Формирование познавательного интереса к природе у старших дошкольников в процессе игровой деятельности

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 7373 страницы
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 06.03.2022
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Сущность понятия «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности формирования познавательного интереса к природе у старших дошкольников 16
1.3. Методические основы формирования познавательного интереса к природе у старших дошкольников 25
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПРИРОДЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32
2.1. Изучение уровня сформированности познавательного интереса к природе у старших дошкольников 32
2.2. Содержание работы по формированию познавательного интереса к природе у старших дошкольников в игровой деятельности и анализ полученных результатов 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 61

Фрагмент для ознакомления

Для оценки эффективности проведенной работы была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательного интереса к природе у старших дошкольников по тем же заданиям, что и на констатирующем этапе.
Результаты выполнения заданий по каждой диагностической методике представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты изучения познавательного интереса к природе у старших дошкольников (контрольный этап), в баллах
Список детей Задания Итого Уровень 1 2 3 ЭГ 2 2 2 6 В 2 2 2 6 В 2 2 2 6 В 2 1 1 4 С 2 2 1 5 В 2 2 1 5 В 1 1 1 3 С 1 1 2 4 С 2 2 2 6 В 1 1 2 4 С 2 2 2 6 В 2 1 1 4 С 1 0 0 1 Н 1 1 1 3 С 2 2 1 5 В 1 1 1 3 С 1 0 2 4 С 2 1 1 4 С 1 1 1 3 С 1 1 0 2 Н КГ 1 1 2 4 С 2 1 1 4 С 2 2 2 6 В 0 0 1 1 Н 2 2 1 5 В 1 1 2 4 С 1 0 0 1 Н 2 2 1 5 В 1 1 1 3 С 1 1 0 2 Н 2 2 1 5 В 1 1 1 3 С 2 1 1 4 С 1 1 1 3 С 1 1 0 2 Н 1 1 1 3 С 1 1 1 3 С 2 1 1 4 С 2 2 1 5 В 1 1 1 3 С
На основе полученных данных были сделаны выводы об уровне сформированности познавательного интереса к природе у старших дошкольников (таблица 4, рисунок 6).
Таблица 4
Уровни сформированности познавательного интереса к природе у старших дошкольников (контрольный этап), в %
Группа Уровни высокий средний низкий Экспериментальная 40 50 10 Контрольная 25 55 20
Из данных в таблице 5 видно, что в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем познавательного интереса к природе составляет 40%, в контрольной – 25% детей. Этих детей отличает активность, самостоятельная деятельность, самостоятельное преодоление затруднений; проявление положительных эмоций.
У половины детей (50% детей ЭГ и 55% детей КГ) познавательный интерес к природе сформирован на среднем уровнем. Для них характерно ситуативная сосредоточенность внимания; эпизодическое проявление положительных эмоций в процессе выполнения заданий.
И наконец, у 10% детей экспериментальной группы и 20% детей контрольной группы выявлен низкий уровень познавательного интереса к природе. Для них характерна пассивность, ситуативный интерес, полная бездеятельность при затруднениях, эпизодическое проявление положительных эмоций.


Рис. 6. Уровни сформированности познавательного интереса к природе у старших дошкольников, в %
Динамика уровней познавательного интереса к природе у старших дошкольников экспериментальной группы представлена на рисунке 7. Количество детей с высоким уровнем познавательного интереса к природе увеличилось на 15%: с 25% на констатирующем этапе до 40% на контрольном этапе. Также наблюдается снижение количества детей с низким уровнем: с 30% до 10%.

Рис. 7. Динамика уровней сформированности познавательного интереса к природе у старших дошкольников в ЭГ, в %
В контрольной группе наблюдается незначительная динамика познавательного интереса к природе (рисунок 8).

Рис. 8. Динамика уровней сформированности познавательного интереса к природе у старших дошкольников в КГ, в %
Таким образом, полученные данные показывают, что проведенная работа способствовала повышению уровня познавательного интереса к природе у старших дошкольников. Это доказывает эффективность игры как средства формирования интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного анализа психолого-педагогической литературы были изучены различные подходы к определению познавательного интереса, его структуре, особенностям в дошкольном возрасте. Познавательный интерес – это личностное образование, заключающее в избирательном отношении к тем или иным объектам и явления окружающей действительности в процессе познавательной деятельности. В структуру познавательного интереса входят интеллектуальный, эмоциональный и волевой компонент. В процессе онтогенеза развитие интереса проходит ряд этапов – любопытство, любознательность, познавательный интерес.
Сензитивным периодом для формирования познавательного интереса является старший дошкольный возраст. Благодаря тому, что у детей расширяется опыт общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, обогащения представлений об окружающей действительности, создаются условия для формирования произвольности познавательных процессов, развития мотивов, направленных на изучение природы. В свяэтой связи формирование познавательного интереса к природе у дошкольников является одной из важнейших задач образовательного процесса, который дает возможность не только сформировать знания и представления о природе, но и укрепить их интерес к изучению природы, положительное эмоциональное отношение к природе, стремление познавать природное окружение.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что под игровой деятельностью понимается вид деятельности, в основе которого лежит воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними. В структуре игровой деятельности выделяются такие компоненты, как сюжет, игровые правила и игровые действия, роль, использование предметов-заместителей, реальные игровые взаимоотношения детей в процессе игры.
Опытно-поисковая работа проводилась с целью формирования интереса к природе у старших дошкольников посредством игры. Для исследования уровня сформированности познавательного интереса была проведена диагностика, в ходе которой было выявлено, что каждый четвертый ребенок имеет низкий уровень познавательного интереса к природе – 25% детей в каждой группе. У половины детей (45% детей ЭГ и 50% детей КГ) познавательный интерес к природе сформирован на среднем уровнем. И наконец, у 30% детей экспериментальной группы и 25% детей контрольной группы выявлен высокий уровень познавательного интереса к природе. Этих детей отличает активность, самостоятельная деятельность, самостоятельное преодоление затруднений; активное проявление положительных эмоций, полные и системные представления о живой и неживой природе.
Формирующий этап опытно-поисковой работы был направлен на повышение уровня познавательного интереса к природе у старших дошкольников в процессе игровой деятельности. Данная работа проводилась в экспериментальной группе. Цель: создание условий, способствующих формированию познавательного интереса к природе у старших дошкольников в игровой деятельности.
В качестве условий выбраны следующие: развитие познавательной активности и познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста в процессе игр экологической направленности, создание развивающей предметно-пространственной среды для организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста и формирования интереса к природе, организация взаимодействия с родителями с целью ознакомления с методами и приемами формирования познавательного интереса к природе у старших дошкольников в игровой деятельности (игры-путешествия).
Для оценки эффективности проведенной работы проведена повторная диагностики познавательного интереса к природе у старших дошкольников. Количество детей с высоким уровнем познавательного интереса к природе увеличилось на 15%: с 25% на констатирующем этапе до 40% на контрольном этапе. Также наблюдается снижение количества детей с низким уровнем: с 30% до 10%. В контрольной группе наблюдается незначительная динамика познавательного интереса к природе.
Перспективы проведенного исследования мы видим в более подробном изучении теоретических основ формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, более детальном рассмотрении методов и приемов формирования интереса в других образовательных областях. Кроме рассмотренных в данной работе вопросов, интересно было бы изучить роль других методов формирования познавательного интереса, в том числе наблюдения, экспериментирования, моделирования. Работу по формированию познавательного интереса к природе можно продолжить в подготовительной к школе группе, разработать перспективный план для детей седьмого года жизни.
Таким образом, полученные данные показывают, что проведенная работа способствовала повышению уровня познавательного интереса к природе у старших дошкольников. Это доказывает эффективность игры как средства формирования интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены. Гипотеза исследования доказана.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алябьева, Е. А. Познавательное развитие ребенка: сказки о природе / Е. А. Алябьева. – Москва : Сфера, 2017. – 128 с.
Андреева, Н. А. Влияние игровой деятельности на познавательную сферу ребенка / Н. А. Андреева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3 (39). – С. 10–14.
Антипенко, И. Н. Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста / И. Н. Антипенко, И. В. Ковалева // Молодой ученый. – 2018. – № 7. – С. 169–171.
Артамонова-Дыбина, О. В. Ребенок в мире поиска: программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников / О. В. Артамонова-Дыбина, В. В. Щетинина, Н. Н. Поддьяков. – Москва : Сфера, 2017. – 127 с.
Венгер, Л. А. Психология развития: психологический лексикон. энциклопедический словарь в шести томах / Л. А. Венгер; ред.-сост. Л. А. Карпенко; под ред. А. В. Петровского. – Москва : ПЕР СЭ, 2015. – 176 с.
Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Мозаика-Синтез, 2012. – 336 с.
Волков, Б. С. Психология дошкольного возраста : учебник / Б. С. Волков. – Москва : КноРус, 2017. – 270 с.
Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2016. – 1008 с.
Гасанова, Д. И. Игра в развитии познавательной сферы / Д. И. Гасанова. – Саратов: Вузовское образование, 2014. – 74 c.
Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 464 с.
Гордиенко, Н. В. Современные образовательные технологии как средство развития познавательной сферы старших дошкольников / Н. В. Гордиенко, Н. В. Опара // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 55–8. – С. 33–35.
Демешина, А. Р. Проблемы развития познавательной сферы дошкольников в современной педагогической психологии / А. Р. Демешина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 12. – С. 19–22.
Дыбина, О. В. Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста / О. В. Дыбина, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина; под ред. О. В. Дыбиной. – Москва : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
Емельяненко, Ю. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в детском саду / Е. Р. Емельяненко // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2015. – № 4 (7). – С. 89–91.
Загорная, Е. В. Диагностика и развитие познавательной сферы дошкольников : учебно-методическое пособие / Е. В. Загорная. – Саратов : Вузовское образование, 2019. – 197 c.
Запорожец, А. В. Восприятие и действие / А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко. – Москва : Просвещение, 2011. –324 с.
Иванова, А. И. Мир, в котором я живу: программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников / А. И. Иванова, Н. В. Уманская. – Москва : ТЦ Сфера, 2017. – 156 с.
Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6–7 лет / С. И. Карпова, В. В. Мамаева. – Москва : Сфера, 2010. – 178 с.
Крашенинников, Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников: для работы с детьми 4–7 лет / Е. Е. Крашенинников, О. Л. Холодова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2012. – 75 с.
Лаврова, Л. Н. Экологическое образование дошкольников / Л. Н. Лаврова, И. В. Чеботарева. – Липецк : ИРО, 2018. – 118 с.
Леонтьева, О. М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста / О. М. Леонтьева // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 1. – С. 16–18.
Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии : учеб. пособие / А. Р. Лурия. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 319 с.
Микляева, Н. В. Познавательное и речевое развитие дошкольников / Н. В. Микляева. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. – 201 с.
Миронов, А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО : деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности / А. В. Миронов. – Волгоград : Учитель, 2016. – 260 с.
Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – Москва : Литера, 2016. – 389 с.
Немов, Р. С. Психология : в 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. – Москва : Владос, 2014. – 632 с.
Николаева, С. Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 6. – С. 17–21.
Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2019. – 270 с.
Образовательная область «Познавательное развитие»: учебно-методическое пособие / З. А. Михайлова; ред. А. Г. Гогоберидзе. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 297 с.
Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ: тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н.В. Нищева. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 240 с.
Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / под ред. О. В. Дыбиной. – Москва : Национальный книжный центр, 2015. – 304 с.
Познавательное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей / авт.-сост. Т. В. Волосовец, И. Л. Кириллов, Л. М. Кларина. – Москва : Русское слово, 2015. – 128 с.
Предметно-развивающая среда ДОО в контексте ФГОС ДО / В. В. Бардалим, М. Л. Вайнапель, Н. А. Виноградова ; под ред. Н. В. Микляевой. – Москва : ТЦ Сфера, 2018. – 127 с.
Пространство детского сада : познание, экология / В. Букина ; под ред. А. Русакова, Т. Лапкиной. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.
Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников: методические рекомендации / авт.-сост. И. Д. Войтова; под ред. А. В. Можейко. – Москва :: Творческий центр «Сфера», 2010. – 128 с.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : учебник / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 720 с.
Рыжова, Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н. А. Рыжова. – Москва : Линка-Пресс, 2012. – 192 с.
Скалина, О. В. Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста / О. В. Скалина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 2 (8). – С. 51–54.
Смирнова, Е. О. Детская психология : учебник / Е. О. Смирнова. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 415 с.
Степенко, В. А. Развитие познавательной сферы детей 5–6 лет / В. А. Степенко // материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов в г. Нерюнгри, с международным участием. Секции 6–8. – Нерюнгри, 2018. – С. 74–78.
Суркина, С. А. Экологическое образование дошкольников / С. А. Суркина. – Саратов : Саратовский источник, 2011. – 104 с.
Удина, Е. Н. Изучение уровней познавательного интереса у старших дошкольников / Е. Н. Удина, Я. Л. Пичаевская // Гуманитарно-педагогическое образование. – 2015. – Т. 1. – № 2. – С. 61–65.
Урунтаева, Г. А. Детская психология : учебник / Г. А. Урунтаева. – Москва : Владос, 2018. – 342 с.
Урунтаева, Г. А. Специфика дидактической игры дошкольника / Г. А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 2. – С. 8–15.
Фалунина, Е. В. Обоснование общеразвивающей программы использования логико-математических игр в работе с дошкольниками / Е. В. Фалунина, Е. М. Блинская // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2016. – № 3 (25). – С. 209–214.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва : ТЦ Сфера, 2019. – 80 с.
Формирование познавательной сферы у детей 5–7 лет: развивающие игровые занятия / авт.-сост. Ф. Х. Никулина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 140 с.
Шайганова, А. В. Организация экспериментальной деятельности в ДОУ как средство развития познавательной сферы у дошкольников / А. В. Шайганова // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2016. – № 2 (8). – С. 49–51.
Шамарова, С. Ю. Дидактические игры как средство развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста / С. Ю. Шамарова // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Пенза 2019. – С. 287–289.
Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб. пособие / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2014. – 384 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ

Перспективный план работы по формированию познавательного интереса к природе у старших дошкольников в процессе игровой деятельности
№ Тема Цели, задачи Игры Блок 1. Мир растений и грибов 1.1 Тайны растений Формирование познавательного интереса к разнообразию растений, развитие умений классифицировать растения по группам, садовые и дикорастущие растения, различать их по окраске, строению, запаху; формирование навыков ухода за растениями Дидактические: «Собери букет», «Узнай растение», «Что любят растения»
Сюжетно-ролевая: «Юные экологи»
Театрализованная: «Волшебный цветок» 1.2 Во саду ли, в огороде Формирование познавательного интереса к растениям (фрукты, овощи), умений классифицировать, выделять особенности групп, особенности роста и ухода за овощами и фруктами, профессиями людей (садовод, агроном) Дидактические: «Чего не стало», «Угадай на ощупь», «Узнай по описанию»
Пальчиковые: «Засолка капусты», «Сварим компот»
Сюжетно-ролевые: «Овощи и фрукты – полезные продукты» 1.3 В хороводе деревьев Формирование познавательного интереса к растениям (деревья, кустарники, травы), животным леса, умений классифицировать, выделять особенности групп растений, особенности роста и ухода за растениями, профессиями людей (садовник, лесник) Дидактические: «Дорисуй листочек», «Соедини листья с плодами», «С какого дерева листочек»
Игра-путешествие: «Поход в лес» (формирование интереса к растениям и животным леса) 1.4 Зеленая аптека Формирование познавательного интереса к лекарственным растениям: ромашка, подорожник и другие Дидактические: «Назови растение», «Раздели на группы», «Зеленая аптека»
Сюжетно-ролевая: «Поликлиника»
Театрализованная: «Доктор Айболит» К. Чуковский 1.5 Комнатные растения Формирование познавательного интереса к комнатным растениям, развитие умений ухода за растениями в уголке природы Дидактические: «Узнай растение», «Собери растение, выбери предмет и уход за ним»
Подвижные: «Посадим цветы», «Лей, лей, не жалей»
Сюжетно-ролевая: «Флорист и цветочный магазин» 1.6 Тайны грибного царства Формирование познавательного интереса к царству грибов, формирование умений различать съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка), сформировать представления о большом разнообразии грибов Дидактические: «Поможем белочке заготовить грибы», «Грибная полянка», «Соберем грибы», «Четвертый лишний»
Сюжетно-ролевая: «Поход в лес за грибами»
Театрализованная: по мотивам сказки В. Сутеева «Под грибом» 1.7 Волшебница осень Формирование познавательного интереса к осенним изменениям в природе, их влиянию на растения Дидактические: «Осенние приметы», «Запасы зверей», «Золотая осень»
Подвижные: «Листопад», «Поймай листок»
Сюжетно-ролевая: «Дары осени»
Театрализованная: «Осенняя сказка» 1.8 Сохраним растения! Формирование познавательного интереса к мерам охраны растений Дидактические: «Можно – нельзя», «Природа и человек», «Красная книга»
Сюжетно-ролевая: «Юные экологи»
Театрализованная: «Экологический теремок» Блок 2. Мир животных 2.1 На бабушкином дворе Формирование познавательного интереса к домашним животным, умений группировать животных, определять особенности образа жизни, ухода, роли в жизни человека Дидактические: «Назови детёнышей», «Какая польза от домашних животных», «Кто, где живёт», «Угадай, это зверь или птица?» (по модели)
Подвижная: «Пастух и стадо»
Сюжетно-ролевая игра «Домашний зоопарк» 2.2 Животные Севера Формирование познавательного интереса к диким животным, умений группировать животных, определять особенности образа жизни, ухода, роли в жизни человека Дидактические: «Что я за зверь», «На северном полюсе», «Жители Антарктиды»
Подвижные: «Белые медведи», «Медведь и тюлени», «Пингвинята»
Сюжетно-ролевая: «Навстречу северному сиянию»
Игра-путешествие: «Экспедиция в Арктику» (формирование интереса к природе Севера, животному и растительному миру) 2.3 Животные жарких стран Формирование познавательного интереса к диким животным, умений группировать животных, определять особенности образа жизни, ухода, роли в жизни человека Дидактические: «Чьи детеныши», «Назови животных по описанию»
Подвижные: «Звериная зарядка»
Театрализованная: «Веселые обезьянки»
Игра-путешествие: «Путешествие в Африку (формирование интереса к природе жарких стран, животному и растительному миру) 2.4 В гостях у птиц Формирование познавательного интереса к птицам, ознакомление с образом жизни зимующих птиц, их повадках, питании Дидактические: «Кто где живет?», «Птички-невелички»
Подвижные: «Птички полетели»
Игра-путешествие: «Путешествие в зоопарк» (формирование интереса к диким животным – обитателям зоопарка) 2.5 Насекомые – наши помощники Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек Дидактические: «Найди насекомых, поедающих листья», «Как спрятаться бабочкам»
Подвижные: «Поймай комара», «Цветы и пчелы», «Гусеница»
Сюжетно-ролевая: «На лугу»
Театрализованная: «Муха-цокотуха» 2.6 Подводное царство Формирование познавательного интереса к разнообразию растений и животных водоемов (рыбы, насекомые, лягушки и другие), умений классифицировать животных, называть их отличительные признаки, способы приспособления к водной среде Дидактические: «Что нужно для рыбки», «Рыбки большие и маленькие», «Назови части тела»
Подвижная: «Мы весёлые рыбки»
Игра-путешествие: «Подводный мир» (формирование интереса к растениям и животным водных экосистем) 2.7 Волшебница зима Формирование познавательного интереса к зимним изменениям в природе, их влиянию на растения и животные Дидактические: «Что нужно для рыбки», «Рыбки большие и маленькие», «Назови части тела»
Подвижная: «Мы весёлые рыбки»
Сюжетно-ролевая: «Зимний сад» 2.8 Сохраним живую природу! Формирование познавательного интереса к мерам охраны растений и животным Сюжетно-ролевая: «В мастерской» (изготовление скворечников) Блок 3. Неживая природа 3.1 Сила воздуха Формирование познавательного интереса к неживой природе, свойствам воздуха, формирование умений ставить опыты по изучению свойств воздуха, знакомить с мерами охраны чистоты воздуха Дидактическая: «Где спрятался воздух?»
Подвижная: «Ветер дует нам в лицо»
Сюжетно-ролевая: «Лаборатория по изучению воздуха» 3.2 Волшебница вода Формирование познавательного интереса к неживой природе, свойствам воды, формирование умений ставить опыты по изучению свойств воды, знакомить с мерами охраны чистоты воды Дидактические: «Как сосулька превратилась в воду», «Вода-водица»
Сюжетно-ролевая: «Лаборатория по изучению воды», «Юные экологи»
Игра-путешествие: «Путешествие капельки» (формирование интереса к неживой природе, роли воды для природы, экспериментированию по изучению свойств воды) 3.3 Белый снег, пушистый снег Формирование познавательного интереса к неживой природе, свойствам снега, формирование умений ставить опыты по изучению свойств снега, зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным) Дидактические: «Нужен ли зимой растениям снег?», «Цветные льдинки»
Театрализованные: «Снегурочка» 3.4 Песок, камень, глина, почва Формирование познавательного интереса к неживой природе, свойствам песка, глины, ознакомление с коллекцией минералов Дидактические: «Как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение)», «Что у нас под ногами», «Собери коллекцию»
Подвижные: «Песок – глина», «Не оставайся на земле».
Игра-путешествие: «Экспедиция геологов» (формирование интереса к неживой природе, изучению минералов, коллекций) 3.5 Весна идет, весне – дорогу! Формирование познавательного интереса к весенним изменениям в природе, их влиянию на растения и животные Дидактические игры «Какие животные живут в лесу», «Когда это бывает», «Найди детеныша», «Где будут первые проталины», «Где быстрее наступит весна», «Покажи птиц, которые прилетают весной»
Подвижные игры «Зайцы и волк», «Птицы и леса»
Пальчиковая игра «Птицы и пташки»
Дидактическая игры «Птицы у скворечника» 3.5 Путешествие во времени Формирование познавательного интереса к истории нашей планеты, изменению климата, растительного и животного мира Дидактические: «Динозавры», «Что было раньше», «Древние растения и животные»
Подвижные: «По следам динозавров»
Сюжетно-ролевая: «Мы археологи»
Игра-путешествие: «Путешествие во времени» (формирование интереса к живой и неживой природе прошлого – динозавры, мамонты, древние люди). 3.6 Земля – мой дом Формирование познавательного интереса к планете Земля, ознакомление с континентами, формирование представлений о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна) Дидактические: «Рассели животных», «Кто живет на суше, а кто в воде».
Подвижные: «По планете мы идем», «День – ночь», «Земля, вода, воздух».
Сюжетно-ролевая: «Мы земляне».
Театрализованная: «Приключения инопланетян на Земле».
Игра-путешествие: «Путешествие по планете Земля» (формирование интереса к нашей планете, ее континентам) 3.7 Мы – космические путешественники Формирование познавательного интереса к изучению космоса, Солнечной системы, звезд и планет Дидактические: «Расставь планеты», «Найди лишнее», «Собери созвездие».
Подвижные: «Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Солнце – чемпион».
Сюжетно-ролевая: «Подготовка космонавтов к полету».
Театрализованная: «Незнайка на Луне».
Игра-путешествие: «Путешествие на Луну» (формирование интереса к изучению космоса, планеты Земля, Луны, звезд и Солнечной системы) Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе и на участке
экологическая комната лаборатория живой уголок экологическая тропа альпийская горка экологический музей Использование сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических и подвижных игр в непосредственно-образовательной деятельности и в режимных моментах

Дидактическая игра «Угадай на ощупь»
Игровая задача: определить на ощупь предмет, отнести его к определенной группе.
Оборудование: мешочек, набор фигурок животных разных групп (птицы, рыбы, земноводные, млекопитающие), природный материал (шишки, орехи, муляжи фруктов, овощей).
Ход игры: дети по очереди опускают руку в мешочек, пытаются определить предмет, называют его. Далее необходимо отнести предмет к определенной группе животных или растений.

Дидактическая игра « Узнай по описанию»
Игровая задача: определить по описанию, о каком животном или растении идет речь.
Оборудование: предметные картинки, подборка загадок.
Ход игры: педагог читает загадку, дает описание животного или растения. Дети должны определить, назвать животное или растение, дать его характеристику (внешний вид, среда обитания, охрана в природе).

Подвижная игра «Звериная зарядка»
Игровая задача: повторять движения, имитирующие животных, без ошибок за воспитателем.
Ход игры: педагог показывает различные движения, которые характерны для определенных животных, например, походка лисы, медведя, прыжки зайца и другие.


Игра-путешествие «Подводный мир»
Цель: формирование интереса к растениям и животным водных экосистем).
Оборудование: презентация, предметные картинки, загадки о животных, ребусы.
1. Общий сбор. Проверка готовности к путешествию – наличие оборудование, инвентаря). «Садятся» в выбранный транспорт – «подводный батискаф» и погружаются на морское дно.
2. Выполнение заданий в ходе путешествия.
Станция 1. Загадочная. Дети отгадывают загадки, ребусы по теме игры (о растениях, животных, обитающий в водной среде – о водорослях, кораллах, рыбах, медузах, млекопитающих и других водных обитателях). Рассматривают презентацию.
Станция 2. Познавательная. Дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы по теме игры. Педагог задает вопросы об особенностях водной среды обитания, о способах приспособления животных и растений к среде обитания, о группах животных.
Станция 3. Музыкальная. Дети поют песни о животных, о природе по теме игры. Песня «Море, море – мир бездонный».
Станция 4. Спортивная. Проводится сюжетная подвижная игра между командами. «Море волнуется».
Станция 5. Опытная. Дети совместно с педагогом проводят опыты и эксперименты по изучению свойств неживой природы, наблюдают за поведением животных. Работа проводится в живом уголке (аквариум).
Станция 6. Творческая. Дети фиксируют результаты наблюдений и опытов в рисовании.
Станция 7. Игровая. Проводятся дидактические игры на закрепление полученных экологических представлений. Игра «Узнай по описанию».
Станция 8. Гостевая. Дети рассказывают о правилах поведения в природе, о том, как помочь сохранить природу, как охранять водные богатства, растения и животные – обитатели морей и океанов.

Фрагмент презентации к игре
























6



Методы экологического образования дошкольников

Словесные

Наглядные

Практические

Игра

Беседа

Рассказ

Наблюдение

Художественное слово

Опыты

Моделирование

Упражнение

Демонстрация

Показ



Sheet1
Диаграмма1
Низкий
Средний
Высокий
ЭГ
КГ
25.00
25.00
45.00
50.00
30.00
25.00
Низкий
Средний
Высокий
Количество детей в %
ЭГ
ЭГ
ЭГ
КГ
КГ
КГ
25.00
45.00
30.00
25.00
50.00
25.00
Sheet1
Диаграмма1
Низкий
Средний
Высокий
ЭГ
КГ
40.00
25.00
50.00
55.00
10.00
20.00
Низкий
Средний
Высокий
Количество детей в %
ЭГ
ЭГ
ЭГ
КГ
КГ
КГ
40.00
50.00
10.00
25.00
55.00
20.00
Sheet1
Диаграмма1
Низкий
Средний
Высокий
Констатирующий этап
Контрольный этап
25.00
40.00
45.00
50.00
30.00
10.00
Низкий
Средний
Высокий
Количество детей в %
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Контрольный этап
Контрольный этап
Контрольный этап
25.00
45.00
30.00
40.00
50.00
10.00
Sheet1
Диаграмма1
Низкий
Средний
Высокий
Констатирующий этап
Контрольный этап
25.00
25.00
50.00
55.00
25.00
20.00
Низкий
Средний
Высокий
Количество детей в %
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Констатирующий этап
Контрольный этап
Контрольный этап
Контрольный этап
25.00
50.00
25.00
25.00
55.00
20.00

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алябьева, Е. А. Познавательное развитие ребенка: сказки о природе / Е. А. Алябьева. – Москва : Сфера, 2017. – 128 с.
2. Андреева, Н. А. Влияние игровой деятельности на познавательную сферу ребенка / Н. А. Андреева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3 (39). – С. 10–14.
3. Антипенко, И. Н. Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста / И. Н. Антипенко, И. В. Ковалева // Молодой ученый. – 2018. – № 7. – С. 169–171.
4. Артамонова-Дыбина, О. В. Ребенок в мире поиска: программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников / О. В. Артамонова-Дыбина, В. В. Щетинина, Н. Н. Поддьяков. – Москва : Сфера, 2017. – 127 с.
5. Венгер, Л. А. Психология развития: психологический лексикон. энциклопедический словарь в шести томах / Л. А. Венгер; ред.-сост. Л. А. Карпенко; под ред. А. В. Петровского. – Москва : ПЕР СЭ, 2015. – 176 с.
6. Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Мозаика-Синтез, 2012. – 336 с.
7. Волков, Б. С. Психология дошкольного возраста : учебник / Б. С. Волков. – Москва : КноРус, 2017. – 270 с.
8. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2016. – 1008 с.
9. Гасанова, Д. И. Игра в развитии познавательной сферы / Д. И. Гасанова. – Саратов: Вузовское образование, 2014. – 74 c.
10. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 464 с.
11. Гордиенко, Н. В. Современные образовательные технологии как средство развития познавательной сферы старших дошкольников / Н. В. Гордиенко, Н. В. Опара // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 55–8. – С. 33–35.
12. Демешина, А. Р. Проблемы развития познавательной сферы дошкольников в современной педагогической психологии / А. Р. Демешина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 12. – С. 19–22.
13. Дыбина, О. В. Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста / О. В. Дыбина, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина; под ред. О. В. Дыбиной. – Москва : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
14. Емельяненко, Ю. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в детском саду / Е. Р. Емельяненко // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2015. – № 4 (7). – С. 89–91.
15. Загорная, Е. В. Диагностика и развитие познавательной сферы дошкольников : учебно-методическое пособие / Е. В. Загорная. – Саратов : Вузовское образование, 2019. – 197 c.
16. Запорожец, А. В. Восприятие и действие / А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко. – Москва : Просвещение, 2011. –324 с.
17. Иванова, А. И. Мир, в котором я живу: программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников / А. И. Иванова, Н. В. Уманская. – Москва : ТЦ Сфера, 2017. – 156 с.
18. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6–7 лет / С. И. Карпова, В. В. Мамаева. – Москва : Сфера, 2010. – 178 с.
19. Крашенинников, Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников: для работы с детьми 4–7 лет / Е. Е. Крашенинников, О. Л. Холодова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2012. – 75 с.
20. Лаврова, Л. Н. Экологическое образование дошкольников / Л. Н. Лаврова, И. В. Чеботарева. – Липецк : ИРО, 2018. – 118 с.
21. Леонтьева, О. М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста / О. М. Леонтьева // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 1. – С. 16–18.
22. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии : учеб. пособие / А. Р. Лурия. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 319 с.
23. Микляева, Н. В. Познавательное и речевое развитие дошкольников / Н. В. Микляева. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. – 201 с.
24. Миронов, А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО : деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности / А. В. Миронов. – Волгоград : Учитель, 2016. – 260 с.
25. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – Москва : Литера, 2016. – 389 с.
26. Немов, Р. С. Психология : в 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. – Москва : Владос, 2014. – 632 с.
27. Николаева, С. Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 6. – С. 17–21.
28. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2019. – 270 с.
29. Образовательная область «Познавательное развитие»: учебно-методическое пособие / З. А. Михайлова; ред. А. Г. Гогоберидзе. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 297 с.
30. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ: тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н.В. Нищева. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 240 с.
31. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / под ред. О. В. Дыбиной. – Москва : Национальный книжный центр, 2015. – 304 с.
32. Познавательное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей / авт.-сост. Т. В. Волосовец, И. Л. Кириллов, Л. М. Кларина. – Москва : Русское слово, 2015. – 128 с.
33. Предметно-развивающая среда ДОО в контексте ФГОС ДО / В. В. Бардалим, М. Л. Вайнапель, Н. А. Виноградова ; под ред. Н. В. Микляевой. – Москва : ТЦ Сфера, 2018. – 127 с.
34. Пространство детского сада : познание, экология / В. Букина ; под ред. А. Русакова, Т. Лапкиной. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 128 с.
35. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников: методические рекомендации / авт.-сост. И. Д. Войтова; под ред. А. В. Можейко. – Москва :: Творческий центр «Сфера», 2010. – 128 с.
36. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : учебник / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 720 с.
37. Рыжова, Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н. А. Рыжова. – Москва : Линка-Пресс, 2012. – 192 с.
38. Скалина, О. В. Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста / О. В. Скалина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 2 (8). – С. 51–54.
39. Смирнова, Е. О. Детская психология : учебник / Е. О. Смирнова. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 415 с.
40. Степенко, В. А. Развитие познавательной сферы детей 5–6 лет / В. А. Степенко // материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов в г. Нерюнгри, с международным участием. Секции 6–8. – Нерюнгри, 2018. – С. 74–78.
41. Суркина, С. А. Экологическое образование дошкольников / С. А. Суркина. – Саратов : Саратовский источник, 2011. – 104 с.
42. Удина, Е. Н. Изучение уровней познавательного интереса у старших дошкольников / Е. Н. Удина, Я. Л. Пичаевская // Гуманитарно-педагогическое образование. – 2015. – Т. 1. – № 2. – С. 61–65.
43. Урунтаева, Г. А. Детская психология : учебник / Г. А. Урунтаева. – Москва : Владос, 2018. – 342 с.
44. Урунтаева, Г. А. Специфика дидактической игры дошкольника / Г. А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 2. – С. 8–15.
45. Фалунина, Е. В. Обоснование общеразвивающей программы использования логико-математических игр в работе с дошкольниками / Е. В. Фалунина, Е. М. Блинская // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2016. – № 3 (25). – С. 209–214.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва : ТЦ Сфера, 2019. – 80 с.
47. Формирование познавательной сферы у детей 5–7 лет: развивающие игровые занятия / авт.-сост. Ф. Х. Никулина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 140 с.
48. Шайганова, А. В. Организация экспериментальной деятельности в ДОУ как средство развития познавательной сферы у дошкольников / А. В. Шайганова // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2016. – № 2 (8). – С. 49–51.
49. Шамарова, С. Ю. Дидактические игры как средство развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста / С. Ю. Шамарова // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Пенза 2019. – С. 287–289.
50. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб. пособие / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2014. – 384 с.

Вопрос-ответ:

Что такое познавательный интерес?

Познавательный интерес - это способность и желание ребенка познавать мир, искать новые знания и развивать свое мышление.

Какие особенности формирования познавательного интереса к природе у старших дошкольников?

Особенности формирования познавательного интереса к природе у старших дошкольников включают взаимосвязь интересов ребенка с возрастными особенностями, активную роль педагога, использование игровой деятельности и практического опыта.

Какие методические основы помогают формировать познавательный интерес к природе у старших дошкольников?

Методические основы формирования познавательного интереса к природе у старших дошкольников включают использование наблюдений, экспериментов, игр, развитие познавательных умений и навыков, а также создание благоприятной образовательной среды.

Какие принципы лежат в основе формирования познавательного интереса к природе у старших дошкольников?

Основными принципами формирования познавательного интереса к природе у старших дошкольников являются принципы активности, интегративности, системности и дифференциации обучения.

Какие исследования рассматривают формирование познавательного интереса у старших дошкольников?

В психолого-педагогической литературе проводятся исследования, посвященные формированию познавательного интереса к природе у старших дошкольников, исследуются психологические механизмы формирования интереса, определяются пути и методы развития и поддержки интереса к природе.

Что такое познавательный интерес в психолого-педагогической литературе?

Познавательный интерес - это активное стремление человека к осмыслению и пониманию окружающего мира, желание узнать что-то новое и расширить свои знания.

Какие особенности формирования познавательного интереса к природе у старших дошкольников?

Формирование познавательного интереса к природе у старших дошкольников осуществляется через игровую деятельность, так как игра способствует эмоциональному включению ребенка в учебный процесс, активизирует его познавательную деятельность и способствует усвоению знаний о природе.

Какие методические основы используются для формирования познавательного интереса к природе у старших дошкольников?

Для формирования познавательного интереса к природе у старших дошкольников используются такие методические основы, как создание ситуаций успешности и самостоятельности, использование игровых форм и методов обучения, индивидуализация образовательного процесса и применение активных методов обучения.

Какая сущность понятия познавательный интерес в психолого-педагогической литературе?

Сущность понятия познавательный интерес в психолого-педагогической литературе заключается в том, что он представляет собой активную деятельность субъекта познания, направленную на поиск новых знаний и их осмысление.

Почему игровая деятельность является эффективным способом формирования познавательного интереса к природе у старших дошкольников?

Игровая деятельность является эффективным способом формирования познавательного интереса к природе у старших дошкольников, так как она позволяет ребенку активно взаимодействовать со своим окружением, исследовать природу, экспериментировать и открывать для себя новые факты и явления.

Какова сущность понятия "познавательный интерес" в психолого-педагогической литературе?

Понятие "познавательный интерес" в психолого-педагогической литературе означает внутреннюю мотивацию учиться и исследовать новое, которая возникает у ребенка под влиянием интересных и увлекательных задач, активной самодеятельности и успешного опыта. Он является основой для формирования познавательной активности и развития познавательных способностей ребенка.