Коррекция школьной тревожности у младших школьников средствами игротерапии

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 6262 страницы
  • 72 + 72 источника
  • Добавлена 12.02.2022
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ 7
1.1 Школьная тревожность младших школьников: понятие, особенности 7
1.2 Психолого-педагогические условия применения игротерапии для коррекции школьной тревожности у младших школьников 16
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОТЕРАПИИ 25
2.1 Констатирующий этап 25
2.2 Формирующий этап 32
2.3 Контрольный этап 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика исследования школьной тревожности
Б.Н. Филипса 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты исследования школьной тревожности младших школьников 59

Фрагмент для ознакомления

У каждого второго младшего школьника повышенный уровень школьной тревожности. Полученные данные показывают, что необходимо проведение коррекционной работы по преодолению школьной тревожности у младших школьников.
Четвертая задача исследования была направлена на коррекцию школьной тревожности у младших школьников на основе комплекса упражнений игротерапии. Основное содержание групповой работы составляли игры, продуктивно-творческая деятельность, которые были направлены на стимулирование познавательной активности школьников, развитие учебной мотивации, профилактику тревожности, формирование навыков сотрудничества и общения младших школьников со сверстниками.
Для оценки эффективности разработанного комплекса упражнений была проведена повторная диагностика школьной тревожности младших школьников, что позволило решить пятую задачу исследования. По сравнению с первичной диагностикой в экспериментальной группе снизилось количество обучающихся с высоким уровнем школьной тревожности на 10%. На 25% увеличилось количество обучающихся с низким уровнем школьной тревожности. В контрольной группе динамика школьной тревожности незначительная. Полученные данные показывают, что проведенная работа способствовала снижению уровня школьной тревожности у обучающихся.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены. Гипотеза исследования доказана. Спасибо за внимание!











2

1. Абдуллина, Л.Б. Этапы и способы коррекции страхов в младшем школьном возрасте / Л.Б. Абдуллина // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 2 (81). – С. 149-151.
2. Авдеева, Н.Н. Факторы, обуславливающие школьную тревожность у детей младшего школьного возраста / Н.Н. Авдеева, О.С. Бодрова // Педагогические науки. – 2018. – № 3 (90). – С. 10-14.
3. Авдулова, Т.П. Возрастная динамика школьной тревожности / Т.П. Авдулова, С.В. Запышнюк, М.О. Майсурадзе // Психология обучения. – 2014. – № 1. – С. 53-64.
4. Александрова, Т.И. Эмоциональное благополучие личности ученика. Теория и практика / Т.И. Александрова. – Хабаровск: Дальневосточный государственный гуманитарный университет (ДВГГУ), 2014. – 72 с.
5. Андриенко, О.А. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста / О.А. Андриенко // Гуманитарные балканские исследования. – 2019. – Т. 3, № 2 (4). – С. 63-65.
6. Анохина, Л.В. Игротерапия в реабилитационном центре / Л.В. Анохина, Т.В. Бессонова // Инновационная наука. – 2017. – № 8. – С. 55-57.
7. Астапов, В.М. Тревога и тревожность: хрестоматия / В.М. Астапов. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 377 с.
8. Ахметшина, Н.С. Преодоление школьной тревожности в процессе школьного обучения / Н.С. Ахметшина, С.А. Хадиева, С.Н. Постнова // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2015. – № 3 (5). – С. 168-172.
9. Багандова, Г.Х. Исследование влияния уровня тревожности личности на успешность учебной деятельности школьников в отечественной психологии / Г.Х. Багандова, Л.А. Ибрагимова, А.Э. Шамхалова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2018. – Т. 12, № 4. – С. 5-9.
10. Бочанцева, Л.И. Групповой тренинг как психологическое средство коррекции школьной тревожности у детей младшего школьного возраста / Л.И. Бочанцева, А.Н. Завьялова // Проблемы современного образования. – 2020. – № 1. – С. 49-60.
11. Бочанцева, Л.И. Игровая терапия как средство профилактики и коррекции отклоняющегося поведения у младших школьников во внеурочной деятельности в начальной школе / Л.И. Бочанцева, Е.В. Федянкина // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2018. – Т. 18, № 3. – С. 53-61.
12. Вачков, И.В. Основные технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие / И.В. Вачков. – М.: Владос, 2012. – 214 с.
13. Волобуева, Е.В. Школьная тревожность как форма проявления эмоционального неблагополучия / Е.В. Волобуева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. – № 3-2. – С. 62-65.
14. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2018. – 142 с.
15. Галинова, А.А. Влияние игротерапии на познавательную и поведенческую сферы детей / А.А. Галинова // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. – 2018. – № 4 (48). – С. 94-98.
16. Галинова, А.А. Влияние игротерапии на познавательную и поведенческую сферы детей / А.А. Галинова // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. – 2018. – № 4 (48). – С. 94-98.
17. Демидова, И.Г. Специфика школьной тревожности у младших школьников / И.Г. Демидова // Современные исследования в гуманитарных и естественнонаучных отраслях. – М., 2021. – С. 64-68.
18. Джонсон, Д.У. Тренинг общения и развития / Д. У. Джонсон. – М.: Наука, 2000. – 189 с.
19. Долгова, В.И. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании: монография / В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева, Н.В. Крыжановская. – М.: Перо, 2015. – 172 с.
20. Донскова, Е.С. Влияние школьной тревожности на поведение и успеваемость детей младшего школьного возраста / Е.С. Донскова // Образование в XXI веке. – М., 2020. – С. 108-112.
21. Дружинин, В.Е. Психология эмоций, чувств, воли / В.Е. Дружинин. – М.: Сфера, 2003. – 94 с.
22. Жулина, Г.Н. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте / Г.Н. Жулина, В.С. Васькина // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 2 (7). – С. 123-127.
23. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.
24. Иванова, Н.В. Значимые для школьников причины тревожности относительно перехода в пятый класс / Н.В. Иванова, Н.Е. Кокорева, А.Д. Севастьянова // Мир педагогики и психологии. – 2021. – № 7 (60). – С. 50-59.
25. Игровые технологии в работе педагога-психолога: учебное пособие / сост. О.В. Груздева, И.Ю. Кербис / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2018. – 108 с.
26. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 2003. – 464 с.
27. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
28. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства/ Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2002. – 752с.
29. Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб.: Речь, 2002. – С. 124-126.
30. Кобазева, Ю.А. Взаимосвязь школьной тревожности и академической успеваемости в младшем школьном возрасте / Ю.А. Кобазева // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2021. – № 1 (61). – С. 67-72.
31. Ковалец, И.В. Азбука эмоций: практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / И.В. Ковалец. – М.: Владос, 2003. – 136 с.
32. Кольцова, А.С. Взаимосвязь школьной тревожности и самооценки личности детей младшего школьного возраста / А.С. Кольцова // Студенческая наука и XXI век. – 2019. – Т. 16, № 1-2 (18). – С. 311-312.
33. Коржова, Н.С. Школьная тревожность у детей младшего школьного возраста и возможности ее оптимизации посредством арт-технологий / Н.С. Коржова, К.В. Новикова // Материалы секционных заседаний 56-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ.– Хабаровск, 2016. – С. 254-258.
34. Красная, Е.А. Школьная тревожность младших школьников в условиях дистанционной коммуникации / Е.А. Красная // Психолого-педагогические модели и технологии развития личности в цифровой среде. – М., 2020. – С. 122-127.
35. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – М., 2002. – 198 с.
36. Кузенко, С.С. Влияние арт-терапии на снижение уровня тревожности у школьников / С.С. Кузенко, Т.В. Гаркуша // Мир университетской науки: культура, образование. – 2020. – № 9. – С. 221-232.
37. Кузьмина, Ю.А. Феномен школьной тревожности в современных образовательных учреждениях / Ю.А. Кузьмина, А.Е. Санина, Е.С. Бычкова // Теория и практика социальной работы в современном социуме. – Липецк, 2020. – С. 149-151.
38. Лебедева, Е.И. Современные предикторы школьной тревожности младших школьников / Е.И. Лебедева // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2020. – № 2. – С. 347–359.
39. Литвиненко, Н.В. Причины возникновения школьной тревожности у детей младшего школьного возраста / Н.В. Литвиненко, Н.Н. Чернова // Успехи современной науки и образования. – 2017. – Т. 1, № 1. – С. 179-181.
40. Лучина, Т.И. Школьная тревожность и ее профилактика у четвероклассников / Т.И. Лучина, Е.Г. Ожогова // Начальная школа. – 2018. – № 9. – С. 4-9.
41. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды / В.С. Мерлин; под ред. Е.А. Климова. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. – 542 с.
42. Миронова, Н.И. Понятие и сущность игротерапии / Н.И. Миронова, А.А. Куликова // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития. – Борисоглебск, 2016–. С. 256-257.
43. Муратова, Н.В. Игротерапия / Н.В. Муратова, М.Н. Халус // Проблемы теории и практики современной психологии. – Иркутск, 2021. – С. 125-127.
44. Новикова, К.В. Школьная тревожность у детей младшего школьного возраста и возможности ее оптимизации посредством арт-технологий / К.В. Новикова, Н.С. Коржова // Личность в образовательном пространстве: вариативность подходов к содержанию и технологиям психолого-педагогического сопровождения. – Хабаровск, 2020. – С. 309-314.
45. Носакова, Т.В. Исследование взаимосвязи школьной тревожности и учебной мотивации у учащихся младших классов / Т.В. Носакова // Перспективы науки. – 2020. – № 7 (130). – С. 132-135.
46. Ожогова, Е.Г. Динамика и факторы возникновения тревожности у современных младших школьников / Е.Г. Ожогова, Е.В. Намсинк // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61-4. – С. 314-317.
47. Пазухина, С.В. Гендерные особенности проявления тревожности младших школьников / С.В. Пазухина, Е.А. Дёмина // Заметки ученого. – 2019. – № 7 (41). – С. 98-102.
48. Поляшова, Н.В. Теоретические основы изучения детской тревожности / Н.В. Поляшова, Е.Н. Савина // Студенческая наука XXI века. – 2016. – № 1-1 (8). – С. 212-214.
49. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.
50. Ратанова, Т.А. Связь школьной тревожности с когнитивными особенностями младших школьников / Т.А. Ратанова, Э.В. Лихачева // Психологический журнал. – 2009. – Т. 30, № 3. – С. 39-51.
51. Румянцева, Т.В. Влияние стилей родительского воспитания на школьную тревожность и успеваемость / Т.В. Румянцева // Психология обучения. – 2009. – № 12. – С. 43-50.
52. Рыженкова, Е.А. Обзор проблемы исследования школьной тревожности в психологии / Е.А. Рыженкова, Н.Г. Иванова // Психология и современный мир. – М., 2020. – С. 47-52.
53. Скуратова, А.В. Влияние повышенной тревожности на выбор вариантов защитного поведения детьми младшего школьного возраста / А.В. Скуратова // Наука и современность. – 2010. – № 3-2. – С. 36-41.
54. Смирнова, М.В. Уровень явной тревожности у детей младшего школьного возраста / М.В. Смирнова // Психологическая наука и образование. – 2012. – Т. 17, № 3. – С. 70-76.
55. Старшова, Д.И. Возможности использования техники песочной терапии, игротерапии, изотерапии в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ / Д.И. Старшова // Молодой ученый. – 2019. – № 43 (281). – С. 221-223.
56. Тарабакина, Л.В. Эмоциональное здоровье школьника: теория и практика психологического сопровождения / Л.В. Тарабакина. – Н. Новгород, 2000. – 200 с.
57. Телегина, А.Т. Игротерапия – необходимая составляющая для самоактуализации личности в коррекционно-развивающем образовании / А.Т. Телегина, Н.А. Зеленцова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 42. – С. 120-127.
58. Тимофеева, А.Г. Проблема школьной тревожности с позиций средового подхода / А.Г. Тимофеева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2018. – Т. 7, № 3. – С. 293-298.
59. Точиева, М.М. Психокоррекция тревожности детей с помощью игровых методов / М.М. Точиева // Гуманизация образования. – 2018. – № 6. – С. 150-156.
60. Тревога и тревожность / сост. и общ. редакция В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2010. – 256 с.
61. Фаткулин, Р.Р. Проблема тревожности у современных школьников в образовательном процессе и ее коррекция / Р.Р. Фаткулин // Collegium linguisticum – 2020: сборник научных статей по итогам ежегодной конференции Студенческого научного общества МГЛУ. – М., 2020. – С. 307-315.
62. Фильцов, Р. Игротерапия / Р. Фильцов // Прямые инвестиции. – 2013. – № 10 (138). – С. 88-92.
63. Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ. В 2-х т. Т. 1 / З. Фрейд. – М.: ООО «Попури», 2002. – 232 с.
64. Ханин, Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера / Ю.Л. Ханин. – СПб.: Питер, 2006. – С. 78–84.
65. Хомутова, Л.С. Игротерапия как метод коррекции нарушений эмоциональной сферы / Л.С. Хомутова, И.А. Шаркова, И.С. Дьякова // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2016. – № 4-2. – С. 181-184.
66. Цыганова, М.А. Тревожность младшего школьника как предмет психолого-педагогической коррекции / М.А. Цыганова // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 52-6. – С. 414-421.
67. Чебучева, Е.В. Коррекция страхов и тревожности в младшем школьном возрасте / Е.В. Чебучева, Ю.А. Тарычева // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2011. – Т. 2, № 2. – С. 174-180.
68. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова; под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.
69. Шевкун, А.В. Изучение школьной тревожности в младшем школьном возрасте / А.В. Шевкун // Современные научные исследования и разработки. – 2016. – № 7 (7). – С. 562-564.
70. Шевкун, А.В. Понятие школьная тревожность в России и за рубежом / А.В. Шевкун // Гуманитарный научный журнал. – 2017. – № 1. – С. 80-85.
71. Юнгман, И.В. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка / И.В. Юнгман, Л.А. Жукова // Наука и современность. – 2016. – № 43. – С. 150-154.
72. Юнгман, И.В. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / И.В. Юнгман, А.А. Понкратова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – № 24-1. – С. 158-162.

Вопрос-ответ:

Как можно корректировать школьную тревожность у младших школьников?

Школьную тревожность у младших школьников можно корректировать с помощью игротерапии, которая представляет собой специальную методику, основанную на использовании игровой деятельности для достижения психологических целей. Занятия по игротерапии помогают детям справляться с тревожностью, развивать коммуникативные навыки, укреплять самооценку и улучшать эмоциональное состояние.

В чем заключается понятие школьной тревожности у младших школьников?

Школьная тревожность у младших школьников - это состояние беспокойства, неуверенности и напряженности, которое возникает в связи с проблемами, связанными с учебой, общением с одноклассниками или учителями. Это может проявляться через физические симптомы (головные боли, желудочные боли), эмоциональные симптомы (беспокойство, раздражительность) и поведенческие симптомы (избегание школы, сложности с концентрацией).

Какая методика используется для коррекции школьной тревожности у младших школьников?

Для коррекции школьной тревожности у младших школьников используется методика игротерапии. Она включает в себя проведение специально разработанных занятий, в которых ребенок играет различные игры, выполняет задания, общается с педагогом и другими детьми. В процессе игротерапии ребенок получает возможность выражать свои эмоции, развивать навыки саморегуляции, укреплять позитивное отношение к учебе и окружающей среде.

Что такое школьная тревожность у младших школьников?

Школьная тревожность у младших школьников - это состояние беспокойства, страха или нервозности, возникающее в связи с посещением школы и выполнением школьных заданий.

Какие психолого-педагогические условия необходимы для применения игротерапии в коррекции школьной тревожности у младших школьников?

Для применения игротерапии в коррекции школьной тревожности у младших школьников необходимо создание благоприятного эмоционального климата в классе, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, использование игровых форм работы, наличие квалифицированного психолога или педагога, знакомого с методами игротерапии.

Какие результаты экспериментальной работы по коррекции школьной тревожности у младших школьников с использованием игротерапии были получены?

Результаты экспериментальной работы по коррекции школьной тревожности у младших школьников с использованием игротерапии показали снижение тревожности у детей, улучшение их психологического состояния, увеличение мотивации к учебной деятельности и развитие социальных навыков.

Какие конкретные игры использовались в игротерапии для коррекции школьной тревожности у младших школьников?

В игротерапии для коррекции школьной тревожности у младших школьников использовались различные игры: ролевые игры, конструктивные игры, настольные игры, игры с мячом и др. Такие игры помогали детям выражать свои эмоции, развивать коммуникативные навыки, учиться справляться с трудностями.

Какие основные принципы лежат в основе игротерапии для коррекции школьной тревожности у младших школьников?

Основные принципы игротерапии для коррекции школьной тревожности у младших школьников включают создание доверительных отношений с ребенком, учет его индивидуальных особенностей и потребностей, стимулирование его активности и самостоятельности, поддержку положительного эмоционального климата.

Что такое школьная тревожность у младших школьников?

Школьная тревожность у младших школьников - это психологическое состояние, которое характеризуется беспокойством, нервозностью, страхами и боязнью, связанными с обучением в школе. Она может проявляться в форме отказа ходить в школу, плохой успеваемости, повышенной чувствительности к критике и т.д.

Какие условия необходимы для применения игротерапии в коррекции школьной тревожности у младших школьников?

Для применения игротерапии в коррекции школьной тревожности у младших школьников необходимы определенные психолого-педагогические условия. Во-первых, взрослый должен быть способен создать доверительную и поддерживающую атмосферу. Во-вторых, игры должны быть адаптированы к возрасту и уровню развития детей. В-третьих, важно организовать систематическую и структурированную работу.

Какими методами можно проводить коррекцию школьной тревожности у младших школьников с помощью игротерапии?

Коррекция школьной тревожности у младших школьников с помощью игротерапии может проводиться различными методами. Например, ролевые игры позволяют детям выразить свои эмоции и освоить социальные навыки. Также можно использовать творческие игры, которые развивают фантазию и помогают детям осознать свои переживания. Игры с конструкционными материалами могут помочь улучшить пространственное мышление и развить творческое мышление.