учетом индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, на преодоление посттравматических стрессовых расстройств и на состояние ребенка в целом. На основе данного анализа планируется дальнейшее исследование психического состояния испытуемых по прошествии 6 месяцев на основе методик теста Айзенка (подростковый вариант), шкалы прогрессивных матриц Джона Равена, шкалы депрессии Бека (подростковый вариант) и Миссисипской шкалы ПТСР (подростковый вариант).На этом мой доклад окончен, спасибо за внимание!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Erichsen F.E. On railway and other injuries of the nervous system. – London, 1866. 139 р.
2. Freud S. Vorlesungen zur Einfьhrung in die Psychoanalyse. Wien, 1916. 545 р.
3. Goldstein J.M., Simpson J. С. Validity : definitions and applications to psychiatric research // Textbook in psychiatric epidemiology / M.T.Tsuang, M.Tohen, Y. E.Zahner (Eds.). - New York, 1995. 230 р.
4. Hay D, Castle J, Davies L. Toddlers’ use of force against familiar peers: a precursor of serious aggression? // Child Development, 2000. Р. 457–467
5. Kucmin T., Kucmin A., Nogalski A.,Sojczuk S., Jojczuk M. History of trauma and posttraumatic disorders in literature // Psychiatria Polska, 2016. Vol. 50(1). С. 269-281.
6. Li B.Y., Zhou Y., Chen X., Fan F., Musa G., Hoven C. Post-Traumatic Stress Disorder in Children and Adolescents: Some Recent Research Findings // IntechOpen Book Series, URL: https://www.intechopen.com/chapters/72157 (accessed: 21.09.2021)
7. Lindemann, E. Symtomatology and Management of Acute Grief. American Journal of Psychiatry, vol. 101 (2), 1944. Р. 141-148
8. Liu, J., Lewis, G., & Evans, L. Understanding aggressive behaviour across the lifespan // Journal of psychiatric and mental health nursing, 2013. Р. 156–168.
9. Nagin D.S., Tremblay R. Trajectories of boys’ physical aggression, opposition, and hyperactivity on the path to physically violent and non-violent juvenile delinquency // Child Development, 1999. Р. 1181–1196
10. Necati Serkut Bulut, Gresa Çarkaxhiu Bulut, Neşe Yorguner Küpeli, Herdem Aslan Genç, İlter Aktaş, Vacide Yaşar, Mehmet Can Aktaş, Volkan Topçuoğlu Living in difficult conditions: an analysis of the factors associated with resilience in youth of a disadvantaged city // Psychiatry and Clinical Psychopharmacology, 2019. Р. 587-596
11. Raven J. The Raven Progressive Matrices: A Review of National Norming Studies and Ethnic and Socioeconomic Variation Within the United States (англ.) // Journal of Educational Measuremen, 1989. Т. 26, № 1. С. 1-16
12. Алексеева Л. С. О насилии над детьми в семье // Социс: Социологические исследования: Ежемесячный научный и общественно-политический журнал РАН. № 4, 2003. С. 78–85.
13. Амбалова С.А., Калабекова М.Р. Факторы и условия, порождающие агрессивное поведение подростков // Проблемы научной мысли. Т. 1. № 1, 2017. С. 133-141.
14. Басовская Е. Н. Творцы черно-белой реальности: о вербальной агрессии в СМИ // Критика и семиотика. Вып. 7, 2004. С. 257–263.
15. Батышева Т.Т., Быкова О.В., Квасова О.В., Шиошвили В.А., Ногова Е.В., Платонова А.Н., Ахадова Л.Я., Шатилова Н.Н. Лечение и реабилитация детей со спастическими формами церебрального паралича // Методические рекомендации № 26 ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии» Департамента здравоохранения г. Москвы, 2016. 60 с.
16. Бережкова Е. И. Воздействие агрессии в СМИ на ребенка с точки зрения возрастных особенностей младших школьников // VII Царскосельские чтения: Тезисы докладов и сообщений Международной научно-практической конференции. СПб., Т. III, 2003. С. 84–87.
17. Бескова Т. В. Особенности агрессивности и враждебности субъектов зависти и соперничества // Теоретическая и экспериментальная психология. № 3, 2010. С.43–51.
18. Борисова Е. В. Направления психокоррекции агрессии в спорте // Психология ХХI века: Тезисы международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 200–201.
19. Брушлинская Л. В. Криминальное насилие в семье и его трансляция средствами массовой информации // Проблемы медиапсихологии / Сост. е. Е. Пронина. М.: РИП Холдинг, 2002. С. 72–86.
20. Булекбаева Ш.А., Дарибаев Ж.Р., Жылкыбаев Г.Л., Аманжол Д., Калиясов М.М. Применение Войта-терапии в комплексной реабилитации неврологических больных детского возраста в филиале КФ «UMC» Национальный центр детской реабилитации // Клиническая медицина. №3(41), 2016. С. 37-40
21. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб : Питер, 2011. 352 с.
22. Вишневская Б. И., Бутовская М. Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографическое обозрение. 2010. № 2. С. 55-68.
23. Воробьева К.А. Влияние СМИ на формирование агрессивных установок подростка // Воспитание школьников. № 6, 2011. С. 55-58
24. Гаранян Н.Г. Когнитивно бихевиоральная психотерапия посттравматического стрессового расстройства // Консультативная психология и психотерапия. № 3, 2013. С.1-27
25. Давиденко С. В. Детско-родительские отношения в формировании агрессивности и тревожности // Ананьевские чтения-2004: Тезисы научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. С. 381–382.
26. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. № 1, 1992. С. 22-33
27. Дамадаева А.С. Принципы и методы психологической реабилитации детей из зон боевых действий // Методические рекомендации предназначены для классных руководителей, педагогов - психологов, социальных педагогов, руководителей ОУ. Махачкала, 2019. 31 с.
28. Киркитадзе Э.Е., Халфина Р.Р. История происхождения ПТСР // Образовательный процесс. №4(6), 2018. С. 20-25
29. Коррекция эмоциональных и поведенческих проблем детей : практикум / сост. Е. Г. Руновская ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2019. 60 с.
30. Лисовский Е.В., Кусаинова К.К. Метод динамической проприоцептивной коррекции в реабилитации пациентов с детским церебральным параличом // Клиническая медицина. №3(41), 2016. С. 31-35
31. Мантрова М.С., Степаненко Н.А. К вопросу изучения ценностных ориентаций подростков из благополучных и неблагополучных семей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т. 6. № 1 (18), 2017. С. 113-116
32. Марценковский И.А. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей: поиск нового смысла // Медицинский портал Health.UA, URL: http://health-ua.com/article/17604-posttravmaticheskoe-stressovoe-rasstrojstvo-u-detej-poisk-novogo-smysla (дата обращения: 25.09.2021)
33. Мищенко Л. В. Психическая травма. Практическое пособие. — Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2018. 156 с.
34. Опросник Айзенка (подростковый) // Научно-популярный психологический портал, URL: https://5psy.ru/testi/harakterologicheskii-oprosnik-aizenka.html (дата обращения: 15.09.2021)
35. Психическое здоровье подростков // Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения, URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/adolescent-mental-health (дата обращения: 15.09.2021)
36. Психология развития и возрастная психология : учебно-методический комплекс / Психология / авторы-составители О.В. Шапатина, Е.А. Павлова. – Самара : Изд-во «Универс-групп», 2007. 204 с.
37. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. 28 с.
38. Разумова Е.М., Ярыгина А.В. Связь семейных взаимоотношений и агрессивности подростков // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т. 7. № 1 (22), 2018. С. 305-307
39. Рипа, М.Д. Кинезотерпия. Культура двигательной активности: учебное пособие / М.Д. Рипа, И.В. Кулькова. М.: КНОРУС, 2013. 378 с.
40. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: Питер, 2001. 272 с.
41. Фарапонова О.В. Проблема изучения психологической устойчивости личности // CORE, URL: https://core.ac.uk/download/pdf/287180489.pdf , С. 90-92 (дата обращения: 24.09.2021)
42. Чернякова, А. А. Исследование агрессивности подростков сельской местности / А. А. Чернякова // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ "Нацразвитие" : Материалы Международной научно-методической конференции, Международной студенческой научной конференции, Санкт-Петербург, 29–31 июля 2019 года. – Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2019. С. 189-194.
43. Юрьева Л. Н. Кризисные состояния. Днепропетровск: Арт-пресс, 1998. 164 с.

Вопрос-ответ:

Что такое посттравматическое стрессовое расстройство у детей?

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей - это психическое расстройство, которое может развиться у детей после травматического события, такого как насилие, потеря близких людей, стихийные бедствия и т. д. Дети с посттравматическим стрессовым расстройством могут испытывать повторяющиеся воспоминания о происшедшем, кошмары, тревогу, чувство отчаяния и раздражительность.

Какие сложные жизненные ситуации могут повлечь посттравматическое стрессовое расстройство у детей?

Дети могут попадать в сложные жизненные ситуации, такие как домашнее насилие, развод родителей, смерть близких людей, миграция, война и т. д. Все эти события могут вызвать травму у ребенка и стать причиной развития посттравматического стрессового расстройства.

Как кинезиотерапия может помочь детям с посттравматическим стрессовым расстройством?

Кинезиотерапия - это вид физической терапии, который использует движение и физическую активность для улучшения психического и физического состояния. У детей с посттравматическим стрессовым расстройством кинезиотерапия может помочь снизить симптомы тревоги, улучшить настроение, повысить самооценку и справиться с эмоциональной травмой, вызванной травматическими событиями.

Есть ли научные исследования, подтверждающие эффективность кинезиотерапии для детей с посттравматическим стрессовым расстройством?

Да, существуют научные исследования, которые подтверждают эффективность кинезиотерапии для детей с посттравматическим стрессовым расстройством. Эти исследования показывают, что кинезиотерапия может помочь снизить симптомы тревожности, депрессии и повысить качество жизни у детей, страдающих от этого расстройства.

Что такое посттравматическое стрессовое расстройство?

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) - это психическое заболевание, которое может развиться у детей после пережитой травматической ситуации. Оно характеризуется постоянными повторяющимися мыслями о травме, кошмарами, тревожными симптомами и возникающими физическими реакциями на триггеры, связанные с травмой.

Какие сложные жизненные ситуации могут попасть в дети в современном обществе?

Дети могут попадать в различные сложные жизненные ситуации, такие как: развод родителей, насилие в семье, потеря близкого человека, переезд в новую страну, буллинг в школе, сексуальное насилие, жестокое обращение и т.д. Все эти ситуации могут вызвать у детей посттравматическое стрессовое расстройство и требуют особого внимания и помощи со стороны специалистов.

Каким образом кинезиотерапия может помочь детям с посттравматическим стрессовым расстройством?

Кинезиотерапия - это метод лечения, основанный на использовании движений и физической активности для улучшения психического и эмоционального состояния пациента. У детей с посттравматическим стрессовым расстройством кинезиотерапия может помочь восстановить нарушенную эмоциональную связь с телом, позволить выразить эмоции через движение и улучшить самочувствие в целом. Этот подход комбинирует физическую и психотерапевтическую помощь, что способствует преодолению симптомов ПТСР у детей.

Какие результаты показывает кинезиотерапия при лечении детей с посттравматическим стрессовым расстройством?

Кинезиотерапия показывает хорошие результаты при лечении детей с посттравматическим стрессовым расстройством. Она помогает уменьшить симптомы тревоги, повышает уровень сознания своего тела, улучшает самооценку, снижает уровень стресса и помогает восстановить доверие к окружающему миру. Дети, проходящие лечение кинезиотерапией, снова начинают радоваться жизни, улучшают свои отношения с семьей и окружающими людьми.

Что такое посттравматическое стрессовое расстройство?

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) - это психологическое расстройство, которое проявляется после переживания сильных травматических событий или ситуаций. У детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, ПТСР может проявляться в виде повторяющихся кошмаров, фобий, тревожности, агрессии и других симптомов.

Какие сложные жизненные ситуации могут попасться детям?

Дети в современных условиях могут столкнуться со множеством сложных жизненных ситуаций, таких как развод родителей, насилие в семье, потеря близкого человека, переезд, брошенность, болезнь и другие. Все эти ситуации могут повлечь за собой развитие посттравматического стрессового расстройства у детей.