национализация и приватизация: необходимость, методы и противоречия

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 4141 страница
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 29.11.2021
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты процессов приватизации и национализации 6
1.1 Понятие и сущность приватизации, формы и методы 6
1.2 Понятие и характерные черты национализации 11
Глава 2. Анализ проведения приватизации в России: методы и противоречия 16
2.1 Методы проведения приватизации и национализации в России 16
2.2 Анализ противоречий в ходе приватизации и национализации в России 21
Глава 3. Итоги национализации и приватизации в России 27
3.1 Использование зарубежного опыта при решении проблем приватизации 27
3.2 Приватизация в современной экономике России на 2020-2022 и роль ОВД в осуществлении приватизации и национализации 32
Заключение 34
Список используемых источников и литературы 36
Приложения 39

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, государственные предприятия в основном работают с участием частного капитала и являются организациями, над которыми государство осуществляет контроль для достижения поставленных задач с максимальной эффективностью.
Итак, мировой опыт позволяет сделать такие выводы.
1. Государственная собственность должна дополнять рыночный механизм, а процессы приватизации служить регулятором. Менять структуру собственности необходимо постепенно и обоснованно. Условиями приватизации должны быть инвестиции, создание определенного уровня занятости и социальное обеспечение. Необходимо также учитывать национальную безопасность.
2. В переходной экономике можно выделить основные цели приватизации: экономическую, фискальную, социальную. Ведь в результате трансформации собственности повышается эффективность экономики, увеличивается доходная часть Государственного бюджета и решается социальная проблематика.
3.2 Приватизация в современной экономике России на 2020-2022 и роль ОВД в осуществлении приватизации и национализации

В 2020 г. началась реализация Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2020–2022 гг., утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2019 № 3260-р. Это уже четвертая 3-летняя приватизационная программа, разработанная с учетом увеличения планового периода действия прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества (от 1 года до 3 лет), исходя из изменений, внесенных действующий закон о приватизации весной 2010 г.
В 2020 г. было продано 312 объектов (включая один объект в рамках выполнения предыдущей приватизационной программы 2017–2019 гг.), что более чем на 80% превысило уровень предыдущего года (171 ед.), превзойдя также и прежний максимум 2016 г. (282 объекта). Количество проданных объектов казны почти в 14 раз превысило количество проданных пакетов акций (долей). В соответствии с информацией Федерального казначейства, по состоянию на 01.02.2021 поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, с учетом сделок 2019 г., составили порядка 0,9 млрд. руб. Годом ранее общая сумма сделок по данным Росимущества составляла 755,4 млн. руб.
Новым моментом приватизационного процесса в этой части стало ускорение проведения приватизации объектов незавершенного строительства (далее – ОНС). Из 49 объектов федерального имущества (лотов), в состав которых входят 124 ОНС, включенных в приватизационную программу, было продано 30 объектов (более 60%) в составе 88 ОНС (более 70%). Успешность реализации объектов казны и пакетов акций (долей), исчисляемая как отношение количества проданных активов и проведенных торгов, находилась в 2020 г. примерно на одном уровне (21–23%).
Приватизация компаний с государственным участием рассматривается не как источник бюджетного финансирования, а как инструмент для структурных изменений в экономике, и преследует три ключевые задачи:
Первое. Повышение конкуренции. Государство должно максимально быстро выходить из нестратегических активов. С этим и связано такое большое количество обществ и объектов иного имущества в списке.
Второе. Снижение доли государства должно позволить компаниям привлечь деньги на развитие. В отношении ряда компаний проработан вопрос сокращения доли государства путем дополнительной эмиссии акций таких компаний.
Третье. Повышение качества корпоративного управление через привлечение частных акционеров в органы управления компаний.
Органы внутренних дел Российской Федерации осуществляют антикоррупционные мероприятия, связанные с незаконной приватизацией государственного имущества.
Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУЭБиПК МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции:
функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию;
правоприменительные полномочия в области обеспечения экономической безопасности государства;
противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности.


Заключение

При всем разнообразии подходов к толкованию понятия “приватизация” в широком смысле включает в себя один из аспектов реформирования государственного сектора с сокращением его размера, а в узком означает полный или частичный переход объекта приватизации с государственного владения в частное, то есть оно связано с трансформацией отношений собственности.
На основе проведенного анализа выявлены основные тенденции развития приватизационных процессов в мире, начиная от перехода развитыми странами от государственной собственности к частной во многих отраслях, исторически оставались государственными или считались стратегическими. Также выявлено, что основными причинами приватизации, кроме пополнения государственного бюджета, является сокращение государственных расходов и передача рисков частному сектору. На основе анализа исследований сущности и принципов приватизации определены основные направления приватизации, в которых полная или частичная продажа занимает лишь небольшую долю.
На основе проведенного анализа выявлены основные тенденции развития приватизационных процессов в мире, начиная от перехода развитыми странами от государственной собственности к частной во многих отраслях, исторически оставались государственными или считались стратегическими. Также выявлено, что основными причинами приватизации, кроме пополнения государственного бюджета, является сокращение государственных расходов и передача рисков частному сектору. Приватизация в России происходила хаотически и не имела признаков продуманной стратегии. Следствием такой политики стали, в частности, распространение коррумпированности бюрократии; доминирующее влияние олигархов и отраслевых лоббистов, чьи интересы могут повредить достижению общих стратегических целей страны; недостаток достоверной информации о реальном положении вещей.
Зарубежный опыт может быть использован в России за несколькими отдельными наиболее важными направлениями: внедрение конкурентных механизмов в традиционных секторах государственной сферы (социальная сфера, отрасли инфраструктуры); повышение гибкости структуры управления путем стимулирования участия в принятии решений всех заинтересованных сторон (государственных министерств и ведомств, межведомственных органов, общественных организаций, бизнеса) при сохранении за государством функции установления общих правил игры; повышение адресности государственных услуг на основании выделения приоритетных сфер влияния (групп населения; отраслей, секторов, сегментов рынка); обеспечение последовательности в реализации стратегических задач приватизации с акцентированием особого внимания на решении социальных и экологических проблем в процессе продажи государственного имущества; привлечение в процессе приватизации инвестиций, в том числе иностранных; формирования эффективной системы управления объектами государственной собственности с сосредоточением внимания на контролировании деятельности естественных монополий и предприятий, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства.











Список используемых источников и литературы

Федеральный закон РФ № 178-ФЗ от 21.12.2001 (ред. от 29.12.2015) “О приватизации государственного и муниципального имущества” [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://www.consultant.ru.
Послание Президента РФ / Федеральное собрание от 01.03.2018. – Российская газета. – 02.03.2018. - №46.
Акулова М. Мировой опыт приватизации предприятий госсектора / М. Акулова // [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.beroc.by.
Баулина О. А. Теоретические и практические основы трансформации форм собственности (на примере Российской Федерации и зарубежных стран) / О. А. Баулина, В. В. Клюшин, А. О. Догадов // Вестник евразийской науки. – 2019. – Том 11. - №5. – С. 63.
Башашкина Г. Ю. Системообразующие факторы и условия формирования коррупционных отношений в национальной экономике России / Г. Ю. Башашкина // Транспортное дело России. - 2015. - №1. - С. 146-149.
Валов Т. В. Российская массовая приватизация в 1992-1994 годах (на материалах Санкт-Петербурга) / Т. В. Валов // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. – 2020. - № 1 (66). – С. 43-51.
Воронцов Н. Д. Модели приватизации: понятие и критерии классификации / Н. Д. Воронцов // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика. – 2017. – С. 27-29.
Гажур М. Е. Опыт зарубежных стран в проведении приватизации и разгосударствления / М. Е. Гажур // Приоритеты и пути развития экономики и финансов: сборник трудов конференции. - Сочи: Сочинский государственный университет. - 2017. - С. 198-202.
Дзуцева Г. Н. Приоритеты российской и зарубежной моделей приватизации: сравнительный анализ / Г. Н. Дзуцева // Управление экономическими и социальными системами региона. – 2017. – С. 184-189.
Довтаев Саид – Али Ш. Механизмы изменения форм собственности (приватизация, национализация, демополизация) хозяйственных образований / Саид – Али Ш. Довтаев, С. А. Межидова // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы. – 2018. – С. 143-145.
Залкин Л. О. Государственное участие в экономическом развитии Арктики России: приватизация (исторический аспект) / Л. О. Залкин, Е. Е. Торопушина // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - № 1 (34). - С. 36-51.
Линева О. Д. Проблемы современного этапа приватизации и пути их преодоления / О. Д. Линева // Интеграция наук. – 2018. - № 4 (19). – С. 160-162.
Лойко С. В. Мировой опыт рыночного оборота земель / С. В. Лойко // Международный научно-производственный журнал “Экономика АПК”. – 2017. - № 5 (271). – С. 91-96.
Магомедова К. М. Приватизация государственной собственности / К.М. Магомедова, З. Д. Абуев, А. О. Рамазанова // Известия ДПТУ. - 2015. - №3. - С. 110-114.
Мельников М. В. Приватизация государства: понятие и феномен / М. В. Мельников // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №14. - С. 33-36.
Нуртдинова Ю. С. Приватизация в России: ее особенности и проблемы / Ю. С. Нуртдинова // Гуманитарные научные исследования. – 2019. - № 9 (97). – С. 51-53.
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.
Рожков Е. В. Анализ процессов национализации частной собственности в России и Южной Америке (на примере Боливии) в XXI веке / Е. В. Рожков // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2020. – Том 9. - № 2 (31). – С. 294-298.
Рожков Е. В. Институциональная теория и современное отношение к институтам права собственности (на примере Пермского края) / Е. В. Рожков // Муниципальная академия. – 2020. - № 4. – С. 166-173.
Рожков Е. В. “Приватизация” VS “национализация” (управление госсобственностью на примере Пермского края) / Е. В. Рожков // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2021. - № 4 (131). – С. 13-17.
Российская экономика в 2020 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 42) / [Под науч. ред. д-ра экон. наук Кудрина А.Л., д-ра экон. наук Мау В.А., д-ра экон. наук Радыгина А.Д., д-ра экон. наук Синельникова-Мурылева С.Г.]; Ин-т Гайдара. – Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2021. – 712 с.
Салчак В. А. Деприватизация, расприватизация и национализация государственного и муниципального имущества / В. А. Салчак // Современные этнические процессы на территории центральной Азии: проблемы и перспективы: сборник трудов конференции. – 2019. – С. 154-157.
Самвелян К. Г. Приватизация жилых помещений как одна из форм реализации права на жилище / К. Г. Самвелян // Дневник науки. – 2020. - № 5 (41). – С. 87.
Сысуева А. Н. Приватизация. Контрактация как одна из форм приватизации / А. Н. Сысуева, О. С. Шачнева // Социально-культурное и политико-экономическое развитие территории РФ: сборник тудов конференции. - Пенза: АННОО “Приволжский Дом знаний”. - 2016. - С. 132-135.
Шматко А. Д. Процессы приватизации и национализации / А. Д. Шматко, А. В. Кисленко, М. П. Акулин, Л. А. Гришкин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. - № 6 -1. – С. 164-166.



















Приложения














Приложение А

Существующие модели приватизации
Модели Выгоды Риски 1 2 3 1. Продажа 100% (или близкой к этой доли) акций
- получается наибольшая финансовая выгода для государственного бюджета;
- на отечественный рынок привлекается стратегический инвестор;
- формируется современная модель конкуренции на рынке
- возможность спекулятивных мотивов приобретения и управления компанией;
- возможность недооценки компании в случае слишком быстрой продажи в условиях политической нестабильности и стратегической неопределенности, а также ввиду постоянного роста стоимости национальных активов по мере продвижения интеграционных процессов;
- злоупотребление новым владельцем монопольным положением, или вытеснение с рынка конкурентов и роста уровня монопольной области;
- критическая важность корректной разработки и отслеживания исполнения постприватизационных обязательств инвестора;
- критическая важность формирования эффективной системы государственного контроля технологической деятельности, ценообразования и антимонопольного регулирования 2. Частичная продажа акций с сохранением в собственности государства 51 % активов
- сохраняется активная стратегическая позиция государства на открытом рынке;
- обеспечивается прямое воздействие государства на принятие решений предприятия, что позволяет непосредственно учитывать вероятные риски и угрозы - уменьшение стоимости доли предприятия, которое приватизируется;
- потеря интереса со стороны потенциальных инвесторов, заинтересованных в полном контроле над компанией;
- возможность спекулятивных мотивов приобретения и управления частной долей;
- критическая важность проведения государственными уполномоченной взвешенной стратегически и коммерчески ориентированной сбалансированной политики предприятия 3. Продажа контрольного пакета акций с сохранением участия государства в капитале предприятия
- сохранятся - механизмы воздействия со стороны государства на деятельность компании;
- возрастает объем возможного привлечения инвестиций;
- формируется долгосрочный государственный инвестиционный портфель - возможность постепенного уменьшения государственной доли через инструменты дополнительных эмиссий;
- потеря интереса со стороны потенциальных инвесторов, заинтересованных в полном контроле над компанией;
- возможность спекулятивных мотивов приобретения и управления частной долей;
- критическая важность разработки механизмов влияния государства на деятельность предприятия в условиях отсутствия контрольного пакета акций


Продолжение таблицы
1 2 3 4. Обособление и приватизация ликвидных активов при сохранении контрольного пакета акций или 100-процентной собственности государства - появляется возможность продажи ликвидных активов по цене, ближе к рыночной;
- составляющие деятельности, которые могут осуществляться в конкурентной среде, переходят в частное управление, что повышает их конкурентоспособность;
- сохраняется контроль государства над стратегически важными составляющими отрасли;
- государство как собственник получает мощный инвестиционный ресурс для инвестирования, что увеличивает капитализацию компании, что остается под контролем государства - обострение технологических и организационных проблем труда отдельных составляющих целостного технологического комплекса;
- концентрация в государственной собственности низкоприбыльных или убыточных активов;
- критическая важность проведения государственными уполномоченными взвешенной стратегически и коммерчески ориентированной сбалансированной политики предприятия Источники: составлено автором

Послание Президента РФ / Федеральное собрание от 01.03.2018. – Российская газета. – 02.03.2018. - №46.
Воронцов Н. Д. Модели приватизации: понятие и критерии классификации / Н. Д. Воронцов // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика. – 2017. – С. 27-29.
Баулина О. А. Теоретические и практические основы трансформации форм собственности (на примере Российской Федерации и зарубежных стран) / О. А. Баулина, В. В. Клюшин, А. О. Догадов // Вестник евразийской науки. – 2019. – Том 11. - №5. – С. 63.

Башашкина Г. Ю. Системообразующие факторы и условия формирования коррупционных отношений в национальной экономике России / Г. Ю. Башашкина // Транспортное дело России. - 2015. - №1. - С. 146-149.

Мельников М. В. Приватизация государства: понятие и феномен / М. В. Мельников // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №14. - С. 33-36.

Магомедова К. М. Приватизация государственной собственности / К.М. Магомедова, З. Д. Абуев, А. О. Рамазанова // Известия ДПТУ. - 2015. - №3. - С. 110-114.
Салчак В. А. Деприватизация, расприватизация и национализация государственного и муниципального имущества / В. А. Салчак // Современные этнические процессы на территории центральной Азии: проблемы и перспективы: сборник трудов конференции. – 2019. – С. 154-157.
Рожков Е. В. Анализ процессов национализации частной собственности в России и Южной Америке (на примере Боливии) в XXI веке / Е. В. Рожков // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2020. – Том 9. - № 2 (31). – С. 294-298.
Акулова М. Мировой опыт приватизации предприятий госсектора / М. Акулова // [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.beroc.by.
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.
Залкин Л. О. Государственное участие в экономическом развитии Арктики России: приватизация (исторический аспект) / Л. О. Залкин, Е. Е. Торопушина // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - № 1 (34). - С. 36-51.
Акулова М. Мировой опыт приватизации предприятий госсектора / М. Акулова // [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.beroc.by.

Сысуева А. Н. Приватизация. Контрактация как одна из форм приватизации / А. Н. Сысуева, О. С. Шачнева // Социально-культурное и политико-экономическое развитие территории РФ: сборник тудов конференции. - Пенза: АННОО “Приволжский Дом знаний”. - 2016. - С. 132-135.
Российская экономика в 2020 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 42) / [Под науч. ред. д-ра экон. наук Кудрина А.Л., д-ра экон. наук Мау В.А., д-ра экон. наук Радыгина А.Д., д-ра экон. наук Синельникова-Мурылева С.Г.]; Ин-т Гайдара. – Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2021. – 712 с.

















24



Основные виды приватизации

полная приватизация

приватизация операций

использование контрактов

франчайзинг

открытая конкуренция

Современные способы приватизации

выкуп объектов у собственников на предложение государства и за рыночными ценами

объявление приватизационной сделки незаконной и принудительное возвращение объекта в государственную собственность

принудительное банкротство

выдвижение владельцу объекта обвинений, по которым производится конфискация имущества

Список используемых источников и литературы

1. Федеральный закон РФ № 178-ФЗ от 21.12.2001 (ред. от 29.12.2015) “О приватизации государственного и муниципального имущества” [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://www.consultant.ru.
2. Послание Президента РФ / Федеральное собрание от 01.03.2018. – Российская газета. – 02.03.2018. - №46.
3. Акулова М. Мировой опыт приватизации предприятий госсектора / М. Акулова // [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.beroc.by.
4. Баулина О. А. Теоретические и практические основы трансформации форм собственности (на примере Российской Федерации и зарубежных стран) / О. А. Баулина, В. В. Клюшин, А. О. Догадов // Вестник евразийской науки. – 2019. – Том 11. - №5. – С. 63.
5. Башашкина Г. Ю. Системообразующие факторы и условия формирования коррупционных отношений в национальной экономике России / Г. Ю. Башашкина // Транспортное дело России. - 2015. - №1. - С. 146-149.
6. Валов Т. В. Российская массовая приватизация в 1992-1994 годах (на материалах Санкт-Петербурга) / Т. В. Валов // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. – 2020. - № 1 (66). – С. 43-51.
7. Воронцов Н. Д. Модели приватизации: понятие и критерии классификации / Н. Д. Воронцов // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика. – 2017. – С. 27-29.
8. Гажур М. Е. Опыт зарубежных стран в проведении приватизации и разгосударствления / М. Е. Гажур // Приоритеты и пути развития экономики и финансов: сборник трудов конференции. - Сочи: Сочинский государственный университет. - 2017. - С. 198-202.
9. Дзуцева Г. Н. Приоритеты российской и зарубежной моделей приватизации: сравнительный анализ / Г. Н. Дзуцева // Управление экономическими и социальными системами региона. – 2017. – С. 184-189.
10. Довтаев Саид – Али Ш. Механизмы изменения форм собственности (приватизация, национализация, демополизация) хозяйственных образований / Саид – Али Ш. Довтаев, С. А. Межидова // Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы. – 2018. – С. 143-145.
11. Залкин Л. О. Государственное участие в экономическом развитии Арктики России: приватизация (исторический аспект) / Л. О. Залкин, Е. Е. Торопушина // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - № 1 (34). - С. 36-51.
12. Линева О. Д. Проблемы современного этапа приватизации и пути их преодоления / О. Д. Линева // Интеграция наук. – 2018. - № 4 (19). – С. 160-162.
13. Лойко С. В. Мировой опыт рыночного оборота земель / С. В. Лойко // Международный научно-производственный журнал “Экономика АПК”. – 2017. - № 5 (271). – С. 91-96.
14. Магомедова К. М. Приватизация государственной собственности / К.М. Магомедова, З. Д. Абуев, А. О. Рамазанова // Известия ДПТУ. - 2015. - №3. - С. 110-114.
15. Мельников М. В. Приватизация государства: понятие и феномен / М. В. Мельников // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №14. - С. 33-36.
16. Нуртдинова Ю. С. Приватизация в России: ее особенности и проблемы / Ю. С. Нуртдинова // Гуманитарные научные исследования. – 2019. - № 9 (97). – С. 51-53.
17. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.
18. Рожков Е. В. Анализ процессов национализации частной собственности в России и Южной Америке (на примере Боливии) в XXI веке / Е. В. Рожков // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2020. – Том 9. - № 2 (31). – С. 294-298.
19. Рожков Е. В. Институциональная теория и современное отношение к институтам права собственности (на примере Пермского края) / Е. В. Рожков // Муниципальная академия. – 2020. - № 4. – С. 166-173.
20. Рожков Е. В. “Приватизация” VS “национализация” (управление госсобственностью на примере Пермского края) / Е. В. Рожков // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2021. - № 4 (131). – С. 13-17.
21. Российская экономика в 2020 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 42) / [Под науч. ред. д-ра экон. наук Кудрина А.Л., д-ра экон. наук Мау В.А., д-ра экон. наук Радыгина А.Д., д-ра экон. наук Синельникова-Мурылева С.Г.]; Ин-т Гайдара. – Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2021. – 712 с.
22. Салчак В. А. Деприватизация, расприватизация и национализация государственного и муниципального имущества / В. А. Салчак // Современные этнические процессы на территории центральной Азии: проблемы и перспективы: сборник трудов конференции. – 2019. – С. 154-157.
23. Самвелян К. Г. Приватизация жилых помещений как одна из форм реализации права на жилище / К. Г. Самвелян // Дневник науки. – 2020. - № 5 (41). – С. 87.
24. Сысуева А. Н. Приватизация. Контрактация как одна из форм приватизации / А. Н. Сысуева, О. С. Шачнева // Социально-культурное и политико-экономическое развитие территории РФ: сборник тудов конференции. - Пенза: АННОО “Приволжский Дом знаний”. - 2016. - С. 132-135.
25. Шматко А. Д. Процессы приватизации и национализации / А. Д. Шматко, А. В. Кисленко, М. П. Акулин, Л. А. Гришкин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. - № 6 -1. – С. 164-166.