Развитие интереса к изучению русского языка во внеурочной деятельности учащихся

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 3030 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 04.01.2022
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения внеурочной деятельности учащихся как средства развития интереса к русскому языку 5
1.1 Развитие интереса школьника к обучению как психолого-педагогическая проблема 5
1.2 Сущность понятия «Внеурочная деятельность» 8
1.3 История изучения вопроса 10
Выводы по первой главе 13
Глава 2. Методические особенности изучения развития интереса учащихся к русскому языку во внеурочной деятельности 15
2.1 Формы и методы организации внеурочной деятельности по русскому языку 15
2.2. Обобщение педагогического опыта методистов, учителей русского языка по развитию интереса к предмету во внеурочной деятельности 18
Выводы по второй главе 25
Заключение 27
Список использованных источников 29
Фрагмент для ознакомления

Таким образом, В. В. Сеннкевич считает, что различные формы организации внеурочных занятий значительно повышают активность и интерес детей к родному языку, способствуют психологической релаксации и уменьшают стресс. Также она утверждает, что положительная мотивация является важнейшим условием успешности учащегося во внеурочной деятельности.Следующий опыт по проведениювнеурочных занятий, и в выявлении их роли в повышении интереса школьников к родному языку представлен в работе Позняковой Надежды Алексеевны, которая является учителем русского языка и литературы в МБОУ СОШ №4г. Миллерово[23].Работая учителем русского и литературы, Н.А. Познякова обратила внимание на то, что уроки русского языка часто оказываются в числе самых нелюбимых детьми. Возможно, это связано с тем, что учебный материал требует высокого уровня аналитических навыков и, возможно, потому, что современное образование недостаточно активизирует внутренние мотивы обучения. Здесь помогают внеурочные занятия, которые, с одной стороны, представляют собой продолжение очного обучения, а с другой могут повысить интерес учеников к изучению русского языка. Кроме того, внеурочные занятия привлекают внимание учеников других национальностей, обучающихся в школе, к русскому языку.Чтобы донести до ученика, что «язык - величайшее богатство народа», которым нужно умело пользоваться, она мотивирует учеников изучать язык, потому что дети видят его практическое значение не только в собственном образовании, но и в важной для детей области общения. Для внеурочных занятий Н.А. Познякова старается правильно организовать самостоятельную деятельность учеников, в которой им приходится использовать разные источники информации и общаться с разными людьми для решения задачи.Основной идеей ее педагогической деятельности являетсявоспитание будущего гражданина, обладающего универсальными учебными действиями (УУД), способного применять полученные в школе знания и навыки в повседневной жизни. Для Н.А. Поздняковой очень важно подготовить любознательного ученика, который хочет разобраться и «докопаться до сути». В этом ей помогают различные инновационные образовательные технологии: интерактивные, информационно - компьютерные, здоровьесберегающие.Она считает, что ученикам всегда интересно играть в упражнения и игры. Они снижают повышенный стресс и вызывают у детей любопытство и интерес. Для этого она использует игры: «Составь слово», «Кто еще?», «Заверши строку», «Собери предложение» и другие. Словесные игры-шарады, кроссворды, анаграммы Н.А. Позднякова очень часто использует во внеурочной работе.Во внеурочной деятельности Надежда Алексеевна использует как можно больше текстов с элементами занимательности (рассказы о важности языка в жизни людей, о случаях воспитания детей с животными). Такие тексты интересны по содержанию и доступны, вызывают интерес к изучению языка.Таким образом, в связи с переходом на новую образовательную модель (ФГОС) Н.А. Познякова считает, что современной школе нужен учитель «нового» типа, поэтому учителю 21-го века необходимы современные образовательные технологии во внеурочной деятельности. Следующий опыт и результативность работы мы рассмотрим у педагога Гузь Валентины Михайловны[11], которая работает 33 года учителем русского языка и литературы вусловиях МБОУ «Добросельская ООШ». В. М. Гузь считает, что внеурочные занятия по русскому языку важны в школе, потому что:1. Соблюдается принцип равных прав всех учащихся - как хорошо успевающих, так и плохо подготовленных - на участие в мероприятии.2. Соблюдается принцип самодеятельности, требующий от учащихся полной самостоятельности при подготовке и выполнении конкретной внеурочной деятельности.3. Соблюдается принцип зрелищности, что выражается в разнообразии и вариативности форм внеурочных занятий, приемов работы.Во внеурочной работе по русскому языку она использует новые эпизодические формы. Они похожи на публичные формы общения - конференции, диалоги на основе известных в публичной практике форм, жанров и методов работы (исследования, комментарии, интервью, репортажи).В. М. Гуз также считает, что ученики становятся более активными в спорах, турнирах и регулярных дискуссиях. В этих формах отсутствует четко определенный сценарий, для реализации которого они создают план, допускающий некоторые отклонения в реализации.С целью развития творческих способностей учащихся она использует дидактические игры: - это задания, постановочные игры, головоломки. По ее мнению, содержание дидактических игр помогает закрепить и расширить знания, навыки и умения учащихся.Таким образом, В. М. Гуз считает, что вся система работы учителя с учениками должна быть построена таким образом, чтобы внеурочная деятельность была естественным продолжением урока. Интерес учеников к приобретению и дальнейшему совершенствованию русского языка должен вызывать преподаватель на занятиях.Принимая во внимание опыт педагогов, можно сделать следующий вывод: чередование уроков и внеурочных занятий, их взаимосвязь в учебном процессе определяется учебным заведением. При этом необходимо, чтобы формы внеурочных занятий отличались от аудиторных, организовывались на добровольной основе с учетом интересов участников. Выводы по второй главеХорошо организованная внеурочная работа по русскому языку открывает множество возможностей для пробуждения интереса учеников к изучению русского языка, поощрения их любопытства, понимания явлений и фактов, связанных с языком, помощи в повышении речевой культуры учащихся, все это дает студентам возможность лучше подготовиться к итоговой аттестации.У внеурочной работы есть свои цели и задачи, ее содержание, виды и модели поведения, свои методы и приемы. Прежде всего, следует отметить, что и уроки, и внеурочная мероприятия преследуют одну и ту же цель: подготовить учеников, которые читают и пишут, свободно владеющих как устным, так и письменным русским языком, к успешной сдаче экзаменов.В отличие от уроковвнеурочная деятельностьпо русскому языку отличается разнообразием форм и видов. Различают следующие формы внеурочной деятельности:по типу изложения речевого материала: устные и письменные;по частоте: систематические (постоянные) и эпизодические (разовые);по количеству участников: индивидуальные, групповые, массовые.Каждая из этих форм внеурочной деятельности имеет несколько типов, которые различаются по методике выполнения, количеству используемого речевого материала и способу участия учеников в работе.К основным методам внеклассной деятельности относятся:методы информирования, методы наглядной иллюстрации и демонстрации, методы практической деятельности, методы стимулирования творческой деятельности, методы контроля эффективности воспитания детей. В настоящее время осознается важность и необходимость развития познавательной активности учащихся во внеурочной деятельности по русскому языку. Поэтому в данной главе мы рассмотрели опыт педагогов: Н.А. Крайнюк, Е.И. Жижина,В.В. Сеннкевич, Н.А. Познякова,В. М. Гуз, которые проводят внеурочные занятия по русскому языку, с целью развития их интереса к изучаемому предмету.Развитие интереса Н.А. Крайнюк считает сложным процессом, который включает интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы в определенном сочетании и связи.Е.И. Жижина считает, что систематическая и планомерная внеурочная работа по русскому языку имеет большое воспитательное значение и способствует более прочному овладению русским языком.В. В. Сеннкевич считает, что различные формы организации внеурочных занятий значительно повышают активность и интерес детей к родному языку, способствуют психологической релаксации и уменьшают стресс.Н.А. Познякова считает, что современной школе нужен учитель «нового» типа, поэтому учителю 21-го века необходимы современные образовательные технологии во внеурочной деятельности.В. М. Гуз считает, что вся система работы учителя с учениками должна быть построена таким образом, чтобы внеурочная деятельность была естественным продолжением урока.В условиях внеурочная деятельность это один из основных факторов, который действенно помогает настоящему изучению русского языка, свободному и активному овладению учащимися русской речью, это мощное средство формирования у них интереса к русскому языку как учебному предмету и лингвистическому явлению, эффективная форма расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроке.ЗаключениеВнеурочная деятельность являются неотъемлемой частью школьного образовательного процесса и позволяют в полной мере реализовать требования ФГОС. Характеристики этого компонента образовательного процесса заключаются в том, что учащимся предоставляется широкий спектр мероприятий, направленных на их развитие, а также самостоятельность учебного заведения по содержанию внеурочной деятельности.Развитие интереса у каждого ученика, воспитание любви к родному языку и интереса к познавательной деятельности считаются важной и неотъемлемой задачей учителя. Решение этой проблемы происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности на русском языке. Хорошо спланированные и систематические внеурочные занятия русского языка дают возможность, во-первых, применить на практике полученные детьми знания и навыки на уроках; во-вторых, полнее познать богатство русского языка, познакомить его с такими фактами, которые не принимаются во внимание на уроках. Уроки не могут включать в себя все, что интересно детям, и все, что необходимо для практического владения русским языком.Во внеурочной деятельности наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его особенностей и способностей, чтобы полностью удовлетворить его познавательные и жизненные интересы. Особый интерес к внеурочной работе в современной школе объясняется еще и тем, что она менее инерционная, чем программная аудиторная, задает тон, ломает методические стереотипы, создает новые подходы к урокам русского языка, пробуждает дух диалога, откровения и освобождения. Внеурочная работа становится своеобразной лабораторией творчества учителя, модернизируя формы общения со словесным миром, нетрадиционные для образовательного процесса и соответствующие современной социокультурной ситуации.Содержание внеурочных занятий должно быть соотнесено с обязательной учебной программой по русскому языку. Объем программного материала, принимаемого на внеурочную деятельность, определяется учителем независимо от выбранного материала - теоретического или прикладного.При проведении внеурочной деятельности педагог должен помнить, что активный интерес и творческая активность учащихся являются показателями эффективности любого урока и всей работы в целом. Соблюдение этих условий поможет учителю управлять общим процессом внеурочной работы и находить лучшие возможности обучения, которые позволят им более успешно выполнять обязанности школьного образования.Список использованных источниковАнтонова, Е. С. Методика преподавания русского языка / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. - М.: Academia, 2017. - 448 c.Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2014. - 176 c.Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики / А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. - М.: Феникс, 2016. - 256 c.Белунова, Н. И. Практический курс современного русского языка / Н.И. Белунова, Н.И. Зайцева. - М.: ИВЭСЭП, Знание, 2016. - 144 c.Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке. Учебное пособие / Н.С. Валгина. - М.: Логос, 2011. - 304 c.Варенова, Т. В. Краткая история педагогики / Т.В. Варенова. - М.: Асар, 2015. - 256 c.Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей / Л.Н. Вахрушева. - М.: Сфера, 2012. - 128 c.Виненко, В. Г. Общие основы педагогики / В.Г. Виненко. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 298 c.Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: Владос-Пресс, 2014. - 160 c.Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2017. - 224 c.Гуз, В. В. Внеурочная деятельность. Формирование интереса./ В.В. Гуз. - М.: Просвещение, 2018. - 484 c.Жижина, Е.И. Индивидуальный маршрут внеурочной деятельности. Дневник ученика начальной школы / Е.И. Жижина - М.: Легион, 2018. - 487 c.Касаткин, Л. Л. Краткий справочник по современному русскому языку / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант. - М.: Высшая школа, 2019. - 384 c.Краевский, В. В. Методология педагогики. Новый этап / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2015. - 400 c.Крайнюк, Н.А. Внеурочная деятельность. 1-11 классы. Теория и практика / Н.А. Крайнюк - М.: ВАКО, 2015. - 288 c.Криволапова, Н. А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2017. - 850 c.Криволапова, Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2017. - 224 c.Лельчицкий, И.Д. Личностно-профессиональный идеал учителя в отечественной педагогике первой трети ХХ века / И.Д. Лельчицкий. - М.: Российская академия образования (РАО), 2017. - 292 c.Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка. Учебное пособие / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Academia, 2015. - 664 c.Милосердова, Г. В. Дополнительные задания по русскому языку / Г.В. Милосердова. - М.: Феникс, 2017. - 160 c.Панов, М. В. Лингвистика и преподавание русского языка в школе (+ CD) / М.В. Панов. - М.: Фонд "Развития фундаментальных лингвистических исследований", 2015. - 272 c.Плигин, А. А. Познавательные стратегии школьников / А.А. Плигин. - М.: Твои книги, 2016. - 416 c.Познякова, Н.А. Внеурочная деятельность учащихся. Пособие для учителей и методистов / Н.А. Познякова. - М.: Просвещение, 2016. - 128 c. Сеннкевич, Н.А. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время/ Н.А. Сеннкевич. –М.: Просвещение, 2019.-135 с.Степанов, П. В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2014. - 128 c.

1. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. - М.: Academia, 2017. - 448 c.
2. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2014. - 176 c.
3. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики / А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. - М.: Феникс, 2016. - 256 c.
4. Белунова, Н. И. Практический курс современного русского языка / Н.И. Белунова, Н.И. Зайцева. - М.: ИВЭСЭП, Знание, 2016. - 144 c.
5. Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке. Учебное пособие / Н.С. Валгина. - М.: Логос, 2011. - 304 c.
6. Варенова, Т. В. Краткая история педагогики / Т.В. Варенова. - М.: Асар, 2015. - 256 c.
7. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей / Л.Н. Вахрушева. - М.: Сфера, 2012. - 128 c.
8. Виненко, В. Г. Общие основы педагогики / В.Г. Виненко. - М.: Дашков и Ко, 2015. - 298 c.
9. Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: Владос-Пресс, 2014. - 160 c.
10. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2017. - 224 c.
11. Гуз, В. В. Внеурочная деятельность. Формирование интереса./ В.В. Гуз. - М.: Просвещение, 2018. - 484 c.
12. Жижина, Е.И. Индивидуальный маршрут внеурочной деятельности. Дневник ученика начальной школы / Е.И. Жижина - М.: Легион, 2018. - 487 c.
13. Касаткин, Л. Л. Краткий справочник по современному русскому языку / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант. - М.: Высшая школа, 2019. - 384 c.
14. Краевский, В. В. Методология педагогики. Новый этап / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2015. - 400 c.
15. Крайнюк, Н.А. Внеурочная деятельность. 1-11 классы. Теория и практика / Н.А. Крайнюк - М.: ВАКО, 2015. - 288 c.
16. Криволапова, Н. А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2017. - 850 c.
17. Криволапова, Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. - М.: Просвещение, 2017. - 224 c.
18. Лельчицкий, И.Д. Личностно-профессиональный идеал учителя в отечественной педагогике первой трети ХХ века / И.Д. Лельчицкий. - М.: Российская академия образования (РАО), 2017. - 292 c.
19. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка. Учебное пособие / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Academia, 2015. - 664 c.
20. Милосердова, Г. В. Дополнительные задания по русскому языку / Г.В. Милосердова. - М.: Феникс, 2017. - 160 c.
21. Панов, М. В. Лингвистика и преподавание русского языка в школе (+ CD) / М.В. Панов. - М.: Фонд "Развития фундаментальных лингвистических исследований", 2015. - 272 c.
22. Плигин, А. А. Познавательные стратегии школьников / А.А. Плигин. - М.: Твои книги, 2016. - 416 c.
23. Познякова, Н.А. Внеурочная деятельность учащихся. Пособие для учителей и методистов / Н.А. Познякова. - М.: Просвещение, 2016. - 128 c.
24. Сеннкевич, Н.А. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время/ Н.А. Сеннкевич. –М.: Просвещение, 2019.-135 с.
25. Степанов, П. В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2014. - 128 c.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы могут возникать при развитии интереса школьника к обучению русскому языку?

При развитии интереса учащихся к русскому языку могут возникать такие проблемы, как недостаточная мотивация, отсутствие понимания важности изучения языка, несоответствие содержания уроков языка потребностям и интересам школьников и другие.

Что такое внеурочная деятельность и как она связана с развитием интереса к русскому языку?

Внеурочная деятельность - это деятельность, которая осуществляется вне учебных занятий и направлена на развитие интересов, навыков и способностей учащихся. Она связана с развитием интереса к русскому языку, так как позволяет учащимся применять полученные знания и навыки изучения языка на практике, вне учебной обстановки, что помогает им лучше осознать важность и ценность русского языка.

Какие методические особенности можно использовать при изучении развития интереса учащихся к русскому языку во внеурочной деятельности?

При изучении развития интереса учащихся к русскому языку во внеурочной деятельности можно использовать такие методические особенности, как разнообразие форм и видов деятельности, активное привлечение учащихся к планированию и организации внеурочных мероприятий, использование творческих и исследовательских заданий, развитие самостоятельности и инициативности учащихся, и другие.

Какие исторические аспекты изучения вопроса о развитии интереса к изучению русского языка во внеурочной деятельности существуют?

История изучения вопроса о развитии интереса к изучению русского языка во внеурочной деятельности включает в себя исследования различных педагогов и психологов, изучение опыта работы школ и педагогических коллективов, анализ практической деятельности учителей. В ходе исторического анализа выявлены различные методики и подходы, которые успешно применялись для развития интереса учащихся к русскому языку во внеурочной деятельности.

Почему развитие интереса к изучению русского языка во внеурочной деятельности важно для учащихся?

Развитие интереса к изучению русского языка во внеурочной деятельности важно для учащихся, потому что это помогает им лучше усвоить язык, расширить свой словарный запас, научиться грамотно и связно излагать свои мысли. Кроме того, интерес к языку способствует развитию общих когнитивных способностей, таких как логическое мышление, аналитические навыки и творческое мышление.

Какие проблемы связаны с развитием интереса школьников к обучению?

Проблемы связанные с развитием интереса школьников к обучению включают отсутствие мотивации, недостаточное внимание к индивидуальным потребностям учащихся, неподходящие методы преподавания и недостаточно интересные учебные материалы. Важно создать стимулирующую и поддерживающую среду, в которой учащиеся будут чувствовать себя заинтересованными и мотивированными для изучения русского языка.

Что подразумевается под понятием "внеурочная деятельность"?

Внеурочная деятельность - это деятельность, которая проводится вне учебных занятий и имеет целью расширить знания учащихся в определенной области. В контексте изучения русского языка, внеурочная деятельность может включать творческое письмо, чтение литературы, участие в лингвистических конкурсах или олимпиадах, посещение литературных мероприятий и т.д.

Какая история связана с изучением внеурочной деятельности учащихся?

История изучения вопроса связана с развитием понимания важности внеурочной деятельности как средства развития интереса к русскому языку. В начале XX века, с появлением системы всеобщего образования, роль внеурочной деятельности начали осознавать педагоги и научные работники. С тех пор было проведено множество исследований и разработаны различные методики, направленные на развитие интереса к изучению русского языка во внеурочной деятельности.

Почему развитие интереса к изучению русского языка во внеурочной деятельности важно для учащихся?

Развитие интереса к изучению русского языка во внеурочной деятельности имеет большое значение для учащихся. Во-первых, это помогает им углубить свои знания и навыки в русском языке, что положительно сказывается на их успеваемости в школе. Во-вторых, интерес к изучению русского языка способствует развитию коммуникативных навыков, что важно для общения и успешной социализации. Кроме того, развитие интереса к русскому языку может оказать положительное влияние на общую культуру учащихся и их самореализацию.