Взаимосвязь удовлетворённости жизнью и личностных особенностей людей молодого и зрелого возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 9393 страницы
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 04.02.2022
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ МОЛОДОГО И ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………….........................8
1.1 Основные подходы в изучении удовлетворенности жизнью в современной психологии……………………………………………………….................................................8
1.2 Факторы удовлетворённости жизнью людей молодого и зрелого возраста.........................................................................................................................................16
1.3 Характеристика личностных особенностей людей молодого и зрелого возраста………………………………………………………….................................................19
1.4 Анализ взаимосвязи удовлетворённости жизнью и личностных особенностей людей молодого и зрелого возраста……………………………...............................................34
Выводы по теоретическому исследованию…………………………….......................44
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ МОЛОДОГО И ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА...................................................................................................................................46
2.1 Организационно-методическое обеспечение исследования……….....................46
2.2 Результаты исследования удовлетворённости жизнью и личностных особенностей людей молодого возраста………………………...............................................52
2.3 Результаты исследования удовлетворённости жизнью и личностных особенностей людей зрелого возраста …………………………………….............................58
2.4 Интерпретация результатов исследования ………………….................................70
Выводы по эмпирическому исследованию…………………………...........................80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………................................................................82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...............................................................84
Приложение …………………………………………………………….....................................93

Фрагмент для ознакомления

У них выявляется неустойчивость эмоциональной сферы в виде тревожности, напряженности, депрессивности и склонности испытуемых к самокритике. Но молодые люди любопытны, любознательны, артистичны, сенситивны, пластичны.3. Результаты анализа удовлетворенности жизнью молодых людей по тесту индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ) в адаптации Н.В. Паниной и опроснику «Удовлетворенность жизнью» (УДЖ) (под руководством Н.Н. Мельниковой)показывают, что молодежь с увлеченностью относятся к обычной жизни, однако они не проявляют последовательности в достижении целей. Иногда они могут отличаться решительностью, стойкостью при достижении целей, а иногда пассивно примиряться с жизненными неудачами, покорно принимать всего, что приносит судьба.Молодые люди высоко себя оценивают, они реалистичны. Но они много беспокоятся за будущее и в то же время активны в жизни.4. Зрелые люди, напротив, в большей степени, экстраверты, поэтому они обращены в мир действительно наличествующих объектов и ценностей, они открыты, стремятся расширять круга контактов, общительны. Иногда у них присутствует непродуманность в высказываниях и действиях. Об этом говорят высокие показатели по шкале спонтанности. 5. Зрелые люди проявляют эмотивность, они обладают выраженной изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью, сентиментальностью, стремятся эмоционально вовлекаться во что-то. Такие лица аккуратны, настойчивы, ответственно подходят к делу, предусмотрительны, не чувствуют вины, могут контролировать свое поведение. Однако зрелые люди консервативны, реалистичны, ригидны.Но с увлеченностью относятся к обычной жизни, однако они не проявляют последовательности в достижении целей. Иногда они могут отличаться решительностью, стойкостью при достижении целей, а иногда пассивно примиряться с жизненными неудачами, покорно принимать всего, что приносит судьба.Зрелые люди в большей степени пессимистичны. Это влияет на то, что они с возрастом они начинают чувствовать разочарование в жизни и усталость от нее.6. Корреляционный анализ продемонстрировал, что удовлетворенность жизнью связана с такими личностными качествами как экстраверсия, самоконтроль и эмоциональная устойчивость. Напротив, низкая удовлетворенность жизнью наблюдается у интровертов, у лиц, склонных к лживости, тревожности, эмоциональной неустойчивости, ригидности, обособленности, лабильности и сензитивности. 7. Таким образом, цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза, основанная на предположении о том, что существует взаимосвязь удовлетворённости жизнью и личностных особенностей людей молодого и зрелого возраста, подтверждена.ЗАКЛЮЧЕНИЕСиндром эмоционального выгорания – выработанный механизм в виде психологической защиты или частичного отключения эмоций в ответ на события и ситуации, несущие психотравмирующее действие. Синдром эмоционального выгорания может проявляться постепенно или поразить внезапно. Потом люди понимают, что не замечали его приближения, хотя предпосылки всегда присутствуют: перегруженность обязанностями, отсутствие необходимого уровня поддержки, навязчивые идеи, ссоры в семье, отрицание проблем.Симптомы синдрома сгорания: усталость, утомляемость, истощение, расстройство сна, негативное отношение к людям и к самой работе, оскудение репертуара рабочих действий, отсутствие аппетита или переедание, агрессивные проявления, депрессия, переживание безнадежности, апатия, цинизм, переживание вины.Эмоциональное выгорание складывается под воздействием ряда факторов. Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова среди факторов, влияющих на формирование синдрома профессионального выгорания, называют возраст, стаж работы и удовлетворенности карьерой. Исследователи отмечают имеющиеся сложные взаимоотношения между степенью выгорания, возрастом, стажем и степенью удовлетворенности профессиональным ростом. Профессиональный рост, обеспечивающий человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. В случае неудовлетворенности карьерным ростом профессиональный стаж способствует выгоранию работников. Влияние возраста на эффект выгорания неоднозначно. В некоторых исследованиях обнаружена предрасположенность к выгоранию лиц не только старшего, но и молодого возраста. Наблюдается сложная взаимосвязь выгорания и карьерных устремлений.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбрамова, Г.С. Возрастная психология. [Текст] / Г.С. Абрамова М.: Академия, 2012. - 672 с.Алимбаева, Р.Т., Мартаева, А.У. Субъективное благополучие и удовлетворенность жизнью // Инновационная наука. – 2016. – № 11-3. – С. 142-143. Андреенкова Н. В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов // Мониторинг общественного мнения. 2010. - №5 (99). - С. 189–215.Анисимова, О. М. От удовлетворенности деятельностью к удовлетворенности жизнью. // Мониторинг общественного мнения. - 2012. - №5 (99). - С. 189–215.Анисимова, О. М., Терра, Т. К. Самоотношение и удовлетворенность жизнью у мужчин в разные периоды взрослости. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. – 214. - Педагогика, № 3, с. 128–137. Аргайл, М. Психология счастья. [Текст] / Майкл Аргайл – СПб.: Питер, 2003. – 271 с.Балык, А.С., Цыбуленко, О.П. Психологическая зрелость личности: теоретические концепции и подходы. // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016.- № 6. – С. 1-5.Башкатов, С.А., Сотникова, Ю.М. Субъективное благополучие: психологические и физиологические основы. [Текст] / С.А. Башкатов, Ю.М. Сотникова – Уфа, 2017. – 226 с.Бодалёв, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. [Текст] / А.А. Бодалёв - М.: Флинта; Наука, 1998. - 165 с.Бочарова, Е. Е. К вопросу о внутренних детерминантах субъективного благополучия личности. Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. – 2008. - № 10, с. 226–231.Вальтух, К. К. Целевая функция потребления: анализ и практическое использование. [Текст] / К. К. Вальтух Новосибирск: Наука, 1998. - 384 с.Воюшина, Е.А. Подходы к определению критериев зрелости личности / Е.А. Воюшина. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 11-14. Габдулина, Л.И. Удовлетворённость жизнью и её объективные детерминанты в период взрослости // Северо-кавказский психологический вестник. – 2008. – С. 42-48.Габдулина, Л. И. Удовлетворенность жизнью и ее объективные детерминанты в период взрослости. Северо-Кавказский психологический вестник. – 2008. - т. 6, № 4, с. 42–48.Галиахметова, Л. И. Благополучие, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью: проблема взаимосвязи. Вестник Башкирского университета. – 2015. - № 3, с. 1114–1118.Головина, Е.В. Удовлетворенность жизнью людей старшего возраста // В сборнике: Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности. – 2018. – С. 282-287.Джидарьян, И. А. Представление о счастье в российском менталитете. [Текст] / И. А. Джидарьян - СПб.: Алетейя, 2008. - 240 с.Джидарьян, И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания. // Психологический журнал, т. 21. - № 2. - С. 40-48.Ермолаева, М.В. Психология развития. [Текст] / М.В., Ермолаева– М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2003. – 376 с.Ильин, И.П. Психология взрослости. [Текст] /И.П. Ильин– Спб.: Питер, 2012. – 544 с.Карапетян, Л. В. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия. Известия Уральского федерального университета, Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2014. - т. 123, № 1, с. 171–182.Костина, С. С., Осин, Е. Н. Представления о счастливой и осмысленной жизни: связаны ли они с психологическим благополучием? Парадигма: философско-культурологический альманах. – 2012. - № 19, с. 179–188.Крайг Г. Психология развития. [Текст] / Грегор Крайг - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.Кузнецова Т.А., Торопов П.Б. Социальное содействие и удовлетворенность жизнью // В сборнике: Научные преобразования в эпоху глобализации. – 2017. – С. 249-252.Куликов, Л. В. Психология настроения. [Текст] / Л. В. Куликов. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного ун-та, 1997. - 225 с. Куликов, Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью. В кн.: [Текст] / Л. В. Куликов. - В. Ю. Большакова (ред.). Общество и политика. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного ун-та, 2000. - С. 476-510.Лучшева В.В., Кашенкова О.В. Оценки качества жизни и уровня удовлетворенности жизнью // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2018. – № 3 (109). – С. 21-28.Маслоу, А. Г. Мотивация и личность. [Текст] / АбрахамМаслоу СПб.: Евразия, 1999. - 478 с. Меренкова В.С., Солодкова О.Е. ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ». // Комплексные исследования детства. - №1, 2020. – С. 4-14.Мещериков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М.: АСТ, 2014. – 816 с.Митина Г.В., Макушкина О.М., Шаяхметова Э.Ш., Матвеева Л.М. Удовлетворенность жизнью лиц пожилого возраста // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-1. – С. 469-471.Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. [Текст] / В.С. Мухина - М.: Академия, 2006. - 608 с.Оплетина, И.А., Шульга, О.В. Удовлетворенность жизнью и оценка субъективного благополучия // В сборнике: Векторы психологической безопасности современного общества: доверие и субъективное благополучие. – 2016. – С. 64-66.Паттурина, Н.П. Проблема зрелости в современной психологии. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - №, 2008. – С. 113-127.Погребняк, Е.В. Влияние стратегии пенсионного перехода на удовлетворенность жизнью // В книге: МНСК-2017. – 2017. – С. 21-22.Портнова, А.Г. Личностная зрелость: подходы к определению. // Сибирский психологический журнал. - №, 2008. – С. 37-42.Пряжников, Н.С. О факторах и моделях удовлетворенности жизнью в пожилом и старческом возрасте // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2017. – № 4. – С. 85-101.Райс, Ф., Долджин, К. Психология подросткового и юношеского возраста. [Текст] / Фридрих Райс, Крейг Долджин Спб.: Питер, 2012. – 816 с.Рамазанова, А.Р., Хасанова, А.Н. Удовлетворенность жизнью пенсионеров в российском обществе // В сборнике: Актуальные вопросы экологии человека: социальные аспекты. – 2017. – С. 251-254.Реан, А. А. Психология человека: от рождения до смерти. [Текст] / А. А. Реан. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.Савенышева, С.С., Петраш, М.Д., Стрижицкая О.Ю. Удовлетворенность жизнью, психологическое благополучие и удовлетворенность браком в период взрослости // Мир науки. – 2017. – Т. 5. – № 1. – С. 8-14.Селигман, М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. [Текст] / Майкл Селигман. - М.: София, 2006. - 368 с.Созонтов, А. Е. Гедонистический и эвдемонистический подходы к проблеме психологического благополучия. // Вопросы психологии. – 2006. - № 4, с. 105–114.Соколова, M. В. Шкала субъективного благополучия: руководство. [Текст] / M. В. Соколова. - 2-е изд. Ярославль: б. и., 2001. - 42 с.Степанова, О.П., Баженова, Н.Г., Токарь, О.В., Шпаковская, Е.Ю., Шарыгина Е.С. Влияние ценностно-мотивационной сферы на удовлетворенность жизнью пожилых людей // Социологические исследования. – 2016. – № 11 (391). – С. 72-81.Субботский, Е. В. Исследование проблем взаимопомощи и альтруизма в зарубежной психологии. Вопросы психологии. – 1997. - № 1. - С. 164–174.Сулейманов, Р.Ф., Разумнова, О.А. Удовлетворенность жизнью лиц разных возрастных групп как условие устойчивого развития общества // В сборнике: Устойчивое развитие регионов: опыт, проблемы, перспективы. – 2017. – С. 560-564.Татаркина, Ю.Н. Уровень и слагаемые удовлетворенности жизнью современной молодежи // Ползуновский альманах. – 2017. – Т. 4. – № 4. – С. 287-290.Толстова, Е.М. Психологическое благополучие личности // Аллея науки. – 2018. – Т. 5. – № 10 (26). – С. 45-48.Усынина, Т.П., Рыбас, Е.В. Взаимосвязь субъективного ощущения одиночества и удовлетворенности жизнью в пожилом возрасте // Аллея науки. – 2018. – Т. 1. – № 3 (19). – С. 243-246.Фесенко, П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. [Текст] / П.П. Фесенко. - М., РГГУ, 2005. - 206 с. Филатова, А.Ф. К вопросу о здоровье и благополучии человека в нестабильном мире // В сборнике: Человек и общество в нестабильном мире. – 2018. – С. 198-202.Фомина, О. О. Благополучие личности: проблемы и подходы к исследованию в отечественной психологи. Интернет-журнал «Мир науки». – 2016. - т. 4, № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://mir-nauki.com/ PDF/53PSMN616.pdf (дата обращения 29.06.2020) Хусаинова, Р.Д., Кислицына, И.Г. Удовлетворенность жизнью в пожилом и старческом возрасте // В книге: Глобализация и национальная безопасность: человек и общество в меняющемся мире. Двадцать вторые Вавиловские чтения. – 2019. – С. 177-178Черкевич, Е.А. Удовлетворенность жизнью личности в период ранней и поздней молодости // В сборнике: Человек и общество в нестабильном мире. – 2016. – С. 212-217.Черткова, Ю.Д., Алексеева, О.С., Фоминых, А.Я. Взаимосвязь удовлетворенности жизнью, диспозиционных черт личности и Темной триады личностных свойств. Психологические исследования, 2016, 9(45), 8. http://psystudy.ruШамионов, Р.М. Субъективное благополучие в контексте развития субъекта // В сборнике: Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности. – 2018. – С. 1757-1763.Шамионов, P. M. Психология субъективного благополучия (к разработке интегративной концепции). Мир психологии. – 2002. - № 2, с. 143-148. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. [Текст] / И.В. Шаповаленко - М.: Гардарики, 2005 - 349 с. Шевеленкова, Т. Д., Фесенко, П. П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методик исследования). // Психологическая диагностика, № 3, с. 95–129.Яремчук, С. В. Субъективное благополучие как компонент ценностно-смысловой сферы личности. // Психологический журнал. – 2013. т. 34, № 5, с. 85-95.Ярыгина, Н.Ю., Мазанова, А.Е. Изучение взаимосвязи удовлетворенности жизнью и отдельных компонентов ответственности // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/10/16994 (дата обращения: 04.10.2021).Яшкова А.Н., Сухарева Н.Ф. Возрастная психология. - Саранск, 2016. - 401 с.В кн.: А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова (ред.). Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Ч. 2. М.: Институт психологии РАН, с. 181–182. Орлова, Д.Г. Психологическое и субъективное благополучие: определение, структура, исследования (обзор современных источников). // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. – 2015. - № 5, с. 28-37.Diener, E. (1984) Subjective well-being. Psychological Bulletin, vol. 95, no. 3, pp. 542–575.Levin, J. S., Chatters, L. M. (1998) Religion, health, and psychological well-being in older adults: Findings from three national surveys. Journal of Aging and Health, vol. 10, no. 4, pp. 504–531. DOI: 10.1177/089826439801000406Wilson, W. R. (1967) Correlates of avowed happiness. Psychological Bulletin, vol. 67, no. 4, pp. 294–306. DOI: 10.1037/h0024431Winkellmann L., Winkellman R. Why are the unemployed so unhappy? Evidence from panel data // Economica. – 1998. No 65. – P. 1-15.Keyes C.L.M., Shmotkin D., Ryff C.D. Optimizing well-being: The empirical encounter of two traditions//Journal of Personality and Social Psychology. - 2002. - Vol. 82. - P. 1007-1022.ПРИЛОЖЕНИЕМетодики исследования:Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ) АдаптацияН.В. Паниной (Опросник общего психологического состояния человека)Опросник, диагностирующий индекс жизненной удовлетворенности, отражает общее  психологическое состояние человека, степень  его  психологического  комфорта  и  социально-психологической  адаптированности.Тест  "Индекс удовлетворенности жизнью"  может быть  использован для   дифференцированной  оценки  особенностей  стиля  жизни, потребностей,  мотивов,  установок,  ценностных   ориентаций   человека с целью  определения, какие из них положительно  сказываются  на  его  общем психологическом  состоянии,  а какие - отрицательно. Тест "Индекс жизненной удовлетворенности"  (Neugarten А.О.),  разработанный  группой  американских  ученых, занимающихся  социально-психологическими   проблемами   геронтопсихологии,  был впервые опубликован в 1961 году и вскоре   получил  широкое  распространение.  Методика была переведена и адаптирована  Н. В. Паниной в 1993 году. Опросник  ИЖУ  состоит из 20 вопросов, результаты ответов которых сводятся к 5 шкалам, характеризующим различные аспекты общего  психологического  состояния человека и его удовлетворенности жизнью.  Примерное время тестирования 5-10 минут. Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н.В. Паниной (Опросник общего психологического состояния человека):Инструкция.Оцените каждое утверждение в соответствии со степенью вашего согласия. В столбике с номером вопроса поставьте любой знак напротив нужного ответа – "согласен", "не согласен" или "не знаю".Тестовый материал.1. С возрастом многое мне кажется лучше, чем я ожидал раньше.2. Жизнь принесла мне больше разочарований, чем большинству людей, которых я знаю.3. Сейчас самый мрачный период в моей жизни.4. Моя жизнь могла бы быть счастливее, чем есть.5. Сейчас я почти так же счастлив, как и в то время, когда был моложе.6. Большинство дел, которыми мне приходится заниматься, скучные и неинтересные.7. Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни.8. Я считаю,  что  в  будущем  меня  ожидают интересные и приятные дела.9. К своим  делам  и  занятиям я испытываю такой же интерес, как и раньше.10. С возрастом я всё больше ощущаю какую-то усталость.11. Ощущение возраста не беспокоит меня.12. Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я испытываю чувство удовлетворения.13. Я не изменил бы свою прошлую жизнь, даже если бы имел такую возможность.14. По сравнению с другими людьми моего возраста я сделал массу глупостей в своей жизни.15. Я выгляжу лучше, чем большинство других людей моего возраста.16. У меня есть некоторые планы, которые я намереваюсь осуществить в ближайшее время.17. Оглядываясь на прошлое, могу сказать, что я многое упустил в своей жизни.18. Я слишком часто, по сравнению с другими людьми, нахожусь в подавленном настроении.19. Я получил довольно много из того, что ожидал от жизни.20. Что бы ни говорили, а с возрастом большинство людей становится хуже, а не лучше.Ключ к тесту ИЖУ № сужденияСогласенНе согласенНе знаю1.0112.0213.0214.0215.2016.0217.2018.2019.20110.02111.20112.20113.20114.02115.20116.20117.02118.02119.20120.021Обработка результатов.Индекс общей жизненной удовлетворённости определяется начислением баллов по ключу.Интерпретация результатов.Тест  измеряет  наиболее  общее  психологическое  состояние  человека,   определяемое  его  личностными  особенностями,  системой  отношений   к   различным   сторонам своей  жизни.  Индекс  жизненной  удовлетворенности  -  интегративный  показатель,   включающий  в качестве  основного  носителя  эмоциональную  составляющую.  Для обладателей  высокого  значения  индекса  характерны  низкий  уровень   эмоциональной   напряженности,  высокая  эмоциональная  устойчивость,  низкий  уровень  тревожности,  психологический  комфорт,  высокий  уровень  удовлетворенности  ситуацией  и  своей  ролью  в  ней.Под категорией "жизненная удовлетворенность" понимается   самое   общее  представление  человека о  психологическом комфорте,  которое включает в  себя: интерес к жизни как противоположность апатии; решительность,  целеустремленность,   последовательность   в   достижении   жизненных  целей; согласованность между поставленными и реально достигнутыми целями; положительная оценка собственных качеств и поступков; общий фон настроения. Максимальный индекс жизненной удовлетворённости составляет 40 баллов. Средняя жизненная удовлетворённость – 25–30 баллов. Показатели менее 25 баллов считаются низкими.В качестве дополнительной информации о том, какие конкретные сферы жизни приносят удовлетворение или недовольство, можно посчитать количество баллов по шкалам (максимальное количество баллов по каждой шкале – 8).Расшифровка шкал.1. Интерес к жизни. Суждения № 1, 6, 9, 11. Шкала отражает степень энтузиазма, увлечённого отношения к обычной повседневной жизни.2. Последовательность  в  достижении  целей. Суждения № 8, 13, 16, 17. Высокие показатели по данной шкале отражают такие особенности отношения к жизни, как решительность, стойкость, направленные на достижение целей. Низкая оценка по этой шкале отражает пассивное примирение с жизненными неудачами, покорное принятие всего, что приносит жизнь.3. Согласованность между поставленными и достигнутыми целями. Суждения № 2, 4, 5, 19.Высокие показатели отражают убеждённость человека в том, что он достиг или способен достичь тех целей, которые считает для себя важными.4. Положительная оценка себя и собственных поступков. Суждения № 12, 14, 15, 20. Сюда относится оценка человеком своих внешних и внутренних качеств. Высокий балл отражает высокую самооценку.5. Общий фон настроения. Суждения № 3, 7, 10, 18. Шкала показывает степень оптимизма, удовольствия от жизни.Результаты данного теста дают возможность достаточно быстро получить информацию об общем эмоциональном состоянии человека, о сферах жизни, которые, возможно, являются "проблемными" для него и принять шаги для коррекции последних.2. Опросник УДЖ Н.Н. Мельниковой Инструкция: Ниже предлагается ряд утверждений, которые касаются разных аспектов Вашей жизни. Каждый из них может быть более или менее актуальным для Вас в текущий период жизни. Оцените, насколько часто в последнее время для Вас характерны указанные ниже мысли, чувства, состояния. Поставьте «галочку» в соответствующую клеточку.12345Почти никогдаРедкоПериодическиДостаточно частоПостоянноВ последнее время… 1. Я испытываю чувство внутреннего спокойствия. 2. Мне нравится то, что со мной происходит. 3. Я переживаю из-за того, что зарабатываю не столько, сколько мог бы. 4. Я чувствую физическую слабость. 5. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах. 6. Мне бывает обидно, что моя карьера недостаточно успешна. 7. Меня тяготит то, что результаты моей деятельности не соответствуют желаемому. 8. У меня возникает такое ощущение, что делаешь, делаешь, а результатов нет.9. Я чувствую неуверенность в завтрашнем дне. 10. У меня возникает устойчивое чувство усталости. 11. Я опасаюсь наступления неблагоприятных событий. 12. Меня тяготит отсутствие перспектив в моей жизни. 13. Я бываю доволен собой. 14. Я ощущаю «вкус жизни».15. Я испытываю состояние радости оттого, что все складывается так, как хотелось. 16. У меня бывает состояние, когда ничего не хочется, всё безразлично. 17. Я чувствую истощение сил. 18. Я испытываю страх за своих близких. 19. Меня тяготит невозможность удовлетворить элементарные жизненные потребности.20. Я чувствую себя здоровым и бодрым. 21. Я нахожусь в согласии с самим собой. 22. Я испытываю удовлетворение от того, что у меня есть время для себя. 23. Я думаю о том, что моя жизнь могла бы быть счастливее, чем она есть. 24. Я нахожусь в некотором состоянии неопределенности. 25. Я испытываю страх перед будущим. 26. Я боюсь, что с моими близкими может случиться неприятность. 27. Забота о материальном достатке не даёт мне покоя. 28. Я испытываю состояние душевного равновесия. 29. У меня возникает ощущение удовольствия от жизни. 30. Я испытываю незабываемое ощущение свободы, полёта. 31. У меня возникают мысли, что я достоин более высокого социального положения, чем то, которое я занимаю. 32. Я устаю от череды повседневных проблем. 33. Меня угнетают переживания, связанные с благополучием моих близких. 34. С самого утра ощущается вялость, разбитость. 35. Меня пугает чувство нестабильности окружающего. 36. Я с беспокойством думаю о будущем. 37. Я ощущаю, что жизнь проходит мимо меня.38. Я чувствую себя «хозяином своей жизни». 39. Я упиваюсь текущим моментом жизни. 40. У меня бывает ощущение, что все так хорошо, что больше ничего и не надо.41. Я чувствую внутреннее напряжение. 42. Я думаю о том, что жизнь складывается не так, как хотелось. 43. У меня пропадает желание работать. 44. Я полон энергии. 45. Я ощущаю полноту жизни. 46. Я испытываю чувство осмысленности своего существования.Бланк к опроснику УДЖФ.И.О. или псевдоним______________________________Ваш пол: м__ ж__Ваш возраст (лет)_______Ваша профессия___________________________________ Оцените, насколько часто в последнее время для Вас характерны указанные чувства, мысли, состояния. Используйте для этого пятибалльную шкалу.12345Почти никогдаРедкоПериодическиДостаточно частоПостоянно11 2 3 4 5 161 2 3 4 5311 2 3 4 5461 2 3 4 5 21 2 3 4 5171 2 3 4 5321 2 3 4 531 2 3 4 5181 2 3 4 5331 2 3 4 541 2 3 4 5191 2 3 4 5341 2 3 4 551 2 3 4 5201 2 3 4 5 351 2 3 4 5F1=61 2 3 4 5211 2 3 4 5361 2 3 4 571 2 3 4 5221 2 3 4 5371 2 3 4 5F2=81 2 3 4 5231 2 3 4 5381 2 3 4 591 2 3 4 5241 2 3 4 5391 2 3 4 5F3=101 2 3 4 5251 2 3 4 5401 2 3 4 5111 2 3 4 5261 2 3 4 5 411 2 3 4 5F4=121 2 3 4 5271 2 3 4 5 421 2 3 4 5131 2 3 4 5281 2 3 4 5 431 2 3 4 5Общ.=141 2 3 4 5291 2 3 4 5441 2 3 4 5151 2 3 4 5301 2 3 4 5451 2 3 4 53. Тест Большая пятерка (Big five). Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста). Методика диагностики личностных факторов темперамента и характера (5PFQ).Пятифакторный личностный опросник или тест Большая пятерка (Big five), разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста в 1983-1985 гг. Позднее методику дорабатывали и в окончательном виде он был представлен NEO-личностным опросником или NEO-PI-R (от англ. Нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник). Авторы опросника Р. МакКрае и П. Коста убеждены, что выделенных  пяти независимых переменных, точнее личностных факторов темперамента и характера (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность)  достаточно для объективного описания психологического портрета - модели личности.Таким образом, модель большая пятёрка (Big five) – диспозициональная (от англ. disposition — предрасположенность) модель личности человека (см. рис.1 Модель большая пятерка)Пятифакторный тест-опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятибалльную оценочную шкалу  (-2; -1; 0; 1; 2) для диагностики степени выраженности каждого из пяти факторов:экстраверсия – интроверсия;привязанность – обособленность;самоконтроль – импульсивность;эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость;экспрессивность – практичность.В настоящее время тест-опросник Большая пятерка стал популярным и приобрел большое практическое значение как за рубежом, так и в России. Методика 5PFQ была адаптирована  А. Б. Хромовым  в 1999 г.Тест большая пятерка (Big five). Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста). Методика диагностики личностных факторов темперамента и характера (5PFQ):ИнструкцияПрочтите парные высказывания и определите, какое из двух альтернативных высказываний вам больше всего подходит. Если подходит высказывание, записанное слева от оценочной шкалы, то используйте для оценки этого высказывания значение «-2» или «-1». Если вам подходит правое высказывание, то оно оценивается значениями «2» или «1». Значения «-2» или «2» выбираются в том случае, если оцениваемое высказывание выражено сильно. Если это высказывание выражено слабо (слабее), то выбирается значение «-1» или «1». В том случае, когда ни одна из альтернатив вам не подходит, а подходит нечто среднее между ними, то выбирается значение «0».Выбранное значение записывается в бланк ответов в левую ячейку.1. Мне нравиться заниматься физкультурой-2-1012Я не люблю физические нагрузки2. Люди считают меня отзывчивым и доброжелательным человеком-2-1012Некоторые люди считают меня холодным и черствым3. Я во всем ценю чистоту и порядок-2-1012Иногда я позволяю себе быть неряшливым4. Меня часто беспокоит мысль, что что-нибудь может случиться-2-1012«Мелочи жизни» меня не тревожат5. Все новое вызывает у меня интерес-2-1012Часто новое вызывает у меня раздражение6. Если я ничем не занят, то это меня беспокоит-2-1012Я человек спокойный и не люблю суетиться7. Я стараюсь проявлять дружелюбие ко всем людям-2-1012Я не всегда и не со всеми дружелюбный человек8. Моя комната всегда аккуратно прибрана-2-1012Я не очень стараюсь следить за чистотой и порядком9. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков-2-1012Я не обращаю внимания на мелкие проблемы10. Мне нравятся неожиданности-2-1012Я люблю предсказуемость событий11. Я не могу долго оставаться в неподвижности-2-1012Мне не нравится быстрый стиль жизни12. Я тактичен по отношения к другим людям-2-1012Иногда в шутку я задеваю самолюбие других13. Я методичен и пунктуален во всем-2-1012Я не очень обязательный человек14. Мои чувства легко уязвимы и ранимы-2-1012Я редко тревожусь и редко чего-либо боюсь15. Мне не интересно, когда ответ ясен заранее-2-1012Я не интересуюсь вещами, которые мне не понятны16. Я люблю, чтобы другие быстро выполняли мои распоряжения-2-1012Я не спеша выполняю чужие распоряжения17. Я уступчивый и склонный к компромиссам человек-2-1012Я люблю поспорить с окружающими18. Я проявляю настойчивость, решая трудную задачу-2-1012Я не очень настойчивый человек19. В трудных ситуациях я весь сжимаюсь от напряжения-2-1012Я могу расслабиться в любой ситуации20. У меня очень живое воображение-2-1012Я всегда предпочитаю реально смотреть на мир21. Мне часто приходится быть лидером, проявлять инициативу-2-1012Я скорее подчиненный, чем лидер22. Я всегда готов оказать помощь и разделить чужие трудности-2-1012Каждый должен уметь позаботиться о себе23. Я очень старательный во всех делах человек-2-1012Я не очень усердствую на работе24. У меня часто выступает холодный пот и дрожат руки-2-1012Я редко испытывал напряжение, сопровождаемое дрожью в теле25. Мне нравится мечтать-2-1012Я редко увлекаюсь фантазиями26. Часто случается, что я руковожу, отдаю распоряжения другим людям-2-1012Я предпочитаю, чтобы кто-то другой брал в свои руки руководство27. Я предпочитаю сотрудничать с другими, чем соперничать-2-1012Без соперничества общество не могло бы развиваться28. Я серьезно и прилежно отношусь к работе-2-1012Я стараюсь не брать дополнительные обязанности на работе29. В необычной обстановке я часто нервничаю-2-1012Я легко привыкаю к новой обстановке30. Иногда я погружаюсь в глубокие размышления-2-1012Я не люблю тратить свое время на размышления31. Мне нравится общаться с незнакомыми людьми-2-1012Я не очень общительный человек32. Большинство людей добры от природы-2-1012Я думаю, что жизнь делает некоторых людей злыми33. Люди часто доверяют мне ответственные дела-2-1012Некоторые считают меня безответственным34. Иногда я чувствую себя одиноко, тоскливо и все валится из рук-2-1012Часто, что-либо делая, я так увлекаюсь, что забываю обо всем35. Я хорошо знаю, что такое красота и элегантность-2-1012Мое представление о красоте такое же, как и у других36. Мне нравится приобретать новых друзей и знакомых-2-1012Я предпочитаю иметь только несколько надежных друзей37. Люди, с которыми я общаюсь, обычно мне нравятся-2-1012Есть такие люди, которых я не люблю38. Я требователен и строг в работе-2-1012Иногда я пренебрегаю своими обязанностями39. Когда я сильно расстроен, у меня тяжело на душе-2-1012У меня очень редко бывает мрачное настроение40. Музыка способна так захватить меня, что я теряю чувство времени-2-1012Драматическое искусство и балет кажутся мне скучными41. Я люблю находиться в больших и веселых компаниях-2-1012Я предпочитаю уединение42. Большинство людей честные, и им можно доверять-2-1012Иногда я отношусь подозрительно к другим людям43. Я обычно работаю добросовестно-2-1012Люди часто находят в моей работе ошибки44. Я легко впадаю в депрессию-2-1012Мне невозможно испортить настроение45. Настоящее произведение искусства вызывает у меня восхищение-2-1012Я редко восхищаюсь совершенством настоящего произведения искусства46. «Болея» на спортивных соревнованиях, я забываю обо всем-2-1012Я не понимаю, почему люди занимаются опасными видами спорта47. Я стараюсь проявлять чуткость, когда имею дело с людьми-2-1012Иногда мне нет дела до интересов других людей48. Я редко делаю необдуманно то, что хочу сделать-2-1012Я предпочитаю принимать решения быстро49. У меня много слабостей и недостатков-2-1012У меня высокая самооценка50. Я хорошо понимаю свое душевное состояние-2-1012Мне кажется, что другие люди менее чувствительны, чем я51. Я часто игнорирую сигналы, предупреждающие об опасности-2-1012Я предпочитаю избегать опасных ситуаций52. Радость других я разделяю как собственную-2-1012Я не всегда разделяю чувства других людей53. Я обычно контролирую свои чувства и желания-2-1012Мне трудно сдерживать свои желания54. Если я терплю неудачу, то обычно обвиняю себя-2-1012Мне часто «везет», и обстоятельства редко бывают против меня55. Я верю, что чувства делают мою жизнь содержательнее-2-1012Я редко обращаю внимание на чужие переживания56. Мне нравятся карнавальные шествия и демонстрации-2-1012Мне не нравится находиться в многолюдных местах57. Я стараюсь поставить себя на место другого человека, чтобы его понять-2-1012Я не стремлюсь понять все нюансы переживаний других людей58. В магазине я обычно долго выбираю то, что надумал купить-2-1012Иногда я покупаю вещи импульсивно59. Иногда я чувствую себя жалким человеком-2-1012Обычно я чувствую себя нужным человеком60. Я легко «вживаюсь» в переживания вымышленного героя-2-1012Приключения киногероя не могут изменить мое душевное состояние61. Я чувствую себя счастливым, когда на меня обращают внимание-2-1012Я скромный человек и стараюсь не выделяться среди людей62. В каждом человеке есть нечто, за что его можно уважать-2-1012Я еще не встречал человека, которого можно было бы уважать63. Обычно я хорошо думаю, прежде чем действую-2-1012Я не люблю продумывать заранее результаты своих поступков64. Часто у меня бывают взлеты и падения настроения-2-1012Обычно у меня ровное настроение65. Иногда я чувствую себя фокусником, подшучивающим над людьми-2-1012Люди часто называют меня скучным, но надежным человеком66. Я привлекателен для лиц противоположного иола-2-1012Некоторые считают меня обычным и неинтересным человеком67. Я всегда стараюсь быть добрым и внимательным с каждым человеком-2-1012Некоторые люди думают, что я самонадеянный и эгоистичный68. Перед путешествием я намечаю точный план-2-1012Я не могу понять, зачем люди строят такие детальные планы69. Мое настроение легко меняется на противоположное-2-1012Я всегда спокоен и уравновешен70. Я думаю, что жизнь – это азартная игра-2-1012Жизнь – это опыт, передаваемый последующим поколениям71. Мне нравится выглядеть вызывающе-2-101;2В обществе я обычно не выделяюсь поведением и модной одеждой72. Некоторые говорят, что я снисходителен к окружающим-2-1012Говорят, что я часто хвастаюсь своими успехами73. Я точно и методично выполняю свою работу-2-1012Я предпочитаю «плыть по течению», доверяя своей интуиции74. Иногда я бываю настолько взволнован, что даже плачу-2-1012Меня трудно вывести из себя75. Иногда я чувствую, что могу открыть в себе нечто новое-2-1012Я не хотел бы ничего в себе менятьСтимульный материал Теста большая пятерка (Big five). Ключ к тесту, обработка результатов Теста большая пятерка (Big five). (Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста). Методика диагностики личностных факторов темперамента и характера (5PFQ))1. Выбранные оценочные значения высказываний переводятся в баллы: Оценочная шкала -2-1012Баллы543212. Балльные оценки проставляются в бланк ответов в правые ячейки соответствующих высказываний. Каждый из основных пяти факторов состоит из пяти первичных факторов. К примеру, основной фактор "экстраверсия – интроверсия' состоит из первичных факторов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5. В количественном выражении первичные факторы определяются суммированием трех балльных оценок. К примеру, первичный фактор 1.1 'активность – пассивность" оценивается суммой баллов, полученных на высказывания 1, 6, 11.Бланк ответов. I II III IV V1  2  3  4  5            6  7  8  9  10            11  12  13  14  15   1.1 = 2.1 = 3.1 = 4.1 = 5.1 = 16  17  18  19  20            21  22  23  24  25            26  27  28  29  30   1.2 = 2.2 = 3.2 = 4.2 = 5.2 = 31  32  33  34  35            36  37  38  39  40            41  42  43  44  45   1.3 = 2.3 = 3.3 = 4.3 = 5.3 =                                                                              46  47  48  49  50            51  52  53  54  55            56  57  58  59  60   14 = 2.4 = 3.4 = 4.4 = 5.4 = 61  62  63  64  65            66  67  68  69  70            71  72  73  74  75   1.5 = 2.5 = 3.5 = 4.5 = 5.5 = I = II = III = IV = V =3. Суммирование балльных оценок первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность соответствующего основного фактора. К примеру, сумма баллов первичных факторов 1.1, 1.2,1.3, 1.4, 1.5 определяет количественную выраженность первого основного фактора "экстраверсия – интроверсия".Таким же образом определяется количественная выраженность остальных основных факторов: II (привязанность – обособленность); III (самоконтроль – импульсивность); IV (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость); V (экспрессивность – практичность).Интерпретация Теста большая пятерка. (Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста). Методика диагностики личностных факторов темперамента и характера (5PFQ))1. На основе уже анализа первичных факторов можно составить определенное представление о характерологических особенностях испытуемого. К примеру, высокие баллы (11-15) по первичному фактору 1.1 свидетельствуют об определенной активности испытуемого, низкие (-7) – о его пассивности. В каждом из первичных факторов слева обозначается черта личности, которая по версии "Большой пятерки" соответствует высоким значениям балльных оценок, справа же обозначается черта личности с низкими балльными оценками. К примеру, первичный фактор 1.2 (доминантность – подчиненность) был оценен высокими баллами (11-15). Можно констатировать, что испытуемому, по-видимому, присущ признак доминантности. Если же по этому фактору получены низкие значения (3-7 баллов), то для испытуемого скорее всего характерен признак подчиненности (конформности).2. Ниже перечислены характерологические признаки, которые могут быть определены у испытуемого с помощью первичных факторов «Большой пятерки».1. Экстраверсия – интроверсия1.1. Активность - пассивность1.2. Доминирование - подчиненность1.3. Общительность - замкнутость1.4. Поиск впечатлений - избегание впечатлений,1.5. Проявление - избегание чувства вины2. Привязанность - обособленность2.1. Теплота - равнодушие2.2. Сотрудничество - соперничество2.3. Доверчивость - подозрительность2.4. Понимание - непонимание2.5. Уважение других - самоуважение3. Самоконтроль - импульсивность3.1. Аккуратность - неаккуратность (отсутствие аккуратности)3.2. Настойчивость - отсутствие настойчивости3.3. Ответственность - безответственность3.4. Самоконтроль поведения - импульсивность (отсутствие самоконтроля)3.5. Предусмотрительность - беспечность4. Эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость4.1. Тревожность - беззаботность4.2. Напряженность - расслабленность4.3. Депрессивность - эмоциональная комфортность4.4. Самокритика - самодостаточность4.5 Эмоциональная лабильность - эмоциональная стабильность5. Экспрессивность - практичность5.1. Любопытство - консерватизм5.2. Любознательность - реалистичность5.3. Артистичность - отсутствие артистичности5.4. Сенситивность - нечувствительность5.5. Пластичность - ригидность3. Сумма баллов первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность основного фактора. 4. Индивидуально-типологический опросник Л.СобчикИнструкция: Прочитай каждое утверждение, если Вы согласны с ним - отвечайте “Да”, если не согласны - “Нет”. Будьте внимательны, если звучит отрицание, например “Я не люблю ходить в гости...” и т.д., то ответ “согласен, не люблю” обозначается как “Да”. Или “Мне не бывает стыдно, когда я...” ответ “Нет”, означает, что тебе “бывает стыдно, когда...”.1.Я постараюсь отнестись к обследованию ответственно и быть максимально искренним.2.У меня очень сложный и трудный для окружающих характер.3.Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве, чем в присутствии многих людей или в шумном месте.4.Решая серьёзные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи.5.Я очень редко заговариваю первым с незнакомыми людьми.6.Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках.7.Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели.8.Я часто тревожусь по пустякам.9.В моих неудачах виноваты определённые люди.10.Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я обычно общаюсь.11.Меня мало касается всё, что случается с другими.12.Мне интересны яркие, артистические личности.13.Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих.14.В шумной компании я чаще всего – в роли только наблюдателя.15.Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей.16.Я – человек абсолютно правдивый и искренний.17.Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми.18.Меня часто тянет к шумным компаниям.19.Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно.20.Мне всегда приятно заводить новых знакомых.21.Берясь за какое-либо дело, я не стану долго раздумывать прежде чем начать действовать.22.Меня раздражают люди, пытающиеся изменить моё мнение, когда я уверен в своей правоте.23.Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьёзного повода.24.Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведённый мною порядок.25.Я умею привлекать к себе внимание окружающих меня людей.26.В жизни я твёрдо придерживаюсь определённых принципов.27.Люблю посещать компании, где можно танцевать или петь.28.Я чрезвычайно чувствителен к изменениям настроения окружающих меня людей.29.Я могу не смущаясь дурачиться в весёлой компании.30.Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу моих неприятностей.31.Я никогда не поступаю как эгоист.32.Часто бывает так, что из-за меня у окружающих портится настроение.33.Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один, а не в присутствии многих людей.34.Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела.35.Мне трудно преодолеть застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей.36.Мнение старших по возрасту или положению большого значения для меня не имеет.37.Мне не трудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным.38.Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие.39.Я всегда бываю упрям в тех случаях, когда уверен в своей правоте.40.Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и не интересно.41.Никто не может навязывать мне своё мнение.42.Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками.43.Я могу изменить своё мнение под давлением окружающих.44.В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с попутчиками.45.Я никогда не вру.46.Я никогда не откладываю на завтра то, что следовало сделать сегодня.47.Я вечно ничем не доволен.48.Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях.49.Я умею заинтересовать людей и повести их за собой.50.Мне нравится командовать другими.51.Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела.52.Мне бывает неловко за высказывания и поступки моих близких.53.Мне нередко приходилось в драке защищать свои права.54.Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуют неудачи.55.Моё настроение находится в сильной зависимости от настроя тех, кто меня окружает.56.Я добиваюсь своего упорством и настойчивостью.57.Мне часто бывает скучно, когда вокруг меня веселятся.58.Моё грустное настроение легко исправляется, если я смотрю в кино или по телевизору комедийное представление.59.Ради сохранения добрых отношений я могу отказаться от своих намерений.60.Я всегда придерживаюсь общепринятых правил поведения.61.Меня любят все мои друзья.62.У меня трагичная судьба.63.У меня много близких друзей.64.Я самый несчастный человек на свете.65.Мне проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность, даже если речь идёт о моих проблемах.66.Я стараюсь быть таким, «как все», не выделяться среди других.67.Я – человек спокойный, уравновешенный.68.Я могу долго не реагировать на чьи-то шутки, но потом «взорваться» гневной реакцией.69.Я очень чувствителен к изменениям погоды.70.Я не люблю присутствовать на шумных застольях.71.Я могу проявить безалаберность в делах, а потом понемногу приводить их в порядок.72.Я люблю ходить в гости.73.Мне всё равно, что обо мне думают окружающие.74.Я волнуюсь только по поводу очень больших неприятностей.75.Я никогда не испытываю желание выругаться.76.Я никого никогда не обманывал.77.Мне никто не нужен и я не нужен никому.78.Я – человек застенчивый.79.Мне ужасно не везёт в жизни.80.Я часто стараюсь следовать советам более авторитетной личности.81.Я бы очень переживал, если бы кого-то задел или обидел.82.Меня ничем не испугать.83.Я часто пользуюсь чужими советами при решении своих проблем.84.В своих неудачах я, в первую очередь, виню самого себя.85.Я совершенно не обращаю внимания на свой стиль одежды.86.Я не стараюсь планировать своё ближайшее будущее и работу.87.Когда меня зовут в гости, я чаще всего думаю: «Лучше бы мне остаться дома».88.Я ничего не знаю о личных проблемах окружающих меня людей.89.Малейшая неудача резко снижает моё настроение.90.Я никогда не сержусь.91.Я отвечал на все вопросы очень правдиво.Интерпретация и обработка результатов:ШкалаВерноНеверноЛожь16, 31, 45, 46, 60, 61, 75, 76, 90Аггравация2, 17, 32, 47, 62, 64, 77, 7991Экстраверсия12, 27, 29, 42, 44, 7214, 57, 87Спонтанность4, 19, 21, 34, 49, 506, 65, 80Агрессивность7, 22, 36, 37, 51, 53, 6866, 81Ригидность9, 24, 26, 39, 41, 5671, 83, 86Интроверсия3, 5, 33, 35, 48, 7818, 20, 63Сензитивность15, 28, 43, 59, 8911, 13, 30, 74Тревожность8, 23, 38, 52, 54, 69, 8467, 82Лабильность10, 25, 40, 55, 5870, 73, 85, 88За каждый ответ, совпадающий со значимым, начисляется один балл. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по восьми шкалам.Показатели в пределах нормы (3-4 балла) - гармоничная личность.Выраженные умеренно (5-7 баллов) - акцентуированные черты.Выраженные избыточно (8-9 баллов) - дезадаптирующие свойства.Тенденции, компенсированные полярными свойствами (то есть, антитенденциями), являются свидетельством значительной эмоциональной напряженности и признаком наличия внутреннего конфликта, если показатели выше 5 баллов. Для нормы (в пределах 4-х баллов) это свидетельство сбалансированности разнонаправленных свойств.Показатели 0 и 1 баллов указывают на гипоэмотивность, плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании.Социально-психологические аспекты (лидерство, компромиссность и т.д.) проявляются как акцентуированный или дезадаптирующий стиль межличностного поведения при выраженных показателях (более 4-х) по соседствующим типологическим свойствам.При этом: Ложь (неискренность) более 5 баллов - данные недостоверны. Аггравация (подчеркивание проблем) более 5 баллов - данные недостоверны.Данная типология индивидуально-личностных свойств базируется на целостном понимании личности с позиций теории ведущих тенденций,которые пронизывают все уровни личности: и самые низкие, биологические, и его характерологическую структуру, и более высокий уровень - социальной активности человека.Показатель "тревожности" при умеренных показателях (3-4 балла) выявляет лишь осторожность в принятии решений, ответственность по отношению к окружающим, социальную созвучность среде, при высоких показателях эта шкала выявляет избыточную тревожность, мнительность, боязливость, склонность к навязчивым страхам и паническим реакциям. Шкала "стеничности (агрессивности)" в норме соответствует достаточно уверенной тенденции самоутверждения, активной самореализации, отстаивания своих интересов и лишь при высоких баллах указывает на эгоцентризм и склонность к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих, вплоть до явных агрессивных высказываний или действий.Спонтанность (раскованное самоутверждение, наступательность, стремление к лидированию), сочетающая в себе экстравертированность и агрессивность, формирует "сильный" (гипертимный) тип поведения с наиболее четко выраженными типологическими свойствами, в то время как сензитивность (чувствительность, ориентация на авторитет более сильной личности, конформность, черты зависимости), представляющая собой сплав интровертированности и тревожности, формирует атрибутику типологически "слабой" (гипотимной) конституциональной структуры. Нижняя часть полукруга отражает те типологические свойства, которые проявляются как более выраженная ориентация не на средовое воздействие, а на собственные субъективно обусловленные установки, т.е. гомономность. Напротив, верхняя его часть представляет типологические тенденции, указывающие на подвластность индивида воздействию среды (гетерономность).Противопоставляемые друг другу типологические свойства ригидности и лабильности (подвижности) формируют в свою очередь два полярных типа, представляющих собой смешанные варианты по отношению к чисто гипертимному и чисто гипотимному. Один из них - ригидный - характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью (тугоподвижностью) установок и настойчивостью личности, склонной к педантизму и настороженной подозрительности. Другой - лабильный (эмотивный) - отличается выраженной изменчивостью настроения, мотивационной неустойчивостью, повышенной эмотивностью, чертами демонстративное (личность, ищущая признания).Промежуточные характеристики представляют собой сплав соседствующих на схеме свойств, синтез двух ведущих тенденций, формирующих свойства, проявляющиеся в социальной активности индивида:"Конформность" проявляется на стыке таких ведущих тенденций как "тревожность" и "сензитивность": конформность как стиль поведения базируется на типологических свойствах неуверенности в себе и избыточной ориентированности на общепринятые нормы поведения. Повышенная тревожность в сочетании с эмоциональной неустойчивостью в эксперименте показали высокую корреляцию с таким социально-психологическим свойством как "компромиссность", т.е. одновременное стремление к самоутверждению и к избеганию конфликта с референтной группой. "Зависимость" как стиль взаимодействия с микросоциумом оказалась тесно связанной с такими типологическими свойствами как "интроверсия" (склонность к уходув мир идеалов, застенчивость, замкнутость) и "сензитивность" (чувствительность и ранимость в отношении средовых воздействий с выраженной потребностью в глубокой и постоянной привязанности и в защите со стороны более сильной личности), так эти тенденции создают почву для поведения, направленного на избегание конфликта и поиска щадящей социальной ниши. "Лидерство" как свойство, проявляющееся в норме самостоятельностью в принятии решений, предприимчивостью и стремлением быть "ведущим", а не "ведомым", формируется сочетанием умеренно выраженной "спонтанности" и "агрессивности" (как продолжение высокой активности). Однако при высоких (8-9) баллах отражает самоуверенность и неумение соблюдать субординацию по отношению к страшим по должности или по возрасту лицам, или даже самовлюбленность и манию величия. "На стыке" таких свойств как "эмоциональная лабильность" и "экстраверсия" проявляется "коммуникативность". Этому способствуют демонстративность и поиски признания неустойчивой личности в сочетании с высокой социальной активностью экстраверта.В то же время следует подчеркнуть, что "социальная пассивность", базирующаяся на "интровертированности" здесь рассматривается как свойство неоднозначное: имеется в виду менее выраженная реактивность внешних проявлений чувств при одновременно более богатой интрапсихической активности, что проявляется как высокая рефлексивность (чувствительность к внешним воздействиям), напряженная внутриличностная работа по самосовершенствованию, склонность к мечтам и фантазированию. Напротив, "социальная активность" рассматривается как склонность к широким контактам с людьми, разговорчивость и двигательная раскрепощенность, но при этом ослаблена склонность к самосовершенствованию и тенденция к самонаблюдению."Индивидуализм" формируется сочетанием "интровертированности" с "ригидностью" и проявляется устойчивостью собственного, временами достаточно самобытного и субъективного мнения. Сочетание "ригидности" с "агрессивностью" проявляется конфликтным и неконформным стилем поведения. Если "конформность" в норме проявляется как хранительница традиций и устоев общества, то неконформность - тенденция к отвержению общепринятых канонов и устаревших догм, спутница радикализма и прогресса, которая при низком уровне развития или при патологии ведет к антисоциальным формам поведения.Из этой достаточно богатой гаммы индивидуально-личностных свойств, базирующихся на восьмеричной типологической градации можно выделить наиболее характерные признаки, связанные с половой принадлежностью. Так, среди женщин чаще встречаются сензитивный, тревожный и эмотивный типы реагирования, уходящие корнями в тормозимые и лабильные свойства нервной системы. Среди мужчин чаще можно наблюдать спонтанный, агрессивный и ригидный типы реагирования, базирующиеся на импульсивных, возбудимых и тугоподвижных свойствах нервной системы.Кроме того, некоторые сочетания несоседствующих на схеме тенденций дают новые типологические паттерны. Так, комбинация "спонтанности" с "интроверсией" характерна для экспансивных шизоидов, а склонность к перепадам настроения (колебания между "интровертированностью" и "экстравертированностью") свойственна циклотимным личностям.Изучение индивидуального стиля когнитивной деятельности в сравнительном анализе с данными типологического опросника позволило обнаружить следующие закономерности: социально активные коммуникабельные экстраверты отличаются преобладанием правополушарных характеристик: освоение новой информации им дается легче через разговорное общение.Среди них эмоционально лабильные и тревожные личности с компромиссным стилем социального поведения отличаются художественным, наглядно-образным типом восприятия, склонностью к опоре на цельно-чувственные образы, что способствует формированию в профессиональном плане тяги к таким видам деятельности, где человек оказывается эмоционально вовлеченным в контакты с окружением, может перевоплощаться в разные социальные роли и быть в центре внимания окружающих, а также проявлять свои художественные наклонности. Спонтанные, склонные к лидированию, неконформные личности при той же целостности восприятия при постижении новой информации больше ориентированы на собственную интуицию. Их знание или понимание проблемы может опережать опыт. В процессе принятия решений они руководствуются догадкой, предвосхищением, и способны на основании минимальной информации выстроить целое, пренебрегая детальной проработкой изучаемого материала. Их профессиональная деятельность лежит преимущественно в сфере предпринимательства, организации, администрирования.Близкие к этой группе спонтанно-стеничные личности больше стремятся к двигательной, а не мыслительной активности. Среди них большинство выбирает спортивную деятельности, путешествия, военную службу, профессии, связанные с повышенными физическими нагрузками.Полярный им тревожный тип чаще встречается среди воспитателей, учителей и представителей других профессий, требующих самоотречения и нуждающихся в щадящей социальной нише (священнослужители, миссионеры, общественные деятели, борцы за воплощение в жизнь гуманных идей).Социально пассивные интроверты в большинстве своем относятся к левополушарному когнитивному стилю. При этом лица, типологически относимые к сензитивным и тревожным (конформным и зависимым) личностям, больше ориентированы на вербальный стиль освоения материала (через словесную информацию). Отсюда выбор таких профессий как преподавание, наука, канцелярская, библиотечная работа, филология и прочие гуманитарные виды деятельности.Социально пассивные индивидуалисты и ригидные личности усваивают и передают информацию, пользуясь языком символов, формул и Цифр. Поэтому их профессиональный выбор чаще всего сводится к точным наукам, механике, физике, финансовому учету, бухгалтерии, военной службе, ремеслам, шитью, конструированию и другим видам деятельности, где нужна точность, соразмерность движений, хороший глазомер. Их стиль мышления - системный, синтетический, прагматичный, складывающий Целое из "кирпичиков" отдельных составляющих деталей.Сбалансированность и умеренная степень выраженности разных типологических свойств отражает стабильность и уравновешенность гармоничной личности. При дезадаптации эти тенденции усиливаются и заостряются в зависимости от предиспозиции.Признак инфантилизма у взрослых людей - высокие баллы по шкале "экстраверсия" в сочетании с выраженной "спонтанностью" или "лабильностью".Акцентуации характера проявляются высокими баллами по шкале "интроверсии" и "ригидности" (аутизм и паранойяльность), по шкале "интроверсии" и "спонтанности" (экспансивный шизоид), по шкале "спонтанности" и "агрессивности" - антисоциальное поведение, "агрессивности и "ригидности" - эксплозивный тип акцентуации.Максимальные баллы (8 - 9) выявляют дезадаптаивные (психопатические) черты соответствующего паттерна. Для истерической психопатии характерны высокие показатели одновременно по двум полярным шкалам "лабильности" и "ригидности"; для неврастенического варианта личности - сочетание высокой "сензитивности" со столь же высокой "спонтанностью".Психосоматическая предиспозиция характеризуется повышенными показателями ортогональных (полярных по значению) типологических свойств. Формируя психологическую компенсированность одного полярного признака другим, такой паттерн обрисовывает конфликтную разнонаправленность тенденций, которая создает почву для перевода социально-психологических проблем в соматические расстройства.Рисунок 5 представляет собой данные обследования тестом ИТО Иванова И.И., возраст 44 года, врач-окулист по специальности. Его индивидуально-типологические свойства определяются интровертностью, тревожно-мнительной акцентуацией, вербальным типом восприятия, конформно-зависимой позицией в социальных контактах, тягой к кабинетному стилю профессиональной деятельности. Заостренные до уровня акцентуации черты характера отчасти компенсируются в ответственных ситуациях противоположными тенденциями, что позволяет сохранить социально-психологическую адаптацию на необходимом уровне; вместе с тем, это свидетельствует о наличии определенной эмоциональной напряженности в связи с разнонаправленными индивидуально-личностными тенденциями. Для самореализации личности требуется благоприятная социальная ниша. В процессе психотерапии основной мишенью является повышенная тревожность и заниженная самооценка.Сравнительный анализ лиц практической нормы и больных с пограничными состояниями обнаружил связь типа дезадаптации с индивидуально-личностными особенностями, выявленными как базисные свойства. Наряду с этим была обнаружена зависимость между определенной избирательностью к психогенным факторам и эмоционально динамическим паттерном (см. Главу VI).Моделью усиления индивидуально-личностных тенденций может служить исследование психогенно обусловленных реакций и пограничных нервно-психических расстройств. Изучение репрезентативной группы больных с пограничными психическими расстройствами (неврозы, невротические реакции, невротические и патохарактерологические развития личности, психопатии) показало следующее.У больных неврозами с наличием в клинической картине заболевания ипохондрической симптоматики было выявлено преобладание тормозимых черт: тревожности, сензитивности, интровертированности (р = 0,84).У больных, отличавшихся выраженной эмоциональной неустойчивостью, с истероидными проявлениями и склонностью к фиксированным страхам отмечалось значительное преобладание показателя "лабильности" на фоне повышенной "тревожности".Преобладание в структуре клинической картины астено-депрессивных невротических расстройств оказалось достоверно связано с гипостеническим типом реагирования, признаками преобладания показателей "интровертированности", "сензитивности" по данным НТО. При навязчивых страхах у больных была выявлена достоверная связь (р = 0,88) с равновысокими показателями тревожности и эмоциональной "лабильности" при смешанном типе реагирования.У больных с преобладанием в клинической картине истерических проявлений выявлена достоверная связь (р = 0,73) эмоциональной "лабильности" и "ригидности". При патохарактерологическом развитии личности наряду с "сензитивностью" и "тревожностью" были выявлены признаки гомономного (стенического) типа реагирования ("ригидность", "спонтанность", "агрессивность").При алкоголизме следует обращать внимание на признаки эмоциональной незрелости (высокие баллы по "экстраверсии" и "спонтанности") плюс заострение черт гипертимного круга (высокие баллы по агрессивности, ригидности), иногда отмечается нарастание интроверсии, изредка - лабильности.Изменения личности при шизофрении весьма разнообразны и зависят от формы, течения и длительности заболевания. Естественно, неврозоподобные проявления отражаются преобладанием показателей тревожных, сензитивных и интровертных индивидуально-типологических свойств. При психопатоподобной форме отмечается соответственное усиление гипертимных типологических характеристик. Однако, в силу плохого самопонимания и снижения критичности (особенно при изменениях в интеллектуальной сфере), самооценка больных неадекватна, что следует иметь в виду при рассмотрении результатов исследования.При изучении посттравматических стрессовых состояний следует исходить из той предпосылки, что реакция каждого конкретного человека произрастает из его индивидуально-типологических особенностей и не носит сколько-нибудь специфического характера. Зная типологическую принадлежность конкретного человека, следует своевременно предпринять профилактические меры и индивидуализировать пути коррекции нарастающей эмоциональной напряженности.

-

Вопрос-ответ:

Какие основные подходы в изучении удовлетворенности жизнью существуют в современной психологии?

В современной психологии существуют различные подходы к изучению удовлетворенности жизнью. Некоторые исследователи сосредоточены на изучении ее объективных критериев, таких как достаток материальных благ или социальный статус. Другие исследователи склоняются к изучению субъективных составляющих удовлетворенности, таких как эмоциональное состояние и жизненные ценности.

Какие факторы влияют на удовлетворенность жизнью и личностные особенности людей молодого и зрелого возраста?

Удовлетворенность жизнью и личностные особенности людей молодого и зрелого возраста могут быть влиянием различных факторов. Некоторые из них могут включать социоэкономический статус, образование, близкие отношения, здоровье, профессиональную успешность и смысл жизни.

Какова взаимосвязь между удовлетворенностью жизнью и личностными особенностями людей молодого и зрелого возраста?

Взаимосвязь между удовлетворенностью жизнью и личностными особенностями людей молодого и зрелого возраста может быть сложной и многоаспектной. Некоторые исследования показывают, что определенные личностные черты, такие как оптимизм или экстраверсия, могут быть связаны с более высоким уровнем удовлетворенности жизнью.

В чем состоят особенности удовлетворенности жизнью и личностных особенностей людей молодого и зрелого возраста?

Удовлетворенность жизнью и личностные особенности людей молодого и зрелого возраста могут отличаться. Например, молодые люди могут быть более склонны к экспериментированию и исследованию новых возможностей, в то время как люди зрелого возраста могут больше ценить стабильность и устоявшиеся ценности.

Какие основные подходы в изучении удовлетворенности жизнью существуют в современной психологии?

Основные подходы в изучении удовлетворенности жизнью в современной психологии включают объективные и субъективные подходы. Объективные показатели основаны на внешних условиях жизни и включают, например, уровень дохода или социальный статус. Субъективные показатели ориентированы на внутреннее переживание и включают, например, уровень счастья или удовлетворенности отношениями.

Какие факторы могут влиять на удовлетворенность жизнью и личностные особенности людей молодого и зрелого возраста?

Факторы, влияющие на удовлетворенность жизнью и личностные особенности людей молодого и зрелого возраста, могут быть различными. Некоторые из них включают уровень социальной поддержки, качество межличностных отношений, физическое и психическое здоровье, возможности самореализации, уровень образования и профессиональные достижения. Также важную роль могут играть генетические факторы и индивидуальные особенности личности.

Какие подходы используются при изучении удовлетворенности жизнью и личностных особенностей молодых людей?

При изучении удовлетворенности жизнью и личностных особенностей молодых людей используются различные подходы. Некоторые исследования сосредоточены на психологических особенностях молодежи, таких как самооценка, самопринятие, степень субъективного благополучия и др. Другие исследования могут рассматривать влияние социокультурных факторов на удовлетворенность молодых людей, например, роль семьи, образования или социальной поддержки.

Какие подходы используются в изучении удовлетворенности жизнью в современной психологии?

В современной психологии используются различные подходы при изучении удовлетворенности жизнью. Некоторые исследователи сосредотачиваются на измерении субъективной оценки жизни, другие рассматривают уровень жизненной удовлетворенности как результат баланса между желаниями и реальной жизнью. Также важным аспектом исследования является изучение факторов, которые влияют на уровень удовлетворенности жизнью, такие как социальная поддержка, достижение целей и уровень самооценки.

Какие факторы влияют на уровень удовлетворенности жизнью?

Уровень удовлетворенности жизнью может зависеть от различных факторов. Некоторые из них включают социальную поддержку, достижение целей, уровень образования, уровень дохода и здоровье. Также семейное положение, качество отношений, степень самооценки и реализации потребностей также могут оказывать влияние на общую удовлетворенность жизнью.

В чем состоит взаимосвязь между удовлетворенностью жизнью и личностными особенностями?

Существует взаимосвязь между удовлетворенностью жизнью и личностными особенностями людей. Некоторые исследования показывают, что люди с высоким уровнем удовлетворенности жизнью чаще проявляют оптимизм, позитивное отношение к жизни и высокую самоэффективность. Также наблюдается связь между низким уровнем удовлетворенности жизнью и такими личностными особенностями, как негативная самооценка, тревожность и депрессия.

Какие основные подходы используются в изучении удовлетворенности жизнью?

В изучении удовлетворенности жизнью используются различные подходы. Один из них — это субъективная оценка жизни, которая основана на собственной оценке качества жизни человеком. Другой подход — это оценка баланса между желаниями и реальностью, который предполагает, что удовлетворенность жизнью зависит от того, насколько человек достигает своих целей и ожиданий.

Какие основные подходы используются в изучении удовлетворенности жизнью в современной психологии?

В современной психологии существуют различные подходы к изучению удовлетворенности жизнью. Один из них - субъективный подход, который основан на том, что удовлетворенность жизнью является личной оценкой собственного благополучия и счастья. Другой подход - объективный - связан с оценкой конкретных жизненных условий и ресурсов, которые могут влиять на удовлетворенность. Также существуют теории, основанные на биологических и генетических аспектах, психологические теории и теории, связанные с культурными и социальными факторами.