Развитие творческих способностей детей 6-7 лет посредством бумагопластики

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 5656 страниц
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 04.12.2021
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение …………………………………………………………………….. ..
4
Глава 1 Теоретические основы развития творческих способностей детей 6-7 лет посредством бумагопластики ………………………………………

8
1.1 Понятие, сущность и особенности развития творческих способностей детей 6-7 лет в научных разработках ученых в сфере психологии и педагогики …………………………………...


8
1.2 Влияние бумагопластики на развитие творческих способностей детей 6-7 лет …………………………………………

27
Глава 2 Экспериментальное исследование развития творческих способностей детей на занятиях по бумагопластике ……………………….

33
2.1 Выявление уровня развития творческих способностей у детей 6-7 лет .………………..………………………………………………

33
2.2 Содержание и организация работы по развитию творческих способностей детей 6-7 лет посредством бумагопластики ……….

44
2.3 Выявление динамики уровня развития творческих способностей у детей 6-7 лет …….....................................................

46
Заключение ……………………………………………………………………
56
Список используемой литературы .………....................................................
58
Приложения А. Списки детей, участвующих в экспериментальной работе
62
Приложение Б Протокол результатов констатирующего эксперимента
63
Приложение В Перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности (бумагопластики)

64
Приложение Б Протокол результатов контрольного эксперимента
67
Фрагмент для ознакомления

Такие дети очень инициативны, самостоятельны, у них отмечается свободное самовыражение, они очень наблюдательны, сообразительны, хорошо развито воображение, отмечается высокая скорость мышления, такие дети могут создать или придумать что-то новое и необычное, такого, где еще нет, скорость создания чего-то нового очень быстрая, дети не теряются при новой ситуации.Стоит отметить, что результаты в ЭГ и КГ совпадают.4.Диагностическая методика В. Кудрявцева «Как спасти зайку».Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.Материал. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.Методика позволяет выявить уровни развития креативности у детей в зависимости от выбранного действия. В. Кудрявцев выделил следующие уровни:Первый уровень: ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Второй уровень: в этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Третий уровень: исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о креативном подходе к ней ребенка.В результате теста мы получили следующие данные (Таблица 6, Таблица Б.1 и Б.2 в приложении Б).Таблица 6 – Результаты исследования уровня развития у детей 6-7 лет уровня развития креативности на констатирующем этапе экспериментаУровеньКоличество детейЭкспериментальная группа Контрольная группаНизкий3человека (15%)3человека (15%)Средний10человек (50%)13человек (65%)Высокий7 человек (35%)4 человек (20%)В результате проведенного исследования по методике В. Кудрявцеваможно сделать вывод, что большая часть детей экспериментальной и контрольной групп демонстрируют средний уровень развития креативности. Средний уровень выявлен у 10 человек (50%) в экспериментальной группе, и у 13 человек (65%) в контрольной группе. В данном случае, дети решили задачу следующим способом: можно использовать палочку как весло, чтобы зайка доплыл до берега.3 человека (15%) в ЭГ и 3 человека в КГ (15%) показали низкий уровень развития креативности. Большинство ответов сводилось к тому, что можно использовать ведерко, чтобы поднять зайку со дна.7 человек (35%) в ЭГ и 4 человек (20%) в КГ показали высокий уровень развития креативности. Дети из этой группы решили задачу следующим образом: для спасения зайки необходимо надуть воздушный шарик или из листика сделать кораблик. Сделать кораблик считается самым сложным вариантом решения задачи.При решении задачи методом надувания шарика почти у всех детей отмечалось повышение уровня эмоциональности: дети смеялись, поскольку находили для себя данный способ интересным и нестандартным. Таким образом, в среднем, 30% дошкольников от общего числа детей имеют нестандартный подход к мышлению, так как умеют преобразовывать предметный материал.5.Методика оценки сочиненной ребенком сказки О. М. Дьяченко и Е. Л. Пороцкой.С помощью методики оценки сочиненной ребенком сказки О. М. Дьяченко и Е. Л. Пороцкой провели исследование продуктивности, вариативности и оригинальности мышления детей.Ребёнку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:0 баллов – за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;1 балл – за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;2 балла – при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;3 балла – если это было дополнено деталями;4 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;5 баллов – если изложение её было развёрнутым.В результате теста мы получили следующие данные (Таблица 7, Таблица Б.1 и Б.2 в приложении Б).Таблица 7 – Результаты исследования уровня развития у детей 6-7 лет уровня продуктивности, вариативности и оригинальности мышления детей на констатирующем этапе экспериментаУровеньКоличество детейЭкспериментальная группа Контрольная группаНизкий3человека (15%)3человека (15%)Средний10человек (50%)10человек (50%)Высокий7 человек (35%)7 человек (35%)На основании исследования на констатирующем этапе эксперимента можно сделать вывод о том, у большинства детей ЭГ и КГуровень продуктивности, вариативности и оригинальности мышления детей является средним. В ЭГ средний уровень показали 10 человек (50%), в КГ10 человек (50%). В данном случае, дети изложили сказку полностью в развернутом виде, чем продемонстрировали продуктивность, оригинальность и вариативность мышления. Например, Ира М. из экспериментальной группы придумала сказку полностью самостоятельно, но не схематично ее изложила.3 человека (15%) в ЭГ и 3 человека в КГ (15%) показали низкий уровень продуктивности, вариативности и оригинальности мышления. Дети вносили существенные элементы новизны уже в готовую сказку.7 человек (35%) в ЭГ и 7 человек (35%) в КГ показали высокий уровень продуктивности, вариативности и оригинальности мышления. Дети развернуто изложили сказку.При анализе уровня продуктивности, вариативности и оригинальности мышления результате в ЭГ и КГ совпали.В результате проведенного анализа по вышеприведенным методикам можно выявить уровень развития у детей 6-7 лет творческих способностей посредством бумагопластики. Результаты исследования уровня развития у детей 6-7 лет творческих способностей на занятиях посредством бумагопластики представлены в таблице 8.Протоколы результатов представлены в таблицах Б.1, Б.2 в приложении Б.Таблица 8–Результаты исследования уровня развития у детей 6-7 лет творческих способностей на занятиях по бумагопластике на констатирующем этапе экспериментаУровеньКоличество детейЭкспериментальная группа Контрольная группа Низкий2человека (10%)1человек (5%)Средний10человек (50%)10человек (50%)Высокий8 человек (40%)9 человек (45%)Для наглядности мы построили диаграмму уровня развития творческих способностей на занятиях по бумагопластике у детей 6-7 лет по экспериментальной и контрольной группам. Диаграмма приведена на рисунке 1.Рисунок 1 –Результаты исследования уровня развития у детей 6-7 лет творческих способностей на занятиях по бумагопластике на констатирующем этапе экспериментаТаким образом, по результатам первого этапа эксперимента можно сделать вывод о том, что показатели творческого развития у детей находятся достаточно на высоком уровне. Стоит отметить, что высокие значения этого показателя характерны для дошкольников, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Такие дети очень инициативны, самостоятельны, у них отмечается свободное самовыражение, они очень наблюдательны, сообразительны, хорошо развито воображение, отмечается высокая скорость мышления, такие дети могут создать или придумать что-то новое и необычное, такого, где еще нет, скорость создания чего-то нового очень быстрая, дети не теряются при новой ситуации.Также имеется достаточное количество детей со средним уровнем. Такие дети осознанно подходят к выполнению задания, самостоятельны, но пути решения проблемы у них не оригинальны, они любознательны, могут выдвинуть какую-либо новую идею, но при этом у них не отмечается особым интересом к творческой деятельности, может включаться в деятельность, если она ему реально интересна и при этом их деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.Низкие показатели относятся для отстающих, недисциплинированных и неспособных дошкольников. Многие дети стремились оригинально выполнять задания, проявляли интерес к работе. Дети достаточно осознанно воспринимали задания, работали преимущественно самостоятельно, выдвигали свои идеи.Такие дети могут овладеть только определенным видом деятельности, они очень пассивны, им тяжело включиться в творческий вид деятельности, они очень долго думают над поставленными задачами или вопросами, у таких детей нет индивидуальности, оригинальности и самостоятельности, у них нет собственной инициативы или попыток к нетрадиционным способам решения.С детьми с низким и средним уровнем необходимо проводить дополнительную работу по развитию творческих способностей. С этой целью нами был проанализирован цикл занятий по бумагопластике, который описан в следующем параграфе.2.2 Содержание и организация работы по развитию творческих способностей детей 6-7 лет посредством бумагопластикиВ качестве организации работы по развитию творческих способностей детей 6-7 лет посредством бумагопластики был разработан цикл занятий, состоящий ил разделов: аппликация, оригами, декупаж. В таблице 9 приведен тематический план внеурочных занятий по развитию творческих способностей детей 6-7 лет посредством бумагопластики. В Приложении В Таблицы В.1 приведено Перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности (бумагопластики).Таблица 9 – Тематический план внеурочных занятий по развитию творческих способностей детей 6-7 лет посредством бумагопластики№ТемаЦельРеализация педагогических условий развития творческих способностей детей 6-7 лет посредством бумагопластики1«Аппликация «Теремок»Создание условий для закрепления умения составлять из геометрических фигур различные изображения1. Детям предлагается отгадать загадки на тему «геометрические фигуры». 2. Дети участвуют в беседе о геометрических фигурах, об их особенностях.3. Дети вспоминают героев сказки «Теремок».4.Оздоровительная минутка: «Сотвори солнце в себе».4.Практическое задание: создание из шаблонов геометрических фигур теремка.2«Аппликация. Цветные зонтики»Сформировать у детей навыки создания аппликационных композиций на основе пейзажных рисунковДетям предлагается поучаствовать в следующих видах деятельности:1. Беседа о дожде, об осени и о том, зачем нужен зонтик;2. Раскрашивание куполов зонтиков по своему видению;3. Физкультурная минутка «Дождик»;4. Продолжение работы с аппликацией.5. Подведение итогов.Продолжение таблицы 93«Оригами»Научить детей изготовлять «Собачку» в технике оригамиДетям предлагается поучаствовать в следующих видах деятельности:1.Участие в познавательно-информационной беседе об оригами.2. Отгадывание загадок про собак.3. Проанализировать задание (собачки из бумаги, выполненной в технике оригами).4. Выстраивание последовательности изготовления собачки из бумаги в технике оригами, начало работы.5. Оздоровительная минутка «Собачка».6. Продолжение работы. 7. Подведение итогов.4«Складывание бумаги. Рыбка»Познакомить с искусством складывания бумаги – оригами (на примере выполнения рыбки).Детям предлагается принять участие в следующих видах деятельности:1. Беседа о технике оригами.2. Отгадывание загадок на тему «Водные жители».3. Анализ композиции – рыбки, выполненной в технике оригами.4. Практическая работа: повторение композиции рыбки, выполненной в технике оригами.65Подведение итогов занятия. Ответы на вопрос: «Чему я научился на этом занятии».5«Декупаж»Познакомить детей с новой техникой бумагопластики - декупажДетям предлагается принять участие в следующих видах деятельности:1. Послушать материал про декупаж и его элементы.2. Поучаствовать в беседе «Что можно сделать в технике декупаж».3. Практическое задание: выполнение подарков для друзей и семьи (на свое усмотрение – каких) в технике декупаж.4. Физкультминутка.5. Подведение итогов занятия.Таким образом, был разработан тематический план внеурочных занятий по развитию творческих способностей детей 6-7 лет посредством бумагопластики. В тематический план были внесены внеурочные занятия по техникам аппликация, оригами и декупаж – основным техникам бумагопластики.При проведении работы можно отметить, что детям было интересно на занятиях, они с энтузиазмом выполняли все задания, в особенности, детям нравилась практическая часть по моделированию собаки в технике оригами. При выплнении аппликации «цветные зонтики» многие дети помимо шапки зонтика и крючка также разместили на бумаге капли дождя.2.3 Выявление динамики уровня развития творческих способностей у детей 6-7 летНа контрольном этапе эксперимента мы выявили динамику изменения показателей уровня развития творческих способностей у детей 6-7 лет посредством бумагопластики после проведения разработанных занятий.1. Тест креативностиТорранса. Методика включает в себя три рисунка («Нарисуй картинку», «Незавершенные фигуры», «Повторяющиеся фигуры»), у которых имеется начатая фигура и ее необходимо закончить.В результате теста мы получили следующие данные (Таблица 10, Таблица Г.1 и Г.2 в приложении Г).Таблица 10 – Результаты исследования уровня развития у детей 6-7 лет творческого мышления на контрольном этапе экспериментаУровеньКоличество детейЭкспериментальная группа Контрольная группаНизкий1человек (5%)1человек (5%)Средний7человек (35%)10 человек (50%)Высокий12 человек (60%)9 человек (45%)На основании исследования на контрольном этапе эксперимента можно сделать вывод о том, у большинства детей ЭГ уровень развития творческого мышления является высоким. В ЭГ высокий уровень показали 12 человек (60%), в КГ9 человек (45%).1 человек (5%) в ЭГ и 1 человека в КГ (5%) рисовали примитивные повторяющиеся фигуры без формирования какой-либо креативной идеи рисунка. 7 человек (35%) в ЭГ и 10 человек (50%) в КГ показали высокий уровень творческого мышления. Дети из данной категории демонстрировали оригинальные идеи при формировании общей фигуры из незавершенных фигур.2. Проективная методика М.В. Гамезо, И.А. Домашенко «Вербальные фантазии».Цель – Изучение воображения ребенка.Ребенку предлагается картинка, на которые нарисован человек или животное, которые изображают какие-либо действия. Ребенку дается 5 минут, чтобы придумать рассказ. После этого он должен его рассказать. По итогам рассказа оцениваются следующие показатели: Скорость процесса воображения;Необычность;Оригинальность;На сколько богатая фантазия;Глубина образа и его проработанность;Впечатлительность;Эмоциональность образа.В результате теста мы получили следующие данные (Таблица 11, Таблица Г.1 и Г.2 в приложении Г)Таблица 11 – Результаты исследования уровня развития у детей 6-7 лет вербального воображения на контрольном этапе экспериментаУровеньКоличество детейЭкспериментальная группа Контрольная группаНизкий1человек (5%)2человека (10%)Средний7человек (35%)10человек (50%)Высокий12 человек (60%)8 человек (30%)На основании исследования на контрольном этапе эксперимента можно сделать вывод о том, у большинства детей ЭГ уровень развития вербального воображения является высоким. В ЭГ высокий уровень показали 12 человек (60%), в КГ8 человек (30%). Такие дети характеризуются высокой скоростью процесса воображения; необычностью; оригинальностью; богатством фантазии; глубиной образа и его проработанностью; впечатлительностью; эмоциональностью образа.7 человек (35%) в ЭГ и 10 человек (50%) в КГ показали средний уровень вербального воображения. Такие дети менее заинтересованы в выполнении задания. У таких детей менее развито воображение, оригинальность и необычность на невысоком уровне, фантазия богата недостаточно, эмоционального образа почти нет.1 человек (5%) в ЭГ и 2 человека в КГ (10%) показали низкий уровень развития вербального воображения. Такие дети отказывались выполнять задание или выполнили его плохо, долго думали, просили подсказки. Воображение не развито, необычности и оригинальности нет, эмоциональный образ отсутствует.3. Тест Ф. Татла, Л. Беккера «Потенциальные возможности ребенка».Цель - Изучение потенциальных возможностей ребенка.Методика включает в себя вопросы, на которые необходимо выбрать один из 5 вариантов ответов: «очень редко или никогда», «редко», «иногда», «часто», «почти всегда». В качестве уровней развития творческих способностей выбраны следующие, которые рассмотрим в таблице 12.Таблица 12 – Уровни развития творческих способностей детей старшего дошкольного возрастаУровеньХарактеристикаВысокий Такие дети очень инициативны, самостоятельны, у них отмечается свободное самовыражение, они очень наблюдательны, сообразительны, хорошо развито воображение, отмечается высокая скорость мышления, такие дети могут создать или придумать что-то новое и необычное, такого, где еще нет, скорость создания чего-то нового очень быстрая, дети не теряются при новой ситуации. Продолжение таблицы 12Средний Такие дети осознанно подходят к выполнению задания, самостоятельны, но пути решения проблемы у них не оригинальны, они любознательны, могут выдвинуть какую-либо новую идею, но при этом у них не отмечается особым интересом к творческой деятельности, может включаться в деятельность, ели она ему реально интересна и при этом их деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.Низкий Такие дети могут овладеть только определенным видом деятельности, они очень пассивны, им тяжело включиться в творческий вид деятельности, они очень долго думают над поставленными задачами или вопросами, у таких детей нет индивидуальности, оригинальности и самостоятельности, у них нет собственной инициативы или попыток к нетрадиционным способам решения.В результате теста мы получили следующие данные (Таблица 13, Таблица Г.1 и Г.2 в приложении Г)Таблица 13 – Результаты исследования уровня развития у детей 6-7 лет творческих потенциальных возможностей на контрольном этапе экспериментаУровеньКоличество детейЭкспериментальная группа Контрольная группаНизкий1человек (5%)3человека (15%)Средний8человек (40%)11человек (55%)Высокий11 человек (55%)6 человек (30%)На основании исследования на контрольном этапе эксперимента можно сделать вывод о том, у большинства детей ЭГ творческие потенциальные возможности являются высокими. В ЭГ высокий уровень показали 11 человек (55%), в КГ6 человек (30%). Такие дети очень инициативны, самостоятельны, у них отмечается свободное самовыражение, они очень наблюдательны, сообразительны, хорошо развито воображение, отмечается высокая скорость мышления, такие дети могут создать или придумать что-то новое и необычное, такого, где еще нет, скорость создания чего-то нового очень быстрая, дети не теряются при новой ситуации.8 человек (40%) в ЭГ и 11 человек (55%) в КГ показали средний уровень творческих потенциальных возможностей. Такие дети осознанно подходят к выполнению задания, самостоятельны, но пути решения проблемы у них не оригинальны, они любознательны, могут выдвинуть какую-либо новую идею, но при этом у них не отмечается особым интересом к творческой деятельности, может включаться в деятельность, ели она ему реально интересна и при этом их деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.1 человек (5%) в ЭГ и 3 человека в КГ (15%) показали низкий уровень творческих потенциальных возможностей. Такие дети могут овладеть только определенным видом деятельности, они очень пассивны, им тяжело включиться в творческий вид деятельности, они очень долго думают над поставленными задачами или вопросами, у таких детей нет индивидуальности, оригинальности и самостоятельности, у них нет собственной инициативы или попыток к нетрадиционным способам решения.Стоит отметить, что результаты в ЭГ и КГкардинально различаются после проведения формирующей работы.4.Диагностическая методика В. Кудрявцева «Как спасти зайку».Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.Материал. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.Методика позволяет выявить уровни развития креативности у детей в зависимости от выбранного действия. В. Кудрявцев выделил следующие уровни:Первый уровень: ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Второй уровень: в этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Третий уровень: исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о креативном подходе к ней ребенка.В результате теста мы получили следующие данные (Таблица 14, Таблица Г.1 и Г.2 в приложении Г).Таблица 14 – Результаты исследования уровня развития у детей 6-7 лет уровня развития креативности на контрольном этапе экспериментаУровеньКоличество детейЭкспериментальная группа Контрольная группаНизкий2человека (10%)3человека (15%)Средний5человек (25%)11человек (55%)Высокий13 человек (65%)6 человек (30%)На основании исследования на контрольном этапе эксперимента можно сделать вывод о том, у большинства детей ЭГ уровень развития креативности является высоким. В ЭГ высокийуровень показали 13 человек (65%), в КГ6 человек (30%). 5 человек (25%) в ЭГ и 11 человек (55%) в КГ показали средний уровень развития креативности. 2 человека (10%) в ЭГ и 3 человека в КГ (15%) показали низкий уровень развития креативности. Большинство ответов сводилось к тому, что можно использовать ведерко, чтобы поднять зайку со дна.5.Методика оценки сочиненной ребенком сказки О. М. Дьяченко и Е. Л. Пороцкой.С помощью методики оценки сочиненной ребенком сказки О. М. Дьяченко и Е. Л. Пороцкой провели исследование продуктивности, вариативности и оригинальности мышления детей.Ребёнку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:0 баллов – за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;1 балл – за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;2 балла – при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;3 балла – если это было дополнено деталями;4 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;5 баллов – если изложение её было развёрнутым.В результате теста мы получили следующие данные (Таблица 15, Таблица Г.1 и Г.2 в приложении Г).Таблица 15 – Результаты исследования уровня развития у детей 6-7 лет уровня продуктивности, вариативности и оригинальности мышления детей на контрольном этапе экспериментаУровеньКоличество детейЭкспериментальная группа Контрольная группаНизкий1 человек (5%)2человека (10%)Средний6человек (30%)11человек (65%)Высокий13 человек (65%)7 человек (35%)На основании исследования на контрольном этапе эксперимента можно сделать вывод о том, у большинства детей ЭГ уровень продуктивности, вариативности и оригинальности мышления детей является высоким. В ЭГ высокий уровень показали 13 человек (65%), в КГ7 человек (35%). В данном случае, дети изложили сказку полностью в развернутом виде, чем продемонстрировали продуктивность, оригинальность и вариативность мышления.6 человек (30%) в ЭГ и 11 человек (65%) в КГ показали средний уровень продуктивности, вариативности и оригинальности мышления. Дети развернуто изложили сказку.1 человек (5%) в ЭГ и 2 человека в КГ (15%) показали низкий уровень продуктивности, вариативности и оригинальности мышления. Дети вносили существенные элементы новизны уже в готовую сказку.Проанализировав результаты диагностических методик, можем выявить уровеньразвития у детей 6-7 лет творческих способностей на занятиях по бумагопластике, исходя из следующих критериев оценки результатов:– низкий уровень – 1-6 баллов;– средний уровень – от 7 до 12 баллов;– высокий уровень – от 13 до 17 баллов.Результаты исследования уровня развития у детей 6-7 лет творческих способностей на занятиях по бумагопластике представлены в таблице 16.Таблица 16–Результаты исследования уровня развития у детей 6-7 лет творческих способностей на занятиях по бумагопластике на контрольном этапе экспериментаУровеньКоличество детейЭкспериментальная группа Контрольная группа Низкий2человека (10%)3человек (15%)Средний6человек (30%)10человек (50%)Высокий12 человек (60%)8 человек (35%)Графические результаты исследования уровня развития творческих способностей на занятиях по бумагопластикеу детей 6-7 лет экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе отражены на рисунке 2.Рисунок 1 – Результаты исследования уровня развития творческих способностей на занятиях по бумагопластике у детей 6-7 лет экспериментальной и контрольной групп (контрольный этап эксперимента)Сравнительные результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлены на рисунке 3.Рисунок 3 – Сравнительные результаты исследования уровня развития творческих способностей в изобразительной деятельности у детей 5-6 лет экспериментальной и контрольной групп Таким образом, по результатам повторного этапа эксперимента можно сделать вывод о том, что показатели творческого развития у детей значительно улучшились. Разработанный и проведенный цикл занятийпринесположительные результаты в повышении уровня творческих способностей. Стоит отметить, что показатели творческих способностей и креативности увеличились по сравнению с первым этапом исследования. Дети старались более оригинально выполнять задания, стремились сделать все с творческим подходом. Процесс работы на занятиях по бумагопластике проходил нестандартно. Дети работали самостоятельно, свободно выражали свои мысли. ЗаключениеТворческие способности представляют собой неотъемлемые способности ребенка к проявлению творческой активности и создания продуктов творчества в виде рисунков, аппликаций, поделок из бумаги, природного материала и прочее. Старший дошкольный возраст представляет собой один из наиболее благоприятных периодов в развитии ребенка для того, чтобы всесторонне развивать и формировать творческие способности.Работа с бумагой прекрасно подходит для того, чтобы развивать творческие способности воспитанников дошкольной образовательной организации.Бумагопластика– это художественное конструирование из бумаги, в котором новые целостности – художественные образы, конструкции, модели, создаются из достаточно «послушного» пластичного и к тому же доступного материала – бумаги. Принцип этого конструирования заключается в создании выпуклых, объёмных и полуобъёмных изображений на поверхности. Эта деятельность будит в детях интеллектуальную и творческую активность, учит планировать свою деятельность, осваивать новые технологии в изготовлении поделок.С целью изучения творческих способностей детей старшего дошкольного возраста нами было организовано педагогическое исследование. В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 6-7 лет. Из них 10 мальчиков и 10 девочек. По результатам повторного этапа эксперимента можно сделать вывод о том, что показатели творческого развития у детей значительно улучшились. Разработанный и проведенный цикл занятийпринесположительные результаты в повышении уровня творческих способностей. Стоит отметить, что показатели творческих способностей и креативности увеличились по сравнению с первым этапом исследования. Дети старались более оригинально выполнять задания, стремились сделать все с творческим подходом. Процесс работы на занятиях по бумагопластикепроходил нестандартно. Дети работали самостоятельно, свободно выражали свои мысли.В рамках изучения эффективности проводимой работы нами было организовано повторное исследование, где было установлено, что у 70% отмечается высокий уровень развития творческих способностей, у 10% отмечается низкий уровень и у 20% отмечается средний уровень. По результатам повторного этапа эксперимента можно сделать вывод о том, что показатели творческого развития у детей значительно улучшились. Разработанная и проведенная программа принесла положительные результаты в повышении уровня творческих способностей.Таким образом, цели и задачи выполнены.

1. Архипова О.В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. 2013. № 12. С. 19-21.
2. Баранова А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. М.: Просвещение, 2013. 96 с.
3. Барышева Т. А. Психолого-педагогические основы развития креативности: учеб. пособ. - СПб.: СПГУТД, 2006. 205 с.
4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 2006. 173 с.
5. Большакова Л.А. Развитие творчества дошкольника // Завуч начальной школы. 2002. № 2. С. 12-16.
6. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. М.: Либроком, 2010. 120 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Академия, 2011. С. 55-56.
8. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2016. 448 с.
9. Гилфорд Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ, 2009. 624 с.
11. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 111 с.
12. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. 80 с.
13. Григорьев Д.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников». М.: Просвещение, 2011. 225 с.
14. Гридина Т.А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи // Лингвистика креатива: Коллективная монография. - Екатеринбург, 2009. 214 с.
15. Дробот А. Н. Система дополнительного образования для детей и подростков // Народное образование. 2014. № 3. С. 222-229.
16. Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС // Воспитание школьников. 2012. №4. С. 15-21.
17. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. 170 с.
18. Зак А.З. Методы развития способностей у детей. М.: Педагогика, 2010. 98 с.
19. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 448 с.
20. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 2012. 344 с.
21. Куприянов Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы // Народное образование. 2012. № 5. С. 59-62.
22. Луя О. В. Развитие творческого потенциала дошкольников как основы формирования позиции субъекта // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 104-106.
23. Максимова С.В. Диагностика развития творческой активности дошкольников. Часть 1. – М.: Русское слово, 2013. 56 с.
24. Максимова С.В. Диагностика развития творческой активности дошкольников. Часть 2. М.: Русское слово, 2013. 48 с.
25. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008. 105 с.
26. Мукина А.Н. Клубная деятельность как средство развития творческого мышления дошкольников // Начальная школа. 2008. №5. С. 47.
27. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: МОДЭК, 2011. 400 с.
28. Попова И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. 2013. № 1. С. 219-226.
29. Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения дошкольников. М.: Владос, 2000. 128 с.
30. Торренс Э.П. Диагностика креативности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensadiagnostika-tvorcheskog
31. Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. СПб: Питер, 2013. 320 с.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). М., 2013. 84 с.
33. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 288 с.
34. Шапиро М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью. М.: Телевинф, 2012. 37 с.
35. Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время // Дополнительное образование и воспитание. 2020. № 9. С. 13-17.
36. Claxton, А. Developmental Trends in the Creativity of School-Age Children / А. Claxton // Creativity Research Journal. – 2005. - №17(4). P. 327-335.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы развития творческих способностей детей 6-7 лет с использованием бумагопластики?

Теоретические основы развития творческих способностей детей 6-7 лет с использованием бумагопластики включают в себя понятие и сущность развития творческих способностей в научных разработках ученых в сфере психологии и педагогики. Также важно учитывать влияние бумагопластики на развитие творческих способностей детей этого возраста.

Какое влияние оказывает бумагопластика на развитие творческих способностей детей 6-7 лет?

Бумагопластика оказывает положительное влияние на развитие творческих способностей детей 6-7 лет. Она помогает развить фантазию, воображение, мелкую моторику, внимание и творческое мышление. Дети могут выразить свои идеи и чувства, развить воображаемые иллюстрации и создать уникальные произведения из бумаги.

Какие особенности развития творческих способностей детей 6-7 лет учитываются в научных разработках?

В научных разработках учитываются особенности развития творческих способностей детей 6-7 лет, такие как формирование фантазии и воображения, развитие мелкой моторики и координации движений, расширение словарного запаса и развитие речи, а также формирование самостоятельности и самовыражения.

Какова сущность и смысл развития творческих способностей детей 6-7 лет?

Сущность и смысл развития творческих способностей детей 6-7 лет заключается в стимулировании и поддержке их творческого потенциала, развитии фантазии и воображения, способности самовыражения и самореализации, а также в формировании навыков и умений в области творчества и самостоятельного творческого мышления.

Какие основные теоретические основы развития творческих способностей детей 6-7 лет посредством бумагопластики?

Развитие творческих способностей детей 6-7 лет посредством бумагопластики основывается на научных разработках ученых в области психологии и педагогики. Данные исследования показывают, что бумагопластика способствует развитию воображения, моторики, пространственного мышления, эмоциональной сферы и творческого мышления у детей. Она активизирует работу мозга и стимулирует самовыражение и самореализацию детей.

Как влияет бумагопластика на развитие творческих способностей детей 6-7 лет?

Бумагопластика положительно влияет на развитие творческих способностей детей 6-7 лет. Она развивает их воображение, моторику, пространственное мышление, эмоциональную сферу и творческое мышление. Создание различных фигур и объектов из бумаги требует использования креативности, а также способствует развитию мелкой моторики рук и координации движений. Бумагопластика также способствует развитию самореализации и самовыражения детей, так как позволяет им воплотить свои идеи и фантазии в реальность.

Какие особенности развития творческих способностей детей 6-7 лет в научных разработках ученых в сфере психологии и педагогики?

Ученые в области психологии и педагогики основываются на различных исследованиях, чтобы определить особенности развития творческих способностей детей 6-7 лет. Они отмечают, что в этом возрасте дети активно развивают свое воображение и фантазию. Они начинают проявлять интерес к творческим занятиям и стремятся самостоятельно создавать что-то уникальное. Дети также начинают осознавать свои эмоции и могут выразить их через свои творческие проекты. Этот возраст характеризуется быстрым развитием мелкой моторики рук, что делает бумагопластику одним из подходящих методов для развития их творческих способностей.

Какие теоретические основы лежат в основе развития творческих способностей детей 6-7 лет через бумагопластику?

Развитие творческих способностей детей 6-7 лет через бумагопластику основано на научных разработках в области психологии и педагогики. Основными концепциями являются развитие воображения, сенсорно-моторных навыков, пространственного мышления и мелкой моторики.