Особенности обучения иноязычной письменной речи студентов с ограниченными возможностями здоровья по слуху в образовательном учреждении среднего профессионального образования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 3535 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 28.01.2022
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования компетенции иноязычной письменной речи студентов с ограниченными возможностями здоровья по слуху 6
1.1. Технология формирования письменной речи у обучающихся и обучающихся с ОВЗ по слуху 6
1.2. Особенности применения информационно-коммуникационных технологий в обучении письменной речи студентов с нарушениями слуха 10
Глава 2. Особенности изучения иностранного языка в организациях СПО обучающимся с нарушением слуха 15
2.1. Применение специальных методов и приёмов в профессиональном обучении студентов с нарушениями органов слуха 15
2.2. Методический анализ пособий для обучения иностранному языку обучающимся с нарушением слуха в учебном учреждении среднего профессионального образования 25
2.3. Рекомендации преподавателям иностранного языка при работе со слабослышащими студентами 28
Заключение 33
Список литературы 35

Фрагмент для ознакомления

Рекомендуемые образовательные технологии или особые формы деятельности студентов: обучение в малых группах; дифференцирование заданий по уровню сложности; инструктаж преподавателя с применением наглядных пособий; личный показ преподавателем трудовых приёмов; привлечение переводчика русского жестового языка; использование межпредметных связей. При реализации АОП-ППССЗ в случае необходимости, определяемой особыми образовательными потребностями, закрепленными в индивидуальной программы реабилитации / абилитации, возможно использовать электронное обучение и / или дистанционные образовательные технологии. При организации учебного процесса обеспечивается сочетание on-line и off-line технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе. Аудиторные занятия проводятся в форме: проверки домашних заданий, речевого тренинга на закрепление профессиональной терминологии по пройденной теме; изложения нового материала (в т. ч. с помощью переводчика русского жестового языка) с обязательным перерывом в 15-20 мин. на введение активных форм диалогов (вопрос-ответ) с целью активизации мыслительной деятельности обучающихся; закрепления (речевого, жестового, смыслового) учебного материала через создание коммуникативных ситуаций, беседы по изучаемым темам, викторины, работа в малых группах. Адаптированная образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией и учебно-методическими комплексами. При проведении учебных занятий рекомендуется использование мультимедийных комплексов, электронных учебников и учебных пособий, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся.Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от остальных, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Они должны быть обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации: для лиц с нарушениями слуха: - в печатной форме; - в форме электронного документа; Обучение лиц с нарушениями слуха рекомендуется выстраивать через реализацию следующих педагогических принципов: наглядности; индивидуализации; коммуникативности на основе использования информационных технологий. Недостаточный уровень овладения речью обучающихся с нарушением слуха является препятствием для полноценного развития всей познавательной деятельности глухих и слабослышащих обучающихся; речевая недостаточность становится причиной своеобразия их восприятия, памяти и мышления. На этом построено психолого-педагогическое изучение процесса овладения знаниями лиц с нарушением слуха. Поэтому при организации образовательного процесса обучающимися с нарушением слуха необходима особая фиксация на артикуляции выступающего – следует говорить громче и четче, подбирая подходящий уровень, но без крика. Требуется уделять повышенное внимание специальным профессиональным терминам, а также использованию профессиональной лексики. Для лучшего усвоения студентами специальной терминологии необходимо каждый раз писать на доске используемые термины и контролировать их усвоение. Внимание у обучающихся с нарушенным слухом в большей степени зависит от изобразительных качеств воспринимаемого материала: чем они выразительнее, тем легче обучающимся выделить информативные признаки предмета или явления. В процессе обучения рекомендуется использовать разнообразный наглядный материал. Сложные для понимания темы должны быть снабжены как можно большим количеством наглядного материала. Особую роль в обучении лиц с нарушенным слухом играют видеоматериалы. По возможности предъявляемая видеоинформация может сопровождаться текстовой бегущей строкой или РЖЯ. Видеоматериалы помогают в изучении процессов и явлений, поддающихся видеофиксации, анимация может быть использована для изображения различных динамических моделей, не поддающихся видеозаписи. Анимация может сопровождаться гиперссылками, комментирующими отдельные компоненты изображения, что важно при работе с лицами, лишенными нормального слухового восприятия. Обучающую функцию выполняют компьютерные модели, лабораторные практикумы. Формой организации учебного процесса является лекционно-семинарская система обучения и поэтапная система контроля знаний обучающихся. Одним из важнейших факторов, способствующих повышению уровня подготовки, является индивидуализация учебной деятельности обучающихся в системе целостного педагогического процесса. Изучение индивидуальных особенностей лиц с нарушениями слуха позволит построить процесс обучения с учетом их потенциальных возможностей в добывании знаний. Особенностью процесса обучения лиц с нарушением слуха является коррекционная направленность обучения, следовательно, методическая система обучения должна не только учитывать особенности лиц с нарушением слуха, но и преследовать реабилитационные цели. Реализации коррекционной направленности обучения лиц с нарушением слуха способствует соблюдение слухоречевого режима на каждом занятии. С целью сокращения объема записей целесообразно использовать опорные конспекты, различные схемы, придающие упрощенный схематический вид изучаемым понятиям. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся колледж должен создать фонды оценочных средств, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в адаптированной образовательной программе.2.3.Рекомендации преподавателям иностранного языка при работе со слабослышащими студентамиВ настоящее время Россия продолжает вливаться в мировое сообщество, происходит расширение межкультурного взаимодействия, что требует владения иностранным языком. Важной гуманитарной задачей для нашего общества является социальная интеграция людей с ограниченными возможностями, чему способствует дисциплина ИЯ как средство развития коммуникативной культуры и расширения познавательных возможностей учащихся. Как в отечественной, так и в зарубежной педагогике вопросами инклюзивного образования занималось множество исследователей, среди них работы Л.С.Выготского, Р.М. Боскиса, С.А. Зыковой, М.Банерджи, С. Денно, Д. Митчелла и др. Общепризнано, что преподавание иностранного языка создает условия для коммуникативной и психологической адаптации лиц с различными нарушениями слуха к новому языковому миру. А также обучение помогает преодолеть психологические барьеры в общении на иностранном языке. Выполнение социальных ролей, близких к реальной жизни, в ситуациях повседневного и университетского общения формирует у студентов готовность и способность к общению с учетом их речевых возможностей и потребностей [1]. Учитель, работающий в инклюзивном образовании с учащимися с нарушениями слуха, должен учитывать следующие особенности организации их учебного процесса - использование зрительного восприятия в учебной деятельности. Необходимо в большей степени полагаться на наглядность: учебные тексты, таблицы, плакаты, карточки и технические средства обучения (TSO). Вся наглядность может быть использована как учителями на учебных занятиях, так и учащимися с ограниченными возможностями (ОВЗ) при выполнении домашних заданий и во время дистанционного обучения. В настоящее время ТСО является неотъемлемой частью образовательного процесса. При работе со слабослышащими студентами следует соблюдать следующие рекомендации. 1. Перед началом занятий убедитесь, что все аудио- и видеоматериалы, используемые в процессе обучения, включая интернет-ресурсы, имеют субтитры. 2. Если ученик просит учителя перед занятием использовать вспомогательные технологии для улучшения разборчивости и слышимости речи (например, надеть передатчик с микрофоном для FM-системы), не бойтесь, следуйте его просьбе. С помощью таких современных средств ваш голос поступает прямо в наушник студента. Эти технологии безопасны для вашего здоровья. Единственный случай, когда вам следует заранее проконсультироваться с врачом, - это когда вы используете кардиостимулятор или другие медицинские устройства, чувствительные к электромагнитным воздействиям. 3. Заранее предоставляйте презентации и материалы уроков в электронном виде, так как большинство учащихся с нарушениями слуха не могут одновременно смотреть на говорящего/переводчика и делать заметки. Постарайтесь дать таким студентам возможность заранее ознакомиться с конспектами лекций (идеально адаптированными: без длинных фраз, сложных предложений). Практика продвинутого чтения очень эффективна и позволит студентам сориентироваться в потоке информации, заранее обратить внимание на непонятные моменты и уточнить значение незнакомых слов. 4. Во время групповой работы студент должен сидеть так, чтобы он мог видеть всех участников дискуссии. 5. Чтобы привлечь внимание слабослышащего ученика, называйте его по имени, всегда находясь перед ним. Разговаривая с ним, смотрите прямо на него, чтобы собеседник мог следить за выражением вашего лица и говорить четко, но помните, что не все люди со слабым слухом могут читать по губам. Используйте простые фразы. Избегайте длинных пауз, несуществующих слов, незаконченных фраз, жаргонных и разговорных выражений [2]. Используйте мимику и жесты, чтобы подчеркнуть или прояснить смысл сказанного, потому что только три из десяти слов хорошо читаются. 6. Имейте в виду, что человеку с нарушениями слуха будет легче участвовать в разговоре, зная его контекст. Например, если тема разговора "животные", то, услышав "-бык", ученик сможет догадаться, что имеется в виду "лиса", а не "коробка". 7. Некоторые учащиеся могут слышать, но неправильно воспринимают отдельные звуки. В этом случае вам нужно говорить громче и четче. 8. Если слабослышащий ученик просит учителя повторить что-то, повторите то же самое еще раз. Если ученик все еще не понимает, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты. 9. Если возникают трудности в устном общении, спросите, не было бы проще переписываться в некоторых случаях. 10. Если вы предоставляете информацию, которая включает даты, номер, адрес и т.д., напишите ее от руки или на доске, отправьте по электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята. В этом случае студенту помогает материал в электронном виде на образовательном портале. 11. При показе видео ничего не говорите. Слабослышащим студентам трудно воспринимать несколько видов информации одновременно. 12. Не говорите, когда пишете на доске, потому что ученик не видит ваших губ. Предоставляйте учебные материалы из одного места, лицом к студентам. 13. Лекционный материал следует разделить на небольшие логические блоки, чередуя их с другими видами деятельности. 14. Помните, что переводчик языка жестов передает информацию с задержкой по времени; соответственно, комментарий от студента может быть получен через несколько минут. Важно дать студенту время задать уточняющие вопросы, прежде чем переходить к другой теме [2]. 15. Каждое задание должно быть объяснено подробно и четко, с описанием алгоритма всех этапов работы: что нужно сделать, какие шаги для этого следует предпринять, где найти необходимую информацию и т.д. 16. Используйте такие виды заданий, которые повышают эффективность запоминания материала и тренируют умение выделять главное (например, составление справочных заметок, таблиц, диаграмм, ментальных карт). Студенты могут наглядно убедиться в этом на курсах электронного портала. Но перед этим обязательно покажите пример уже выполненной задачи нужного типа и объясните критерии хорошо выполненной работы. 17. При обучении учащихся с нарушениями слуха важно проводить систематический контроль знаний на каждом уроке (короткие опросы, блиц-тесты, эстафеты и т.д.), что позволит быстро выявить и устранить пробелы [2]. 18. При работе со студентами с нарушениями слуха обратите внимание на словарную работу: составьте словарь терминов и понятий заранее или попросите студентов вести словарь терминов и понятий во время занятий. Каждый раз записывайте используемые термины на доске и следите за их усвоением и использованием. На образовательном портале, в разделах "курсы", есть глоссарий по каждой теме учебной рабочей программы. 19. Учащиеся с нарушениями слуха сдают дифференцированный тест по дисциплине "Иностранный язык" в письменной форме. Изучение иностранного языка является обязательной составляющей профессиональной подготовки будущих специалистов. Необходимым условием успешного преподавания иностранного языка студентам с нарушениями слуха является учет всех вышеперечисленных рекомендаций. Использование наглядного материала и заданий, представленных на электронном образовательном портале, существенно помогает преподавателям и студентам в процессе освоения дисциплины "Иностранный язык".ЗаключениеВ настоящее время Россия продолжает вливаться в мировое сообщество, происходит расширение межкультурного взаимодействия, что требует владения иностранным языком. Важной гуманитарной задачей для нашего общества является социальная интеграция людей с ограниченными возможностями, чему способствует дисциплина ИЯ как средство развития коммуникативной культуры и расширения познавательных возможностей учащихся.Признано, что преподавание иностранного языка создает условия для коммуникативной и психологической адаптации лиц с различной потерей слуха к новому языковому миру, помогает преодолеть психологические барьеры в использовании иностранного языка как средства общения в будущем, знакомит их с новым социальным опытом за счет расширения исполняемых социальных ролей, приближенных к реальной жизни в ситуациях повседневного и университетского общения, формирует у студентов готовность и умение общаться на иностранном языке с учетом их речевых возможностей и потребностей.Изучение иностранного языка является обязательной составляющей профессиональной подготовки будущих специалистов. Необходимым условием успешного преподавания иностранного языка студентам с нарушениями слуха является учет психологических факторов, слухового восприятия слабослышащих студентов, а также особенностей организации учебного процесса. Одним из направлений работы является создание адаптированных рабочих листов по теме урока. Студенты четко следуют этому образцу. Поэтому использование образцов является необходимым элементом в обучении. Особое значение следует придавать письму. Активное использование письма является важнейшим средством обучения и контроля степени усвоения при овладении языком. При организации процесса обучения иностранному языку необходимо алгоритмизировать всю учебную деятельность слабослышащих.Список литературыГлухие и слабослышащие дети. - М.: Владос, - 2009.- 230 с.Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку: в 2 ч. Ч. 2: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.А. Горлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.Дмитриева А.В. Методические рекомендации по обучению детей с нарушениями слуха английскому языку / А.В. Дмитриева // Открываю мир: сборник исследовательских работ / проектов учащихся и студентов. - Чебоксары, 2016. – Выпуск VII. – с. 165-167.Кальгин Ю. А. Педагогические условия интеграции слабослышащих студентов в систему обучения // Вестник МГЛУ. – Вып. 16 (595). – 2010. – С. 132–151. Козырева, О.А. Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ: учеб. пособие / О.А. Козырева. — Красноярск: КГПУ, 2015. — 93 с.Набокова, Л.А. Обучение английскому языку студентов с нарушениями слуха в системе высшего гуманитарного образования: начальный курс: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Набокова. — Москва, 2005. — 214 сРазвитие речи слабослышащих учащихся. - М.: Академия, - 2012. – 215 с.Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181– ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4563. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / [И.Г. Багрова и др.]; под ред. Е. Г. Речицкой. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. 655 сФайзрахманова А. Т. Проблема получения высшего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья / Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования: материалы II международной научно-практической конференции. – Казань: «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. – 628 с. Шаталов, М.А. Внедрение инновационных методов обучения при реализации программ подготовки специалистов среднего звена // Перспективы науки и образования. - 2015. - №5 (17). - С. 47-52. Шкарин Д. Ю. Требования к современному уроку, предъявляемые ФГОС нового поколения // Школьная педагогика. 2018. №3. С. 54-57.Южакова Н.О. К вопросу об обучении детей с нарушениями слуха иностранному языку / Н.О. Южакова // Студенты вузов – школе и производству. – 2017.

Список литературы
1. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Владос, - 2009.- 230 с.
2. Горлова Н.А. Методика обучения иностранному языку: в 2 ч. Ч. 2: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.А. Горлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.
3. Дмитриева А.В. Методические рекомендации по обучению детей с нарушениями слуха английскому языку / А.В. Дмитриева // Открываю мир: сборник исследовательских работ / проектов учащихся и студентов. - Чебоксары, 2016. – Выпуск VII. – с. 165-167.
4. Кальгин Ю. А. Педагогические условия интеграции слабослышащих студентов в систему обучения // Вестник МГЛУ. – Вып. 16 (595). – 2010. – С. 132–151.
5. Козырева, О.А. Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ: учеб. пособие / О.А. Козырева. — Красноярск: КГПУ, 2015. — 93 с.
6. Набокова, Л.А. Обучение английскому языку студентов с нарушениями слуха в системе высшего гуманитарного образования: начальный курс: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Набокова. — Москва, 2005. — 214 с
7. Развитие речи слабослышащих учащихся. - М.: Академия, - 2012. – 215 с.
8. Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181– ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4563.
9. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / [И.Г. Багрова и др.]; под ред. Е. Г. Речицкой. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. 655 с
10. Файзрахманова А. Т. Проблема получения высшего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья / Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования: материалы II международной научно-практической конференции. – Казань: «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. – 628 с.
11. Шаталов, М.А. Внедрение инновационных методов обучения при реализации программ подготовки специалистов среднего звена // Перспективы науки и образования. - 2015. - №5 (17). - С. 47-52.
12. Шкарин Д. Ю. Требования к современному уроку, предъявляемые ФГОС нового поколения // Школьная педагогика. 2018. №3. С. 54-57.
13. Южакова Н.О. К вопросу об обучении детей с нарушениями слуха иностранному языку / Н.О. Южакова // Студенты вузов – школе и производству. – 2017.