написать реферат на тему

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 1616 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 18.11.2021
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
1.Понятие права и его сущности 4
2.Нравственная и социальная сущность права 9
3.Психологическая сущность права и проблема правосознания 12
Заключение 15
Список литературы 16

Фрагмент для ознакомления

Л. И. Петражицкий предложил четвертый компонент - эмоции. Выделяя характерные свойства нравственных и правовых явлений ученый отмечает, что существующие научные классификации этических явлений и соответствующие определения права не имеют прямого отнощения «к той бессознательной классификации, которая имеет место в обыденном общенародном словоупотреблении». И такие «общенародные классификации», совмещенные с содержательно-позитивными элементами рационального (позитивного) права, он называет интуитивным правом. Общенародный язык, не без оснований полагает он, в отличие от профессионального юридического, имеет тенденцию применять термин «право» в тех случаях, когда имеется императивно-атрибутивное, «правовое в нашем смысле» сознание. Поэтому в таком случае термин «право» имеет несоизмеримо более обширный смысл, чем то же слово в профессиональном юридическом смысле.С природой этических эмоций связанно проецирование вовне в качестве объективно существующих, а на самом деле мнимых реальностей - обязанностей и норм. Наблюдая различные случаи сознания долга, обязанности, Л.И. Петражицкий отмечает следующие: «В некоторых случаях этического сознания то, к чему мы себя считаем обязанными, представляется нам причитающимся другому как нечто ему должное, следующее ему от нас, так что он может притязать на соответствующее исполнение с нашей стороны». Так, по его мнению, обыкновенно переживается обязанность уплатить установленную плату рабочему или прислуге, отдать взятое взаймы. «В других случаях этического сознания, например, если мы считаем себя обязанными оказать денежную помощь нуждающемуся, дать милостыню и т. п., то, к чему мы себя считаем обязанными, не представляется нам причитающимся другому как нечто ему должное, следующее ему от нас». В первом случае обязанность одного закреплена за другим, как его добро, его право. Соответственные нормы, устанавливая обязанность для одного, закрепляют эту обязанность за другим, дают ему право, притязание. Такие обязанности и нормы Л.И. Петражицкий называет правовыми, а лежащие в их основе и порождающие их эмоционально-интеллектуальные сочетания — правом в реально-психологическом смысле. Во втором случае обязанность одного не закреплена за другим и представляется по отношению к нему свободной, а нормы, устанавливающие такие обязанности предписывают одним известное поведение, но не дают другим никакого притязания на исполнение, никаких прав. Эти обязанности и нормы он называет нравственными, а соответственные эмоционально-интеллектуальные сочетания — нравственностью в реально-психологическом смысле. Нравственные переживания и нормы являются чисто императивными, правовые — императивно-атрибутивными. Установленные таким образом понятия права и нравственности, очевидно, не зависят от чьих-либо представлений о существе этих явлений и привычек называть что-либо правом или нравственностью. Но вследствие того, что удалось отыскать как раз те психические акты, которые лежат в основе человеческих представлений об обязанностях и правах и т.д. получилось почти полное соответствие общенародного применения слов - прав, нравственная обязанность установленным видам этического сознания. Соответственно, чтобы понять сущность права, следует учесть психологический аспект. Вместе с тем, нравственные обязанности между тем следует отличать от правовых, поскольку правовым свойственно связывать волю человека. Право в социальном аспекте гораздо важнее нравственности. ЗаключениеПодводя итог, необходимо помнить, что система права является объективно обусловленной системой общественных отношений внутренней структурой права, которая включает в себя взаимосвязанные нормы, логически распределенные по отраслям, подотраслям и институтам. Система права отличается обусловленностью реально существующей системой общественных отношений. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей и существует объективно. Она является органической целостностью, единством и взаимосвязью правовых норм, а не их случайным набором. Право наделено социально-нравственной природой. Нравственность и право пребывают в состоянии постоянного ценностного взаимодействия. В ходе развития философии права были выдвинуты различные концепции взаимодействия и соотношения морали, нравственности и права, которые позволили выработать современное понимание данного процесса и его сути. На сегодняшний день можно утверждать, что нравственно-моральные нормы и право тесно взаимодействуют, а также воздействуют друг на друга, в значительной степени влияя на развитие нормативной практики и правового сознания современного общества.Право и нравственность являются важными элементами человеческой культуры, всегда выступающими в состоянии тесного взаимодействия, поскольку близко их содержание, они способны взаимно дополнять друг друга.Право реализует нравственно-гуманистические идеалы общества. Без уроков нравственности, морали, этики право является немыслимым. Считается, что право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, являющихся выражением государственной воли, их устанавливает и обеспечивает государство, эти нормы направлены на то, чтобы регулировать общественные отношения. То есть, рассмотрение сущности права немыслимо без изучения его социально-государственной природы. Список литературыВенгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов Изд. 8-е, стереотип. М.: Омега-Л, 2016. - 539 с. Иконникова, Г. И. Философия права : учебник для вузов / Г. И. Иконникова, В. П. Ляшенко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 359 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01221-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449802Любимов А.П. Философия права. – М., 2019. Петражицкий, Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности в 2 ч. Часть 1 / Л. И. Петражицкий. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 237 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08031-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437526Поснов И.В. Соотношение права и нравственности в психологической теории права Л. И. Петражицкого. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-prava-i-nravstvennosti-v-psihologicheskoy-teorii-prava-l-i-petrazhitskogo Пьянов Н.А. Консультации по проблемам теории государства и права. – М., 2010 – 36с.

Список литературы

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов Изд. 8-е, стереотип. М.: Омега-Л, 2016. - 539 с.
2. Иконникова, Г. И. Философия права : учебник для вузов / Г. И. Иконникова, В. П. Ляшенко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 359 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01221-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449802
3. Любимов А.П. Философия права. – М., 2019.
4. Петражицкий, Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности в 2 ч. Часть 1 / Л. И. Петражицкий. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 237 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08031-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437526
5. Поснов И.В. Соотношение права и нравственности в психологической теории права Л. И. Петражицкого. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-prava-i-nravstvennosti-v-psihologicheskoy-teorii-prava-l-i-petrazhitskogo
6. Пьянов Н.А. Консультации по проблемам теории государства и права. – М., 2010 – 36с.