Легитимность власти по М.Веберу

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Обществознание
  • 1818 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 29.10.2021
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение 3
Глава 1. Понятие власти в концепции М. Вебера 4
Глава 2.Понятие легитимного господства в концепции М. Вебера. Типы легитимного господства 8
Заключение 17
Список литературы 18

Фрагмент для ознакомления

Для эффективного функционирования системы политической власти Вебер считает необходимым объединение типов господства, проанализированных выше. Это означает, что традиционное господство должно быть представлено монархом, легально-рациональное господство бюрократией, харизматическое господство - харизматическим партийным политическим лидером. «Сам Вебер считает монархическую форму самой целесообразной, так как она выводит вершину правления из конкурентной политической борьбы, представляет известную устойчивость курса и независимость правительства от партий». Функции института монархии по Веберу заключаются в том, чтобы обеспечивать «непрерывность и несокрушимое постоянство государственно-правовых гарантий гражданского порядка», т.е. стабильность. Образцом смешанного типа политического господства по Веберу является устройство властных отношений в Великобритании. Стоит отметить, что под воздействием революционного ажиотажа Вебер (1919 год) отходит от идеи монарха в качестве символа национального единства и заменяет его кандидатурой рейхспрезидента, избираемого путем всенародного голосования. Данная идея Вебера вошла в Конституцию Веймарской республики и обусловила установление нацистской диктатуры в 1933 году.Немецкий ученый утверждает, что исторически сложившаяся двухпартийная система туманного Альбиона (партия власти и ее оппозиция) наилучшим образом способствуют рождению харизмы. «Для политического лидерства годятся лишь личности, отобранные в ходе политической борьбы, так как всякая политика, по существу, есть борьба». Вебер указывает на то, что в системе политической власти Германии уже есть два типа господства: традиционное (император) и легально-рациональное (администрация императора). Политическая обстановка, по мнению Вебера, в современной ему Германии препятствует реализации харизматического типа господства, так как представляется «демократией, лишенной вождей, то есть господством «профессиональных политиков» без призвания, без внутренних, харизматических качеств, которые и делают человека вождем. Последнее же предвещает то, что нынешняя партийная фронда обычно называет господством «клики»». Следовательно, по мнению Вебера, для формирования сбалансированной системы политической власти в Германии необходимо создать соответствующие предпосылки: развивать ее партийную систему, сформировать эффективно функционирующий парламент и благоприятствовать политикам по призванию. В целом ученый придает большое значение роли парламента в политической системе общества, так как полагает, что, с одной стороны, этот орган противостоит «цезаристскому» доверенному лицу масс, а, с другой стороны, является органом контроля над чиновничеством.Другим слагаемым, по мнению ученого, выступает соответствие состава правящей элиты социально-экономическим реалиям общества, т.е. возможность ее кооптации посредством экономически восходящего класса. Эта позиция сближает Вебера с Г.Моска, который также предусматривает возможность мирного обновления правящей элиты. В своей работе «Национальное государство и народнохозяйственная политика» он утверждает, что опасно и несовместимо с интересами общества, когда политическая власть в капиталистическую эпоху находится в руках класса, переживающего экономический упадок (т.е. юнкеров-феодалов) и еще хуже, когда ею располагают классы политически незрелые (т.е. пролетариат).Следовательно, для эффективного управления государством необходимо, чтобы в состав правящий элиты входил экономически восходящий класс. Эта идея Вебера марксистской позиции о сущности государственной власти. В частности Ф.Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» пишет: «Государство, по общему правилу, является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи господства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенных классов». Еще одним условием эффективного управления является развитие политической культуры населения. Анализируя этот феномен, Вебер сетует на то, что большинство современных ему немцев представляют собой политически пассивную и безвольную массу. «Бисмарк, мастер внешней политики, оставил в качестве внутриполитического наследия нацию, лишенную какого бы то ни было политического воспитания, без какой бы то ни было политической воли, нацию, привыкшую к тому, что выдающийся государственный деятель сам позаботится о политике». Такое поведение управляемого большинства, по мнению ученого, не лучшим образом отражается на качестве исполнения политической власти в Германии, так как отсутствует контроль за ней со стороны гражданского общества. «Фактически они существуют лишь там, где за ними решительная воля нации не дать править собой как стадом баранов». Вебер полагает, что развитию политической культуры населения способствует политическое воспитание.ЗаключениеИтак, классический анализ власти и господства принадлежит немецкому социологу Максу Веберу. Вебер первым среди социологов попытался дать ответ на вопрос: почему люди с такой страстью претендуют на власть и по какой причине они считают, что у них есть законное право ожидать от других подчинения этой власти. В поисках ответа на этот вопрос Вебер использует т.н. «идеальный тип» в качестве отправной точки. Анализ властных отношений, проделанный Вебером, привел его к выделению трех основных способов утверждения властных полномочий, в зависимости от типа (степени) рациональности, типа легитимности: власть может основываться на рациональных основаниях и быть закреплена в юридически оформленных либо установленных на договорной основе правилах и установлениях. Это - тип рационально-правовой власти, которая чаще всего характеризует иерархические отношения в современном обществе. Традиционная власть, с другой стороны, преобладает в доиндустриальных обществах, или обществах «традиционного» типа. Она базируется на вере в святость традиции, «вечного вчера». Наконец, харизматическую власть получают такие лидеры, которые обладают особой харизмой и привлекательностью в глазах своих сограждан. В основе этой необычайной привлекательности могут лежать особые морально-этические, героические либо религиозные качества лидера.Концепция власти и господства М. Вебера дает возможность понимания современного механизма функционирования власти. Различные типы власти формируются и реализуются в рамках соответствующих им институтов (экономическом, политическом, идеологическом, военном). В рамках каждого из них реализуется специфический способ властвования и легитимности. Список литературыУчебная и научная литератураАрон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ.ред. и предисл. П. С. Гуревича. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Политика», 1992.БлаугМ. Вебер, Макс // 100 великихэкономистовдоКейнса = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. — СПб.:Экономикус, 2008. — С. 62—65. Вебер М. Феодализм, «сословное государство» и патримониализм. Пер. с нем. и комментарии А. Ю. Антоновского // Ойкумена: Альманах сравнительных исследований политических институтов, социально-экономических систем и цивилизаций / Вып. 8. — Харьков, 2011. — С. 225—255. Вебер М. Патриархальное и патримониальное господство. Пер. с нем. и комментарии А. Ю. Антоновского // Ойкумена: Альманах сравнительных исследований политических институтов, социально-экономических систем и цивилизаций. Вып. 9. — Харьков, 2012. — С. 183—248.Гараджа В. И. Вебер, Макс // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VII. — С. 360—362. — 752 с. Каубе Ю. Макс Вебер: жизнь на рубеже эпох. — М.: Издательский дом «Дело», 2016. Макс Вебер: новые перспективы. – М., 2020.Плотникова О. В.. Человек и власть :Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 СПб., 1993 138 с. Электронные ресурсыВебер М. Хозяйство и общество. Типы господства. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000306/Игнатьева О.А. Эвристический потенциал концепции политической власти Макса Вебера : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01// http://www.dissforall.com/profile/files

Список литературы
Учебная и научная литература
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ.ред. и предисл. П. С. Гуревича. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Политика», 1992.
2. Блауг М. Вебер, Макс // 100 великих экономистов до Кейнса = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. — СПб.: Экономикус, 2008. — С. 62—65.
3. Вебер М. Феодализм, «сословное государство» и патримониализм. Пер. с нем. и комментарии А. Ю. Антоновского // Ойкумена: Альманах сравнительных исследований политических институтов, социально-экономических систем и цивилизаций / Вып. 8. — Харьков, 2011. — С. 225—255.
4. Вебер М. Патриархальное и патримониальное господство. Пер. с нем. и комментарии А. Ю. Антоновского // Ойкумена: Альманах сравнительных исследований политических институтов, социально-экономических систем и цивилизаций. Вып. 9. — Харьков, 2012. — С. 183—248.
5. Гараджа В. И. Вебер, Макс // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. — Т. VII. — С. 360—362. — 752 с.
6. Каубе Ю. Макс Вебер: жизнь на рубеже эпох. — М.: Издательский дом «Дело», 2016.
7. Макс Вебер: новые перспективы. – М., 2020.
8. Плотникова О. В.. Человек и власть : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 СПб., 1993 138 с.
Электронные ресурсы
9. Вебер М. Хозяйство и общество. Типы господства. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000306/
10. Игнатьева О.А. Эвристический потенциал концепции политической власти Макса Вебера : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01// http://www.dissforall.com/profile/files

Вопрос-ответ:

Что такое понятие власти по М. Веберу?

Понятие власти по М. Веберу отражает возможность определенной группы или лица влиять на поведение других людей и принимать решения, которые будут выполняться. Власть основывается на легитимности и способности контролировать ресурсы.

Какие типы легитимного господства существуют в концепции М. Вебера?

В концепции М. Вебера выделяются три типа легитимного господства: традиционное, легально-рациональное и харизматическое. Традиционное господство основывается на передаче власти по наследству и уважении к традициям. Легально-рациональное господство основывается на законодательстве и правилах. Харизматическое господство основывается на качествах лидера и его способности вдохновлять и убеждать других.

Какие типы господства необходимо объединить для эффективного функционирования системы политической власти?

М. Вебер считает необходимым объединение трех типов господства: традиционного, легально-рационального и харизматического. Традиционное господство должно быть представлено монархом, легально-рациональное господство - бюрократией, а харизматическое господство - харизматическим лидером.

Какие принципы основывают легитимность господства по М. Веберу?

Легитимность господства по М. Веберу основывается на трех принципах: традициях и обычаях, законности и правилах, а также на личных качествах лидера.

Как можно определить легитимность власти по М. Веберу?

Легитимность власти по М. Веберу можно определить через соответствие власти определенным принципам, таким как традиции, законность и качества лидера. Если власть основывается на этих принципах, то она может считаться легитимной.

Какие типы легитимного господства выделяет М. Вебер?

М. Вебер выделяет три типа легитимного господства: традиционное, легально-рациональное и харизматическое.

Что означает легитимность власти по М. Веберу?

Легитимность власти по М. Веберу - это основание или правомерность власти на основе установленных норм и правил, которые признаются субъектами и обществом.

Для чего Вебер считает необходимым объединение типов господства?

Вебер считает, что для эффективного функционирования системы политической власти необходимо объединение типов господства, так как каждый из них имеет свои свойства, которые могут быть полезны и необходимы для управления и контроля обществом.