Особенности наглядно-действенного мышления у дошкольников.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 3030 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 07.01.2022
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Общая характеристика мышления 7
1.2 Особенности развития наглядного-действенного мышления дошкольников 11
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 17
2.1 Организация и методы исследования 17
2.2 Результаты исследования и их анализ 21
2.3 Рекомендации по развитию наглядно-действенного мышления у дошкольников 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 29

Фрагмент для ознакомления

Обязательно выпрямите каждую линию и соедините углы фигуры точно так, чтобы контур фигуры воспроизводился в том же месте, что и на рисунке. В результате вам необходимо оценить, выполняется ли ваша работа точно, аккуратно и быстро.Выводы об уровне развития наглядно-действенного мышления у старших дошкольников:Рис 1. К методике «Обведи контур»Рис 2. К методике «Обведи контур» (продолжение) Оценка результатов2. Методика «Воспроизведи рисунки»Инструкция: испытуемым необходимо воспроизвести картинки, показанные на этом рисунке слева, в специальных пустых квадратах, которые представлены справа на рисунке 3. Для этого диагностированному человеку выдают фломастер темного цвета и рисунок 3, сопровождаемый следующей инструкцией.В пустой ячейке справа нужно нарисовать похожую фигуру. С левой стороны это нужно делать максимально аккуратно. Равномерно прокрасьте каждую часть темного поля, не оставляя пустых участков и не пересекая границ.Время выполнения задания - 5 мин.Рис 3. Рисунки и матрицы к методике «Воспроизведи рисунки»3. Методика «Вырежи фигуры»Испытуемый ребенок должен быстро и точно вырезать из бумаги, на которой нарисована фигура. На рисунке 4 показаны шесть разделенных квадратов различной формы. Во время теста это число предоставляется не полностью испытуемому, а в соответствии с конкретным квадратом. Психологам сначала нужно разрезать его на 6 квадратов.Затем испытуемый получает рисунок (порядок представления указывается номером самого рисунка), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее на всех шести квадратах. (Первый квадрат разрезают ножницами пополам по горизонту).Выводы об уровне развитияРис 4. Контуры вырезаемых фигур к методике «Вырежи фигуры»2.2 Результаты исследования и их анализРезультаты диагностики представлены ниже в Таблицах и Гистограммах.Таблица 1 - Результаты диагностики наглядно-действенного мышления Обведи контурВоспроизведи рисункиВырежи фигурычисло испытуемых101010среднее арифметическое значение5,305,305,60медиана5.005,505,50стандартное отклонение2,111,891,71минимальное значение2,002,003,00максимальное значение9,008,008,00Таким образом, по всем трем методикам диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста получены приблизительно равные результаты: - минимальное значение – 2 балла по методикам «Обведи контур» и «Воспроизведи рисунки» и 3 балла по методике «Вырежи фигуры»- максимальное значение – 9 баллов по методике «Обведи контур» и 8 баллов по методикам «Воспроизведи рисунки» и «Вырежи фигуры»Рис 5. Результаты по методике «Обведи контур»Рис 6. Результаты по методике «Воспроизведи рисунки»Рис 7. Результаты по методике «Вырежи фигуры»Наиболее успешно дети дошкольного возраста справились с заданиями по методике «Вырежи фигуры» (среднее арифметическое значение по данной методике – 5,6 баллов).Таким образом, результаты диагностики наглядно-действенного мышления старших дошкольников при помощи таких методик как «Обведи контур», «Воспроизведи рисунки»,«Вырежи фигуры» демонстрируют, что у испытуемых доминирует средний уровень данного типа мышления.2.3 Рекомендации по развитию наглядно-действенного мышления у дошкольниковОвладение предметными действиями очень сильно влияет на умственное развитие детей дошкольного возраста. Это мощный фактор умственного развития. Часто в процессе практического действия с предметом ребенку приходится решать задачу, возникшую в определенной ситуации. На самом деле обучение - это естественно. Действуя на основе предмета, дошкольники обнаруживают, что одни виды поведения продуктивны, а другие нет. Опыт предыдущих действий отражен ниже. Так формируются мысли в процессе решения объективных задач.Задания и упражнения с ножницами и бумагой помогут развить мышление на этом этапе. Кроме того, предлагаются дизайнерские задания, здесь можно использовать набор деревянных или пластиковых стройматериалов, сюжетные игрушки, соизмеримые с масштабами построек (животные, люди, машины и т. д.), счетные палочки или спички. Педагог или родитель предлагает из строительного материала соорудить дорожку, башню, поезд, стол, лестницу, гараж, арку, мост, дом, кресло, забор. Чтобы придать постройкам сюжетный характер, используя игрушки.Дошкольнику предоставляется наглядный пример постройки. Когда ученик сам не справляется с задачей конструирования по образцу, он делает это вместе с учителем. Он имитирует действия взрослого человека. Когда в этом случае ребенок не справляется, педагог может самостоятельно завершить конструкцию с помощью ученика, а затем попросить его повторить то, что он сделал сам. С помощью палочек раскладывается на столе простая плоская фигура (треугольник, квадрат, домик и т. д.) или выкладывается фигура из определенного количества спичек, затем ребенку предлагается передвинуть один из элементов так, чтобы получилась другая фигура.Дошкольники часто подражают взрослым в решении практических задач. Наблюдая за его деятельностью, ребенок постепенно начинает осваивать человеческую форму практической предметной деятельности. Накопление впечатлений, полученных им от объективных занятий, служит основой для развития детской речи.Но для совершенствования наглядного - эффективного мышления нужна педагогическая организация деятельности, при которой ребенок эффективно учится, ориентируясь в мире, обобщая опыт действия с предметами.Система дидактических игр и упражнений, различных заданий должна быть предусмотрена в порядке возрастания сложности. Таким образом, образованные познакомятся с методами объективных действий, смогут понять свою собственную деятельность, которую они сами выполняли. Только при полном развитии ученика формируется необходимый уровень наглядно-эффективного мышления.ЗАКЛЮЧЕНИЕМышление - это психический процесс моделирования законов окружающей действительности, основанный на аксиоматических положениях. Но в психологии есть много других интерпретаций. Например: высший этап обработки информации человеком, на котором устанавливаются связи между объектами или явлениями окружающей среды; или - процесс отражения важных качеств объектов, в том числе соотнесения друг с другом, приводящий к возникновению представлений об объективном мире.Наглядно-действенное мышление - это особый тип мышления, процесс которого сводится к фактическому действительному поведению человека с материальным объектом в визуально воспринимаемой ситуации. Тогда внутренние, мыслительные действия почти минимальны или полностью отсутствуют. В свою очередь проблема решается практическим манипулированием предметами.Наглядно-действенное мышление - самая ранняя форма человеческого мышления. Результаты психологических исследований показывают, что формы наглядно-действенного мышления особенно интенсивно развиваются в раннем дошкольном возрасте.Формирование наглядно-действенного мышления у детей начинается с практических занятий. Если еще нет запланированного действия, предварительная ориентационная деятельность не акцентируется, и действие производит прямое впечатление. Во-первых, ребенок решает проблемы, напрямую воздействуя на предметы и игрушки.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]. - М.: Академия, 2012. - 672 с.Аткинсон, А.Р. Введение в психологию / Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С. [Текст]. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду[Текст]. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского сада и родителей[Текст]. - М.: Просвещение, 1992. - 208 с.Гиппенрейтер, Ю.Б., Петухов, В.В. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления[Текст]. – М.: Астрель, 2008. – 304 с. Гусакова, М.А. Аппликация[Текст]/М.А. Гусакова. М.: Просвещение, 1987. - 126 с.Гусарова, И.Л. Аппликация в детском саду[Текст]. - М.: Просвещение, 1968.- 250 с. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст]. - М.: Просвещение, 1982. - 305 с.Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст]. – М.: Академия,2001. – 436 с.Кун, Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека[Текст]. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 846 с.Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст]/ И.А. Лыкова. - М.: Карапуз-дидактика, 2009. - 208 с.Майерс, Д. Психология[Текст]. – М.: Попури, 2008. – 848 с. Маклаков, А.Г. Общая психология[Текст]. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с. Малышева, А.Н.Аппликация в детском саду[Текст]. - М: Академия развития, 2002.- 145 с. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития[Текст]. - М.: Академия, 2006. - 608 с.Немов, Р.С. Общая психология[Текст]. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.Реан, А. А. Психология человека: от рождения до смерти[Текст]. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии[Текст]. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с. Тихомиров, О.К. Психология мышления[Текст]. – М.: Академия, 2008. – 288 с.Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология[Текст]. - М.: Академия, 2001. - 336 с.Филяева, Е. Н. Развитие наглядно-действенного мышления современных дошкольников [Текст]/ Е. Н. Филяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 275-277. Чикова, И.В. Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников и опыт его оптимизации в условиях дошкольного образовательного учреждения. [Текст]// Балтийский гуманитарный журнал. - № 4 (17), 2016. – С. 340-34.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Основные виды мышления

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]. - М.: Академия, 2012. - 672 с.
2. Аткинсон, А.Р. Введение в психологию / Аткинсон Р.С., Смит Э.Е., Бем Д.Дж., Нолен-Хоэксема С. [Текст]. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 816 с.
3. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду [Текст]. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
4. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского сада и родителей [Текст]. - М.: Просвещение, 1992. - 208 с.
5. Гиппенрейтер, Ю.Б., Петухов, В.В. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления [Текст]. – М.: Астрель, 2008. – 304 с.
6. Гусакова, М.А. Аппликация [Текст] / М.А. Гусакова. М.: Просвещение, 1987. - 126 с.
7. Гусарова, И.Л. Аппликация в детском саду [Текст]. - М.: Просвещение, 1968. - 250 с.
8. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]. - М.: Просвещение, 1982. - 305 с.
9. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст]. – М.: Академия, 2001. – 436 с.
10. Кун, Д. Основы психологии. Все тайны поведения человека [Текст]. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 846 с.
11. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]/ И.А. Лыкова. - М.: Карапуз-дидактика, 2009. - 208 с.
12. Майерс, Д. Психология [Текст]. – М.: Попури, 2008. – 848 с.
13. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с.
14. Малышева, А.Н. Аппликация в детском саду [Текст]. - М: Академия развития, 2002.- 145 с.
15. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
16. Немов, Р.С. Общая психология [Текст]. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
17. Реан, А. А. Психология человека: от рождения до смерти [Текст]. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с.
19. Тихомиров, О.К. Психология мышления [Текст]. – М.: Академия, 2008. – 288 с.
20. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
21. Филяева, Е. Н. Развитие наглядно-действенного мышления современных дошкольников [Текст] / Е. Н. Филяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 275-277.
22. Чикова, И.В. Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников и опыт его оптимизации в условиях дошкольного образовательного учреждения. [Текст] // Балтийский гуманитарный журнал. - № 4 (17), 2016. – С. 340-34.

Вопрос-ответ:

Что такое наглядно действенное мышление?

Наглядно действенное мышление – это способность ребенка оперировать понятиями, представлениями и символами в рамках конкретных действий и наблюдений.

Какие особенности развития наглядного действенного мышления у дошкольников?

Особенности развития наглядного действенного мышления у дошкольников связаны с развитием их познавательных способностей, формированием понятий и образов, а также усовершенствованием навыков действий и наблюдений.

Какие методы исследования были использованы в данном исследовании?

В данном исследовании были использованы методы наблюдения и эксперимента. При помощи наблюдений и наглядных материалов было изучено поведение и мышление дошкольников, а также были проведены эксперименты для проверки различных гипотез.

Какие результаты исследования были получены?

Результаты исследования показали, что наглядно действенное мышление у дошкольников развивается постепенно, с возрастом они становятся более способными оперировать понятиями и символами. Также было выявлено, что игровая деятельность и работа с наглядными материалами способствуют развитию наглядного действенного мышления.

Какие рекомендации по развитию наглядно действенного мышления даны в данном исследовании?

В исследовании были даны рекомендации по развитию наглядно действенного мышления у дошкольников, такие как использование игровой деятельности, работа с наглядными материалами, создание ситуаций, требующих применения наглядно действенного мышления.

Какова общая характеристика мышления дошкольников?

Мышление дошкольников характеризуется наглядностью и действенностью. Они обычно думают в терминах конкретных объектов и действий.

Какие особенности развития наглядного действенного мышления у дошкольников?

Развитие наглядного действенного мышления у дошкольников происходит постепенно. Сначала они осваивают простые наглядные действия, затем способность к анализу и синтезу, и, наконец, формируют более сложное наглядно действенное мышление.

Как организовано исследование особенностей наглядно действенного мышления у дошкольников?

Исследование проводилось с помощью наблюдения и тестирования дошкольников. Наблюдение позволяло определить особенности их мышления, а тестирование использовалось для получения количественных данных.

Какие рекомендации по развитию наглядно действенного мышления детям дошкольного возраста?

Для развития наглядно действенного мышления у дошкольников рекомендуется использовать игровую деятельность, конструктивные задания, различные виды моделирования и экспериментирования. Также важно обеспечить детям доступ к разнообразным наглядным материалам и игрушкам.