Развитие советской психологии в послевоенные годы (50-90 г.г. XX в.)

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Психология
  • 1717 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 15.11.2021
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1.Основные тенденции в развитии психологии в 50-70-е годы 4
2.Развитие отечественной психологии в 80-90-е годы 14
Заключение 16
Список литературы 17

Фрагмент для ознакомления

И тут мы не можем не вспомнить труды Б. Теплова, которым изучались, в частности, музыкальные способности. Б. М. Теплов очень четко проводил мысль о том, что способности существуют лишь в развитии, и назвал абсурдным понятие «неразвивающаяся способность». Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Теплов выделяет 3 основных вида музыкальных способностей: ладовое чувство;музыкально – слуховые представления;чувство ритма.Наконец, важно выделить исследования В. Мухиной, которые посвящены развитию личности. Идентификация и обособление являются в концепции Мухиной феноменологически присущим человеку механизмом развития и бытия.Людям свойственно творить обстоятельства и друг друга. Положение о том, что индивиды как физически, так и духовно творят друг друга, представляет человека в двух его ипостасях: это объект и субъект деятельности. Даже по отношению к самому себе человек способен выступать с субъект-объектной позиции.Механизм отстаивания отдельным индивидом своей природной человеческой и личностной сущности представлен обособлением. Особый случай обособления представлен отчуждением. Идентификация и обособление рассматриваются Мухиной в качестве диалектически связанных механизмов, по своей глубинной сущности находящихся в состоянии единства и противоположности.В ХХ веке в психологии было предложено достаточно много разнообразных прочтений обособления. Особенное место в этом отношении понятие «обособление» заняло в феноменологии.Феномены идентификации и отчуждения в их единичной, самостоятельной сущности исследовались в мировой психологии на протяжении всего ХХ столетия. Однако понятия «идентификация» и «отчуждение» обычно использовались независимо друг от друга в разных направлениях философии, психологии и искусства; они не обсуждались как взаимодействующее единство целостной системы.Мухина считает, что идентификация и обособление являются феноменологически присущим человеку механизмом развития и бытия на всех доступных ему уровнях пребывания в мире. Как полагает В.С. Мухина, идентификация и обособление являются механизмами, содействующими социализации и индивидуализации человека. Личность формируется в том числе и за счет многочисленных интеракций людей с окружающим миром, прежде всего в ходе межличностного общения, в результате чего она учится смотреть на себя глазами других, то есть думать о себе, как о других, а также понимать поведение окружающих людей и то, как они предполагают ее собственное поведение. Иными словами, в данной теории говорится о том, что социальные группы имеют основное значение в социализации личности. 2.Развитие отечественной психологии в 80-90-е годыВ эти годы интенсивно продолжались как конкретные эмпирические (включая экспериментальные), так и теоретические исследования различных видов совместной деятельности. Наиболее крупными направлениями исследований можно выделить следующие. В Институте психологии АН СССР и Московском госуниверситете впервые были разработаны и выполнены специальные про­граммы исследования проблемы совместной деятельности. То есть, принципиально изменился научный статус данной проблемы совместная деятельность стала самостоятельным объектом соци­ально-психологического исследования, а не рассматривалась толь­ко как детерминирующая среда. В этом смысле произошел, хотя и на новом уровне, некоторый возврат к исследовательским парадигмам 60-х годов. «Границы совместной деятельности были описаны через совокупность основных ее признаков, по сравнению с индивидуальной. Во многом именно реализация крупных исследовательских программ сопровождалась глубоким анализом результатов исследований совместной активности в зарубежной социальной психологии (Г.М. Андреева, А И. Донцов,Немов, С.К. Рощин, П.Н. Шихирев и др.), а также тщательным поиском и изучением того опыта исследований совместной деятельности, который был накоплен в истории отечественной социальной психологии, психологии различных видов труда, психологии управления и т.д. (В.Т. Казаков, О.Г Носкова, Платонов, Е.В. Шорохова и др.).80-90-ые годы могут быть выделены в отдельный период развития психологии личности не по фактической принадлежности (году издания) тех или иных работ, но по новым тенденциям развития личностного направления исследований и раздела общей психологии. Первым и главным признаком этого периода являются обращение к исследованию реальной личности и создание таких моделей, в которых воплощались бы особенности личности данного общества в данный период времени. Эта тенденция не является новой для отечественной психологии, поскольку именно она была наиболее выражена в психологии двадцатых годов. Именно в силу этого исследования приобретают все более конкретный характер, концепции охватывают не только глобальные, но и детализированные проблемы психологии личности. Если в шестидесятых-семидесятых годах в период начавшейся "оттепели" в психологии наметился гуманистический подход к личности, который представлял собой альтернативу социалистической идеологии, то в восьмидесятые и последующие годы он окреп, конкретизировался, распространился и проявил себя в ряде новых для отечественной науки областей.ЗаключениеИтак, советская психология в 50-90-е годы развивалась достаточно активно, появились новые направления исследований. Советские психологи внесли огромный вклад в разработку деятельностного подхода. Советские психологи показали, что деятельность является процессом (процессами) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъектом удовлетворяются какие-либо свои потребности, достигаются определенные цели. Любая активность личности, наделенная смыслом, может быть названа деятельностью. Деятельность является характеристикой сознательной стороны личности человека (в отличие от поведения). В целом, деятельность позволяет личности познавать мир, а также преобразовывать его.Усиливается гуманистическое направление в понимании человеческой личности. Ярким примером выступают труды Мухиной. Подход В.С. Мухиной является поистине уникальным, поскольку именно здесь внутренняя позиция личности является условием развития чувства личности, ее способности к самостоятельности. Мухиной осуществляется развитием проблем бытия плоти и духа, система личностных смыслов и чувства личности. Список литературыЛеонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.// http://lib.ru/PSIHO/LEONTIEV/dsl.txtМухина В.С. Личность: Мифы и Реальность, Издательство: М.: Прометей. – 2010. – с. 1088 с.Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир.// https://www.litmir.me/br/?b=217859&p=1Ярошевский М.Г. История психологии. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/yaros01/

Список литературы

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.// http://lib.ru/PSIHO/LEONTIEV/dsl.txt
2. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность, Издательство: М.: Прометей. – 2010. – с. 1088 с.
3. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир.// https://www.litmir.me/br/?b=217859&p=1
4. Ярошевский М.Г. История психологии. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/yaros01/

Вопрос-ответ:

Какие основные тенденции можно выделить в развитии психологии в 50-70-е годы?

Основными тенденциями в развитии психологии в 50-70-е годы были усиление научно-исследовательской работы, появление и развитие новых подходов и направлений, интенсивное внедрение психологических знаний в практику.

Как развивалась отечественная психология в 80-90-е годы?

В 80-90-е годы отечественная психология стала более открытой к международным исследованиям и обмену опытом, происходило активное развитие когнитивной психологии и психологии личности, а также возникновение новых направлений, таких как психология здоровья и экологическая психология.

Какие труды Б. Теплова относятся к изучению музыкальных способностей?

Труды Б. Теплова, посвященные изучению музыкальных способностей, очень четко проводят мысль о том, что способности существуют лишь в развитии. Он назвал понятие "неразвивающаяся способность" абсурдным.

Какие были основные тенденции в развитии советской психологии в 50-70 годы XX века?

В развитии советской психологии в послевоенные годы наблюдались несколько основных тенденций. Во-первых, было проведено большое количество исследований в области психологии личности, включая изучение мотивации, эмоций, волевой регуляции и самосознания. Во-вторых, активно развивались психологические методики и техники, такие как тестирование, проективные методы, биографические методы и др. В-третьих, особое внимание уделялось проблемам психологии труда и психологии образования. В-четвертых, появилась тенденция к синтезу психологических знаний с знаниями из других наук, таких как физиология, социология и кибернетика.

Как развивалась отечественная психология в 80-90 годы XX века?

В 80-90 годы XX века отечественная психология продолжала развиваться, однако были изменены некоторые направления и принципы исследований. В это время психологи стали активно изучать влияние социально-экономических изменений на психику людей, а также обращать больше внимания на проблемы межличностных отношений и психологии группы. Особое внимание было уделено развитию методов психологической диагностики и практического применения психологических знаний в различных сферах деятельности, включая образование, медицину и управление.

Какие труды Б.Теплова заслуживают особого внимания в психологии музыкальных способностей?

В психологии музыкальных способностей особого внимания заслуживают труды Б.Теплова, в которых он подробно исследовал эту область. Он считал, что способности существуют лишь в развитии и отвергал понятие "неразвивающейся" способности. Теплов проводил исследования, направленные на выявление факторов, влияющих на развитие музыкальных способностей, и разработал методики оценки и развития этих способностей. Его работы внесли значительный вклад в понимание природы и развития музыкальных способностей.

Какие были основные тенденции в развитии советской психологии в 50-70-е годы XX века?

Основные тенденции в развитии советской психологии в 50-70-е годы были связаны с укреплением влияния марксистских и ленинских идей на психологическую науку. Исследователи придавали большое значение социальным факторам в развитии личности и обществе. В это время активно развивались труды Бориса Теплова, который занимался изучением музыкальных способностей и подчеркивал, что способности существуют только в процессе развития.

Как развивалась отечественная психология в 80-90-е годы XX века?

В 80-90-е годы XX века отечественная психология продолжала развиваться, но уже в новых условиях. С распадом Советского Союза и переходом к рыночной экономике, психология стала более свободной и разнообразной. В этот период появлялись новые направления и методы исследования, становились популярными психотерапия и психологическое консультирование. Появилось больше возможностей для междисциплинарных исследований с участием психологов.

Какие труды Бориса Теплова внесли значительный вклад в развитие советской психологии?

Борис Теплов совершил значительный вклад в развитие советской психологии своими трудами по изучению музыкальных способностей. Он подчеркивал, что способности существуют только в процессе развития и назвал понятие "неразвивающаяся способность" абсурдным. Его работы стали основой для дальнейших исследований в области музыкальной психологии и во многом сформировали подходы к изучению способностей в общей психологии.

Какие были основные тенденции в развитии психологии в 50-70 годы?

В 50-70 годы произошел значительный рост и развитие психологической науки в СССР. Основные тенденции в этот период включали развитие внимания к проблемам адаптации человека в условиях социалистического общества, изучение особенностей психического развития детей, проблемы образования, психологическое изучение личности и ее особенностей. Также активно развивалась психологическая диагностика, появлялись новые методы исследования.