Исследование импрессивной речи детей 5,5 - 6 лет с умственной отсталостью

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 4545 страниц
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 01.11.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава I. Теоретические предпосылки развития импрессивной стороны речи у детей с умственной отсталостью в процессе логопедической работы 5
1.1. Импрессивная речь в структуре общей речевой деятельности 5
1.2. Особенности импрессивной речи у детей с умственной отсталостью 8
1.3. Современная практика логопедической работы по развитию импрессивной речи у дошкольников с умственной отсталостью 14
Глава II. Организация и методика изучения импрессивной стороны речи у детей с умственной отсталостью 21
2.1. Организация эксперимента 21
2.2. Методика констатирующего эксперимента 21
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 23
Заключение 25
Список литературы 27
Фрагмент для ознакомления

Эта задача требовала высокого уровня сформированности слухового внимания, а потому его невыполнение свидетельствует об отставании последнего.Проба 1. Исследование фонематического восприятия на перцептивном уровне путем выявления понимания дошкольниками дифференциации слов-паронимов, поданных врассыпную («Тайники»).Оборудование: карточки с хаотичным расположением предметов для обозначения слов-паронимов.Описание игрового задания Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки, представленные врассыпную. Ребенок должен показать ту из них, которую укажет логопед. 10 карточек представлено, правильно названные распределяются по уровням:7˗9 карточек ˗ 5 баллов (отлично);5˗7 карточек ˗ 4 балла;3˗5 карточек ˗ 3 балла;1˗3 карточек ˗ 2 балла.Инструкция: покажи ту картинку, которую я назову.Уровни помощи: повторное названия, акцентированная произношение контрастного звука.Как отмечается в исследованиях Е. Ф. Соботович, И. В. Соботович, в процессе формирования словаря ребенок практическим способом овладевает смыслоразличительной функцией фонем и противопоставлением фонем по полезным (смыслоразличительное) признакам, что находит свое отражение в умении фиксировать нарушения семантической и морфологической тождества при изменении константных признаков фонем. Поэтому в пробе 1. нами изучалось состояние сформированности у младших дошкольников навыков слухового контроля. За основу мы брали далекие звуки с акустико-артикуляционными признаками.Проба 2. Исследования навыки слухового контроля на фонологическом уровне («Да или нет»).Оборудование: игрушки (мышка, зайчик, рыбка, лисичка).Описание игрового задания Логопед показывает ребенку игрушку, сообщает, что будет называть ее то правильно, то нет. Ребенок должен внимательно слушать и на правильное называние кивать, а ошибочное отрицательно качать головой.10 игрушек представлено, правильно названные распределяются по уровням:7˗9 игрушек ˗ 5 баллов (отлично);5˗7 игрушек ˗ 4 балла;3˗5 игрушек˗ 3 балла;1˗3 игрушки ˗ 2 балла.Инструкция: Вот мышка. Я буду повторять слово «мышь». Если я буду говорить правильно - сделай вот так (утвердительный кивок логопеда), а если я ошибусь - да (отрицательное качание головой).Уровни помощи: повторное название в замедленном темпе, акцентированное произношение конфликтного звука.Понимание различных уровней лексических обобщенийСледующий этап посвящен изучению понимания младшими дошкольниками с речевым недоразвитием различных уровней лексических обобщений. Как отмечают Л. С. Выготский, Б. И. Ермолаев, А. Леонтьев, Е. Ф. Соботович, А. М. Шахнарович и др., Овладения ребенком обобщающей функцией речи происходит путем усвоения номинативного, контекстуально обусловленного, обобщенного лексического значение слова, его понятийной соотнесенности и абстрактно-обобщенного лексического значения. Именно поэтому нами и изучалось понимание дошкольниками категориальных, контекстуально обусловленных, видо-родовых понятий и определения семантических связей, лежащих в основе понятийной соотнесенности слова.Исследование состояния сформированности категориального уровня лексических обобщенийИзучение понимания детьми категориального значения слова, то есть, по словам Р. Брауна и Д. С. Бруннера, соотнесение звукового образа слова не с отдельными предметами, а с целым классом однородных предметов, происходило в процессе проведения проб 3.-6. Нами были подобраны задачи на материале разных частей речи (существительных, прилагательных и глаголов) с постепенным усложнением, которые выполнялись с опорой на те сенсорные эталоны, которые должны были быть усвоенными на период обследования.Проба 3. проводилась нами на материале существительных и была представлена ​​в нескольких вариантах по степени осложнения. Изображения были подобраны таким образом, чтобы предметы:1) были совершенно разные, резко контрастные;2) имели разную величину;3) имели различные величину и цвет;4) имели отличные цвет и форму;5) имели еще и структурные различия, усложняло задачу.Проба 3. Исследование понимания детьми категориального значения существительных («Составь букет»).Оборудование: лист с изображением стилизованных цветов одной величины, разной величины, разной величины и цвета, разного цвета и формы, лист с изображением натуральных цветов (ромашка, роза, колокольчики) и конфликтными изображениями (мяч, мишка, штанишки; пирожное, малина, корзина; бабочка, солнце, звездочка; куст, ваза, пуговица; дерево, бантик, печенье).Описание игрового задания. Логопед рассказывает, что Катя хочет сорвать цветы, чтобы подарить их маме. Педагог предлагает ребенку найти и показать на листе все цветы.Инструкция: покажи все цветы.Детям предлагается 2 листа с изображениями. На одном 5 изображений цветов и 5 изображений предмета обихода (посуда, игрушки, одежда). На другом листе изображены 5 цветов и 5 других растений (веточки, ягоды, овощи). Правильно названные распределяются по уровням:7˗9 цветов ˗ 5 баллов (отлично);5˗7 цветов ˗ 4 балла;3˗5 цветов ˗ 3 балла;1˗3 цветка ˗ 2 балла.Пробы 4. и 5. проводились нами на материале прилагательных.В пробе 4. нами предлагались изображения предметов разного размера, поданных парами, в пробе 5. - поданных врассыпную, что требовало высокого уровня сформированности зрительного внимания.Проба 4. Исследование понимания детьми категориального значения антонимичных признаков предметов, представленных парами («Кто чем играет?»).Оборудование: лист с изображением игрушек разного размера (большие и маленькие), представленные парами (мяч, пирамидка, самолетик).Речевой материал: большой-маленький, хороший-плохой, веселый-грустный.Описание игрового задания Логопед рассказывает, что как-то подружились слоненок Топ и мышонок Мик. Они часто играли вместе. Ребенок должен найти и показать все маленькие (большие) игрушки.Инструкция: Все игрушки Мика маленькие. Покажи их.Уровни помощи: частичный, полный показ.10 игрушек представлено, 5 маленьких и 5 крупных.Результаты распределяются по уровням в соответствии с количеством правильно названных игрушек.Проба 5. Исследование понимания детьми категориального значения антонимичных признаков предметов, врассыпную («Два медведя»).Оборудование: лист с изображением предметов посуды разного размера (большие и маленькие), расположенных врассыпную (тарелка, чашка, ложка), лист, где изображены предметы, расположенные парами.Описание игрового задания Логопед рассказывает, что мама-медведица позвала малого Мышка обедать, и предлагает ребенку показать все маленькие (большие) предметы посуды.Инструкция: Подумай, что мама поставит Мише на стол. Покажи все маленькие предметы.Уровни помощи: показ картинок, где изображены предметы, расположенные парами.Всего на 3˗х листах представлено 10 правильных предметов. Разбалловка:7˗9 предметов ˗ 5 баллов (отлично);5˗7 предметов ˗ 4 балла;3˗4 предметов ˗ 3 балла;1˗2 предмета ˗ 2 балла.Проба 6. проводились нами на материале глаголов.Проба 6. Исследование понимания детьми категориального значения глаголов («Кто что делает»).Оборудование: карточки с изображением четырех предметов, выполняют одно действие (девочка, собачка, курица, мальчик - идет; младенец в коляске, поросенок, мяч, ложка у тарелки - лежит; дятел, молоток, мальчик в дверь, конек копытцами - стучит, мальчик, котик, девочка, зайчик - ест, котик, бабушка, курочка, девочка - спит), и двумя конфликтными картинками (зайчик сидит, мальчик стоит; цветок стоит в вазе, котик бежит; девочка рисует, папа читает; котик пьет молочко, девочка нюхает цветок; собачка лежит, девочка сидит).Описание игрового задания Логопед предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки и показать те из них, на которых изображено определенное действие.Инструкция: покажи, кто (что) идет.Уровни помощи: наводящие вопросы логопеда, введение глагола в контекст.Представлено 5 правильных ответов ˗ 4 на одной индивидуальной карточке и один на смешанной. Количество правильных ответов и есть баллы за задание.Сформированность контекстуально обусловленных лексических обобщенийПо определению Е. Ф. Соботович, ребенку в возрасте 2-3 года совсем необязательно показывать каждый предмет или действие, чтобы он усвоил определенное слово. Выделяя незнакомое слово из контекста, малыш самостоятельно постепенно начинает усваивать его и переносить из одной ситуации в другую, аналогичную. Именно это способствует значительному увеличению словарного запаса ребенка.В пробе 7. нами изучалось состояние сформированности контекстуально обусловленных лексических обобщений на материале разных частей речи (существительных, прилагательных и глаголов). Значительное влияние на качество выполнения задания состояние сформированности слухового внимания, способность удерживать в памяти незнакомое слово в условиях контекста, осуществлять зрительный контроль.Проба 7. Исследование понимания детьми контекстуально обусловленных лексических обобщений («Найди и покажи»).Оборудование: предметные картинки (мухомор, боровик, зонтик, домик; дерево, гнездо, дом, куст), сюжетные картинки (лесная поляна; дерево возле дома; мальчики копают, мальчики сгребают листья, девочка веником подметает пол, курица гребется).Речевой материал:а) существительные: В лесу вырос мухомор. Он очень красивый. На белой ножке красная шапочка. На шапочке мухомора - белые точечки.б) прилагательные: Возле дома выросло высокое дерево. Высоко на ветке свела гнездышко птичка. На высоком дереве кот не получит гнезда.в) глаголы: Миша и Игорь взяли лопаты. Они начали копать яму. В выкопанную яму посадили дерево. Весной на дереве появятся листочки.Описание игрового задания Логопед читает текст, предлагает ребенку внимательно рассмотреть сюжетную картинку и показать тот предмет, о котором шла речь.Инструкция: Найди и покажи мухомор (что высокое; где копают).Уровни помощи: повторное чтение текста, показ сюжетной картинки.По картинкам были заданы 10˗ть вопросов о различных деталях. Разбалловка:7˗9 цветов ˗ 5 баллов (отлично);5˗7 цветов ˗ 4 балла;3˗5 цветов ˗ 3 балла;1˗3 цветка ˗ 2 балла.Сформированность видо-родовых понятийВ пробах 8,9. нами изучалось понимание обозначения родовых понятий на материале только хорошо знакомых детям предметов.Проба 8. Исследование понимания младшими дошкольниками обозначения родового понятия «игрушки» («Найди игрушки»).Оборудование: коробка с предметами (матрешка, мячик, пирамидка, очки, краски, лампочка).Описание игрового задания Логопед рассказывает, что к Саше в гости приехала Настенька. Мальчик вынул коробку с различными предметами и предложил девочке взять то, чем можно поиграть. Логопед предлагает ребенку выбрать и показать среди предметов только игрушки.Инструкция: Помоги Настеньке выбрать из коробки игрушки.Уровни помощи: наводящие вопросы.Среди предметов представлены 10 игрушек, которые необходимо выбрать. 7˗9 цветов ˗ 5 баллов (отлично);5˗7 цветов ˗ 4 балла;3˗5 цветов ˗ 3 балла;1˗3 цветка ˗ 2 балла.Если игрушки близкие опыта каждого ребенка, то продукты питания (блюда) не вызывают у детей особого интереса (кроме своих вкусовых качеств), а потому меньше запоминаются и впоследствии узнаются.Проба 9. Исследование понимания младшими дошкольниками обозначения родового понятия «еда» («Приятного аппетита!»).Оборудование: лист с изображением предметных картинок (яблоко, помидор, сосиска, конфета) и конфликтными изображениями (мячик, кубик).Описание игрового задания. Логопед предлагает ребенку показать среди изображений только те, которыми можно угостить гостей.Инструкция: покажи пищу.Уровни помощи: наводящие вопросы.Представлено 5 правильных ответов ˗ 4 на одной индивидуальной карточке и один на смешанной. Количество правильных ответов и есть баллы за задание.Для подавляющего большинства младших дошкольников понятия «одежда» ассоциируется со словом «вещи», что вызвало определенные затруднения при выполнении задания.Проба 10. Исследование понимания младшими дошкольниками обозначения родового понятия «одежда» («Поможем Кате»).Оборудование: лист с изображением предметных картинок (платье, кофта, куртка) и конфликтными изображениями (полотенце, салфетка, кастрюля).Описание игрового задания. Логопед рассказывает, что кукла Катя не любила складывать свои вещи, разбросала их. Ребенок должен найти и показать предметы одежды.Инструкция: Помоги Кате - покажи одежду.Уровни помощи: наводящие вопросы.Представлено 5 правильных ответов. Количество правильных ответов и есть баллы за задание.Определение семантических связей, лежащих в основе понятийной соотнесенности словаРазвитие лексической системности происходит в процессе систематизации знаний и представлений ребенка об окружающем мире. На этой основе формируется логическая понятийная соотнесенность, усвоение абстрактного обобщенного значения слов, требует постоянного сравнения предметов, выделение в них отличных или совместных характерных признаков.С целью определения понимания семантических связей, лежащих в основе понятийной соотнесенности слова, младшим дошкольникам предлагалась проба 11. на материале понятий «зима» и «лето».Проба 11. Определение семантических связей, лежащих в основе понятийной соотнесенности слова («Зима-лето»).Оборудование: сюжетные картинки «Зима», «Лето», соответствующие предметные картинки к ним (зима - снежинка, снеговик, санки, перчатки лето - вишни, бабочка, цветок, листочек).Описание игрового задания Логопед выкладывает перед ребенком сюжетные картинки, рядом стопочкой кладет предметные. Ребенок, поочередно принимая предметные картинки, определяет, какой именно это время года она отвечает, и кладет под той или иной сюжетной картинкой.Инструкция: Покажи, где зима. Покажи, где лето. Разложение картинки.Уровни помощи: логопед указывает ребенку на имеющиеся аналогичные изображения на сюжетной и предметных картинках.Среди предметов представлены 10 карточек, которые необходимо выбрать правильно. 7˗9 карточек ˗ 5 баллов (отлично);5˗7 карточек ˗ 4 балла;3˗5 карточек ˗ 3 балла;1˗3 карточек ˗ 2 балла.Определение понимания деривационного значения словДеривационное значение слова является неотъемлемой составляющей лексического значения. Лексическое значение слова состоит из его предметного значения, отраженного в корне слова, и деривационного значения, выраженного словообразовательными суффиксами.Определение понимания деривационного значения осуществлялось на материале слов:а) для обозначения уменьшительно-ласкательных форм;б) для обозначения детенышей животных.С этой целью детям предлагались пробы 12. и 13., в которых изображения были расположены как парами, так и вразброс. Задачи по парам изображений являются понятнее, ведь почувствовать разницу в значении предложенных существительных для младших дошкольников значительно легче.Проба 12. Исследование состояния сформированности понимания дошкольниками деривационного слов для обозначения уменьшительно-ласкательных форм («Две сестрички»).Оборудование: предметные картинки (платье - платье, книга -книжечка, полотенце - полотенце).Описание игрового задания Логопед рассказывает о двух сестрах. Сообщает, что старшая уже ходила в школу, меньше - в детский сад. У старшей сестрички были большие вещи, в меньшей - маленькие. Ребенок по просьбе логопеда должна показать тот или иной предмет.Инструкция: покажи тот предмет, который я назову.Уровни помощи: логопед обращает внимание на размер предмета.Для облегчения задачи детям сначала называлась ласковая форма существительного, а затем - обычная номинативная.Среди предметов представлены 5 понятий, которые необходимо выбрать им пару. Верно выбранные ответы составляют количество баллов. В пробе 13. материалом служили игрушечные дикие животные и их детеныши. Нами использовались игрушки как знакомых детям животных, так и незнакомых с целью выяснения, на какое значение ребенок ориентируется больше - лексическое или грамматическое. При условии, если даже ребенок не знает, например, кто такой жираф, но по просьбе логопеда может показать жирафенка, это свидетельствует о ориентирования именно на грамматическое значение слова.Проба 13. Определение понимания деривационного слов для обозначения детенышей животных («Мамы и малыши»).Оборудование: игрушечный набор «Дикие животные и их детеныши» (волк, лиса, заяц, волчонок, лисенок, зайчонок), предметные картинки с изображением взрослых животных и их детенышей.Описание игрового задания Логопед выставляет и поочередно называет игрушечных животных и их детенышей. Ребенок должен показать названную взрослое животное или детеныш.Инструкция: Покажи, где лисенок. Покажи, где лиса.Уровни помощи: логопед показывает изображения животных на предметных картинках, выставляет животных парами (взрослую и детеныш).Прогнозирование на лексико-фонологическом уровне.Среди предметов представлены 10 игрушек, которые необходимо выбрать и назвать. 7˗9 игрушек ˗ 5 баллов (отлично);5˗7 игрушек ˗ 4 балла;3˗5 игрушек ˗ 3 балла;1˗3 игрушки ˗ 2 балла.В связи с тем, что прогнозирование входит в структуру действий понимания [10], мы диагностировали состояние сформированности у младших дошкольников прогнозирования на лексико-фонологическом уровне. Исследование проходило на материале словосочетаний, предложений и текстов.Проба 14. Исследование состояния сформированности прогнозирования на лексико-фонологическом уровне («Я начну, а ты - продолжай»).Оборудование: предметные картинки (морковь, огурец, яблоко, конфета; пакетик сока, чашка чая, стакан молока, тарелка каши; книга, альбом для рисования, кисточка, картина; сюжетные картинки (зайчик грызет морковь, мальчик пьет томатный сок, девочка читает книгу).Речевой материал:Зайчик грызет ... (морковь)Саша пьет томатный ... (сок)Девочка Оля читает интересную ... (книгу)Описание игрового задания Логопед предлагает ребенку дополнить названные им предложения, подобрав соответствующую предметную картинку.Инструкция: Я начну, а ты - продолжай.Уровни помощи: показ логопедом сюжетной картинки.Определение уровня сформированности смыслового контроляОперация смыслового контроля выполняет функцию нахождения и исправления ошибок как в процессе порождения, так и понимание высказываний.Среди предметов представлены 10 ситуаций, которые необходимо дополнить. 7˗9 ответов ˗ 5 баллов (отлично);5˗7 ответов ˗ 4 балла;3˗5 ответов ˗ 3 балла;1˗3 ответа ˗ 2 балла.В пробе 15. ребенок имел оценить правильность рассказы сказки логопедом, в которой тем были умышленно допущены ошибки.Проба 15. Выявление наличия смыслового контроля («Да не так?»).Оборудование: иллюстрации к сказке «Курочка Ряба».Речевой материал: Жили-были дед и баба. (Да не так ли?) Была у них курочка Ряба. (Да не так ли?) Снесла Ряба Колобок. (Да не так ли?) Дед бил-бил - не разбил. (Да не так ли?) Баба била-била - не разбила. (Да не так ли?) Мышка бежала, хвостиком махнула, Колобок упал и покатился по дорожке в лес. (Да не так ли?) Дед плачет. (Да не так ли?) Баба плачет. (Да не так ли?) А курочка кудкудачет: «Не плачь, дед! Не плачь, баба! Я снесу вам Колобка не простого, а золотого «(Так или иначе?).Описание игрового задания Логопед рассказывает сказку «Курочка Ряба», на каждое предложение спрашивая у ребенка: «Да не так ли?». В процессе рассказа педагог намеренно допускает ошибки, используя эпизоды из сказки «Колобок». Ребенок на вопрос логопеда утвердительно или отрицательно качает головой.Инструкция: послушай сказочку, только слушай ее очень внимательно, потому что я могу ошибиться.Уровни помощи: демонстрация иллюстраций к сказке.В описании присутствуют 10 фактов, которые необходимо подтвердить или опровергнуть. 7˗9 цветов ˗ 5 баллов (отлично);5˗7 цветов ˗ 4 балла;3˗5 цветов ˗ 3 балла;1˗3 цветка ˗ 2 балла.

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова в детей/ З. Е. Агранович. ˗ С. П .: Детство-пресс, 2000. ˗ 85 с.
2. Аксёнова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений в современной педагогике/ Л. И. Аксенова //Дефектология 2007 №3
3. Балабанова В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения/ В. П. Балабанова. ˗ Спб, 2002. ˗ 43 с.
4. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии.-М.:АСТ, 2005
5. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики/ Г. А. Волкова. ˗ Санкт-Петербург: Детство-Пресс , 2008 – 133 с.
6. Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника/ Г. А. Волкова. – СПб.: Детство – Пресс, 2006 г. ˗ 47 с.
7. Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей.- С.-11
8. Гаркуша Ю. Ф. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи//Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление Под ред Ю. Ф. Гаркуши М, 2003 г. стр. 95-112
9. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях с нарушениями речи. - М., 1999
10. Грибова О.Е. Проблемы реализации коммуникативного подхода в обучении детей с тяжёлой речевой патологией/ О. Е. Грибова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.-2002 №2
11. Громова О. Е. Логопедическое обследование детей 2 – 4 лет: Методическое пособие/ О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
12. Гуровец Г.В. Детская невропатология/ Г. В. Гуровец. ˗ М.: ВЛАДОС, 2004. -303 с.
13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., Просвещение, 1981
14. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
15. Жукова Н.М., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 2005
16. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого – педагогическая диагностика. - М., 2003
17. Калягин В. А. Энциклопедия методов ППД лиц с нарушениями речи/ В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. ˗ СПб, 2004 г. стр. 367-371
18. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста/ В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. ˗ М.: ГНОМиД, 2001 г. ˗16 с.
19. Кравец Ю.А., Рыбкина И.А. Коррекционно-развивающие работы с детьми младшего дошкольного возраста. - Спб, 2005
20. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей/ Р. И. Лалаева. - М., 2004 г. ˗ 65 с.
21. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников – С.-П., 1999
22. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., Просвещение, 1968
23. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов: / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.Ш: Системные нарушения речи: Алалия. Афазия. - 312с.
24. Логопедия: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.М. Борозинец. – Ч. 2. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. – 335 с.
25. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М: АПН РСФСР, 1956
26. Методы обследования речи детей/под ред. проф. Г. В. Чиркиной – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
27. Миронова С.А. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. М., 1987
28. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1990
29. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.- Спб, 2003
30. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. ; под ред. Т. В. Волосовец. –М. : Издательский центр «Академия», 2002. –217 с.
31. Патрина К. Т. О понимании значения слов дошкольниками // Вопросы психологии. – 1959. – №4. – С. 59 – 65.
32. Патрина К.Т. Особенности понимания значения слова детьми старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд.пед.наук. - М., 1955. - 16 с.
33. Поваляева М.А. Справочник логопеда/ М. А. Поваляева. ˗ Ростов-на Дону: Феникс, 2002. -445 с.
34. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пусти его коррекции (Дети с нарушением интеллекта н моторной алалией): учеб. пособие для студентов/ Е. Ф. Соботович. - М.: Классикс-Стилъ, 2003. - 160 с.
35. Сохин Ф.А. Развитие речи у детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 1984
36. Спирова Л. Ф. «Приемы выявления речевых нарушений у детей»// Методы обследования речи детей IVгл. / Под ред. Г. В. Чиркиной - М.: АРКТИ, 2005г. стр. 61-69
37. Стребелева Е.А., Разенкова Ю.А., Орлова А.Н. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста- М., Полиграф Сервис, 1998
38. Трауготт М.М. Хрестоматия по логопедии. / Выдержки из текстов: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 тт.Т. II / Под ред.Л.С. Волковой и В. И. Селиверстова - М .: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1997.
39. Трошин О.В. Логопсихология: Учебное пособие/ О. В. Трошин, Е. В. Жулина. .-ТЦ Сфера,2005.
40. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста – М., 2007
41. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. - М., 2005
42. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми. - М., АРКТИ, 2005
43. Шаховская С.Н., Волосовец Т.В. Логопедия: методические традиции и новаторство.- М., Модек, 2003
44. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. . –– М.: Лабиринт, 2004.
45. Юдина Е.Г., Степанова Г.В., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду .-М, Просвещение, 2002

Вопрос-ответ:

Какие предпосылки развития импрессивной стороны речи у детей с умственной отсталостью?

Импрессивная речь у детей с умственной отсталостью может развиваться под влиянием различных факторов, таких как логопедическая работа, индивидуальные особенности ребенка и его возможности к обучению.

Какие особенности импрессивной речи у детей с умственной отсталостью?

Дети с умственной отсталостью могут испытывать затруднения в обучении импрессивной речи. У них могут быть проблемы с формированием связи между словами и объектами, пониманием инструкций, развитием словарного запаса и использованием грамматических структур.

Какова роль логопедической работы в развитии импрессивной речи у детей с умственной отсталостью?

Логопедическая работа играет важную роль в развитии импрессивной речи у детей с умственной отсталостью. Логопеды используют различные методики и техники, чтобы помочь детям в формировании связи между словами и объектами, развитии словарного запаса, понимании инструкций и использовании грамматических структур.

Какие методы используются в современной практике логопедической работы по развитию импрессивной речи у дошкольников с умственной отсталостью?

В современной практике логопедической работы используются различные методы и техники, такие как игровые ситуации, моделирование, использование визуальных пособий, повторение, индивидуализация подхода к каждому ребенку и другие.

Как организована и какие методы применяются для развития импрессивной речи у детей с умственной отсталостью?

Организация логопедической работы по развитию импрессивной речи у детей с умственной отсталостью может включать в себя индивидуальные и групповые занятия, использование специальных пособий и игровых ситуаций, а также систематическое повторение и подкрепление приобретенных навыков.

Что такое импрессивная речь?

Импрессивная речь - это речевая деятельность, связанная с восприятием и пониманием речи других людей.

Какие особенности имеет импрессивная речь у детей с умственной отсталостью?

У детей с умственной отсталостью импрессивная речь может быть отличаться от речи обычных детей. Она может быть бедной в словарном запасе, с нарушенной грамматикой и фонетикой. У таких детей также может быть затруднение в понимании и осмыслении речи окружающих.

Как развивается импрессивная речь у детей с умственной отсталостью в процессе логопедической работы?

В процессе логопедической работы с детьми с умственной отсталостью развивается импрессивная речь путем использования специальных методик и игр, направленных на расширение словарного запаса, улучшение грамматики и фонетики. Также важно развивать у детей навыки понимания речи окружающих и способность осмысливать ее.

Какая практика логопедической работы используется для развития импрессивной речи у дошкольников с умственной отсталостью?

В современной практике логопедической работы для развития импрессивной речи у дошкольников с умственной отсталостью используются различные методики, включающие игры, упражнения на расширение словарного запаса, улучшение грамматических навыков, тренировки на понимание речи и целенаправленную работу с каждым ребенком с учетом его индивидуальных особенностей.